УДК 343.9 П. Н. Кобец
ВНИИ МВД России
Совершенствование антитеррористических мер безопасности
на объектах транспорта
АННОТАЦИЯ. Введение. Актуальность рассматриваемой проблематики определяется серьезными последствиями, возникающими после совершения террористического акта на объектах транспорта. А совершенствовать антитеррористическую безопасность в обозначенной сфере возможно посредством внесения изменений в ее нормативно-правовую базу.
Цель исследования - изучение нормативно-правовых основ в сфере антитеррористической охраны объектов транспорта их оценка и внесение предложений по их совершенствованию.
Методологическую основу составил всеобщий диалектический метод, предполагающий исследование явлений и процессов, в их развитии и взаимообусловленности. Поднимаемые в работе проблемы для их детального рассмотрения являются довольно объемными, в связи с этим автору пришлось ограничиться освещением отдельных, наиболее важных ключевых аспектов.
Выводы: в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспорта существует множество проблем, основной из которых является необходимость правового регулирования структуры, гарантирующей транспортную безопасность. Наряду с этим, возникает еще одна проблема, которая связана с терминологией в сфере реализации программного обеспечения и различных направлений по обеспечению антитеррористической безопасности транспортного комплекса. Устанавливается, что противодействие терроризму на объектах транспорта преимущественно базируется на организационных и правовых мерах и станет эффективным при условии, что оно будет осуществляться на комплексной основе, а главным элементом комплексности будет выступать совершенная правовая основа. Предложены меры по совершенствованию антитеррористической безопасности на объектах транспорта. Затронуты отдельные дискуссионные проблемы, которые находятся на стыке правового регулирования безопасности на объектах транспорта и борьбы с терроризмом, не только во многом представляющие теоретический интерес, но и имеющие практическую значимость. Полученные выводы могут использоваться для дальнейшего совершенствования стратегии антитеррористической безопасности на транспорте.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: терроризм на объектах транспорта, безопасность транспорта, транспортный комплекс, транспортная инфраструктура, террористические атаки, правовые основы борьбы с терроризмом, противодействие терроризму на транспорте.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кобец П. Н. Совершенствование антитеррористических мер безопасности на объектах транспорта // Научный портал МВД России. 2020. № 1 (49). С. 35.
P. N. Kobets
National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation
Improving anti-terrorism security measures at transport facilities
ABSTRACT. The relevance of the problem is determined by the serious consequences arising after the Commission of a terrorist act on transport facilities. And it is possible to improve anti-terrorist security in the designated area by making changes to its legal framework. The purpose of the study is to study the legal framework in the field of anti-terrorist protection of transport facilities, their assessment and proposals for their improvement.
The methodological basis was the universal dialectical method, which involves the study of phenomena and processes in their development and interdependence. The problems raised in the work for their detailed consideration are quite voluminous, in this regard, the author had to limit himself to highlighting some of the most important key aspects.
In the course of the study the author comes to the conclusion that in the field of anti-terrorist security at transport facilities, there are many problems, the main of which is the need for legal regulation of the structure that guarantees transport security. Along with this, there is another problem, which is related to the terminology in the field of software implementation and various areas to ensure the anti-terrorist security of the transport
complex. It also concludes that at present the fight against terrorism at transport facilities is mainly based on organizational and legal measures aimed at ensuring transport security. The fight against transport terrorism will be effective only if it is carried out in an integrated manner, and the main element of complexity will be a perfect legal framework. In this study, the author touches upon some controversial issues that are at the intersection of legal regulation of security at transport facilities and the fight against terrorism, which are largely not only of theoretical interest, but also of practical importance. The findings can be used to further improve the strategy of anti-terrorist security in transport.
KEYWORDS: terrorism at transport facilities, transport security, transport complex, transport infrastructure, terrorist attacks, legal bases of fight against terrorism, counteraction to terrorism on transport.
FOR CITATION: Kobets P.N. Improving anti-terrorism security measures at transport facilities // Scientific portal of the Russia Ministry of the Interior. 2020. № 1 (49). P. 35 (in Russ.).
Транспортная отрасль всегда представляла важнейшую составную часть производственного цикла, и поэтому во все времена особое внимание уделялось ее эффективному функционированию, которое неразрывно связано с требованиями по обеспечению безопасности на объектах транспорта. Благодаря эффективной и безопасной работе транспорта обеспечиваются основные условия жизнедеятельности государства. Транспортная отрасль в том числе выступает важнейшим инструментом решения социально-экономических и внешнеполитических задач любой страны.
Задачи, связанные с обеспечением транспортной безопасности, становятся все сложнее, а от их решения напрямую зависит национальная безопасность. Большинство современных исследователей, перечисляя факторы, создающие основной массив угроз национальной безопасности, отмечают возрастание случаев терроризма на объектах транспорта. Преступные проявления членов террористических организаций являются мощными факторами, дестабилизирующими социально-политическую ситуацию в нашей стране, и продолжают оставаться внушительной угрозой национальной безопасности государства. Значительная степень общественной опасности проявлений терроризма обусловливается особыми способами насилия, что в свою очередь порождает страх, неуверенность, панику в обществе. Поэтому в настоящее время как можно больше внимания должно уделяться вопросам совершенствования антитеррористической безопасности и повышения ответственности за совершение террористических атак, и прежде всего путем внесения изменений в законодательство и совершенствования правоприменительной практики.
В наши дни в разнообразных отраслях знаний учеными и специалистами делается акцент на необходимости исследования проблемных вопросов совершенствования антитеррористической безопасности [6, с. 68], поскольку вопреки значительному количеству разнообразных исследо-
ваний, охватывающих широкий спектр аспектов борьбы с терроризмом, проблема совершенствования антитеррористической безопасности на объектах транспорта продолжает оставаться чрезвычайно актуальной. И несмотря на частичную проработку отдельных ее аспектов, в целом она не была обстоятельно рассмотрена на страницах научной и специальной литературы.
Анализ этой литературы позволяет утверждать, что комплекс транспортного обеспечения представляет собой важнейшую составляющую современного общества, а его антитеррористическая защищенность является первостепенной задачей государства, и как любая сложнейшая проблема, включает в себя разнообразные аспекты, которые требуют системного подхода к их эффективному решению. Масштабы и степень сложности задач в сфере организации и управления, которые возникают при обеспечении антитеррористической безопасности на объектах транспорта, настолько обширны, что для их решения необходимо привлечение колоссальных и разнообразных материально-технических и людских ресурсов. При этом эволюционирование составных элементов транспортного комплекса, а также его встраивание в единый государственный механизм в настоящее время происходят с явным опережением процесса по обеспечению его безопасности и поэтому обусловливают некоторые организационные и правовые проблемы в ходе построения комплексной инфраструктуры в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Невзирая на то, что правоохранительные органы нашей страны предотвращают большинство планируемых актов терроризма, борьба с этим феноменом не перестает терять своей актуальности. Во многом потому, что одни из самых серьезных террористических атак в условиях нового тысячелетия были совершены на объектах транспорта, тем самым наглядно демонстрируя необходимость создания высокоэффективной системы по обеспечению безопасности в рассматриваемой сфере. Уровень состояния за-
щищенности в сфере транспортного комплекса может оказывать не только прямое, но и косвенное влияние на остальные элементы национальной безопасности [5, с. 55]. Проблемы в сфере транспорта могут отражаться на экономической, научно-технической, экологической и других важнейших сферах деятельности. В связи с этим можно утверждать, что безопасность на объектах транспорта представляет собой проблему общегосударственного уровня, которая касается каждого из нас. А функционирование транспортной инфраструктуры в штатном режиме без сбоев и перерывов способствует не только стабильному развитию отдельных территорий нашего государства, но и в целом безопасности Российской Федерации (далее по тексту - РФ, Россия).
Рассматривая генезис влияния развития транспортного комплекса на движущие силы и виды террористических атак на транспорте, следует отметить, что до возникновения регулярного железнодорожного сообщения объектами совершения террористических актов были конные экипажи крупных государственных деятелей или лидеров политических партий. Мировое развитие железнодорожного транспорта послужило одним из факторов преобразования отдельных террористических актов на объектах железнодорожного сообщения в диверсионную борьбу, жертвами которой становились не только отдельные личности, но и пути сообщения и транспортная инфраструктура. Последствия террористической деятельности стали приводить к парализации транспортных сообщений. В дальнейшем террористические акты на объектах транспортной инфраструктуры начали приобретать характер устрашения населения, наглядно демонстрируя обществу, что террористические атаки на транспортных объектах могут нанести вред большому количеству людей [15, с. 10].
Если кратко отразить основные детерминанты рассматриваемой преступности, то необходимо отметить, что использование объектов транспортного комплекса для исполнения терактов во многом обусловлено тем, что на них замыкаются разнообразные ресурсы: людские, материальные, технические, информационные и др. И в случае террористической атаки на объекты транспорта существует высокая вероятность обширного поражающего воздействия большинства обозначенных ресурсов и к тому же масштабности освещения теракта в средствах массовой информации [2, с. 598].
На текущий момент локализация транспортных объектов на больших площадях и территориях
заметно осложняет устройство и функционирование системы по защите транспортных объектов от неправомерных и противоправных действий, среди которых наибольшую опасность представляют террористические атаки. Во многом это обусловлено тем, что транспортный комплекс включает в себя сеть различных видов сообщения, которые в свою очередь представлены разнообразными транспортными узлами, где располагаются многочисленные жизненно необходимые, ключевые пункты и учреждения и для которых характерна постоянна высокая концентрация обслуживающего персонала и транзитных пассажиров. Объем и сочетание приведенных причин и условий делает объекты транспорта особенно притягательными для совершения террористических актов и в связи с этим дает основание относить их к числу объектов, на которых совершение террористических атак наиболее вероятно.
Большинство исследователей, рассматривая проблему безопасности транспорта, прежде всего отмечают ее актуальность и под обеспечением транспортной безопасности предлагают понимать противодействие терроризму [4, с. 10]. И это неспроста, ведь для актов терроризма, совершаемых на объектах транспорта, характерна особая качественная характеристика, в первую очередь технологичность.
Сегодняшний терроризм на объектах транспорта воплощен в три основные формы: деяние, в котором объект транспорта выступает в качестве места совершения преступления (террористический акт в метрополитене, автобусе, самолете, на вокзале и др.); деяние, в котором транспорт выступает в качестве средства совершения преступления (подрыв припаркованного транспортного средства); деяние, в котором транспорт выступает в качестве орудия при совершении преступления (наезд на транспортном средстве на людей). Из сказанного складываются особенности, направленные на достижение субъективных целей террористов. В сложившейся ситуации общество выступает в роли определенного звена между террористами и теми, кому они адресуют свои претензии и условия. А террористические акты на объектах транспорта представляют для террористов некий этап в реализации своих задач.
Систему органов государственного регулирования и контроля в области обеспечения безопасности на транспорте составляют: Министерство транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, специализированные органы государственной власти на отдельных видах транспорта.
Большую роль в деятельности по совершенствованию антитеррористической безопасности на объектах транспорта играет правовое регулирование, в настоящее время использующее множество нормативных и правовых актов, систематизированием коих начали заниматься не так давно. Сферу обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспорта регулируют: Конституция Российской Федерации, международные договоры, федеральные законы, нормативные паровые акты Президента и Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти России и ее субъектов.
Федеральный закон «О противодействии терроризму»1 установил основные правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности»2 внес изменения в ФЗ «О транспортной безопасности», дополнив его ст. 121, 122, 123. Указ Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 851 утвердил порядок установления уровней террористической опасности3. Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 создана комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 587 «Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности» утвержден Перечень объектов, подлежащих государственной охране. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р утверждена Комплексная программа обеспечения безопас-
1 См.: О противодействии терроризму : Федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3. URL : http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_58840/ (дата обращения : 21.09.2019).
2 См.: О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности : Федер. закон от 3 февр. 2014 г. № 15-ФЗ. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_158405/ (дата обращения : 21.09.2019).
3 См.: О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства : Указ Президента Рос. Федерации от 14 июня 2012 № 851. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_131174/
4 См.: О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте : Указ Президента Рос. Федерации от 31 марта 2010 г. № 403. URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158405/ (дата обращения : 21.09.2019).
ности населения на транспорте5. Безопасность на транспорте регламентируется в том числе и рядом ведомственных нормативных правовых актов.
Необходимо также отметить, что Концепция противодействия терроризму в нашей стране важнейшей приоритетной задачей определяет обеспечение безопасности граждан и антитеррористическую защищенность инфраструктурных, жизнеобеспечивающих объектов и мест массового нахождения населения. Критерии перечисленных категорий вполне подходят и для объектов транс-порта6. Стратегия национальной безопасности РФ определяет действия террористических организаций, которые направлены на нарушение функционирования объектов транспортной инфраструктуры, как важнейший источник угроз национальной и общественной безопасности7. При этом усилия, направленные на совершенствование законодательного регулирования и предупреждение терроризма, трактуются как одни из главных направлений по обеспечению безопасности.
Важнейшим нормативным правовым актом в сфере обеспечения безопасности транспорта считается Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, разработанная в том числе для повышения транспортной безопасности (далее по тексту - Стратегия)8. К окончанию указанного в Стратегии периода ставится цель достичь такой степени обеспечения безопасности движения, полетов и судоходства, которая была бы сопоставима с международными и национальными правилами. Одним из индикаторов при достижении задач Стратегии является количественное соотношение объектов транспорта, меры по организации защиты которых от незаконного вмешательства соответствуют требованиям обеспечения безопасности транспорта.
5 См.: Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 июля 2010 г. № 1285-р : ред. от 4 июля 2019 г. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_103547/ (дата обращения : 21.09.2019).
6 См.: Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации : утв. Президентом Рос. Федерации 5 октября 2009 г. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_92779/ (дата обращения : 21.09.2019).
7 См.: О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации : Указ Президента Рос. Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения : 21.09.2019).
8 См.: О Транспортной стратегии Российской Федерации : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 22 нояб. 2008 г. № 1734-р : ред. от 12 мая 2018 г. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82617/ (дата обращения : 21.09.2019).
Важно упомянуть о том, что полемические суждения отечественных ученых, связанные с нормативным обеспечением безопасности на объектах транспорта, активировались в начале 1990-х годов. И к глубокому сожалению, большинство из теоретических проблем, связанных с рассматриваемым вопросом, не решено и по сей день [7, с. 15]. Однако в процессе научных дискуссий происходило становление и впоследствии формирование понятийного и категориального аппаратов, которые в дальнейшем стали концептуальной основой Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», регулирующего правоотношения в сфере безопасности на объектах транспорта9. Принятие этого Закона должно было способствовать устойчивому и безопасному функционированию транспортного комплекса, защите интересов общества и государства в транспортной сфере.
Закон принимался с целью регламентации системного подхода к организации антитеррористической защищенности транспортных объектов с возможностью использования новейших технологических решений и средств. Данный нормативный правовой акт в п. 10 ст. 1 определил, что транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Впоследствии этот термин получил некую содержательную границу, став самостоятельным правовым институтом. Вместе с тем его положение в структуре иных правовых институтов, которые связаны с безопасностью, окончательно на сегодняшний день не ясно, поскольку дефиниция, определяющая безопасность, закреплена в Законе «О безопасности»10, а разнообразные виды безопасности, которые гораздо уже по своему смыслу и содержанию, являются производными этого определения. И в связи с вышесказанным логично утверждать, что термин «транспортная безопасность», бесспорно, находится в логическом ряду таких терминов, как, например, «экономическая безопасность» или «ядерная безопасность». Однако понятие «транспортная безопасность», как нам представляется, гораздо шире остальных подобных понятий, так как в транспортную безопасность включены ави-
9 См.: О транспортной безопасности : Федер. закон от 9 февр. 2007 г. № 16-ФЗ : ред. от 2 авг. 2019 г. URL : http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения : 21.09.2019).
10 См.: О безопасности : Федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-Ф3. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения : 21.09.2019).
ационная и ряд других подвидов безопасности, которые связаны с функционированием транспорта.
Подводя итог дискуссии относительно термина «транспортная безопасность», отметим, что разнообразные виды безопасности требуют некой систематизации с использованием обобщающих критериев, но пока законодательная база по обеспечению безопасности продолжает формироваться вне рамок единых подходов. При этом не вызывают возражений утверждения ряда исследователей о том, что на сегодняшний день разрозненные нормативно-правовые блоки и нормативные правовые акты квалифицируют правовые отношения в сферах авиационной, ядерной, транспортной и иных видов безопасности, несмотря на то, что между ними имеется непосредственная связь. И только с принятием ФЗ «О высокорисковых объектах» указанная фрагментарность могла бы быть преодолена [11, с. 63].
В настоящий момент виды транспортной безопасности не конкретизируются какой-то отдельной нормой права. Они регламентированы в отраслевом законодательстве. К примеру, понятия «авиационная безопасность» и «безопасность полетов воздушных судов» содержит Воздушный кодекс Российской Федерации. Определения «безопасность судоходства», «безопасность плавания судна», «безопасность мореплавания» регламентированы Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, а понятие «безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта» закреплено ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и др. [17, с. 65].
Мониторинг нормативно-правовой базы, регулирующей обеспечение безопасности на объектах транспорта, свидетельствует о том, что большинство проблем, связанных с обеспечением безопасности объектов транспорта, чрезвычайно взаимозависимы. Они также имеют общее содержание. Поэтому далее кратко остановимся на рассмотрении факторов, затрудняющих профилактическую деятельность в сфере совершенствования антитеррористической безопасности на объектах транспорта.
В современных условиях транспортный комплекс стал отраслью, в которой наиболее интенсивно происходит внедрение достижений и разработок высокотехнологической сферы. На транспортных объектах стали использовать автоматизированные системы контроля и управления, которые с каждым годом все активнее вытесняют
персонал из этой сферы деятельности и в то же время позволяют значительно усовершенствовать перевозку на различных видах транспорта. Рассматриваемые нововведения порождают потребность разработки и незамедлительного введения в действие мероприятий по обеспечению безопасности персонала и пассажиров на рассматриваемых объектах. Все возрастающий пассажиропоток предъявляет повышенные требования к организации работы дежурных и диспетчерских служб, их оснащенности и квалифицированности. Потому что неправомочное проникновение на объекты транспортного комплекса не просто приводит к неполадкам в эксплуатации транспортных объектов, а несет угрозу масштабных техногенных катастроф.
Ряд современных исследователей проблемы транспортной безопасности полагают, что в дальнейшем возможно совершение кибертерро-ристических атак посредством вмешательства террористов в систему контроля за воздушным или наземным сообщением с целью выведения из строя объектов воздушного, наземного либо подземного транспорта. Данные угрозы вынуждают ставить перед правоохранителями проблемы, которые возможно разрешить лишь посредством использования наработок в сфере высоких технологий с привлечением специалистов, которых ранее не задействовали в подобных ситуациях.
Если рассматривать проблему антитеррористической безопасности транспорта с уголовно-правовых позиций, то окажется, что важнейшей задачей при правовом регулировании терроризма на объектах транспорта остается определение сущности и предмета самого понятия «транспортный терроризм». В настоящее время отсутствует четкая нормативная дефиниция анализируемого вида террористической угрозы. В связи с этим в юридической литературе представлены различные взгляды относительно смысловой нагрузки анализируемого понятия. Так, по мнению многих специалистов, «транспортный терроризм» - это разновидность терроризма технологического, представляющего угрозу использования современных технических решений, приемов, средств и имеющего высокий потенциал поражающего воздействия [9, с. 116]. Ряд специалистов квалифицируют транспортные угрозы как акты технологического терроризма, относя рассматриваемые террористические акты к двум группам преступлений террористического характера: к тем, которые совершаются с применением технических средств, и тем, которые направлены против высокорисковых объектов [12, с. 68].
Однако и определение понятия «технологический терроризм» в нашей стране на законодательном уровне в настоящее время также отсутствует, невзирая на то, что зарубежные ученые начали использовать данный термин еще в начале 1980-х годов, да и отечественные исследователи с начала нового тысячелетия также широко его применяют в своих научных работах11. В международной практике понятие технологического терроризма дается в ст. 1 Договора о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом 1999 г.12
Таким образом, данное исследование свидетельствует о том, что под технологическим терроризмом большинством понимается некий общий феномен, объединяющий в себе признаки различных видов терроризма и связанный с задействованием разнообразных технических средств, порчей и повреждением сооружений и структур, представляющих повышенную опасность [16, с. 157]. Изложенные выше обстоятельства еще более осложняют толкование дефиниции «транспортный терроризм». В связи с этим, по нашему мнению, опираясь на характеристики, которые даны отечественными учеными технологическому терроризму, под транспортным терроризмом следует понимать преступные посягательства и деяния с применением технических средств и технологий на объектах транспорта, совершенные с террористической целью и имеющие последствия, характерные для террористических актов.
Также следует отметить, что важнейшей проблемой в рассматриваемой сфере, по мнению большинства отечественных правоведов, считается то, что в нашей стране законодательно не определено место объектов транспортной инфраструктуры в системе структур, которые представляют особую террористическую опасность и нуждаются в специальной защите от террористических угроз. При этом зарубежный опыт и международная практика свидетельствуют о том, что объекты транспорта представляют собой высокорискованные производства. Таким образом, объекты транспорта, без всякого сомнения, следует относить к источникам повышенной опасности,
11 См.: Гражданская защита: Энциклопедия : в 4 т. Т. IV (Т-Я) / под общ. ред. В. А. Пучкова. М. : ФГБУ ВНИИ ГОУЧС (ФЦ), 2015. С. 125.
12 См.: Договор о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с терроризмом : подписан в г. Минске 4 июня 1999 г. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi (дата обращения : 21.09.2019).
несмотря на достаточно хорошую защищенность. В любом случае даже при великолепной защищенности транспортная инфраструктура, в силу своей специфичности, всегда будет уязвима для совершения в отношении нее террористических атак. Исторический опыт является ярким свидетельством того, что для террористов в случае острой необходимости не существует препятствий для совершения террористических посягательств с масштабными последствиями.
Одним из важнейших недостатков, который мешает в полной мере и эффективно противодействовать терроризму на объектах транспорта, по мнению большинства исследователей, является отсутствие достаточной нормативно-правовой базы по его противодействию. Поэтому одной из важнейших законотворческих задач в рассматриваемом направлении является обязательное законодательное закрепление положения о том, что транспорт выступает источником и объектом повышенной террористической угрозы и для его защиты необходимо на постоянной основе совершенствовать специальные меры антитеррористической безопасности правового и организационного характера.
Важнейшей составляющей, или даже основой уголовно-правового противодействия терроризму, является Уголовный кодекс Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ). Однако при всем положительном его воздействии на террористическую преступность следует упомянуть о том, что в ст. 205 УК РФ совершение теракта на транспорте не закреплено как квалифицирующее обстоятельство. При этом, как нами уже было отмечено, значительное количество террористических актов было совершено именно на объектах транспорта. А вот упоминая другие объекты, представляющие повышенную опасность, как, например, те, которые перечислены в п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ (объекты использования атомной энергии), законодателем особенно отмечена потенциальная угроза для них, также наступление пагубных последствий в случае террористических атак.
По нашему мнению, необходимо включить в п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ положение относительно совершения теракта, посягающего на транспортные объекты. В связи с тем, что транспортные структуры представляют собой места массовой концентрации населения, для них характерна большая уязвимость, а в случае террористической атаки их разрушение может привести к не менее тяжким последствиям, чем на объектах, перечисленных в п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ.
Большинство отечественных ученых полагают, что необходимо совершенствовать уголовную политику в области криминального воздействия на высокотехнологические сферы, обладающие большими деструктивными возможностями [13, с. 48]. По нашему мнению, к таким сферам относится и транспортный сектор, и соответственно обозначенная дискуссия приобретает еще большую актуальность. Однако на практике обсуждаемые идеи нашли свое воплощение только лишь в качестве мер организационного характера по усилению борьбы с терроризмом [3, с. 112].
Вследствие этого в целях совершенствования уголовно-правового воздействия на террористические посягательства полагаем, что необходимо обязательно урегулировать вопросы относительно привлечения к повышенной уголовной ответственности лиц в случае совершения ими террористического акта, который был сопряжен с посягательствами на объекты транспорта, добавив указанное положение в п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ. Транспортный терроризм должен выступать в качестве квалифицированного состава, а субъекты рассматриваемых преступлений обязаны привлекаться к повышенной уголовной ответственности за содеянное.
Еще одним из важнейших неурегулированных вопросов является проблема в сфере гармонизации российского и зарубежного законодательства по осуществлению транспортной безопасности и охране на морском транспорте. Действующее федеральное законодательство устанавливает, что уязвимость морских терминалов и судов оценивается по тому, насколько качественно охраняются соответствующие портовые средства и суда, осуществляющие международные морские перевозки. В связи с этим важно, чтобы ставились задачи по своевременному выявлению попыток нарушения транспортной безопасности, и незамедлительно реагировать на них. В данном вопросе никак не обойтись без системы по непрерывному мониторингу состояния транспортной сферы. Решить данную проблему поможет видеонаблюдение, тревожные сигнализации, оперативность и качественное реагирование, осуществляемое подразделениями транспортной безопасности.
Серьезным пробелом в законотворческой сфере по обеспечению транспортной безопасности является отсутствие нормативного правового акта, который бы регламентировал задействование на гражданских судах, ходящих под российским флагом, вооруженных охранников, противодействующих террористам. А пока что сотрудники
российских специальных подразделений транспортной безопасности, имеющие опыт борьбы с терроризмом, аккредитованные в России, имеют право осуществлять свои функциональные обязанности только в пределах территориальных вод нашей страны [10, с. 18].
Обозначенные проблемы требуют внесения изменений в ФЗ «О транспортной безопасности». Необходимо также на регулярной основе заниматься гармонизацией российского и международного законодательства, разрабатывать законодательство, позволяющее привлекать к борьбе с терроризмом на транспорте частные военные охранные компании. В том числе нужна ревизия отдельных нормативных правовых актов на предмет их соответствия сегодняшним реалиям.
Авиационный транспорт также представляет собой важнейшую составляющую транспортного комплекса. В нашей стране вопросы обеспечения безопасности полетов имеют не только организационную, но и правовую составляющую и затрагивают различные виды авиации [8, с. 55]. По мнению экспертов, одним из основных вопросов, касающихся обеспечения безопасности полетов, является несовершенство законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих рассматриваемую деятельность, в том числе в смежных областях. Пробелы и противоречия федерального законодательства отрицательным образом отражаются на совершенствовании ведомственной нормативно-правовой базы.
Так, по мнению специалистов, примером законодательных недоработок может являться несоответствие правил проведения предполетного и послеполетного досмотров, что не в полной мере обеспечивает транспортную безопасность в рассматриваемой сфере [14, с. 113]. Поэтому при формировании необходимой нормативно-правовой базы по обеспечению авиационной безопасности рядом экспертов акцентируется внимание на том, что она должна быть ориентирована на создание системы профилактических мер, которые будут нацелены на нейтрализацию основных детерминант транспортной безопасности [1, с. 13].
С каждым годом транспортный комплекс и все его составные элементы приобретают черты сложных технологических и инженерных систем, что приводит к повышению рисков, связанных с несанкционированным вмешательством в их работу и возникновением различного рода внештатных ситуаций. Ввиду специфических особенностей отдельное внимание должно уделяться общественному городскому транспорту, от эф-
фективного обеспечения безопасности объектов которого зависит очень многое. В особенности проблемы совершенствования антитеррористической безопасности актуальны для объектов метрополитена, являющегося одной из важнейших составных частей инфраструктуры большинства крупнейших городов.
С учетом анализа и информации о местах совершения террористических актов в настоящей работе в первую очередь рассматривались объекты пассажирского транспорта и его инфраструктура как наиболее часто подвергаемые нападениям террористов. Но это не значит, что другие виды транспорта, к примеру трубопроводный, не должны регулярно обследоваться на предмет соответствия их законодательной базы эффективному функционированию и противодействию террористическим угрозам. А между тем такие факторы, как большая протяженность трубопроводов, их прохождение в малонаселенной местности и недоступных местах, могут создать проблемные ситуации при защите трубопроводов от террористических атак. Кроме всего прочего, трубопроводами могут владеть различные юридические лица, которые ориентированы на собственные службы безопасности охраны узлов коммуникации и вместе с тем не способны осуществлять антитеррористическую безопасность в полном объеме и с учетом всех необходимых требований. В связи с этим функционирование рассматриваемых транспортных объектов требует отдельного исследования и повышенного внимания правоохранительных органов, поскольку нарушения в их работе могут повлечь не только внештатные ситуации, но и серьезные последствия.
Проблем в сфере законодательного регулирования антитеррористической безопасности на объектах транспорта множество, и все их осветить в данной работе не представляется возможным. В целом важно отметить необходимость гармонизации правовых норм, регулирующих транспортную безопасность и противодействие терроризму.
Вышеизложенное является подтверждением имеющихся пробелов в законодательной базе. При этом нужно отметить, что только благодаря устойчивому и эффективному функционированию транспортного сектора могут быть созданы все необходимые условия, связанные со стабилизацией, структурной перестройкой и подъемом экономической сферы, обеспечением целостности страны и повышением национальной безопасности, несмотря на то что разрешение в полном
объеме всех нормативно-правовых проблем по обеспечению транспортной безопасности представляет собой довольно трудную задачу.
В любом случае в дальнейшем необходимо совершенствование законодательного регулирования транспортной безопасности, и в первую очередь посредством принятия подзаконных нормативных правовых актов, включая отраслевое законодательство, которые будут способствовать систематизации и унификации при решении проблем транспортной безопасности на различных видах транспорта. В этих целях необходим основательный мониторинг действующей нормативно-правовой базы в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспорта, в том числе анализ зарубежного законодательства, для исключения всех имеющихся пробелов и противоречий и приведения нормативного регулирования в рассматриваемой сфере к международным стандартам.
Подытоживая вышесказанное, отметим, что терроризм на объектах транспорта эволюционировал параллельно с развитием инфраструктуры транспорта и прошел ряд этапов в процессе своего формирования - от нападений на кортежи представителей власти до террористических атак на общественный транспорт.
В настоящее время транспортная безопасность в большей степени исследуется и рассматривается в контексте предупреждения террористических угроз на объектах транспорта. Антитеррористические императивы безопасности объектов транспорта по большому счету носят объективный характер и во многом обусловлены всплеском террористической преступности в мире и слишком серьезными масштабами ее проявлений и последствий, в первую очередь на транспорте.
Анализ категорий объектов, которые подверглись террористическим атакам, свидетельствует о прослеживающейся тенденции совершения террористических актов на транспорте. При сравнении вероятных последствий на объектах транспорта от различных угроз - природных, техногенных, технических неисправностей - совершенно очевидно, что только совершение террористического акта на транспорте несет самый разрушительный и значительный вред. В сложившейся ситуации совершенствование обеспечения антитеррористической безопасности на транспорте как одна из важнейших и наиболее сложных задач включает в себя целый ряд разнообразных составляющих и в соответствии с этим предполагает для своего решения использование системного подхода.
Дальнейшее эволюционирование всех звеньев, входящих в транспортную инфраструктуру, будет требовать основательных затрат, как материальных, так и интеллектуальных. В ближайшей перспективе также следует более обстоятельно присмотреться к административно-правовым процессам и процедурам, которые регулируют и обеспечивают транспортную безопасность не только транспортных средств, но и всей транспортной инфраструктуры в целом, поскольку ее объекты расположены на значительных территориях и тем самым затрудняют деятельность по совершенствованию антитеррористической безопасности на них.
Стратегия борьбы в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспорта должна состоять не только из силовых мер противодействия. Предотвращение рассматриваемой преступности должно представлять собой деятельность по недопущению террористических угроз на транспорте. Борьба с терроризмом на объектах транспорта не должна вестись только в ходе реагирования на уже совершенные террористические атаки.
Возникающие сложности в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспорта требуют переосмысления данного явления на основе системного подхода, предполагающего проведение всестороннего исследования правовых моделей по противодействию ему. Разрешение большинства имеющихся проблем в сфере обеспечения антитеррористической безопасности на объектах транспорта может выражаться не только в их современном техническом оснащении, но и в адекватном упреждающем подходе к организации форм и методов противодействия рассматриваемому феномену.
Проведенное исследование является свидетельством того, что перед всеми группами транспортных объектов стоит одна и та же важнейшая задача - выработка мероприятий по обеспечению антитеррористической безопасности, в том числе разработка нормативных актов и последующее совершенствование нормативно-правового регулирования деятельности, связанной с антитеррористической защищенностью транспорта.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бирник И. М. Повышение профессионального потенциала спецназа и авиации МВД России // Профессионал. 2016. № 1. С. 13-16.
2. Зырянов С. М., Кузнецов В. И. Транспортная безопасность и система субъектов ее обеспечения // Журнал российского права. 2012. № 12 (192). С. 5-12.
3. Капитонова Е. А., Романовский Г. Б. Современный терроризм. - М., Юрлитинформ, 2015. - 216 с.
4. Кобец П. Н. Анализ природы терроризма и его детерминирующих факторов в условиях середины второго десятилетия XXI столетия // Полицейская деятельность. 2016. № 6. С. 596-602. DOI : 10.7256/2222-1964.2016.6.21353
5. Кобец П. Н. Некоторые современные тенденции, связанные с проявлением терроризма: природа и причинный комплекс // Российский следователь. 2017. № 18. С. 53-56.
6. Кобец П. Н. Особенности противодействия террористической преступности в крупных городах и мегаполисах // Урбанистика. 2017. № 2. С. 65-80. DOI : 10.7256/2310-8673.2017.2.22508. URL : http://e-notabene.ru/urb/article_22508.html
7. Кобец П. Н. Проблемы совершенствования антитеррористической деятельности МВД России // Вестник всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД Российской Федерации. 2016. № 4 (40). С. 13-16.
8. Кобец П. Н. Противодействие терроризму в авиационной сфере: положительный опыт и проблемы // Российский следователь. 2018. № 9. С. 53-56.
9. Костылева Е. Д. Терроризм и безопасность на транспорте // Наука и образование. 2011. № 10. С. 115-120.
10. Кравцова И. Негармоничное законодательство // Морской бизнес. 2016. № 43. С. 17-23.
11. Лебедева М. Ю., Михеев В. Л., Пиджаков А. Ю. Нормативно-правовое регулирование транспортной безопасности в Российской Федерации // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2011. № 170. С. 60-65.
12. Лебедева М. Ю., Пиджаков А. Ю. Дефиниция «транспортная безопасность» // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 196. С. 67-71.
13. Некишев В. Л., Некишев А. В. О некоторых проблемах противодействия технологическому терроризму на транспорте // Транспортное право. 2006. № 4. С. 46-48.
14. Степкин Р. М., Карагодин А. В., Капустина И. Ю. Некоторые аспекты профилактики терроризма как угрозы авиационной безопасности // Наука и образование: хозяйство и экономика;
предпринимательство; право и управление. 2018. № 3 (94). С. 113-117.
15. Сухомлинов А. В. Политика обеспечения транспортной безопасности и противодействия терроризму в России (на материалах железнодорожного транспорта) : автореф. дис. ... канд. полит. наук. - М., 2012. - 24 с.
16. Таова Л. Ю. Терроризм на транспорте как угроза современному обществу // Теория и практика общественного развития. 2014. № 12. С. 156-158.
17. Угроватова Е. В. Транспортная безопасность как элемент национальной безопасности // Высокие интеллектуальные технологии в науке и образовании : сборник материалов I Международной науч.-практ. конференции. 2017. С. 63-67.
REFERENCES
1. Birnik I. M. Professional (Professional), 2016, No. 1, pp. 13-16.
2. Zyryanov S. M., Kuznetsov V. I. Zhurnalrossi-jskogo prava (Journal of Russian Law), 2012, No. 12 (192), pp. 5-12.
3. Kapitonova E. А., Romanovskij G. B. Sovre-mennyj terrorizm (Modern terrorism), Moscow:Yurlit-inform, 2015, 216 p.
4. Kobets P. N. Politsejskaya deyatel'nost' (Police activity), 2016, No. 6, pp. 596-602. DOI : 10.7256/2222-1964.2016.6.21353
5. Kobets P. N. Rossijskij sledovatel' (Russian investigator), 2017, No. 18, pp. 53-56.
6. Kobets P. N. Urbanistika (Urban studies), 2017, No. 2, pp. 65-80. DOI : 10.7256/23108673.2017.2.22508. available at: http://e-notabene. ru/urb/article_22508.html
7. Kobets P. N. Vestnik vserossijskogo instituta povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov MVD Rossijskoj Federatsii (Bulletin of the All-Russian Institute for Advanced Studies of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation), 2016, No. 4 (40), pp. 13-16.
8. Kobets P. N. Rossijskij sledovatel' (Russian investigator), 2018, No. 9, pp. 53-56.
9. Kostyleva E. D. Nauka iobrazovanie (Science and education), 2011, No. 10, pp. 115-120.
10. Kravtsova I. Morskoj biznes (Maritime business), 2016, No. 43, pp. 17-23.
11. Lebedeva M. Yu., Mikheev V. L., Pidzhakov А. Yu. Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvenno-go tekhnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviatsii (Scientific Bulletin of Moscow State Technical University of Civil Aviation), 2011, No. 170, pp. 60-65.
12. Lebedeva M. Yu., Pidzhakov А. Yu. Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tekhnich-
eskogo universiteta grazhdanskoj aviatsii (Scientific Bulletin of Moscow State Technical University of Civil Aviation), 2013, No. 196, pp. 67-71.
13. Nekishev V. L., Nekishev А. V. Transportnoe pravo (Transport law), 2006, No. 4, pp. 46-48.
14. Stepkin R. M., Karagodin А. V., Kapustina I. Yu. Nauka i obrazovanie: khozyajstvo i ehkonomi-ka; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie (Science and education: economy and economics; entrepre-neurship; law and administration), 2018, No. 3 (94), pp. 113-117.
15. Sukhomlinov А. V. Politika obespecheniya transportnojbezopasnosti iprotivodejstviya terrorizmu v Rossii (na materialakh zheleznodorozhnogo transporta): avtoref. dis. ... kand. polit. nauk (The policy of ensuring transport security and countering terrorism in Russia (based on railway materials): Extended abstract of candidate's thesis), Moscow, 2012, 24 p.
16. Taova L. Yu. Teoriya i praktika obshhestven-nogo razvitiya (Theory and practice of social development), 2014, No. 12, pp. 156-158.
17. Ugrovatova E. V. Vysokie intellektual'nye tekhnologii v nauke i obrazovanii: sbornik materialov I Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferentsii (High intellectual technologies in science and education: Proceeding of the 1nd International Scientific and Practical Conferences), 2017, pp. 63-67.
Рукопись поступила в редакцию 23.10.2019, принята к публикации 26.12.2019.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Петр Николаевич Кобец, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научной информации, подготовки научных кадров и обеспечения деятельности научных советов центра организационного обеспечения научной деятельности федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1).
ORCID ID: 0000-0001-6527-3788 E-mail: [email protected] Tel.: 8 (495) 629-35-75
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Peter N. Kobets, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher, Department of Scientific Information, Training of Scientific Personnel and Support of the Scientific Councils of the Center for Organizational Support of Scientific Activities, National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation). ORCID ID: 0000-0001-6527-3788 E-mail: [email protected] Tel.: 8 (495) 629-35-75