Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В ПРОБЛЕМНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В ПРОБЛЕМНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
113
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРОРИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивашев Руслан Энверович

В данной статье делается попытка рассмотреть такое негативное явление как терроризм, выступающий угрозой национальной безопасности государства. Вопросы экстремизма и терроризма всё ещё остаются проблемными для Российского государства. На территории северокавказского региона эти негативные явления имеют преимущественно религиозный характер. На территории СКФО ежегодно нейтрализуется деятельность десятков участников террористических ячеек, а также задерживается столько же их пособников. К настоящему времени свыше 400 граждан находится в розыске.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING TERRORISM IN A PROBLEM REGION (ON THE EXAMPLE OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

This article attempts to consider such a negative phenomenon as terrorism, which is a threat to the national security of the state. The issues of extremism and terrorism still remain problematic for the Russian state. On the territory of the North Caucasus region, these negative phenomena are mainly religious in nature. On the territory of the North Caucasus Federal District, the activities of dozens of participants in terrorist cells are neutralized annually, as well as the same number of their accomplices are detained. To date, more than 400 citizens are wanted.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В ПРОБЛЕМНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)»

Столыпинский вестник №8/2022

Научная статья Original article УДК 323.285

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В ПРОБЛЕМНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН)

COUNTERING TERRORISM IN A PROBLEM REGION (ON THE EXAMPLE

OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN)

Ивашев Руслан Энверович, магистрант, 3 курс, факультет «Безопасность государственного управления и противодействие коррупции», РАНХиГС Россия, г.Москва

Ivashev Ruslan Enverovich, undergraduate, 3rd year student, faculty "Security of public administration and counteraction to shock", RANEPA, Russia, Moscow

Аннотация

В данной статье делается попытка рассмотреть такое негативное явление как терроризм, выступающий угрозой национальной безопасности государства. Вопросы экстремизма и терроризма всё ещё остаются проблемными для Российского государства. На территории северокавказского региона эти негативные явления имеют преимущественно религиозный характер. На территории СКФО ежегодно нейтрализуется деятельность десятков участников террористических ячеек, а также задерживается столько же их пособников. К настоящему времени свыше 400 граждан находится в

4503

розыске.

S u m m a r y

This article attempts to consider such a negative phenomenon as terrorism, which is a threat to the national security of the state. The issues of extremism and terrorism still remain problematic for the Russian state. On the territory of the North Caucasus region, these negative phenomena are mainly religious in nature. On the territory of the North Caucasus Federal District, the activities of dozens of participants in terrorist cells are neutralized annually, as well as the same number of their accomplices are detained. To date, more than 400 citizens are wanted.

Ключевые слова: терроризм, экстремизм, противодействие терроризму.

Keywords: terrorism, extremism, counter-terrorism

Актуальность данной проблемы обусловлена тем, что Северный Кавказ является самым социально - экономически нестабильным и террористически активным регионом России. Проявление экстремизма и терроризма на территории данного региона влечет дестабилизацию всех сфер общества и является ведущей угрозой национальной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации. Наряду со многими причинами идеологического, политического характера оказывающими влияние на развитие и распространение терроризма на территории Северного Кавказа следует учесть социально-экономические факторы, анализ которых имеет немаловажное значение при выявлении причин возникновения движений террористической направленности. Это обусловлено тем, что отсутствие стабильности в экономической и социальной сферах зачастую выступает одним из основных факторов, способствующих росту отчужденности граждан от государства, и причиной поиска альтернатив, в том числе в идеях радикальных исламских течений [6].

4504

Основываясь на данных Росфинмониторинга, "Российская газета" дает Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму путем отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Начиная с конца 2013 г. автором проанализирован ряд Перечней такого рода. Из всего списка были отобраны наиболее значимые по исламской активности субъекты РФ: Дагестан, Чечня, Ингушетия, Кабардино Балкария и Татарстан. Бросается в глаза значительное превышение числа вошедших в Перечень от Дагестана за 2013-2016 годы - 32,6%, почти треть российского списка.

Статистика экстремизма после 2016 г. не дает оснований считать, что экстремистская деятельность дагестанцев пошла на спад. Она скорее изменила формы своего проявления. Так, по данным Росфинмониторинга, дагестанцев в одном из списков причастных к экстремистской деятельности и терроризму, опубликованном в январе 2017 г., оказалось 25,3 %1, в конце 2018 г. - 24,1%2. В списке, опубликованном в начале 2019 г., их было уже 38,3 %3. В основном это лица моложе 30 лет, т. е. молодёжь.

Исследование показывает, что основным направлением минимизации проявлений терроризма и экстремизма в настоящее время является противодействие их финансированию, недопущение пополнения ресурсной базы террористических структур.

Основные принципы, правовые и организационные основы противодействия финансированию терроризма и борьбы с ним отражены в Федеральном законе от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму». В статье 3 (п. 2, пп. «а») данного закона указывается, что террористическая деятельность включает в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта. По смыслу положений данного закона финансирование осуществляется при подстрекательстве к террористическому акту, организации незаконного

4505

вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, вербовке, вооружении, обучении и использовании террористов, обеспечении информационного или иного пособничества в планировании, подготовке или реализации террористического акта, пропаганды идей терроризма, распространении материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности.

Согласно статье 24 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35 -ФЗ «О противодействии терроризму» в Российской Федерации запрещаются создание и деятельность организаций, цели или действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма или совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 277-280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации. Данным законом установлена ответственность организаций за причастность к терроризму, в том числе за его финансирование [1].

Об этом свидетельствуют статистические данные и иные материалы, характеризующие обстановку в данном направлении и реагирование на её изменение в Республике Дагестан.

Так, только в 2018 году в Республике Дагестан по линии противодействия финансированию экстремизма и терроризма выявлено 28 (в 2017 году - 31) фактов финансирования экстремистской и террористической деятельности, в том числе и с использованием электронных кошельков через Интернет [5].

В 2019 году выявлено 42 преступления по финансированию терроризма, в том числе по статьям УК РФ: 205.1 ч.1 УК РФ (содействие террористической деятельности) - 22; 205.1 ч.4 УК РФ (организация финансирования терроризма) - 11; 205.1 ч. 1.1 УК РФ (финансирование терроризма) - 6; 208 ч. 1

4506

УК РФ (создание вооруженного формирования, не предусмотренного ФЗ, а равно руководство таким формированием или его финансирование) - 3.

Исследование изученных аналитических материалов и уголовных дел, свидетельствует о том, что в настоящее время в механизме противодействия финансированию экстремистской и террористической деятельности наиболее эффективными являются следующие меры:

- постоянный мониторинг возможного использования счетов обоснованно заподозренных лиц в финансировании терроризма и подготовка в этих целях соответствующих запросов в банковские учреждения для блокирования банковских и иных счетов, в том числе с использованием возможностей Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма;

- мониторинг поступающей информации о фактах финансирования членов НВФ, выехавших для участия в боевых действиях против Правительственных войск в Сирийской Арабской Республике, проведение в этих целях целенаправленных оперативно-розыскных мероприятий;

- выявление и пресечение деятельности приверженцев религиозного экстремизма, оказывающих финансовую помощь членам НВФ, в том числе путем хищения бюджетных средств;

- оперативно-розыскная работа по выявлению различного рода коммерческих, некоммерческих и иных организаций, в которых работают приверженцы религиозного экстремизма, оказывающих финансовую помощь членам НВФ.

Таким образом, с целью эффективного противодействия финансированию терроризма надо опираться не только на понимание традиционных форм и способов, но и на отслеживание со стороны соответствующих государственных органов постоянно развивающихся и изменяющихся новых рисков для выявления и пресечения новых источников финансирования терроризма.

4507

В связи с полиэтничностью и многоконфессиональностью Республики Дагестан исследование межэтнических и межконфессиональных отношений является актуальной проблемой и одним из факторов поддержания в регионе политической, социально-экономической стабильности и правопорядка. Своевременное выявление негативных тенденций в данной сфере позволяет органам власти и местного самоуправления организовать эффективную работу по раннему упреждению противоправных проявлений.

Общероссийские проблемы в Дагестане усилены в несколько раз. Серьезным вызовом для дагестанского общества является поразивший его системный кризис, выход из которого видится только в решительном проведении болезненных реформ и преобразований. Кроме того, полиэтничный Дагестан переводит многие проблемы в привычную межнациональную плоскость, что может отвлечь исследователей и власти от сути этих проблем.

В настоящее время ситуация в республике изменилась в лучшую сторону благодаря исполнению республиканской государственной программы реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» [2, с. 87].

В последние годы, в республике проведена значительная работа по криминологическому предупреждению проявлений межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Так, в рамках реализации решений антитеррористической комиссии в РД Министерством образования и науки РД обеспечено включение в ежегодные планы воспитательной работы образовательных организаций мероприятий по воспитанию национальной толерантности и антитеррористическому просвещению детей и молодежи.

Для формирования у молодежи неприятия идеологии терроризма в учебный процесс образовательных организаций внедрены:

4508

- программа психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников религиозно-экстремистских объединений и псевдорелигиозных сект деструктивной направленности;

- образовательный проект «Многонациональная Россия -многонациональный Дагестан» для ведения факультативных занятий в старших классах образовательных организаций Республики Дагестан (подготовлен на основе мультимедийного издания «Мы — российский народ. Дагестан многонациональный», тираж 22000 экз.);

- методическое пособие «Рекомендации по вопросам правового регулирования организации деятельности по профилактике терроризма в образовательных организациях» (4500 экз.).

Сотрудниками правоохранительных органов совместно с руководителями и профессорско-преподавательским составом учебных заведений в 2017 г. проведено более 900 антитеррористических мероприятий на темы: «Профилактика экстремизма, недопущение вовлечения студенческой молодежи в экстремистскую деятельность», «Терроризм - основная угроза XXI века». Проведены лекции на темы: «Ислам - традиционный и вымышленный», «Особенности традиционного ислама в России» и др. В механизме противодействия экстремизма и терроризма в данной сфере важнейшая роль принадлежит средствам массовой информации.

Как отмечает Д. Ш. Пирбудагова [4, с. 57], через средства массовой информации следует формировать позитивно-толерантное отношение к представителям других национальных, религиозных и социальных групп, патриотическое сознание и ответственную гражданскую позицию, проводить пропаганду правовых знаний навыков у населения.

Анализ международного и национального опыта, а также результатов исследования деятельности государственных и муниципальных органов, общественных и религиозных организаций Дагестана по противодействию экстремизму и терроризму в области межнациональных и

4509

межконфессиональных отношений показывает, что наиболее эффективными в этой области являются меры, направленные на [3, с. 91-92]:

- формирование взвешенной государственной национальной и конфессиональной политики;

- активизацию совместных усилий органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества по обеспечению межнационального и межконфессионального мира и согласия с акцентом на муниципальный уровень, который ближе всего к населению не только в территориальном, но и в ментальном, социокультурном аспекте;

- совершенствование законодательства и правоприменительной практики по противодействию правонарушениям в данной сфере;

- разработку и реализацию комплекса мер по раннему предупреждению конфликтных ситуаций и протестных настроений в республике, связанных с неурегулированностью земельных, хозяйственно-экономических, кадровых и других вопросов;

- создание всесторонней межконфессиональной системы толерантности и межрелигиозного диалога, поддержание взаимодействия с традиционными конфессиями в целях использования их в профилактике экстремизма;

- использование возможностей электронных и печатных СМИ для постоянного и объективного освещения деятельности государственных, общественных, религиозных организаций, учебных заведений, учреждений культуры и искусства для формирования в обществе атмосферы этно -конфессионального сотрудничества и солидарности, идеологии и практики этно-конфессионального взаимодействия, духовной и культурной общности дагестанцев;

- активизацию деятельности молодежных объединений с учетом исторических и культурных особенностей республики, духовно-патриотических и военно-патриотических движений;

4510

- использование возможностей официальных религиозных конфессий для контроля за деятельностью отдельных религиозных представителей, отклоняющихся от общепринятых догматов в сторону возбуждения, разжигания или распространения национальной и религиозной вражды и розни; совместного с соответствующими государственными и муниципальными органами организации целенаправленного формирования отрицательного отношения к экстремистским идеям и материалам, обоснованной и конструктивной критики экстремистских идей в средствах массовой информации, в образовательных учреждениях, в сети Интернет;

- более активное использование позитивного потенциала этнических обычаев, традиций, в том числе путем организации общественных мероприятий, посвященных культуре разнообразных этносов, органами местного самоуправления совместно с общественными, этническими и религиозными общинами;

- разработку передовых методов и форм идеологической работы и организацию активной пропагандистской работы среди населения, поиск тех базовых идей и ценностей, которые будут объединять людей как сограждан и соотечественников и которые должны стать базовыми элементами общественной солидарности в противодействии идеям религиозной и идеологической нетерпимости, исповедуемым сторонниками и носителями крайних взглядов и идей, идеологами терроризма и экстремизма;

- систематическое обобщение судебной, следственной, прокурорской и административной практики по применению юридической ответственности и иных предусмотренных законодательством мер по борьбе с межнациональным, межконфессиональным экстремизмом, а также разработку учебно-методической документации по обеспечению эффективного применения законодательства в этой сфере.

Очевидно, что решение данных актуальных проблем является приоритетной задачей для Правительства РФ и местных органов власти, а

4511

также основой реабилитации социально-экономической сферы региона и

способствует снижению уровня террористической активности не только в

Дагестане, но и в целом в СКФО.

Литература

1. «О противодействии терроризму» федеральный закон Российской Федерации № 35-Ф3 от 6 марта 2006 года: в ред. от 26 мая 2021 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

2. Абдулатипов А.М. К вопросу о финансировании терроризма (на примере Республики Дагестан) // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2020. Т. 35. № 3. С. 121-127

3. Абдулатипов А.М., Магомедов Б.Ш. Проблемы и основные механизмы профилактики экстремизма и терроризма в области межнациональных и межконфессиональных отношений в Республике Дагестан // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2018. Т. 27. №3. С. 86-93.

4. Пирбудагова Д.Ш. О некоторых путях предупреждения проявлений экстремизма среди молодёжи // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С.55-58

5. Данные Информационного центра МВД по РД.

6. Кавказский узел [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.kavkaz-uzel.eu/artides/265155/#Regi onalnyeproblemy (дата доступа: 05.11.2022 г.)

Literature

1. "On Countering Terrorism" Federal Law of the Russian Federation No. 35-FZ of March 6, 2006: as amended. dated May 26 , 2021 Access from help. - legal system "ConsultantPlus"

2. Abdulatipov A.M. On the issue of financing terrorism (on the example of the Republic of Dagestan) // Legal Bulletin of Dagestan State University. 2020. Vol. 35. No. 3. pp. 121-127

4512

3. Abdulatipov A.M., Magomedov B.Sh. Problems and basic mechanisms of prevention of extremism and terrorism in the field of interethnic and interfaith relations in the Republic of Dagestan // Legal Bulletin of Dagestan State University. 2018. Vol. 27. No. 3. pp. 86-93.

4. Pirbudagova D.Sh. About some ways of preventing manifestations of extremism among young people // Legal Bulletin of DSU. 2014. No. 4. pp.5558

5. Data of the Information Center of the Ministry of Internal Affairs on RD.

6. Caucasian Knot [Electronic resource]: Access mode: http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/265155/#Regi onalnyeproblemy (access date: 05.11.2022)

© Ивашев Р.Э., 2022 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2022

Для цитирования: Ивашев Р.Э. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ В ПРОБЛЕМНОМ РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН) // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» №8/2022

4513

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.