Научная статья на тему 'Противоречивое бинарно множественное искусство: необходимо ли совершенствование?'

Противоречивое бинарно множественное искусство: необходимо ли совершенствование? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
120
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Sciences of Europe
Область наук
Ключевые слова
МНОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО / ПОЗИТИВНОЕ ИСКУССТВО: ИСКУССТВЕННОСТЬ ИСКУССТВА / РОСТ ИСКУССТВЕННОСТИ / НЕГАТИВНОЕ ИСКУССТВО / ПРИЗНАКИ ИСКУССТВЕННОСТИ / ИСКЛЮЧЕНИЕ ИСКУССТВЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Тетиор А.Н.

Бинарно множественное искусство, возможно, нуждается в совершенствовании: произведения искусства создаются множеством людей с бинарным множеством особенностей мышления и поведения, поэтому результаты множественны: от позитивного до негативного (не соответствующего общепринятым нормам морали, этики, религии, и пр.) искусства; некоторые виды искусства полностью или частично искусственны, неестественны для природы; произведения искусства создают отдельные люди или небольшие коллективы, а потребляют массы (потребление продукта, созданного другим мозгом, может быть опасно). Глубинное совершенствование искусства, может быть, одно из наиболее сложных направлений его оптимизации, оно должно быть направлено в том числе на сокращение степени искусственности, то есть на основу искусства. Вероятно, возможна оптимизация тематики искусства, и в меньшей степени его негативности, но не его основы искусственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTRADICTORY BINARY PLURAL ART: IS IT NECESSARY TO IMPROVE?

Binary plural art needs to be improved. Many people with binary many peculiarities of thinking and behavior create the artworks, so the results are multiple: from positive to negative. There are some signs of artificiality of art: unreality of the objects and phenomena, etc. Artworks create individuals or small groups, and consume mass (somebody else's product consumption, created another brain, can be dangerous). As a result is fastening of unnatural memes in the minds of people. Deep optimization of art, maybe one of the most complex areas of optimization, it must be sent on reducing of artificiality, i.e. on the basis of art. Probably, it is possible to optimize the topics of art, and to a lesser extent its negativity, but not its base artificiality.

Текст научной работы на тему «Противоречивое бинарно множественное искусство: необходимо ли совершенствование?»

PHILOSOPHICAL SCIENCES

ПРОТИВОРЕЧИВОЕ БИНАРНО МНОЖЕСТВЕННОЕ ИСКУССТВО: НЕОБХОДИМО ЛИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ?

Тетиор А.Н.

Доктор техн. наук, профессор Россия, РГАУМСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва

CONTRADICTORY BINARY PLURAL ART: IS IT NECESSARY

TO IMPROVE?

Tetior A.

Dr. Sc., Professor Russia, Moscow Agricultural Academy

АННОТАЦИЯ

Бинарно множественное искусство, возможно, нуждается в совершенствовании: произведения искусства создаются множеством людей с бинарным множеством особенностей мышления и поведения, поэтому результаты множественны: от позитивного до негативного (не соответствующего общепринятым нормам морали, этики, религии, и пр.) искусства; некоторые виды искусства полностью или частично искусственны, неестественны для природы; произведения искусства создают отдельные люди или небольшие коллективы, а потребляют массы (потребление продукта, созданного другим мозгом, может быть опасно). Глубинное совершенствование искусства, может быть, одно из наиболее сложных направлений его оптимизации, оно должно быть направлено в том числе на сокращение степени искусственности, то есть на основу искусства. Вероятно, возможна оптимизация тематики искусства, и в меньшей степени -его негативности, но не его основы - искусственности.

ABSTRACT

Binary plural art needs to be improved. Many people with binary many peculiarities of thinking and behavior create the artworks, so the results are multiple: from positive to negative. There are some signs of artificiality of art: unreality of the objects and phenomena, etc. Artworks create individuals or small groups, and consume mass (somebody else's product consumption, created another brain, can be dangerous). As a result is fastening of unnatural memes in the minds of people. Deep optimization of art, maybe one of the most complex areas of optimization, it must be sent on reducing of artificiality, i.e. on the basis of art. Probably, it is possible to optimize the topics of art, and to a lesser extent - its negativity, but not its base - artificiality.

Ключевые слова: множественное искусство; позитивное искусство: искусственность искусства; рост искусственности; негативное искусство; признаки искусственности; исключение искусственности

Keywords: plural art; positive art; artificiality of art; growth of artificiality; negative art; signs of artificiality; exclusion of artificiality

«Живые предметы природы представляют формы и произведения искусства создают разнооб-собой ...до мельчайших деталей целесообразные разные слои, группы и отдельные представители организмы, между тем как произведения искус- общества - от в целом позитивно мыслящих до лич-ства достигают видимости жизни лишь на своей ностей с негативными качествами, вплоть до пре-поверхности, а внутри являются обыкновенным ступников, от находящихся в нормальном психофи-камнем, деревом, холстом... » (Г. Гегель) зиологическом состоянии до людей с многочислен-

Цель искусства - отражение и познание дей- ными отклонениями, от людей с преобладанием ствительности. Потребность в участии в создании и функции неокортекса до склонных к «лимбиче-в познании созданных другими произведений ис- скому» или «рептильному» мышлению. кусства - одна из древнейших потребностей чело- Некоторые виды искусства полностью или ча-

века (исключая некоторые племена, не совершен- стично искусственны, неестественны для природы. ствующие искусство). Искусство создается Признаки этого: нереальность предметов и явле-людьми, и, следовательно, тесно связано с психо- ний; замена реального поведения и чувств на нере-физиологическим состоянием его творцов, с состо- альные; обман чувств, исключение естественных янием общества. Эволюция искусства протекает с синаптических связей «чувство-реакция»; проник-постоянными разветвлениями, с созданием форм новение виртуального мира в искусство; отдаление бинарно множественного искусства: по мере эво- массы людей от искусства; растущее число вариан-люции оно приобретает все большее разнообразие тов известных произведений («ремейков»); рост форм: позитивные, негативные, множество проме- «гигантизма» при создании произведений искус-жуточных форм (с точки зрения человека). Свои ства; рост применения искусственных эффектов;

растущее количество «заимствовании» и повторений произведений; рост негативных, неэтичных, опасных видов искусства; рост биологических и других «добавок» к искусству - обнажение тела, и пр.; в итоге - закрепление неестественных мемов в сознании людей. В соответствии с фундаментальными законами бинарной множественности и разветвляющегося развития [5] постоянно создаются новые формы искусства. Если они служат отражению и познанию реальной множественной действительности - их можно признать позитивными формами. Если в них преобладает негативистское отражение действительности, подавляются позитивные, гуманные аспекты познания, и, напротив, превалируют негативные аспекты, - это негативные формы искусства. Негативизм - это отрицание. Истоки негативизма - в действии законов бинарной множественности и разветвляющегося развития, поэтому невозможно сопротивляться объективным законам.

создающим множество позитивных, негативных и промежуточных видов искусства, можно только пытаться сокращать степень негативности с помощью этического образования и воспитания. Искусство выделяется среди других аспектов эволюции человечества: это слово имеет один корень с понятием искусственности, неестественности. «Искусственное - это все, сделанное человеком, не природное, созданное с искусством и противополагающееся природе» (В. Даль). Бесспорно, в основе произведений искусства человека лежит природа. Зародившееся в глубокой древности (в каменном веке), начальное искусство было тесно связано с практической деятельностью человека. Первоначальные формы искусства - это танцы, песни, мифы, изображение животных на стенах пещер, украшение орудий труда, оружия, одежды, тела, жилища. Считается, что искусство началось с эстетического поведения - танца [1] (рис. 1).

Рис. 1. Зарождение искусства. Древние танцы

Танец был «подсмотрен» нашими предками у животных, которые искусно выполняют ритуальные танцы в период ухаживания. Возникновение музыкальных инструментов могло произойти также из наблюдения природных явлений: например, известно извлечение звуков медведем из расщепленного дерева; Д. Клинджел описал «музыкальные камни» - валуны, которые звучали на разные лады при легком ударе ступни, ему даже удалось сыграть музыкальную фразу; первобытное пение также могло быть подражанием пению животных. Одна из разновидностей искусства - украшение собственного бедно украшенного тела (по сравнению с яркими животными, цветами) - была явным следствием стремления к заимствованию внешней красоты природы. Представления о красоте формировались в ходе многовековой эволюции и существовали в природе задолго до появления человека. Например, красота особи противоположного пола означала ее здоровье, силу и потому - привлекательность как партнера для рождения здорового потомства, для защиты от хищника. Красота объекта пищи означала будущее успешное удовлетворение пищевой потребности. Вполне вероятно, что первичные понятия красоты сформировались на эмоциональном уровне (в центрах более древнего мозга высших млекопитающих) в процессе удовлетворения биологических потребностей, в первую очередь пищевых и сексуальных (продолжения рода). Именно поэтому животные, а

затем - и человек, стали воспринимать одни предметы и явления как прекрасные, другие - как безобразные, и пр. Вероятно также, что человек относит природные объекты (флору, фауну, природные явления) к прекрасным или безобразным как обладатель множественного мозга «всеживотного»; поэтому красота и привлекательность, созданные в процессе отбора только для определенных животных и адресованные только им, были использованы человеком в качестве красоты, принадлежащей также и ему. Это произошло в процессе эволюции удовлетворения потребностей, когда складывались предпочтения при восприятии внешнего мира сенсорными органами множественного мозга человека Вначале искусство не было самостоятельной формой деятельности. Каждый человек был вовлечен в исполнение танцев, песен, изображение сцен охоты на стенах пещер, в создание мифов, украшение своего тела, одежды, оружия, орудий труда и предметов быта, жилища (рис. 2). Первобытное искусство было включено в жизнь и в материальное производство, искусство могло играть роль в духовном развитии людей, позволяло осознавать социальную природу человека, и служило делу культурного совершенствования. В формировании и развитии искусства поразительно то, что некоторые сохранившиеся в первобытном виде племена сохранили свое первоначальное искусство, не сделав никаких шагов на пути его развития. Вначале неотделимое от практической деятельности, искусство затем стало обособляться.

Рис. 2. Первобытное украшение тела и лица

Художественное творчество становилось самостоятельной формой деятельности. Сейчас к искусству относят много его разновидностей - музыку, живопись, театр, художественную литературу, скульптуру, пение, танцы, архитектуру, дизайн, и пр. Иногда искусством считают вообще все виды деятельности, если они сопряжены с творчеством, созданием совершенных и красивых произведений и вещей. Человечество высоко ценит произведения искусства; но отдельные творцы самонадеянно и неправомерно считают, что произведения искусства - «не отражение природы, а новые явления действительности, ничуть не менее значимые, нежели явления самой природы» (К.С. Малевич). Искусственные произведения сравниваются с живыми, и сравнение - не в пользу недостижимых по сложности и целесообразности строения живых организмов.

Многие произведения искусства, относимые к выдающимся, были созданы в условиях низкого материального уровня их создателей, или при жестоких диктаторских режимах и войнах, или в обстоятельствах сильного притеснения извне, или людьми, которые имели те или иные психофизиологические отклонения. Известно, что многие «люди искусства» - это люди с повышенной чувствительностью, с индивидуальными особенностями работы триединого мозга, с отклоняющимся поведением, с завышенной самооценкой. З. Фрейд полагал (без специального исследования проблемы, основываясь, очевидно, на отдельных фактах), что «культуру создают и движут вперед ненормальные люди». Если это так, то потребление созданного такими людьми культурного продукта было бы опасно для человечества. Опасность такой особенности искусства для человечества реальна.

Противоречивая духовная культура человека, включающая искусство, поддерживается объединением в нем в разных соотношениях биологического и социального начал, и наличием в многослойном мозгу древнейшей части - мозга пресмыкающихся («рептильного»); древнего мозга высших млеко питающих (лимбической системы); самой крупной новой части - неокортекса. В связи с унаследованным от животных - предков стремлением к выживанию человек склонен к упрощенному мышлению

[5, 6]. И анализ искусства всегда выполнялся с использованием такого мышления. Искусство анализировалось с односторонних позиций (в соответствии с упрощенным мышлением обрезался пласт негативного искусства). Например, известные виды искусства по функциям исключительно односто-ронни (ниже нами дополнены в скобках реальные множественные функции): 1. Эстетическая функция - воспроизведение действительности по законам красоты (воспроизведение бинарно множественной действительности по законам широкого комплекса качеств - от красоты до безобразия). 2. Социальная функция - идейное влияние на общество (идейное влияние на общество позитивного, негативного и промежуточного пластов качеств). 3. Компенсаторная функция - восстановление душевного спокойствия и равновесия, компенсация недостатка гармонии и красоты (осознание реального равновесия и гармонии всего позитивного и негативного в природе). 4. Гедонистическая. Способность приносить положительные эмоции через созерцание прекрасного (способность приносить комплекс эмоций через созерцание и осознание целостного динамичного бинарно множественного мира). 5. Познавательная функция - изучение и познание (многообразной) действительности с помощью произведений искусства. 6. Прогностическая. Возможность прогнозировать и предугадывать будущее. 7. Воспитательная. Влияние (представления о бинарно множественном целостном мире) на формирование личности и нравственное становление человека.

В течение истории человек стремился к удовлетворению потребностей, сопровождающемуся положительными эмоциями. Эволюция эмоций шла от простейших форм реагирования, связанных с адаптацией к окружающей среде, к развитию эмоциональной сферы человека за счет таких эмоций, как чувства (высшая форма эмоций), страсти (сильное, стойкое чувство, с сильным влечением к объекту страсти), настроения и т.п. Эмоция (от лат. ешоуео - потрясаю, волную) - процесс переживания, отражающий субъективную оценку значимости для человека предметов и явлений. Эмоции позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире. Уровень личного доверия к эмоциям высок. Среди первичных (витальных) эмоций практически

всеми исследователями предлагается неравное число позитивных и негативных: так, П. Экман выделяет шесть первичных эмоций (гнев, страх, отвращение, удивление, печаль и радость), из них только две - позитивные (третья часть). Дж. Грей рассматривает три первичные эмоции - ярость -ужас, тревогу и радость, то есть треть - позитивна. У Р. Вудвортса десять первичных эмоций - любовь, счастье, веселье, удивление, страх, страдание, гнев, решимость, отвращение, презрение, то есть три с небольшим эмоции можно считать позитивными. Число эмоций растет, их уже более 150, но всегда соотношение положительных и отрицательных эмоций ~1:2. Групповое семантическое пространство эмоций включает в себя гораздо больше негативных (ужас, тоска, страх, отчаяние, горе, печаль, тревога, растерянность, гнев, отвращение) и значительно меньше позитивных эмоций (радость, восторг, уверенность, спокойствие) [2, 5]. Видимо, множество отрицательных эмоций является древней, животной особенностью эмоциональной сферы животных - предков, тогда как меньшее число положительных эмоций - это более новая часть эмоциональной сферы. Несомненно, что отрицательные эмоции - древние, унаследованные от предков человека. Негативное искусство позволяет

удовлетворять древние потребности в отрицательных эмоциях, и потому оно реально, объективно и неистребимо. Негативное искусство - это объективно существующий пласт искусства, который не может быть удален из всего содержания искусства.

Но в одностороннем упрощенном анализе видов искусства недостаточно представлен целый пласт негативных и неэтичных (с точки зрения традиционно мыслящего человека) видов: искусство негативно мыслящей части человечества; искусство преступного мира; искусство личностей с различными отклонениями; искусство племен, оставшихся на первобытном уровне развития; искусство сообществ людей по интересам и по социальному положению (например, хиджра в Индии - людей третьего пола). Мощный пласт в целом негативного искусства - это песни, литературные произведения, живопись (в первую очередь татуировки, рис. 3), предметы одежды, «украшения» лица и тела, игры, фильмы и другие произведения преступного мира. В соответствии с законом бинарной множественности наряду с эволюцией традиционного искусства протекает эволюция противопоставленного ему искусства молодежной субкультуры: панков, хиппи, фанатов, готов, эмо, геймеров, рокеров, и др.

Рис. 3. Искусство преступного мира - татуировка

Все эти сообщества выступают против традиционного искусства (такое разветвление было уже не раз в истории искусства); они развивают свое искусство, зачастую негативное и неэтичное с точки зрения традиционного искусства: так, у готов кино и литература — ужастики, вампириады, мистические триллеры, история и практика мистических орденов средневековья. Они любят встречаться на кладбищах и в других мрачных местах; одежда -очень темных тонов, макияж «под вампиров», бижутерия или тату с символикой смерти. Многие из

этих видов искусства (одежда, музыка, макияж, поведение, и пр.) носят явный негативистский характер, и, тем не менее, это - искусство молодежной субкультуры, являющейся частью бинарно множественной культуры (рис. 4). Основная система классификации выделяет пять основных видов искусства, каждый из которых дополнительно имеет несколько подвидов: прикладные (трудовые); изобразительные; зрелищные (игровые); звуковые; словесные.

Рис. 4. Одежда панков

Отметим, что оценка искусства и его ценности и красоты специалистами не всегда объективна и точна, так как искусство - это такой вид деятельности, к которому склонны почти все люди, и отлучение большей части людей от искусства с определением путей его развития узкой группой специалистов - это не естественный путь его развития. Отношение искусства к природе, которая и была, и продолжает оставаться основой для него, было всегда предметом анализа. Аристотель полагал, что трагедия должна быть чем-то целостным, сравнимым с живым существом. Кант считал, что прекрасны те произведения искусства, которые похожи на творения природы. Гегель предупреждал: «Живые предметы природы представляют собой как изнутри, так и извне до мельчайших деталей целесообразные организмы, между тем как произведения искусства достигают видимости жизни лишь на своей поверхности, а внутри являются обыкновенным камнем, деревом, холстом...». Ницше отождествлял красоту с органической целостностью. Ему принадлежит мысль о биологической основе представлений о прекрасном.

Учитывая, что искусственное - это не естественное, но постоянно развиваемое человеком чаще всего на основе красоты и целесообразности природы, природных аналогов, заслуживает внимания анализ естественности и экологичности разных форм искусства. Этот анализ может быть выполнен в рамках экологизации нужд и потребностей, и соответствия экологическим постулатам. С этих точек зрения ряд видов искусства может быть отнесен к естественной экологической деятельности человека, - например, ландшафтное искусство, архитектура, дизайн, декоративно - прикладное искусство, и пр. Это - виды искусства, непосредственно связанные с производственной деятельностью человека, не вытесняющие и поддерживающие природную среду. Они близки к деятельности самой природы. В то же время ряд видов искусства не может быть отнесен к естественной деятельности; в живой природе отсутствуют их аналоги, живая природа не поддерживает такие формы поведения. Это - виды искусства, связанные с использованием неестественных для природы и человека, и этически не полностью допустимых действий - немотивированного жизненно важными целями обмана, неестественного поведения, недопустимой этики и эстетики, и, может быть, произведений людей, которые

не могут считаться психически нормальными людьми. По степени экологичности и естественности виды искусства можно условно разделить на группы:

1. Естественные, важные для развития личности, и для эволюции человечества виды искусства, которые непосредственно связаны с деятельностью человека, с созданием экологически обоснованной позитивной среды обитания: ландшафтное и декоративно - прикладное искусство, архитектура, дизайн.

2. Важные для развития личности и для эволюции человечества виды искусства, исторически предназначенные для всех людей, которыми вначале и занимались все люди, и только по мере развития человечества произошло выделение небольших групп специалистов для совершенствования в них. Это - такие виды искусства, как музыка, пение, танцы, живопись, скульптура, литература. Люди, удаленные от этих видов искусства, создают свое, индивидуальное, оригинальное искусство (иногда называемое «примитивным» искусством). Это - самодеятельные художники, писатели, поэты, певцы, и пр.

3. Некоторые виды искусства, пользующиеся большим успехом и спросом, но, в целом, не экологические, не естественные. К ним можно отнести виды искусства, связанные с необходимостью определенного (немотивированного жизненно важными потребностями) обмана, замены собственного реального поведения и чувств на нереальные чувства и на нереальное поведение. Это - театр, кино, телевидение (фильмы, сериалы), художественная литература. Все эти виды искусства (если они связаны с созданием полностью искусственных ситуаций, с необходимостью для артистов изображать далекую от них жизнь, лгать движениями и словами, «хлопотать лицом», по выражению юмориста), не могут быть признаны естественными, экологическими (рис. 5). В то же время фильмы и литература, описывающие реальные ситуации, -это экологические виды искусства с этой точки зрения.

Обман по ряду причин нужен человеку - и чем он дальше от действительности - тем интереснее (научная фантастика). Вспоминается великий А.С. Пушкин: «Я сам обманываться рад.». Искусственные сериалы, такие же ситуации в книгах пользуются наибольшим успехом. Дошло до массовой,

мирового масштаба, истерии при ожидании очередной книги о мальчике - волшебнике: Римский Папа вынужден был вмешаться и предупредить массы людей, что эта книга - не более чем вымысел. Что за глубинные механизмы в мозгу человека затрагивают такие произведения? Это, очевидно, необходимость сказочной замены нереализованных потребностей, желаний. Так ли хорошо, что люди видят артистов, «играющих» роли, и, следовательно, постепенно воспринимают ложь, обман и игру как нормальное поведение (в отличие от природных

Формирование экологических, правильных или, напротив, неэкологических мемов как устойчивых элементов человеческой культуры, передающихся по каналам лингвистической информации -это важнейшая часть накопления, передачи и использования информации. Будучи вначале внесо-матической, она затем локализуется в человеческой памяти и существенно влияет на поведение. Мемы как новые культурные репликаторы (в отличие от биологических репликаторов - генов) реализуются миллионы раз после их закрепления в памяти ([1-3 и др.]). Идея мемов (от греческого memento - память) была предложена во многих работах. Это -единицы памяти, содержащие краткие и емкие сведения о важнейших элементах взаимодействия человека и природы, человека и среды. Исторически в мозгу человека закреплялись многие негативные, неэкологические мемы: например, «Человек - хозяин Земли», «Природа - средство удовлетворения потребностей», «Природа служит человеку», «Стыд - не дым, глаза не выест», «Не пойман - не вор», «Я сам обманываться рад» и пр. Гигантский набор рекомендаций и изречений народов, закрепленный в поговорках, пословицах, мифах - это и есть мемы. В этой «кладези народной мудрости» много неэтичных, нелогичных и неэкологических мемов.

Мемы, видимо, оказывают влияние на культурное развитие, на культурную эволюцию. Передаваясь внесоматически (хотя, возможно, какие-то очень древние мемы могут передаваться и генетически - есть же идея об «эгоистичном» гене), мемы оказывают влияние на последующие поколения вследствие научения и закрепления информации. Как представляется, мемы тесно взаимосвязаны с культурной эволюцией, с естественностью культуры. Поэтому определение естественности и эко-логичности разных направлений культуры - это важная задача, позволяющая обратить внимание на

аналогов, когда мимикрия и обман связаны с жизненно важными потребностями)? У детей создаются неправильные представления о месте и значении обмана, лжи, неестественности в жизни. Если артист талантливо обманывает мимикой, жестами, словами, то это может быть закреплено в сознании как нормальная модель поведения. Это приводит к формированию у людей неестественных синапти-ческих связей, неправильных «мемов» в их сознании. Они могут использовать искусственный обман в своей жизни.

необходимость той или иной переориентации в формировании естественных и экологических ме-мов.

Издавна люди обращали внимание на искусственность на сцене. Ф. Ницше писал: «Страсть... выглядит, к стыду своему, .путаной и безрассудной. И вот все мы, благодаря грекам, привыкли к этой искусственности на сцене». Актерская игра -«это добровольное сновидение» (У. Гэзлитт), это -«самое низкое из искусств, если это вообще искусство» (Д. Мор). Итак, на сцене - неестественность, и она закрепляется в сознании зрителей. Но почему же она поддерживается и развивается, не заменяется чем-то более естественным? Есть ли подобная неестественность в природе? В природе животные танцуют, поют, играют, издают разнообразные звуки (рис. 6). Все это делают все животные, при этом нет безучастных зрителей, так как все звуки и движения - необходимая часть жизни, выживания. Раньше наши предки вместе танцевали, пели, устраивали игрища. Не было специалистов по игре, не было артистов, которые «играли» (то есть изображали то, что на самом деле, как правило, не чувствовали). Эрзац чувств пришел в жизнь. Есть ли что-то подобное в природе? Да, есть мимикрия, как у хищников, так и у жертв, но это - мимикрия выживания, борьбы за жизнь своего вида. Животное не может лгать движениями, звуками просто так, без решения жизненно важной задачи. Животные передают по наследству (как генетически, так и внесоматически) эту жизненно важную информацию. Раньше человек испытывал реальные чувства, адекватные внешнему воздействию: реальное чувство страха при встрече с большим хищником, реальную радость при добыче пищи, и пр. Эрзац чувств был ему неизвестен, и на это были рассчитаны все органы чувств, все рецепторы, и, главное, эффекторы - органы, непосредственно реагирующие на опасность и пр. (например, мышцы ног при

Рис. 5. Искусственность, игра на сцене

опасности и необходимости бега, и т.д.). Сейчас в ряде случаев чувства неадекватны воздействию и следующей за ним реакции (например, по телевизору идет фильм ужасов, органы чувств реагируют,

предупреждают эффекторы о необходимости действия, а эффекторы не работают), а иногда просто ирреальны (например, при действии наркотика или алкоголя, или при подчинении чарам артиста в театре или кино).

Рис. 6. Танцы птиц

Искусство становится все более искусственным. Для певца сейчас не обязательно уметь петь, важнее иметь фонограмму. Электричество играет роль в певческом искусстве: нелепая фигура певца с микрофоном у рта заменила нормального исполнителя, независимого от электроэнергии. Практически все спектакли в театре, почти все кинофильмы (за исключением документальных) - это изображение, как правило, нереальной жизни, того, чего на самом деле не было, игра, обман, эрзац чувств. Чем сильнее артист «играет», то есть изображает то, что на самом деле не чувствует (великие артисты, как правило, великолепно пользуются отработанными штампами) - тем он интереснее. Удивительно, что миллионы зрителей проживают чужие жизни и переживают чужие чувства, эрзац. Результат этого самообмана бывает обычно связан с отождествлением зрителя с героем. Что еще плохо: небольшая часть (артисты) поет, играет, а большая часть (зрители) сидит и переживает. Процесс получения человеком чувств и ощущений перевернут.

Многие выдающиеся произведения известных писателей полностью выдуманы, описанные события и люди искусственны, выдуманы (так, у И.А. Бунина весь знаменитый цикл «Темные аллеи» придуман, как не раз говорил сам автор). Что могут означать в жизни человека полностью выдуманные ситуации, которых никогда не было? Чему они могут научить, чему могут помочь? Представим себе, что животное учит своего детеныша чему-то совершенно нереальному, чего никогда не произойдет в его жизни. Для него вся эта информация - видимо, не более чем ненужный информационный шум, поэтому в природе такое невозможно. В природе, как правило, нет неестественных, ненужных, не используемых, бесполезных для потомства мемов.

Видимо, общество выбрало не совсем верный путь: похоже, творчество в искусстве не должно быть уделом только немногочисленных специалистов, не должно быть полностью искусственным, неестественным. Ибо при этом выключается мощный механизм развития человека. В дальнейшем потребуется постепенный возврат к первоначально использующемуся участию всех без исключения

людей в искусстве. Возможно, не только все люди, но и государства должны принять меры, поощряющие наиболее полное участие всех людей в разнообразных видах искусства (частично этот процесс поддерживается через народное творчество). Интересно, что в жизни не так уж много профессий, которыми могут заниматься практически все люди. Это - искусство, добыча пищи, пастьба скота, выращивание растений, шитье одежды (эти занятия -одни из наиболее древних для человечества). Не напоминание ли это о том, что искусство - занятие особого рода, предназначенное для всех людей?

Влияет ли искусство на совершенствование мира? Можно задать вечный вопрос: улучшило ли искусство человечество, спасут ли искусство и его красота мир, и почему до сих пор они его не спасли? Ведь за предыдущую историю человечества было создано много прекрасных произведений искусства, признанных всеми народами. Надежды на быстрое избавление мира от зла после создания выдающихся произведений искусства оказались напрасны. Прекрасные произведения искусства не оказали влияния на «исправление» человечества: В. Шекспир не освободил человечество от зла и предательства, Н.В. Гоголь - от обмана, А.С. Пушкин - от Сальери, и т.д. Очевидно, некоторые виды искусства не должны быть искусственными; искусство должно стать естественным и принадлежать (быть доступным для занятий) всем людям.

В основе любой деятельности человека, в том числе и в искусстве, лежит мышление, работа мозга. Человек в процессе эволюции получил весьма консервативный и чрезвычайно сложно устроенный орган управления - мозг с наслоениями сохранившихся древних и более новых структур, в котором последующие слои, отвечающие за все более сложные органы и действия, взаимосвязаны и, видимо, контролируются всеми предыдущими слоями. Мозг содержит в себе, как археологический срез, всю историю эволюции человека, но при этом все древнейшие, древние, старые и более новые слои, работают и взаимодействуют. И.П. Павлов полагал, что кора больших полушарий в

процессе исторического развития организма все более и более подчиняла себе деятельность всех нижележащих центров мозга, и у высших млекопитающих и человека стала главным «распорядителем и распределителем всей деятельности организма». Но в процессе восприятия импульсов от органов чувств и выдаче решений взаимозависимо участвуют почти одновременно многие более древние структуры [4]. В структуре мозга представлены современные и более древние отделы. Деление мозга во многом условно, как любое деление. Таким образом, в современном человеке «присутствуют», уживаются и влияют на его поведение и рептилии (К. Саган считал, что понятие «хладнокровный убийца» для человека точно соответствует определению крокодила), и млекопитающие, и человек [3]. «Ритуально - агрессивный» Р-комплекс отвечает за ритуальное и агрессивное территориальное поведение, установление социальной иерархии, послушание и бесстрашие. Он оказывает фундаментальное влияние на поведение, отвечает за безопасность вида и управляет базовым поведением: он контролирует инстинкт размножения, защиту своей территории, агрессию, желание всем обладать и все контролировать, следование шаблонам, имитация, обман, борьбу за власть, стремление к иерархическим структурам, ритуальное поведение, контроль меньшинства. Ему присущи хладнокровное поведение, отсутствие сопереживания, безразличие к последствиям действий относительно других людей. Он полезен для немедленных реакций: сначала - реакция, затем осмысление. В этом смысле это - «автопилот», которым человек сознательно управлять не может. Его главная задача - защита тела человека, он настроен на оборону, всегда на страже и высматривает опасность.

Лимбическая «эмоциональная» система ответственна за генерирование сильных и ярких эмоций, за окраску мыслей чувствами. Новая кора мозга - неокортекс - отвечает за ряд важнейших функций - память, сознательное восприятие, мышление, речь, в ней расположены соматосенсорные системы, получающие импульсы от сенсоров тела человека. В ее функции входят абстрактное разумное мышление, планирование действий и управление ими, сложные задачи восприятия, пространственное восприятие, обмен информацией между мозгом и телом. Но ее определяющее влияние на более древние системы, стремление к управлению ими далеко не абсолютно. Напротив, все импульсы проходят через многие древние структуры, в которых, как известно, происходит их оценка, эмоциональная и другая более древняя окраска (например, агрессивно-оборонительная, иерархическая, ритуальная и пр.). Разные по своей роли и по своему значению органы тела и лица далеко не равноценно представлены в новой коре (отдельные органы имеют явно завышенное представление, обусловленное, видимо, исторически).

Мышление человека обусловлено сложным строением его мозга, включающим в себя новые и более древние слои. Неокортекс не руководит в полной мере низшими отделами мозга; такую ситуацию обеспечивает ретикулярная формация - древний контролер. Преобладание решений отделов мозга, влияющих на поведение человека, не постоянно: у разных людей могут интенсивнее проявляться функции более древних отделов и подавляться решения неокортекса, при ограниченном контроле с его стороны. Согласно [3], наиболее древняя часть мозга - это мозг рептилий, затем -мозг высших млекопитающих (лимбика), и новая кора - неокортекс (рис. 7).

Рис. 7. Сложный многослойный мозг со связями между его частями

Новая кора - это органическая часть триединого мозга; древние структуры не исчезли и продолжают контролировать деятельность. Мозг человека, несмотря на наличие древних и более новых отделов, является единым целым, объединенным с

помощью сети нейронов. Мозг несет в себе всю историю антропогенеза. «Человек не произошел от низших видов, но сам в себе их несет: человек есть всеживотное и в себе содержит как бы всю про-

грамму творения» (С.Н. Булгаков). Если многослойный мозг человека сохранил в себе древние структуры ряда предков, то логично было бы предположить, что, являясь фильтрами на пути прохождения импульсов, эти структуры могут конфликтовать между собой и выдавать полностью противоречащие друг другу решения [4, 5].

Отделы мозга, принадлежащие несовместимым между собою животным (в природе - хищникам и жертвам), конфликтуют между собой. Не отсюда ли разнообразные фобии, расстройства, синдромы? Новая кора стремится управлять более древними структурами, но ее контролирует ретикулярная формация. Части триединого мозга названы в соответствии с их определяющими функциями: неокортекс - это когнитивный (познавательный) мозг; лимбическая система - эмоциональный мозг; «рептильный» комплекс - «ритуальный» или «агрессивный» мозг. Для оценки влияния сложной структуры мозга на поведение человека наибольший интерес представляет степень влияния более древних структур на восприятие и поведение. Эти структуры занимают сравнительно небольшой объем мозга, но существенно влияют на его работу. Закрытые более новыми слоями древние участки мозга сохраняются, так как, очевидно, они не могли быть исключены в процессе эволюции: они контролировали важнейшие функции, обеспечивающие жизнь и выживание - двигательные, физиологические, равновесие, координацию движений, и др. Поэтому информация в кору больших полушарий поступает по нескольким каналам, и не одновременно. Функции, контролируемые отделами мозга, оказывают влияние на творчество в искусстве; возможно, сильно влияют Я-комплекс и лимбика.

Если более древние структуры нервной системы не исчезают (не полностью исчезают) по мере ее совершенствования, то можно считать, что в ходе эволюции происходило наслоение новых структур, и в мозгу человека сохранилось множество нервных систем предков (рис. 8). Что, кроме известных «переключений» [4, 5], происходит с сигналами в древних структурах? Можно полагать, что в них поступающая информация интерпретируется вначале с использованием критериев самых древних предков, затем, - менее древних, и так вплоть до человека. В этих отделах создаются целиком «животные» картины внешнего мира, существенно отличающиеся от конечного экрана внешнего зрительного поля в париетальной коре. Возможно, эти картины становятся видимыми, когда снимается руководящее действие коры больших полушарий, - в экстремальных обстоятельствах, если идет речь о жизни человека, либо в сновидениях. Например, у впадающего в ярость человека существенно меняется зрительный образ врага, -поле зрения сужается, в нем виден только ненавистный враг, который должен быть повергнут. В сильном горе представляется «небо с овчинку», то есть зрительное поле сужается. Интересно развитие ряда форм искусства (театр, кино, художественная литература, телевидение и пр.) в зависимости от мирного или военного состояния государства. В периоды длительного мира происходит уравновешивание неестественного отсутствия напряженности искусственной напряженностью в произведениях искусства. Чем меньше убийств в действительности, - тем больше их на киноэкране, в книгах, в театре. Когда льется кровь, и люди по-настоящему страдают, - в искусстве появляются широкие картины мирной и счастливой жизни.

Рис. 8. Взаимовлияние отделов мозга

Интересно исследование мощного закрепления игры и «театральности» в поведении человека. Н.А. Бердяев объясняет эту особенность стремлением личности к защите от общества при помощи надеваемой маски: «Очень странно, что по латыни «персона» — значит маска и связана с театральным представлением - личность есть прежде всего личина. В личине - маске человек не только себя при-

открывает, но он себя защищает от растерзания миром. Поэтому игра, театральность есть не только желание играть роль в жизни, но также желание охранить себя от окружающего мира, остаться самим собой в глубине. .Личность играет роль, надевает маску, перевоплощается в навязанный ей извне тип». Возможно, стремление человека к театральности - одна из форм этологически обусловленной мимикрии.

Существует еще одна особенность развития искусства, связанная с выделением творцов, талантов, гениев из бинарно множественной массы людей. Гении в искусстве, как и талантливые люди, создают сугубо личностные творения, субъективные произведения с отпечатками «когтей мастера». «Я помню чудное мгновенье: // Передо мной явилась ты, //Как мимолетное виденье, // Как гений чистой красоты» и «Дар напрасный, дар случайный, / Жизнь, зачем ты мне дана?» мог написать только А. С. Пушкин (правда, слова «гений чистой красоты» он заимствовал, но действительный автор этих слов имел в виду не женщину, а творчество). «И скучно, и грустно, и некому руку подать...» - только М. Ю. Лермонтов, «Часть силы той, что без числа//Творит добро, всему желая зла» и «Мы все на мир по-своему глядим, // И каждый прав с воззрением своим»

- только И. Гете, «Безбровая сестра в облезлой кацавейке // Насилует простуженный рояль» - только Саша Черный, и т.д. Нарисовать в качестве картины черный квадрат мог только индивидуально устроенный и так же представляющий мир художник К.С. Малевич. Исключительная индивидуальность П. Пикассо, С. Дали, К.С. Малевича и других творцов подчеркивается абсолютно противоположными суждениями о них и их творениях - от гениальности до шарлатанства. Иногда известные и менее известные авторы создают явно негативистские произведения. Их можно разделить на типы: 1. Негативистские произведения гениальных авторов, вызванные особенностями строения их мозга и рядом дополнительных обстоятельств - давлением окружения, сложностями жизни, и пр. Такие гениальные произведения встречаются, например, у М.Ю. Лермонтова (И скучно, и грустно.), у Н.В. Гоголя (Скучно на этом свете, господа). 2. Негати-вистские произведения, свидетельствующие о тупике в творчестве гениальных авторов. Примеры -«Черный квадрат» К.С. Малевича, «Двенадцать» А.А. Блока. 3. Произведения, несущие на себе печать отклонений в мышлении: например, стих А.Е. Крученых «Дыр бул щил // убещур // скум // вы со бу // р л эз» и др. 4. Негативистские произведения многих негативных идеологий (фашизм, анархизм, и пр.). 5. Произведения негативной части общества

- преступного мира, субкультур, и пр.

Поэты, писатели, художники, композиторы, музыканты, артисты, скульпторы и т.д. гениально или талантливо воплощают свои субъективные, обусловленные индивидуальным восприятием и психофизиологическим состоянием, отношения к миру, к людям, к природе. Бинарно множественные, не обладающие соответствующими талантами или не реализовавшие их, потребители произведений искусства получают («присваивают») гениальные произведения и вводят в свой мозг вместе с ними чужое восприятие мира, людей, природы. Последующая реакция зависит от бинарной множественности качеств людей, упрощенно она может быть представлена как множество от полного приятия до полного неприятия. Подверженность массы индоктринируемости, аналогичная принятию позы подчиненности большинства животных вожаку в

69

стае, могла привести к временному распространению среди определенной части людей чужого взгляда на жизнь, на бытие. При этом индоктрини-руемые массы могут позволить убедить себя в том, что именно этот предложенный им в чужих произведениях взгляд на мир правилен, именно он действителен. Например, в тяжелые годы всеобщих репрессий в СССР была создана прекрасная, но в целом ложная по смыслу для конкретного времени песня «Широка страна моя родная.», был написан ложно ориентирующий население страны Гимн, в эти тяжелейшие годы мракобесия создавались книги и фильмы о «хороших» коллективах и о «правильных» партийцах, которых с большой долей убедительности «играли» лучшие, самые талантливые артисты. Они же создавали «теплый», «человечный» образ В.И. Ленина, далекий от его бинарно множественной реальности (кажется, почти всегда талантливые люди искусства приближались к деспотам - правителям с целью создания восхваляющих их произведений, и происходило это не без согласия со стороны талантов: приближение к высшему свету оказывалось весьма притягательным. Почему? Обычное стремление к выделению из массы как атавизм древнего стремления к более высокому месту в иерархии стаи и к доступу к благам, к соревнованию за самку?). Живущие в реальных негативных условиях, в плохом и враждебном окружении, массы могли позволить себе думать, что на самом деле где-то есть широкая родная страна, где «так вольно дышит человек». Здесь, в конкретном городе, на конкретном предприятии, в конкретном доме или школе, все очень плохо, но гениальный художник убеждает в том, что есть другие, хорошие места и люди. И чем чернее и отвратительнее была действительность, - тем более розовые очки надевали талантливые создатели произведений искусства на глаза масс. Но даже и в обычные, не в столь негативные времена, произведения гениальных авторов незаметно играли вторую роль, передавая и прививая остальной массе нереальные, целиком индивидуальные чужие представления. Например, «Тьмы низких истин мне дороже// Нас возвышающий обман» - если обман служит для возвышения, то это плохо. «Сердце в будущем живет;// Настоящее уныло;// Все мгновенно, все пройдет;// Что пройдет, то будет мило». «Кто жил и мыслил, тот не может // В душе не презирать людей». Это - сиюминутные правды гениального поэта, но далеко не правда для всех. «Скучно на этом свете, господа» - это индивидуальная, отнесенная к определенному времени, правда Н.В. Гоголя. Опубликование своих субъективных строк и раздумий - это, кажется, очень смелый шаг, так как именно он ведет к экспансии индивидуальных и, как правило, ограниченных по области действия и по времени, и негативных мыслей. Зачем В. В. Маяковский сообщил всем: «Я люблю смотреть, как умирают дети»? Зачем А.П. Чехов уточнил для всех, что «.Наденька уже замужем; ее выдали или она сама вышла, - это все равно.»? Зачем М.Ю. Лермонтов написал для всех, что «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - // Такая

пустая и глупая шутка.»? Все эти высказывания, если их отделить от состояния творцов, в целом неточны и даже неправильны. Но, хотя «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», оно посылается в массы, и отзывается индоктринируемо-стью. Что особенно интересно, - это стремление к быстрейшему донесению собственной, индивидуальной «правды» до масс, и вера в ее непогрешимость. Именно поэтому постоянно растущее бинарное множество писателей, поэтов, художников, и др. самонадеянно посылает свои бинарно множественные мысли в массы, считая, что их произведения - это истина для всех. Но эти истины индивидуальны, они - не всеобщие.

Для добровольного «принятия» чужих мыслей, для их проникновения в чужое мышление под видом своих, гениальные писатели и другие деятели искусства использовали нечто подобное мимикрии в природе, когда мимикрирующее животное приобретает форму, или меняет цвет, или испускает запах, или издает звуки, воспринимаемые как естественные и родственные. Для этого вводятся частные реальные детали, призванные впустить первую информацию и затем уверенно воспринимать всю последующую. «Послышался стук лошадиных копыт о бревенчатый пол.» (А.П. Чехов). «В то лето я впервые надел студенческий картуз.» (И.А. Бунин). Далее, после того как реальные детали сыграли свою роль мимикрии, можно давать любое содержание, которое будет воспринято как реальное. Что плохого в создании таких частично или целиком нереальных представлений о мире? Что негативного, например, в том, что в гениальной мировой поэзии представлена идеальная взаимная любовь прекрасной и воздушной принцессы и простого юноши, или прекрасного рыцаря на белом коне и простой, но красивой и умной девушки (бинарные оппозиции)? Что плохого, например, в том, что гениальный О. Хайям воспевал вино, красавиц, предупреждал о скоротечности бытия, а не призывал (хотя бы параллельно) к творческому и упорному труду ради будущего детей, страны? О. Хайям писал о том, что он и только он субъективно считал заслуживающим внимания как человек со своими особенностями восприятия и мышления, со своими взглядами на бытие и на его ценности; его печальный рубайат - это система взглядов О. Хайяма, которую он весьма самонадеянно послал в мир. Но почему нереальные односторонние представления о мире признаются гениальными и широко распространяются среди людей, вызывают почитание и уважение? Неужели для этого необходимо облечь творения в привлекательную для употребления форму (короткие, яркие дуальные и потому нереальные мысли, завораживающие ритмы и нужные чередования гласных и согласных, оригинальные рифмы, неожиданный конец, иногда - доля мистики). Почему создатели произведений в большинстве случаев стремятся сразу довести свои субъективные мысли до сведения масс? Очевидно, это - форма этологического соревнования [6].

Почему гениальные поэты, писатели, художники, артисты воспринимаются во всем мире как некие провидцы, как необычайно ценные для народа люди, которые могут дать ему нечто нетленное, ценное, какие-то общие знания? Очевидно, их восприятие действительности намного тоньше: «Нервы его, может быть, во сто раз тоньше наших: слышат то, чего мы не слышим, содрогаются от причин, нам неизвестных.» (Аксаков о Н.В. Гоголе), но по этой причине оно и не реально для всех остальных, чувствующих по-другому. Нет ли здесь чего-то от прежних кликуш, юродивых, выкрикивающих случайные, смелые, неожиданные и потому запоминающиеся, и привлекательные на общем сером фоне мысли? Нет ли здесь привычного, освященного тысячелетиями подчинения массы смелому вожаку, уверенно дающему всем людям рецепты правильной жизни, которые он якобы знает, призывающему к присоединению к его доктрине, и для этого использующему «мимикрию» - талантливые рифмы, сравнения, музыку, голос, украшения, и пр.? Может быть, лучшие творцы в искусстве -это не реализовавшиеся «вожаки» стай, которые заняли другое место, и потому они так уверенно посылают массам свои знаки.

Изменили ли в действительности что-либо в лучшую сторону в мире, в отдельных странах, в небольших сообществах талантливые произведения искусства? Да, без сомнения, в процессе приобщения к искусству и в течение короткого времени после него (в театре, в кино, перед картиной в музее, в концертном зале и т.д.) зрители и слушатели на короткое время поддаются его воздействию, они верят предложенной им доктрине (пока «живут» в кратковременной памяти), но спустя несколько минут, часов или дней все возвращается на прежнее место. Созданные отдельными субъективно мыслящими людьми произведения искусства и содержащиеся в них субъективные идеи не могут быть восприняты и надолго приняты в качестве собственных мыслей и чувств бинарным множеством масс. В лучшем случае массы поплачут и посмеются в процессе восприятия произведения, но затем займутся своими ежедневными заботами, и почти все забудут. Чужая, не родственная, созданная вне человека, доктрина не может, как правило, долго удерживаться в качестве положительного «мема», ее должен заменить собственный или новый мем. Поэтому было бы неправильно надеяться, что выдающиеся произведения искусства привлекают внимание только положительно мыслящих людей и соответствующим положительным образом воздействуют на них. В истории человечества тираны и злодеи не только проявляли интерес к отдельным выдающимся произведениям искусства, но и сами пытались их создавать. Созданные в процессе исторического развития человечества многочисленные произведения искусства пока не избавили мир от зла, лжи, предательства, обмана (и не могут избавить, так как это - объективная вторая сторона мира). Напротив, искусство само часто является фальшью и способствует обману масс, а его создатели могут быть далеки от идеала.

Как обычно, при анализе плохо познаваемых или пока не познаваемых предметов и явлений, в функции искусства были введены немотивированные цели, на которые был наброшен флер таинственности - «ощущение загадочности», некое «внутреннее стремление к гармонии», и пр. В действительности человек унаследовал от предков множество особенностей мышления и поведения, в том числе и способность к созданию примитивных произведений искусства [6]. Более глубокое изучение поведения животных показало, что они способны на ряд нетривиальных действий по отношению к внешним предметам и явлениям: 1. Поклонение доминантному животному. 2. Выполнение ролей в доминантной пирамиде. 3. Плач детенышей и взрослых животных. Горе по погибшему детенышу. 4. Благоприятное изменение внешнего вида при ухаживании и борьбе за самку. 5. Издевательство над врагом, хищником. 6. Коллективная защита. 7. Мимикрия - подражательное сходство, животный «театр». 8. Помощь сородичу, попавшему в ловушку, больному сородичу. 9. Терпеливое обучение детеныша. 10. Защита и уход за детенышем. 11. Соблюдение ритуала ухаживания и совокупления, «подарки». 12. Строительство гнезда, норы, хатки. 13. Убийство врага (крокодила слоном). 14. Похороны сородичей (редко, слоны). 15. Пение, вой, гармоничные и негармоничные звуки. 16. Ритуальные танцы. 17. Массовая миграция. 18. Страх перед грозными силами природы, перед врагом. 19. Убийство жертв ради пропитания. 20. Использование рабов. 21. Симбиоз, совместное существование организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу. Часть описанного выше унаследованного человеком поведения животных можно уверенно отнести к первобытному искусству. Таким образом, начиная с первобытных форм, искусство было мотивировано и неотъемлемо от его создателей [6].

Произведения искусства во всех его областях создавали множества разнообразных людей - от самых простых работников, украшающих свою одежду, жилище, тело и лицо, свои предметы труда и быта, и до гениев. И у гениальности нет флера таинственности, она имеет объективные биологические корни. Без гениальности, креативности, мотивации и упорной работы нет гениальных произведений искусства. Так, рассмотрев мозговые структуры А. Эйнштейна, ученые выявили очень высокую плотность нейронных связей и необычный узор борозд теменной доли, что, вероятно, и обеспечило уникальную способность к абстрактной концептуализации, благодаря которой Эйнштейн

сформулировал свою теорию относительности. Исследование американских ученых доказало, что, по сравнению с мозгом обычных людей, мозг Эйнштейна более сложен по своему анатомическому строению, более «мускулист». Исследователи из Университета Джефферсона и Университета Нью-Мехико собрали группу креативных людей и попросили их решить творческие задачи. Было доказано, что у таких людей наблюдается высокая плотность нейронных связей между правым и левым полушариями мозга, оба полушария плотно «общаются». Отсюда и гибкость мысли, креативность, новаторство. Природный талант - это особенности устройства мозга, но без мотивации и упорной работы гением не стать. Высокий интеллект - один из очевидных, но не определяющих, признаков гениальности. Важно обладать еще и сверхкреативностью (креативность - от англ. create

- создавать) - творческими способностями, характеризующимися готовностью к сотворению принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Креативность включает в себя интуицию, явление внезапного, достаточно полного и отчетливого, постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и непод-контролъности путей, ведущих к этому результату. Интуиция - это неожиданное «озарение» («инсайт»

- внутренняя вспышка), внезапное постижение истины. До недавнего времени эти явления были неподконтрольны логическому анализу и изучению научными средствами. Последующие исследования позволили выявить основные виды интуиции, и представить ее как специфический познавательный процесс, особую форму познания. Интуиция (прозрение, озарение), безусловные рефлексы, стереотипы - это неосознаваемые процессы работы мозга. Человек при этом должен осознавать настоятельную необходимость решения, он должен быть постоянно озабочен этой проблемой. Тогда мозг может неожиданно для человека решить проблему путем анализа хранящейся в нем информации, независимо от человека (как компьютер) при условиях: 1. Объем информации должен быть достаточен для ее анализа и принятия решения. 2. Человек должен быть предельно озабочен необходимостью решения. Решение создается независимо от человека в глубинных слоях мозга, и оттуда после его реализации в любой момент времени (во сне, под яблоней, в ванне, на прогулке, и т.д.) поступает в кору головного мозга, где и осознается как озарение (рис. 9).

Рис. 9. Процесс озарения - от поступления информации до выдачи решения

К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Видимо, в анализе искусства надо исключить флер таинственности, близкий к мистике, и привлечь научное объяснение, основанное на анализе работы мозга и на глубинной этологии [6, 7].

В зависимости от вклада в культуру формы искусства имеют различную ценность. Сравнение творческой ценности произведений искусства выполняют на основе их иерархической соподчинен-ности: некоторые формы творчества рассматриваются как промежуточные ступени между репродуктивной деятельностью и выдающимися достижениями искусства. Место в этой иерархии характеризует уровень искусства. Применяя «восходящий» принцип расположения форм искусства, можно представить их совокупность в виде усеченной пирамиды. Нижнее широкое основание составляет самая многочисленная группа участников деятельности, которые реагируют на запросы жизни, находя, в большинстве случаев стихийно, оригинальные решения, не выходящие за пределы разового местного применения (сказка, песня, одежда, дом, и т.д.). Среднюю часть социальной пирамиды, отражающей более высокий уровень творчества, составляют инноваторы; их результаты творчества способствуют прогрессу определенных отраслей искусства. На верхнем, узком, основании находится немногочисленный слой основоположников новых направлений духовно-теоретической деятельности. В их составе выделяется высший уровень творчества - гении, уникальные по своим способностям и энергии люди, придавшие мощное ускорение общественному прогрессу в искусстве (Микеланджело Буонаротти, В. Шекспир, В.А. Моцарт, А.С. Пушкин, И. В. Гете и др.). Высшие формы творчества в искусстве зависят от низших, так как достижению творческой самостоятельности предшествует подражание известным образцам.

Заключение. Эволюция искусства противоречива: в ее ходе нарастает бинарная множествен-

ность видов искусства, их позитивных и негативных качеств, и степень искусственности произведений. Поэтому, вероятно, необходим глубокий анализ искусства с целью его совершенствования. Бинарное множество людей создает множество произведений - от примитивных до гениальных, и эти созданные индивидуальным мозгом произведения потребляются массами. Для исключения этого явления произведения искусства должны создаваться массами. У гениальности в искусстве нет флера таинственности, она имеет объективные биологические корни. Природный талант - это особенности устройства мозга; высокий интеллект - один из очевидных, но не определяющих, признаков гениальности. Важно обладать еще и творческими способностями. Без гениальности, креативности, мотивации и упорной работы нет гениальных произведений искусства. Глубинная оптимизация искусства, может быть, одно из наиболее сложных направлений совершенствования: она должна быть направлена на сокращение степени искусственности, то есть на основу искусства. Возможно, она выполнима в части оптимизации тематики искусства, и степени его негативности, но не его основы - искусственности.

Литература

1. Ренчлер И., Херцбергер Б., Эпстайн Д. и др. Красота и мозг. Биологические проблемы эстетики. - М.: Мир, 1995. - 335 с.

2. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М.: Аспект - пресс, 1998. - 373с.

3. Саган К. Драконы Эдема. Рассуждения об эволюции человеческого разума. - М.: Знание, 1986. - 256 с.

4. Тетиор А.Н. Искусственная (антропогенная) эволюция. - М.: Palmarium, 2013. - 460 с.

5. Тетиор А.Н. Философия множественного мира. - РФ: Российская Академия Естествознания,

2016. - 887 с.

6. Тетиор А.Н. Глубинная этология человека. Ж-л «Science of Europe», vol. 3, № 6, 2016, c. 39-47.

7. Тетиор А.Н. Мир с позиций философии множественности. - РФ: Академия Естествознания,

2017. - 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.