ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И КРИМИНОЛОГИИ
УДК 343
ПРОБЛЕМЫ И ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА В ОБЛАСТИ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
Абдулатипов А.М., Дагестанский государственный университет, Центр профессиональной подготовки МВД по РД, г. Махачкала, Российская Федерация, [email protected]
Магомедов Б.Ш., Дагестанский государственный университет, г. Махачкала, Российская Федерация,
kafedraconst@mail. ru
Статья посвящена изучению межнациональных, межконфессиональных проблем, способствующих террористическим и экстремистским проявлениям в Республике Дагестан и мерам по их профилактике. Автор исследовал наиболее значимые факторы причинного комплекса конфликтов в данной сфере и раскрыл элементы механизма их предупреждения. Исследование показывает, что в значительной мере конфликты в данной сфере обусловлены насильственным переселением народов Дагестана во время Великой Отечественной войны в другие регионы, неурегулированностью и нерешённостью земельных отношений, миграционными процессами, конфликтом между суфистским и салафитским течениями в исламе, способствующими радикализации молодежи. На основе исследования автор сделал ряд выводов и предложений, имеющих теоретическое и практическое значение.
Ключевые слова: межнациональные отношения, земельные отношения, межэтнические и межконфессиональные проблемы, механизмы профилактики экстремизма и терроризма.
DOI: 10.21779/2224-0241-2018-27-3-86-93
UDC 343
PROBLEMS AND MAIN MECHANISMS OF PREVENTION OF EXTREMISM AND TERRORISM IN THE FIELD OF INTERNATIONAL AND INTERRELIGIOUS RELATIONS IN THE REPUBLIC OF
DAGESTAN
Abdulatipov A.M., Dagestan State University, Vocational training centre of the Ministry of Interior, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
Magomedov B.Sh., Dagestan State University, Makhachkala, Russian Federation, [email protected]
The article is devoted to the study of international and interreligious problems contributing to terrorist and extremist manifestations and to the measures for their prevention in the Republic of Dagestan. The author researched the most significant factors of the causal complex of conflicts in this area and revealed the elements of the mechanism of their prevention.
The study shows that largely the conflicts in this area are caused by: the forced resettlement of Dagestan peoples during the Great Patriotic War to other regions; the unsettled and unresolved land relations; migration processes; the conflict between the Sufi and Salafi currents in Islam, contributing to the radicalization of young people. Based on the study, the author made a number of conclusions and proposals that having theoretical and practical importance.
Key words: international relations, land relations, interethnic and interreligious problems, mechanisms of prevention of extremism and terrorism.
DOI: 10.21779/2224-0241-2018-27-3-86-93
В связи с полиэтничностью и многокон-фессиональностью Республики Дагестан исследование межэтнических и межконфессиональных отношений является актуальной проблемой и одним
из факторов поддержания в регионе политической, социально-экономической стабильности и правопорядка. Своевременное выявление негативных тенденций в данной сфере позволяет органам вла-
сти и местного самоуправления организовать эффективную работу по раннему упреждению противоправных проявлений.
Как отмечают специалисты, многие проблемы межнациональных отношений в регионе обусловлены исторически. Волюнтаристский, волевой подход к решению тонких и сложных этнических, территориальных, языковых, конфессиональных и других вопросов породил множество противоречий. Многие оказались подобны болезням, загнанным внутрь. В изменившихся социально-политических условиях они возникли вновь, создавая предпосылки для новых межнациональных конфликтов [1].
Текущее состояние межнациональных отношений в Республике Дагестан характеризуется отсутствием межнациональных конфликтов, но при этом сохраняется некая «фоновая» напряженность, характеризующая проблемы межнациональных отношений в целом на территории России.
Динамика и современное состояние межнациональных отношений в Дагестане регулярно оцениваются и измеряются социологами и полито -логами региональных академических и вузовских научно-исследовательских структур, одной из которых является Региональный центр этнополитиче-ских исследований ДНЦ РАН [2].
Как свидетельствуют исследования данного центра, межэтнические и межконфессиональные противоречия и конфликты, возникающие в республике, вскрывают общие проблемы качества власти и эффективности административной реформы, реформы местного самоуправления, реформы федеративных отношений и в большой степени - невысокое качество деятельности государственных и муниципальных структур.
Несмотря на то, что в настоящее время ситуация в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений на территории республики в целом остается стабильной, эффективность существующей сегодня системы предотвращения и урегулирования национальных конфликтов не всегда адекватна степени их опасности.
Одним из общих недостатков для всех субъектов Российской Федерации являются: слабое развитие профилактики конфликтов, отсутствие системы проактивной политики и системы постоянного мониторинга динамики межнациональных и межконфессиональных отношений, что приводит к реактивным методам урегулирования межэтнических проблем и конфликтов [2].
Общероссийские проблемы в Дагестане усилены в несколько раз. Серьезным вызовом для дагестанского общества является поразивший его системный кризис, выход из которого видится только в решительном проведении болезненных реформ и преобразований. Кроме того, полиэтнич-ный Дагестан переводит многие проблемы в привычную межнациональную плоскость, что может
отвлечь исследователей и власти от сути этих проблем [3].
В настоящее время ситуация в республике изменилась в лучшую сторону благодаря исполнению республиканской государственной программы реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Для эффективного противодействия правонарушениям в данной сфере необходимо знать основные причины возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Более того, связь между происходящими на территории республики религиозными и этническими конфликтами с одной стороны, терроризмом и экстремизмом с другой - очевидна.
В этой связи Д.Е. Некрасов отмечает, что отстаивание национальной, религиозной идентичности порождает невиданное насилие, которое зачастую носит террористический характер. Факторы этнического экстремизма в политическом процессе России, по нашему мнению, можно разделить на две основные группы. Первую группу составляют факторы общероссийского масштаба, объективно обусловленные процессами, происходящими в обществе и государстве; вторую группу - факторы, имеющие региональную и этническую специфику
[4].
Настоящая статья посвящена анализу особенностей региональных факторов. Исследование показывает, что основными источниками экстремистских проявлений в национальных и конфессиональных отношениях в республике являются:
- проблема, связанная с переселением лакского населения Новолакского района (бывшего Ауховского района) на новое место жительства на территории Кумторкалинского района и восстановлением Ауховского района, требованием чеченцев включения в его состав ряда населенных пунктов (н.п. Ленинаул, Калининаул), административно входящих в состав Казбековского района;
- неопределённость правового статуса земель отгонного животноводства на равнине.
Сегодня Дагестан переживает последствия переселений и различных связанных с ними нарушений. Основным вопросом и катализатором конфликта при этом становится земля, а поскольку переселенцы иноэтничны, то конфликты обретают форму межнациональных [5];
- попытки разжигания этнической, межнациональной и межконфессиональной розни и совершения на ее основе правонарушений путём размещения в социальных сетях, в том числе сети Интернет, подстрекающих видеороликов (оскорбительных выступлений, видеороликов нападений на лиц другой национальности, конфессии и т. д.);
- проблема этнической принадлежности малочисленных народов (национальных меньшинств), которые искусственно отнесены к более многочисленному этносу;
- деятельность международных экстремистских и террористических организаций по дестабилизации обстановки на Северном Кавказе, в том числе с использованием исторически сложившихся конфликтных ситуаций;
- попытки оппозиционеров организовать незаконные массовые политизированные акции в регионах, приводящие к радикализации части молодёжи и создающие благоприятную почву для формирования с их участием националистических группировок;
- проблема незаконной трудовой миграции, которая в силу высокой безработицы в республике может привести к межэтнической напряжённости между коренными жителями и приезжими за рабочие места, и, кроме того вызвать радикализацию части населения;
- конфликт между суфистским и салафит-ским течениями в исламе, способствующий радикализации молодежи. Фактически члены и пособники бандподполья в республике относят себя к «салафизму». Ими совершены многочисленные убийства представителей традиционного духовенства. Также с их стороны отмечены попытки дестабилизации обстановки в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений в республике. Так, 18.02.2018 г. в центре г. Кизляра вооруженный салафит проник на территорию православного храма Георгия Победоносца и открыл беспорядочную стрельбу из охотничьего ружья по прихожанам церкви, в результате чего погибли 5 и ранены 2 прихожанина церкви;
- слабая роль органов местного самоуправления в решении этнокультурных и религиозных проблем;
- проблемы, связанные с взаимоотношением власти и религии; используя высокой уровень религиозности населения, в некоторых районах республики представители духовенства активно вмешиваются в работу светских структур (попытки запретить совместное обучение мальчиков и девочек в школе, чтение определенных книг, проведение культурно-массовых мероприятий, повлиять на ношение формы одежды детей и женщин и т. д.);
- политизация ислама, возрастание его влияния на общественно-политические процессы путём активного участия в выборных и других процессах.
Нередко причиной межнационального и межконфессионального конфликта выступает этноцентризм.
Сам термин был введен в научный оборот У. Самнером, который определял этноцентризм как такое видение вещей, при котором один этнос оказывается в центре всего, а все остальные этносы вынуждены всегда соизмеряться с ним или оцениваться со ссылкой на него [6]. Это наглядно проявлялось при формировании властных структур в республике до недавнего времени.
В Концепции национальной безопасности
России негативными факторами, влияющими на развитие межнациональных отношений, также названы: высокий уровень экономической дифференциации; размывание моральных и нравственных ценностей народов России; дискриминация по отношению к представителям других наций; коррумпированность чиновников; отсутствие межведомственной и межуровневой координации; большое влияние негативных стереотипов на мышление народов [7].
На федеральном и региональном уровнях принимаются меры по разработке и реализации основных механизмов профилактики экстремизма и терроризма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений в рамках законодательных актов (Конституция РФ, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», УК РФ, КоАП РФ и др.), концепций, планов и стратегий по совершенствованию государственной национальной и конфессиональной политики.
Так, Конституция Российской Федерации в ч. 5 ст. 13 установила запрет на создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение целостности или подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. В этой связи запрещаются любые формы ограничения по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
В соответствии со ст. 29 Конституции Российской Федерации свобода мысли и слова исключает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Регламентируется запрет на пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
В ст. 69 Конституция Российской Федерации гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В механизме предупреждения экстремистских и террористических проявлений в сфере межнациональных и межконфессиональных отношений важное место принадлежат уголовно-правовым нормам, которые под угрозой наказания устанавливают ответственность за преступления террористического характера, предусмотренные ст. 205-205.6,
206, 208, 211, 220, 221, 227, 277-279, 360 УК РФ, а также преступления экстремистской направленности, предусмотренные ст. 280, 282-282.3 УК РФ. К преступлениям экстремистской направленности при установлении мотива политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы могут быть признаны деяния, посягающие на жизнь, здоровье, конституционные права и свободы и т.д. Таковыми, в частности, являются преступления против жизни (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ), здоровья (п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ), хулиганство (ч. 2 ст. 213 УК РФ), вандализм (ч. 2 ст. 214 УК РФ), против конституционных прав и свобод (ст. 136 УК РФ) и др.
В 2017 году в республике было зарегистрировано 531 (в 2016 г. - 966) преступление террористического характера и 87 (70) - экстремистской направленности, из которых раскрыто 295 (371) и 63 (38) преступлений соответственно.
Выявлено 372 (618) факта участия в незаконных вооруженных формированиях (ст. 208 УК РФ), 28 (70) фактов содействия террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ).
В результате принятых мер в 2017 году на территории гг. Дербента, Каспийска, Махачкалы, Хасавюрта, Бабаюртовского, Кизлярского, Ногайского, Тарумовского и Хасавюртовского районов выявлены и ликвидированы 10 «спящих террористических ячеек», нейтрализованы 9 и задержаны более 60 членов данных групп, изъяты оружие, боеприпасы, средства осуществления террора, предотвращены подготавливаемые с их применением террористические акции.
Всего установлено и объявлено в розыск 1347 участников международных террористических организаций, из них в 2017 году - 123. По информации спецслужб более 240 из вышеуказанных лиц убиты на территории Сирийской Арабской Республики.
Также существенное место в механизме предупреждения экстремизма и терроризма в рассматриваемой сфере принадлежит административному законодательству. Ответственность за экстремистские правонарушения регламентированы в следующих нормах КоАП РФ: статье 5.26 (нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях); статье 5.38 (нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании); статье 17.10 (незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации); статье 20.2 (нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования); статье 20.1 ч.1 (мелкое хулиганство); статье 20.3 (пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики); статье 20.28 (организация деятельности общественно-
го или религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его); статье 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов).
В 2017 году в республике зарегистрировано 99 административных правонарушений, предусмотренных статьями 20.3 (пропаганда и публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций) и 20.29 (производство и распространение экстремистских материалов) КоАП РФ.
Наряду с уголовно-правовыми и административно-правовыми и иными запретительными средствами в механизме противодействия национальному и религиозному экстремизму важное место принадлежит криминологическим мерам, таким как: политические, социально-экономические, организационные, идеологические, культурные, воспитательные и иные.
Данные меры наиболее широко представлены в Указе Президента Российской Федерации от 15.06.1996 г. № 909, в котором отражены основные направления государственной политики по профилактике правонарушений в сфере межнациональных отношений. К ним относятся: формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма; распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию; обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России; укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям и др.
Также к механизмам профилактики межнационального и межконфессионального экстремизма относятся институты государственной власти, общественные советы при органах государственной власти (общественные советы при Президенте Российской Федерации - Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, Правительстве Российской Федерации (Экспертно-
консультативный совет Межведомственной рабочей группы по вопросам межнациональных отношений), при органах исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и при других органах государственной власти.
В республике созданы консультативные советы по межэтническим отношениям или взаимодействию с национально-культурными организациями. Общественные советы республики выступают в качестве действенного механизма профилактики проявлений этнополитического и религиозно-политического экстремизма, информируя органы государственной власти об этнической ситуации в регионе, участвуют в разработке методических ре-
комендаций по упреждению экстремистских проявлений.
Соответствующие государственные структуры республики развивают и уточняют нормативно-правовые акты Российской Федерации в данной сфере применительно к местным условиям. К настоящему времени разработаны и действуют множество республиканских нормативных правовых актов, программ и планов, регулирующих профилактику экстремизма в сфере межэтнических и межрелигиозных отношений. К ним можно отнести: Закон РД «О профилактике экстремистской деятельности в Республике Дагестан» (принят Народным Собранием РД 24 марта 2016 года); государственная программа РД «Взаимодействие с религиозными организациями в РД и их государственная поддержка на 2017-2019 годы» (утверждена постановлением Правительства РД от 28.12.2016 г. № 408); Постановление Правительства РД «Об организации деятельности органов исполнительной власти РД в области противодействия терроризму» от 14 марта 2017 г. № 61; республиканская государственная программа реализации «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года»; план мероприятий по реализации Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в РФ на 2013-2018 годы в РД; план мероприятий Антитеррористической комиссии в РД по реализации в 2017-2018 годах Комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2013-2018 годы в Республике Дагестан (с учетом изменений от 05.10.2016 г. № пр-1960) и др.
В целях решения вопросов сохранения и развития самобытности, традиций, языка, культуры образованы национально-культурные автономии, которые тесно взаимодействуют с органами местного самоуправления, что позволяет непосредственно выражать интересы жителей и способствовать более гибкому учету их национально-культурных запросов.
Исследование показало, что в республике проведена значительная работа по криминологическому предупреждению проявлений межнациональных и межконфессиональных конфликтов. Так, в рамках реализации решений антитеррористической комиссии в РД Министерством образования и науки РД обеспечено включение в ежегодные планы воспитательной работы образовательных организаций мероприятий по воспитанию национальной толерантности и антитеррористическому просвещению детей и молодежи.
Для формирования у молодежи неприятия идеологии терроризма в учебный процесс образовательных организаций внедрены:
- программа психолого-педагогического сопровождения детей из семей участников религиозно-экстремистских объединений и псевдорелигиозных сект деструктивной направленности;
- образовательный проект «Многонациональная Россия - многонациональный Дагестан» для ведения факультативных занятий в старших классах образовательных организаций Республики Дагестан (подготовлен на основе мультимедийного издания «Мы — российский народ. Дагестан многонациональный», тираж 22000 экз.);
- методическое пособие «Рекомендации по вопросам правового регулирования организации деятельности по профилактике терроризма в образовательных организациях» (4500 экз.).
В школах на уроках истории, обществоведения и классных часах проводятся информационные пятиминутки о международной и внутренней политике РФ, разъясняются сущность терроризма и его общественная опасность.
В целях адаптации студентов первых курсов к условиям городской среды, недопущения их попадания под влияние радикальной идеологии и вовлечения в террористические ряды Министерством образования и науки РД совместно с руководством ведущих государственных вузов республики, Министерством по делам молодежи РД, Министерством печати и информации РД, Министерством по национальной политике РД и Комитетом по свободе совести, взаимодействию с религиозными организациями РД составлен план мероприятий по дегероизации деятельности членов незаконных вооруженных формирований и дискредитации бандподполья. В вузах республики проведены более 300 тематических мероприятий, к участию в которых привлечено более 3,5 тыс. студентов первых курсов. Для реализации межведомственного плана мероприятий по дегероизации деятельности членов незаконных вооруженных формирований и дискредитации бандподполья в рамках деятельности клуба «Фронтовой кинотеатр» для студентов вузов и ссузов организованы показы документальных фильмов «ИГИЛ. Восточный капкан», «По ту сторону тьмы» с последующим обсуждением.
В вузах проведены мероприятия, направленные на формирование общероссийской идентичности и гражданского патриотизма, разъяснение обычаев и традиций народов Дагестана, а также лекции, брейн-ринги, тренинги «ИнтернетБЕЗ-опасности», просветительские семинары и дискуссии на тему радикализации молодежи. Запущены проекты «Историческая память как ориентир» и «Студент-Гражданин-Профессионал», прочитаны лекции «Кодекс чести дагестанца», «Причины радикализации молодежи и пути ее преодоления» и др.
Сотрудниками правоохранительных органов совместно с руководителями и профессорско-преподавательским составом учебных заведений в 2017 г. проведено более 900 антитеррористических мероприятий на темы: «Профилактика экстремизма, недопущение вовлечения студенческой молодежи в экстремистскую деятельность», «Терроризм - основная угроза XXI века». Проведены лекции на
темы: «Ислам - традиционный и вымышленный», «Особенности традиционного ислама в России» и др.
В механизме противодействия экстремизма и терроризма в данной сфере важнейшая роль принадлежит средствам массовой информации.
Как отмечает Д. Ш. Пирбудагова, через средства массовой информации следует формировать позитивно-толерантное отношение к представителям других национальных, религиозных и социальных групп, патриотическое сознание и ответственную гражданскую позицию, проводить пропаганду правовых знаний навыков у населения [8].
В республиканских электронных и печатных СМИ регулярно размещается информация по вопросам профилактики экстремизма демонстрируются документальные фильмы на данную тематику («Жизнь или смерть. Время выбора», «ИГИЛ» - информация к размышлению» и «Унесенные верой» и др.).
В целях предотвращения вовлечения молодёжи в экстремистскую и террористическую деятельность, обеспечения при этом межведомственного взаимодействия всех субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ежегодно проводится комплексная межведомственная оперативно-профилактическая операция «Защита» по согласованному с Правительством Республики Дагестан плану.
В ходе проводимых мероприятий установлено 976 семей членов НВФ, в которых воспитываются 2287 несовершеннолетних детей, в том числе 301 несовершеннолетний ребенок, выехавший с родителями в Сирийскую Арабскую Республику.
С целью проверки адаптации к условиям жизни лиц, освободившихся из мест лишения свободы, а также установления проживающих с ними несовершеннолетних, выявления фактов возможного негативного влияния на них со стороны взрослых, вместе с представителями органов местного самоуправления осуществлены проверки по месту жительства 1976 лиц, в том числе 616 лиц, которые были осуждены за преступления экстремистской направленности и террористического характера.
Особое внимание в рамках операции уделено проблеме неохвата детей общеобразовательным учебным процессом.
Всего в рамках операции выявлено и возвращено в образовательные учреждения 83 ребенка, которые по тем или иным причинам не были вовлечены в полноценный общеобразовательный учебный процесс.
Эффективная борьба с экстремизмом и терроризмом в данной сфере предполагает применение нетрадиционных предупредительных мер, в том числе с использованием местных особенностей.
Правоохранительными органами совместно с представителями Народного собрания, прокура-
туры, правительства и духовного управления мусульман Дагестана практикуется проведение сходов в населённых пунктах, поражённых экстремизмом и ваххабизмом [9].
Важнейшее значение имеет воспитание подрастающего поколения в духе позитивных обычаев и традиций народов Дагестана.
Незнание своего происхождения, обычаев, традиций и обрядов своего народа способствует тому, что молодёжь становится лёгкой добычей для экстремистских и террористических групп [10].
Несмотря на огромную работу органов государственной власти и местного самоуправления, правоохранительных органов, общественных формирований по профилактике терроризма и экстремизма, устранению предпосылок и условий для вовлечения населения, в том числе молодежи, в террористическую и экстремистскую деятельность, основные факторные комплексы, способствующие этим негативным явлениям, всё ещё не устранены.
Анализ международного и национального опыта, а также результатов исследования деятельности государственных и муниципальных органов, общественных и религиозных организаций Дагестана по противодействию экстремизму и терроризму в области межнациональных и межконфессиональных отношений показывает, что наиболее эффективными в этой области являются меры, направленные на:
- формирование взвешенной государственной национальной и конфессиональной политики;
- активизацию совместных усилий органов государственной власти, местного самоуправления и институтов гражданского общества по обеспечению межнационального и межконфессионального мира и согласия с акцентом на муниципальный уровень, который ближе всего к населению не только в территориальном, но и в ментальном, социокультурном аспекте;
- совершенствование законодательства и правоприменительной практики по противодействию правонарушениям в данной сфере;
- разработку и реализацию комплекса мер по раннему предупреждению конфликтных ситуаций и протестных настроений в республике, связанных с неурегулированностью земельных, хозяйственно-экономических, кадровых и других вопросов;
- создание всесторонней межконфессиональной системы толерантности и межрелигиозного диалога, поддержание взаимодействия с традиционными конфессиями в целях использования их в профилактике экстремизма;
- использование возможностей электронных и печатных СМИ для постоянного и объективного освещения деятельности государственных, общественных, религиозных организаций, учебных заведений, учреждений культуры и искусства для формирования в обществе атмосферы этноконфес-сионального сотрудничества и солидарности, идео-
логии и практики этноконфессионального взаимодействия, духовной и культурной общности дагестанцев;
- активизацию деятельности молодежных объединений с учетом исторических и культурных особенностей республики, духовно-патриотических и военно-патриотических движений;
- использование возможностей официальных религиозных конфессий для контроля за деятельностью отдельных религиозных представителей, отклоняющихся от общепринятых догматов в сторону возбуждения, разжигания или распространения национальной и религиозной вражды и розни; совместного с соответствующими государственными и муниципальными органами организации целенаправленного формирования отрицательного отношения к экстремистским идеям и материалам, обоснованной и конструктивной критики экстремистских идей в средствах массовой информации, в образовательных учреждениях, в сети Интернет;
- более активное использование позитивного потенциала этнических обычаев, традиций, в том числе путем организации общественных мероприятий, посвященных культуре разнообразных
этносов, органами местного самоуправления совместно с общественными, этническими и религиозными общинами;
- разработку передовых методов и форм идеологической работы и организацию активной пропагандистской работы среди населения, поиск тех базовых идей и ценностей, которые будут объединять людей как сограждан и соотечественников и которые должны стать базовыми элементами общественной солидарности в противодействии идеям религиозной и идеологической нетерпимости, исповедуемым сторонниками и носителями крайних взглядов и идей, идеологами терроризма и экстремизма;
- систематическое обобщение судебной, следственной, прокурорской и административной практики по применению юридической ответственности и иных предусмотренных законодательством мер по борьбе с межнациональным, межконфессиональным экстремизмом, а также разработку учебно-методической документации по обеспечению эффективного применения законодательства в этой сфере.
Литература
1. Хмаро Н., Голотвин Ж. Северный Кавказ: истоки национальных конфликтов // Обозреватель. 1993. № 7. URL: http://militaryarticle.ru/obozrevatel/1993-obozrevatel/12819-severnyj-kavkaz-istoki-nacionalnyh-konfliktov (дата обращения: 23.08.2018).
2. Абакаров Р.И. Межэтнические отношения в Республике Дагестан (по материалам социологических исследований 2013 года) // Вестник Дагестанского научного центра. 2013. № 51. С.135.
3. Магомедов Г.Н. Этнокультурные и этнополитические проблемы современного Дагестана // Власть. М., 2015. № 7. С. 62.
4. Некрасов Д.Е. Расово-этнический экстремизм: криминологический аспект: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2006. С. 187.
5. Карпов Ю.Ю., Капустина Е.Л. Горцы после гор. Миграционные процессы в Дагестане в XX -начале XXI века: их социальные и этнокультурные последствия и перспективы. СПб: Петербургское Востоковедение. 2011. С. 448.
6. Джумаева Р.Х. Факторы, обуславливающие распространение экстремизма на Северном Кавказе // Пробелы в российском законодательстве. 2014. № 1. С. 229.
7. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: указ Президента Рос. Федерации от 19 дек. 2012 г. № 1666. URL: http://base.gar-ant.ru/70284810 (дата обращения: 23.08.2018).
8. Пирбудагова Д.Ш. О некоторых путях предупреждения проявлений экстремизма среди молодёжи // Юридический вестник ДГУ. 2014. № 4. С.57.
9. Абдулатипов А.М. Совершенствование специальных криминологических мер противодействия терроризму // Юридический вестник ДГУ. 2015. № 3. С.102.
10. Харзинова В.М. Обстоятельства, способствующие вовлечению молодёжи в экстремистскую и террористическую идеологию, и способы противодействия // Сборник материалов международной научно-практической конференции 26-27 мая 2016 года. Краснодар: Изд-во Краснодарского университета МВД России, 2017. С. 151.
References
1. Khmaro N., Golotvin Zh. Severnyi Kavkaz: istoki natsional'nykh konfliktov // Obozrevatel'. 1993. № 7. URL: http://militaryarticle.ru/obozrevatel/1993-obozrevatel/12819-severnyj -kavkaz-istoki-nacionalnyh-konfliktov (data obrashcheniya: 23.08.2018).
2. Abakarov R.I. Mezhetnicheskie otnosheniya v Respublike Dagestan (po materialam sotsiologicheskikh issledovanii 2013 goda) // Vestnik Dagestanskogo nauchnogo tsentra. 2013. № 51. S. 135.
3. Magomedov G.N. Etnokul'turnye i etnopoliticheskie problemy sovremennogo Dagestana // Vlast'. M., 2015. № 7. S. 62.
4. Nekrasov D.E. Rasovo-etnicheskii ekstremizm: kriminologicheskii aspekt: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Ryazan', 2006. S. 187.
5. Karpov Yu.Yu., Kapustina E.L. Gortsy posle gor. Migratsionnye protsessy v Dagestane v XX - nachale XXI veka: ikh sotsial'nye i etnokul'turnye posledstviya i perspektivy. SPb: Peterburgskoe Vostokovedenie. 2011. S. 448.
6. Dzhumaeva R.Kh. Faktory, obuslavlivayushchie rasprostranenie ekstremizma na Severnom Kavkaze // Probely v rossiiskom zakonodatel'stve. 2014. № 1. S. 229.
7. O Strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [El-ektronnyi resurs]: ukaz Prezidenta Ros. Federatsii ot 19 dek. 2012 g. № 1666. URL: http://base.gar-ant.ru/70284810 (data obrashcheniya: 23.08.2018).
8. Pirbudagova D.Sh. O nekotorykh putyakh preduprezhdeniya proyavlenii ekstremizma sredi molodezhi // Yuridicheskii vestnik DGU. 2014. № 4. S.57.
9. Abdulatipov A.M. Sovershenstvovanie spetsial'nykh kriminologicheskikh mer protivodeistviya terror-izmu // Yuridicheskii vestnik DGU. 2015. № 3. S.102.
10. Kharzinova V.M. Obstoyatel'stva, sposobstvuyushchie vovlecheniyu molodezhi v ekstremistskuyu i terroristicheskuyu ideologiyu, i sposoby protivodeistviya // Sbornik materialov mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 26-27 maya 2016 goda. Krasnodar: Izd-vo Krasnodarskogo universiteta MVD Rossii, 2017. S. 151.
Поступила в редакцию 14 мая 2018 г.
Received 14 May, 2018