Особенности противодействия террористической преступности в крупных городах и мегаполисах
Кобец Петр Николаевич
доктор юридических наук
главный научный сотрудник, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России (ФГКУ
«ВНИИ МВД России»)
117546, Россия, г. Москва, ул. Мздынская, 5, корп. 4
Kobets Petr Nikolaevich
Doctor of Law
Senior Research Fellow at the Al-Russian Research Institute of the Mnistry of Internal Affairs 117546, Russia, Moscow, ul. Medynskaya, 5, building 4, 129
Статья из рубрики "Закон и порядок "
Аннотация. Предмет исследования составляют криминологические, социологические правовые и статистические характеристики террористической преступности в крупных городах и мегаполисах, а также деятельность по ее предупреждению. В этих целях автор попытался осветить комплекс криминологических проблем теоретического характера, связанных с функционированием и совершенствованием системы предупреждения преступности террористического характера в крупных городах и мегаполисах. Для возможной дальнейшей выработки научно обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование уголовной и социальной политики минимизации последствий террористической преступности. В процессе подготовки публикации использовалась совокупность таких общенаучных методов исследования как сравнение, анализ, синтез, а также формально-логический, сравнительно-правовой и другие частнонаучные методы включая: статистический метод, метод конкретно-социологических исследований (при изучении уголовных дел), истерический. Освещая особенности противодействия городскому терроризму, автор охарактеризовал общественную опасность рассматриваемого явления. Раскрыл правовую основу рассматриваемого феномена. Упомянул об организационных основах противодействия терроризму. Вкратце упомянул о проблемах толкования права и правоприменения в сфере противодействия терроризму. Поднял вопрос о необходимости пересмотра и корректировки основных дефиниций, характеризующих городской терроризм, предложив собственное определение городского терроризма. Также автором дана оценка современных террористических угроз в крупах городах и мегаполисах, способов, средств и последствий совершения террористических атак. Исследована мотивация городского терроризма. Рассмотрены особенности стратегии и тактики городских террористов. Затронуты аспекты важной проблемы, связанной с вербовкой граждан в террористические организации. Автор приходит к выводу, что в условиях городской среды, терроризм становится более сложным, многоликим и трудно прогнозируемым явлением. Анализируя существующую систему предупреждения терроризма в городах, автор отмечает о необходимости стремиться к созданию еще более эффективно функционирующей системы противодействии городскому терроризму. Научная новизна исследования определяется системным анализом городского терроризма. Новизной отличается также и полученная в результате исследования новая информация, представляющая интерес для дальнейшего развития научных изысканий и
совершенствования противодействия террористической преступности в крупных городах и мегаполисах.
Ключевые слова: крупный город, мегаполис, защита населения, обеспечение безопасности, содействие населения, предупреждение преступности, противодействие терроризму, террористическая угроза, взрывное устройство, террористическая тактика
DOI: 10.7256/2310-8673.2017.2.22508
Дата направления в редакцию: 07-04-2017
Дата публикации:
Abstract. The subject of this research is the criminological, sociological, legal and statistical characteristics of terrorist crime in the large cities and metropolitan areas, as well as the activities aimed at its prevention. For this purpose, the author attempts to highlight the complex criminological issues of theoretical nature related to the functioning and improvement of the system for preventing crime of terrorist nature in major cities and metropolitan areas for possible further elaboration of the scientifically substantiated recommendations aimed at improving the criminal and social policy for minimizing the consequences of terrorist crime. Covering the peculiarities of counteracting urban terrorism, the author describes social danger of the examined phenomenon, reveals its legislative base, as well as mentiones the organizational framework of counter-terrorism. A brief reference to the problems of interpretation of law and law enforcement in the field of counteracting terrorism is provided. The article also raises a question about the need for revising and correcting the main definitions that characterize urban terrorism, offering an original definition of urban terrorism. The author gives assessment to the current terrorist threats in the large cities and metropolitan areas, ways, means, and consequences of terrorist attack. Motivation of urban terrorism alongside the specificities of strategy of the urban terrorists are being examined. The aspects of such important issue as recruiting of civilians into the terrorist organizations are being touched upon. The author comes concludes that in terms of the urban environment, terrorism has become more complex, diverse, and difficult to predict. Analyzing the existing system of terrorism prevention in the cities, the author notes the need for establishing the more efficient system for counteracting the urban terrorism. Scientific novelty of the research is defined by the system analysis of urban terrorism.
Keywords: counteracting terrorism, crime prevention, support of population, ensuring security, protection of population, metropolitan area, large city, terrorist threat, explosive device, terrorist strategy
Сегодня терроризм становится все более кровавым, циничным и многоликим. Постоянно растет число стран и народов, подвергшихся террористическим атакам и испытавших на себе их страшные последствия. Терроризм признан мировым сообществом в качестве глобальной угрозы человечеству. За последние 10 лет в мире совершено более 100 тысяч террористических актов, их жертвами стали люди самых разных национальностей и вероисповедания. Объединенных Наций терроризм приравнен к таким глобальным угрозам как войны, внутригосударственное насилие, организованная преступность, нищета-Ш.
Возрастающий в последнее время социально-политический эффект терактов, побуждает
их организаторов и исполнителей увеличивать их масштабы, расширять географию, усиливать изощренность теоретических действий. Террористические акты в начале нового тысячелетия в России, США, Великобритании, Испании, Турции, Франции, в странах Ближнего и Среднего Востока, Африки повлекли многочисленные жертвы и огромный материальный ущерб. От рук террористических группировок только в 2014 году погибло свыше 32 тысяч человек из 67 стран мира-2!. Основные тенденции современного терроризма, а по сути его универсальные для всего нынешнего мира угрозы описывает
Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации-3!. Согласно социологического опроса в сентябре 2014 г. главными источниками террористической
угрозы россияне считают США и исламистов [4].
Исследованию феномена терроризма на международном и внутригосударственном уровнях посвящено множество работ представителей различных отраслей научного знания - и прежде всего политологов, социологов, юристов, то городской терроризм изучен недостаточно. Насчитывается не так уж много исследований, напрямую посвященных данной проблеме, и в основном они носят обзорный характер. Между тем террористические акты зачастую совершаются именно в городах, и, в частности, в мегаполисах. Это объясняется тем, что в них высокая плотность населения, а значит, совершение террористического акта повлечет за собой много жертв, к тому же в городах сосредоточены весьма важные объекты инфраструктуры. До сих пор не разработана в должной степени стратегия и тактика противодействия городскому терроризму.
С учетом данных обстоятельств обеспечение безопасности современной городской среды от террористических угроз выходит на первый план. Городской терроризм является сегодня прямой угрозой и вызовом российскому обществу. В этом контексте теоретически и практически актуальным является обобщение выработанных в общественной мысли концептуальных идей и взглядов о городском терроризме как социально-политическом явлении, его современное научное осмысление, выяснение причин, разновидностей и форм, анализ его проявлений в современном городском пространстве.
Особое практическое значение имеет определение и раскрытие технологий и механизмов противодействия городскому терроризму и борьбы с ним как одним из условий обеспечения, сохранения социальной стабильности в отдельных городах и мегаполисах.
Общественная опасность рассматриваемого явления заключается в том, что в крупных городах и мегаполисах при совершении террористической атаки, массово нарушаются базисные принципы безопасности общества, права и свободы людей. Так в частности право человека на жизнь и здоровье, личную и половую свободу, причиняется существенный материальный ущерб инфраструктуре, происходит уничтожение важных стратегических объектов и самое главное возрастают психологическое напряжение и а гре с с ив нос ть в о бще с тв е .
В многочисленных работах посвященных проблеме противодействия терроризму подготовленных, в разные периоды, в том числе и 3-5 лет тому назад (монографических и диссертационных исследованиях, научных статьях и тезисах различных конференций) к наиболее важным вопросами исследования терроризма, авторы относят одни и те же проблемы: необходимость осмысление и оценки специфики терроризма как особого феномена; идеологическую составляющую террора; выяснение психологии террора и террористической деятельности; технологий манипулирования массовым сознанием,
используемых террористическими организациями; цивилизационной составляющей терроризма; финансирование терроризма, и др. Анализ научных исследований посвященных проблеме терроризма, по мнению автора наводит его на мысль о том, что на многие из обозначенных проблем пока нет однозначных и четких ответов, во многом проблематика терроризма остается дискуссионной, многоплановой и многогранной.
В этом контексте для современной террологии [5, с—123-1331 - как нового научного направления, исследующего теоретические проблемы, связанные с терроризмом и предлагающего их практическое решение, особое значением имеет проблема правового обеспечения противостояния насилию, в том числе - правового противодействии террористическим актам и действиям террористов в крупных городах. Поэтому далее очень кратко и информативно рассмотрим правовые меры борьбы с терроризмом, и определим организационно-правовую структуру этой борьбы, не вникая в детальный анализ составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность за террористическую деятельность и не раскрывая вопросы их квалификации.
Действующая система противодействия терроризму состоит из политических, организационных, правовых, социально-экономических, информационных,
технологических и иных мер. Базисным направлением указанной деятельности по мнению автора, является правовое обеспечение. Следует констатировать, что в России создана комплексная и работоспособная национальная система антитеррористического законодательства.
Правовую основу общегосударственной системы противодействия терроризму составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепция внешней политики Российской Федерации, Военная доктрина Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Российской Федерации, направленные на совершенствование деятельности в данной области.
Российское государство имеет в своем арсенале немалое количество правовых средств борьбы с терроризмом. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» (ред. от 6 июля 2016 г.), О безопасности: Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3., Указ Президента РФ «О мерах по совершенствованию государственного управления в области противодействия терроризму» от 26 декабря 2015 г. № 664 (ред. от 7 декабря 2016 г.), Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. П резидентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.), Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. П резидентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.), Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, Постановления П ленума Верховного Суда РФ от 9 февраля 2012 г. № 1 «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности» и др.
Особое значение для данной деятельности имеют уголовное правовые средства, которые регламентированы Уголовным кодексом Российской Федерации (далее У К РФ). В У К РФ сформировалась совокупность взаимосвязанных правовых норм, направленных на борьбу с терроризмом. Выделяются следующие статьи УК РФ, содержащие указанные
нормы: Общая часть УК РФ: статьи 20, 35, 56, 63, 64, 73, 78, 79, 82, 83, 92, 1041; 2)
Особенная часть УК РФ: статьи 205, 20515' 2052, 2053,2054,2055, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279, 281, 360.
Организационную основу противодействия терроризму в Российской Федерации
устанавливает статья 5 Федерального закона «О противодействии терроризму» [6]. В соответствии с установками Федерального закона Президент Российской Федерации утверждает акты стратегического планирования в сфере противодействия терроризму (Стратегия национальной безопасности, Стратегия противодействия экстремизму до 2025 года, Концепция противодействия терроризму). Президент Российской Федерации осуществляет руководство Федеральной службой безопасности, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, другими силовыми ведомствами, перечень которых устанавливает Указ от 21 мая 2012
года
Также необходимо отметить, что Российская Федерация ратифицировала Конвенцию Совета Европы о предупреждении терроризма 2005 г., в которой предусматривается обязанность для каждой из присоединившихся сторон установить уголовную ответственность за такие деяния, как публичное подстрекательство к осуществлению террористической деятельности, вовлечение в террористическую деятельность, обучение лица в целях совершения преступлений террористического характера.
Очень важно акцентировать внимание на том, что большинство российских исследователей проблематики терроризма отмечают проблемы толкования права и правоприменения в сфере противодействия терроризму. Эти проблемы касаются
вопросов вовлечения в совершение преступлений террористического характера -8, с,5], квалификации понятий «террористическое сообщество» и «террористическая
организация» с' 12], противодействия международному терроризму -10, с' 12], проблемы комплексного подхода к усилению ответственности за преступления террористической направленности -11, с- 28].
Многие исследователи, как например, В.В. Кафтан рассматривают современный терроризм, как одну из форм ведения войны --12———^^И. В.П. Емельяновым террористическая деятельность определяется как новая социально-деструктивная форма военной деятельности -13, с~ 63]. По мнению С.Г. Барышникова современный терроризм является качественно новой и специфической формой войны -14, с~ 9]. Следует, однако, не согласиться с тем, что терроризм относится к «одной из форм ведения войны». Например, внезапные нападения на военные объекты или военнослужащих противника во время военных действий отнюдь не являются терактами. Скорее, мы имеем дело с диверсиями.
Некоторые исследователи, выделяя и характеризуя отличительные признаки террористической деятельности, не обращают внимание на специфику ее элементов и, прежде всего, на специфику ее субъектов и идейную составляющую этой деятельности, на преследуемые ее субъектами цели и средства их достижения -15, с' 2441.
По мнению автора, террористическую деятельность, в том числе и крупных городах, и мегаполисах, необходимо рассматривать, как вид политического насильственного принуждения, направленного на изменение существующих общественных отношений. Ее непосредственными субъектами выступают негосударственные организации. Идейной основой террористической деятельности являются экстремистские идеи, а формой
реализации - террористические акты, направленные, как правило, против безоружных граждан.
Среди основных актуальных концептуальных проблем в области противодействия городскому терроризму по мнению автора следует отнести: пересмотр и корректировку основных дефиниций, характеризующих городской терроризм как социально-политическое явление, его источников и предпосылок, принципов и закономерностей; анализ современного состояния городского терроризма, его новых видов и форм, методов и способов террора и террористической деятельности (в том числе -информационного террора, кибертеррора); разработку критериев классификации городского терроризма, а также соответствующих политико-правовых и ценностных характеристик городских террористических актов с учетом практики трендов последних десятилетий, однако в рамках одной научной статьи решить множество этих проблем не представляется возможным. Мы лишь кратко остановимся на некоторых из них.
В начале о проблеме дефиниций. По словам В. С. Комиссарова, «правовая характеристика всегда требует четкости формулировки. И самое сложное для юристов -
дать четкое понятие терроризма» [16, с' 29]. В этой связи мы попытаемся рассмотреть понятие городского терроризма в этимологическом и правовом смыслах. Согласно толковому словарю В. И. Даля терроризм - это устрашение смертными казнями,
убийствами и всеми ужасами неистовства [17, с' 4011. Толковый словарь Д. Н. Ушакова дает нам понятие терроризма как тактики и политики террора, «терроризировать» -
устрашить, запугать террором, насилиями [18, ст6, 7521.
Очевидно, что универсального определения городского терроризма, которое бы устраивало большинство исследователей этого явления, в настоящее время не существует, да возможно и не будет поскольку спектр действий террористических организаций чрезвычайно широк, а формы, методы и тактика последних постоянно трансформируются и наполняются новым и всё более спорным и неоднозначным содержанием. С учетом этого обстоятельства к числу принятых в современной науке определений терроризма следует добавить не только уже общепринятые дефиниции, но также определения нового, не традиционного типа, базирующегося на представлении о терроризме, как о принципиально новом явлении, интегроровавшемся в крупные города и мегаполисы. В этом смысле в развитие термина городской терроризм в научный оборот автор предлагает определение городского терроризма. Как явление городской терроризм можно определить так: серьезное насильственное уголовное действие, имеющее целью убийство или тяжкие телесные повреждения, совершенное в условиях города или мегаполиса, вне рамок вооруженного конфликта, с политическими, идеологическими, религиозными или этническими целями, имеющее целью вселить крайний ужас с тем, чтобы заставить власти совершить какое-либо действие или в оз де рж а тьс я о т е г о с о в е рше ния .
Далее остановимся на проблеме оценки современных террористической угрозы в крупах городах и мегаполисах. В связи с изменением субъектности террористической деятельности, чрезвычайно актуальной становится проблема оценки причин, целей и характера деятельности городского терроризма. Индустриализированные страны изобилуют большим количеством сверхкрупных городов, сложными транспортными системами, крупными социальными учреждениями как для работы, так и времяпрепровождения, например, торговыми центрами и местами для отдыха и развлечений. В таких благоприятных местах для совершения террористических атак, действия преступников становятся гораздо успешнее, принося огромные разрушения и
большие человеческие жертвы.
По статистическим данным МВД России, в последние годы в стране отмечается стабильный рост совершения преступлений террористического характера: 2010 г. - 581;
2011 г. - 622; 2012 г. - 637; 2013 г. - 661; 2014 г. - 1128; 2015 г. - 1538 J191, большинство из которых совершается в крупных городах и мегаполисах в среде с большой плотностью населения.
В условиях городской среды террористы не могут полагаться на поддержку населения, поэтому использование огнестрельного оружия теперь уже не является приоритетным вариантом воздействия на избранную цель. Исследование проблемы городского терроризма показало, что все реже среди террористов считается практичным пользоваться огнестрельным оружием, поскольку шансы оказаться арестованным очень велики. Большинство городских террористов понимает, что осторожно установленное взрывное устройство, которое будет активировано в режиме дистанционного контроля, представляет собой во много раз лучшую альтернативу, чем поспешное бегство после использования огнестрельного оружия.
Средства совершения террористического акта разнообразны. Так из материалов уголовного дела № 1-3 Верховного суда Республики Ингушетия следует, что 21.06.2004 г. члены банды с использованием бутылок с зажигательной смесью подожгли склад МВД Республики Ингушетия и здание Назрановского ГОВД -1201.
Примером совершения террористического акта с помощью иных средств служит следующий случай. По материалам Дела № 2-11. Ростовского областного суда
19.08.2002 г. один из членов банды, наведя на военный вертолет Ми-26 ПЗРК «Игла»,
произвел пуск ракеты, в результате чего вертолет потерпел крушение I^U.
Среди различных способов совершения террористических актов, нередки случаи применения автотранспортных средств, как например в г. Ницца 14.07.2016 г. совершен теракт: 19-тонный грузовик врезался в толпу праздновавших День взятия Бастилии. 26 июня 2015 г. в городе неподалеку от французского Гренобля боевик на автомобиле протаранил ворота химического завода Air Products и врезался в баллоны с газом.
12.05.2003 г. в Чеченской республике управляемый террористом-смертником автомобиль «КамАЗ», начиненный взрывчаткой, пробил шлагбаум и взорвался у зданий администрации Надтеречного района и районного УФСБ. 1.06.2003 г. «КамАЗ», груженный 10 тоннами взрывчатки и управляемый террористом-смертником, взорван у здания Моздокского военного госпиталя.
П роведенное исследование показало, что главным из преимуществ совершения террористического акта с применением взрывных устройств огромной мощности в условиях городской среды, являются последствия: серьезные разрушения гарантированно потребуют внимания средств массовой информации всех стран мира, тогда как сообщение о простой стрельбе в СМИ может оказаться не замеченным. Так, например, 11.03.2004 г. В Мадриде террористы взорвали 10 бомб в поездах на нескольких железнодорожных станциях. От взрывов погиб 191 человек, были ранены больше 2000 человек. 22.07.2011 г. в Осло, взорвалась радиоуправляемая бомба массой около 500 килограммов, заложенная в автомобиль, от взрыва пострадало более 200 человек. Международный резонанс от проведенных террористических атак был колоссальный.
И сследование мотивации городского терроризма дает основание утверждать, что как
правило цель совершения террористического акта в городах состоит в том, чтобы от совершенного преступления был большой общественный резонанс, а этого можно достигнуть, только путем широкой огласки в СМИ. Чем больше ущерба причинено городу, простым людям чем яростнее гнев населения, тем больше у террористов шанс «славы». Такова тактика современного городского террориста - убивать обычных горожан, в людных общественных местах. Как следует из материалов уголовного дела № 2-73-16 Московского городского суда 5.07.2003 г. А. и Э., находясь в месте массового скопления людей у аэродрома «Тушино», привели в действие самодельные взрывные устройства, в результате чего погибли 18 человек, пришедших на рок-фестиваль, и 76 лицам был
причинен вред здоровью различной степени тяжести
Рассматриваю тактику городских террористов следует отметить, что взрывные устройства, которые предназначаются не только для того, чтобы убить людей, но и причинить большие структурные разрушения городских зданий, и большой материальный ущерб с уверенностью можно назвать отличительным признаком городских террористов. Например, при совершении 21.08.2011 г. двойного террористического акта рядом с магазином в г. Махачкала общая сумма причиненного значительного имущественного
ущерба гражданам и организациям составила 5655072 рублей Деяние было
квалифицировано по «в» ч. 2 ст. 205УК РФ - причинение в результате террористического акта значительного имущественного ущерба.
Однако, небольшие взрывные устройства, а также тактику предупреждения о взрыве бомб, иногда продолжают использовать некоторые террористические организации, особенно в Европе. Так, например, предупреждение о взрыве заложенной бомбы террористами используется в следующих случаях.
Во-первых, террористам необходимо проследить по времени, как эффективно реагируют на возможность совершения террористического акта правоохранительные службы. Например, как скоро выезжают на место происшествия спасательные службы, насколько эффективно они принимают необходимые меры. Вооружившись этой информацией, террористы могут установить второе и часто более отсроченное во времени устройство, которое срабатывает через несколько минут после приезда спасательных служб, увеличив, таким образом, число жертв. Впервые стратегия установки второго взрывного устройства была эффективно использован против сил безопасности в Северной Ирландии, и теперь это общераспространенная тактика, используемая среди городских террористов всего мира. В прошлом году 13.11.2016 г. Париж потрясла серия терактов. В результате семи террористических эпизодов погибло 129 человек.
Во-вторых, такие устройства часто применяются для того, чтобы причинить вред движению транспорта в часы пик. Очень часто такие нападения можно рассматривать в качестве политического жеста в форме открытого неповиновения государству, в также как способ запугивания и распространения страха среди городского населения, которое приходит к выводу о том, что государство не может эффективно защитить их от террористических нападений. Так 7.07.2005 г. четыре террориста во время часа пик осуществили взрывы в общественном транспорте Лондона. С промежутком около минуты были взорваны три поезда на разных станциях метро, а через час смертник взорвал двухэтажный автобус на Тэвисток-сквер.
Современная транспортная система позволяет террористам быстро передвигаться из города в город и, следовательно, скрывать оружие и взрывные устройства на большом географическом пространстве. Этот фактор позволяет городским террористам всегда брать инициативу в свои руки. Активно противодействовать в том числе и
террористической угрозе должен аппаратно-программный комплекс «Безопасный город», введенный распоряжением Правительства РФ «Об утверждении Концепции построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» от 3 декабря 2014 г. № 2446-р. Его работа значительно повышает эффективность деятельности правоохранительных органов после совершенной террористической атаки, особенно в работе по отслеживанию и поимке лиц совершивших террористический акт.
Террористы идут на все, чтобы скрыть от правоохранительных служб свою сущность, учатся не выделяться среди граждан, а большинство своих взрывных устройств стараются скрытно установить там, где в день проходят сотни, если не тысячи людей
с—596-6021. Кроме того, террористы имеют множество подпольных мастерских по производству взрывных устройств, разбросанных по всей стране, а сбор разведывательной информации о потенциальной мишени может вестись членами группы, которые не связаны с планируемым нападением. Они могут даже не знать тех, кто собирается привести в действие взрывное устройство. Большинство членов террористических организаций передают информацию путем использования сложных, законспирированных структур-пирамид, чтобы замаскировать личность членов боевых групп -25, с. 77-891.
Проведённый анализ совершенных террористических актов в крупных городах и мегаполисах показывает, что основными объектом террористического нападения являются общественные места. Совершение террористического акта происходит путем размещения взрывных устройств внутри городских транспортных средств, на стадионах, в местах массовых зрелищ, площадях, железнодорожных платформах, аэропортах, при помощи парковки машины с бомбой у здания, в брошенных сумках и пакетах и т.д. Но основным знаменателем всех этих нападений является то, что они происходят главным образом в общественных местах в то время, когда там происходит большое скопление людей. Подозрительных людей - террористов часто видит огромное число народа. Поэтому население должно в достаточной мере представлять об опасностях, которые несут террористические атаки, чтобы вовремя сообщить обо всех случаях подозрительного поведения сразу же в полицию, и понимать, что, если их подозрения беспричинны, их не будут винить в том, что они зря потратили время правоохранительных служб.
Таким образом сегодня постоянно обновляются стратегия и тактика деятельности городских террористов, что только повышает эффективность их акций. В современных городских условиях получили распространение практики «слепого террора», стратегии «тысячи уколов» данная стратегия реализуется прежде всего запрещенной в нашей стране организацией ИГИЛ. Она позволяет наносить значительный экономический и моральный ущерб при ее минимальной организационной и технической предварительной подготовке, и незначительных финансовых затратах -26, с' 51.
Проведенное исследование дает основание утверждать, что в условиях городской среды, терроризм стал более сложным, многоликим и трудно прогнозируемым явлением. В городском терроризме сочетаются террористические методы и методы вооруженной борьбы, изменяются формы тактической борьбы организация и совершение взрывов на объектах массового скопления людей. Он представляет относительно сформировавшееся явление с конкретно присущими ему показателями и характеристиками, является элементом современного социально-политического пространства на разных уровнях его организации и функционирования. Сегодня городской терроризм тесно взаимосвязан и взаимодействует с различными процессами, явлениями и событиями, оказывает
существенное влияние на их направленность, содержание и характер. Как социально-политическое явление городской терроризм представляет особую опасность для безопасности личности, общества и государства.
Анализ совершенных террористических атак по всему миру в последние несколько лет, свидетельствует о существующих трудностях противодействия терроризму [27, с' 24-341. Трудности борьбы с терроризмом возникают не только в сверхкрупных городах и мегаполисах, но и небольших городах. Ведь хорошо законспирированные и скрытые действия городских террористов, их навыки, наличие у них оружия и взрывчатых веществ, - все это гарантирует не только их неуловимость и безнаказанность, но и нанесение ими ударов с максимально разрушающим эффектом и большим количеством че лов е че с ких ж е р тв .
Некоторые исследователи разграничивают понятия противодействия и профилактики терроризма [28, с' 7]. По мнению автора, под процессом противодействия городскому терроризму следует рассматривать систему мер, направленных на блокирование, преодоление и нейтрализацию негативного влияния террористической деятельности в условиях крупного города и мегаполиса. Профилактика же является одним из направлений противодействия городскому терроризму скорее это элемент системы противодействия, подразумевающим заблаговременное выявление потенциальной террористической угрозы в условиях городской среды в её зародышевом или латентном состоянии и предупреждение её дальнейшего развития и распространения.
Все большее количество специалистов в области борьбы с терроризмом, ученых и практиков склонны полагать, что противодействовать террористическим атакам должны
не только правоохранительные органы и спецслужбы [29, с' 382-3861. Автор во многом солидарен в этом и полагает, что политика противодействия городскому терроризму должна предполагать активное участие в ее разработке, реализации и оценке не только государственных структур (как силового, так и социально-экономического блоков), но и институтов гражданского общества. Кроме спецслужб, которые является основополагающим субъектами в борьбе против всех форм терроризма, в случае, если речь идет о городских террористах, немаловажную роль должна играть общественность Г30, с. 39-461
Самоуспокоенность среди городского населения в целом, а также нежелание стать вовлеченным в какие-то действия, помогает преступникам совершить террористическую атаку в городе. Поэтому сегодня во многих в субъектах Российской Федерации распространение получают такие организационные формы непосредственного участия граждан в охране правопорядка, как ассоциации добровольных дружин, казачьи дружины, объединения граждан по охране домов, садоводческих товариществ, стоянок автотранспорта и др. Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность общественных формирований по охране общественного порядка, является: Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» и Приказы МВД России: от 21.07.2014 № 597 «Вопросы взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и народных дружин»; от 18.08.2014 № 696 «Вопросы подготовки народных дружинников к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, и по оказанию первой помощи» и другие.
И мпульсом к активизации использования казачьих формирований для охраны правопорядка послужил Указ Президента Российской Федерации от 16 апреля 1996 года N 563 «О привлечении членов казачьих обществ к государственной и иной службе». С
изданием данного правового акта был создан механизм привлечения членов казачьих формирований к охране общественного порядка и взаимодействия с органами внутренних дел. Сегодня эффективно взаимодействуют органы внутренних дел и казачьи формирования в Краснодарском крае, Ростовской, Иркутской областях.
Важной проблемой в организации взаимодействия полиции и граждан правоохранительной направленности являются определенные сложности зачастую из-за недоверия, боязни конфликта (мести). Нельзя не принять во внимание зарубежный опыт взаимодействия полиции и граждан. Так, к примеру, граждане, которые опасаются мести со стороны террористов, и для которых допрос или выступление на суде связано с определенными трудностями, подпадают под программу «Crime Stoppers» («Борцы с преступностью»), которая проводится в США, Канаде, Великобритании и Австралии. Эта программа позволяет анонимно сообщать по телефону информацию о готовящемся теракте. Поступающие от населения сообщения направляются в органы расследования. Каждый, кто сообщает ту или иную информацию, получает цифровой код, назвав который через некоторое время, можно узнать, проведены ли были оперативные мероприятия на основе предоставленной информации. В случае проведения успешных оперативных действий выдается вознаграждение, выплата которого осуществляется при соблюдении
анонимности сообщившего данные, например, путем открытия анонимных счетов I3H. Было бы логично учитывать уже сложившийся зарубежный опыт.
Важную роль в противодействии терроризму повсеместно должны осуществлять антитеррористические Комиссии, задачами которых является реализация в муниципальных образованиях государственной политики по противодействию терроризму. Такие Комиссии активно работают во многих городах: Антитеррористическая
Комиссия Ставропольского края I-32!, г Екатеринбурга [33] и др. Используя в качестве пропагандистских средств памятки и рекомендации, разработанные в качестве информационно-пропагандистской меры аппаратами оперативных штабов по оказанию методической помощи главам администраций муниципальных образований и городских округов. В методических рекомендациях рассматриваются следующие вопросы: как не стать жертвой террористического акта, как вести себя в толпе, охваченной паникой, что делать, если в брошенной сумке оказалась бомба, какие бывают и что означают уровни террористической опасности, и др. Очень важно чтобы деятельность таких Комиссий была не за формализована и приносила реальные плоды, готовя население к действиям во время террористических угроз и атак.
В настоящее время, значительно расширился процесс вовлечения городских жителей в международные террористические организации (МТО), которые продолжают осуществлять попытки вербовки в свои ряды радикально настроенных граждан Содружества. На сегодняшний день сформировались своего рода «слабые звенья» - те социальные группы, которым уделяется наибольшее внимание со стороны представителей МТО. В первую очередь, ставка делается на молодое поколение -специалистов различного профиля, студентов, военнослужащих и сотрудников
правоохранительных органов» i34!. В этой связи, приоритетом работы
правоохранительных и специальных служб остается противодействие вербовке или иному вовлечению лиц в экстремистскую и террористическую деятельность. Как показывает накопившийся мировой опыт, противодействовать вербовочнойдеятельности международных террористических организаций можно и нужно по двум основным направлениям. Первое связано с тем, что в вербовочной деятельности основу составляет информационная компонента. Соответственно, эффективно противодействовать вербовочным технологиям можно лишь в форме информационного
противодействия. Вторая линия - это контроль и минимизация ресурсной базы субъектов применения вербовочных технологий. В первую очередь речь идет о совершенствовании системы взаимодействия правоохранительных орган.
В заключении хочется отметить, что сегодня необходимо стремиться к созданию эффективно функционирующей системы противодействии городскому терроризму. Она должна представлять собой комплексное, в организационном, материально-техническом и координационном отношениях сбалансированное образование. В условиях современной динамичной социально-политической обстановки в крупных городах и мегаполисах, изменений в городском терроризме как социально-политическом явлении, требуется поддержание системы противодействия городскому терроризму в состоянии адекватном складывающимся реалиям.
Предупреждение терактов в городах, профилактика новых жертв от таких акций состоит только в одном - общественном мнении должна утвердиться однозначная позиция, что террористическое нападение - это действие, направленное на все общество с целью его дестабилизации. Борьба с терроризмом в городах должна основываться на выявлении реальных, а не декларируемых целей террористических угроз. Террористы должны знать, что при любых условиях они будут уничтожены. Компромиссы с террористами только множат жертвы будущих городских терактов. Борьба с террористической угрозой в городах должна носить всеобщий характер, если только мы не имеем дело с мистификацией такой угрозы.
Библиография
1. Доклад генерального секретаря ООН «Обеспечивая мир и развитие». Док. ООН A/62/659-S/2008/39.
2. Вручение верительных грамот Президенту России / Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50786, 26.11.2015.
3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 г.). URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. Информационное агентство России «ТАСС». URL: http://www.ng.ru/news/482883.html..
5. Барышников С. Г. Террология: проблемы построения системы специально-научных знаний // Вестник Южно-уральского государственного университета. 2011. № 30 (247). С.123-133.
6. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3. О противодействии терроризму. URL: http://www.pravo.gov.ru.
7. Указ Президента Российской Федерации от 21.05.2012 № 636 (ред. от 05.04.2016) «О структуре федеральных органов исполнительной власти». URL: http://www.pravo.gov.ru.
8. Елизаров И. Е. Уголовно-правовой анализ вовлечения в совершение преступлений террористического характера (ст. 205.1 УК РФ): дис. ... канд. юрид. наук: 12:00.08. М., 2003. 205 с.
9. Ульянова В. В. Террористическое сообщество и террористическая организация: проблемы квалификации // Уголовное право. 2015. № 1. С. 100-105.
10. Волеводз А. Г. Уголовно-правовое противодействие международному терроризму // Уголовное право. 2014. № 2. С. 128-134.
11. Савельева В. С. Усиление ответственности за преступления террористической
направленности: проблемы комплексного подхода // Актуальные проблемы российского права. 2015. № 6. С. 156-162.
12. Кафтан В. В. Современный терроризм как общественное явление // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: в 5 т. М.: Современные тетради, 2005. Т. 5. С. 551.
13. Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2002. С. 63.
14. Барышников С. Г. Теоретико-методологические основания исследования террористической деятельности (социально-философский анализ): Автореф. дис. ... док. филос. наук. Челябинск, 2012. 39 с.
15. Терроризм в современном мире / Под ред. В. Л. Шульца. М.: Наука, 2011. С. 285.
16. Киреев М. П., Антонян Ю. М., Верещетин В. С., Демидов Ю. Н., Еникополов С. Н., Жалинский А. Э., Задорожнюк И. Е., Келина С. Г., Комиссаров В. С., Лунеев В. В., Наумов А. В., Шеремет К. Ф., Эфиров С. А.Терроризм: психологические корни и правовые оценки // Государство и право. 1995. № 4. С. 20-43.
17. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1995. Т. 4. 800 с.
18. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. М., 1996. Т. 4. 1500 стб.
19. Состояние преступности 2010-2015 гг. // ФКУ «Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации», форма 491. [Электронный ресурс]. URL: http://10.5.0.16 Ограниченный доступ из локальной сети ЕИТКС (дата обращения: 05.03.2017).
20. Архив Верховного суда Республики Ингушетия. 2005. Дело № 1-3.
21. Архив Ростовского областного суда. 2004. Дело № 2-11.
22. Архив Московского городского суда. 2004. Дело № 2-73-16.
23. Приговор Верховного Суда Республики Дагестан № 2-11/2013 [Электронный ресурс] URL: https://vs--dag.sudrf.ru/modules.php?
name = sud_delo&srv_num=1&name_op = doc&number=236604&delo_id = 1540006&.new= 0&.text_number=1&case_id = 2548.
24. Кобец П. Н. Анализ природы терроризма и его детерминирующих факторов в условиях середины второго десятилетия XXI столетия // Полицейская деятельность. 2016. № 6. С. 596-602. DOI: 10.7256/2222-1964.2016.6.21353.
25. Торопов Б. А., Тагиров З. И. Модели террористических сетей и теоретико-игровой подход к оценке центральности их участников // Вопросы безопасности. 2016. № 6. С. 77-89. DOI: 10.7256/2409-7543.2016.6.21436.
26. Коммюнике 11 Совещания руководителей спецслужб, органов безопасности и правоохранительных органов иностранных государств - партнеров ФСБ России // Вестник национального антитеррористического комитета. 2012. № 2. С. 5.
27. Куракин А. В., Костенников М. В., Мышляев Н. П. Правовое регулирование деятельности полиции по профилактики правонарушений в зарубежных государствах // Полицейская деятельность. 2015. №1. C. 24-34. DOI: 10.7256/22221964.2015.1.14255.
28. Розанов А. С. Программы профилактики терроризма в США, Испании, Франции и России: сравнительный анализ: Автореф. дисс. ... канд. полит. наук. М., 2013. 26 с.
29. Щербаков О. Н. Отдельные аспекты участия граждан в охране общественного порядка // Административное и муниципальное право. 2016. №5. C. 382-386. DOI: 10.7256/1999-2807.2016.5.16772.
3°. Кобец П. Н. Опыт и некоторые проблемы полиции Голландии и Российской Федерации в сфере поддержания правопорядка и охраны общественной безопасности осуществляемые с участием населения // Полицейская деятельность.
2017. № 1. С. 39-46. DOI: 10.7256/2222-1964.2017.1.21744.
31. Обзорная информация. Зарубежный опыт [Текст]. Вып. № 13. Укрепление
взаимодействия полиции с населением / сост. С. А. Дмитриенко. М.: ГИЦ МВД России, 2000. 10 с.
32. Антитеррористическая Комиссия Ставропольского края. URL: http://atk26.ru/rekomendatsii-grazhdanam
33. Антитеррористическая Комиссия. URL: https://екатеринбург. рф/жителям/ безопасность/профилактика/антитеррор
34. IX Совещание руководителей (начальников штабов) национальных антитеррористических центров государств-участников СНГ (10 февраля 2016 г., Москва). URL: http://www.cisatc.org/139/140/801.html.
References (transliterated)
1. Doklad general'nogo sekretarya OON «Obespechivaya mir i razvitie». Dok. OON A/62/659-S/2008/39.
2. Vruchenie veritel'nykh gramot Prezidentu Rossii / Ofitsial'nyi sait Prezidenta Rossiiskoi Federatsii. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/50786, 26.11.2015.
3. Kontseptsiya protivodeistviya terrorizmu v Rossiiskoi Federatsii (utv. Prezidentom Rossiiskoi Federatsii 5 oktyabrya 2009 g.). URL: http://www.pravo.gov.ru.
4. Informatsionnoe agentstvo Rossii «TASS». URL: http://www.ng.ru/news/482883.html..
5. Baryshnikov S. G. Terrologiya: problemy postroeniya sistemy spetsial'no-nauchnykh znanii // Vestnik Yuzhno-ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2011. № 30 (247). S.123-133.
6. Federal'nyi zakon ot 6 marta 2006 g. № 35-FZ. O protivodeistvii terrorizmu. URL: http://www.pravo.gov.ru.
7. Ukaz Prezidenta Rossiiskoi Federatsii ot 21.05.2012 № 636 (red. ot 05.04.2016) «O strukture federal'nykh organov ispolnitel'noi vlasti». URL: http://www.pravo.gov.ru.
8. Elizarov I. E. Ugolovno-pravovoi analiz vovlecheniya v sovershenie prestuplenii terroristicheskogo kharaktera (st. 205.1 UK RF): dis. ... kand. yurid. nauk: 12:00.08. M., 2003. 205 s.
9. Ul'yanova V. V. Terroristicheskoe soobshchestvo i terroristicheskaya organizatsiya: problemy kvalifikatsii // Ugolovnoe pravo. 2015. № 1. S. 100-105.
10. Volevodz A. G. Ugolovno-pravovoe protivodeistvie mezhdunarodnomu terrorizmu // Ugolovnoe pravo. 2014. № 2. S. 128-134.
11. Savel'eva V. S. Usilenie otvetstvennosti za prestupleniya terroristicheskoi napravlennosti: problemy kompleksnogo podkhoda // Aktual'nye problemy rossiiskogo prava. 2015. № 6. S. 156-162.
12. Kaftan V. V. Sovremennyi terrorizm kak obshchestvennoe yavlenie // Filosofiya i budushchee tsivilizatsii: tezisy dokladov i vystuplenii IV Rossiiskogo filosofskogo kongressa: v 5 t. M.: Sovremennye tetradi, 2005. T. 5. S. 551.
13. Emel'yanov V. P. Terrorizm i prestupleniya s priznakami terrorizirovaniya. SPb.: Izd-vo «Yuridicheskii tsentr Press», 2002. S. 63.
14. Baryshnikov S. G. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya issledovaniya terroristicheskoi deyatel'nosti (sotsial'no-filosofskii analiz): Avtoref. dis. ... dok. filos. nauk. Chelyabinsk, 2012. 39 s.
15- Terrorizm v sovremennom mire / Pod red. V. L. Shul'tsa. M.: Nauka, 2011. S. 285.
16. Kireev M. P., Antonyan Yu. M., Vereshchetin V. S., Demidov Yu. N., Enikopolov S. N., Zhalinskii A. E., Zadorozhnyuk I. E., Kelina S. G., Komissarov V. S., Luneev V. V., Naumov A. V., Sheremet K. F., Efirov S. A.Terrorizm: psikhologicheskie korni i pravovye otsenki // Gosudarstvo i pravo. 1995. № 4. S. 20-43.
17. Dal' V. I. Tolkovyi slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. M., 1995. T. 4. 800 s.
18. Tolkovyi slovar' russkogo yazyka / Pod red. D. N. Ushakova. M., 1996. T. 4. 1500 stb.
19. Sostoyanie prestupnosti 2010-2015 gg. // FKU «Glavnyi informatsionno-analiticheskii tsentr Ministerstva vnutrennikh del Rossiiskoi Federatsii», forma 491. [Elektronnyi resurs]. URL: http://10.5.0.16 Ogranichennyi dostup iz lokal'noi seti EITKS (data obrashcheniya: 05.03.2017).
20. Arkhiv Verkhovnogo suda Respubliki Ingushetiya. 2005. Delo № 1-3.
21. Arkhiv Rostovskogo oblastnogo suda. 2004. Delo № 2-11.
22. Arkhiv Moskovskogo gorodskogo suda. 2004. Delo № 2-73-16.
23. Prigovor Verkhovnogo Suda Respubliki Dagestan № 2-11/2013 [Elektronnyi resurs] URL: https://vs--dag.sudrf.ru/modules.php?
name = sud_delo&srv_num=1&name_op = doc&number=236604&delo_id = 1540006&.new= 0&.text_number=1&case_id = 2548.
24. Kobets P. N. Analiz prirody terrorizma i ego determiniruyushchikh faktorov v usloviyakh serediny vtorogo desyatiletiya XXI stoletiya // Politseiskaya deyatel'nost'. 2016. № 6. S. 596-602. DOI: 10.7256/2222-1964.2016.6.21353.
25. Toropov B. A., Tagirov Z. I. Modeli terroristicheskikh setei i teoretiko-igrovoi podkhod k otsenke tsentral'nosti ikh uchastnikov // Voprosy bezopasnosti. 2016. № 6. S. 77-89. DOI: 10.7256/2409-7543.2016.6.21436.
26. Kommyunike 11 Soveshchaniya rukovoditelei spetssluzhb, organov bezopasnosti i pravookhranitel'nykh organov inostrannykh gosudarstv - partnerov FSB Rossii // Vestnik natsional'nogo antiterroristicheskogo komiteta. 2012. № 2. S. 5.
27. Kurakin A. V., Kostennikov M. V., Myshlyaev N. P. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti politsii po profilaktiki pravonarushenii v zarubezhnykh gosudarstvakh // Politseiskaya deyatel'nost'. 2015. №1. C. 24-34. DOI: 10.7256/2222-1964.2015.1.14255.
28. Rozanov A. S. Programmy profilaktiki terrorizma v SShA, Ispanii, Frantsii i Rossii: sravnitel'nyi analiz: Avtoref. diss. ... kand. polit. nauk. M., 2013. 26 s.
29. Shcherbakov O. N. Otdel'nye aspekty uchastiya grazhdan v okhrane obshchestvennogo poryadka // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2016. №5. C. 382-386. DOI: 10.7256/1999-2807.2016.5.16772.
30. Kobets P. N. Opyt i nekotorye problemy politsii Gollandii i Rossiiskoi Federatsii v sfere podderzhaniya pravoporyadka i okhrany obshchestvennoi bezopasnosti osushchestvlyaemye s uchastiem naseleniya // Politseiskaya deyatel'nost'. 2017. № 1. S. 39-46. DOI: 10.7256/2222-1964.2017.1.21744.
31. Obzornaya informatsiya. Zarubezhnyi opyt [Tekst]. Vyp. № 13. Ukreplenie vzaimodeistviya politsii s naseleniem / sost. S. A. Dmitrienko. M.: GITs MVD Rossii, 2000. 10 s.
32. Antiterroristicheskaya Komissiya Stavropol'skogo kraya. URL: http://atk26.ru/rekomendatsii-grazhdanam
33. Antiterroristicheskaya Komissiya. URL: https://ekaterinburg. rf/zhitelyam/ bezopasnost'/profilaktika/antiterror
34. IX Soveshchanie rukovoditelei (nachal'nikov shtabov) natsional'nykh
antiterroristicheskikh tsentrov gosudarstv-uchastnikov SNG (10 fevralya 2016 g., Moskva). URL: http://www.cisatc.org/139/140/801.html.