Научная статья на тему 'Противосектантская деятельность в Омской епархии после Указа "об укреплении начал веротерпимости"'

Противосектантская деятельность в Омской епархии после Указа "об укреплении начал веротерпимости" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ткачев Александр Андреевич

В статье рассматривается противосектанская деятельность после 1905 года на примере Омской епархии. Указываются сложности, а также методы данной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-SECTARIAN ACTIVITIES IN THE OMSK DIOCESE AFTER THE DECREE "ON STRENGTHENING OF RELIGIOUS TOLERANCE"

The article deals with anti-sectarian activities after 1905 on the example of Omsk diocese. The article points out the complexity and methods of such work.

Текст научной работы на тему «Противосектантская деятельность в Омской епархии после Указа "об укреплении начал веротерпимости"»

Иерей Александр ткачев «Противосектантская деятельность в Омской Епархии после Указа «Об укреплении начал веротерпимости»

удК 266.2

ПРОТИВОСЕКТАНТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОМСКОЙ ЕПАРХИИ ПОСЛЕ УКАЗА «ОБ УКРЕПЛЕНИИ НАЧАЛ ВЕРОТЕРПИМОСТИ»

Иерей Александр Ткачев, проректор по воспитательной работе Омской духовной семинарии

Аннотация. В статье рассматривается противосектантская деятельность после 1905 года на примере Омской епархии. Указываются сложности, а также методы данной работы.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, церковно-государственные отношения, история Омской епархии, архиепископ Гавриил (Голосов).

ANTI-SECTARIAN ACTIVITIES IN THE OMSK DIOCESE AFTER THE DECREE «ON STRENGTHENING OF RELIGIOUS TOLERANCE»

Priest Alexander Tkachev, Vice-rector for educational work Omsk theological Seminary

The article deals with anti-sectarian activities after 1905 on the example of Omsk diocese. The article points out the complexity and methods of such work.

Keywords: Russian Orthodox Church, Church-state relations, history of Omsk diocese, Archbishop Gavriil (Golosov).

1одписанный Указ «Об укреплении начал веротерпимости» в 1905 году I привел к тому, что в связи с активным переселенческим движением в ■дДМ_Омскую епархию переехало множество сектантов, что «негативно» повлияло на миссионерскую деятельность.

Подписанный Указ был уступкой самодержавия перед нарастающими революционными движениями [11]. Указ предоставлял свободу вероисповедания всем конфессиям на территории России и имел намерения «обеспечить и каждому из Наших (имп. Николай II - А.Т.) подданных свободу верования и молитв по велениям его совести» [4]. С этого времени совершенно изменяется положение расколо-сектантства в России и его отношение к Православной Церкви. Сообразно с Указом и отношение Православной Церкви к расколам и сектантству изменяется в корне: убираются все преграды, уничтожаются все репрессивные меры в ограждении православия. И если раньше «надежда» была на полицейскую, внешнюю, юридическую силу, то теперь Указ 17 апреля эту силу устраняет.

В это же время в связи с активным переселенческим движением в Омскую епархию переехало множество сектантов, что в свою очередь «негативно» повлияло на миссионерскую деятельность.

До издания данного указа в Омской епархии сектантов насчитывалось: штунди-стов - 1600 человек, молокан Уклеинского толка - около полутора тысяч последователей, 12 человек - меннониты, 11 человек субботников - талмудистов и 25 подозреваемых в принадлежности к секте хлыстов [1, с. 171]. К 1907 году появились адепты новых сект: баптисты, пашковцы, толстовцы, количество их увеличилось почти на тысячу человек - до 4000 человек, раскольников насчитывалось до 25 тысяч человек [2, с. 4]. Численность и разнообразие толков увеличивалось, в основном, вследствие переселенческого движения, а что касается старообрядчества, то многих раскольников высылали в Сибирь из пределов Европейской России, и многие селения, в 1895 году вошедшие в состав Омской епархии, после реформ Никона становились «гнездом» раскольников [5, с. 42].

Возглавлявший в те годы Омскую епархию преосвященный Гавриил (Головос) с большой опаской оценивал последствия Указа о веротерпимости: «Никогда еще так открыто и нагло не заявляла о себе пропаганда сектантства и старообрядчества, как теперь после указов 17 апреля 1905 года и 17 октября 1906 года. Вследствие этого дело миссии в Омской епархии в смысле удержания пасомых в недрах православия обстоит безотрадно...» [2, с. 4]. Это мнение архиерея, который управляет епархией. Помимо епископа, многие светские и духовные лица смотрели на дело миссии как дело, которое «теперь кончено, миссия теперь не нужна, теперь все равны и свободны, кто куда хочет, туда и идет?!» [6, с. 18].

Несколько иначе думал Епархиальный миссионер Иван Алексеевич Ливанов, который смотрел на дело миссии с другой стороны. Он писал: «Теперь только и начинается свободное миссионерское дело, теперь только оно и может быть поставлено с внешней и внутренней стороны более или менее нормально.» [6, с. 18].

В интересах миссии предлагалось иметь двух епархиальных миссионеров.

Епископ Гавриил 14 августа 1907 года на должность епархиального противосек-тантского и противораскольничного миссионера назначает кандидата богословия Дмитрия Архипповича Несмеянова. В своем отчете, публикуемом в «Епархиальных ведомостях» от 1 мая 1910 года, он сообщает, что «Теперь нет ни одного уезда, где не было бы сектантов, особенно штундо-баптистов» [8, с. 8]. В наиболее значительных поселках сектанты выписывают журналы «Христианин», «Духовный Христианин», а также «Баптист».

С целью содействия отцам-миссионерам в Омской епархии при Центральном стане Миссии в Заречной Слободке города Семипалатинска в 1907 году открывается Братство при Киргизской миссии. Целью данного братства было содействие Киргизской миссии в деле обращения в православие инородцев, помощь миссионерам в поддержке нравственности среди новообращенных в православие, подготовка готовящихся принять Святое Крещение и скорейшее удовлетворение религиозных потребностей. В братство могли вступать лица обоего пола, всех званий и сословий [10, с. 33]. Таким образом, мы видим, что Киргизская миссия обращается ко всем православным независимо от пола и звания с целью проповеди веры Христовой.

В 1909 году по предложению епископа Гавриила епархиальное Братство организовало в различных храмах города религиозно-просветительные чтения, на которых разоблачались сектантские учения.

Омское епархиальное Братство рассылало в селения, зараженные расколо-сектантством, брошюрки противосектантского и противораскольнического со-

77 Л V»

2020 (8)

держания, бесплатно раздавало эти брошюрки населению. В 1906 году Братство за собственный счет содержало двух противораскольнических миссионеров, а в 1907 году, когда по благословению Преосвященного Гавриила Омское городское духовенство организовало по воскресным дням религиозно-просветительские чтения, Братством была открыта библиотека из философско-богословских и религиозно-нравственных книг.

Согласно отчету за 1909 год общая численность сектантов в Омской епархии -7498 человек. Из них: штундисты - 85 чел.; штундобаптисты - 5130 чел.; молокане уклеинского толка - 2170 чел.; субботников - 12 чел.; меннонитов - 12 чел.; подозреваемых в хлыстовстве - 37 чел.; духоборов - 2 чел.; адвентистов - 50 чел.;

неизвестное количество иоаннитов [8, с. 8].

Как видно из отчета Омского епархиального противосектантского и про-тивораскольнического миссионера, наиболее серьезную тревогу у пастырей Омской епархии вызывал штундобаптизм. В 1907 году в Омской епархии образовался целый поселок Славянка, населенный баптистами. Необходимо отметить, что приведенные выше цифры являются неточными в силу того, что установить точную численность невозможно по причине тайной пропаганды, а также потому, что уклоненные в секты долгое время скрываются, так что даже священники не всегда могут точно знать, какие семьи перешли в раскол или секту.

Среди условий, благоприятно действующих на распространение сектантства в Омской епархии, выделяются такие, как обширность земли, в частности, Акмолинская и Семипалатинская области, свобода вероисповедания (о которой говорилось выше), а также малочисленность и обширность приходов [8, с. 13].

Отчеты Омского епархиального противосектантского и противораскольни-ческого миссионера сохранили сведения о том, сектантские общины, находящиеся на территории Омской епархии, имеют между собой деятельное и живое взаимообщение, что указывает на прочную организацию. Во главе баптистов стоит Г.И. Мазаев, который является для них епископом. Помимо этого, сектанты имеют постоянную переписку с видными деятелями сектантства России, что в свою очередь затрудняет миссию православных.

В отчете имеются сведения о том, как баптисты силой заставляли православных присутствовать на своих собраниях, как они с проповедями врывались в дома православных жителей и т.д.

Например, в Павлодарском приходе одним из «лидеров» штундобаптистов был купец Антон Иванович, не выпускавший из своей лавочки человека, не побеседовав с ним о святости своего учения [7, с. 22-27].

Нравственное состояние баптистов оценивается негативно, их сравнивают с фарисеями, с самохвальством и гордостью. Особо указываются такие пороки, как воровство, пьянство и картежные игры. «Среди молодежи царит разврат, и старшие подают им в этом пример», - говорится в отчете [8, с. 17].

история омской епархии (1895-2020)

Иерей Александр ткачев «Противосектантская деятельность в Омской Епархии после Указа «Об укреплении начал веротерпимости»

Старообрядцы после 1905 года почувствовали себя свободно и на Сибирских съездах решали вопросы об устройстве своих школ, старообрядческих обществ трезвости и библиотек. Кроме того, по сообщению газеты «Колокол», у старообрядцев до 1905 года в Омске не было своей общины, а уже в 1905 году появилась.

В 1909 году старообрядцев в Омской епархии насчитывалось около 20 тысяч человек, среди которых были приемлющие австрийское священство, бегло-поповцы, остальные принадлежали к поморскому и федосеевскому согласиям с подразделением на мелкие толки.

Правилами об устройстве внутренней миссии Православной Русской Церкви за № 3443 от 20-26 мая 1908 года в каждой епархии было предусмотрено открытие Епархиального миссионерского Совета, находящегося под покровительством местного архиерея. Члены этого Совета должны были назначаться епархиальным Преосвященным из духовных лиц, опытных в миссионерском служении, и светских лиц, сочувствующих ему. В Совете сосредотачивались все сведения по состоянию внутренней миссии в епархии, обсуждались все мероприятия и дела, касающиеся миссионерской деятельности, Совет также был призван заботиться о развитии миссионерского дела и изыскивать необходимые для существования епархиальной миссии средства.

Преосвященный Гавриил, учитывая чрезвычайно сложное положение миссии в епархии, счел благовременным устроить в Омске центральный орган - Миссионерский Совет, в котором сосредотачивалась, объединялась и регулировалась деятельность внутренней миссии.

Данный Совет был призван помогать духовенству всей епархии в борьбе с сектантством и неверием, должен был объединить разрозненные силы духовенства, давал руководящие указания, а в случае возможности, оказывалась и материальная поддержка православным миссионерам в их борьбе с сектантством [3, с. 76-80].

В 1910 году при Свято-Троицкой Церкви на станции Омск Сибирской железной дороги образовался миссионерский кружок. Такие кружки руководились приходским пастырем и должны были содействовать ему в деле религиозно-нравственного просвещения, ограждения прихожан от расколо-сектантства и возвращения в лоно Православной Церкви отпадших от нее [9, с. 32-38].

В епархии было также организовано «Омское епархиальное Братство ревнителей Православия, Самодержавия, Русской Народности и христианского благотворения». Одной из своих целей Братство считало оказание моральной и материальной помощи миссионерам, иноверцам, готовящимся ко Святому Крещению, а также выдачу денежных пособий и помощь в поиске подходящей профессии новокрещенным иноверцам.

Следует особо отметить тот факт, что при епископе Гаврииле (Голосове) в 1909 г. велись переговоры об открытии семинарии. Одной из задач открытой духовной семинарии являлась задача выпускать священников, готовых к миссионерскому служению среди раскольников, сектантов и мусульман.

Учебный план семинарии был составлен, исходя именно из этих задач: для более успешного ведения противоисламской миссии было введено изучение му-

2020 (8)

сульманской догматики и киргизского языка, а в интересах противосектантской полемики было решено при изучении богословских предметов особое внимание обращать на те места Евангелия, которые превратно толкуются сектантами и раскольниками, и соответственно особенный акцент делать на православном понимании этих евангельских текстов.

Среди мер противосектантского характера на территории Омской епархии выделяют следующие:

• снабжение библиотек противосектантской и апологетической литературой;

• произнесение апологетических проповедей и частные беседы;

• особое отношение к богослужению - внятное, неторопливое, тихое, стройное пение, располагающее к молитве;

• внебогослужебные собеседования;

• публичные беседы с сектантами Епархиальным миссионером;

• раздача брошюр противосектантского характера [8, с. 19-20].

Естественно, на любые попытки православных пастырей пресекать сектантскую пропаганду, сектанты объявляли священников лжепророками, а себя провозглашали святыми. Священник Павлоградского прихода И. Оксиюк считал, что присутствие и деятельное участие в этих беседах православных необходимо, но их нужно подготовить к предстоящим дебатам, объяснить разницу между штундобаптистским учением и учением Православной Церкви. Этот же священник подчеркивал необходимость противосектантской литературы, обосновывая это тем, что прихожане часто просят у священника что-нибудь почитать о баптизме, а тот иногда не только не имеет, но и не знает такой литературы.

В пример антисектантской деятельности можно привести следующий случай: в селе Михайловском появился переселенец из крестьян штундобаптист Я. Францев, фельдшер по образованию, бесплатно лечивший больных, тихий и благонравный. Поскольку вел он себя очень скромно, никаких попыток проповедовать в более широкой аудитории не предпринимал, то даже его пациенты, принимая которых, он говорил о любви и правде как основных условиях спасения человека, а иконы, крест, богослужение низводил на уровень вредной обрядности, не сразу распознали в нем волка в овечьей шкуре. И только крестьянин этого села Филипп Шолухов рассказал об этом переселенце приходскому священнику. Священник Дмитрий сразу насторожился и изъявил желание побеседовать с Я. Францевым, однако должен был уехать в другое село для совершения треб, но передал Францеву книжку «Миссионерский щит веры» авторства диакона И. Смолина и обещал сразу по возвращении поговорить с ним. Прочитав рекомендованную книгу, Я. Францев, не дожидаясь беседы с о. Дмитрием, уехал из поселка. В своем письме Филипп Шолухов отсутствие сектантов в селе объяснял пастырским рвением приходского священника. О. Дмитрий истово и с благоговением совершал богослужение с общенародным пением, в приходе был прекрасно организованный хор из учащихся церковно-приходской школы, священник постоянно проповедовал слово Божие, «отечески любвеобильно» относился к прихожанам, в селе была церковно-приходская школа. Все это в совокупности создавало надежную защиту от сектанства [12, с. 46-48].

история омской епархии (1895-2020)

Иерей Александр ткачев «Противосектантская деятельность в Омской Епархии после Указа «Об укреплении начал веротерпимости»

список источников и литературы:

№ 1, 2020 (8)

1. Вибе П.П., Михеев А.П., Пугачев Н.М. Омский историко-краеведческий словарь. М.: Отечество, 1994.

2. Гавриил (Голосов), еп. Омский и Семипалатинский. Предложение Омской Духовной Консистории // Омские епархиальные ведомости. 15.04.1907. № 8. С. 4.

3. Епархиальный Миссионерский Совет в г. Омске // Омские епархиальные ведомости. 1-15.04.1909. № 7-8. С. 76-80.

4. Именной Высочайший Указ, данный Сенату. Об укреплении начал веротерпимости (17 апреля 1905 г.) // Собрание узаконений и распоряжений Правительства. СПб., 1905. 17 апреля (№ 63, Отд. 1, ст. 526). С. 710-712.

5. К истории возникновения раскола и характеристик учения раскольнических толков и согласий в деревне Слободе Аевской, Тарского уезда // Омские епархиальные ведомости. 1-15.05.1907. № 9-10. С. 42.

6. Ливанов Ив. Епархиальный миссионер // Омские епархиальные ведомости. 01.01.1906. № 1. С. 18

7. Оксиюк И., свящ. Баптизм в Павлоградском приходе // Омские епархиальные ведомости. 1.08.1907. № 15. С. 22-27.

8. Отчет Омского Епархиального противосектантского и противораскольниче-ского миссионера Д. Несмеянова о состоянии сектантства и раскола в Омской епархии и деятельности миссионеров за 1909 год // Омские епархиальные ведомости. 1.05.1910. № 9.

9. Правила для миссионерского кружка при Свято-Троицкой Церкви станции Омск Сибирской железной дороги Омской епархии // Омские епархиальные ведомости. 1.06.1910. № 11. С. 32-38.

10. Устав братства Киргизской миссии // Омские епархиальные ведомости. 1.05.1907. № 6. Неофиц. ч. С. 33.

11. Федотов В.А. Русская Православная Церковь и государство // Электрон-нный ресурс. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserkvi/russkaja-pravoslavnaja-tserkov-i-gosudarstvo/9 (дата обращения: 16.03.2020 г.).

12. Шолухов Ф., крестьянин села Михайловского. Что обезоруживает сектантов // Омские епархиальные ведомости. 15.11.1910. № 22. С. 46-48.

Рецензент: кандидат исторических наук, доцент ВЛ. Данилов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.