УДК 351.72
проблемы экономической безопасности в условиях современной террористической активности
г. в. старцев,
кандидат экономических наук, специалист-эксперт аппарата совета Безопасности Российской Федерации E-mail: [email protected]
Современный международный и внутренний терроризм относится к основным угрозам национальной безопасности. Негативные явления в экономике способствуют укреплению финансово-экономической базы террористических организаций. Нейтрализация финансовых основ терроризма и его воздействия на экономику лежит в основе создания системы противодействия угрозам экономической безопасности в условиях террористической активности.
Ключевые слова: противодействие, сетецентри-ческие войны, угрозы экономической безопасности, финансирование терроризма, экономика террора.
С возникновением независимой России существенно изменилось восприятие проблем национальной безопасности как политиками, так и учеными, что связано с распадом СССР и изменением как внутреннего, так и международного положения страны. России пришлось фактически заново создавать механизм национальной безопасности, чтобы справиться со стоявшими перед страной задачами противодействия угрозам. Потребовалась радикальная реорганизация вооруженных сил, «силовых» структур, чтобы придать этому механизму более или менее адекватную форму.
Понятие экономической безопасности прочно вошло в нормативные правовые документы. В 1996 г. была принята Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации [7], экономическая проблематика заняла видное место в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [8].
Обосновывая подход, касающийся взаимосвязи проблем экономической безопасности России
и террористической активности, необходимо определить место террористических угроз в системе угроз национальной безопасности и ее основной составляющей — экономической безопасности. Речь идет о противодействии финансовым основам терроризма в системе обеспечения экономической безопасности страны.
Во-первых, следует определить, какие виды конкретных террористических угроз связаны с угрозами экономической безопасности. Здесь заслуживает внимания утверждение исследовательского центра Agentura. Ru о том, что психологический аспект террористических атак служит главной причиной экономических неурядиц, возникающих в атакуемом обществе. Каждая террористическая атака производит впечатление, что подобные нападения будут продолжаться и впредь. В первую очередь это оказывает влияние на бизнес, который начинает считать инвестиции в этот город, регион или страну рискованными и изначально пытается заложить в стоимость своих товаров или услуг дополнительную премию за риск, что ведет к снижению деловой активности и росту цен. Боязнь терактов также заставляет бизнес больше средств тратить на обеспечение собственной безопасности, снижая продуктивные инвестиции [4].
В этой плоскости представляют интерес не просто финансовые последствия терроризма с точки зрения экономического ущерба как уже совершенного теракта (взрыва), а создание системы противодействия угрозам экономической безопасности, связанной с осуществлением комплекса дополнительных мер по подрыву экономических основ терроризма, декриминализации подкон-
- 57
трольных преступным группировкам объектов экономики, недопущению легализации денежных средств, полученных преступным путем.
Можно утверждать, что в настоящее время сложилась целая экономика террора, которая работает на развитие финансово-экономической базы террористических объединений. Под этим подразумевается и нелегальная экономика, теневая экономика (коррупция, поборы с легальной экономики и т. д.), т. е. фактически развивается экономика террора. Противодействие экономике террора связано с нейтрализацией терроризма, в том числе нейтрализацией его негативного воздействия на экономику.
Если раньше говорили об отличии терроризма современного от терроризма в XX в., то в настоящее время целесообразно ставить вопрос о том, что терроризм 1990-2000-х гг. и сегодняшний терроризм — это уже разные вещи. Очевидно, что методы экономической поддержки терроризма активно и целенаправленно модифицируются, а значит, противодействие финансовым основам терроризма сегодня также реально требует своей модификации, так как терроризм с опережением находит новые способы своей финансовой поддержки.
Проблема терроризма для государства является комплексной проблемой. Она как раковая опухоль парализует все клетки экономики за счет своих метастазов [3, с. 45].
При всей схожести постановок вопросов в отношении экономической безопасности и противодействия терроризму их необходимо проанализировать и обобщить, чтобы выработать определенный механизм отражения угроз [2, с. 57].
Сегодня имеем дело, с одной стороны, с абсолютно новыми методами и подходами к финансированию терроризма, методами диверсионной деятельности терроризма в отношении экономики, а с другой — действует инфраструктура противодействия терроризму, начавшая складываться в конце 2000-х гг.
Согласно данным СМИ, на территории Северо-Кавказского региона России ежегодно уничтожаются несколько сот боевиков [1], но как только активизируется финансовый поток, как с внутренних, так и с внешних источников, происходит обострение террористической ситуации.
Автор первых концепций «Всемирной Мя-тежевойны» Е. Мессер еще в 1960-е гг. предрек наступление эпохи «неклассических войн», назвал главные угрозы миру и формы вооруженной борьбы на рубеже ХХ и XXI вв.: повстанчество, партизанство (градопартизанство), глобальный терроризм,
58 -
«идеологические диверсии». Именно смесь таких способов «воевания», а также «путаницу идеологий, безыдейной злобы, принципиального протеста и беспринципного буйства» он назвал «мятежевой-ной» [6, с. 134].
Сегодня необходимо рассматривать проблему терроризма не как текущую оперативную активность диверсионных образований, не как следствие реформы определенных государственных структур и т. д., а как систему, начиная с уровня межцивили-зационных и межкультурных конфликтов и кончая долговременными мятежевойнами, террористическими войнами, которые ведут определенные силы в определенных целях на определенных территориях.
Это долговременный конфликт, это столкновение стратегий, и данная тема практически неиссякаема и долговременна. Меняются методы, стратегии и тактики, но мы постоянно стоим перед вызовами и угрозами террористической опасности. Поэтому когда говорят о взаимосвязи экономической безопасности и террора, имеется в виду, что на долговременном стратегическом отрезке придется постоянно сталкиваться с вызовами, угрозами, новыми методами, новыми технологиями и т. д. Заинтересованные силы будут в случаях поражения вновь реанимировать угрозы террористического характера, поддерживая их, в том числе через финансирование.
Терроризм по своей системе не имеет жестких рамок, каких-либо границ, и проблемы профилактики, предупреждения, нейтрализации и т. п. — это тема, которая требует постоянного мониторинга, анализа, осмысления, обобщения, научного изучения и научных рекомендаций в плане того, как теоретически ее понять, обосновать и сформировать соответствующие решения для практических органов обеспечения национальной безопасности и заинтересованных структур.
При анализе способов проводимых боевиками ранее и последних террористических акций на территории России просматриваются совершенно иной уровень данного вида деятельности, динамика технологий, изменения места, времени и схем, изощренность. Видно, как меняется ситуация в этой области. И последний теракт 24 января 2011 г. в московском аэропорту «Домодедово» это наглядно продемонстрировал.
Рассматривая особенности и специфику современных угроз экономической безопасности, связанных с терроризмом, целесообразно осмыслить и понять, что несет нам терроризм сегодня, посмотреть на то, какие формы этой угрозы, их
изменения. Теракты наносят обществу ущерб, принципиально отличающийся от того, который наносят «обычные» преступления или стихийные бедствия. Главный вред возникает не непосредственно в процессе теракта, а впоследствии, в ходе распространения информации о теракте. При этом характер ущерба больше зависит от характера распространяемой в СМИ информации, чем от характера самого теракта [5, с. 38].
К одной из главных угроз экономической безопасности можно отнести складывающуюся систему инфильтрации (вхождения) терроризма в экономику и управление, а по большому счету — в государственные управляющие и политические структуры.
Сегодня ни государство, ни общество, ни бизнес не застрахованы от инфильтрации в отличие от 1980-х и 1990-х гг. Не нужно проходить соответствующие барьеры в виде партийных, служебных и прочих характеристик, анкетных данных, спецпроверок и т. п. при инфильтрации в структуры бизнеса, управления, политики. Это очень опасно. Например, оборонным предприятием руководит человек, лояльный террористам. Или террористы подкупают руководство завода с тем, чтобы вывезти с завода вооружение для боевиков, какого еще нет в действующей армии.
Необходимо отметить, что те угрозы (наше восприятие угроз), которые сегодня существуют, абсолютно не адекватны характеру потенциальных угроз в современном их понимании. Мы еще в некотором плане находимся на уровне 1990-х гг. (Первой чеченской войны), на уровне 2000-х гг. Мы воспринимаем террористическую угрозу как боевую операцию в Дагестане или освобождение заложников в Беслане.
Необходимо осознавать, насколько, например, клановое врастание в экономические, политические, государственные структуры способствует фактической монополизации этих сфер и принятию целенаправленных управленческих решений антиобщественного характера, в результате чего возникает реальная угроза разрушений системы сдержек и противовесов, призванной обеспечивать взаимный контроль властных институтов. Это неминуемо приведет и уже приводит к широкому распространению коррупции, хищений финансовых средств, других злоупотреблений, нанесению значительного экономического ущерба, что, естественно, является угрозой последовательному социально-экономическому развитию государства, а также отрицательно влияет на развитие институтов гражданского общества.
В этих условиях представители криминала беспрепятственно могут вмешиваться в споры хозяйствующих субъектов в качестве «третейских судей», естественно, за определенное финансовое и материальное вознаграждение, завладевать активами промышленных предприятий («рейдерс-тво»), разрабатывать мошеннические схемы по хищению бюджетных средств, государственного и муниципального имущества. В последнее время зафиксирован рост попыток незаконного получения кредитов в коммерческих банках, в том числе с участием администраций банковских учреждений. Просматривается четкая тенденция проявлений попыток криминальных структур внедрять своих представителей в органы власти разного уровня в целях лоббирования выгодных криминалу экономических решений.
Современный взгляд на терроризм и экономическую безопасность в настоящее время нуждается в детальном и фундаментальном исследовании. Необходимо преодолеть упрощенное представление о противодействии терроризму, которое возникло в 1990-х и 2000-х гг. и продолжает над нами довлеть. Именно поэтому органам обеспечения национальной безопасности затруднительно выйти на превенцию (предупреждение) и приходится работать по каждому конкретному произошедшему террористическому акту.
Даже ориентируя на раскрытие преступления правоохранительным органам не ставится задача выявления финансово-экономической составляющей, а акцентируется внимание на то, кто именно приготавливает террористический акт. Безусловно, здесь нужна комплексная и системная агентурная работа на каждом уровне государственной власти, бизнеса, на бытовом уровне.
Терроризм представляется уже сформировавшейся сетевой структурой, а силовые структуры не готовы к борьбе с таковыми, с сетевыми этническими сообществами и т. п.
Это уже не просто общие проблемы. Необходимо поднять весь тот комплекс проблем, который накопился в связи с новыми явлениями этноэкс-тремизма, этнотерроризма, методами социально-экономического обеспечения террористической активности.
Террористы отдают себе отчет, что «газават» (священная война против христиан) сегодня — это не только боестолкновения подразделений с обеих сторон периода XIX в., а также 1990-х гг., когда они осваивали азы именно системной борьбы против системы, в которой все отчетливей экономическая составляющая выходит на приоритетный уровень.
- 59
Складывающаяся в современных условиях социально-экономическая инфраструктура терроризма изнутри начинает уничтожать противоположную ей систему путем разложения и поедания социально-экономических основ форм государственной деятельности и субъектов государственного управления, что относится также к основной угрозе экономической безопасности.
Создавать институты противодействия, или даже войны с государством, с властью, обществом, экономикой в федеративном государстве, в многонациональных республиках легче всего через этносообщества. Это подтверждает опыт СССР, Югославии, это опыт, который сейчас стараются применить в Афганистане, Иране и Ираке. Это и есть системный подход, показывающий масштаб проблем.
Современная террористическая угроза в системном плане еще не осмыслена, все методы формирования социально-экономической мощи терроризма не исследованы. И если одержали определенные победы над терроризмом в 2000-х гг., то опять можем столкнуться и уже сталкиваемся с усилением террористической активности. Встает вопрос: почему терроризм опять поднимает голову?
Финансирование в этом вопросе играет значимую роль. Определенные силы финансируют не столько самих боевиков, сколько отношения и те инфраструктуры, которые действуют в правовых рамках и создают целостную инфраструктуру для войны с Россией, в том числе путем ее расчленения и т. д.
В некоторой степени удается отследить финансовые потоки для поддержки терроризма. Изучено, например, как формируются финансовые потоки, где и когда, но организацию сети и сетецентричес-кой структуры, практику ведения сетецентрических войн и диверсионной деятельности еще предстоит осмыслить и исследовать.
Почему в республиках Северо-Кавказского федерального округа, несмотря на бюджетные вливания по поддержке социальной сферы, определенные уступки со стороны федерального центра, значимого улучшения ситуации не происходит. Значит, есть необходимость проанализировать, что изменилось с точки зрения угроз и с точки зрения механизмов воздействия. Еще раз уточнить критерии, принципы и показатели террористических угроз.
Представляется, что основным элементом обеспечения экономической безопасности в рассматриваемой сфере является мониторинг по следующим факторам:
• территориальному аспекту;
• крупным стратегическим участкам экономики;
• общему воздействию на инвестиционный климат;
• общему воздействию на бюджет и на моральный климат в обществе.
К примеру, если теракт парализует деятельность определенной территории, района (отключение электроэнергии и пр.), то это порог. А если террористические акты парализуют инвестиционную активность и воздействуют на предпринимательский и инвестиционный климат, издержки государства (бюджетные расходы), то это критерий. Воздействие террористической активности на дефицит бюджета из-за постоянных выплат — это также порог. А если приходится постоянно отвлекать деньги от модернизации и вкладывать их в ликвидацию последствий терактов на крупных народнохозяйственных объектах, то это критерий.
Описанным способом можно с максимально объективной степенью вероятности определить критерии и установить, какой уровень террористической активности автоматически влечет принятие превентивных мер и определенных управленческих решений.
Список литературы
1. Бортников А. В. С начала года на Северном Кавказе предотвращено более 60 терактов. URL: http//news mail.ru/inpegions/kancasus.
2. Вечканов Г. С. Экономическая безопасность. М.: Вектор, 2005.
3. Дмитриади Г. Г. Безопасность России и ее экономическая политика. М.: ЛЕНАНД, 2005.
4. Исследовательский центр Агентура. Ру. URL: http://www. agentura. ru/terrorism/economics.
5. ЛатовЮ. В. Экономический анализ терроризма: учеб. пособие. М.: Академия управления МВД России, 2007.
6. Месснер Е. Э. Хочешь мира, победи мятеже-войну! М.: Военный университет, Русский Путь, 2005.
7. О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях): Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2117.
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.