Научная статья на тему 'Противоречия антикризисных программ государства'

Противоречия антикризисных программ государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА / STATE ANTI-CRISIS POLICY / ФИКТИВНЫЙ КАПИТАЛ / FICTITIOUS CAPITAL / РЕАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / REAL CAPITAL / ГОСУДАРСТВО / STATE / ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК / FINANCIAL MARKET / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / BANKING SYSTEM / КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ / CREDIT RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Костенников А.В.

Антикризисные программы государства, в первую очередь, нацелены на всестороннюю поддержку финансового сектора экономики. Основным противоречием проводимой антикризисной политики является увеличение разрыва между финансовым и реальным капиталом. Фиктивный капитал стал привлекательнее операций в реальном секторе экономики и сегодня начал свое автономное движение. По мнению автора, целью антикризисных программ государства должно стать синхронное развитие фиктивного и реального капиталов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contradictions of State Anti-Crisis Programs

Аnti-crisis state programs primarily are focused on the overall support of the financial sector of the economy. The main contradiction of the anti-crisis policy is the increasing gap between financial and real capital. Fictitious capital has become more attractive than transactions in the real economy, and today it has begun its autonomous movement. According to the author, the purpose of state crisis management programs should be a simultaneous development of fictitious and real capital.

Текст научной работы на тему «Противоречия антикризисных программ государства»

антикризисные программы государства: фиктивный

и реальный капитал

противоречия антикризисных программ государства

Костенников А.В.

аспирант факультета государственного управления Московского государственного университета им. Мв. Ломоносова, специалист ООО «Лизингпромхолд» akostennikov@yandex.ru

Аннотация

Антикризисные программы государства, в первую очередь, нацелены на всестороннюю поддержку финансового сектора экономики. Основным противоречием проводимой антикризисной политики является увеличение разрыва между финансовым и реальным капиталом. Фиктивный капитал стал привлекательнее операций в реальном секторе экономики и сегодня начал свое автономное движение. По мнению автора, целью антикризисных программ государства должно стать синхронное развитие фиктивного и реального капиталов.

Ключевые слова: антикризисная политика государства, фиктивный капитал, реальный капитал, государство, финансовый рынок, банковская система, кредитные ресурсы

Развитие рыночной экономики, а также стабильный экономический рост, который наблюдался в нашей стране до середины 2008 г., оказали существенное влияние на принимаемые государством решения по распределению располагаемых доходов. Тем не менее, несмотря на рост финансовых ресурсов, национальное хозяйство сегодня сталкивается с острой нехваткой инвестиционных ресурсов. Парадокс заключается в том, что денег катастрофически не хватает не потому, что их мало, а потому, что они распределяются крайне нецелесообразно между отдельными субъектами экономики.

В последние годы одним из главных источников роста российской банковской системы были деше-

вые кредитные ресурсы, привлекаемые из-за рубежа. На начало 2008 г. общая доля иностранных займов в пассивах российских кредитных организаций оценивалась примерно в 20%, что составляло 2,6 трлн руб. [2]. Однако кризис на мировом финансовом рынке положил конец активному финансированию отечественных кредитных организаций. В сложившихся условиях возрастает роль государства в развитии финансового сектора страны.

Правительственные антикризисные программы и мероприятия

Наряду с потребителями и производителями, государство является непосредственным участником рыночных отношений на современном этапе развития экономики. С помощью налоговой и бюджетной политики государство способствует развитию экономики, перераспределяя средства из одних отраслей экономики в другие, менее развитые. Осуществляя кредитно-денежную политику, государство стимулирует инвестиционную активность на рынке.

Государство разработало ряд мер для преодоления финансового кризиса, которые были отражены в программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год [8], а также в основных направлениях антикризисных действий Правительства РФ на 2010 год [9]. Государство выделило семь приоритетных направлений, которые затрагивали вопросы поддержки социальной сферы, развития промышленного потенциала, борьбы с коррупцией, развития финансового сектора, вопросы модернизации страны. Так как деньги до реального сектора экономики в основном доходят через финансовых посредников (банки, фонды и т.д.), то в сложившихся условиях развитие финансового сектора экономики стало первоочередной задачей государства. Однако действия государства в данном направлении носили противоречивый характер.

Проблемы российской экономики

Правительство РФ определило ряд проблем, с которыми сейчас сталкивается российская экономика, и обозначило их в программах антикризисных мер на 2009 и 2010 годы. К данным проблемам относятся следующие.

в последние годы одним из главных источников роста российской банковской системы были дешевые кредитные ресурсы, привлекаемые из-за рубежа

денег

_катастрофически

_не хватает не

потому, что их мало,

_а потому,

_что они

_распределяются

крайне

нецелесообразно

между отдельными

субъектами

экономики

-----

1. Высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. Именно на доходах от экспорта нефти, газа и других природных ресурсов в основном строится доходная часть бюджета Российской Федерации. А снижение цен на данные ресурсы привело к тому, что Правительство РФ вынуждено было прибегнуть к использованию Стабилизационного фонда и Фонда благосостояния.

Положительной тенденцией 2009 года стал рост цен на мировых рынках углеводородов. Тем не менее, эта тенденция сегодня носит неустойчивый характер. Во многом это связано с тем, что страны-потребители нефти смогли увеличить запасы нефти и бензина за последний год. Кроме того, нефть уже перестала быть товаром и превратилась в финансовый инструмент. И сегодня на котировки нефти гораздо больше влияют не фундаментальные факторы, такие, как потребительский спрос, производс-о или запасы, а скорее общий настрой рынка по тношению к рисковым активам. Недостаточная конкурентоспособность несырьевых отраслей экономики. На сегодняшнем этапе развития нашей страны продукция отечественных производителей не способна достойно противостоять импортным товарам. Она является неконкурентоспособной.

3. Недостаточная развитость финансового сектора, банков. В последние годы финансовый сектор стремительно развивался. Однако такое стремительное развитие было вызвано, прежде всего, доступностью финансовых ресурсов на международных финансовых рынках. В связи с развитием кризиса доступ на международные финансовые рынки ограничен, а в некоторых случаях и вовсе невозможным.

4. Глубокий разрыв между финансовым и реальным секторами экономики. В то время как финансовый сектор активно развивался, реальный сектор экономики «сидел на голодном пайке». В период кризиса ситуация еще более усугубилась. Во многом это было связано с введением негласного моратория на кредитование в нашей стране. При этом стагнация инвестиционной и кредитной активности продолжается и сегодня.

Стоит отметить, что данная проблема лежит в основе финансового кризиса. За время активного экономического роста в финансовом секторе наметился

избыток финансовых средств. С развитием новых финансовых продуктов (производных финансовых инструментов) в финансовом секторе начали возникать так называемые рыночные пузыри. Те финансовые ресурсы, которые возникали в финансовом секторе, не были направлены на развитие реального сектора, а активно инвестировались опять же в финансовую сферу. В результате фиктивный капитал, который раньше обслуживал реальный сектор экономики, сегодня начал свое автономное движение.

Действия государства по преодолению финансового кризиса

1. Всесторонняя поддержка банковского сектора. При этом механизмы финансирования реального сектора экономики до сих пор не проработаны, поэтому ответственность за обслуживание реального сектора полностью возложена на банки. Однако банки вместо кредитования реального сектора увеличивали свои активы за счет кредитов, выданных на межбанковском рынке [7]. Кроме того, отечественные банки воспользовались выгодной конъюнктурой на валютном рынке (курс рубля по отношению к бивалютной корзине падал).

2. Прямое финансирование реального сектора экономики. Стоит отметить, что государство осуществляло лишь точечное финансирование реального сектора. На федеральном уровне был утвержден перечень из 295 системообразующих организаций, сформирована система мониторинга за их состоянием, создан прозрачный механизм принятия решений о предоставлении им в отдельных случаях господдержки. При этом задача антикризисных мер по выводу экономики из кризиса не решалась, т.к. не все организации получили господдержку.

3. Предоставление государственных гарантий по кредитам отдельных предприятий. Выдавая гарантии отдельным предприятиям, государство снижает кредитные риски, связанные с вероятностью финансовых потерь вследствие неисполнения либо ненадлежащего исполнения заемщиком своих обязательств. Таким образом, банки снижали резервы на возможные потери по ссудам. При этом не были проработаны механизмы использования освободившихся средств. Поэтому в 2009 г. вместо целевого

...нефть уже перестала быть товаром и превратилась в финансовый инструмент

в то время как

активно развивался, реальный сектор экономики «сидел на .голодном пайке»

финансирования реального сектора банки направляли данные ресурсы на межбанковский рынок или консервировали их на неопределенный срок.

4. Повышение внутреннего спроса при участии банковского сектора. Несмотря на то, что банки отказывались кредитовать реальный сектор, доля потребительских кредитов в активах банков увеличивалась. Рост доходов в финансовом секторе не был обеспечен развитием реального производства.

5. Активная кредитно-денежная политика государства. Банком России была снижена ставка рефинансирования. По состоянию на 24 февраля 2010 года она составляла 8,5%. Кроме того, Банком России были снижены нормы обязательных резервов. Тем не менее, данные мероприятия были сделаны с запозданием. Это противоречие объясняется несовместимостью во времени действий государства. Нередко мероприятия, требующие своевремен-

исполнения, откладываются. Таким образом, ни теряют свою важность и становятся неэффек-вными.

Выводы

Проанализировав основные мероприятия государства, направленные на преодоление кризиса, можно сделать следующий вывод. Главным противоречием антикризисных программ государства является увеличение разрыва между финансовым и реальным капиталом. Финансовый сектор по-прежнему работает изолированно от реального сектора экономики. При этом на его поддержку тратятся немалые средства.

Целью антикризисных программ государства должно стать синхронное развитие фиктивного и реального капиталов. Фиктивный капитал не должен быть привлекательнее операций в реальном секторе экономики. В противном случае, кризисные явления будут повторяться.

Литература

1. Федеральный закон от 10.07.2002. № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

2. Божко М. Ресурсный занавес. // Финанс. - 2008. -№ 8 (243). - С. 35.

3. Брешковская Н. Фонды есть, пользы нет. // Финанс. - 2008. - № 14 (149). - С. 30.

4. Золотая А. Что будет с ценами на нефть. Финанс. -2009. - № 40 (323). - С. 10-12.

5. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. // Вопросы экономики. - 2009. -№ 1.

6. Лубенец Ж. Избавление от поддержки. // Финанс. - 2009. - № 27-28 (310-311). - С. 66.

7. Лубенец Ж., Федоров А. Банковская система под напряжением. // Финанс. - 2009. - № 40 (323). - С. 34-35.

8. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://premier.gov.ru/anticrisis/.

9. Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// premier.gov. ru/anticrisis/3.html.

главным

антикризисных программ

государства является

и реальным капиталом

Kostennikov A.V.

Postgraduate Student, Department of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Expert, Lizingpromhold LLC

Contradictions of State Anti-Crisis Programs

_Abstract

Anti-crisis state programs primarily are focused on the overall support of the financial sector of the economy. The main contradiction of the anti-crisis policy is the increasing gap between financial and real capital. Fictitious capital has become more attractive than transactions in the real economy, and today it has begun its autonomous movement. According to the author, the purpose of state crisis management programs should be a simultaneous development of fictitious and real capital.

Keywords: state anti-crisis policy, fictitious capital, real capital, state, financial market, banking system, credit resources

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.