Научная статья на тему 'Противоположность и антонимия'

Противоположность и антонимия Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
684
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ / ПРОТИВОРЕЧИЕ / АНТИНОМИЯ / НЕСОВМЕСТИМОСТЬ / КОНТРАРНОСТЬ / КОНТРАДИКТОРНОСТЬ / ЗНАЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Подберезная Л. И.

Противоположность одна из существенных операций человеческого мышления, которая в языке выражается при помощи антонимов. Антонимия определяется некоторыми общими законами человеческого мышления, следовательно, она является и логической проблемой. В логике формы обобщенного отражения отдельных групп предметом и явлений обозначаются термином «понятие». Все несовместимые понятия делятся на контрарные и контрадикторные. В статье остановимся более подробно на особенностях этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противоположность и антонимия»

ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ И АНТОНИМИЯ

Л.И. Подберезная

Каждое явление и весь мир в целом представляют собой сложную систему, между компонентами которой складываются самые разнообразные связи и отношения, в том числе и отношения противоположности. Поэтому противоположность - одна из существенных операций человеческого мышления, выражающаяся в языке при помощи антонимов.

Многие вопросы, связанные с изучением противоположности, берут свое начало еще в античной философии. Уже первые философы, такие как Парменид и Эмпедокл, отмечали диалектический характер мышления, выделяя следующие дилеммы: единое и множественное, статичное и динамичное, полное и пустое, видимое и невидимое. Демокрит учил, что противоположности носят относительный характер.

В сочинениях Платона выводится своего рода «концепция» относительно понимания логической природы и типов антонимии [11, с. 217]. Противоположности у Платона обязательно имеют начало, конец и середину, что является отражением эстетики древнегреческого философа того времени. Изменение качества предметов, по Платону, связано с переходом одной противоположности в другую [11, с. 31].

Аристотель разграничивает понятия «противоположность» и «противоречие». Более подробно он рассматривает противоположность и определяет ее как наибольшее различие между вещами, которые обязательно должны принадлежать к одному и тому же роду, то есть являться семантически родственными, соотносительными [1, с. 257-259]. Одной из основополагающих черт противоположности, согласно Аристотелю, является возможность наличия между двумя противоположными явлениями промежуточного члена, тогда как «у противоречия нет ничего промежуточного» [1, с. 261].

Таким образом, понятие о диалектичности, противоречии человеческого мышления и окружающего мира отмечалось уже во времена Античности. Но если первыми философами эта тема была лишь слегка затронута, то именно Аристотель подводит итог понятию противоположности в античной философии. Его заслугой является то, что он различает не только противоположный, но и противоречивый характер окружающей действительности.

Впоследствии понятие «противоположность» рассматривалось в различных философских системах. В домарксистской философии наиболее полно это понятие раскрывается в философской системе Гегеля, особенно в его главном труде - «Науке логики». В законах развития гегелевской идеи получили отражение существенные черты диалектики противоположностей.

Противоположность, по Гегелю, «есть единство тождества и разности» [3, с. 46]. Очень важным для раскрытия сущности противоположных понятий (свойств и качеств вещей) является понимание Гегелем каждой противоположности не как абстрактной тождественности самой себе, а как внутреннего отрицания друг друга в себе, как собственной, внутренней противоположности. Противоположности также обладают свойством уравновешивать друг друга, обнаруживая симметричность: они «снимают себя в своем отношении, так что результат равен нулю» [3, с. 52].

Следует особо подчеркнуть мысль философа о том, что восприятие тех или иных явлений, качеств, свойств и т. п. как противоположных, например, как положительных или отрицательных, оказывается необходимым образом связанным с субъективной оценкой: «если пройден час пути на восток и точно такой же путь на запад, то путь на запад снимает пройденный вначале путь... Вместе с тем час пути на восток сам по себе не есть положительный путь, как и путь на запад - отрицательный; эти направления безразличны к данной определенной противоположности; лишь нечто третье - имеющееся вне их отношений - делает одно из этих направлений положительным, а другое - отрицательным» [3, с. 52].

Таким образом, Гегель значительно расширил понятие противоположности по сравнению с античными философами. Согласно его точке зрения, установление антонимии в языке непосредственно связано с субъективной оценкой тех или иных качеств, признаков, свойств и осознанием их как противоположных.

К. Маркс различает два типа противоположностей: 1) внешние противоположности, выступающие как полюса противоречия, взаимно предполагающие и одновременно исключающие друг друга, но существующие как относительно самостоятельные; 2) внутренние противоположности, отрицающие друг друга, находящиеся в отношении взаимного проникновения, то есть противоположность между двумя сущностями [9, с. 321]. Первому типу противоположностей в языке соответствует явление антонимии, так как здесь подчеркиваются противостоящие, дополняющие друг друга проявления единой сущности, в то

же время второй тип противоположностей рассматривает крайности, не имеющие между собой ничего общего и не дополняющие друг друга, так что описание последних выходит за пределы антонимии.

Антонимия определяется некоторыми общими законами человеческого мышления, следовательно, она является и логической проблемой. В логике формы обобщенного отражения отдельных групп предметов и явлений обозначаются термином «понятия», которые «характеризуются со стороны их объема (совокупности предметов, мыслимых в данном понятии) и со стороны содержания (совокупности признаков предмета, обобщенных в понятии)» [8, с. 50]. С точки зрения логики, антонимы - это «термины несовместимых понятий, предикаты таких высказываний, между которыми имеет место отношение контрарности и контрадикторности» [6, с. 35].

Отличительной чертой несовместимых понятий является то, что это «... понятия, у которых различны объемы, а содержание одного отрицает содержание другого» [7, с. 316]. Например, понятие льва несовместимо с понятием тигра, так как ни один элемент объема первого понятия не является элементом второго понятия, и наоборот (то есть, нет такого объекта, который одновременно был бы и львом, и тигром).

Все несовместимые понятия, как уже было отмечено, делятся на контрарные и контрадикторные. Остановимся более подробно на особенностях этих понятий.

1. Отношения контрарности порождают противопоставленность противоположных понятий, которые являются крайними членами определенного логического ряда. Между этими понятиями возможен средний, третий член оппозиции. Особенностью противоположных понятий является то, что они не только отрицают друг друга, но и несут в себе нечто положительное взамен отрицаемого в несовместимом понятии (например, храбрый и трусливый, белый и черный, легкий и тяжелый и т.п.).

2. Отношения контрадикторности порождают противопоставленность противоречащих понятий, между которыми невозможно наличие среднего, третьего, промежуточного понятия, так как они исключают друг друга, например: умный и неумный.

Объем понятия «неумный» состоит не только из глупцов, поскольку наряду с глупцами, то есть людьми «с ограниченными умственными способностями», сюда входят люди, которые просто не любят или не умеют думать. Неопределенность содержания делимого понятия неумные люди создаст почву для споров, основанных на нарушении закона тождества, так как не ясно, чему тождественно понятие неумный. Никакого среднего понятия здесь нет и быть не может, так как заполнен весь объем родового понятия. У другой части множества признак присутствует частично или полностью - умные.

В определении антонимов, данном А.А. Ивиным, употреблен термин несовместимость понятий, что предполагает собой и наличие термина совместимость. Определение совместимости/несовместимости понятий является важнейшей характеристикой, помогающей понять суть логического противопоставления. Существенной при таком подходе к определению видов понятий является идея разграничения всех понятий на первой ступени их сопоставления на сравнимые и несравнимые.

В логике сравнимые понятия - те, «в содержании которых, несмотря на различие известных, иногда весьма многих признаков, имеются также и некоторые общие и потому допускающие сравнения признаки» [2, с. 38]. Например, сравнимые понятия: человек, животное, растение, минерал и др. Несравнимые понятия - те, предметы которых «принадлежат к совершенно различным областям, в содержании которых нет общих признаков» [2, с. 38]. Несравнимые понятия объединяет только то, что оба они могут быть объектом нашей мысли. Такое разграничение понятий выдвигает важную для понимания сущности противоположности идею о наличии обязательного основания для сопоставления (на первом этапе) и противопоставления (на втором этапе) предметов при их сравнении.

Деление на совместимые и несовместимые понятия осуществляется по наличию возможности/невозможности совпадения (полного или частичного) их объемов. В логике в отношения противопоставленности могут вступать только сравнимые, несовместимые понятия, то есть те, в содержании которых имеются «признаки, исключающие возможность не только полного, но и частичного совпадения объемов обоих понятий» [2, с. 38].

Итак, логико-философский аспект изучения антонимии позволяет вскрыть ее причины, заложенные в самом характере человеческого мышления, в так называемой субъективной диалектике, которая, по выражению К. Маркса и Ф. Энгельса, «есть только отражение господствующего во всей природе движения путем противоположностей.» [9, с. 526].

На современном этапе в лингвистике еще не выработано единого, общепринятого определения антонимов. Такая ситуация, по замечанию Я.И. Гельблу, складывается по той причине, что, с одной стороны, «нельзя полностью изучить явление антонимии, не установив, что следует под этим понимать; с

другой стороны, нельзя дать определение термина "антонимия”, не изучив раньше этого явления» [4, с. 153].

При определении антонимов основополагающим понятием является понятие противоположности. Некоторые ученые с целью избежать такого многозначного слова, как «противоположность», при определении антонимии пытались использовать другие семантически близкие слова: «контрастный», «противопоставленный», «обратный», «полярный». Однако употребление этих слов-синонимов еще больше усложнило ситуацию.

В.А. Иванова провела небольшой эксперимент: она выписала словарные дефиниции каждого из вышеперечисленных слов и сравнила их между собой. Результатом подобного сопоставления явилось то, что дефиниции всех этих слов осуществляются при помощи того слова, от которого ученые пытаются уйти: «противоположность». В итоге, исходя из полученных результатов, В.А. Иванова пришла к следующему выводу: «чтобы понятие противоположное значение, противоположность адекватно отражали семантику антонимов и служили средством для их опознавания, необходимо вложить в них строго терминированный смысл, семантически ограничить» [5, с. 6].

Исходя из смысла, заложенного в понятие «противоположность значения», к началу XXI века в лингвистике сформировалось два подхода к определению антонимии:

1) узкий (классический) подход, который «предполагает противопоставленность лишь одного из компонентов содержания слов, обозначающих одну и ту же сущность» [10, с. 45];

2) широкий подход, который имеет две разновидности:

а) антонимия понимается как «противопоставленность коррелятивных понятий» и противопоставленность «смысловых содержаний слов, обозначающих две разных сущности не по одному, а по многим семантическим признакам» [10, с. 45];

б) антонимия рассматривается не только с точки зрения языка, но и с точки зрения речи.

Литература

1. Аристотель: Соч.: В 4 т. М., 1976. Т. 1.

2. Асмус В.Ф. Логика. М., 1947.

3. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: В 3 т. Т. 2: Учение о сущности. М., 1971.

4. Гельблу Я.И. Принципы построения словаря антонимов современного немецкого языка // Вопросы романо-германского языкознания: Тезисы докладов V науч. конф. языковедов. Уфа, 1966.

5. Иванова В. А. Антонимия в системе языка. Кишинев, 1982.

6. Ивин А. А. Основания логики оценок. М., 1970.

7. Кондаков Н.И. Логический словарь. М., 1971.

8. Комиссаров В.Н. Проблема определения антонима (О соотношении логического и языкового в семасиологии) // Вопросы языкознания. 1957. № 2.

9. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1.

10. Новиков Л. А. Антонимия в русском языке: Семантический анализ противоположности в лексике. М., 1973.

11. Платон. Собр. соч.: В 3 т. М., 1968-1971.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.