УДК 343.9 П. Н. Кобец
ВНИИ МВД России
Особенности феномена биотерроризма в условиях XXI столетия и меры противодействия
АННОТАЦИЯ. Введение. Актуальность рассматриваемой проблематики обусловлена тем, что с начала 20-х годов XXI столетия мировое сообщество стала волновать проблема возможного использования биологических технологий при совершении террористических атак.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основе всестороннего анализа и исследования проблемных вопросов, возникающих в сфере борьбы с биологическим терроризмом, разработать комплекс основных направлений противодействия этому явлению.
Методология и результаты. Методологическую основу исследования составили различные общенаучные приемы познания, при помощи которых автором анализировались факты, события, современные источники литературы, содержащие сведения о биологическом терроризме. Новизна исследования состоит в анализе механизмов функционирования феномена современного биологического терроризма и предложенном комплексе мер по противодействию ему. Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования полученных выводов и результатов для дальнейшего совершенствования деятельности в сфере борьбы с биологическим терроризмом.
Выводы. Обозначенная актуальность темы побудила автора сфокусировать свое внимание на изучении современных особенностей биотерроризма в целях выработки адекватного подхода к противодействию самому опасному виду террористических угроз. В процессе исследования автор приходит к выводу, что только комплексное решение вопросов обеспечения биологической безопасности нашего государства будет способствовать снижению возможности использования биологических поражающих агентов на территории нашей страны. Предложенная в работе комплексная стратегия мер борьбы с биотерроризмом позволит эффективнее противодействовать распространению незаконных биологически опасных агентов и технологий их изготовления.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: биооружие, биотерроризм, молекулярная биология, поражающие агенты, генная инженерия, пандемия, борьба с преступностью, законность, эпидемиология, биомедицина, биотехнология.
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кобец П. Н. Особенности феномена биотерроризма в условиях XXI столетия и меры противодействия // Научный портал МВД России. 2021. № 1 (53). С. 25-33.
P. N. Kobets
NRI of the Ministry of Interior of the Russian
Features of the phenomenon of bioterrorism in the XXI century and counteraction measures
ABSTRACT. Introduction. The relevance of this issue is due to the fact that in the early 20s of the XXI century, there was a period of human development when almost the entire world community began to worry about the possible use of biological technologies in the Commission of terrorist attacks.
The purpose of the study is to develop a set of main directions for countering biological terrorism in the third decade of the XXI century on the basis of a comprehensive and comprehensive analysis and research of problematic issues arising in the fight against biological terrorism.
Methodology and results. The methodological basis of the research was made up of various General scientific methods of cognition, with the help of which the author analyzed facts, events, and modern literature sources containing information about biological terrorism. The novelty of the research consists in the analysis of the mechanisms of functioning of the phenomenon of modern biological terrorism and the proposed set of measures to counter it. The practical significance of this work is the possibility of using the obtained conclusions and results for further improvement of activities in the field of combating biological terrorism.
Conclusions. This urgency prompted the author to focus on the study of modern features of bioterrorism in order to develop an adequate approach to countering the most dangerous type of terrorist threats. In the course of the research, the author comes to the conclusion that only a comprehensive solution to the issues of ensuring the biological security of our state will help reduce the desire of bioterrorist groups to use biological destructive agents on the territory of our country. The comprehensive strategy of measures to combat bioterrorism proposed in this paper will make it possible to more effectively counteract the spread of illegal biologically dangerous agents and technologies for their production.
KEYWORDS: bioweapons, bioterrorism, molecular biology, infectious agents, genetic engineering, pandemic, crime control, law enforcement, epidemiology, biomedicine, biotechnology.
FOR CITATION: Kobets P. N. Features of the phenomenon of bioterrorism in the XXI century and counteraction measures // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2021. № 1 (53). P. 25-33 (in Russ.).
Сегодня одной из важнейших угроз в мире является терроризм [6, с. 55]. В понимании большинства населения планеты акты проявления терроризма ассоциируются с террористическими атаками, которые привели к массовой гибели людей в результате подрывов взрывных устройств на различных объектах транспорта, в его инфраструктуре, а также в местах иного массового скопления людей [8, с. 101]. Однако значительно более опасными по степени возникающих последствий могут быть террористические атаки, совершенные с использованием биологического оружия, компонентами которого являются высокопатогенные микроорганизмы и различные токсины, продуцируемые биологическими системами.
Как отмечают ряд отечественных экспертов, биологические атаки террористов могут «поставить на колени» любое государство. И поэтому следует очень серьезно относиться к проблематике биотерроризма, поскольку в новом тысячелетии возможны многочисленные попытки применения биологического оружия в террористических целях [11, с. 71]. По многочисленным экспертным оценкам, возможность угроз совершения террористических атак с применением патологических биологических агентов чрезвычайно высока [13, с. 101]. Отечественные специалисты в рассматриваемой области в последнее время также в немалой степени озабочены нарастающей угрозой биологических террористических атак, при совершении которых могут применяться возбудители опасных инфекций бактериального, вирусного и риккетсиозного характера [12, с. 37].
В отчете Проекта 2020 Нацсовета по разведке Соединенных Штатов Америки (далее - США) есть раздел «Расползание опасности», где говорится о том, что террористические организации очень заинтересованы в получении оружия массового поражения для совершения крупного террористического акта. Но особую тревогу у авторов этого отчета вызывают опасения относительно возможного получения террористами боевого биологического вещества [14, с. 79].
Угроза, связанная с использованием биологического оружия террористами, очень велика, поскольку, по экспертным оценкам, в настоящее время готовое либо находящееся на заключительном этапе разработки биологическое оружие имеют 17 государств. Кроме того, приблизительные подсчеты показывают, что в 67 государствах находятся 453 коллекции штаммов, принадлежащих различным организациям. А в целом в мире имеется более 1 тыс. банков микроорганизмов [9, с. 392].
По утверждению специалистов, биологическая
антитеррористическая защищенность - чрезвычайна важный вопрос для нашего государства, поскольку мировое сообщество вступило в одну из новых своих стадий, в которой все большая роль отводится искусственному, биологическому и социальному отбору [1, с. 16]. Среди самых уязвимых участков возможных актов биологического терроризма российскими экспертами называются объекты транспортной инфраструктуры, торговли, спортивные и развлекательные центры, а также иные места массового скопления людей [10, с. 16]. Обладая высокой мобильностью и поражающими возможностями (пандемия распространяется от места поражения очень быстро и на значительное расстояние), биологическое оружие превосходит другие виды вооружения по разрушительной способности. В частности, по оценке ряда правительственных учреждений США, несколько сотен фунтов спор вируса БаеШив эп^гаав, выпущенных в атмосфере г. Вашингтона, в течение одних суток могут повлечь заболеваемость и смерть от одной тысячи до одного миллиона человек [5, с. 26].
Проведенный опрос российского населения сотрудниками Финансового университета при Правительстве Российской Федерации относительно анализа степени информированности граждан об опасности использования биологического оружия террористами показал: 76,7 % опрошенных полагают, что для граждан нашей страны существует реальная угроза возникновения биологического терроризма на территории государства; 93 % опрошенных уверены в том, что биооружие представляет собой самое опасное средство, которое может применяться террористами; 94,2 % респондентов не сомневаются, что в недалеком будущем биооружие может быть усовершенствовано и стать еще более опасным; 90,7 % опрошенных воспринимают угрозы биологического терроризма на мировом уровне как вероятно опасные. При этом для своих населенных пунктов угрозы биологического терроризма воспринимают возможно опасными 59,3 % респондентов. Так считает в основном население сверхкрупных городов-милли-онников - Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Екатеринбурга, Краснодара, Челябинска. Остальные респонденты, которые имеют противоположное мнение и высказались по данному вопросу отрицательно, как правило, проживают в небольших городах. Важно также подчеркнуть, что 89,5 % из числа опрошенных считают проблему биотерроризма государственно значимой [2, с. 498].
Российские военные эксперты полагают, что в настоящее время ряд стран открыто поддерживают террористические группы и организации (их
называют «умеренная оппозиция»). Представителей этих организаций обучают, снабжают современным вооружением, и поэтому не следует исключать обстоятельства, при которых террористы смогут получить не только технологии и оборудование для производства биологического оружия, но и само оружие. В частности, в СМИ неоднократно упоминалось, что у боевиков террористических организаций было найдено биологическое оружие в Королевстве Марокко в 2016 г. [4, с. 28].
Зону распространения биологического оружия сложнее контролировать, поскольку компоненты этого вида оружия являются живыми, быстро размножающимися организмами. Латентный период использования такого оружия может быть длительным. Последствия ущерба от его применения также намного сложнее компенсировать. Если сравнивать биологическое оружие с другими средствами массового поражения, то важнейшим его отличием является замедленное действие. Именно поэтому биотеррористическую атаку на ранней стадии ошибочно можно принять за вспышку естественных инфекционных заболеваний, которая повлечет за собой массовые жертвы. Неожиданность биотеррористической атаки по времени, неизвестность используемых поражающих агентов, а также серьезные последствия позволяют говорить о проблематике предупреждения биотерроризма как об одной из наиболее значимых. Совершенно очевидно, что поражающий эффект от использования биологических агентов в значительной степени может превзойти последствия ядерной террористической атаки [15, с. 28].
Проведенный анализ показывает, что возможным итогом террористических атак с использованием биологического оружия могут стать политические, экономические, социальные, медицинские и военные последствия [16, с. 5]. Кратко охарактеризуем каждое из них. Так, в частности, из-за акта биотерроризма может возникнуть политическая нестабильность в стране вследствие подрыва авторитета легитимной государственной власти, дезорганизация функционирования государственного механизма, рост протестной активности населения. В экономической сфере подобная террористическая атака будет проявляться в значительном сокращении числа трудоспособных лиц и, как следствие, снижении объема производства. Социальные последствия выльются в массовую панику, социальные конфликты, волнения, рост экстремистских проявлений, бурную массовую внутреннюю миграцию. В медицинской сфере атака биотеррористов вызовет высокую заболеваемость и смертность людей и животных, а так-
же значительные нарушения в функционировании государственной системы здравоохранения. В вооруженных силах снизится боеготовность и соответственно боеспособность.
К основным факторам, способствующим возникновению особого интереса террористических организаций к биологическому оружию, необходимо отнести следующие: исключительные поражающие свойства биологических компонентов, из которых состоит биооружие; сверхвысокую степень устрашающих эффектов и степень воздействия как на власть, так и в целом на население при использовании биооружия; в отличие от других видов оружия более легкую доставку биоагентов в сравнении с другими видами массовых поражающих веществ к местам предполагаемых террористических атак и простоту их использования; возможность одновременного совместного использования нескольких биоагентов; объективную допустимость изготовления совершенного вида биооружия вследствие развития биоинженерии и увеличения числа специалистов-биотехнологов; слабо контролируемые генно-инженерные практики, а также процессы клонирования; возможность незаметно для окружающих применить биооружие, а также замаскированность биотеррористических атак под естественные эпидемии; массовые жертвы за непродолжительный период; возможность гибкого выбора цели террористического акта; поражающий эффект, сравнимый с применением ядерного оружия.
Фундамент эффективного противодействия биотерроризму обеспечивается правовыми основами деятельности субъектов международно-правовых отношений в рассматриваемой сфере. Сегодня в рамках системы ООН разработано 16 универсальных соглашений (13 соглашений и 3 протокола), которые направлены против действий международных террористов и касаются отдельных видов проявлений терроризма. Вместе с тем пока что нет специального международного правового акта, регулирующего противодействие биотерроризму.
Один из первых международных договоров о разоружении, запрещающий производство целого класса вооружений, был подготовлен в рамках Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (далее - КБТО), одобренной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1971 г., открытой для подписания 10 апреля 1972 г. и вступившей в силу 26 марта 1976 г.1 Данный
1 См.: Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологиче-
нормативный правовой акт является бессрочным, он был подписан в результате долголетних усилий всего мирового сообщества, стремившегося создать правовую базу, дополняющую собой международное соглашение о запрещении использования химического и биологического оружия, так называемый Женевский протокол 1925 г. о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств, подписанный представителями 37 стран в г. Женеве 17 июня 1925 г. и вступивший в силу 8 февраля 1928 г.2 Участниками КБТО являются 179 государств, обязавшихся не только не заниматься деятельностью по разработке биооружия, но и не накапливать его.
При этом важно отметить, что данной Конвенцией не предусмотрена специальная международная организация, которая бы контролировала исполнение положений КБТО, что в результате осложняет возможность повышения эффективности учрежденного данной Конвенцией механизма предотвращения распространения биооружия. В данных обстоятельствах возникает неизбежная потребность в создании организации международного уровня, которая бы осуществляла контроль за исполнением позиций, изложенных в КБТО3. Созданная организация в числе прочего должна быть наделена функцией контроля за выполнением норм, изложенных в Женевском протоколе 1925 г. относительно биооружия, равно как и контроля за исполнением последующих конвенций в сфере противодействия биотерроризму.
Кроме обозначенных выше, КБТО обладает еще рядом проблемных моментов, в частности в соответствии с положениями, изложенными в КБТО, невозможно осуществлять контроль за биооружием в коммерческих структурах, где сегодня активно разрабатываются различные новейшие биотехнологии. Осуществление подобного контроля разрешено только на оборонных и государственных предприятиях, финансируемых из госбюджета. И наконец, в КБТО отсутствуют запреты, связанные с применением активно разрабатываемого биооружия нового
ского) и токсинного оружия и об их уничтожении: одобрена резолюцией 2826 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 16 дек. 1971 г. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&base=INT&n=15398#08233666658021288 (дата обращения : 23.09.2020).
2 См.: Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств от 17 июня 1925 г. URL : https://www.icrc.org/ ru/doc/resources/documents/misc/protocol-gases-170625.htm (дата обращения : 23.09.2020).
3 См.: Резолюция 1540 (2004) Совета Безопасности Ор-
ганизации Объединенных Наций. URL : https://www.un.org/
disarmament/ru/wmd (дата обращения : 23.09.2020).
поколения, среди разновидностей которого присутствует в том числе и генетическое оружие.
Поскольку в условиях начала третьего десятилетия XXI тысячелетия мировым сообществом вполне осознана угроза реальности применения биологических террористических атак, большинство экономически развитых государств проводит интенсивную работу по предупреждению биологического терроризма. Так, например, Японией принята Доктрина комплексной безопасности. В Европейском Союзе ведется общеевропейское консультирование, связанное с выработкой эффективных мер в целях минимизации возможных рисков опасных биоматериалов. А также там принят план борьбы с биологическим терроризмом под названием «Зелёная книга по биоготовности и безопасному питанию» [18, с. 198]. В США усовершенствование защиты от биологических террористических угроз осуществляется по многим направлениям. Важнейшим направлением борьбы с биотерроризмом в США в настоящее время является разработка интеллектуальных систем немедленного реагирования на биологические террористические атаки [3, с. 182].
Исследование законодательных основ зарубежных стран в сфере биологической безопасности позволяет утверждать, что законодательство в этих странах, в отличие от отечественного, интенсивно развивается [17, с. 352]. Так, например, в соответствии с § 177 «а» Общей части Уголовного кодекса Австрии «Производство и распространение оружия массового уничтожения» устанавливается уголовная ответственность вплоть до пожизненного лишения свободы за создание, приобретение, передачу другим лицам биологических боевых средств, которые обладают свойствами массового поражения4. В Уголовном кодексе Франции в разделе II «О терроризме», главе IV «Особые положения» имеется ст. 421-2 (в редакции закона от 22 июля 1996 г. № 96-647), где утверждается, что акт терроризма образуется, если он был намеренно связан с какой-то операцией, имеющей цель существенного нарушения общественного порядка посредством распространения веществ, способных поставить в опасность здоровье людей и животных либо природную среду5. Статьей 160 Книги II Раздела V Уголовного кодекса Испании «Использование генной инженерии для производства биологического оружия или оружия массового поражения»
4 См.: Уголовный кодекс Австрии / пер. и предисл. А. В. Серебренникова. М. : Зерцало-М, 2001.
5 См.: Новый Уголовный кодекс Франции : принят 22 июля 1992 г. / пер. и послесл. Н. Е. Крыловой. М. : Юрид. колледж МГУ, 1993.
за данное преступление предусмотрено лишение свободы сроком от трех до семи лет6.
Анализ регламентации ответственности за совершение противоправных деяний, связанных с применением биологических технологий, в зарубежном уголовном законодательстве приводит к выводу о необходимости учета и апробирования зарубежных уголовно-правовых решений в рассматриваемой сфере при совершенствовании отечественного уголовного закона в тех частях, которые относятся к регламентации уголовного наказания за совершение преступлений, сопряженных с применением биологических технологий.
Анализ различных источников и специальной литературы, а также иной научной базы по рассматриваемой проблематике позволил автору предложить комплекс мер по противодействию биологическому терроризму.
Недопущение биологических террористических атак вследствие их исключительной опасности должно стать одним из приоритетных направлений как внутригосударственного противодействия биологическому терроризму, так и международного сотрудничества в рассматриваемой области.
Принимая во внимание наличие в мире большого круга субъектов (международных организаций, межгосударственных объединений, отдельных стран и их правоохранительных органов), занимающихся международным сотрудничеством в области противодействия биологическому терроризму, возникает необходимость создания структуры, обладающей организационными, информационными и аналитическими функциями, которая бы координировала международную деятельность по борьбе с биотерроризмом. Подобную структуру в виде отдела либо центра после тщательной проработки данного вопроса возможно было бы создать в рамках Контртеррористического управления при ООН (КТУ ООН), Управления по наркотикам и преступности (УПН ООН) либо Интерпола.
В международном плане в противодействии биотерроризму большое значение имеет обмен различной информацией о планируемых террористических атаках. Реализация данной линии работы позволит получить положительный результат при условии задействования в этом направлении широкого круга субъектов по выявлению случаев угроз биотеррористов из числа не только сотрудников правоохранительных служб, но и таможенных органов, организаций здравоохранения, административного надзора и др.
Сегодня можно говорить о значительной потребности увеличения различных мер противодействия биотерроризму и совершенствования антитеррористической безопасности в рассматриваемой области. В этих целях важно не только выделять различные дополнительные ресурсы, но и продолжать развивать правовую основу борьбы с биотерроризмом, совершенствуя не только международную, но и внутригосударственную нормативно-правовую базу.
Такая работа должна проводиться с учетом современных данных о способах изготовления биологического оружия и возможностях быстрого реагирования на его незаконное применение. Пожалуй, это одна из приоритетных задач для всех стран, разрабатывающих биотехнологии. Аналитическая работа по изучению современных угроз биотерроризма может позволить сконцентрироваться на самых важных мерах борьбы с ним, в том числе усовершенствовать правовые нормы современного национального и международного законодательства в рассматриваемой сфере.
В целях воспрепятствования изготовлению и применению террористскими организациями и группировками биологического оружия необходимы жесткие международные меры, обеспечивающие контроль за оборудованием и материалами, необходимыми для изготовления биологического оружия, а также нераспространение указанных технологий и материалов. Поэтому в настоящее время необходимо разрабатывать и принимать не только Конвенцию по противодействию биологическому терроризму, но и дополнительный протокол относительно незаконного использования и распространения биологических технологий к Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г.7
Важно отметить еще одну важную проблему, а именно то, что сфера международно-правового регулирования нуждается во введении единого понятия, определяющего биологический терроризм. Несмотря на достаточно богатую историю, феномен биологического терроризма до сих пор недостаточно исследован и ни один официальный документ не закрепляет определение противоправных деяний, подпадающих под акты биологического терроризма. Одной из значимых международно-правовых мер по борьбе с актами биологического терроризма и противодействию ему стало бы
6 См.: Уголовный кодекс Испании / МГУ им. М. В. Ломоносова ; под ред. Н. Ф. Кузнецовой и Ф. М. Решетникова ; пер. с исп. В. П. Зыряновой, Л. Г. Шнайдер. М. : ЗЕРЦАЛО, 1998.
7 См.: Конвенция против транснациональной организованной преступности : принята в г. Нью-Йорке 15 нояб. 2000 г. Резолюцией 55/25 на 62-м пленарном заседании 55-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН : с изм. от 15 нояб. 2000 г. иЯ1_ : https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121543/ (дата обращения : 23.09.2020).
определение биологического терроризма в международных правовых актах, что во многом способствовало бы консолидации усилий мирового сообщества, направленных на его профилактику.
Правовой основой борьбы с терроризмом в Российской Федерации является Конституция Российской Федерации, несколько международных правовых актов, в частности Конвенция по запрещению химического и бактериологического оружия, Федеральный закон «О противодействии терроризму», а также ряд других федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства и актов других федеральных органов государственной власти. Тем не менее, этого недостаточно и в настоящее время необходимо разработать и утвердить комплекс мероприятий по противодействию биотерроризму. Поэтому, помимо решения медицинских, организационных, технических и иных вопросов, связанных с противодействием биотерроризму, в первую очередь важно разработать и принять научно обоснованную Национальную стратегию в сфере обеспечения биологической безопасности Российской Федерации, которая позволит создать эффективную систему по выявлению рассматриваемых террористических угроз на этапах их планирования и подготовки, а также предупреждению возникновения биологической опасности.
Также важное значение приобретает необходимость принятия Концепции по осуществлению биологической безопасности в Российской Федерации, в которой должны быть определены основные источники биологической угрозы в стране, средства и методы осуществления биологической защиты населения, источники обеспечения биологической безопасности, комплекс юридических, организационных и технико-экономических подходов к решению рассматриваемой проблемы.
Надлежит инициировать разработку и принятие федерального закона «О биологической безопасности», который бы классифицировал различные виды биологических угроз. Он должен быть посвящен угрозам внешним, внутренним, преднамеренным и непреднамеренным, систематизированным по их социально-экономической значимости, территориальному принципу и др. Следует также инициировать разработку и принятие федерального закона «О противодействии биологическому терроризму», в котором на системной основе должны быть изложены вопросы предупреждения последнего и реагирования на угрозы биотеррористов.
Очень важно в кратчайшие сроки завершить разработку законодательной базы обеспечения биологической безопасности, не ограничиваясь
принятием федеральных законов «О противодействии биологическому терроризму» и «О биологической безопасности». В обязательном порядке требуется разработать и принять федеральные программы и провести мероприятия по осуществлению биологической безопасности государства и обеспечить их финансирование.
В отечественном, так же как и в международном, законодательстве в настоящее время нормативно-правового определения рассматриваемого явления не существует, несмотря на то что многими правоведами предлагаются его разнообразные трактовки, как правило, сведенные в одно обширное понятие. По мнению автора, биологический терроризм является разновидностью терроризма и заключается в преднамеренном и скрытом применении биологических и токсических компонентов биологического оружия в целях причинения вреда либо уничтожения людских, продовольственных или сельскохозяйственных ресурсов.
Немаловажное значение в работе по противодействию биотерроризму придается уголовному праву, поскольку при помощи его специфических средств осуществляется охрана базисных общественных отношений от наиболее опасных посягательств [7, с. 35]. И этот факт вполне объясним, ведь отечественное уголовное право в российской правовой системе представляет собой одну из профилирующих отраслей. В связи с этим не обойтись без инициирования внесения в Уголовный кодекс Российской Федерации изменений, которые бы с учетом зарубежного опыта предусматривали привлечение виновных к уголовной ответственности за совершение актов биотерроризма, в том числе с использованием организмов, полученных в процессе генной инженерии. В качестве санкции за совершение преступлений, связанных с производством, разработкой, сбытом и использованием биологического оружия, в том числе и в террористических целях, должно предусматриваться наказание в виде пожизненного лишения свободы ввиду необратимости возможных последствий.
Необходимо также внести изменения в государственные программы по подготовке сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации к работе по противодействию биологическому терроризму. Они должны содержать разделы, раскрывающие основные характеристики биологического терроризма, мероприятия по противодействию атакам террористов, использующих биологическое оружие, а также особенности осуществления профилактических мер воздействия на данный вид терроризма и способы его выявления.
Экспертными группами в сфере обеспечения биологической безопасности должна проводиться оценка не только современных, но и возможных будущих угроз, а также эффективности предложенных мероприятий по их предупреждению. В том числе необходимо расширить комплекс мер государственного и международного контроля за обеспечением рабочими местами микробиологов и вирусологов, занимающихся культивированием микроорганизмов и особо опасными инфекциями, решать проблемы, связанные с трудоустройством молодых специалистов.
Следует ужесточить правила, разрешающие доступ на объекты, деятельность которых связана с биологическими агентами и токсинами, одновременно принять комплекс мер по обеспечению физической защиты данных объектов.
Очень важно разработать и реализовать мероприятия по введению национальных мер, связанных с лицензированием и экспортом, исключающих любые возможности получения биологических агентов, различных токсинов и оборудования, которое может быть использовано при совершении биологических террористических атак.
Необходимо в кратчайшие сроки приложить все усилия к созданию высокоэффективных вакцин для профилактики известных наиболее опасных инфекционных заболеваний. Проблемы защиты от эпидемиологических заболеваний и вопросы, связанные с биологическим оружием, кое в чем пересекаются, но, тем не менее, противодействие незаконному созданию последнего должно иметь определенные приоритеты и финансироваться независимо.
Весьма важно стремиться к искоренению различных эндемичных инфекций. Для этого необходимо разработать меры по мониторингу и контролю ситуации во время вспышек вирусных инфекций, приемы и способы обеспечения безопасности населения в случаях актов биотерроризма.
Важнейшую государственную проблему, связанную с обеспечением биологической безопасности страны, возможно решить только проводя целенаправленные фундаментальные и прикладные исследования. Указанные исследования должны осуществляться при достаточном и стабильном государственном финансировании и быть направлены на разработку не только лечебных и профилактических средств нового поколения, но и диагностического оборудования. Такие исследования позволят создать совершенную систему национальной биологической безопасности. Они относятся к критическому приоритету страны, так как если их не проводить, то под вопросом может оказаться само существование государства.
Ключевыми направлениями совершенство-
вания научно-исследовательской деятельности по противодействию биологическому терроризму должны стать следующие: на регулярной основе развивать государственную поддержку фундаментальных научных исследований в сфере противодействия биологическому терроризму; создавать новые и совершенствовать действующие лаборатории, занимающиеся прогнозированием ситуаций в сфере биоинженерии; продолжать разрабатывать и совершенствовать способы защиты от действующего и нового биологического оружия; разрабатывать новейшие методики для подготовки специалистов в сфере новых направлений биотехнологий; оценить отечественный потенциал в сфере противодействия биотерроризму и при необходимости провести его реструктуризацию; осуществлять регулярный мониторинг и обновление перечня биологических агентов, возможных для использования при террористической атаке; проводить исследование зарубежного опыта, связанного с моделированием ситуаций, которые могут возникнуть при совершении акта биотерроризма; осуществлять разработку эффективных лекарственных средств; проводить исследования в сфере предупреждения незаконного применения биологических материалов, их хранения, расходования, контроля; оценить эффективность функционирования автоматизированных систем обнаружения и контроля содержания в окружающей среде биологических агентов, которые могут быть использованы при террористической атаке; организовать разработку планов мероприятий в случае использования террористами биологических поражающих агентов; пересмотреть существующую оценку уязвимости биологических объектов; на уровне государства улучшить координацию, информационное и аналитическое сопровождение деятельности всех субъектов борьбы с биотерроризмом; проработать необходимость обновления действующих методик по оценке тенденций, источников и характера угроз биологического терроризма.
Эффективно противодействовать биотерроризму возможно лишь при объединении усилий разнообразных министерств и ведомств, таких как Министерство обороны, Министерство здравоохранения, Министерство внутренних дел, Российская академия наук и др. Использование накопленного данными ведомствами опыта может позволить создать национальную систему противодействия биологическому терроризму.
Поскольку вопросы обеспечения биологической безопасности нашего государства представляют сложную комплексную проблему, которая охватывает медицинские, военные, международно-правовые, экономические, экологические, со-
циальные и другие аспекты, решать их следует на комплексной основе с учетом деятельности различных министерств и ведомств. В связи с этим в целях обеспечения биологической безопасности Российской Федерации следует на регулярной основе проводить широкомасштабные комплексные учения. Результаты подобных учений позволят объективно оценить уровень взаимодействия различных структур, степень их подготовленности к возможной биологической террористической атаке, обученности, скоординированностии, а также их готовность, умение принимать совместные решения при отражении возможных террористических атак.
Также важным направлением предупредительной деятельности должна стать особая охрана научных центров, промышленных кластеров, научно-производственных объединений, которых немало в фармацевтических фирмах, поскольку используемые ими токсины в случае их хищения злоумышленниками вполне пригодны для атак биотеррористов. Работа по обеспечению физической охраны биологического материала, который может быть использован для создания биологического оружия, а также пресечение фактов его хищения являются важнейшими составляющими противодействия биотерроризму.
Еще в прошлом столетии в ведущих странах мира моделировались ситуации, связанные с по-
следствиями использования биологического оружия. В результате был сделан вывод, что страны с хорошо развитой медицинской сферой могут преодолеть последствия использования такого вида оружия. Вместе с тем современная работа по созданию новых микроорганизмов основана на биотехнологиях и генной инженерии. Подобные методы позволяют разработчикам создавать новейшие штаммы вирусов и бактерий, обладающих особой природой, с которой не справится ни человеческий иммунитет, ни современные медицинские препараты.
Возможности страны в противодействии угрозам биотерроризма определяются готовностью различных служб к обнаружению и ликвидации всевозможных инфекций не только, уровнем фундаментальных и прикладных исследований в сфере изучения молекулярно-эпидемиологических патогенов, но и наличием диагностических и профилактических средств лечения различных инфекционных заболеваний. В связи с этим, помимо системы контроля в сфере биоматериалов, которые могут быть использованы при подготовке биологического оружия, следует обладать комплексной программой противодействия актам биологического терроризма, которая бы обеспечивала в полной мере разработку и функционирование диагностических, профилактических и лечебных средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОМ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бобылов Ю. А. Новое биологическое оружие: смена парадигмы российского геополитического мышления // Национальная безопасность и геополитика России. 2005. № 3-4. С. 14-22.
2. Брейтенбюхер А. В., Хвашевская И. А., Аширба-гина Н. Л. Биологический терроризм - миф или угроза современности // Потенциал российской экономики и инновационные пути его развития : материалы международной науч.-практ. конференции студентов и аспирантов, проводимой в рамках III Международного конгресса молодых ученых по проблемам устойчивого развития, регионального форума предпринимательства «Свое дело - твой успех». 2017. С. 496-499.
3. Исследования по созданию систем интеллектуальной поддержки при биотерактах / Столяр В. П., Фесенко В. В., Захаров В. А., Правилыникова И. В. // Совершенствование гражданской обороны в Российской Федерации : материалы V науч.-практ. конференции. 2008. С. 182-183.
4. К вопросу о биотерроризме в современных условиях / Шабельников М. П., Михайлов В. Г., Комратов А. В., Макейкин Е. В., Канаев К. А. // Военно-медицинский журнал. 2018. № 1. Т. 339. С. 24-29.
5. Камалиева Л. А., Сейфетдинов М. Р. Проблемы уголовно-правового регулирования биотерроризма // Отечественная юриспруденция. 2017. № 4 (18). С. 26-27.
6. Кобец П. Н. Противодействие терроризму в авиационной сфере: положительный опыт и проблемы // Российский следователь. 2018. № 9. С. 53-56.
7. Кобец П. Н. Совершенствование антитеррористических мер безопасности на объектах транспорта // Научный портал МВД России. 2020. № 1 (49). С. 35-45.
8. Кобец П. Н. Террористические акты, совершаемые смертниками: международный опыт борьбы и современные особенности противодействия // Научный портал МВД России. 2018. № 4 (44). С. 93-101.
9. Монш Т. А. Биотерроризм как одна из террористических угроз // Проблемы совершенствования российского законодательства : сб. тезисов Всероссийской (с международным участием) науч. конференции курсантов, слушателей и студентов / под ред. Ю. В. Анохина. 2019. С. 391-392.
10. Неробеев В. Д. Реальная опасность биотерроризма в международном аспекте при проведении научных исследований двойного назначения // Новости медицины и фармации. 2014. № 15 (509). С. 14-16.
11. Новиков А. И. Россия в современном мире террора. Биологическое оружие и биотерроризм // Новые вызовы терроризма и экстремизма: формы и методы противодействия : материалы II Международной науч.-практ. конференции. 2017. С. 69-77.
12. Определение подходов к обеспечению биологической безопасности населения крупного города на примере Москвы / Безсмертный В. Е., Иванова С. М., Филатов Н. Н., Родина Л. В., Цвиль Л. А., Иванова Т. В. // Проблемы особо опасных инфекций. 2006. № 2 (92). С. 35-38.
13. Понятие биотерроризма и вероятная угроза применения биологического оружия в современных условиях / Пешикова М. В., Пешиков О. В., Шлепотина Н. М., Кра-сильникова И. В. // Молодежная среда - территория без
экстремизма и терроризма : материалы Международной науч.-практ. конференции ; отв. за вып.: Е. Б. Дворядкина, О. Т. Ергунова. 2017. С. 100-103.
14. Применение биологического оружия - реалии современного мира / Коновалов П. П., Арсентьев О. В., Буянов А. Л., Бекмурзов С. М. // Сибирское медицинское обозрение. 2015. № 4 (94). С. 79-84.
15. Проблемы противодействия биологическому терроризму на современном этапе / Онищенко Г. Г., Топорков А. В., Липницкий А. В., Викторов Д. В. // Инфекционные болезни. Новости. Мнения. Обучение. 2016. № 1 (14). С. 24-31.
16. Симонова Е. А. Международно-правовые аспекты борьбы с биотерроризмом : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2007. - 25 с.
17. Трусов А. И., Ефимов А. А., Губарева Т. И. Регламентация использования биотехнологий в зарубежном законодательстве // Образование и наука в современных условиях. 2015. № 3. С. 350-353.
18. Фесенко В. В., Столяр П. В. Обоснование необходимости проведения комплексных межведомственных учений по противодействию биотерроризму // Совершенствование гражданской обороны Российской Федерации : материалы V науч.-практ. конференции. 2008. С. 197-198.
REFERENCES
1. Bobylov Yu. А. Natsional'naya bezopasnost' i geopoli-tika Rossii (National security and geopolitics of Russia), 2005, No. 3-4, pp. 14-22.
2. Brejtenbyukher А. V., Khvashevskaya I. А., Аshirbagina N. L. Potentsial rossijskoj ehkonomiki i innovat-sionnye puti ego razvitiya : materialy mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferentsii studentov i aspirantov, provodimoj v ram-kakh III mezhdunarodnogo kongressa molodykh uchenykh po problemam ustojchivogo razvitiya, regional'nogo foruma predprinimatel'stva «Svoe delo - tvoj uspekh» (The potential of the Russian economy and innovative ways of its development: materials of the International Scientific and Practical Conference of Students and Postgraduates, held within the framework of the III International Congress of Young Scientists on Sustainable Development, the Regional Entrepreneurship Forum "Your Business is Your Success"), 2017, pp. 496-499.
3. Stolyar V. P., Fesenko V. V., Zakharov V. А., Pravilyniko-va I. V. Sovershenstvovanie grazhdanskojoborony vRossijskoj federatsii: materialy V nauch.-prakt. konferentsii (Improving civil defense in the Russian Federation: materials of the V Scientific and Practical Conference), 2008, pp. 182-183.
4. Shabel'nikov M. P., Mikhajlov V. G., Komratov А. V., Makejkin E. V., Kanaev K. А. Voenno-meditsinskijzhurnal (Military Medical Journal), 2018, No. 1, vol. 339, pp. 24-29.
5. Kamalieva L. А., Sejfetdinov M. R. Otechestvennaya yuris-prudentsiya (Domestic jurisprudence), 2017, No. 4 (18), pp. 26-27.
6. Kobets P. N. Rossijskijsledovatel (Russian investigator), 2018, No. 9, pp. 53-56.
7. Kobets P. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2020, No. 1 (49), pp. 35-45.
8. Kobets P. N. Nauchnyj portal MVD Rossii (Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia), 2018, No. 4 (44), pp. 93-101.
9. Monsh T. А. Problemy sovershenstvovaniya rossi-jskogo zakonodatel'stva : sb. tezisov Vserossijskoj (s mezhdun-arodnym uchastiem) nauch. konferentsii kursantov, slushatelej i studentov (Problems of improving Russian legislation: Problems of improving Russian legislation: a collection of theses of the All-Russian (with International participation) Scientific Conferences of cadets, listeners and students), 2019, pp. 391-392.
10. Nerobeev V. D. Novosti meditsiny i farmatsii (Medicine and Pharmacy News), 2014, No. 15 (509), pp. 14-16.
11. Novikov А. I. Novye vyzovy terrorizma i ehkstremizma: formy i metody protivodejstviya : materialy II Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferentsii (New Challenges of Terrorism and Extremism: Forms and Methods of Counteraction: Materials of the II International Scientific and Practical Conference), 2017, pp. 69-77.
12. Bezsmertnyj V. E., Ivanova S. M., Filatov N. N., Rodina L. V., Tsvil L. А., Ivanova T. V. Problemy osobo opasnykh infekt-sij (Problems of especially dangerous infections), 2006, No. 2 (92), pp. 35-38.
13. Peshikova M. V., Peshikov O. V., Shlepotina N. M., Krasil'nikova I. V. Molodezhnaya sreda - territoriya bez ehkstremizma i terrorizma : materialy Mezhdunarodnoj nauch.-prakt. konferentsii (Youth Environment - Territory Free of Extremism and Terrorism: Materials of the International Scientific and Practical Conference), 2017, pp. 100-103.
14. Konovalov P. P., Arsent'ev O. V., Buyanov А. L., Bek-murzov S. M. Sibirskoe meditsinskoe obozrenie (Siberian Medical Review), 2015, No. 4 (94), pp. 79-84.
15. Onishhenko G. G., Toporkov A. V., Lipnitskij A. V., Vik-torov D. V. Infektsionnye bolezni. Novosti. Mneniya. Obuchenie (Infectious diseases. News. Opinions. Training), 2016, No. 1 (14), pp. 24-31.
16. Simonova E. A. Mezhdunarodno-pravovye aspekty bor'by s bioterrorizmom : avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk (International legal aspects of combating bioterrorism: Extended abstract of candidate's thesis), Moscow, 2007, 25 p.
17. Trusov A. I., Efimov A. A., Gubareva T. I. Obrazovanie i nauka v sovremennykh usloviyakh (Education and science in modern conditions), 2015, No. 3, pp. 350-353.
18. Fesenko V. V., Stolyar P. V. Sovershenstvovanie grazhdanskoj oborony Rossijskoj Federatsii : materialy V nauch.-prakt. konferentsii (Improving the Civil Defense of the Russian Federation: Materials of the V Scientific and Practical Conference), 2008, pp. 197-198.
Рукопись поступила в редакцию 10.10.2020, принята к публикации 15.02.2021.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Петр Николаевич Кобец, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научной информации, подготовки научных кадров и обеспечения деятельности научных советов Центра организационного обеспечения научной деятельности федерального государственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)
ORCID ID: 0000-0001-6527-3788.
E-mail: [email protected]
Tел.: 8 (495) 214-23-75
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Peter N. Kobets, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Department of scientific information, training of scientific personnel and ensuring the activities of scientific councils Of the center for organizational support of scientific activities of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation)
ORCID ID: 0000-0001-6527-3788
E-mail: [email protected]
Tel.: 8 (495) 214-23-75