Перспективы Науки и Образования
Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)
Адрес выпуска: pnojournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Дата публикации: 30.06.2019 УДК 378
О. А. Береговая, В. И. Куддшов
Интернационализация высшего образования в условиях глобализации
Представлена точка зрения на интернационализацию как объективный, так и целенаправленный процесс в глобализирующемся мире. Цель статьи -проанализировать интернационализацию в условиях глобализации на основе подходов отечественных и зарубежных исследователей. Исследование базируется на основе общенаучных методов, принципе дополнительности подходов отечественных и зарубежных исследователей. Авторы выявили, что в отличие от глобализации, интернационализация придает высшему образованию характер управляемости глобализационными процессами; предполагает построение взаимоотношений между странами, людьми, культурами, институтами и системами, способствует открытости национальных систем высшего образования друг другу, ценностной и институциональной гармонизации, взаимной адаптации, а не смешиванию, унификации и стиранию различий. Авторы пришли к выводу, что интернационализация объективно становится ведущей тенденцией высшего образования во всем мире в условиях глобализации. Для успешной интернационализации необходима выработка собственной национальной стратегии высшего образования.
Ключевые слова: высшее образование, интернационализация, глобализация, взаимодействие, интеграция, стратегия, образовательная политика
Ссылка для цитирования:
Береговая О. А., Кудашов В. И. Интернационализация высшего образования в условиях глобализации // Перспективы науки и образования. 2019. № 3 (39). С. 31-43. 10.32744/ pse.2019.33
Perspectives of Science & Education
International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)
Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-03/ Accepted: 21 April 2019 Published: 30 June 2019
O. A. BEREGOVAYA, V. I. KUDASHOV
Internationalization of higher education in the context of globalization
The point of view on the internationalization of both an objective and purposeful process in a globalizing world is presented. The purpose of the article is to analyse the internationalization in the context of globalization based on the approaches of domestic and foreign researchers. The study is based on general scientific methods, the principle of complementarity of approaches of domestic and foreign researchers. The authors found that, in contrast to globalization, internationalization gives higher education the character of controllability by globalization processes; involves the construction of relationships between countries, people, cultures, institutions and systems, contributes to the openness of national higher education systems to each other, value and institutional harmonization, mutual adaptation, rather than mixing, unification and erasing differences. The authors concluded that internationalization objectively becomes the leading trend of higher education worldwide in the context of globalization. Successful internationalization requires the development of a national higher education strategy.
Key words: higher education, internationalization, globalization, interaction, integration, strategy, educational policy
For Reference:
Beregovaya, O. A., & Kudashov, V. I. (2019). Internationalization of higher education in the context of globalization. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 39 (3), 3143. doi: 10.32744/pse.2019.3.3
_Введение
"ч азвитие современного высшего образования во многих странах происходит в ] русле общемировых тенденций. В научных исследованиях в настоящее время поднимаются актуальные вопросы развития современного высшего образования в контексте глобализационных процессов, охвативших мир: открытость социальных систем друг другу и их взаимовлияние [1]; взаимозависимость на основе хозяйственных, торгово-экономических, политических, культурных связей и обменов [27]; интенсификация социальных связей и отношений, когда локальное отражается на глобальном уровне и наоборот [28; 29]. Необходимо в полной мере осознать границы интернационализации как явления и понять, какие взаимные уроки могут быть извлечены.
Исторически явление интернационализации высшего образования известно давно и связано с эволюцией университетов: от классики (Х11-Х1Х вв.), постклассики (начало XIX в. - середина ХХ в.) до массового университета (середина ХХ в. - по настоящее время). Наиболее активный третий этап процесса интернационализации наступил после Второй мировой войны. Этот этап развития университетов многими исследователями называется массовым. Возросла международная кооперация в сфере высшего образования между СССР и странами Восточной и Центральной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки. После распада колониальной системы студенты из бывших колоний устремились получать образование в страны Запада. Радикальная интенсификация международных связей началась с 1990-х гг., очагом которой стал Евросоюз. Каждый последующий этап интернационализации высшего образования развивал предшествующий [12]. Данный процесс получил дополнительный импульс с развитием и усилением глобализации, стал своеобразным «ответом» на ее «вызовы» [9, с. 60]. Как пишут Ф. Альтбах и Х. де Вит, «интернационализация высшего образования — это не только феномен XXI века, но и богатая и важная история, соответствующая современным реалиям» [14, р. 9]. Процессы глобализации и интернационализации в последние десятилетия определяют векторы развития высшего образования, вынуждая изменяться и адаптироваться его среду.
В современном социально-гуманитарном знании под интернационализацией высшего образования понимается широкий спектр явлений. В работах ведущих зарубежных и отечественных исследователей и практиков при определении интернационализации высшего образования данное явление рассматривается как противоречивое, многоаспектное, изменяющееся, выраженное в региональных и тематических особенностях [27; 34]. Так, С.Л. Робертсон рассматривает интернационализацию через процессы экономической интеграции систем высшего образования, придавая значение анализу участников глобального образовательного рынка, ориентированных на продвижение образовательных программ и торговлю образовательными услугами [27]. Х. Ву и Ц. Чжа считают, что «интернационализация основана на распространении инноваций, включающих знания, культуру, модели и нормы» [34, р. 259-260]. Некоторые авторы связывают явление интернационализации с процессами международной интеграции и международной мобильности студентов и преподавателей [16; 17]; с экспортом образовательных услуг [15]. В свою очередь Р. Шилдс высказывает мнение, что международные потоки студентов тесно связаны с мировой торговлей [31].
В отечественной литературе вопросы интернационализации рассматриваются также в довольно широком спектре явлений и процессов [4; 5; 12]. А.Н. Григорьев и Г.В. Коршунов акцентируют внимание на проблеме выстраивания политики экспорта образовательных услуг на мировой образовательный рынок и обучения иностранных студентов в университетах России [4]. А.Н. Джуринский говорит о революционности процесса интернационализации, возрастании в высшем образовании небывалых по масштабам и разнообразию интернациональных связей [5]. В.М. Филиппов связывает интернационализацию с интеграционными процессами, адаптацией лучших зарубежных практик к потребностям национальной экономической системы [12]. Несмотря на обилие точек зрения, не выработано общее понимание интернационализации высшего образования. Требуется интеграция разных подходов в понимании термина «интернационализация», так как имеются существенные различия в национальных практиках развития интернационализации. Цель данной статьи - проанализировать интернационализацию в условиях глобализации на основе подходов отечественных и зарубежных исследователей.
_Методология
Исследование базируется на основе общенаучных методов, принципе дополнительности подходов отечественных и зарубежных исследователей. Теоретико-методологическую основу исследования составил интегративный подход, который объединил в себе данные разных областей знания - глобалистики, общей педагогики, философии и социологии образования.
В работах Ф. Альтбаха [1], У. Бека [2], У. Брандербурга [3], Х. де Вита [14], Дж. Найт [19; 21], С.Л. Робертсон [26], П. Скотта [11; 28], А.Н. Чумакова [13] с позиции глобалистики отражены пути развития мировой системы высшего образования - расширение доступности и массовости, связанные с расширением глобальной экономики знаний. Обращение к данным исследованиям способствует более широкому пониманию проблем интернационализации высшего образования в условиях глобализации.
Общепедагогические труды А.Н. Джуринского [5], В.М. Филиппова [12] дают теоретико-методологическую перспективу изучения особенностей механизмов управления высшим образованием, действующих в разных странах, необходимости его рассмотрения с учетом глобальных, национальных и локальных тенденций. Практические инструменты интернационализации представлены в исследованиях А.Н. Григорьева, Г.В. Коршунова [4], А. А. Муравьевой, А. И. Горылева [8], направленные на выстраивание российским вузами политики экспорта образовательных услуг, создания совместных образовательных программ.
Философские аспекты рассматриваемой проблемы содержатся в работе Г.И. Петровой, И.А.Ершовой, А.О. Зоткина [9], где авторы связывает всеобщее онтологическое изменение сферы высшего образования с трансформацией классического университета в университет исследовательский, релевантный новым условиям современного глобализированного мира.
Социологические характеристики процесса отражены с позиции анализа проблем академической мобильности студентов и преподавателей, перемещению потоков студентов из одной страны в другую, поисков путей решения [6; 31; 32].
_Результаты исследования
Термин «интернационализация» применительно к образованию вошел в употребление с 1970-80-х годов в связи с возросшим спросом на образование за пределами своей страны. Первоначально данная дефиниция совпадала с понятием международного образования [6]. В 1972 году М. Харари включил в понятие интернационализации три основных элемента: 1) наличие международного компонента в содержании учебных планов и программ; 2) международная мобильность студентов и профессорско-преподавательского состава; 3) наличие программ технического сотрудничества и взаимопомощи [17].
В 1990-е годы термин «интернационализация» вышел за рамки «международного образования», отразив результат постепенной трансформации высшего образования, сопровождавшейся уникальным единообразием и одновременностью основных «трансцендентных» процессов демократизации, либерализации и открытости образовательных систем, общего модуса нравственной направленности происходящих изменений на глобальном (общецивилизационном) уровне. В определении интернационализации появились такие трактовки, как «процесс интеграции международного аспекта в высшем образовании», «усиление международного компонента в высшем образовании» [29, p. 289, 296].
В современной научной литературе понятие интернационализации еще не приоб-
W W V»
рело «законченный вид». Это связано с быстрой изменяемостью условий и разнообразным проявлением самого процесса, находящегося все еще в стадии становления и развития. Наиболее признанным на сегодняшний день интернационализации высшего образования является определение Дж. Найт, согласно которому под термином понимается «процесс встраивания международного, межкультурного и глобального измерения в цели, функции и процессы высшего образования» [21, p. 5]. Автор понимает «встраивание» как «передвижение», предлагая свою классификацию интернационализации в сфере высшего образования: людей (международная мобильность и международные обмены преподавателей и студентов); программ (экспорт образовательной программы из одной страны в другую); провайдеров (институтов, обеспечивающих доступ к образованию); услуг и проектов (различные формы международного сотрудничества, ориентированные на совместные исследования, улучшение качества преподавания, взаимодействие по разработке учебных планов и пр.) [20].
Дж. Стайер выделяет три обоснования процесса интернационализации: идеализм, инструментализм и едукационализм (educationalism) [31]. Первый может создать более демократический, справедливый и равноправный мир в отношении международного сотрудничества. Второй аспект связан с практическими и экономическими целями интернационализации - удовлетворение потребностей глобального капиталистического мира. Третий связан с поисками способов расширения академического опыта студентов и преподавателей.
Дж. Найт и Х. де Вит предложили разграничить «интернационализацию дома» (Internationalization at Home) и «интернационализацию за рубежом» (Internationalization Abroad) [22]. Первую можно назвать «внутренней», а вторую «внешней». «Интернационализация дома» включает мероприятия, которые помогают студентам развивать международное понимание и межкультурные навыки. Межкультурное и междуна-
родное измерение применяется в «учебно-воспитательном процессе, научно-исследовательской, внеучебной деятельности, в отношении с местными культурными и этническими общинами и интеграцией иностранных студентов и ученых» [19, р. 27]. «Интернационализация за рубежом» включает все формы трансграничного образования, мобильность студентов, преподавателей, ученых, программы, курсы, учебные программы и проекты. Понятие «трансграничное» подчеркивает национальные (государственные) границы системы образования, имеющие важное значение, когда дело доходит до функций регулирования, таких как обеспечение качества, финансирования и аккредитации [18, р. 3-5].
Исследователи Х. де Вит и Ф. Хантер, пересмотрев определение Дж. Найт, так определяют данный феномен: «преднамеренный процесс интеграции международного, межкультурного или глобального измерения в цели, функции и предоставление послесреднего образования в целях повышения качества образования и научных исследований для всех студентов и сотрудников и внесения значимого вклада в общество»^, р. 3]. Формулировка Х. де Вита и Ф. Хантер подчеркивает, что интернационализация не самоцель, а механизм повышения качества высшего образования, который опирается не только на экономические факторы [33, р. 3], но и на социальные, культурные, педагогические. По их мнению, выгоды от процесса интернационализации должно получать большинство студентов, преподавателей и сотрудников, а не только те, кто участвует в мобильности [33]. Таким образом, целью интернационализации должно стать то, что приносит общественную пользу.
Появились и новые типологии и модели интернационализации, связанные с вступлением в процесс интернационализации незападных стран [34]. Так, Х. Ву и Ц. Чжа предлагают новую типологию, которая классифицирует взаимодействие отечественных и зарубежных систем высшего образования как «внутрь-ориентированные» и «вовне-ориентированные» [34, р. 260]. Первый тип интернационализации подразумевает деятельность по обучению иностранным знаниям, культуре, моделям и нормам посредством обучения. Второй тип относится к процессу и деятельности по экспорту отечественных знаний, культуры, моделей и норм миру через интернационализацию, в первую очередь, ради «мягкой силы». Также они предлагают использовать понятие транскультурной диффузии инноваций для описания распространения знаний, культуры, моделей и норм через интернационализацию. В представленных выше определениях интернационализация отождествляется, прежде всего, с управляемой интеграцией на разных уровнях измерения с целью повышения качества высшего образования, направленной на создание лучшей образовательной и научно-исследовательской среды, значимости международного сотрудничества.
При обсуждении проблем интернационализации в условиях глобализации неизбежно возникает вопрос об их соотношении.
В самом общем виде глобализация - это «процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах общественной жизни» [13, с. 31]. Глобализация - это становление единого целостного (интегрального) мира с одной стороны, а с другой - результата, когда отдельные страны, регионы и сообщества все более приобретают черты частей единого целого. Глобализация оказывает преобразующее воздействие на высшее образование. На наш взгляд, с одной стороны, глобализация способствует открытости систем образования друг другу, а с другой - направляет высшее образование по пути унификации и стандартизации систем, свободного распространения во всем мире идей, концепций, ре-
сурсов, человеческого капитала, культур, ценностей, товаров, услуг и технологий путем создания наднациональных структур. Наиболее ярко точку зрения по данному вопросу выразили Н.В. Поляков и В.С. Савчук о том, что «глобализация - это конвергенция, врастание, в мировую систему экономических связей и отношений, с последовательным подчинением принципов функционирования учреждений высшего образования принципам создания и интенсификации транснациональных связей и пространств, основанных на конкурентных взаимоотношениях и ведущих к интеграции образовательных систем различных стран [10, с. 5]. В этой связи можно упомянуть идею У. Бека о том, что современная глобализация - это наднационализация, влияющая на самоидентификацию гомогенного, закрытого, замыкающегося на себя национально-государственного пространства [2]. Экстраполируя данное положение на сферу образования, можно говорить о возникновении в настоящее время наднациональных, как правило, нерегулируемых систем высшего образования наряду с традиционными, национальными, регулируемыми государствами системами.
Зачастую исследователи ставят знак равенства между глобализацией и интернационализацией. В этой связи глобализация как скрытая неконтролируемая сила, олицетворяющая «зависимость и неравенство, неолиберальную по сути, стимулирующую коммерциализацию и неподконтрольную какому-либо отдельному государству или институту высшего образования» [3, с. 59], противопоставляется интернационализации, «построенной на понятиях сотрудничества, обмена, уважения к культуре других народов и справедливости» [3, с. 60].
Зарубежные исследователи Дж. Найт, П. Скотт также четко разграничивают понятия «глобализация» и «интернационализация». П. Скотт считает интернационализацию явлением более высокого порядка, чем глобализация [28], так как интернационализация образования связывается с таким порядком мироустройства, при котором доминирующая роль принадлежит национальным государствам с четкими политическими границами. Они осуществляют традиционную деятельность по интернационализации образования (перемещение студентов, обмен персоналом, сотрудничество университетов, совместная исследовательская работа) [11].
Например, Найт считает, что «интернационализация изменяет мир высшего образования, а глобализация меняет интернационализацию» [23] и придает последней характер движущей силы глобальных изменений высшего образования, представляет собой «комплекс экономических, политических и социальных стимулов, вынуждающих систему высшего образования XXI века к большему участию в международных процессах, большей международной включенности» [3, с. 59]. По ее мнению, глобализацию можно считать катализатором глобализации. Согласно точке зрения Д.Е. Митчел и С.И. Найлзен, «интернационализация является одновременно и ответом на глобализацию, и способствующим ей фактором» [24, р. 9]. Они сравнивают их с силами Инь и Ян в древней китайской философии: интернационализация и глобализация работают вместе, основанные на революции в области транспортных и коммуникационных технологий, действуют сообща в целях создания глобальной взаимозависимости в экономике, политике и культуре» [24, р. 17-18].
В отечественной литературе встречаются довольно разные трактовки понятия интернационализации. Например, В.М. Филиппов под интернационализацией понимает «все виды и формы деятельности, осуществляемой отдельными странами и их высшими учебными заведениями, которые предусматривают международное взаимодействие на уровне систем образования, образовательных организаций или отдельных
личностей» [12, с. 204]. Данное определение отражает такой аспект интернационализации, как участие вузов и отдельных лиц в данном процессе, демонстрируя более расширенное его понимание. По мнению В.М. Филиппова, «интернационализация образования выступает одним из факторов обеспечения международного образовательного сотрудничества, движущей силой которого является продвижение национальных интересов взаимодействующих сторон и усиливающаяся конкуренция на мировом рынке образования» [12, с. 204]. По его мнению, для вузов интернационализация - не самоцель, а веление времени, необходимость отвечать на вызовы глобализации. Объективность интернационализации образования проявляется в виде «определенной политики и программ правительств, академических систем и учебных заведений (даже департаментов и институтов), ставящих своей целью противостояние глобализации или использование ее возможностей» [1, с. 39].
Отечественный компаративист А.Н. Джуринский определяет интернационализацию высшего образования как «объективное следствие и составляющую процессов глобализации современного мирового развития как качественно нового проявления конкуренции в борьбе за культурное, экономическое, политическое влияние» [5, с. 77]. Автор считает интернационализацию составной частью процесса глобализации и нового этапа конкуренции в сфере высшего образования на глобальном уровне. А.Н. Джуринский выделяет факторы интернационализации высшего образования: экономический, политический, культурный и педагогический. Они тесно между собой взаимосвязаны. Экономические факторы интернационализации связаны с прямыми и косвенными финансовыми выгодами; политические определяются геополитическими интересами стран и вопросами их национальной безопасности; культурные определяются важностью межкультурных отношений и диалога; педагогические оказывают влияние на функции и содержание образовательных программ [5].
Для более четкого понимания сути интернационализации Хо Ка Мок предлагает ответить на следующие вопросы, а уже потом выносить проблему интернационализации высшего образования на повестку дня: «Кому она выгодна? С какой целью она должна проводиться? Почему интернационализация должна приниматься современными университетами в качестве основной повестки дня? Важна ли интернационализация студентам и другим заинтересованным лицам? Какие цели должны преследовать современные университеты? Какому университетскому образованию мы должны довериться? [25, p. 437]. Данные вопросы не имеют однозначного ответа, но достаточно четко демонстрируют, что «интернационализация высшего образования выходит далеко за рамки собственно процессов образования и охватывает международно-политические, социальные, экономические и другие аспекты» [7, с. 245]. Необходимо обратиться к изучению национальных и региональных стратегий высшего образования для того, чтобы в полной мере осознать границы интернационализации как явления и понять, какие взаимные уроки могут быть извлечены.
Из рассмотренного выше можно сделать следующие выводы.
Во-первых, интернационализация представляет собой объективный процесс, возникший в условиях глобализации.
Во-вторых, интернационализация носит управляемый характер; происходит сближение и интеграция систем образования, которая становится целенаправленным процессом встраивания национальных систем высшего образования в глобальную образовательную среду.
В-третьих, преднамеренный характер интернационализации высшего образова-
ния выражается в создании стратегий и сценариев развития на уровне стран, вузов, человеческого капитала.
В-четвертых, доминирующим принципом интернационализации является не конкуренция, а международное сотрудничество.
В-пятых, изучение интернационализации высшего образования должно опираться на национальный и региональный опыт.
В-шестых, интернационализация придает высшему образованию характер международного, межкультурного и транскультурного измерения, поэтому следует учитывать природу интернационализации как комплексного процесса.
_Обсуждение результатов
Глобализация оказывает влияние на процесс интернационализации высшего образования. Благодаря информационной открытости мира и мобильности современной жизни, быстрого овладения языками получение образования за пределами родной страны стало доступным для миллионов людей. В результате происходит учащение межкультурных контактов, более интенсивное, чем прежде, взаимодействие людей разных идентичностей, миров и традиций. Интернационализация образовательных систем усиливается глобализационными тенденциями; способствует взаимопроникновению культур, обмену информацией и опытом, научной и академической мобильности, ведет к возможности использования и овладения разнообразными педагогическими концепциями и методиками, взаимному признанию дипломов.
Исследователи из Ирана на основе анализа статей с 2001 по 2016 гг. на персидском языке, пришли к выводу, что «интернационализация высшего образования - это взаимный обмен и основанный на консенсусе, заранее спланированный процесс в трех подмножествах, включая преподавание, исследования и услуги в университетах, колледжах и высших учебных заведениях» [26]. Они считают, что «определение интернационализации аналогично определению глобализации. Другими словами, можно сказать, что интернационализация глобализуется, но она отличается от глобализации» [26].
Как полагает, К. Тремблэй, ключевым элементом интернационализации становится идея отношений между нациями или культурными идентичностями [33]. Изучение интернационализации не может происходить вне учета процесса глобализации. Но ее цель - не стирание различий, а сохранение национального государства и культуры. Применительно к высшему образованию речь идет о сохранении и трансляции национального образовательного опыта.
Мы согласны с рядом авторов (К. Тремблэй [33], Х. Мок Ка [25]), что при изучении интернационализации следует сосредоточиться на национальных практиках. Так, Х. Мок Ка, изучив последствия следования англосаксонской парадигме в преобразовании и интернационализации их университетских систем в Восточной Азии, приходит к выводу, что усилия по интернационализации должны осуществляться в сотрудничестве с каждой культурой. Действительно, основы для осуществления интернационализации различаются от страны к стране. Многое зависит от уровня экономического развития, географического положения, традиций национальной системы высшего образования, доминирующей культуры и языка. Отсюда, можно сделать вывод, что для успешной интеграции и интернационализации необходима выработка собственной национальной стратегии высшего образования с учетом мирового опыта.
В настоящее время в числе мероприятий стратегии интернационализации отечественного высшего образования: проект «Топ 5-100» . Безусловно, речь идет о качественно новом развитии высшего образования, активного его включения в процесс интернационализации. В контексте усиливающейся интернационализации высшего образования в мире формирование отечественной стратегии должно строиться по «опережающему» принципу [7, с. 259], а не «догоняющему»: расширение русскоязычного образовательного пространства; открытие филиалов российских вузов за рубежом; повышение престижа математических и инженерных программ для зарубежных студентов.
Заключение
Проведенное исследование позволило выделить, что интернационализация представляет собой как объективный, так и целенаправленный процесс, возникший в условиях глобализации; происходит сближение и интеграция систем образования, направленные на встраивание национальных систем высшего образования в глобальную образовательную среду; выражается в создании стратегий и сценариев развития на уровне стран, вузов, человеческого капитала; доминирующим принципом интернационализации является международное сотрудничество.
В настоящее время тема интернационализации высшего образования вышла далеко за рамки западного дискурса, а ее изучение стало важным предметом исследования в международном научном сообществе. Современная интернационализация высшего образования протекает в условиях глобализации, что неизбежно сказывается на ее понимании и практической реализации. Интернационализация придает высшему образованию характер управляемости глобализационными процессами; предполагает построение взаимоотношений между странами, людьми, культурами, институтами и системами, способствует открытости национальных систем высшего образования друг другу, ценностной и институциональной гармонизации, взаимной адаптации, а не смешиванию, унификации и стиранию различий.
Разработка стратегий интернационализации национальных систем высшего образования является шагом усиления их международного имиджа и повышения привлекательности и конкурентоспособности страны.
ЛИТЕРАТУРА_
1. Альтбах Ф.Г. Глобализация и университет: мифы и реалии в мире неравенства // AlmaMater. 2004. № 11. С. 39-45. С. 39.
2. Бек У. Что такое глобализация? Ошибки глобализма - ответы на глобализацию. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.
3. Бранденбург У. Друг или враг? Миф о «хорошей» интернационализации и «плохой» глобализации // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. С. 53-66.
4. Григорьев А.Н., Коршунов Г.В. Интернационализация образования как направление деятельности вуза // Высшее образование в России. 2016. № 6 (202). С. 135-141.
5. Джуринский А.Н. Сравнительное образование. Вызовы XXI века. М.: Прометей, 2014. 328 с.
6. Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. 420 с.
7. Лебедева М.М. Интернационализация высшего образования: вызовы и возможности для университетов // Императивы интернационализации / Отв. ред. М.В. Ларионова, О.В. Перфильева. М.: Логос, 2013. С. 244-261.
8. Муравьева А. А., Горылев А. И. Международные совместные образовательные программы как инструмент интернационализации высшего образования // Интеграция образования. 2016. Т. 20. № 3. С. 310-319. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.084.020.201603.310-319
9. Петрова Г.И., Ершова И.А., Зоткин А.О. Исследовательский университет versus университет классический? // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 386. С. 59-63.
10. Поляков А.А., Савчук И.И. Бизнес-моделирование. М.: АРИОН. 2007. 137 с.
11. Скотт П. Глобализация и университет // Alma mater. 2000. № 4. С. 3-8.
12. Филиппов В.М. Интернационализация высшего образования: основные тенденции, проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. Т. 15. № 3. С. 203-211.
13. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. М.: КАНОН+, 2006. 516 с.
14. Altbach P.G., Wit H. de Internationalization and Global Tension: Lessons From History // Journal of Studies in International Education. 2015. Vol. 19, Issue 1. P. 4-10. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1028315314564734
15. Bergmann H., Geissler M., Hundt C., Grave B. The climate for entrepreneurship at higher education institutions // Research Policy. 2018. Vol. 47, Issue 4. P. 700-716. DOI: http://doi.org/10.1016/j.respol.2018.01.018
16. Chankseliani M. Four Rationales of HE Internationalization: Perspectives of U.K. Universities on Attracting Students From Former Soviet Countries // Journal of Studies in International Education. -2018. - Vol. 22, Issue 1. - P. 53-70. DOI: http://doi.org/10.1177/1028315317725806
17. Harari M. Internationalization of Higher Education: Effecting Institutional Change in the Curriculum and Campus // Long Beach. California: Center for International Education, California State University, 1989. 138 p.
18. Knight J. Borderless, offshore, transnational and cross-border education: Definition and data dilemmas. London: The Observatory on Borderless Higher Education, 2005. 22 р.
19. Knight J. Concepts, rationales, and interpretive frameworks in the internationalization of higher education //, The SAGE handbook of international higher education / H. Wit & J. D. Heyl (Eds). London, England: Sage, 2012. P. 27-42.
20. Knight J. Internationalization of higher education: New directions, new challenges. Paris: IAU, 2006. 172 p. http:// unesdoc.unesco.org/Ulis/cgi-bin/ulis.pl?catno=159834&set=005BFCD6AE_1_69&gp=0&lin=1&ll=1
21. Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales // Journal of Studies in International Education. 2004. Vol. 8, Issue 1. P. 5-31. DOI: http://doi.org/10.1177/1028315303260832
22. Knight J., de Wit H. Internationalization of higher education: Where have we come from and where are we going? // Proctor D. &Rumbley L.E. (Eds.). The future agenda for internationalization in higher education: Next generation perspectives into research, policy, and practice. New York and London: Routledge, 2018. P. XIX-XXIV. https://www. taylorfrancis.com/books/9781138289796
23. Knight J. Internationalization of Higher Education Practices and Priorities. Paris: International Association of Universities (IAU), 2003.
24. Mitchell D.E., Neilsen S.Y. Internationalization and Globalization in Higher Education. URL: https://www.intechopen. com/chapter/pdf-download/38270. DOI: http://dx.doi.org/10.5772/48702
25. Mok Ka Ho Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical Reflections // Journal of Studies in International Education. 2007. Vol. 11, Issue 3-4. P. 433-454. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1028315306291945
26. Rezaei H. (et al.) Internationalization or globalization of higher education // Journal of education and health promotion. 2018. Vol. 7, Issue 8. DOI: http://doi.org/10.4103/jehp.jehp_25_17
27. Robertson S.L. Colonising the future: Mega-trade deals, education services and global higher education markets // Futures. 2017. Vol. 94. P. 24-33. DOI: http://dx.doi.org/10.1016Zj.futures.2017.03.008
28. Scott P. Globalisation in Higher Education: Challenges for the 21st Century // Journal of Studies in International Education. 2000. Vol. 4, Issue 1. P. 3-10. DOI: https://doi.org/10.1177/102831530000400102
29. Seidel H. Internationalisation: A New Challenge for Universities // Higher Education. 1991. Vol. 21. P. 289-296.
30. Shields R. Globalization and International Student Mobility. A Network Analysis // Comparative Education Review. 2013. Vol. 57, Issue 4. P. 609-636. DOI: http://dx.doi.org/10.1086/671752
31. Stier J . Taking a critical stance toward internationalization ideologies in higher education: Idealism, instrumentalism and educationalism // Globalisation, Societies and Education. 2004. Vol. 1, Issue 2. P. 1-28. DOI: http://dx.doi. org/10.1080/1476772042000177069
32. Tremblay K. Academic Mobility and Immigration // Journal of Studies in International Education. 2005. Vol. 9, Issue 3. P. 196-228. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1028315305277618
33. Wit H. de, Hunter F. The future of internationalization of higher education in Europe // International Higher Education. 2015. Vol. 83. P. 2-3. DOI: http://doi.org/10.6017/ihe.2018.95.10715
34. Wu H., Zha Q. A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Internationalization // Journal of Studies in International Education. 2018. Vol. 22, Issue 3. P. 259-277. http://dx.doi. org/10.1177/1028315318762582
REFERENCES_
1. Altbach F.G. Globalization and the university: myths and realities in the world of inequality. AlmaMater. 2004. no. 11. pp. 39-45. (in Russ.)
2. Beck W. What is globalization? The mistakes of globalism are the answers to globalization. Moscow, Progress-Tradition Publ., 2001. 304 p. (in Russ.)
3. Brandenburg W. Friend or foe? The myth of "good" internationalization and "bad" globalization / Imperatives of internationalization / Ed. M.V. Larionova, O.V. Perfilyev. Moscow, Logos Publ., 2013. pp. 53-66. (in Russ.)
4. Grigoriev A.N., Korshunov G.V. The internationalization of education as a direction of the university. Higher education in Russia. 2016. no. 6 (202). pp. 135-141. (in Russ.)
5. Dzhurinsky A.N. Comparative education. Challenges of the XXI century. Moscow, Prometheus Publ., 2014. 328 p. (in Russ.)
6. The imperatives of internationalization / Ed. M. V. Larionova, O.V. Perfilyev. Moscow, Logos Publ., 2013. 420 p. (in Russ.)
7. Lebedeva M.M. Internationalization of higher education: challenges and opportunities for universities / Imperatives of internationalization / Ed. M. V. Larionova, O.V. Perfilyev. Moscow, Logos Publ., 2013. pp. 244-261. (in Russ.)
8. Muraveva A. A., Gorylev A. I. International joint educational programs as a tool for the internationalization of higher education. Integration of Education. 2016. vol. 20. no. 3. pp. 310-319. DOI: http://dx.doi.org/10.15507/1991-9468.084.020.201603.310-319 (in Russ.)
9. Petrova G.I., Ershova I.A., Zotkin A.O. Research university versus university classical? Bulletin of Tomsk State University. 2014. no. 386. pp. 59-63. (in Russ.)
10. Polyakov A.A., Savchuk I.I. Business modeling. Moscow, ARION Publ., 2007. 137 p. (in Russ.)
11. Scott P. Globalization and the university. Alma mater. 2000. no. 4. pp. 3-8. (in Russ.)
12. Filippov V.M. Internationalization of higher education: main trends, problems and prospects. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: International Relations. 2015. vol. 15. no. 3. pp. 203-211. (in Russ.)
13. Chumakov A.N. Metaphysics of globalization. Cultural and civilizational context. Moscow, CANON + Publ., 2006. 516 p. (in Russ.)
14. Altbach P.G., Wit H. de Internationalization and Global Tension: Lessons From History. Journal of Studies in International Education. 2015. vol. 19, issue 1. pp. 4-10. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1028315314564734
15. Bergmann H., Geissler M., Hundt C., Grave B. The climate for entrepreneurship at higher education institutions. Research Policy. 2018. vol. 47, issue 4. pp. 700-716. DOI: http://doi.org/10.1016/j.respol.2018.01.018
16. Chankseliani M. Four Rationales of HE Internationalization: Perspectives of U.K. Universities on Attracting Students From Former Soviet Countries. Journal of Studies in International Education. 2018. vol. 22, issue 1. pp. 53-70. DOI: http://doi.org/10.1177/1028315317725806
17. Harari M. Internationalization of Higher Education: Effecting Institutional Change in the Curriculum and Campus / Long Beach. California: Center for International Education, California State University, 1989. 138 p.
18. Knight J. Borderless, offshore, transnational and cross-border education: Definition and data dilemmas. London: The Observatory on Borderless Higher Education, 2005. 22 p.
19. Knight J. Concepts, rationales, and interpretive frameworks in the internationalization of higher education / The SAGE handbook of international higher education / H. Wit & J. D. Heyl (Eds). London, England: Sage, 2012. pp.27-42
20. Knight J. Internationalization of higher education: New directions, new challenges. Paris: IAU, 2006. 172 p. Available at http://unesdoc.unesco.org/Ulis/cgi-bin/ulis.pl?catno=159834&set=005BFCD6AE_1_69&gp=0&lin=1&ll=1
21. Knight J. Internationalization Remodeled: Definition, Approaches, and Rationales. Journal of Studies in International Education. 2004. vol. 8, issue 1. pp. 5-31. DOI: http://doi.org/10.1177/1028315303260832
22. Knight J., de Wit H. Internationalization of higher education: Where have we come from and where are we going? // Proctor D. &Rumbley L.E. (Eds.). The future agenda for internationalization in higher education: Next generation perspectives into research, policy, and practice. New York and London: Routledge, 2018. P. XIX-XXIV. Available at: https://www.taylorfrancis.com/books/9781138289796
23. Knight J. Internationalization of Higher Education Practices and Priorities. Paris: International Association of Universities (IAU), 2003.
24. Mitchell D.E., Neilsen S.Y. Internationalization and Globalization in Higher Education. Available at: https://www. intechopen.com/chapter/pdf-download/38270. DOI: http://dx.doi.org/10.5772/48702
25. Mok Ka Ho Questing for Internationalization of Universities in Asia: Critical Reflections. Journal of Studies in International Education. 2007. vol. 11, issue 3-4. pp. 433-454. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1028315306291945
26. Rezaei H. (et al.) Internationalization or globalization of higher education. Journal of education and health promotion. 2018. vol. 7, issue 8. DOI: http://doi.org/10.4103/jehp.jehp_25_17
27. Robertson S.L. Colonising the future: Mega-trade deals, education services and global higher education markets.
Futures. 2017. vol. 94. pp. 24-33. DOI: http://dx.doi.Org/10.1016/j.futures.2017.03.008
28. Scott P. Globalisation in Higher Education: Challenges for the 21st Century. Journal of Studies in International Education. 2000. vol. 4, issue 1. pp. 3-10. DOI: https://doi.org/10.1177/102831530000400102
29. Seidel H. Internationalisation: A New Challenge for Universities. Higher Education. 1991. vol. 21. pp. 289-296.
30. Shields R. Globalization and International Student Mobility. A Network Analysis. Comparative Education Review. 2013. vol. 57, issue 4. pp. 609-636. DOI: http://dx.doi.org/10.1086/671752
31. Stier J . Taking a critical stance toward internationalization ideologies in higher education: Idealism, instrumentalism and educationalism. Globalisation, Societies and Education. 2004. vol. 1, issue 2. pp. 1-28. DOI: http://dx.doi. org/10.1080/1476772042000177069
32. Tremblay K. Academic Mobility and Immigration. Journal of Studies in International Education. 2005. vol. 9, issue 3. pp. 196-228. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/1028315305277618
33. Wit H. de, Hunter F. The future of internationalization of higher education in Europe. International Higher Education. 2015. vol. 83. pp. 2-3. DOI: http://doi.org/10.6017/ihe.2018.95.10715
34. Wu H., Zha Q. A New Typology for Analyzing the Direction of Movement in Higher Education Internationalization. Journal of Studies in International Education. 2018. vol. 22, issue 3. pp. 259-277. http://dx.doi. org/10.1177/1028315318762582
Информация об авторах Береговая Оксана Александровна
(Россия, Новосибирск) Доцент, кандидат философских наук Доцент кафедры международных отношений и гуманитарного сотрудничества Сибирский институт управления - филиал РАНХиГС E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-8357-0583
Information about the authors
Oksana A. Beregovaya
(Novosibirsk, Russia) Associate Professor, PhD in Philosophy Associate Professor at the Department of International
Relations and Humanitarian Cooperation Siberian Institute of Management, Branch of RANEPA E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-8357-0583
Кудашов Вячеслав Иванович
(Россия, Красноярск) Профессор, доктор философских наук
Заведующий кафедрой философии Сибирский федеральный университет E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-7009-8179
Vyacheslav I. Kudashov
(Russia, Krasnoyarsk) Professor, Doctor of Philosophy Head of the Department of Philosophy Siberian Federal University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0001-7009-8179