Научная статья на тему 'Противодействие Российской Федерации исламистским террористическим организациям'

Противодействие Российской Федерации исламистским террористическим организациям Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
350
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РОССИЯ / ТЕРРОРИЗМ / ИСЛАМИЗМ / "ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / RUSSIA / TERRORISM / ISLAMISM / ISLAMIC STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Васецова Елена Сергеевна

Предмет исследования система противодействия Российской Федерации исламистским террористическим организациям. Главными направлениями созданной системы являются предупреждение, выявление и ликвидация причин совершения террористических актов; противодействие терроризму, включающее силовые и несиловые методы борьбы; минимизация последствий актов терроризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian Federation`s fighting against Islamic terrorist organizations

The subject of the investigation is the counter-terrorism system of Russia. The main aspects of the system are prevention, identification and elimination of the reasons of terrorist attacks; fighting against terrorism that includes methods based on the use of force and political settlement; the minimization of the consequences of terrorist acts.

Текст научной работы на тему «Противодействие Российской Федерации исламистским террористическим организациям»

Е.С. ВАСЕЦОВА кандидат политических наук, доцент кафедры политологии Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова*

Противодействие Российской Федерации исламистским террористическим организациям

Для Российской Федерации противодействие терроризму в его исламистской форме является актуальной проблемой. Россия ведет борьбу с радикальными вооруженными исламистскими группировками на двух направлениях: внутри страны и за её пределами. Оба направления важны и являются взаимодополняющими. Цель настоящей статьи -изучение противодействия исламистским террористическим группировкам1 со стороны Российской Федерации.

Выделим периоды эскалации терроризма в России в XXI в., вызванной деятельностью радикальных исламистских группировок. Первый период - 2002-2004 гг., второй -2009-2010 гг., третий - с 2015 г. по настоящее время. Выявим причины роста исламистского терроризма в России в обозначенные периоды.

Первому периоду усиления террористической активности (2002-2004 гг.) предшествовало введение режима контртеррористической операции на Северном Кавказе. Активная фаза боевых действий продолжалась с 1999 по 2000 гг. Террористическая активность боевиков возрастала по мере установления контроля федеральной власти над территорией региона и перехода ряда боевиков на сторону власти.

Эскалация терроризма пришлась на 2002 г. В 2003 г. наблюдался спад террористической деятельности, который во многом был следствием мер, принимаемых властями, а в

* Васецова Елена Сергеевна, e-mail: vasetsova.es@yandex.ru

1 Под террористическими организациями понимаются таковые согласно Единому федеральному списку организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством РФ террористическими (на 2 июня 2017 г.) // Режим доступа http://www.fsb.ru/fsb/npd/terror.htm (Дата доступа 10.12.2018)

2004 г. произошел сильнейший рост террористической активности.

Произошедшие события предопределили необходимость введения мер, направленных на всеобъемлющее противодействие терроризму. Начала формироваться комплексная система борьбы с данным явлением. Главными направлениями созданной системы выступают предупреждение, выявление и ликвидация причин и предпосылок совершения террористических актов; противодействие терроризму, включающее силовые и несиловые методы борьбы; минимизация последствий актов терроризма.

Правовая база противодействия терроризму постоянно совершенствовалась. 6 марта 2006 г. был принят Федеральный закон «О противодействии терроризму»1. Указом Президента РФ от 15 февраля 2006 г. «О мерах по противодействию терроризму» главной структурой по борьбе с терроризмом определена Федеральная служба безопасности. Создана координационная межведомственная структура - Национальный антитеррористический комитет (НАК) . Федеральный оперативный штаб (ФОШ) НАК отвечает за межведомственное взаимодействие по предотвращению проявлений терроризма. Таким образом, было положено начало функционированию общегосударственной системы по борьбе с террористической угрозой. Начала складываться единая вертикаль системы противодействия терроризму от федерального до местного уровня. Помимо акций физического устранения боевиков система включает профилактику терроризма, своевременное совершенствование антитеррористических мер, ликвидацию последствий этого опасного явления.

Антитеррористическое законодательство регулярно дополнялось. 30 декабря 2008 г. подписан Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

3

по вопросам противодействия терроризму» . Ранее уголовные

1 Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» // Режим доступа https://rg.ru/2006/03/10/borba-terrorizm.html (Дата доступа 10.12.2018)

2 Основные законы по противодействию терроризму. Досье. 12.11.2015 // Режим доступа http://tass.ru/info/866180 (Дата доступа 10.12.2018)

3 Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам противодействия терроризму» // Режим доступа https://rg.ru/2008/12/31/terrorizm-akty-dok.html (Дата доступа 10.12.2018)

дела о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ («террористический акт»), ст. 206 («захват заложника»), ст. 208 («организация незаконного вооруженного формирования»), рассматривались судьей федерального суда общей юрисдикции и коллегией из 12 присяжных заседателей. После принятия данного закона подобные дела рассматриваются коллегией из трех судей федерального суда общей юрисдикции1.

Второй период эскалации терроризма на Северном Кавказе (2009-2010 гг.) во многом явился следствием отмены режима контртеррористической операции на территории Чечни 16 апреля 2009 г. Несмотря на официальное заявление об окончании конфликта фактически произошла его эскалация. В качестве ответной меры с осени 2009 г. проводились крупные спецоперации по ликвидации вооружённых группировок и физическому устранению лидеров боевиков. Постепенно приходило осознание того, что одни только силовые методы борьбы с терроризмом недостаточны.

Продолжалось совершенствование правовой базы, направленной на противодействие терроризму. 5 октября 2009 г. был утвержден основополагающий документ - Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации2, охарактеризовавшая основные принципы государственной политики в области противодействия терроризму. В документе сформулированы цель, задачи и направления дальнейшего развития общегосударственной системы борьбы с терроризмом.

Тем временем террористические группировки продолжали осуществлять акции устрашения. Впервые за долгое время был совершён террористический акт в Москве. Боевые столкновения и теракты распространились почти на всю территорию Северного Кавказа. В некоторых районах неоднократно вводился временный режим контртеррористической операции.

Проводимые контртеррористические операции и меры несилового характера постепенно начали давать положительные результаты. В 2011-2014 гг. террористическая активность постепенно снизилась. В 2013 г. были введены

1 Основные законы по противодействию терроризму. Досье. 12.11.2015 // Режим доступа http://tass.ru/info/866180 (Дата доступа 10.12.2018)

2 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации от 5 октября 2009 г // Режим доступа https://rg.ru/2009/10/20/zakon-dok.html (Дата доступа 10.12.2018)

новые наказания за террористическую деятельность. Согласно Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»1 обязанность по возмещению вреда, в том числе и морального, причиненного в результате теракта, возлагается на родственников и близких террористов «при наличии достаточных оснований полагать, что деньги, ценности и иное имущество получены ими в результате террористической деятельности и (или) являются доходом от такого имущества». Установлен механизм проверки законности происхождения имущества родственников террористов.

Нормативный акт внёс поправки в ряд российских законов, включая Уголовный кодекс. За прохождение обучения террористической деятельности предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 10 лет и штрафа до 500 тыс. руб. Лица, уличенные в создании террористической организации или сообщества, наказываются лишением свободы от 15 до 20 лет и штрафом до 1 млн. руб. Участие в террористическом сообществе или организации влечет за собой лишение свободы от 5 до 10 лет и штраф до 500 тыс. руб.

В 2014 г. принят ряд законов, направленных на предупреждение террористических действий. Было расширено понятие «террористический акт». За совершение преступлений террористической направленности, а также за финансирование терроризма наказание увеличено до 15-20 лет лишения свободы. Для предотвращения финансирования терроризма введена обязательная идентификация для платежей, превышающих 15 тыс. руб. Тогда же был принят так называемый закон о блогерах, регламентирующий обязательное хранение в течение шести месяцев информации о пользователях и их активности в сети, а также разрешающий органам правопорядка получать ее для оперативной деятельности без разрешения суда.

В ноябре 2014 г. вышел закон, усиливающий меры противодействия незаконному обороту взрывчатых средств и взрывных устройств. За их изготовление установлено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет и штра-

1 Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. № 302-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Режим доступа https://rg.ru/2013/11/06/izmenenia-dok.html (Дата доступа 10.12.2018)

фом до 500 тыс. руб. Немногим позже был введен в действие закон, запрещающий руководителям общественных или религиозных объединений, ранее признанных экстремистскими или террористическими, возглавлять или входить в органы других юридических лиц в течение 10 лет1.

18 марта 2014 г. было заявлено о смерти Доку Умарова, возглавлявшего «Имарат Кавказ» (ИК). Новый глава организации А. Кебеков был убит во время спецоперации 19-20 апреля 2015 г., после чего деятельность ИК стремительно стала идти на спад. Последняя крупная атака, за которую взял ответственность ИК, была проведена боевиками в декабре 2014 г. Организация в настоящий момент переживает глубокий кризис, и существуют сомнения относительно ее функционированиясуществования как единой структуры.

Третий период всплеска террористической активности начался в 2015 г. и связан с активизацией ИГ в российском направлении. Одновременно с утратой ИК своего влияния в 2014-2015 гг. шёл процесс перехода боевиков и их главарей в ИГ. В июне 2015 г. в Интернете было распространено сообщение о том, что «все боевики <...> едины» в решении присягнуть на верность ИГ2. Сколько же граждан РФ воюют на стороне ИГ? В 2015 г. Секретарь Совета Безопасности России Н. Патрушев оценил их количество как «больше тысячи» человек. Он признал, что деятельность ИГ на южных границах России является для Совбеза одной из основных угроз3. В 2017 г. Президент РФ В. Путин заявил, что в составе ИГ воюют девять тысяч граждан из стран бывшего СССР. Он отметил, что речь идет о четырех тысячах россиян и пяти тысячах граждан из государств СНГ4.

Период 2014-2015 гг. был отмечен систематической ликвидацией новых последователей ИГ, отрекшихся от ИМ и ассоциированных с ним группировок, в ходе силовых операций. Глава ФСБ А. Бортников в декабре 2015 г. заявил, что из 26 лидеров группировок, присягнувших ИГ на Северном

1 Основные законы по противодействию терроризму. Досье. 12.11.2015 // Режим доступа http://tass.ru/info/866180 (Дата доступа 10.12.2018)

2 Боевики Северного Кавказа присягнули «Исламскому государству». 23.06.2015. // Режим доступа http://www.bbc.com/russian/rus-sia/2015/06/150623_caucasus_militants_swom_to_isis (Дата доступа 10.12.2018)

3 Там же.

4 Путин рассказал, сколько россиян воюют в ИГИЛ. 24.02.2017 // Режим доступа https://apostrophe.ua/news/world/ex-ussr/2017-02-24/putin-rasskazal-skolko-rossiyan-voyuyut-v-igil-/87912 (Дата доступа 10.12.2018)

Кавказе, в 2015 г. были убиты 20. Также заметно выросла доля убитых боевиков в общем числе жертв. В 2014 г. в ходе конфликта был убит 341 человек. Из них 249 были боевиками. В 2015 г. из 209 убитых 172 являлись боевиками1.

В 2016 г. были внесены важнейшие дополнения в действующее антитеррористическое законодательство, сильно его изменившие («пакет Яровой»). Был принят Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-Ф32, согласно которому несообщение о преступлении является новым составом преступления в УК РФ. Уголовная ответственность в данном случае установлена за несообщение в уполномоченные органы о лице (лицах), которое по достоверно известным сведениям готовит, совершает или совершило хотя бы одно из преступлений террористической направленности. Максимальная санкция за совершение данного деяния -лишение свободы на срок до одного года3. Уголовная ответственность за преступления террористической направленности наступает с 14 лет4.

Также в УК РФ введен состав преступления «акт международного терроризма»: совершение вне пределов территории России взрыва, поджога или иных действий, подвергающих опасности жизнь, здоровье, свободу или неприкосновенность граждан РФ в целях нарушения мирного сосуществования государств и народов, либо направленных против интересов России. Максимальное наказание за данное преступление - пожизненное лишение свободы5.

Указанным законом также предусмотрена возможность по решению суда проводить осмотр и выемку электронных сообщений, передаваемых по сетям электросвязи, при нали-

1 2015 год отмечен убийствами лидеров «Имарата Кавказ» и подразделений ИГ на Северном Кавказе. 10.02.2016 // Режим доступа http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/277423/ (Дата доступа 10.12.2018)

Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Режим доступа http://www.garant.ru/hot-law/federal/782193/ (Дата доступа 10.12.2018)

3 Зеновина В. Президент подписал антитеррористический «пакет Яровой». 07.07.2016 // Режим доступа http://www.garant.ru/news/782-190/#ixzz4oQ2XDNeR (Дата доступа 10.12.2018)

4 Там же.

5 Там же.

чии достаточных оснований полагать, что они могут содержать информацию, имеющую значение для уголовного дела1.

Предусмотрена ответственность за пособничество при совершении захвата заложников и организации незаконного вооруженного формирования, а также за публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма через Интернет2.

Федеральным законом от 6 июля 2016 г. № 374-Ф33 вводятся другие дополнительные меры, направленные на борьбу с терроризмом. Так, с 1 июля 2018 г. операторы связи обязаны хранить на территории РФ текстовые сообщения пользователей услугами связи, голосовую информацию, изображения, звуки, видео- и иные сообщения пользователей. Срок такого хранения может составлять до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки или обработки. Аналогичная обязанность возложена на организаторов распространения информации в Интернете относительно электронных сообщений и данных пользователей. Сообщения при этом также должны храниться до шести месяцев.

Новым законом запрещено осуществление миссионерской деятельности в жилом помещении. Не допускается миссионерская деятельность, направленная на нарушение общественной безопасности и общественного порядка, осу-

4

ществление экстремистской деятельности .

В 2016-2017 гг. террористические акты, направленные против граждан РФ и дестабилизации обстановки в России, продолжились. Отметим черты, присущие нынешнему этапу усиления террористической активности. Как уже было сказано, в настоящее время террористические акты планируются и осуществляются преимущественно ИГ и различными группировками, присягнувшими ему на верность, расположенными как на территории России, так и в конфликтных регионах

1 Там же.

2 Зеновина В. Президент подписал антитеррористический «пакет Яровой». 07.07.2016 // Режим доступа http://www.garant.ru/news/782190/#ixzz4oQ2XDNeR (Дата доступа 10.12.2018)

3 Федеральный закон от 06 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // Режим доступа http://www.garant.ru/hot-law/federal/781527/ (Дата доступа 10.12.2018)

4 Зеновина В. Указ. соч.

Ближнего Востока. Например, в мае 2017 г. в Москве были задержаны 4 предполагаемых террориста, готовившие теракт на объектах транспортной инфраструктуры столицы. По сообщениям ФСБ, среди задержанных - граждане России и стран Центральной Азии, сторонники ИГ. Руководство группой осуществлялось непосредственно из Сирии1.

Террористами являются в основном выходцы из государств Центральной Азии2, прожившие и проработавшие в России значительный период времени и зачастую даже получившие гражданство РФ. То возмутительное обстоятельство, что люди стали гражданами РФ с преступными намерениями и осуществляют террористические атаки на своей новой родине, побудило внести новый законопроект о лишении террористов гражданства РФ. Он был внесен в Госдуму в середине апреля 2017 г. - спустя менее, чем две недели после теракта в Санкт-Петербурге. По данным следствия, взрыв в метро устроил уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов, получивший гражданство РФ.

Закон расширил понятие «ложные сведения», являющиеся основанием для отмены решения о принятии в гражданство РФ. К ложным сведениям предлагается отнести отсутствие намерения «нести обязанности, установленные законодательством РФ», а также получение гражданства для «деятельности, представляющей угрозу основам конституционного строя Российской Федерации» . В июле 2017 г. этот закон был подписан Президентом РФ.

Важнейшим способом несилового противодействия терроризму является борьба с источниками его финансирования. По инициативе РФ 12 февраля 2015 г. СБ ООН принял резолюцию 21994 по пресечению финансирования террористических организаций ИГ и «Джебхат ан-Нусра». Документ

1 Руководство тергруппой осуществлялось из Сирии. 25.05.2017. // https://www.gazeta.ru/ social/2017/05 /25/10691825.shtml (Дата доступа 10.12.2018)

2 Подробнее о деятельности исламистских организаций в Центральной Азии см.: Васецова Е.С. Исламистские организации Центральной Азии // Русская политология-Russian Political Science, 2016, № 1, с. 5-10.

3 Госдума приняла в первом чтении закон о лишении террористов гражданства. 19.05.2017 // https://meduza.io/news/2017/05/19/gosduma-prinyala-v-pervom-chtenii-zakon-o-lishenii-terroristov-grazhdanstva (Дата доступа 10.12.2018)

4 Резолюция 2199 (2015), принятая Советом Безопасности на его 7379-м заседании 12 февраля 2015 года// http://www.un.org/en/sc/ctc/docs/-2015/N1504031_RU.pdf (Дата доступа 10.12.2018)

запрещает торговлю нефтью и нефтепродуктами, а также драгоценными металлами и культурными ценностями с ИГ и «Джебхат ан-Нусрой» и предусматривает введение санкций в отношении физических и юридических лиц за оказание финансовой поддержки террористам (запрет на поездки и блокирование активов).

Российские власти в полной мере осознают необходимость борьбы с угрозой кибертерроризма. Указом Президента РФ от 15 января 2013 г. на ФСБ России возлагаются полномочия по созданию государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации компьютерных атак на информационные ресурсы РФ, информационные системы и информационно-телекоммуникационные сети, находящиеся на территории РФ и в дипломатических представительствах и консульских учреждениях РФ за рубежом2.

Безусловно, принятые меры являются очень важными как для предотвращения, так и для противодействия подобным преступлениям. Но этого явно недостаточно для того, чтобы проблема кибертерроризма перестала быть актуальной. Напротив, угроза осуществления террористических кибератак постоянно нарастает. Залог успешной борьбы с кибертер-роризмом во многом заключается в осознании необходимости всестороннего развития международного сотрудничества в данном направлении.

Борьба с терроризмом обязательно должна содержать несиловой аспект, неотъемлемыми составляющими которого являются создание правовой антитеррористической базы, разработка и реализация информационных, идеологических, организационных мер, цель которых - формирование у граждан понимания недопустимости террористических методов борьбы.

Впрочем, без военной составляющей борьба с терроризмом также невозможна. Военный и политический аспекты

1 Указ Президента РФ от 15 января 2013 г. № 31 «О создании государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы Российской Федерации»//https://rg.ru/2013/01/18/komp-ataki-site-dok.html (Дата доступа 10.12.2018)

2 Кибертерроризм: угроза национальной и международной безопасности. 14.03.2013//http://www.arms-expo.ru/news/archive/kiberterrorizm-ugroza-nacional-noy-i-mezhdunarodnoy-bezopasnosti14-03-2013-18-35-00/ (Дата доступа 10.12.2018)

дополняют друг друга, важно найти правильный баланс их применения.

Российская военная операция в Сирии направлена против террористических группировок «ИГ» и «Джебхат ан-Нусра» (обе запрещены в РФ) по просьбе президента Сирии Б. Асада. Вскоре после начала операции, 31 октября 2015 г., над Синайским полуостровом произошла авиационная катастрофа - крушение российского пассажирского самолета. Глава ФСБ А. Бортников выступил с заявлением, что «можно однозначно сказать, что это террористический акт»1. Министр обороны РФ С. Шойгу подтвердил, что за осуществлением теракта стоит «Вилаят Синай»2, присягнувший на верность ИГ. Реакция российских властей на террористический акт была незамедлительной. Президент РФ В. Путин поручил спецслужбам найти и уничтожить организаторов теракта и их пособников. Также были усилены удары по позициям ИГ в Сирии3: «Наша боевая работа авиации в Сирии должна быть не просто продолжена. Она должна быть усилена таким образом, чтобы преступники поняли, что возмездие неизбежно»4.

С момента начала операции и вплоть до середины февраля 2016 г., когда начались переговоры о прекращении огня (соглашение вступило в силу 27 февраля), российская авиация совершила более 7,2 тыс. вылетов с авиабазы Хмеймим, уничтожив свыше 12,7 тыс. объектов боевиков. По данным министра обороны С. Шойгу, российские войска уничтожили в Сирии более 2 тыс. боевиков - выходцев из РФ, в том числе 17 полевых командиров5.

Поддержка российских ВКС позволила сирийским правительственным войскам остановить территориальную экспансию террористических группировок и начать наступление в провинциях Хама, Идлиб и Алеппо. Кроме того, бла-

1 Причиной крушения А321 стал теракт. 17.11.2015//http://tass.ru/prois-shestviya/2444338 (Дата доступа 10.12.2018)

2 Шойгу: группировка «Вилаят Синай» причастна к теракту на борту А321.24.11.2015 //https://ria.ru/world/20151124/1327758468.html (Дата доступа 10.12.2018)

3 Причастных к теракту на А321 обещают найти, а удары по ИГ усилить. 17.11.2015//https://ria.ru/world/20151117/1322801425.html - (Дата доступа 10.12.2018)

4 Из России с поддержкой. Как российские военные помогали бороться с террористами в Сирии // http://tass.ru/spec/syria (Дата доступа 10.12.2018)

5Там же.

годаря российским ударам террористы лишились больше половины доходов от незаконно добываемой на сирийской территории нефти1.

Итак, Россия борется с террористической угрозой как внутри страны, так и за её пределами. Каковы сценарии развития ситуации в ближайшее время? Самый благоприятный сценарий - по мере того как влияние ИГ будет идти на убыль, произойдет снижение террористической активности, направленной против России. Меры, принимаемые Россией для предотвращения террористических атак на своей территории, сыграют положительную роль. Впрочем, в любом случае военная победа над Иг не будет означать разгром подпитывающей его идеологии. Возможно, что, напротив, ликвидация ячеек ИГ в Сирии и Ираке будет способствовать реализации далеко не самого радужного сценария. Мобилизационный потенциал идеологии исламизма крайне высок, так же как и степень индоктринации её адептов. Возможно усиление террористической активности, которое может затронуть в том числе и Россию. Впрочем, наиболее вероятным является вариант развития событий, при котором усиление и спад террористической активности будут происходить поочередно.

Васецова Е.С. Противодействие Российской Федерации исламистским террористическим организациям. Предмет исследования - система противодействия Российской Федерации исламистским террористическим организациям. Главными направлениями созданной системы являются предупреждение, выявление и ликвидация причин совершения террористических актов; противодействие терроризму, включающее силовые и несиловые методы борьбы; минимизация последствий актов терроризма.

Ключевые слова: Россия, терроризм, исламизм, «Исламское государство».

Vasetsova E.S. Russian Federation's fighting against Islamic terrorist organizations. The subject of the investigation is the counter-terrorism system of Russia. The main aspects of the system are prevention, identification and elimination of the reasons of terrorist attacks; fighting against terrorism that includes methods based on the use of force and political settlement; the minimization of the consequences of terrorist acts.

Keywords: Russia, terrorism, Islamism, The Islamic State.

1 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.