Научная статья на тему 'ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ'

ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
386
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА / ЗАДАЧИ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ / РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Григорьев Владимир Николаевич, Дуганов Василий Александрович

В основе статьи лежат результаты исследования по выявлению противоречий и проблемных вопросов финансово-экономического обеспечения задач гражданской обороны. Результаты исследования были озвучены на одной из конференций, проведенных в системе МЧС России в начале 2022 г. С учетом заданных вопросов и дискуссии, которая произошла в ходе обсуждения доклада, материал был доработан и представляется на суд научной общественности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Григорьев Владимир Николаевич, Дуганов Василий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTIONS AND PROBLEM AREA OF CIVIL DEFENSE TASKS RESOURCE PROVISION

The article is based on the results of the study to identify contradictions and problem issues of financial and economic support for civil defense tasks. The results of the study were announced at one of the conferences held in the EMERCOM of Russia system in early 2022. Taking into account the questions asked during the discussion of the report, the material was finalized and submitted to the scientific community.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАДАЧ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ»

/84 "Civil SecurityTechnology", Vol. 19, 2022, No. 3 (73) УДК 355.58:338.245.4

Противоречия и проблемные вопросы ресурсного обеспечения задач гражданской обороны

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.3.73 © Технологии гражданской безопасности, 2022

В.Н. Григорьев, В.А. Дуганов

Аннотация

В основе статьи лежат результаты исследования по выявлению противоречий и проблемных вопросов финансово-экономического обеспечения задач гражданской обороны. Результаты исследования были озвучены на одной из конференций, проведенных в системе МЧС России в начале 2022 г С учетом заданных вопросов и дискуссии, которая произошла в ходе обсуждения доклада, материал был доработан и представляется на суд научной общественности.

Ключевые слова: гражданская оборона; задачи и мероприятия по гражданской обороне; ресурсное обеспечение; финансирование; профессиональная подготовка.

Contradictions and Problem Area of Civil Defense Tasks Resource Provision

ISSN 1996-8493

D01:10.54234/CST. 19968493.2022.19.3.73 © Civil Security Technology, 2022

V. Grigoriev, V. Duganov

Abstact

The article is based on the results of the study to identify contradictions and problem issues of financial and economic support for civil defense tasks. The results of the study were announced at one of the conferences held in the EMERCOM of Russia system in early 2022. Taking into account the questions asked during the discussion of the report, the material was finalized and submitted to the scientific community.

Key words: civil defense; tasks and activities of civil defense; resource provision; financing; professional training.

07.04.2022

В рамках проведения одной научной работы в ВНИИ ГОЧС (ФЦ) в ходе исследования были определены противоречия при решении задач гражданской обороны (ГО). В ряде случаев была установлена прямая связь этих противоречий с определенными проблемными вопросами в области ресурсного (финансово-экономического) обеспечения задач ГО. Основные результаты исследования доведены до научной общественности в форме научного доклада на научно-практической конференции1. В ходе доклада был задан ряд вопросов, которые потребовали уточнения отдельных позиций доклада. В результате чего материалы исследования были дополнены и представляются на суд научной общественности на страницах журнала «Технологии гражданской безопасности».

Проблема финансирования мероприятий по ГО, в той или иной степени, была актуальной для российской государственности всегда. В различные периоды исторического развития она решалась по-разному, и каждый раз после ее развертывания возникали определенные вопросы к способам финансового обеспечения проводимых мероприятий. Решение этих вопросов позволяло удовлетворить потребности той или иной задачи гражданской обороны. Однако по прошествии определенного периода времени органам управления приходилось вновь обращать внимание на возникающие проблемы в области ГО.

Данный факт объясняется динамичностью процессов обеспечения безопасности страны, которые зависят не только от развития ранее существовавших опасностей, но и появления новых. В связи с этим органы управления, адекватно реагируя на развитие

существующих опасностей, совершенствуя действующую систему безопасности, по объективным причинам не всегда могут мгновенно отреагировать на появление новых опасностей. К тому же ряд задач, решение которых направлено на обеспечение безопасности, в том числе и в области ГО, связан с применением высокотехнологичных комплексов и требует, наряду с разработкой, производством и обучением персонала изменения тактики применения и финансирования всех видов деятельности.

В соответствии с действующей законодательной базой, под «гражданской обороной» понимается система мероприятий по подготовке к защите и защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера (ЧС ПТХ) [1].

Исходя из этого, система ГО должна быть готова к действиям не только в военное время, но и в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в мирное время. Поэтому для обеспечения ее функционирования определены основные задачи ГО [1]. Всесторонний анализ свидетельствует о довольно обширной сфере их приложения. Это обстоятельство определяет необходимость принятия разноплановых нормативных, правовых и других актов для их реализации. В табл. 1 представлены данные по основным нормативным документам, регламентирующим решение существующих задач гражданской обороны.

Таблица 1

Нормативные документы, принятые для обеспечения выполнения основных задач в области ГО

№ п/п Основные задачи в области ГО Нормативные документы, регламентирующие выполнение основных задач в области ГО

1 Подготовка населения в области гражданской обороны Постановление Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 г. № 841 «Об утверждении Положения о подготовке населения в области гражданской обороны»

2 Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС ПТХ Приказ МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России от 31 июля 2020 г. № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»

3 Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы Постановление Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. № 303 «О порядке эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы». ГОСТ Р 22.3.17-2020 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Планирование мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций

4 Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1999 г. № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны»

5 Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 1998 г. № 1149 «О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне, а также организаций, являющихся вероятными целями при использовании современных средств поражения». Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2016 г. № 804 «Об утверждении Правил отнесения организаций к категориям по гражданской обороне в зависимости от роли в экономике государства или влияния на безопасность населения». СП 264.1325800.2016. «Свод правил. Световая маскировка населенных пунктов и объектов народного хозяйства. Актуализированная редакция СНиП 2.01.53-84»

1 VI Международная научно-практическая конференция «Гражданская оборона на страже мира и безопасности» г Москва, 1 марта 2022 г, Академия ГПС МЧС России.

№ Основные задачи в области ГО Нормативные документы, регламентирующие выполнение основных задач в области п/п ГО

6 Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в случаях возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Приказ МЧС России от 18 декабря 2014 г. № 701 «Об утверждении типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне». Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»

7 Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Постановление Правительства Российской Федерации от 27 апреля 2000 г. № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств»

8 Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации»

9 Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях». Приказ МЧС России от 6 августа 2004 г. № 372 «Об утверждении Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации» Приказ МЧС России от 23 декабря 2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований»

10 Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному виду заражения Постановление Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2019 г. 1333 «О порядке функционирования сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны и защиты населения»

11 Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Методические рекомендации по организации и ведению гражданской обороны в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании (утв. МЧС России 13.12.2012 № 2-4-87-30-14)

12 Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС ПТХ Методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 № 2-4-71-2-28). Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ (ред. от 03.07.2016) «О чрезвычайном положении»

13 Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время Приказ МЧС России от 14 ноября 2008 г. № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» Методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 № 2-4-71-2-28)

14 Срочное захоронение трупов в военное время Методические рекомендации по формированию системы исходных данных для планирования мероприятий по гражданской обороне на период 2021-2025 годов в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях (Форма № 2/ДУ) (утв. МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-31-11). Методические рекомендации по организации и осуществлению государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (утв. МЧС России)

15 ГОСТ Р 42.7.01-2021 Гражданская оборона. Захоронение срочное трупов в военное и мирное время. Общие требования

16 Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС ПТХ Методические рекомендации по формированию системы исходных данных для планирования мероприятий по гражданской обороне на плановый период 2020-2025 годов в федеральных органах исполнительной власти (организациях) (Форма № 3/ДУ) (утв. МЧС России 24.11.2020 № 2-4-71-30-11)

17 Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 г. № 804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации». Методические рекомендации по организации проведения проверок в области гражданской обороны в отношении субъектов надзора (утв. МЧС России 10.01.2016 № 2-4-71-2-28)

Следует отметить, что в представленных в табл. 1 нормативных документах частично рассматриваются вопросы финансирования, но к основополагающим следует отнести: Федеральный закон от 12.02.1998

№ 28-ФЗ «О гражданской обороне» [1]; Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской

обороны на период до 2030 года» [2] и постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне» [3]. Однако последний документ был отменен в октябре 2021 г. [4] и в настоящее время порядок возмещения расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне продолжает оставаться неопределенным.

Тем не менее, на основании статьи 18 закона «О гражданской обороне» финансовое обеспечение мероприятий по ГО и защите населения проводимых федеральным органом исполнительной власти, осуществляется из федерального бюджета. Затраты на мероприятия регионального уровня по гражданской обороне финансируются субъектом Российской Федерации. Мероприятия по ГО местного уровня обеспечиваются бюджетом муниципального образования. Обеспечение мероприятий по ГО, проводимых организациями, осуществляется за счет средств организаций [1].

В соответствии с Основами государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года источниками обеспечения мероприятий по реализации государственной политики являются: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и средства организаций; создаваемые в целях гражданской обороны ФОИВ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями запасы необходимых материально-технических средств [2].

В целях определения степени соответствия подобного подхода требованиям к обеспечению национальной безопасности России в области ГО было проведено исследование, в ходе которого выявлен ряд противоречий, возникающих при выполнении мероприятий по каждой из задач гражданской обороны. На основе этих противоречий сформулированы проблемные вопросы, от решения которых зависит дальнейшее направление развития ГО. Результаты исследования представлены в табл. 2.

Проблемные вопросы, возникающие при решении задач ГО

Таблица 2

№ Основные задачи в области ГО Проблемные вопросы при решении основных задач в области ГО п/п

1 Подготовка населения в области гражданской обороны Недостаточное развитие единой системы подготовки населения в области ГО

Недостаточное финансирование подготовки населения в области ГО

2 Оповещение населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС ПТХ Обслуживание элементов системы оповещения, расположенных на частной территории

3 Эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы Шаблонность в подходах к организации и проведению эвакуации населения, материальных и культурных ценностей

Низкая профессиональная подготовка должностных лиц, ответственных за организацию и проведение эвакуации населения, материальных и культурных ценностей

Отсутствие системного подхода к рассмотрению процессов проведения эвакуационных мероприятий [5]

4 Предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты Несоответствие количества реально проживающего населения прописанному (принимаемому для расчетов) в крупных городских агломерациях России

Высокая стоимость строительства новых защитных сооружений [6]

Обслуживание и утилизация СИЗ, находящихся на хранении

5 Проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки Необходимость затрат на проведение мероприятий за счет организаций и предприятий

Недостаточный уровень подготовки руководителей организаций

6 Проведение АСДНР в случаях возникновения опасностей для населения при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Недостаточное количество АСФ в отдельных регионах России, в том числе их удаленность от объектов проведения АСДНР

Недостаточный объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке перспективной аварийно-спасательной техники [7]

7 Первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера Несоответствие количества реально проживающего населения прописанному (принимаемому для расчетов) в крупных городских агломерациях России

Недостаточное количество выделяемых денежных средств для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения

8 Борьба с пожарами, возникшими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов Недостаточность сил и средств для борьбы с пожарами, возникающими при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов

9 Обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому или иному виду заражения Отсутствие критериев (численных значений) загрязненности окружающей среды, используемых для принятия решений по РХБ защите населения2.

2 По данным 4 НИЦ ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ).

№ Основные задачи в области ГО Проблемные вопросы при решении основных задач в области ГО п/п

10 Санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий Несоответствие количества реально проживающего населения прописанному (принимаемому для расчетов) в крупных городских агломерациях России

Недостаточность сил и средств для санитарной обработки населения, обеззараживания зданий и сооружений, специальной обработки техники и территорий

11 Восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС ПТХ Обучение вновь создаваемых сил охраны общественного порядка, их оснащение материально-техническими средствами и подготовка в области ГО

12 Срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время Недостаточное финансирование предприятий жилищно-коммунального комплекса для обеспечения их готовности к работе в условиях военного времени

Недостаточное количество запасов оборудования и запасных частей для восстановления разрушенных систем

13 Срочное захоронение трупов в военное время Недостаточный уровень подготовкаи персонала и материального обеспечения мероприятий по опознанию трупов.

14 Обеспечение устойчивости функционирования организаций, необходимых для выживания населения, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС ПТХ Недостаточное финансирование мероприятий по вопросам повышения устойчивости функционирования организаций

Низкая рациональность размещения объектов экономики и инфраструктуры в соответствии с требованиями строительных норм и правил осуществления ИТМ ГО

15 Обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО Недостаточное финансирование сил и средств ГО

Недостаточный уровень подготовки сил и средств ГО

Анализ проблемных вопросов задач ГО представленных в табл. 2, свидетельствует о наличии двух основных вопросов, присущих в равной мере всем задачам. Первый проблемный вопрос касается несоответствия уровня подготовки населения и отдельных специалистов в области ГО требованиям к системе обеспечения национальной безопасности в области ГО. Второй — характеризует недостаточный уровень финансирования мероприятий по ГО для соответствия указанным требованиям.

В одном из докладов профессор Н. А. Махутов указывал влияние человеческого фактора на условия возникновения чрезвычайных ситуаций: неиспользование знаний — 35%; недостаток знаний — 25%; недостаток знаний факторов — 10-12%; ошибки, непредвиденные ситуации, прочее — 28-30% [8]. Из этого следует, что одной из основной причин возникновения чрезвычайных ситуаций является человеческий фактор, а именно: уровень подготовки населения и сотрудников организаций, в том числе подразделений ГО. Поэтому подготовка указанных категорий: населения, специалистов МЧС России и персонала организаций (вне зависимости от форм собственности), является первостепенной и постоянной задачей как системы обеспечения ГО, так и системы обеспечения национальной безопасности страны.

Практика деятельности МЧС России свидетельствует о том, что подготовка сотрудников подразделений гражданской обороны является архиважной задачей, особенно в условиях недостаточного финансирования и материально-технического обеспечения. От уровня профессионализма сотрудников спасательных служб и подразделений зависят не только сроки локализации ЧС ПТХ, но и сумма материального ущерба. Поэтому основные усилия органов управления в период недостаточного финансирования необходимо сосредоточивать на подготовке и повышении профессиональной

готовности сотрудников подразделений к выполнению задач ГО.

Анализ расходов на оказание помощи гражданам, пострадавшим при различных катаклизмах в период с 2012 по 2018 год, свидетельствует о постоянном росте суммы материальных компенсаций. Это обстоятельство связано не только с повышением суммы компенсаций и уровнем инфляции, но и в отдельных случаях — с масштабом ЧС ПТХ.

Так, за указанный период было выделено более 40 млрд руб. из резервного фонда Правительства Российской Федерации. Оказана финансовая помощь более 700 тыс. гражданам, пострадавшим при чрезвычайных ситуациях или утратившим имущество первой необходимости. Выдано более 2,7 тыс. государственных жилищных сертификатов гражданам, лишившимся жилья при чрезвычайных ситуациях [9].

Представленные данные свидетельствуют о дополнительной статье расходов, не учитываемой при ресурсном обеспечении задач ГО. Следует также обратить внимание на то, что каждая из задач включает в себя определенный перечень мероприятий, посредством которых и осуществляется выполнение той или иной задачи. Перечень всех мероприятий, выполняемых в области ГО, в достаточной степени обширен, поэтому их перечисление не представляет научного интереса, кроме как представление об объеме деятельности МЧС России.

Существующие методики прогнозирования ЧС ТПХ [10] позволяют с достаточно высокой вероятностью определить время и место их возникновения. Наряду с этим обстоятельством анализ свидетельствует, что каждое из мероприятий затратно в финансовом отношении и требует применения в зависимости от его масштаба определенного (из практики довольно значительного) количества вооружения и техники. Поэтому целесообразно предположить, что удовлетворение

в материальном плане всех статей расходов при организации и подготовке к осуществлению задач ГО невыполнимо в принципе ввиду существенных финансовых затрат для этих целей. При этом неважно за чей счет осуществляется финансово-экономическое обеспечение мероприятия: федерального или региональных бюджетов, или статей расхода предприятия.

Укрупненно систему национальной безопасности целесообразно представить как совокупность внешней, внутренней и пограничной безопасности которая функционирует в информационном пространстве [11]. Исходя из этого, следует предположить, что обеспечение национальной безопасности России в области гражданской обороны осуществляется в основном во внутренней, пограничной и частично — во внешней сфере. Совместно с ГО национальную безопасность обеспечивает достаточное количество систем безопасности (военная, политическая, экономическая, международная и т.д.). Каждая из обеспечивающих национальную безопасность сфер требует материальных вложений и финансовых затрат. Даже при наличии достаточного финансирования удовлетворение запросов всех заинтересованных структур невозможно. Поэтому при распределении денежных средств при обеспечении национальной безопасности применяется принцип синергизма, который позволяет формировать направления сосредоточения основных усилий в зависимости от складывающейся социальной, экономической и физико-географической обстановки.

Наряду с этим опыт ликвидации последствий ЧС ПТХ свидетельствует об успешном решении многих возникающих вопросов без учета предварительного финансирования и обеспечения вооружением и техникой. Подобный результат достигался за счет профессионализма сотрудников организаций, специалистов МЧС России и органов управления. Следовательно, прежде всего основное внимание при организации и планировании задач ГО необходимо уделять качеству подготовки всех категорий: населения, включая население, проживающее на территории возможного возникновения ЧС ТПХ; сотрудников организаций (вне зависимости от форм собственности); специалистов МЧС России и руководителей, ответственных за организацию и проведение задач ГО.

Таким образом, проблемные вопросы ресурсного обеспечения задач гражданской обороны имеют специфический характер, требуют системного подхода и постоянного внимания со стороны органов управления. Следует подчеркнуть, что повышение уровня подготовки населения страны будет способствовать недопущению чрезвычайных ситуаций, скорейшей их локализации и минимизации ущерба. Исходя из этого, видится, что основными способами решения противоречий и проблемных вопросов ресурсного обеспечения задач гражданской обороны могут быть: системная подготовка всех категорий населения страны и дифференцированное ресурсное обеспечение мероприятий в соответствии с вероятностью прогнозов чрезвычайных ситуаций и анализа практики их ликвидации.

Литература

1. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне».

2. Указ Президента Российской Федерации от 20.12.2016 № 696 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области гражданской обороны на период до 2030 года».

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.03.2000 № 227 «О возмещении расходов на подготовку и проведение мероприятий по гражданской обороне».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.10.2021 № 1739 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 марта 2000 г. № 227».

5. Абрамов В. В. Повышение эффективности подготовки и проведения эвакуационных мероприятий как одна из составляющих обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Сборник материалов круглого стола (25 августа 2021 г.); ВАГШ ВС РФ. М.: Издательский дом «ИМЦ», 2021.С 71-84.

6. Защита населения, материальных и культурных ценностей в современной войне / Под общ. ред. В. А. Акимова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012. 296 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Шахраманьян М. А. Роботизация аварийно-спасательной техники, как средство повышения надежности и экономической эффективности экстремальной робототехники // Материалы Международной научно-практической конференции «Теория и практика экономики гражданской защиты на страже безопасности жизнедеятельности современного общества». Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 28 декабря 2021 г.

8. Махутов Н. А. Научные основы анализа проблем безопасной жизнедеятельности современного общества // Материалы Международной научно-практической конференции «Теория и практика экономики гражданской защиты на страже безопасности жизнедеятельности современного общества». Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 28 декабря 2021 г.

9. Пучков В. А. Актуальные аспекты формирования механизма экономического обеспечения предотвращения кризисных ситуаций // Материалы Международной научно-практической конференции «Теория и практика экономики гражданской защиты на страже безопасности жизнедеятельности современного общества». Москва, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 28 декабря 2021 г.

10. Проблемы защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях в условиях современных вызовов и угроз: Справ. пособ. / Под общ. ред. И. В. Сосунова / МЧС России. М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2017. 452 с.

11. Григорьев В. Н., Дмитриев В. А. Методология формирования системы автотехнического обеспечения деятельности пограничных органов федеральной службы безопасности. Голицыно, 2014. 196 с.

Сведения об авторах

Григорьев Владимир Николаевич: д. в. н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. Москва, Россия. SPIN-код: 9366-8089.

Дуганов Василий Александрович: к. т. н., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), нач. науч.-исслед. центра. Москва, Россия. SPIN-код: 4632-9376.

Information about authors

Grigoriev Vladimir N.: ScD (Military Sc.), Assistant Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 9366-8089.

Duganov Vasily A.: PhD (Technical Sc.), All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Head of Research Center.

Moscow, Russia. SPIN-scientific: 4632-9376.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.