Научная статья на тему 'ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСЛАМСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК БАШКОРТОСТАН И ДАГЕСТАН)'

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСЛАМСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК БАШКОРТОСТАН И ДАГЕСТАН) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАДИКАЛЬНЫЕ ТЕЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ ИСЛАМА / ПРОГРАММЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЭКСТРЕМИЗМУ / ДАГЕСТАН / БАШКОРТОСТАН / ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗОВ В ОБЛАСТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / СВЕТСКОЕ И РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Ксения Сергеевна

Социально-экономические проблемы, возникшие после распада Советского Союза, вкупе с влиянием арабских стран привели к возникновению и распространению на территории России радикальных течений на основе ислама. В Дагестане и Башкортостане также появились нетрадиционные для регионов исламские течения, провоцирующие экстремистскую и террористическую деятельность. Существование угрозы национальной безопасности и территориальной целостности страны побудило власти разрабатывать и реализовывать федеральные и региональные программы противодействия экстремизму и терроризму. Одним из направлений противодействия является профилактика экстремизма через образовательную среду. В статье автор рассматривает деятельность вузов Дагестана и Башкортостана в области противодействия экстремизму: выделяются основные направления их работы, описываются реализуемые мероприятия и линии взаимодействия вузов с представителями органов власти, правоохранительными органами и другими вовлеченными лицами. Исходя из открытых источников, можно сказать, что вузы двух регионов осуществляют серьёзную работу в области противодействия экстремизму, однако в Дагестане, в отличие от Башкортостана и других регионов, террористическая угроза остаётся на критическом уровне, что приводит к выводу о том, что программа противодействия может реализовываться формально и (или) недофинансируется. Кроме того, определяющее влияние в регионе оказывает низкий уровень социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петрова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AIMED AT COUNTERING ISLAMIC EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION (THE CASE OF BASHKORTOSTAN AND DAGESTAN)

The socio-economic problems emerged after the collapse of the Soviet Union coupled with the Arab countries impact led to the uprise and spread of radical groups based on Islam in Russia. Non-traditional for the regions Islamic movements provoking extremist and terrorist activities have also appeared in Dagestan and Bashkortostan,. The existence of the threat to the national security and territorial integrity of the country prompted the authorities to develop and implement federal and regional programs to counter extremism and terrorism. One of the areas of counteraction is the prevention of extremism through the educational environment. In the article the author examines the activities of higher educational institutions of Dagestan and Bashkortostan in the field of countering extremism: the main directions of their work are highlighted, the activities being implemented are described, cooperation lines of universities with representatives of government authorities, law enforcement agencies and other involved persons are identified. Based on open sources, we can say that the universities of the two regions carry out serious work in the field of countering extremism, however, in Dagestan, unlike Bashkortostan and other regions, the extremist and terrorist threats remains at a critical level, which leads to the conclusion that the program of countering extremism can be implemented formally and / or is underfunded. In addition, the low level of socio-economic development has a determining influence in the region.

Текст научной работы на тему «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСЛАМСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК БАШКОРТОСТАН И ДАГЕСТАН)»

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ИСЛАМСКОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИК БАШКОРТОСТАН И ДАГЕСТАН)

Петрова Ксения Сергеевна, аспирант

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Российская Федерация, 119991, г. Москва, пр-т Ломоносовский, 27

E-mail: [email protected]

Социально-экономические проблемы, возникшие после распада Советского Союза, вкупе с влиянием арабских стран привели к возникновению и распространению на территории России радикальных течений на основе ислама. В Дагестане и Башкортостане также появились нетрадиционные для регионов исламские течения, провоцирующие экстремистскую и террористическую деятельность. Существование угрозы национальной безопасности и территориальной целостности страны побудило власти разрабатывать и реализовы-вать федеральные и региональные программы противодействия экстремизму и терроризму. Одним из направлений противодействия является профилактика экстремизма через образовательную среду. В статье автор рассматривает деятельность вузов Дагестана и Башкортостана в области противодействия экстремизму: выделяются основные направления их работы, описываются реализуемые мероприятия и линии взаимодействия вузов с представителями органов власти, правоохранительными органами и другими вовлеченными лицами. Исходя из открытых источников, можно сказать, что вузы двух регионов осуществляют серьёзную работу в области противодействия экстремизму, однако в Дагестане, в отличие от Башкортостана и других регионов, террористическая угроза остаётся на критическом уровне, что приводит к выводу о том, что программа противодействия может реализовываться формально и (или) недофинансируется. Кроме того, определяющее влияние в регионе оказывает низкий уровень социально-экономического развития.

Ключевые слова: радикальные течения на основе ислама, программы противодействия экстремизму, Дагестан, Башкортостан, профилактика экстремизма и терроризма, деятельность вузов в области противодействия, светское и религиозное образование.

Цитирование. Петрова, К. С. Деятельность высших учебных заведений, направленная на противодействие исламскому экстремизму в Российской Федерации (на примере республик Башкортостан и Дагестан) / К. С. Петрова // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2021. - № 3 (68). - С. 117-123.

ACTIVITY OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS AIMED AT COUNTERING ISLAMIC EXTREMISM IN THE RUSSIAN FEDERATION (THE CASE OF BASHKORTOSTAN AND DAGESTAN)

Petrova Ksenia S., postgraduate student

Lomonosov Moscow State University

27 Lomonosovsky Ave., Moscow, 119991, Russian Federation

Email: [email protected]

The socio-economic problems emerged after the collapse of the Soviet Union coupled with the Arab countries impact led to the uprise and spread of radical groups based on Islam in Russia. Non-traditional for the regions Islamic movements provoking extremist and terrorist activities have also appeared in Dagestan and Bashkortostan,. The existence of the threat to the national security and territorial integrity of the country prompted the authorities to develop and implement federal and regional programs to counter extremism and terrorism. One of the areas of counteraction is the prevention of extremism through the educational environment. In the article the author examines the activities of higher educational institutions of Dagestan and Bashkortostan in the field of countering extremism: the main directions of their work are highlighted, the activities being implemented are described, cooperation lines of universities with representatives of government authorities, law enforcement agencies and other involved persons are identified. Based on open sources, we can say that the universities of the two regions carry out serious work in the field of countering extremism, however, in Dagestan, unlike Bashkortostan and other regions, the extremist and terrorist threats remains at a critical level, which leads to the conclusion that the program of countering extremism can be implemented formally and / or is underfunded. In addition, the low level of socio-economic development has a determining influence in the region.

Keywords: radical movements based on Islam, programs to counter extremism, Dagestan, Bashkortostan, prevention of extremism and terrorism, the activities of the universities in the field of countering, secular and religious education.

Citation. Petrova, K. S. Activity of higher education institutions aimed at countering Islamic extremism in the Russian Federation (the case of Bashkortostan and Dagestan). Kaspiyskiy region: politika, ekonomika, kultura [The Caspian Region: Politics, Economics, Culture]. 2021, no. 3 (68), pp. 117-123.

Введение

Российская Федерация - многоконфессиональная и многонациональная страна, одной из проблем которой является распространение экстремизма и террористическая деятельность приверженцев радикальных течений на основе ислама. Республики Башкортостан (РБ) и Дагестан (РД) подвержены угрозе как экстремизма, так и терроризма, что обуславливает актуальность статьи.

Влияние радикальных идеологий, распространившихся на территории Дагестана, в первую очередь, вследствие социально-экономических проблем и влияния зарубежных стран после распада Советского Союза, не ослабляется в течение 30 лет. В соответствии с данными Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Дагестан на протяжении последних десяти лет остаётся лидером по числу зарегистрированных преступлений террористической направленности (2010 г. - 63, 2014 г. - 472, 2016 г. - 966, 2020 г. - 723) и одним из лидеров по числу зарегистрированных преступлений экстремистской направленности (2010 г. - 5, 2014 г. - 50, 2016 г. - 70, 2020 г. - 69) [17]. Каждый год с разной периодичностью на территории Республики в том или ином районе вводится режим контртеррористической операции [10]. После 2015 г. в РД распространяется идеология «Исламского государства», в Сирии в 2017 г. воевали примерно

I,2 тыс. дагестанцев [13, с. 174].

У башкир практически не осталось жёсткой привязки к тарикату или течению, хотя преимущественно распространён ханафитский мазхаб, однако после распада СССР на территории республики появились течения, которые отличаются от традиционных: салафизм и суфизм. Вследствие кризиса башкирского национального движения молодые люди, например, участники молодёжных движений «Союз башкирской молодёжи» или «Башкирского общественного движения» стали присоединяться к салафитским организациям. Зачастую «практикующими» мусульманами являются именно салафи-ты, а его более узкое направление «ваххабизм» ассоциируется с альтернативным порядком и протестом. В РБ также действует группировка Хизб ут-Тахрир [3, с. 41-42]. В соответствии с данными Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации, на протяжении последних десяти лет число зарегистрированных преступлений террористической направленности (2010 г. -

II, 2014 г. - 24, 2016 г. - 32, 2020 г. - 31) и число зарегистрированных преступлений экстремистской направленности (2010 г. - 20, 2014 г. - 16, 2016 г. - 18, 2020 г. - 14) остаётся примерно на одном уровне, однако очевидно, что в РБ сохраняется конфликтогенный потенциал.

Наличие экстремистской и террористической угроз в лице приверженцев радикальных идеологий на основе ислама на территории Российской Федерации побуждает органы власти разрабатывать и внедрять программы противодействия на федеральном и региональном уровнях. Основными направлениями противодействия экстремизму являются профилактика, выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности. Базисной частью системы профилактики экстремизма является образование, поэтому автор ставит перед собой цель проанализировать деятельность вузов, направленную на противодействие исламскому радикализму в Республиках Дагестан и Башкортостан.

Основная часть

Образование всегда было и остаётся важнейшим элементом социально-экономического и культурного развития любой нации, а совокупность приобретённых знаний, ценностных и мировоззренческих установок, полученных во время образовательного процесса, представляют фундамент для противодействия экстремизму и налаживания межнациональных отношений.

Проведение специальных мероприятий, направленных на формирование веротерпимости и сближение православной и мусульманской культур, не является для Российского государства новшеством. В качестве мер конфессиональной политики уже в 1773 г. властями использовались культурный обмен (например, введение у мусульман разных христианских традиций) и образование, преимущественно направленные на русификацию: открывались смешанные школы, были созданы программы, ориентированные на воспитание терпимости по отношению к другим нациям и конфессиям. В советское время национальному сближению способствовала идея дружбы народов, которая закреплялась в процессе получения гражданами образования. Несмотря на противоречивость национальной и конфессиональной политики СССР, открытые конфликты практически отсутствовали [4, с. 89-90].

В «Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г.», «Комплексном плане противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 гг.» и региональных программах серьёзное внимание уделяется вопросам профилактики экстремизма, которые должны осуществляться в образовательном пространстве и области государственной молодёжной политики [12; 19].

Деятельность высших учебных заведений, направленная на противодействие исламскому экстремизму в Республике Дагестан

В Дагестане вузы - важные площадки для проведения воспитательной работы с молодёжью. Вузы работают в кооперации с Министерством по делам молодёжи Республики Дагестан, Министерством по национальной политике и делам религий Республики Дагестан, Комитетом по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД, Антитеррористической комиссией Республики Дагестан, другими вузами России. Основными вузами, организующими и проводящими конференции, семинары, мастер-классы и другие воспитательные мероприятия, направленные на профилактику экстремизма, являются Дагестанский государственный университет (ДГУ), Дагестанский государственный технический университет (ДГТУ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Дагестанский гуманитарный институт (ДГИ), Дагестанский государственный университет народного хозяйства (ДГУНХ).

На базе университетов были проведены такие мероприятия, как, например, Всероссийская акция «Наш голос против нацизма, экстремизма и терроризма», семинар-тренинг «Доброта спасёт мир», региональная научно-практическая конференция «Динамика развития культуры и искусства народов Северного Кавказа и профилактика ксенофобии, национализма и этносепаратизма», международная научно-практическая конференция «Подготовка специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама как фактор обеспечения национальной безопасности» и многие другие [16]. После мероприятий брошюры с подведёнными итогами отправляются в муниципальные органы.

Вузы разрабатывают методические материалы, оказывают помощь органам государственной власти в проведении социологических исследований общественного мнения, содействуют органам правоохранительных сил в проведении психолого-лингвистической предварительной оценки аудио-и видеоматериалов на предмет наличия в них экстремистского содержания. В Дагестанском государственном педагогическом университете, например, на всех 17 факультетах преподают дисциплину «Актуальные проблемы противодействия религиозно-политическому экстремизму в России» [2, с. 118].

Дагестанский гуманитарный институт - один из первых в России вузов, прошедших государственную аккредитацию и реализующих государственный стандарт подготовки исламских теологов. В 2020 г. Дагестанский гуманитарный институт по заказу министерства по национальной политике и делам религий РД организовал конкурс среди религиозных и общественных организаций, направленный на выявление лучших проектов в области профилактики экстремизма, воспитания молодёжи в духе патриотизма и гармонизации межконфессиональных отношений. Победителями конкурса стали Духовная образовательная исламская религиозная организация «Дагестанский исламский университет имени шейха Мухаммада-Арифа», АНО ДО «Гьидаят» и Профессиональная духовная образовательная исламская религиозная организация «Медресе имени шейха Мухаммада-Арифа». Лекции-семинары Дагестанского исламского университета имени шейха Мухаммада-Арифа» по тематике духовно-нравственного воспитания «Право на выбор» были проведены более чем в 25 образовательных организациях на территории четырёх округов РД и охватили более 2 000 студентов образовательных учреждений. В Медресе имени шейха Мухаммада-Арифа на базе Гуманитарно-педагогического колледжа состоялся обучающий тренинг-семинар по проектному планированию, инициированный Центром повышения квалификации студентов религиозных образовательных учреждений «Инновационная школа молодого богослова» [6].

На базе вузов проводятся курсы профессиональной переподготовки, в процессе которых сотрудники различных государственных и негосударственных учреждений получают знания в области организации противодействия экстремизму. Такие курсы, например, проводятся в Дагестанском гуманитарном институте и Дагестанском государственном педагогическом университете.

Указом главы республики от 08 октября 2015 г. № 245 был создан экспертный совет при Антитеррористической комиссии в Республике Дагестан, в состав которого входят кандидаты и доктора наук, политологи, эксперты в области противодействия идеологии экстремизма. Экспертный совет оказывает научную помощь и обосновывает деятельность АТК с научной точки зрения, а также занимается экспертной оценкой деятельности, которую осуществляют министерства, ведомства и другие исполнительные органы, за исключением деятельности силовых ведомств. Например, члены совета дают экспертную оценку документальным и художественным фильмам, публикациям в прессе, статьям, журналам и книгам [15]. Преподаватели вузов также работают в Дагестанском кадровом центре при администрации главы и правительства Республики Дагестан, созданном в 2015 г. для повышения квалификации управляющих кадров [11].

Деятельность высших учебных заведений, направленная на противодействие исламскому экстремизму в Республике Башкортостан

В Башкортостане основными вузами, осуществляющими подготовку методического сопровождения профилактики экстремизма в республике, являются Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (БГПУ), Башкирский государственный университет (БашГУ), Башкирская академия государственной службы и управления при главе Республики Башкортостан (БАГСУ), Российский исламский университет (РИУ). Стоит особенно выделить отметить совместную работу Башкирского государственного педагогического университета и Российского исламского университета [8].

В рамках государственного задания Министерства образования и науки Российской Федерации преподаватели Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы почти десять лет обеспечивают подготовку специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама. На базе университета были созданы Межведомственный научно-исследовательский центр развития мусульманского образования (МНИЦ РМО) и Научно-исследовательский институт духовной безопасности и развития религиозного образования (НИИ ДБиРРО). В институте работают специалисты из разных областей науки, включая историков, теологов, философов, социологов.

В 2017 г. университет получил грант на сумму более 200 млн руб., благодаря которому была инициирована Государственная программа по обеспечению подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама в 2017-2020 гг. [5].

Институт на постоянной основе взаимодействует с различными вузами страны и религиозными организациями такими, как Совет по государственно-конфессиональным отношениям при главе Республики Башкортостан, Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ), Духовное управление мусульман Республики Башкортостан (ДУМ РБ), и проводит комплексные социологические исследования в области межнациональных и межконфессиональных отношений.

НИИ ДБиРРО БГПУ им. М. Акмуллы разрабатывает научно-методическую базу для деятельности исламских образовательных учреждений и работает над внедрением трёхуровневой системы отечественного исламского образования, а также над повышением квалификации преподавателей в области религиозного образования и чиновников. Курсы повышения квалификации прошли более 2 000 преподавателей в области религиозного образования и более 100 председателей и секретарей комиссий, ответственных за проведение государственно-конфессиональной политики на муниципальном уровне. Ежегодно университет выпускает более 20 научно-методических пособий для бакалавров и магистров с углубленным изучением истории и культуры ислама, а также материалы межрегиональных и международных конференций.

На базе университета создаются волонтёрские школы и школы лидерства, организуются выездные лектории в районы и другие города республики. Преподаватели БГПУ, РИУ, ЦДУМ России, ДУМ РБ ежегодно проводят лекции и семинары в 25 муниципальных образованиях. Более 6 000 человек прослушали научные материалы по исламу.

БГПУ имени М. Акмуллы, ЦДУМ России, Российский исламский университет ЦДУМ России, администрация главы РБ, Исламский совет по образованию, науке и культуре, Федерация университетов исламского мира, Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования с 2007 г. организуют ежегодную международную конференцию «Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века», на которой обсуждаются вопросы исламского образования.

Университет создаёт свои информационные ресурсы, например, информационный ресурс «Ислам-эксперт», где эксперты отвечают на вопросы по культуре ислама. Также организуется научная работа с представителями СМИ. С 2017 г. на базе института выпускается научный журнал «Образование и духовная безопасность» [1, с. 112-115].

Башкирский государственный университет совместно с Институтом стратегических исследований Республики Башкортостан (ИСИ РБ) создал кафедру, на которой готовят специалистов в области национальных и государственно-конфессиональных отношений. Учёные ИСИ РБ совместно с Федеральным агентством по делам национальностей (ФАДН) подготовили учебную программу, которая учитывает этноконфессиональные особенности РБ, программа включает в себя современные медиативные технологии [7].

В 2018 г. в БашГУ был создан Научно-исследовательский центр по противодействию экстремизму, терроризму и коррупции. Центр занимается комплексными исследованиями по направлениям противодействия экстремизму, терроризму и коррупции, разрабатывает рекомендации по совершенствованию законодательной базы, осуществляет сотрудничество с другими высшими учебными заведениями и научно-исследовательскими центрами [14].

Одной из серьёзных проблем на сегодняшний момент является миграция, включая студенческую: иностранным гражданам не хватает консультативной и правовой поддержки и организованного межкультурного диалога. Оставшиеся без контроля и помощи иностранные студенты нередко становятся приверженцами радикальных идеологий и представляют опасность для общественной безопасности. Одной из инициатив, направленных на разрешение данной проблемы, стало создание Центра публичной дипломатии местного отделения Российского союза молодых учёных Уфы на базе Башкирской академии государственной службы и управления при главе Республики Башкортостан в 2012 г. Центр объединяют иностранных студентов, содействует развитию сотрудничества между представителями различных национальностей и конфессий, а также реализует международные проекты [21].

Российский исламский университет ежегодно отправляет своих студентов в разные мечети, где они проводят уроки, проповеди и другие религиозные мероприятия, включая проповеди, направленные на противодействие распространению экстремистских идеологий. Преподаватели Университета отмечают нехватку религиозных служителей и недостаток материалов для обучения в деревнях и сёлах в отличие от городов, а также недоверие людей в силу ассоциации религии с терроризмом [18, с. 425-426]. В РИУ также есть бесплатные курсы переподготовки и дополнительного образования имамов и педагогов религиозных образовательных организаций по различным актуальным направлениям и вопросам исламского образования [20]. Также РИУ и БГПУ им. М. Акмуллы организуют семинары и форумы, в процессе которых обсуждаются вопросы работы имамов с верующими, отбывающими наказание в пенитенциарных учреждениях. На базе рИу проводятся курсы повышения квалификации для имамов, работающих в пенитенциарной системе [9].

Выводы

Таким образом, в Дагестане и Башкортостане высшие учебные заведения, как светские, так и религиозные, ведут серьёзную работу в области противодействия экстремизму. Разрабатываются образовательные программы и методическое сопровождение к ним; проводятся курсы повышения квалификации для преподавателей религиозных и светских заведений, а также для представителей органов власти и правоохранительных сил; на базе университетов проводятся научные мероприятия: конференции, форумы, семинары, лекции; преподаватели вузов занимаются воспитательной работой с заключёнными. Несмотря на реализуемые в рамках федеральной и региональных программ противодействия экстремизму мероприятия, стоит отметить, что эффективность деятельности образовательных учреждений в Дагестане остаётся под вопросом в силу неудовлетворительных показателей преступлений террористической и экстремистской направленности. Программы противодействия экстремизму и терроризму в РД недофинансируются и, скорее всего, местами реализуются формально. Также на безопасность региона сильное влияние оказывает неблагоприятное социально-экономического положение. Ситуация в Башкортостане стабильная, однако так или иначе требует контроля.

Список литературы

1. Абдрахманов, Д. М. Опыт БГПУ им. А. Акмуллы по организации системной профилактики экстремизма / Д. М. Абдрахманов // Противодействие идеологии терроризма и экстремизма в образовательной сфере и молодежной среде : мат-лы Всерос. форума (Москва, 18-19 сентября 2017 г.). - Москва : МГИМО-Университет, 2017. - С. 109-121.

2. Абдулаев, М. И. Проблемы совершенствования деятельности образовательных организаций Республики Дагестан в области профилактики распространения идеологии экстремизма и терроризма / М. И. Абду-лаев // Формы и методы противодействия распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи : мат-лы науч.-практич. конф. - Москва, 2015. - С. 116-119.

3. Бердин, А. Т. Тенденции и проблемы развития современной уммы Башкортостана: фактор салафиз-ма / А. Т. Бердин // Социум и власть. - 2016. - № 3 (59). - С. 41-45.

4. Бортникова, Ю. А. Государственное образование как система борьбы против исламского экстремизма / Ю. А. Бортникова, О. Н. Науменко, Е. А. Науменко // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - Т. 1, № 3 (63). - С. 6-10.

5. В Башкирии педагогический университет выиграл грант в размере более 200 млн рублей на обучение специалистов в области ислама. - Режим доступа: https://www.bashinform.ru/news/945400-v-bashkirii-pedagogicheskiy-universitet-vyigral-grant-v-razmere-bolee-200-mln-rubley-na-obuchenie-sp/?sphrase_id=16377589, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 05.04.2021).

6. В Махачкале подвели итоги конкурса по противодействию распространению идеологии экстремизма. -Режим доступа: https://riadagestan.ru/news/society/v_makhachkale_podveli_itogi_konkursa_po_protivodeystviyu_ rasprostraneniyu_ideologii_ekstremizma/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 05.04.2021).

7. В Уфе госслужащих будут учить вести межэтнический диалог. - Режим доступа: https://www.bashinform.ru/news/1008252-v-ufe-gossluzhashchikh-budut-uchit-vesti-mezhetnicheskiy-dialog/7sphrase_ id=16377589, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 05.04.2021).

8. В Уфе сложился позитивный пример совместной работы светских и исламских вузов - Минобрнауки РФ, 2016 / Иа «БашИнформ». - Режим доступа: https://www.bashinform.ru/news/919403-v-ufe-slozhilsya-pozitivnyy-primer-sovmestnoy-raboty-svetskikh-i-islamskikh-vuzov-minobrnauki-rf/?sphrase_id=16465513, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 05.04.2021).

9. Вопросы тюремного служения - в зоне внимания духовенства. - Режим доступа: http://cdum.ru/news/44/10846/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 05.04.2021).

10. Дагестан: хроника террора (1996-2020 гг.). - Режим доступа: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/73122/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 05.04.2021).

11. Дагестанский кадровый центр. - Режим доступа: http://www.dpo-rd.ru/o-tsentre/prepodavateli/, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 05.04.2021).

12. Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 20192023 гг. - Режим доступа: http://nac.gov.ru/terrorizmu-net/kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 05.04.2021).

13. Магомедова, М. А. Проявления религиозно-политического экстремизма в республике Дагестан и меры противодействия / М. А. Магомедова // Власть. - 2017. - № 12. - С. 171-177.

14. Научно-исследовательский центр по противодействию экстремизму, терроризму и коррупции. - Режим доступа: https://bashedu.ru/ru/nauchno-issledovatelskii-tsentr-po-protivodeistviyu-ekstremizmu-terrorizmu-i-korruptsii , свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 06.04.2021).

15. Ниналалов, С. Камиль Ланда: «По постам и лайкам молодого человека можно собрать портрет». -Режим доступа: https://dag.aif.ru/society/kamil_landa_po_postam_i_laykam_molodogo_cheloveka_mozhno_sobrat_ portret, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 06.04.2021).

16. НЦПТИ. - Режим доступа: https://map.ncpti.ru/events, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 06.04.2021).

17. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации / Карта преступности России. http://crimestat.ru/offenses_map, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 06.04.2021).

18. Сафин, Р. И. Роль педагогической практики студентов РИУ ЦДУМ России в профилактике экстремистских идеологий среди молодежи приходов / Р. И. Сафин // Противодействие распространению идеологии экстремизма и терроризма среди молодёжи : мат-лы Межрег. науч.-практич. конф. по профилактике экстремизма (г. Уфа, 24 мая 2017 г.). - Уфа : Мир печати, 2017. - С. 425-427.

19. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2020 г. № 344, Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года. - Режим доступа: http://kremlin.ru/acts/ bank/45555/page/1, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 06.04.2021).

20. Факультет переподготовки, повышения квалификации и дополнительного образования. - Режим доступа: http://www.riu-ufa.ru/fppkido/ , свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 06.04.2021).

21. Центр публичной дипломатии местного отделения Российского союза молодых ученых Уфы. - Режим доступа: https://www.bagsurb.ru/news/detail.php?ID=12582, свободный. - Заглавие с экрана. - Яз. рус. (дата обращения: 06.04.2021).

References

1. Abdrakhmanov, D. M. Opyt BGPU im. A. Akmully po organizatsii sistemnoy profilaktiki ekstremizma [Experience of Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmullah in Organizing Systemic Prevention of Extremism]. Protivodeystviye ideologii terrorizma i ekstremizma v obrazovatel'noy sfere i molodezhnoy srede [Countering of Terrorism and Extremism Ideologies in the Educational Sphere and Youth Environment: Youth Forum proceedings]. Moscow, Moscow State Institute of International Relations Publ. House, 2017, pp. 109-121.

2. Abdulayev, M. I. Problemy sovershenstvovaniya obrazovatel'nykh organizatsiy Respubliki Dagestan v ob-lasti profilaktiki ideologii ekstremizma i terrorizma [Problems of Improving of Educational Organizations of the Republic of Dagestan in the Field of Countering Extremism and Terrorism Ideologies]. Formy i metody protivodeystviya raspros-traneniyu ideologii ekstremizma i terrorizma sredi molodezhi [The Forms and Methods of Countering the Spread of Extremism and Terrorism among Young People], 2015, pp.116-119.

3. Berdin, A. T. Tendentsii i problemy razvitiya sovremennoy ummy Bashkortostana: faktor salafizma [Trends and Problems of the Development of the Modern Ummah of Bashkortostan: Factor of Salafism]. Sotsium i vlast [Society and Authority]. 2016, no. 3 (59), pp. 41-45.

4. Bortnikova, Yu. A., Naumenko, O. N., Naumenko, Ye. A. Gosudarstvennoye obrazovaniye kak sistema bor'by protiv islamskogo ekstremizma [State Education as a System to Counter Islam Extremism]. Vestnik Kemerov-skogo gosudarstvennogo universiteta [Kemerovo State University Bulletin], 2015, vol. 1, no. 3 (63), pp. 6-10.

5. V Bashkirii pedagogicheskiy universitet vyigral grant v razmere boleye 200 mln rubley na obucheniye spet-sialistov v oblasti islama [In Bashkiria the Pedagogical University won a grant of more than 200 million rubles for training specialists in the field of Islam]. Available at: https://www.bashinform.ru/news/945400-v-bashkirii-pedagogicheskiy-universitet-vyigral-grant-v-razmere-bolee-200-mln-rubley-na-obuchenie-sp/?sphrase_id = 16377589 (accessed: 5 April 2021).

6. V Makhachkale podveli itogi konkursa po protivodeystviyu rasprostraneniyu ideologii ekstremizma [In Ma-hachkala the results of the contest on countering of the spread of extremism were summed up]. Available at: https://riadagestan.ru/news/society/v_makhachkale_podveli_itogi_konkursa_po_protivodeystviyu_rasprostraneniyu_ide ologii_ekstremizma/ (accessed: 5 April 2021).

7. V Ufe gossluzhashchikh budut uchit vesti mezhetnicheskiy dialog [In Ufa the civil servants will be taught to conduct the interethnic dialogue]. Available at: https://www.bashinform.ru/news/1008252-v-ufe-gossluzhashchikh-budut-uchit-vesti-mezhetnicheskiy-dialog/?sphrase_id=16377589 (accessed: 5 April 2021).

8. V Ufe slozhilsya pozitivnyy primer sovmestnoy raboty svetskikh i islamskikh vuzov [In Ufa a successful example of joint work of secular and Islamic universities was formed]. Available at: https://www.bashinform. ru/news/919403-v-ufe-slozhilsya-pozitivnyy-primer-sovmestnoy-raboty-svetskikh-i-islamskikh-vuzov-minobrnauki-rf/?sphrase_id=16465513 (accessed: 5 April 2021).

9. Voprosy tyuremnogo sluzheniya - v zone vnimaniya dukhovenstva [Issues of ministering in prison - in the zone of attention of the clergy]. Available at: http://cdum.ru/news/44/10846/ (accessed: 5 April 2021).

10. Dagestan: khronika terrora (1996-2020 gg.) [Dagestan: terror chronicle]. Available at: https://www.kavkaz-uzel.eu/articles/73122/ (accessed: 5 April 2021).

11. Dagestanskiy kadrovyy tsentr [Dagestan Personnel Center]. Available at: http://www.dpo-rd.ru/o-tsentre/prepodavateli/ (accessed: 5 April 2021).

12. Kompleksnyy plan protivodeystviya ideologii terrorizma v Rossiyskoy Federatsii na 2019-2023 gody [Comprehensive plan for countering terrorism ideology in the Russian Federation for 2019-2023]. Available at: http://nac.gov.ru/terrorizmu-net/kompleksnyy-plan-protivodeystviya-ideologii-terrorizma-v.html (accessed: 5 April 2021).

13. Magomedova, M. A. Proyavleniya religiozno-politicheskogo ekstremizma v respublike Dagestan i mery protivodeystviya [Manifestations of religious and political extremism in Dagestan and counteraction]. Vlast [Power], 2017, no. 12, pp. 171-177.

14. Nauchno-issledovatelskiy tsentr po protivodeystviyu ekstremizmu, terrorizmu i korruptsii [Research center for countering extremism, terrorism and corruption]. Available at: https://bashedu.ru/ru/nauchno-issledovatelskii-tsentr-po-protivodeistviyu-ekstremizmu-terrorizmu-i-korruptsii (accessed 6 April 2021).

15. Ninalalov S. Kamil' Landa: «Po postam i laykam molodogo cheloveka mozhno sobrat' portret» [According to the posts and likes of a young man you can make up his portrait]. Available at: https://dag.aif.ru/society/kamil_landa_po_postam_i_laykam_molodogo_cheloveka_mozhno_sobrat_portret (accessed: 6 April 2021).

16. NTSPTI [National Center on Information Countering Terrorism and Extremism in Educational Sphere and Internet Network]. Available at: https://map.ncpti.ru/events (accessed: 6 April 2021).

17. Portal pravovoy statistiki Generalnoy prokuratury Rossiyskoy Federatsii [Portal of the legal statistics of the General Prosecutor Office of the Russian Federation]. Available at: http://crimestat.ru/offenses_map (accessed: 6 April 2021).

18. Safin, R. I. Rol pedagogicheskoy praktiki studentov riu tsdum Rossii v profilaktike ekstremistskikh ideologiy sredi molodezhi prikhodov [The role of pedagogical practice of students of the Russian Islam University of Central Muslim Spiritual Directorate in the prevention of extremist ideologies among the youth of parishes]. Protivodeystviye rasprostraneniyu ideologii ekstremizma i terrorizma sredi molodezhi [Countering the Spread of the Extremism and Terrorism Ideologies Among the Youth]. Ufa, Bashkir State University Publ. House, 2017, pp. 425-427.

19. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 29.05.2020 g. № 344, Ob utverzhdenii Strategii protivodeystviya ekstremizmu v Rossiyskoy Federatsii do 2025 goda [Decree of the President of the Russian Federation No. 344 of 29.05.2020, On the approval of the Strategy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025]. Available at: http://kremlin.ru/acts/bank/45555/page/1/ (accessed: 6 April 2021).

20. Fakultet perepodgotovki, povysheniya kvalifikatsii i dopolnitelnogo obrazovaniya [Faculty of Retraining, Advanced Training and Additional Education]. Available at: http://www.riu-ufa.ru/fppkido/ (accessed: 6 April 2021).

21. Tsentrpublichnoy diplomat':': mestnogo otdeleniya Rossiyskogo soyuza molodykh uchenykh Ufy [The Center of Public Diplomacy of the local branch of the Russian Union of Young Scientists of Ufa]. Available at: https://www.bagsurb.ru/news/detail.php?ID=12582 (accessed: 6 April 2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.