Научная статья на тему 'Противоречия интернационализации высшего образования'

Противоречия интернационализации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
358
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / INTERNATIONALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / SOCIAL CONTRADICTIONS / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ACADEMIC MOBILITY / ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / GLOBAL EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ / NATIONAL INTERESTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Комлева Валентина Вячеславовна

Целью исследования является выявление рисков, тенденций и факторов интернационализации высшего образования. В статье изложены основные выводы о противоречиях и тенденциях интернационализации. Методологическую основу исследования составили теории социального конфликта, теория общества риска, диалектический подход. Интернационализация высшего образования рассматривается как концепция, реализация которой позволяет избежать рисков, издержек и потерь при появлении неблагоприятных обстоятельств. Интернационализация (конечная цель которой глобальное образование) создает не только шансы, но и риски для национальных систем высшего образования. На основе анализа массива российских и зарубежных эмпирических материалов автор делает выводы о неизбежной конфликтогенности процессов интернационализации по причинам разных интересов, целей, потребностей, мотивов, мировоззренческих позиций акторов интернационализации высшего образования. Глубинные противоречия имеет контекст интернационализации глобализация (столкновение глобального и национального), и глубинные противоречия имеет сама система высшего образования (противоречия нового и старого). Следствием возникающих противоречий является возрастающая конкуренция образовательных систем на международном образовательном пространстве, что выражается в разработке государственных стратегий и программ повышения качества, доступности и привлекательности национальных образовательных систем. Эффективность этих стратегий выражается в изменении направлений студенческой мобильности, расширении выбора стран обучения, повышении позиций университетов в мировых рейтингах. Результаты исследования служат основой для дальнейших исследований в области управления человеческими ресурсами, устойчивого развития общественных систем, социальных процессов. Выводы и рекомендации могут быть использованы в практике разработки и реализации проектов интернационализации, партнерских программ с зарубежными университетами, в деятельности органов государственного управления при разработке государственных стратегий развития системы высшего образования, повышения конкурентоспособности России в мировом образовательном пространстве. В исследовании представлен новый взгляд на проблему автор предлагает анализировать процесс интернационализации с точки зрения диалектики, борьбы противоположных интересов, с точки зрения рисков, а не только шансов. Материалы исследования вносят научный вклад в систему социологического знания в области социологии управления, социологии образования, социальных изменений и социальных процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS OF INTERNATIONALIZATION OF THE HIGHER EDUCATION

The objective of this research is an identification of risks, tendencies and factors of internationalization of the higher education. In article the author stated main conclusions about contradictions and tendencies of internationalization. The methodological basis of a research is theories of the social conflict, the theory of society of risk, dialectic approach. The author considered internationalization of the higher education as the concept which implementation allows to avoid risks, expenses and losses at emergence of adverse circumstances. Internationalization (which ultimate goal global education) does not only create chances, but also risks for the national systems of the higher education. On the basis of the analysis of the massif of the Russian and foreign empirical materials the author made conclusions about inevitable conflictogenity of processes of internationalization for the reasons of different interests, the purposes, requirements, motives, world outlooks of actors of internationalization of the higher education. The internationalization context globalization has deep contradictions (collision global and national), and the system of the higher education has deep contradictions (contradictions new and old). The increasing competition of educational systems on the international educational space is a consequence of the arising contradictions that is in development of the state strategy and programs of improvement of quality, availability and appeal of national educational systems. The efficiency of these strategy expresses in change of the directions of student's mobility, expansion of the choice of the countries of training, increase in positions of the universities in the world rankings. Results of a research form a basis for further researches in the field of management of human resources, sustainable development of public systems, social processes. Conclusions and recommendations can be useful in practice of development and implementation of projects of internationalization, partner programs with the foreign universities, in activity of state bodies when developing the state strategies of development for system of the higher education, increase in competitiveness of Russia in world educational space. In article the author presented new view on a problem, suggested to analyze process of internationalization from the point of view of dialectics, fight of opposite interests, from the point of view of risks, and not just chances. Materials of the research enter a scientific contribution into the system of sociological knowledge in the field of sociology of management, sociology of education, social changes and social processes.

Текст научной работы на тему «Противоречия интернационализации высшего образования»

СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

SOCIOLOGICAL OUTLOOK

УДК 316.4 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-6-469-477

ПРОТИВОРЕЧИЯ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

КОМЛЕВА ВАЛЕНТИНА ВЯЧЕСЛАВОВНА

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: vv.komleva@migsu.ru

Целью исследования является выявление рисков, тенденций и факторов интернационализации высшего образования. В статье изложены основные выводы о противоречиях и тенденциях интернационализации. Методологическую основу исследования составили теории социального конфликта, теория общества риска, диалектический подход. Интернационализация высшего образования рассматривается как концепция, реализация которой позволяет избежать рисков, издержек и потерь при появлении неблагоприятных обстоятельств. Интернационализация (конечная цель которой - глобальное образование) создает не только шансы, но и риски для национальных систем высшего образования. На основе анализа массива российских и зарубежных эмпирических материалов автор делает выводы о неизбежной конфликтогенности процессов интернационализации по причинам разных интересов, целей, потребностей, мотивов, мировоззренческих позиций акторов интернационализации высшего образования. Глубинные противоречия имеет контекст интернационализации - глобализация (столкновение глобального и национального), и глубинные противоречия имеет сама система высшего образования (противоречия нового и старого). Следствием возникающих противоречий является возрастающая конкуренция образовательных систем на международном образовательном пространстве, что выражается в разработке государственных стратегий и программ повышения качества, доступности и привлекательности национальных образовательных систем. Эффективность этих стратегий выражается в изменении направлений студенческой мобильности, расширении выбора стран обучения, повышении позиций университетов в мировых рейтингах. Результаты исследования служат основой для дальнейших исследований в области управления человеческими ресурсами, устойчивого развития общественных систем, социальных процессов. Выводы и рекомендации могут быть использованы в практике разработки и реализации проектов интернационализации, партнерских программ с зарубежными университетами, в деятельности органов государственного управления при разработке государственных стратегий развития системы высшего образования, повышения конкурентоспособности России в мировом образовательном пространстве. В исследовании представлен новый взгляд на проблему - автор предлагает анализировать процесс интернационализации с точки зрения диалектики, борьбы противоположных интересов, с точки зрения рисков, а не только шансов. Материалы исследования вносят научный вклад в систему социологического знания в области социологии управления, социологии образования, социальных изменений и социальных процессов.

Ключевые слова интернационализация, социальные противоречия, академическая мобильность, глобальное образование, образовательное пространство, национальные интересы

Введение

Акторы процесса интернационализации, будучи различными по уровню своей вовлеченности в процесс интернационализации, имея разные цели и задачи, мировоззренческие и идеологические позиции, находясь на разном уровне социального и экономического развития, гражданской и правовой грамотности, имея разный опыт развития образовательных систем, разную мотивацию на

групповом и индивидуальном уровнях, неизбежно и закономерно несут в себе конфликтогенный потенциал. На определенном этапе их системная связь и взаимная координация деятельности становится невозможными. Возникают серьезные противоречия, которые осознаются как препятствия к достижению целей акторов, препятствия удовлетворения их потребностей. Так как потребности - главная движущая сила социальной ак-

тивности, то ущемление потребностей провоцирует социальные изменения.

Исходя из этого, международное сотрудничество в области образования несет в себе конфликтный потенциал уже в силу большого числа задействованных международных и национальных акторов с их групповыми и индивидуальными потребностями и интересами.

Целью нашего исследования является выявление рисков, противоречий, основных тенденций и факторов интернационализации высшего образования. В данной статье изложены основные выводы относительно противоречий и современных тенденций интернационализации.

Методологической основой исследования стали диалектический подход, теории социального конфликта, теория общества риска, сформированная в кон. ХХ - нач. XXI вв. Хотя само понятие риска не является изобретением кон. ХХ в. и использовалось в международных документах уже в нач. ХХ в., в частности, в Версальском договоре, как возможность потерь в случае наступления неблагоприятных событий. Интернационализация высшего образования рассматривается как концепция, практическая реализация которой позволяет избежать потерь в случае наступления неблагоприятных последствий - демографических проблем, снижения человеческого и интеллектуального потенциала, неспособности национальных образовательных и научных систем к самостоятельному продуцированию инноваций, периферийное положение в мировом научно-образовательном пространстве и др. Концепт интернационализации, имеющий, по сути, конечную цель создания глобального образования, создает не только шансы, но и риски национальным системам высшего образования.

Эмпирическую базу исследования составили: статистические и аналитические материалы Министерства образования и науки Российской Федерации [1], Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество) [2], аналитические отчеты ОЭСР в области образования СР [3], отчет исследовательского центра Оксфордского университета «Международные тенденции в высшем образовании 2016-2017» [4], результаты мониторинга Monitor ICEF и обзор информации, представленный на специализированном ресурсе информации для международной индустрии образования [5; 6; 7], информационные материалы атласа «Тенденции глобальной мобильности» [8], статистические

и аналитические материалы Британского Совета [9; 10; 11; 12; 13].

В исследовании были использованы методы контент-анализа, ивент-анализа, статистические методы.

Истоки противоречий интернационализации

Социальные противоречия процессов интернационализации выражаются в несовпадении интересов социальных акторов, прежде всего, государств, университетов, студентов, работодателей и с недавнего времени - надгосударственных и негосударственных акторов.

Истоки противоречий лежат в процессах глобализации и социально-экономических проблемах, имеющих место быть во всех странах. Противоречия связаны и со спецификой сферы высшего образования, которая нацелена, с одной стороны, на подготовку кадров для инновационного развития и продуцирование инноваций, а, с другой стороны, должна воспроизводить имеющиеся знания и модели профессиональной социализации. Иными словами противоречия развития образовательных систем заложены в самих образовательных системах, сутью которых является конфликт старого и нового.

Процессы глобализации, затронувшие сферу высшего образования, с одной стороны, ведут к развитию глобальной системы образования (этот термин стал устойчивым и используется в России даже в государственных документах). С другой стороны, в условиях глобализации, возникает опасность потери идентичности, и актуализируются проблемы реализации национальных интересов, связанные с развитием человеческого капитала, а, следовательно, с развитием общества, национальной безопасностью, целостностью и конкурентоспособностью общественных систем в рамках целых государств.

Особенно явно противоречия проявляются тогда, когда сталкиваются интересы лидеров глобального образования и претендентов на это лидерство, которые хотели бы занять высокое положение в международной иерархии, определять стратегии развития мирового образования, устанавливать нормы и правила, но в реальности пока еще вынуждены следовать установленным нормам. Претензии на лидерство, как правило, тесно связаны с социально-экономическими стратегиями государств и их интересами.

Конкуренция за лидерство в международном образовательном пространстве

Общественные процессы, характеризующие спрос и предложение в высшем образовании, рассматриваются с точки зрения теории общества риска. С этих позиций разработка и принятие государственных стратегий повышения качества высшего образования и продвижения национального образо-

вания на международном уровне показывают стремление избежать рисков в развитии научно-технического и инновационного потенциала, рисков вымывания интеллектуального потенциала, пери-ферийности в международном образовательном пространстве и даже рисков воспроизводства населения и социума.

С 1990-х гг. в Китае реализуются проект по развитию системы высшего образования 985, проект 211 , по которому подготовка кадров в 100 наиболее важных университетов связана с реализацией национальных проектов в экономике и социальной сфере [14]. Стратегией C-92 предусмотрен вход 9 китайских университетов в число лучших мировых университетов. Подтверждением этого должны быть их позиции в ведущих мировых рейтингах университетов.

Результатом реализации названных стратегий и программ стало повышение китайских вузов в мировых рейтингах. Согласно информации исследовательского центра Оксфордского университета, Пекинский университет (Peking) поднялся с 37 места в 2011 г. и на 29 в 2017 г., университет Цинхуа (Tsinghua) соответственно с 58 на 35 месте, Фудан-ский университет (Fudan) в 2011 г. не был в рейтингах, а в 2011 г. занял 155 место [15]. Для сравнения МГУ занимает 188 место (что также является достижением, так как в 2011 г. университета не было в этих рейтингах) [4].

Китайские стратегии выходят за пределы азиатского региона. Например, за последние пять лет Китай инвестировал значительные средства в более 40 тыс. стипендий для африканских студентов и планирует инвестировать еще 30 тыс. в течение следующих трех лет. Китай создал места для 200 африканских ученых и 40 тыс. образовательных возможностей для африканских граждан, предлагаемых в организациях и компаниях по всему Китаю [16; 17]. В планах Китая создание сети китайских учебных

1 Проект назван, как сокращение XXI в. и 100 университетов. Информация о проекте доступна на сайте: http://www.edu.cn/20010101/21852.shtml. В настоящее время в проекте принимают участие около 112 университетов КНР, что составляет около 6 % от общего числа университетов. На вузы, принимающие участие в проекте, приходится 4/5 докторов, 2/3 аспирантов, 1/2 иностранных студентов, 1/3 бакалавров. Кроме того, они готовят студентов по 85 % всех специальностей, контролируют 96 % лабораторий, на них приходится 70 % бюджетных ассигнований.

2 На долю девяти элитных вузов КНР из Лиги С-9 приходится 3 % исследователей страны, 10 % государственных исследовательских расходов и 20 % академических публикаций. Еще три университета, также обозначены правительством для достижения мирового лидерства, но они не входят в Лигу С-9 (Оборонный научно-технический университет НОАК, Китайский народный университет, Уханьский университет)

центров для обеспечения профессионального технического образования в Африке.

Интерес Китая к Африке имеет рационально обоснованные планы, связанные с китайскими экономическими и социальными интересами. Аналитики прогнозируют, что пять из десяти наиболее быстро растущих групп населения в возрасте от 18 до 22 лет к 2025 г. будут находиться в Африке, и молодое население африканского континента примерно к 2080 г. будет превосходить население Азии [5]. С этой точки зрения, можно предположить быструю окупаемость китайских вложений в Африке.

Для достижения целей повышения конкурентоспособности образования Китай использует и инструменты «мягкой силы», наряду с экономическими партнерствами. В более чем 30 странах Африки работают институты Конфуция (с целью продвижения китайского языка и культуры), в некоторых странах китайский язык включен в учебные планы образовательных программ (например, в ЮАР). По всему миру, в том числе и в России, действует большое количество представительств Института Конфуция на базе российских университетов, что подразумевает не только изучение китайского языка, но и межвузовское сотрудничество.

Китайские университеты открывают зарубежные кампусы на новых территориях и в западных странах. Например, Пекинская бизнес-школа Пекинского университета (PHBS) развивает университетский городок недалеко от Оксфорда в Великобритании, вложив около 9 млн фунтов стерлингов в покупку здания для кампуса студентов из Европы и Китая [18].

Россия рассматривает продвижение образования на мировом уровне, как один из способов нарастить несырьевой экспорт, о чем говориться в проекте, направленном на развитие экспорта образовательных услуг, рассчитанном на период 2017-2025 гг. [19]. С 2021 г. в каждом вузе, согласно критериям эффективности проекта, должны работать международные службы по поддержке иностранных студентов; развиваться совместные образовательные программы, программы на английском языке, программы онлайн-образования для иностранных студентов, образовательные туристические маршруты. Планируется создать единый интернет-навигатор по российской системе образования.

Работа по привлечению иностранных студентов ведется комплексно, затрагивая все сферы, смежные с образованием. Планируется изменение миграционных условий пребывания иностранных студентов, налогообложения образовательной деятельности в рамках международного сотрудничества, изменение

нормативной правовой базы, регулирующей приём и обучение иностранцев, заключение межгосударственных соглашений о признании документов о зарубежном образовании, процедуры въезда, выезда и пребывания зарубежных преподавателей.

С 2013 г. в России запущен проект «5-100» по выводу российских вузов в мировые рейтинги лучших вузов, а именно в британские Quacquarelli Symonds (QS) и Times Higher Education (THE), китайский The Academic Ranking of World Universities (ARWU).. Проект имеет цель повышения конкурентоспособности российских вузов в международном образовательном пространстве [20]. Согласно планам (обсуждаемым в России) в программу «5-100» предполагается вложить 10,3 млрд руб. в 2018 г., 10 млрд руб. в 2019 г. и 14,5 млрд руб. в 2020 г., то есть объем финансирования программы увеличивается на 25 % [21] для достижения пяти вузами России мирового уровня.

Нельзя сказать, что российские вузы не имеют мировых позиций. В последние годы их участие в рейтингах активизировалось. В 2017 г. десять российских вузов вошли в топ-500 международного рейтинга университетов Round University Ranking (RUR): МГУ имени Ломоносова (145 место, +27 позиций), МИФИ (231, +40), Томский государственный университет (256, +71 позиция), МФТИ (294, +50), Новосибирский государственный университет (372, +9), СПбГУ (414), Томский политехнический университет (420, +53 позиции), РУДН (456, +5), Университет ИТМО (475, +10), Нижегородский государственный университет им. Н. Н. Лобачевского (494, +5 позиции) [22]. Всего в рейтинге RUR 2017 приняли участие 763 университета из 74 стран мира. По количеству университетов, представленных в рейтинге, лидируют США (140 университетов) и Китай (81 университет). Россия занимает 4 место, впервые представив 67 университетов из 30 регионов. В 2016 г. Россию представляли всего 23 вуза. Три российских вуза вошли в топ-100 дополнительного рейтинга по качеству преподавания: 42-е место в мире - МГУ, 72-е - Томский государственный университет, 85-е - РУДН.

В России оказывается поддержка российским студентам, обучающимся за рубежом в рамках реализации положений государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 гг. [23] и программы «Глобальное образование». Стратегические цели программы заключаются в сохранении и увеличении числа научных, педагогических, медицинских и инженерных кадров, управленческих кадров в социальной сфере [24].

Россия имеет специфические прогарммы для иностранных студентов, а именно ежегодно по

всему миру проводится отбор студентов для бесплатного обучения в России (в рамках реализации постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»3). Конкурс в 2017 г. составил 4,5 человека на одно квотное место. Всего принято 15 тыс. иностранных студентов. Бесплатные места на обучения в российских университетах предоставляются так же победителям и призерам олимпиады «Время учиться в России», которая проводится в школах за границей уже пять лет [25].

В России создан специальный интернет-портал RUSSIA.STUDY, где размещена информация для иностранных студентов. С помощью интернет-портал RUSSIA.STUDY можно подать документы в российские университеты.

Однако, несмотря на многочисленные инициативы в области интернационализации, российское высшее образование только начинает продвигаться в мировых рейтингах и в предпочтениях иностранных студентов.

Таким образом, на примере Китая и России показательно, как государства участвуют в процессах интернационализации, создавая условия для развития университетов, повышения качества образования, условия для привлечения студентов. Такие стратегии приняты во многих странах мира, что показывает усиление международной конкуренции за молодое поколение, что тесно связано с экономическими и социальными интересами государств. Страны, поставляющие студентов для престижных университетов США, Великобритании, Франции, Германии быстро наращивают внутренний потенциал за счет повышения контроля качества образования, развития преподавания, исследований мирового уровня, развития региональных связей. Последовательность и эффективность государственных стратегий продвижения национального образования приводит к изменению конкурентного ландшафта мирового образовательного пространства и географии студенческой мобильности.

Актуальная география студенческой мобильности

Показатели студенческой мобильности важны для нашего исследования, потому что привлечение

3 Отборочная кампания проводится в соответствии с Порядком отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 28.07.2014 г. № 844 (зарегистрировано в Минюсте России от 03.10.2014 г. № 34236).

иностранных студентов имеет, как краткосрочные цели (развитие межкультурного диалога и привлечение прибыли от иностранных студентов, оплачивающих обучение, жилье, услуги и т. п.), так и долгосрочные цели, связанные с развитием человеческого потенциала стран, развитием инновационных и производственных систем, смягчением последствий старения населения.

Процессы интернационализации, будучи по сути своей общественными процессами, со временем претерпевают изменения. Студенты являются наиболее чувствительными акторами, быстро реагирующими на изменения внутри образовательных систем и изменения внешней среды обучения.

Лидерами среди стран, принимающих иностранных студентов, являются, прежде всего, США, Великобритания, Австралия, Канада, и в меньшей степени Франция, Германия. Отток молодежи в эти страны создает социальные, экономические и политические риски для стран, отправляющих студентов. Это стало предметом озабоченности государств и причиной разработки государственных стратегий повышения конкурентоспособности образования. Анализ первых результатов показывает, что наиболее эффективными являются стратегии Китая и России.

До 2001 г. Китай не рассматривался среди значимых стран, принимающих иностранных студентов. Но темпы приема иностранных студентов стали резко расти после 2001 г. В 2016 г. в Китае обучалось почти 443 тыс. иностранных студентов, что на 11 % больше, чем в 2015 г. [7]. С 2012 г. наметилась тенденция сокращения китайских студентов в аспирантуре в университетах США. Замедлился рост числа китайских студентов в Великобритании (по данным Британского совета по международным студенческим делам (UKCISA - The UK Council for International Student Affairs)).

В России в 2004/05 гг. обучалось немногим более 100 000 иностранных студентов. За десятилетие (в 2014/15 гг.) был зафиксирован рост почти на 200 %. По темпам роста Россия опережает многие страны, хотя отстает по количеству иностранных студентов (в расчете на единицы). Иностранцы составляют 6 % от общего числа обучающихся в России.

География мобильности студентов связана с языком обучения, миграционной политикой стран, качеством и престижностью обучения, привлекательностью образа жизни в той или страны, возможностью работать до и после обучения, традициями, складывающимися десятилетиям. Например,

африканские студенты чаще выбирают США и Францию, латиноамериканские - Испанию и США, индийские - Великобританию. Россию чаще выбирают студенты из стран постсоветского пространства, Азии и Африки. В 2013/14 гг. в России обучались 81 тыс. человек из стран СНГ, 41,7 тыс. из Азии, 18 тыс. из Африки и Ближнего Востока, 6,4 тыс. из стран Западной и Северной Европы, 1,6 тыс. человек из США [26].

Изучение студентами второго иностранного языка (кроме английского) расширяет выбор стран обучения. Подтверждением этого вывода может быть опыт Германии (международная сеть института Гете и деятельность DAAD), Франции (международная сеть французский институтов и деятельности кампус-франс), стабильно удерживающих свои позиции среди стран-лидеров, принимающих иностранных студентов, хотя обучение в этих странах ведется на немецком и французском языках. Стабильно работает испанский институт Сервантеса.

В последние годы расширил свою сеть китайский Институт Конфуция. В России работает три представительства Института Конфуция в Москве, по два - в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, по одному - в Благовещенске, Владивостоке, Иркутске, Томске, Перьми, Комсомольске-на-Амуре, Улан-Удэ, Элисте, Казане, Волгограде, Нижнем Новгороде, Рязани. Как правило, все подразделения Института Конфуция в России работают на базе крупных государственных университетов. Институт Конфуция на базе Дальневосточного федерального университета в 2008 и 2009 гг. был включен в список 20-ти лучших Институтов Конфуция мира. Вузом-партнером ДВФУ с китайской стороны является Хэйлунцзянский университет. Обычно, открывая представительства Института Конфуция на базе университетов, у российского университета появляется китайский вуз-партнер. Партнерство может заключаться в традиционном обмене преподавателями и студентами, а может выйти на уровень совместных программ.

В России работает государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, он имеет свои представительства за рубежом, реализует очные и он-лайн программы обучения русскому языку и методике преподавания русского языка. Снижение числа людей, способных говорить и обучаться на русском языке, и языковая политика государств на постсоветском пространстве (продвижение национальных языков и английского языка) - это риск потери большого числа потенциальных студентов российских вузов. На продвижение русского языка,

как фундаментальной основы гражданской самоидентичности, культурного и образовательного единства многонациональной России, как языка эффективного международного диалога направлена федеральная целевая программа «Русский язык» [27]. Мероприятия, проводимые в рамках программы, повышают интерес зарубежной общественности к русскому языку, культуре и образованию.

География студенческой мобильности обусловлена не только языком обучения, традициями, но и качеством образования в стране. В странах, где национальные правительства не заботятся о повышении качества и доступности высшего образования, мобильность студентов значительно выше (с учетом роста потребности в высшем образовании). Например, в Нигерии в 2015 г. число заявлений, поданных в университеты, было вдвое больше, чем количество имеющихся мест. С 2005 по 2015 гг. число нигерийских студентов за рубежом увеличилось на 164 %. По прогнозам Нигерия станет самым быстрорастущим источником мобильных студентов: число студентов из числа нигерийцев удвоится (с 2,3 млн чел в 2013 г. до 4,8 млн чел в 2024 г.) [4].

Сравнительный анализ этих показателей позволяет прогнозировать дальнейшее изменение географии студенческой мобильности, что скажется на перераспределении человеческого и интеллектуального потенциала.

Выводы

Истоки противоречий процессов интернационализации высшего образования скрыты, как с самой системе высшего образования, так и в процессах глобализации, составляющих контекст ее современного развития. Интернационализация образования, по сути своей, есть результат глобализации экономических процессов, развития общего рынка труда, наличия проблем, характерных для всех государств и появления новых потребностей у транснациональных акторов, пытающихся регулировать движение капиталов (не только финансовых, но че-

Наиболее популярными среди нигерийцев являются Великобритания и США.

География студенческой мобильности обусловлена и макрофакторами, например, связанными с курсом национальных валют. С 2014 г. увеличилось число европейских студентов в России, рассматривающих российское образование как привлекательное с точки зрения соотношения цены и качества. Стабильность политической ситуации и безопасность пребывания - также влияют на географию мобильности студентов. По мере смещения центра экономического и политического влияния в Азию, студенты не только азиатского региона, но и из западных стран, будут все чаще рассматривать азиатские университеты для обучения [7].

Принимая во внимание тот факт, что студенты, побывавшие в принимающей стране, часто снова возвращаются в нее и формируют в подавляющем большинстве случаев положительное отношение к ней, государства наращивают свои конкурентные позиции и устанавливают целевые показатели числа иностранных студентов, которых необходимо достичь к определенному сроку (табл. 1).

Таблица 1

ловеческих). В этой среде вызревают противоречия между национальным и глобальным, проявляющиеся и в системе высшего образования.

Высшее образование, кроме функций, связанных с экономическим развитием общественных систем, выполняет социализирующую функцию, формирует мировоззренческие позиции студентов, непротиворечивую картину мира, что позволяет молодым людям адаптироваться в общественных системах. Так как каждое государство имеет собственные представления о целях и принципах развития общественных систем, возникают противоречия при формировании общих требований к образовательным системам разных стран, как институтов социализации, противоречия при формировании общих требований к компетентностной модели выпускника вузов. И чтобы не оказаться на периферии

Государственные целевые показатели иностранных студентов: перспектива

Страна Целевой показатель количества иностранных студентов Срок исполнения

Австралия 720 000 2025

Германия 350 000 2020

Канада 450 000 2022

Китай 500 000 2020

Россия 710 000 2015

Франция 470 000 2025

Япония 300 000 2020

США более 1000000 в 2017 г. информация в официальных документах не найдена

Великобритания информация в официальных документах не найдена.

мирового процесса государства вступают в конкурентную борьбу.

Лидерами глобального образовательного пространства являются США и Великобритания, определяя стратегии его развития и формулируя правила для образовательных систем других государств. Однако по мере укрепления социально-экономических позиций других стран усиливаются и их претензии на ведущие роли в мировом образовательном пространстве, усиливается их конкурентоспособность, на повышение которой направлены специальных государственные стратегии и политика в сфере высшего образования. Результатом реализации такой политики становится повышение качества, доступности и привлекательности образования в этих странах.

Как следствие, наметились тенденции изменения географии студенческой мобильности, ее направленности с запада на восток. Российское и азиатское направления привлекают все большее количество иностранных студентов. Азиатские университеты (в первую очередь, китайские) входят в мировые рейтинги университетов, тесня традиционных лидеров. Российские университеты также начинают конкурировать на международном уровне, причем не только столичные, но и региональные.

Поэтому для студентов, которые ищут качественное и доступное образование, открываются альтернативные варианты.

В условиях повышения привлекательности азиатского направления Россия будет конкурировать не только с западными университетами, но и азиатскими. Дополнительным фактором конкуренции, как это ни парадоксально, будет развитие экономических отношений с азиатскими станами. Такие отношения будут стимулировать российских студентов рассматривать азиатское направление как перспективное для дальнейшей карьеры. Противоречия процессов интернационализации, связанные с противоречиями глобализации, конкуренцией национальных систем образования, в ближайшие годы будут нарастать.

Литература

1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL: Ы1р://мин-обрнауки.рф

2. Официальный сайт Россотрудничества. URL: http://rs.gov.ru/ru

3. Education at a Glance 2017: OECD Indicators, OECD Publishing. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/-docserver/download/626b152en.pdf?expires=1510078525& id=id&accname=guest&checksum=7582251BA92E284051 5292B0CAFFE2CF

4. International Trends in Higher Education 2016-17: Report. University of Oxford. URL: http://www.ox.ac.uk/-sites/files/oxford/trends%20in%20globalisation_WEB.pdf

5. Mapping the trends that will shape international student mobility. URL: http://monitor.icef.com/2017/-07/mapping-trends-will-shape-international-student-mobi-lity/

6. OECD charts a slowing of international mobility growth. URL: http://monitor.icef.com/2017/09/oecd-charts-slowing-international-mobility-growth/

7. Megatrend: The shift to emerging markets. URL: http://monitor.icef.com/2017/08/megatrend-shift-emerging-markets/

8. Global Mobility Trends: Project Atlas. URL: https://p.widencdn.net/hjyfpw/Project-Atlas-2016-Global-Mobility-Trends-Infographics

9. Национальные стратегии и политика (20162017). URL: https://translate.googleusercontent.com/trans-late_c?depth=1&hl=ru&prev=search&rurl=translate.google. ru&sl=en&sp=nmt4&u=https://www.britishcouncil.org/edu cation/ihe/knowledge-centre/national-policies&usg=AL-kJr-hjqh-CWjUwh5hMcDlTkmLypnrnP8g

10. Студенческая мобильность. URL: https://trans-late.googleusercontent.com/translate_c?depth=1&hl=ru&pre v=search&rurl=translate.google.ru&sl=en&sp=nmt4&u=htt ps://www.britishcouncil.org/education/ihe/knowledge-cen-tre/student-mobility&usg=ALkJrhgCkTiDmr-O7LTTsFH6-5oHXP_rpcKA

11. Глобальный ландшафт. URL: https://translate.-googleusercontent.com/translate_c?depth=1&hl=ru&prev-=search&rurl=translate.google.ru&sl=en&sp=nmt4&u=http s://www.britishcouncil.org/education/ihe/knowledge-centre-/global-landscape&usg=ALkJrhhYvPKkpifeo-yOOsiRNa-VTAQ_Tt_A

12. Транснациональное образование. URL: https://translate.googleusercontent.com/translate_c?depth=1 &hl=ru&prev=search&rurl=translate.google.ru&sl=en&sp= nmt4&u=https://www.britishcouncil.org/education/ihe/know ledge-centre/transnational-education&usg=ALkJrhguuf_-9reqe2Svun4HK7ahtT5NTdg

13. Английский язык и высшее образование. URL: https://translate.googleusercontent.com/translate_c?depth=1 &hl=ru&prev=search&rurl=translate.google.ru&sl=en&sp= nmt4&u=https://www.britishcouncil.org/education/ihe/know ledge-centre/english-language-higher-education&usg=ALk-JrhhiOi3xttcwibpP5fSH2gV8KbVkPg

14. Over 10 billion yuan to be invested in «211 Project». URL: http://english.people.com.cn/90001/63-81319.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. World University Rankings 2016-2017: results announced. URL: https://www.timeshighereducation.com-/news/world-university-rankings-2016-2017-results-announ-ced

16. What Chinese investment means for African higher education. URL: https://www.timeshighereducation.com-/features/what-chinese-investment-means-for-african-high-er-education

17. China in Africa: empire-builders or alliance-makers? URL: https://www.timeshighereducation.com/-comment/china-africa-empire-builders-or-alliance-makers

18. Chinese university to open in Oxford despite ideological crackdown at home. URL: https://www.theg-

uardian.com/uk-news/2017/apr/06/chinese-university-to-open-in-oxford-despite-ideological-crackdown-at-home

19. Паспорт приоритетного проекта Развитие экспортного потенциала российской системы образования. Утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 мая 2017 г. № 6). URL: http://xn-80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0-%BF%D1%80%D0%BE-%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/1355/%D1%84% D0%B0%D0%B9%D0%BB/9551/pasport_opublikovannyi. pdf

20. Официальный сайт проекта «5-100». URL: https://5top100.ru

21. Минобрнауки вложит в продвижение вузов на глобальном рынке 43,5 млрд руб. URL: https://www.rbc.ru/society/21/08/2017/599ac12a9a79476af2 2fbabc

22. Десять вузов РФ вошли в топ-500 глобального рейтинга университетов RUR. URL: http://tass.ru/-obschestvo/4158477

23. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы. URL: http ://минобрнауки.рф/документы/3409

24. Официальный сайт программы «Глобальное образование». URL: http://educationglobal.ru

25. Хождение за дипломом: число иностранных студентов в России вырастет в три раза Российская газета. 14 ноября 2017 г. № 7423 (257).

26. Количество иностранных студентов в России за год выросло на четверть. URL: http://www.ng.ru/-economics/2016-07-12/4_students. html

27. Федеральная целевая программа «Русский язык». URL: http://минобрнауки.рф/проекты/фцп-рус-ский-язык

References

1. Ofitsial'nyj sajt Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federatsii [Official site of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation]. URL: http://min-obrnauki.rf

2. Ofitsial'nyj sajt Rossotrudnichestva [Official site of Russian cooperation]. URL: http://rs.gov.ru/ru

3. Education at a Glance 2017: OECD Indicators, OECD Publishing. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/-docserver/download/626b 152en.pdf?expires= 1510078525&id =id&accname=guest&checksum=7582251BA92E284051529 2B0CAFFE2CF

4. International Trends in Higher Education 2016-17: Report. University of Oxford. URL: http://www.ox.ac.uk/-sites/files/oxford/trends%20in%20globalisation_WEB.pdf

5. Mapping the trends that will shape international student mobility. URL: http://monitor.icef.com/2017/-07/mapping-trends-will-shape-international-student-mobi-lity/

6. OECD charts a slowing of international mobility growth. URL: http://monitor.icef.com/2017/09/oecd-charts-slowing-international-mobility-growth/

7. Megatrend: The shift to emerging markets. URL: http://monitor.icef.com/2017/08/megatrend-shift-emerging-markets/

8. Global Mobility Trends: Project Atlas. URL: https://p.widencdn.net/hjyfpw/Project-Atlas-2016-Global-Mobility-Trends-Infographics

9. Natsional'nye strategii i politika (2016-2017) [National strategy and policy (2016-2017)]. URL: https://translate.googleusercontent.com/trans-late_c?depth=1&hl=ru&prev=search&rurl=translate.google.r u&sl=en&sp=nmt4&u=https://www.britishcouncil.org/educat ion/ihe/knowledge-centre/national-policies&usg=AL-kJr-hjqh-CWjUwh5hMcDlTkmLypnrnP8g

10. Studencheskaya mobil'nost' [Student's mobility]. URL: https://trans-late.googleusercontent.com/translate-_c?depth=1&hl=ru&prev=search&rurl=translate.google.ru&s l=en&sp=nmt4&u=https://www.britishcouncil.org/education/i he/knowledge-cen-tre/student-mobility&usg=ALkJrhgCk-TiDmr-O7LTTsFH6-5oHXP_rpcKA

11. Global'nyj landshaft [Global landscape]. URL: https://translate.-googleusercontent.com/translate_c?depth-=1&hl=ru&prev-=search&rurl=translate.google.ru&sl=-en&sp=nmt4&u=https://www.britishcouncil.org/education/ih e/knowledge-centre-/global-landscape&usg=ALkJrhh-YvPKkpifeo-yOOsiRNa-VTAQ_Tt_A

12. Transnatsional'noye obrazovaniye [Transnational education]. URL: https://translate.googleusercontent.com-/translate_c?depth=1&hl=ru&prev=search&rurl=translate.goo gle.ru&sl=en&sp=nmt4&u=https://www.britishcouncil.org/ed ucation/ihe/knowledge-centre/transnational-education&usg=ALkJrhguuf_-9reqe2Svun4HK7ahtT5NTdg

13. Anglijskij yazyk i vyssheye obrazovaniye [English language and the higher education]. URL: https://translate.googleusercontent.com/translate_c?depth=1& hl=ru&prev=search&rurl=translate.google.ru&sl=en&sp=nmt 4&u=https://www.britishcouncil.org/education/ihe/knowledge -centre/english-language-higher-education&usg=ALk-JrhhiOi3 xttcwibpP5fSH2gV8KbVkPg

14. Over 10 billion yuan to be invested in "211 Project". URL: http://english.people.com.cn/90001/63-81319.html

15. World University Rankings 2016-2017: results announced. URL: https://www.timeshighereducation.com-/news/world-university-rankings-2016-2017-results-announ-ced

16. What Chinese investment means for African higher education. URL: https://www.timeshighereducation.com-/features/what-chinese-investment-means-for-african-high-er-education

17. China in Africa: empire-builders or alliance-makers? URL: https://www.timeshighereducation.com/comment-/china-africa-empire-builders-or-alliance-makers

18. Chinese university to open in Oxford despite ideological crackdown at home. URL: https://www.theg-uardian.com/uk-news/2017/apr/06/chinese-university-to-open-in-oxford-despite-ideological-crackdown-at-home

19. Pasport prioritetnogo proekta Razvitiye eksportnogo potentsiala rossijskoj sistemy obrazovaniya. Utv. prezidiumom Soveta pri Prezidente RF po strategicheskomu razvitiyu i prioritetnym proektam (protokol ot 30 maya 2017 g. № 6) [Passport of the priority Development of the Export Potential of the Russian Education System project. It is approved by presidium of Council at the President of the Rus-

sian Federation for strategic development and priority projects (the protocol on May 30, 2017 № 6)]. URL: http://xn--80abucj iibhv9a. xn--p 1 ai/%D0-%BF%D 1 %80%D0%BE%-D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%8B/1355/%D1%84%D0 %B0%D0%B9%D0%BB/9551/pasport_opublikovannyi.pdf

20. Ofitsial'nyj sajt proekta «5-100» [Official site of the «5-100» project]. URL: https://5top100.ru

21. Minobrnauki vlozhit v prodvizheniye vuzov na global'nom rynke 43, 5 mlrd rub. [The Ministry of Education and Science will invest in advance of higher education institutions at the global market 43, 5 billion rubles]. URL: https://www.rbc.ru/societyZ21/08/2017/599ac12a9a79476af22 fbabc

22. Desyat' vuzov RF voshli v top-500 global'nogo rejtinga universitetov RUR [Ten higher education institutions of the Russian Federation entered in top-500 of the global rating of the RUR universities]. URL: http://tass.ru/-obschestvo/4158477

23. Gosudarstvennaya programma Rossijskoj Federatsii «Razvitiye obrazovaniya» na 2013-2020 gg. [The state program of the Russian Federation «Development of education» for 2013-2020]. URL: http://minobrnauki.rf/-dokumenty/3409

24. Ofitsial'nyj sajt programmy «Global'noye obrazovaniye» [Official site of the «Global Education» program]. URL: http://educationglobal.ru

25. Khozhdeniye za diplomom: chislo inostrannykh studentov v Rossii vyrastet v tri raza [Circulation for the diploma: the number of foreign students in Russia will grow up three times]. Rossijskaya gazeta. 14 noyabrya 2017 g. № 7423 (257).

26. Kolichestvo inostrannykh studentov v Rossii za god vyroslo na chetvert' [The number of foreign students in Russia grew by a quarter in a year]. URL: http://www.ng.ru/-economics/2016-07-12/4_students.html

27. Federal'naya tselevaya programma «Russkij yazyk» [Federal target program «Russian language»]. URL: http://minobrnauki.rf/proekty/ftsp-rus-skij-yazyk

* * *

CONTRADICTIONS OF INTERNATIONALIZATION OF THE HIGHER EDUCATION

KOMLEVA VALENTINA VYACHESLAVOVNA The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, the Russian Federation, e-mail: vv.komleva@migsu.ru

The objective of this research is an identification of risks, tendencies and factors of internationalization of the higher education. In article the author stated main conclusions about contradictions and tendencies of internationalization. The methodological basis of a research is theories of the social conflict, the theory of society of risk, dialectic approach. The author considered internationalization of the higher education as the concept which implementation allows to avoid risks, expenses and losses at emergence of adverse circumstances. Internationalization (which ultimate goal - global education) does not only create chances, but also risks for the national systems of the higher education. On the basis of the analysis of the massif of the Russian and foreign empirical materials the author made conclusions about inevitable conflictogenity of processes of internationalization for the reasons of different interests, the purposes, requirements, motives, world outlooks of actors of internationalization of the higher education. The internationalization context - globalization has deep contradictions (collision global and national), and the system of the higher education has deep contradictions (contradictions new and old). The increasing competition of educational systems on the international educational space is a consequence of the arising contradictions that is in development of the state strategy and programs of improvement of quality, availability and appeal of national educational systems. The efficiency of these strategy expresses in change of the directions of student's mobility, expansion of the choice of the countries of training, increase in positions of the universities in the world rankings. Results of a research form a basis for further researches in the field of management of human resources, sustainable development of public systems, social processes. Conclusions and recommendations can be useful in practice of development and implementation of projects of internationalization, partner programs with the foreign universities, in activity of state bodies when developing the state strategies of development for system of the higher education, increase in competitiveness of Russia in world educational space. In article the author presented new view on a problem, suggested to analyze process of internationalization from the point of view of dialectics, fight of opposite interests, from the point of view of risks, and not just chances. Materials of the research enter a scientific contribution into the system of sociological knowledge in the field of sociology of management, sociology of education, social changes and social processes.

Key words: internationalization, social contradictions, academic mobility, global education, educational space, national interests

Об авторе:

Комлева Валентина Вячеславовна, доктор социологических наук, заведующая кафедрой зарубежного регионо-ведения и международного сотрудничества Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, г. Москва

About the author:

Komleva Valentina Vyacheslavovna, Doctor of Sociology, Head of the Foreign Regional Studies and International Cooperation Department, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.