УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
УДК 343.9 П. Н. Кобец
ВНИИ МВД России
Противодействие терроризму в информационной сфере:
опыт и проблемы
АННОТАЦИЯ. Введение. Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что в настоящее время ситуация в сфере информационного противодействия терроризму требует принятия более адекватных мер. Важно также подчеркнуть, что вопреки тому, что ряд вопросов, связанных с информационной безопасностью в сфере борьбы с терроризмом, получил свое рассмотрение в научных работах ученых и практиков, некоторые из актуальных положений остались нераскрытыми. И пока что данное направление - это менее разработанный вид антитеррористического противодействия, в том числе и в сфере международного сотрудничества. И, кроме того, до сих пор в данном поле деятельности вместо наступательных мер используются меры защитного характера.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить проблематику обеспечения безопасности информационной сферы и предложить меры противодействия терроризму, возникающему в информационной среде нашей страны в связи с участившимися попытками информационного воздействия на российское общество со стороны международного терроризма.
Методология и результаты. Методологическую основу исследования составили различные общенаучные приемы познания. На основе проведенного исследования автор предлагает собственное видение совершенствования мероприятий, связанных с необходимостью обеспечения социальной стабильности государства, развития правового регулирования в рассматриваемой сфере, духовного развития его общества, а также иных мер по противодействию терроризму в информационной сфере Российской Федерации. Новизной исследования отличается проведенный анализ механизмов функционирования феномена современного информационного террора и предложенных мер противодействия ему. Практическая значимость исследования обусловлена использованием полученных результатов в дальнейшем совершенствовании работы по борьбе с информационным терроризмом.
Выводы. В процессе исследования автор пришел к выводу о том, что идеологические установки терроризма являются реальной угрозой как международной стабильности, так и безопасности нашей страны. Членов террористических организаций психологически обрабатывают, на них оказывают морально-психологическое воздействие, при этом террористы стремятся усилить атмосферу страха во всем обществе. Их главная цель -добиться дестабилизации всех государственных систем, получить доступ к оружию массового поражения, объединить мелкие террористические группировки в крупные международные террористические организации, активнее использовать террористов-смертников и др. В связи с этим автор полагает, что главной целью информационного противодействия терроризму является снижение его проявлений среди широкого круга населения. В сложившейся ситуации должно быть обращено существенное внимание на проблему повышения качества государственной политики в сфере обеспечения безопасности информационного пространства в условиях начала нового тысячелетия.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: информационный терроризм, террористическая угроза, международный террор, террористические атаки, информационное пространство, информационная сфера, противоборство, информационное противодействие, информационная война.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кобец П. Н. Противодействие терроризму в информационной сфере: опыт и проблемы // Научный портал МВД России. 2021. № 3 (55). С. 18-26.
P. N. Kobets
NRI of the Ministry of Interior of the Russian
Countering terrorism in the information sphere: experience and challenges
ABSTRACT. Introduction. The relevance of the issues under consideration is due to the fact that the current situation in the field of information counteraction to terrorism requires more adequate measures. It is also important to emphasize that despite the fact that a number of issues related to information security in the field of combating terrorism have been considered in the scientific works of scientists and practitioners, some of the relevant provisions
have remained undisclosed. And so far, this area remains a less developed type of anti-terrorist counteraction, including in the field of international cooperation. And in addition, until now, in this field of activity, instead of offensive measures, defensive measures are used.
The purpose of the study is to study the problems of ensuring the security of the information sphere, and to propose measures to counter terrorism arising in the information environment of our country, in connection with the increased attempts by international terrorism to exert information influence on Russian society.
Methodology and results. The methodological basis of the study was made up of various general scientific methods of cognition. Based on the conducted research, the author offers his own vision of improving measures related to the need to ensure the social stability of the state, the development of legal regulation in this area, the spiritual development of its society, as well as other measures to counter terrorism in the information sphere of the Russian Federation. The novelty of the study is distinguished by the analysis of the mechanisms of functioning of the phenomenon of modern information terror and the proposed measures to counter it. The practical significance of the study is due to the use of the results obtained in the further improvement of the work on combating information terrorism.
Conclusions. In the course of the research, the author came to the conclusion that the ideological attitudes of terrorism are a real threat to both international stability and the security of our country. Members of terrorist organizations are psychologically processed, they are morally and psychologically affected, and terrorists seek to increase the atmosphere of fear in the entire society. Their main goal is to achieve the destabilization of all state systems, to gain access to weapons of mass destruction, to unite small terrorist groups into large international terrorist organizations, to use suicide bombers more actively, etc. In this regard, the author believes that the main goal of information counteraction to terrorism is to reduce its manifestations among a wide range of the population. In this regard, in the current situation, significant attention should be paid to the problem of improving the quality of state policy in ensuring the security of the information space in the conditions of the beginning of the new millennium.
Conclusion. The real level of crimes committed in correctional institutions for a variety of reasons.
KEYWORDS: information terrorism, terrorist threat, international terror, terrorist attacks, information space, information sphere, confrontation, information counteraction, information war.
FOR CITATION: Kobets P. N. Countering terrorism in the information sphere: experience and challenges // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2021. № 3 (55). P. 18-26 (in Russ.).
Вся история человеческого развития является ярким свидетельством тому, как информационные данные могли выступать не только в качестве средства, но и объекта противоборства, при этом иметь существенное значение при достижении всевозможных побед, тем самым влияя на определение судьбы не только отдельной страны, но и мощных военно-политических блоков. И не случайно вопросы роли и места информационных факторов занимают центральное место в истории [4, с. 158].
Осуществляемое в отношении населения воздействие различными информационными сведениями требует контроля не только со стороны гражданского общества, но и различных государственных структур в лице правоохранительных органов. Поскольку неконтролируемое информационное пространство, помимо различных информационных конфликтов, может нести в себе явные либо скрытые деструктивные угрозы, в том числе террористического характера, негативно сказывающиеся на состоянии российского общества.
Процессы глобализации активно способствовали тому, что террористическая деятельность стала выходить за пределы одной страны и распространяться не только на территории сопредельных государств, но и других территорий и континентов, находясь в тесном взаимодействии с транснациональными организованными преступными группами [18, с. 179]. В результате этих процессов в 2020-х годах проблемы использования террористами в качестве одного из методов борь-
бы информационного противоборства широко обсуждаются во всем мире.
Президент Российской Федерации В. В. Путин также неоднократно обращал внимание на проблему информационного терроризма, в том числе проводя рабочие встречи с сотрудниками правоохранительных структур. Так, в частности, выступая на расширенном заседании коллегии ФСБ России еще в 2013 г., комментируя проблемы, связанные с распространением экстремистского контента в Рунете, он подчеркивал прямую связь экстремистских и террористических группировок. Поэтому важнейшим направлением работы, сказал В. В. Путин, должно оставаться предупреждение терроризма и ограждение молодежи от втягивания в террористическую деятельность. Он также указывал на необходимость нейтрализации и блокирования всех попыток радикалов, использующих в целях своей пропаганды современные возможности информтехнологий, ресурсов сети Интернет и соцсетей1.
В 2017 г., проводя заседание Совбеза, В. В. Путин акцентировал внимание на необходимости совершенствования информационной безопасности и усиления защиты российского сегмента системы Интернет. Он также особо обращал
1 См.: Владимир Путин выступил на расширенном заседании коллегии ФСБ. URL : https://yandex.ru/turbo/1tv. ru/s/news/2013-02-14/77375-vladimir_putin_vystupil_na_ rasshirennom_zasedanii_kollegii_fsb (дата обращения : 14.04.2021).
внимание на обостряющиеся противоборства в киберсфере, поэтому, по его мнению, к предпринимаемым кибератакам нужно относиться не как к разовым акциям, а как к системному воздействию. Президент также отметил, что в ряде стран кибернетика уже защищает собственную безопасность и в некоторых государствах существуют собственные киберармии. Поэтому, по мнению В. В. Путина, необходимо осуществлять деятельность по совершенствованию государственной системы в сфере предупреждения и ликвидации компьютерных атак в отношении информационных ресурсов. Также следует повышать защищенность государственных информационных систем и сетей связи. Он также акцентировал внимание на усилении персональной ответственности руководителей за обеспечение информбезопасности. И, самое главное, Президент потребовал усилить борьбу со всеми использующими информационное пространство в целях пропаганды радикальных идей и оправдания терроризма. Он подчеркнул, что важно пресекать попытки размещения материалов, угрожающих безопасности нашей страны2.
Проводя заседание коллегии Федеральной службы безопасности Российской Федерации 24 февраля 2021 г., В. В. Путин акцентировал внимание на том, что в 2020 г. количество наиболее опасных для российских информационных ресурсов атак увеличилось более чем в три с половиной раза. Поэтому он полагает, что в сложившейся ситуации необходимо прибегнуть к долгосрочной выверенной стратегии действий для защиты государственных интересов в цифровой сфере3.
12 апреля 2021 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным была утверждена новая редакция основ государственной политики нашей страны в сфере международной информационной безопасности. Основными угрозами в рассматриваемой области определены использование 1Т-технологий в военно-политической и иных сферах в целях подрыва (ущемления) суверенитета государств, нарушения их территориальной целостности и осуществления других действий, которые препятствуют поддержанию информбе-зопасности; применение 1Т-технологий в террористических и экстремистских целях, в том числе для пропаганды терроризма и привлечения новых сторонников, а также для вмешательства во внутрен-
2 См.: Путин призвал к борьбе с экстремизмом в Интернете. URL : https://www.ntv.ru/novosti/1944744/ (дата обращения : 14.04.2021).
3 См.: Путин призвал создать стратегию по борьбе с киберпреступностью. URL : https://ria.ru/20210224/
putin-1598783523.html (дата обращения : 14.04.2021).
ние дела суверенных государств. В числе главных угроз названо использование 1Т-технологий в преступных целях, в том числе для совершения преступлений в сфере компьютерной информации, а также мошенничества; для кибератак на информационные ресурсы государств; использование странами технологического доминирования в целях монополизации рынка 1Т-технологий, ограничения доступа других государств к передовым информационно-коммуникационным технологиям, а также для усиления их технологической зависимости от доминирующих в сфере информатизации стран4.
В начале нового тысячелетия международный терроризм стал эволюционировать и все чаще стремится использовать высокие технологии двойного назначения и даже компоненты, связанные с массовым поражением населения [6, с. 73]. В связи с этим, помимо ядерного [8, с. 30], химического и биологического терроризма [7, с. 5], современными исследователями выделяются проявления, связанные с информационным, экологическим и психологическим терроризмом. В настоящее время не только политическая оппозиция Российской Федерации, но и ряд международных террористических организаций и криминальных структур предпринимают активные усилия по использованию методов информационного противоборства для реализации своих преступных интересов, что, вне всякого сомнения, выступают свидетельством появления абсолютно новых видов угроз для нашей страны.
По мнению отечественных специалистов, первоочередной идеологической целью террористов является создание атмосферы страха среди населения и использование террора в качестве метода решения политических вопросов и изменения общественного сознания. Угрозы террористов по использованию силовых форм воздействия на всех, кто против них, являются важнейшим их инструментом, и поэтому в этих целях широко используется психологическое воздействие. По мнению ряда исследователей, глобализационные и информационные процессы выступают в качестве основных предпосылок возникновения особого типа террора - информационного. А одна из главных его особенностей - применение метода информационного противоборства для достижения своих целей [16, с. 85].
4 См.: Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области международной информационной безопасности : Указ Президента Рос. Федерации от 12 апр. 2021 г. № 213. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_381999/ (дата обращения : 14.04.2021).
Расширению террористических угроз способствуют информационно-психологические составляющие. В частности, отдельные террористические организации занимаются психологической обработкой и вербовкой новых членов при помощи различных религиозных школ [15, с. 90]. В результате этого в Интернете возникают различные сайты с призывами разжигания межнациональной вражды, религиозно-экстремистскими лозунгами, распространяются листовки и специальная литература, инструктирующая всех желающих изготовить взрывное устройство. Террористами умело используются цифровые технологии для пропаганды собственных вариантов построения различных всемирных правительств - приверженцев законов шариата.
Сегодня террористические организации стремятся заполнить информационное пространство, в том числе сайты, форумы, диспуты, разнообразной экстремистской информацией. Кроме того, ими фиксируются все террористические атаки и выкладываются в сеть Интернет, поскольку, по мнению экспертов, сегодня, как и прежде, любой вид террористической атаки представляет собой сенсацию [19, с. 3].
В настоящее время терроризм превратился в явление планетарного масштаба вследствие безграничности информационного пространства. Использование сети Интернет является отличительной особенностью по претворению в жизнь информационной коммуникативной стратегии международных террористов. Простой, дешевый и легкодоступный информационный источник способствует террористам осуществлять свою противоправную деятельность на значительных и безопасных расстояниях от объектов террористического воздействия. Возможности сети Интернет позволяют террористам не только заниматься пропагандой и взаимодействовать между собой, но и вести активное информационное противоборство и сетевые войны. Сетевые войны ведутся небольшими группами и одиночками, которые тайно общаются друг с другом в сетевом формате - специально подготовленном террористами для осуществления различных киберугроз.
Открытость и доступность интернет-ресурсов создает условия для распространения различных радикальных идеологий с использованием легальных информационных каналов. При этом террористами при помощи специального оборудования и программного обеспечения также используются и закрытые каналы, позволяющие осуществлять взаимодействие между собой и вербовку новых сторонников. Кроме того, используя широко
распространенные каналы связи, террористы переходят на общение между собой с помощью интернетфорумов и различных сетевых компьютерных игр. Специалисты полагают, что участие в компьютерной игре может использоваться как в целях координации своей деятельности, так и в качестве репетиции различных террористических актов в виртуальном пространстве [5, с. 21]. Этому преимущественно способствуют в недостаточной степени защищенные современные информационные системы, затрудняющие проведение современной идентификации рассматриваемых террористических угроз и поэтому в значительной мере ограничивающие противодействие оказываемому информационному воздействию со стороны террористов.
Основные направления психологической войны, ведущейся террористами, выражаются в следующем: убеждении общественности в том, что их идеи правильны и необходимы; воздействии на руководство государства, для того чтобы оно отказалось либо воздержалось от террористической борьбы; поддержании в стране оппозиционных сил, этнического и религиозного противостояния, подрыве доверия к органам государственной власти и управления; взаимодействии с подпольными оппозиционными силами; в оказании воздействия на население приграничных стран и территорий; подрыве моральных составляющих, создании атмосферы обеспокоенности и неуверенности у сотрудников правоохранительных органов, снижении их боеготовности; доведении до общественности различной информации, распространяемой в интересах террористов, и др.
Напористость террористических организаций выступает на сегодняшний день ключевой проблемой в решении вопросов информационного противоборства терроризму как в нашей стране, так и за рубежном. Каждая террористическая атака, выступая в качестве информационного оружия, заканчивается громадным информационным резонансом, порождающим обстановку ужаса и тревоги у населения планеты. Информационный резонанс для представителей террористических организаций имеет гораздо большее значение, чем факт тяжелых и невосполнимых материальных и людских потерь и многочисленные человеческие жертвы, поскольку теракты разрушают планомерную и хорошо отрегулированную действительность [9, с. 56].
Исключительная роль средств массовой информации (далее - СМИ) в террористической деятельности обусловлена их особой ролью [13, с. 28]. Идеологи и координаторы террора стре-
мятся задействовать при совершении террористической атаки все возможные информационные каналы для привлечения как можно большей аудитории. Поскольку, помимо их основной цели, связанной с дестабилизацией общественной жизни, должна решаться и еще одна - пропаганда идеологии терроризма и террористической деятельности. По этой причине следует согласиться с рядом исследователей, по мнению которых, акты террора следует рассматривать как некие информационные террористические операции [11, с. 201].
Террористическая атака неизбежно связана с информационной агрессией, имеющей устрашающее воздействие. В ее задачу входит посеять панику, нарушить социальную стабильность, все механизмы государственного управления и, самое главное, - подорвать доверие народа к органам власти и управления, не сумевшим защитить общество. И не случайно западная теория журналистики рассматривает терроризм в виде некоего медиафеномена и особого вида психологической войны, которая ведется при помощи каналов средств массовой информации. Про «симбиотиче-ские связи» между международным терроризмом и медиосферой в том числе упоминают и российские исследователи [15, с. 32]. По их мнению, демонстрация прямых репортажей с мест совершения террористических атак приводит к наиболее массовому психологическому воздействию на аудиторию, в первую очередь это касается сети Интернет. Поскольку традиционные СМИ подвергаются цензуре, а в сети Интернет, кроме того, еще и освещают террористические акты интерактивно, комментируя все происходящее и интерпретируя события по-своему.
Также важно подчеркнуть, что серьезная опасность трансляции теракта в прямом эфире традиционными СМИ заключается в том, что они могут оказаться в роли невольных пособников террористов, случайно раскрыв ход антитеррористических мер, осуществляемых на тот момент правоохранительными структурами. В связи с этим следует согласиться с рядом ведущих отечественных ученых о необходимости правового закрепления методики или инструкции по освещению СМИ терактов [14, с. 72].
Сложившееся положение в том числе осложняется наличием у террористических организаций собственных СМИ, не только занятых распространением новостей, но и ведущих активную террористическую пропаганду для привлечения в свои ряды новых сторонников терроризма. А еще в начале нового столетия современными специ-алистами-медиологами уверенно высказывались
идеи о том, что террористам не под силу создать собственные радио- и телевещательные каналы, поскольку эта деятельность лицензируется государством [2, с. 12].
Проведенный анализ специальной литературы свидетельствует о том, что, по мнению многих экспертов, для эффективного противодействия информационному терроризму следует реформировать рассматриваемую деятельность не только в плане ее организации, но и в информационно-пропагандистском аспекте [10, с. 74].
Нельзя не согласиться с отечественными экспертами в том, что проблематика информационного противодействия терроризму - наименее разработанное направление борьбы с терроризмом как в нашей стране, так и в целом в сфере международного взаимодействия. И, кроме всего прочего, термин «информационное противодействие» до сих пор четко и полно не определен и не закреплен официальными источниками. В результате сложившейся ситуации противодействие информационным проявлениям терроризма сводится, по существу, к реализации различных мер, имеющих только защитный характер. Осуществление мер наступательного характера по противодействию информационному терроризму официальными документами не предусмотрено. Отечественные нормативные правовые акты в сфере борьбы с терроризмом не предусматривают информационного противодействия терроризму, равно как и возможности использования информтехнологий по борьбе с ним. И в общей сложности в нашей стране нормативная правовая база в сфере информационного противодействия терроризму, в том числе с использованием информтехнологий, требует своей разработки [1, с. 3]. Кроме того, наша страна не присоединилась к Конвенции о преступности в сфере компьютерной информации ЕТЭ № 185 от 23 ноября 2001 г.5
Развитие информационного терроризма, начинающего приобретать системные элементы, диктует необходимость привлечения новых информационных технологий для борьбы с ним. Сложившаяся ситуация в сфере противодействия информационному терроризму предполагает построение современной системы информационной безопасности, которая бы имела разветвленную структуру и иерархическую организационную систему для обмена всеми видами информации. По-
5 См: Конвенция о преступности в сфере компьютерной информации ETS № 185 (Будапешт, 23 ноября 2001 г.). URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc& base=INT&n= 13526#07633681698204722 (дата обращения :
14.04.2021).
добная конфигурация могла бы способствовать превращению рассматриваемой системы в одну из стабильных и эффективных, отвечающих всем современным и возможным перспективным террористическим вызовам и угрозам.
Сложившееся положение в сфере борьбы с проявлениями информационного терроризма в качестве одной из первоочередных актуальных задач обусловливает необходимость изучения проблемы, связанной с созданием единой цифровой системы по осуществлению информационной безопасности, которая состояла бы из общей и многофункциональной компьютерной сетевой среды управления и могла бы осуществлять охват всей правоохранительной структуры, оборонного комплекса и всех институтов, занимающихся жизнеобеспечением страны. Такая система будет эффективно противодействовать не только различным информационным атакам, но и серьезным информационным террористическим угрозам.
Автор целиком разделяет позицию отечественных экспертов относительно того, что в целях противодействия информационно-психологическому воздействию, осуществляемому международными террористическими организациями, необходимо вводить ограничения на распространение информационных данных в СМИ, и в первую очередь в сети Интернет [3]. Эти ограничения должны иметь характер цензуры, поскольку информационное насилие широким потоком обрушивается на российское население из источников СМИ, оказывает воздействие на рост экстремистских и террористических настроений. Как полагают отечественные специалисты, сюжеты и публикации, освещающие экстремистскую и террористическую проблематику, сегодня превышают все допустимые нормы, а ряд отечественных СМИ не имеют не только чувства политкорректности, но и лишены здравого смысла при освещении проблематики экстремистских и террористических угроз.
Проведенные еще в 2013 г. Фондом «Общественное мнение» и в 2012 г. Левада-центром6 опросы российского общества показали, что россияне настроены весьма непозитивно в отношении контента, размещаемого в сети Интернет, и полагают обязательным его государственное регулирование. На проходившем в японском г. Осака в 2017 г. саммите «Большой двадцатки» Президент нашей страны В. В. Путин заявил о важности борьбы с распространением информации о тер-
роризме. По его мнению, нужно предпринимать все необходимые усилия по воспрепятствованию негативной информации, связанной с террором в сетях7.
В то же время различные попытки, предпринятые нашей страной по рассматриваемому направлению, практически были проигнорированы западными странами. Очень жаль, что ряд передовых российских инициатив в сфере информационной безопасности так и не нашел практического воплощения на международном уровне, в частности это касается проекта Конвенции об обеспечении международной информационной безопасности, который был внесен в ООН нашей страной в 2011 г. Данным проектом предусматривалось широкое международное участие в управлении Интернетом, поскольку сегодня доменные зоны раздают несколько американских полукоммерческих структур, на практике монополизировавших эту сферу. Рядом государств, таких как США и страны Европейского Союза, указанная российская инициатива была отвергнута в связи с тем, что, по их мнению, Россия таким образом может закрепить принципы полного контроля некоторых стран за их национальным сегментом системы Интернет. В результате предпринятая нашей страной инициатива не смогла получить широкую международную поддержку. Через некоторое время ряд положений, изложенных в проекте 2011 г., все же был включен в документы, принимаемые на уровне СНГ и ОДКБ.
В 2017 г. Российской Федерацией был обнародован проект Конвенции ООН о сотрудничестве в сфере противодействия информационной преступности. В проекте содержится ряд принципов, по которым должно осуществляться противодействие киберпреступности. Перспектива принятия российского проекта также во многом зависит от мнения США и стран Европейского Союза.
При этом важно подчеркнуть, что в нашей стране еще окончательно не сформирована необходимая нормативная правовая база по государственному регулированию деятельности в области защиты информационно-коммуникационной сферы. Данное обстоятельство существенно снижает сферу правовых отношений в рассматриваемой области и не может оказать положительного воздействия на совершенствование современного состояния национальной системы информационной безопасности. В частности, Федеральным
6 См.: Левада-центр (2012). Пресс-выпуск «Россияне поддерживают цензуру в Интернете». URL : https://www. levada.ru/2012/10/10/rossiyane-podderzhivayut-tsenzuru-v-internete/ (дата обращения : 14.04.2021).
7 См.: Путин заявил о необходимости бороться с распространением информации о терроризме. URL : https:// newinform.com/180057-putin-zayavil-o-neobkhodimosti-borotsya-s-rasprostraneniem-informacii-o-terrorizme (дата обращения : 14.04.2021).
законом от 21 июля 1993 г. № 5485-1-ФЗ «О государственной тайне»8 защищается информация, касающаяся оборонного комплекса и мобилизационных ресурсов, ряд сведений в экономической, научной, технической, внешнеполитической сферах, которые составляют гостайну. При этом к данной категории законодатель не отнес сведения, представляющие составную часть национального информационного ресурса, а значит, не защитил их на законодательном уровне.
Анализ Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи»9 и Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»10 свидетельствует о том, что в рассматриваемых нормативных правовых актах законодатели уклоняются от детализирования регламентирующих мер по пресечению и предупреждению применения средств связи, используемых террористами для того, чтобы дестабилизировать социальную и политическую обстановку. При этом законодатели делают отсылки к общим нормам Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» и законодательству в сфере связи.
Надлежит отметить, что назрела необходимость изменения законодательной базы по совершенствованию правовой работы в сфере предупреждения и пресечения террористической деятельности в информационной сфере. И в первую очередь необходимо усовершенствовать механизм, ограничивающий в случае необходимости свободный доступ к интернет-ресурсам, который можно было бы отразить в п. 1 ст. 15.3 «Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением закона» в Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»11. Также требуют нормативного закрепления возможности использования сотрудниками правоохранительных органов различных вспомогательных поисковых систем.
8 См.: О государственной тайне : Закон Рос. Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 : последняя редакция. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2481/ (дата обращения : 14.04.2021).
9 См.: О связи : Федер. закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ : последняя редакция. URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_43224/ (дата обращения : 14.04.2021).
10 См.: О противодействии экстремистской деятельности : Федер. закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ : последняя редакция. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_37867/ (дата обращения : 14.04.2021).
11 См.: Об информации, информационных технологиях и о защите информации : Федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ : последняя редакция. URL : http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_61798/ (дата обращения : 14.04.2021).
Вместе с тем необходимо провести исследование и детально проработать на законодательном уровне правовые нормы, позволяющие региональным прокурорам в случае экстренной необходимости блокировать интернет-сайты террористического характера в целях повышения оперативности реагирования на возникновение возможных террористических информационных атак [12, с. 36]. Полномочиями, позволяющими принимать меры, ограничивающие доступ к информационным ресурсам, которые распространяют запрещенную на законодательном уровне информацию, наделен Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
В дополнение к сказанному важно подчеркнуть, что действующие нормативные правовые акты не имеют необходимой правовой регламентации, обеспечивающей эффективную организацию и проведение правоохранительными органами специальных информационно-профилактических мероприятий. А они необходимы, поскольку только с их помощью возможно оказывать эффективное информационное воздействие на всех лиц, участвующих в информационной террористической деятельности. В связи с этим полагаем, что в дальнейшем целесообразно исследовать указанную проблематику и при необходимости наделить дополнительными полномочиями органы внутренних дел, при этом закрепить их в Федеральном законе «О полиции» и Федеральном законе «О противодействии терроризму», дополнив их соответствующими нормами.
Предлагаемые меры по совершенствованию законодательства в сфере борьбы с информационным терроризмом нуждаются в широком обсуждении правоохранительными структурами и детальной проработке научным сообществом.
В заключение следует подчеркнуть, что проведенный анализ позволяет утверждать, что эффективно противодействовать информационному терроризму возможно лишь на основе реализации комплексных мер, основывающихся в первую очередь на противодействии идеологии террористической деятельности в целом, а уже затем - на информационном обеспечении борьбы с терроризмом, а также при активной помощи СМИ и остальных информационных каналов.
Кроме того, стоит отметить, что рассматриваемая деятельность также должна строиться с учетом прогнозирования террористических угроз, формирующих их причины и условия, а также факторы, их детерминирующие. Эффективно противодействовать информационному терроризму в том числе невозможно без четкого информационного взаимодействия, осуществляемого субъектами
этой работы, а также без надежных обеспечительных мер по защите оперативных данных.
Необходимой составляющей рассматриваемой деятельности также должна являться и работа, связанная с поиском, сбором и анализом оперативных данных о планируемых информационных террористических атаках. Нельзя также забывать о том, что информационному воздействию должны подвергаться и сами террористы: организаторы, пособники, исполнители международных террористических организаций.
Следует обратить внимание и на то, что про-
тиводействию информационному терроризму в том числе будут способствовать организационные, правовые, технические, кадровые и другие условия, необходимые для обеспечения контртеррористической работы. Одним словом, государственная политика в сфере угроз информационного террористического воздействия должна иметь вид эффективной системы защиты, которая основывается на четком законодательном регулировании борьбы с информационным терроризмом, надзоре за СМИ, взаимодействии со всеми слоями общества в пределах всего информационного пространства страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бочарников И. В. Информационное противодействие терроризму в современных условиях // Проблемы безопасности : электронный научный журнал. 2013. № 3 (21). С. 2-3.
2. Вартанова Е. Л., Ткачёва Н. В. К вопросу о социальной ответственности СМИ в контексте информационной безопасности // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10 : Журналистика. 2008. № 5. С. 7-17.
3. Воронцов С. А. Анализ причин и условий, влияющих на рост экстремизма и терроризма в Российской Федерации // Обзор. НЦПТИ. 2013. С. 32-35.
4. Касюк А. Я. Информационное противоборство: генезис и первые шаги // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Сер. : Общественные науки. 2019. № 3 (836). С. 157-172.
5. Карякин В. В. Геополитика: исследование международных проблем в эпоху постмодерна. - М. : Граница, 2016. - 415 с.
6. Кобец П. Н. Генезис опасной разновидности террористической угрозы - биологического терроризма и меры по его профилактике // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 1(28). С. 72-78.
7. Кобец П. Н. О необходимости совершенствования комплексных мер защиты населения от угроз биологического терроризма // Медицинское право. 2021. № 2. С. 3-7.
8. Кобец П. Н. Опыт и проблемы противодействия международному терроризму на объектах атомной энергетики // Научный портал МВД России. 2019. № 2 (46). С. 29-39.
9. Манойло А. «Мягкая сила» террористов // Стратегия России. 2016. № 5. С. 51-62.
10. Манойло А. В. Технологии несилового разрешения современных конфликтов / под ред. А. И. Петренко. -М. : Горячая линия --Телеком, 2008. - 302 с.
11. Расторгуев С. П. Информационная война. Проблемы и модели. Экзистенциальная математика. - М. : Гелиос АРВ, 2006. - 240 с.
12. Сигарев А. В., Смирнова М. С. Законодательство о противодействии экстремизму: время осмысления и реформирования // Российская юстиция. 2018. № 11. С. 35-38.
13. Смирнов А. А. Обеспечение информационной безопасности в условиях виртуализации общества. Опыт Европейского Союза. - М. : Банки и биржи; ЮНИТИ, 2012. - 159 с.
14. Сундиев И., Смирнов А. Медиаресурсы в экстремистской и террористической деятельности: функциональный анализ // Свободная мысль. 2014. № 4. С. 55-72.
15. Сундиев И. Ю. Противодействие вербовочной деятельности международных террористических организа-
ций в сети Интернет // Научный портал МВД России. 2017. № 2 (38). С. 89-95.
16. Сундиев И. Ю., Смирнов А. А. Использование информационных сетей в экстремистской и террористической деятельности // Научный портал МВД России. 2014. № 1 (25). С. 84-91.
17. Сундиев И. Ю., Смирнов А. А., Костин В. Н. Новое качество террористической пропаганды: медиа-империя ИГИЛ // Информационные войны. 2015. № 1 (33). С. 30-36.
18. Сундиев И. Ю., Смирнов А. А. Сетевые возможности и сетевые угрозы // Россия и мусульманский мир. 2014. № 7 (265). С. 177-192.
19. Цыганов В. Медиа-терроризм. Терроризм и средства массовой информации. - Киев : Ника-Центр, 2004.
REFERENCES
1. Bocharnikov I. V. Problemy bezopasnosti: ehlektronnyj nauchnyjzhurnal (Electronic scientific journal of Security Problems), 2013, No. 3 (21), pp. 2-3.
2. Vartanova E. L., Tkachyova N. V. Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 10 : Zhurnalistika (Vestnik Mosk. un-ta), Ser. 10: Journalism, 2008, No. 5, pp. 7-17.
3. Vorontsov S. А. Obzor. NTSPTI (Overview. NTsPTI), 2013, рр. 32-35.
4. Kasyuk А. Ya. VestnikMoskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Ser. : Obshhestvennye nauki (Bulletin of the Moscow State Linguistic University), Ser.: Social Sciences, 2019, No. 3 (836), pp. 157-172.
5. Karyakin V. V. Geopolitika: issledovanie mezhdunarod-nykh problem v ehpokhu postmoderna (Geopolitics: A Study of International Issues in the Postmodern Era), Moscow: Border, 2016, 415 p.
6. Kobets P. N. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika (Law and order: history, theory, practice), 2021, No. 1 (28), pp. 72-78.
7. Kobets P. N. Meditsinskoe parvo (Medical law), 2021, No. 2. S. 3-7.
8. Kobets P. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2019, No. 2 (46), pp. 29-39.
9. Manojlo А. Strategiya Rossii (Russia's strategy), 2016, No. 5, pp. 51-62.
10. Manojlo А. V. Tekhnologii nesilovogo razresheniya sovremennykh konfliktov/pod. red. А. I. Petrenko (Technologies for non-violent resolution of modern conflicts / under. ed. A. I. Petrenko), Moscow: Hotline - Telecom, 2008, 302 p.
11. Rastorguev S. P. Informatsionnaya vojna. Problemy i modeli. Ehkzistentsi-al'naya matematika (Information war.
Problems and models. Existential mathematics), Moscow: Helios ARV, 2006, 240 p.
12. Sigarev А. V., Smirnova M. S. Rossjskaya yustitsiya (Russian justice), 2018, No. 11, pp. 35-38.
13. Smirnov А. А. Obespechenie informatsionnoj bezo-pasnosti v usloviyakh virtualizatsii obshhestva. Opyt Evrope-jskogo Soyuza (Ensuring information security in the context of the virtualization of society. The experience of the European Union), Moscow: Banks and exchanges, UNITY, 2012, 159 p.
14. Sundiev I., Smirnov А. Svobodnaya mysl' (Free thought), 2014, No. 4, pp. 55-72.
15. Sundiev I. Yu. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2017, No. 2 (38), pp. 89-95.
16. Sundiev I. Yu., Smirnov А. А. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2014, No. 1 (25), pp. 84-91.
17. Sundiev I. Yu., Smirnov А. А., Kostin V. N. Informat-sionnye vojny (Information Wars), 2015, No. 1 (33), pp. 30-36.
18. Sundiev I. Yu., Smirnov А. А. Rossiya i musul'manskjj mir (Russia and the Muslim world), 2014, No. 7 (265), pp. 177192.
19. Tsyganov V. Media-terrorizm. Terrorizm i sredstva massovoj informatsii (Media terrorism. Terrorism and the media), Kiev: Nika-Center, 2004.
Рукопись поступила в редакцию 11.05.2021, принята к публикации 06.08.2021.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Петр Николаевич Кобец, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научной информации, подготовки научных кадров и обеспечения деятельности научных советов Центра организационного обеспечения научной деятельности федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1) ORCID ID: 0000-0001-6527-3788 E-mail: [email protected] Тел.: 8 (495) 214-23-75
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Peter N. Kobets, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Department of scientific information, training of scientific personnel and ensuring the activities of scientific councils of the center for organizational support of scientific activities of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation)
ORCID ID: 0000-0001-6527-3788 E-mail: [email protected] Tel.: 8 (495) 214-23-75