Аликаева М. В., Факов А. М., Гурфова Р. В.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРОРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
2.2. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРОРЫВНОГО РАЗВИТИЯ
ЭКОНОМИКИ РОССИИ
Аликаева Мадина Валентиновна, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов Место работы: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Факов Азамат Мухажидович, кандидат экономических наук, доцент кафедры деятельности ОВД в особых условиях Место работы: Северо-Кавказский институт (филиал)Краснодарского университета МВД России
Гурфова Рита Ваноевна, кандидат экономических наук, доцент
Место работы: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова
Аннотация: объективным условием прорывного развития России, которое признано в качестве главной задачи страны является обеспечение экономической безопасности и противодействие терроризму, как с материально-технической, так и с психологической стороны.
В работе на основе методологии системного анализа и синтеза рассматриваются факторы, обусловливающие возникновение, распространение терроризма в России, и его влияние на экономическую безопасность территориальных образований. Результат исследования заключается в постановке, теоретическом обосновании и решении комплекса вопросов, связанных с решением задач, направленных на обеспечение экономической безопасности и противодействия террористическим угрозам, разработке модели управленческих решений, позволяющей оперативно противодействовать террористическим угрозам и обеспечить экономическую безопасность. Внедрение основных положений, рекомендаций и результатов исследования способствует созданию условий для прорывного развития экономики.
Ключевые слова: прорывное развитие, экономическая безопасность, терроризм, индикаторы безопасности, уязвимость экономики, модель управленческих решений.
COUNTERACTING TERRORISM AND ENSURING SECURITY AS THE CONDITION OF BREAKTHROUGH DEVELOPMENT ECONOMY OF RUSSIA
Alikaeva Madina V., Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economics and Finance Work place: Kabardino-Balkaria State University named after H.M. Berbekova
Fakov Azamat M., PhD in Economics, Associate Professor of action A TS in the special conditions Work place: the North Caucasus Institute (branch) of Krasnodar University Russian Interior Ministry
Gurfova Rita V., PhD in Economics, associate professor
Work place: Kabardino-Balkaria State University named after H.M. Berbekova
Annotation: the objective condition for the breakthrough development of Russia, which is recognized as the main task of the country is to ensure economic security and counter terrorism, both logistically and psychologically.
In work based on the methodology of system analysis and synthesis, the factors that determine the occurrence, spread of terrorism in Russia, and its impact on the economic security of territorial entities are considered.
The result of the research is the formulation, theoretical substantiation and solution of a set of issues related to the solution of tasks aimed at ensuring economic security and countering terrorist threats, developing a model of management solutions that allows to quickly counter terrorist threats and ensure economic security.
The introduction of the main provisions, recommendations and results of the research contributes to creating conditions for a breakthrough development of the economy.
Keywords: breakthrough development, economic security, terrorism, economic security strategy, security indicators, vulnerability of the economy.
В качестве основной задачи развития страны определено прорывное развитие России, основными особенностями которого выступают преобладание инноваций в экономике, циф-
ровизации экономического развития, развитие креативных отраслей. Прорывное развитие предполагает увеличение темпов экономического роста выше мировых, при сохранении
Проблемы экономики и юридической практики
4'2018
макроэкономической стабильности. Решение поставленной задачи обуславливает необходимость интегрирования систем, направленных на обеспечение экономической безопасности и защиты от террористических угроз. Соблюдение условий интеграции позволит снизить степень уязвимости экономической системы, укрепить институциональные основы, что способствует созданию платформы для прорывного развития.
Ускоренная глобализация, возрастание роли инновационной составляющей, цифровизации экономики приводит к возникновению различных угроз, препятствующих и тормозящих прорывное развитие. Одним из таких негативных явлений выступает терроризм, угрозой которого является разрушение политических, экономических, правовых и социальных устоев любого государства. Россия, как и многие мировые государства, ощутила на себе влияние международного и внутреннего терроризма (захваты школы в г. Беслан и здания «Норд-Оста» в г. Москва, вооруженное нападение на г. Нальчик, взрывы домов в г. Москва, г. Буйнакск и г. Волгодонск и т.д.). Крупные теракты произошли и во многих зарубежных странах США (Всемирный торговый центр, Пентагон), Испании, Великобритании и др. Необходимо отметить, что терроризм становится одним из факторов, влияющих на снижение уровня экономической безопасности и тормозящих прорывное развитие экономики России. Это актуализирует необходимость исследования террористических угроз и разработки мероприятий по их нейтрализации. В этих целях была разработана «Концепция противодействия терроризму в РФ», в которой обоснованы основные принципы, цель, задачи и направления развития общегосударственной системы противодействия террористическим угрозам в РФ. На основе анализа современной ситуации в концепции представлены основные, тенденции характеризующие развитие терроризма, а именно [4]:
- увеличивается количество террористических актов и пострадавших от них лиц;
- расширяется география терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора;
- усиливается взаимное влияния различных внутренних и внешних социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение угроз терроризма;
- повышается уровень организованности террористической деятельности, создаются крупные террористические формирования с развитой инфраструктурой;
- усиливается взаимосвязь терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной;
- повышается уровень финансового обеспечения террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций;
- субъекты террористической деятельности стремятся завладеть оружием массового поражения;
- терроризм используется как инструмента вмешательства во внутренние дела государств;
- разрабатываются новые и совершенствуются существующие формы и методы террористической деятельности [4].
Как показывает российская и мировая практика эффективность ликвидации и нейтрализации террористических угроз во многом зависит от изучения факторов, обусловливающих возникновение и распространение терроризма, либо способствующих ему причин и условий. На рис. 1 представлены факторы, которые обуславливают возникновение и распространение терроризма в России.
Изучение данных факторов позволит разработать действенную систему защиты, позволяющую обеспечить усло-
вия прорывного развития и повысить уровень национальной безопасности.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что терроризм как угроза имеет различные вектора влияния. Огромное влияние терроризм оказывает на уровень экономической безопасности территориальных образований макро-, мезо и микроуровне. Как известно, экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечивается устойчивое социально-экономическое развитие страны, способствующее удовлетворению всех национальных интересов [7]. Индикаторами, отражающими уровень экономической безопасности являются: доля инвестиций в основной капитал в % в ВВП; доля инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, работ, услуг; доля высокотехнологичной и наукоемкой продукции в ВВП; коэффициент дифференциации доходов; численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимумам; уровень монетизации М2 на конец года; доля организаций, осуществляющих технологические инновации [6;7;8]. Как показывает практика в настоящее время некоторые индикаторы не соответствуют пороговым значениям, которые рассчитаны на основе методик В. К. Сенчагова и С.Ю. Глазьева [6; 8].
ФАКТОРЫ, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ТЕРРОРИЗМА В РОССИИ
ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ:
- попытки проникновения международных террористических организаций в отдельные регионы РФ; наличие очагов террористической активности вблизи государственной границы РФ и границ ее союзников;
- наличие в иностранных государствах лагерей подготовки боевиков для международных террористических и экстремистских организаций, в том числе антироссийской направленности, а также теологических учебных заведений, распространяющих идеологию религиозного экстремизма;
- финансовая поддержка террористических и экстремистских организаций, действующих на территории РФ, со стороны международных террористических и экстремистских организаций;
- стремление ряда иностранных государств, в том числе в рамках осуществления антитеррористической деятельности, ослабить РФ и ее позицию в мире, установить свое политическое, экономическое или иное влияние в отдельных субъектах РФ;
- распространение идей терроризма и экстремизма через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет и средства массовой информации;
- заинтересованность субъектов террористической деятельности в широком освещении своей деятельности в средствах массовой информации в целях получения наибольшего общественного резонанса;
- отсутствие в международном сообществе единого подхода к определению причин возникновения и распространения терроризма и его движущих сил, наличие двойных стандартов в правоприменительной практике в области борьбы с терроризмом;
- отсутствие единого антитеррористического информационного пространства на международном и национальном уровнях.
Рисунок 1. Факторы, обусловливающие возникновение и распространение терроризма в России [4].
Важным документом, направленным на решение задачи повышения экономической безопасности стала «Стратегия эко-
ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ:
- межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия;
- наличие условий для деятельности экстремистски настроенных лиц и объединений;
- недостаточная эффективность правоохранительных, административно-правовых и иных мер по противодействию терроризму;
- ненадлежащий контроль за распространением идей радикализма, пропагандой насилия и жестокости в едином информационном пространстве РФ;
- недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.
Аликаева М. В., Факов А. М., Гурфова Р. В.
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ И ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ПРОРЫВНОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
номической безопасности РФ на период до 2030 г.», в которой обозначены основные вызовы и угрозы экономической безопасности. Необходимо отметить, что в данной Стратегии впервые в качестве угрозы экономической безопасности выделены военно-политические. В качестве основных детерминант, позволяющих обеспечить высокий уровень экономической безопасности согласно данной стратегии признаны необходимость повысить уровень эффективность государственного регулирования экономики в целях прорывного развития; повысить производительность труда; освоить новые ресурсные источники; улучшить, стабилизировать и повысить степень защищенности финансовой системы; совершенствовать межбюджетные отношения [2].
В современных условиях «усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей» [2]. Одной из угроз военно-политического характера выступает терроризм, оказывающий значительное воздействие на уровень экономического развития. Так, согласно данным Министерства экономики Бельгии, экономический ущерб в результате совершенных террористических актов (Брюссель, 2016 г) составил 1 млрд евро [9].
Таким образом, терроризм может выступать внешней и внутренней детерминантой, препятствующей достижению основой цели экономической безопасности, а именно - укрепление национальной системы и противостояние ее возникающим внешним и внутренним угрозам. Это в свою очередь тормозит прорывное развитие экономики, направленное на достижение такого состояния, при котором российская экономика будет обладать технико-технологической независимостью и технико-технологической неуязвимостью.
Терроризм как угроза экономической безопасности имеет две направленности: с одной стороны это нанесение экономического ущерба, с другой влияние на сознание членов общества. Как показывает практика, террористические атаки негативно влияют на имидж территории (страна, регион, город и т.д.) снижая уровень туристических потоков, а также уровень инвестиционной привлекательности. [10]
Защита от угроз экономической безопасности и разработка действенных мероприятий по противодействию терроризма возможна на основе использования как внутренних ресурсов страны (развитие человеческого капитала; создание национальной платежной системы; качественное образование и т д.) так и внешних.
В целях эффективного противодействия терроризму и нейтрализации угроз экономической безопасности необходима целенаправленная и действенная система мер, направленная на оздоровление экономики и выравнивания уровня пространственной поляризации [5], сокращение масштабов маргинализации общества, его социального и имущественного расслоения и дифференциации, обеспечение социальной защиты населения [4]. Решение данной проблемы возможно путем разработки модели управленческих решений, на основе системно-комплексного подхода и включающей 6 блоков (рис.2).
1. Определение и классификация террористические угроз и угроз
экономической безопасности
4
II. Определение и группировка объектов мониторинга
террористических угроз и угроз экономической безопасности
i
III. Формирование совокупности показателей, необходимых для диагностики уровня защищенности и экономической безопасности
i
IV. Обобщение и анализ результатов расчета состояния защищенности и экономической безопасности
1
с V. Разработка мероприятий для ликвидации, нейтрализации и ослаблению
террористических угроз и угроз экономической безопасности
1
VI. Совершенствование нормативно-правовой и законодательной базы
Рисунок 2. Модель управленческих решений. Данная модель позволит оперативно противодействовать террористическим угрозам и обеспечить экономическую безопасность, повысить уровень инвестиционной привлекательности территории, что в свою очередь отразится на возможности прорывного развития.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 79,25%.
Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http:// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
2. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_216629/
3. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»)[Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/
4. «Концепция противодействия терроризму в Российской Федера-ции»(утв. Президентом РФ 05.10.2009) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_92779/
5. Аликаева М.В., Карашаева Д.А. Анализ динамики поляризации социально-экономического развития // Региональная экономика: теория и практика. - 31. - 2010. с.2-16
6. Глазьев С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. —М.: Астра семь, 1997. — 187
7. Косарев М. Н. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России // Вестник Уральского юридического инсти-тутаМВД России. 2016. - № 1. - С. 29-32.
8. Сенчагов В. К. Как обеспечить экономическую безопасность России // Российская Федерация сегодня. —2007. — № 6. — С. 36-37
9. Ущерб от терактов в Брюсселе оценили в мил-лиард евро [Электронный ресурс]. - URL: http://www.interfax.ru/business/520471
10. Факов А.М. Некоторые особенности деятельности сотрудников полиции в противодействии проявлениям политического экстремизма. // Государственная служба и кадры №2 2018 с116-118.
Проблемы экономики и юридической практики
4'2018
РЕЦЕНЗИЯ
на статью М.В. Аликаевой, Р.В. Гурфовой, А.М. Факова «Противодействие терроризму и обеспечение безопасности как условие прорывного развития экономики России»
Рецензируемая статья посвящена актуальной проблеме, а именно исследованию условий, способствующих прорывному развитию экономики России.
В процессе своего исследования М.В. Аликаевой и Р.В. Гурфовой удалось проанализировать угрозы, препятствующих и тормозящих прорывное развитие. В ходе исследования авторы делают вывод о том, что таких негативных явлений выступает терроризм, угрозой которого является разрушение политических, экономических, правовых и социальных устоев любого государства. Авторы проводят детальный анализ факторов возникновения и распространения терроризма в России, а также влияния террористических угроз на уровень экономической безопасности.
Материал в статье структурирован. Авторы отмечают, что для эффективного противодействия терроризму и нейтрализации угроз экономической безопасности необходима целенаправленная и
действенная система мер. Решение данной проблемы они видят в разработке модели управленческих решений на основе системного подхода и состоящей из шести блоков.
В заключении авторы отмечают, что представленная модель позволит оперативно противодействовать террористическим угрозам и обеспечить экономическую безопасность, благоприятно повлияет на уровень социальноэкономического развития территории, стимулировать приток инвестиции, что в свою очередь отразится на возможности прорывного развития.
В целом рецензируемая статья является завершенным научным исследованием, представляет теоретический и практический интерес, соответствует предъявляемым требованиям и может быть рекомендована для публикации.
Рецензент:
Ученый секретарь,
в.н.с. отдела экономики
инновационного процесса ИИПРУ КБНЦ РАН,
д-р экон. наук, доцент
Ф.А. Мамбетова