Научная статья на тему 'Системный подход к формированию механизмов пресечения каналов финансирования терроризма с позиции экономической безопасности'

Системный подход к формированию механизмов пресечения каналов финансирования терроризма с позиции экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
476
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ / КАНАЛЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ТЕРРОРИЗМ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Старцев Г. В.

В статье рассмотрены проблемы экономической безопасности в условиях террористической активности. Современный терроризм нацелен на создание обширной социально-экономической инфраструктуры в противовес системе национальной безопасности. Противодействие финансированию терроризму должно строиться на основе системного подхода, включающего адекватное отражение угроз экономической безопасности террористического характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Системный подход к формированию механизмов пресечения каналов финансирования терроризма с позиции экономической безопасности»

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МЕХАНИЗМОВ ПРЕСЕЧЕНИЯ КАНАЛОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ТЕРРОРИЗМА С ПОЗИЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Г. В. СТАРЦЕВ,

кандидат экономических наук, специалист-эксперт Аппарата Совета Безопасности Российской Федерации E-mail: g. startsev@yandex. ru

В статье рассмотрены проблемы экономической безопасности в условиях террористической активности. Современный терроризм нацелен на создание обширной социально-экономической инфраструктуры в противовес системе национальной безопасности. Противодействие финансированию терроризма должно строиться на основе системного подхода, включающего адекватное отражение угроз экономической безопасности террористического характера.

Ключевые слова: мониторинг, каналы финансирования, системный подход, терроризм, экономическая безопасность.

Многих ученых и практиков давно волнуют вопросы влияния терроризма на экономическую безопасность. Имеются отдельные работы на данную тему [1, 3]. Однако при всей схожести постановок в отношении экономической безопасности и терроризма сегодня мы имеем дело, с одной стороны, с абсолютно новыми методами и подходами к финансированию терроризма, его поддержке, диверсионной деятельности в отношении экономики, а с другой — с устаревшей инфраструктурой противодействия терроризму.

Отметим, что террористическая деятельность включает в себя следующие слагаемые:

а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта;

б) подстрекательство к террористическому акту;

в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре;

г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов;

д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта;

е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности [4].

Террористы успешно освоили методы системной борьбы против системы. Дело даже не столько в финансировании террористической деятельности, а в том, что террористы в своей методике действий создают обширную инфильтрованную социально-экономическую систему, которая изнутри, как раковая клетка, проникая во все поры, съедает функционирующую систему государства и общества. Или, как говорят террористы: «Вы сами нам проплатите то, что мы против вас делаем». То есть они создадут такие условия и будут действовать такими методами, что мы, сами не зная того, профинансируем их деятельность путем слабого

- 57

контроля за расходованием бюджетных средств, снижения эффективности мер по борьбе с коррупцией и т. д.

Складывающаяся социально-экономическая инфраструктура терроризма изнутри начинает уничтожать противоположную ей систему в виде разложения социально-экономических основ государственной деятельности и субъектов государственного управления и ведет к снижению национальной безопасности на всех уровнях, в том числе ее экономической составляющей.

Создавать институты противодействия (или даже войны с государством) в федеративном государстве, в многонациональных республиках с властью, обществом, экономикой легче всего через этносообщества. Это показал опыт СССР, Югославии, это опыт, который сейчас стараются применить в Афганистане, Иране и Ираке. Это и есть системный подход.

Масштаб проблем, связанных с террористическими угрозами, в системном плане еще не осмыслен до конца, методы формирования социально-экономической мощи терроризма пока не исследованы в полном объеме. И, если были одержаны определенные победы над терроризмом в прошлом веке, то без фундаментального изучения терроризма сегодня мы опять неизбежно сталкиваемся с усилением террористической активности. И не понимаем: почему же терроризм опять поднимает голову? Финансирование в этом вопросе отражает только одно: определенные силы финансируют не столько боевиков, сколько те отношения и те инфраструктуры, которые действуют в правовых рамках и создают целостную инфраструктуру для войны с Россией, в т. ч. путем ее возможного расчленения.

Финансирование терроризма можно определить как «переработку» собственности, поступающей из любого источника (возможно, и законного), для использования в целях финансирования террористической деятельности, которая уже проводится или будет проводиться. Считается, что для финансирования терроризма используются многие приемы, применяемые при отмывании денег [8].

Ранее мы пытались успешно отследить финансовые потоки, изучали, как они формируются, где и когда, но вся сеть и сетецентрическая структура, новая практика ведения сетецентрических войн и диверсионной деятельности пока не находят должного отражения в научных разработках и выработке практических рекомендаций по противодействию терроризму.

Работа аналитиков и опыт служебной деятельности подсказывают, что сегодня ситуация

58 -

радикально изменилась по сравнению с 1990-ми гг. Привычная база данных по финансированию уже не работает. Более того, несмотря на то, что довольно успешно проводятся мероприятия по физическому уничтожению боевиков на территории Северо-Кавказского федерального округа, но, по оценкам специалистов силовых структур, численность этих самых боевиков из года в год остается практически на прежнем уровне.

Почему на Кавказе, несмотря на бюджетные вливания по поддержке социальной сферы, определенные уступки со стороны федерального центра значимого улучшения ситуации не происходит? Необходимо проанализировать, что изменилось и с точки зрения угроз, и с точки зрения механизмов воздействия.

Полученная в 2009 г. информация свидетельствует об активизации на территории Российской Федерации террористической и экстремистской деятельности. В этой связи наиболее сложными регионами остается Южный и Северо-Кавказский федеральные округа. Значительные финансовые ресурсы, поступающие в распоряжение идеологов и организаторов терроризма, являются основным фактором, обеспечивающим возможность рекрутировать в бандформирования представителей местного населения и иностранных наемников, готовить и осуществлять террористические акции.

Финансирование бандформирований, действующих на территории Северо-Кавказского региона, осуществляется в значительной мере из стран Ближнего и Среднего Востока, в частности: Турции, Королевства Саудовской Аравии, Иордании, Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Ирана и др. Установлены международные террористические организации и исламские центры, принимающие участие в финансировании северокавказских экстремистов. Например, международная террористическая организация (МТО) «Братья-мусульмане» направила летом 2009 г. 4 млн долл. на поддержку «джихада в Чечне и Ингушетии». Указанные сведения подтверждаются неоднократно фиксировавшимися встречами на территории стран СНГ эмиссаров этой МТО с доверенными лицами Д. Умарова, на которых осуществлялась передача денег.

Активная деятельность по оказанию финансовой и иной помощи бандформированиям Чечни развернута в районах компактного проживания чеченских общин, преимущественно в мусульманских странах и Европе. Наиболее распространенной формой является сбор денежных средств общинами или чеченскими общественными организациями,

декларирующими своей целью оказание гуманитарной помощи исторической родине. «Добровольные пожертвования» собираются главами общин, организаций и фондов, после чего передаются эмиссарам главарей бандформирований.

Несмотря на финансовую поддержку из-за рубежа лидеров бандподполья, бандиты по-прежнему испытывают недостаток денежных средств и все больше обращаются к внутренним источникам финансирования. Бандформирования и религиозно-экстремистские объединения перенимают методы обычных организованных преступных группировок, фактически переходят на полное «самообеспечение», беря под контроль криминальный бизнес (в частности торговлю наркотиками, похищение людей, рэкет и вымогательство денег у коррумпированной части чиновников).

Как справедливо отмечает А. Долгова, у всех сложных системных явлений, в том числе и организованной преступности, обязательно есть экономическая составляющая. Неслучайно такое большое значение придается во всем мире борьбе с финансированием терроризма, легализацией преступных доходов. Именно криминальные капиталы развернули тот виток коррупции, который поразил мир [2].

Сегодня постоянно разрабатывается и уточняется комплекс мероприятий по выявлению, предупреждению и пресечению финансирования структур международных террористических организаций и бандформирований, действующих на Северном Кавказе. Совместная работа ФСБ и МВД России на этом направлении строится в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами. Разработан план организационно-управленческих и оперативно-розыскных мер по выявлению и пресечению финансирования террористической и экстремистской деятельности, а также подрыву экономических основ терроризма. В рамках совместных планов налажено и осуществляется взаимодействие с СВР, ФТС, ФНС, Минюстом России, Центральным банком РФ, Росфинмониторингом.

В процессе осуществления мониторинга финансовых операций на основании оперативных материалов, поступающих из органов безопасности и правоохранительных структур, Росфинмони-торингом сформирован Перечень организаций и физических лиц, подозреваемых в причастности к экстремистской (террористической) деятельности. По состоянию на 1 августа 2009 г. в российский раздел данного перечня включено 2 347 физических и 30 юридических лиц.

Органами безопасности в течение 2009 г. проводилась работа по материалам в отношении более 1 000 юридических и 3 000 физических лиц, в ходе которой, наряду с данными об экономических преступлениях, поступала информация об использовании незаконно полученных доходов для финансирования террористической деятельности. По результатам мероприятий привлечено к административной ответственности 180 человек, прекращена деятельность 72 организаций. Правоохранительными органами возбуждено более 50 уголовных дел.

В целом в результате профилактических мероприятий, проводимых правоохранительными органами, на фоне мирового финансового кризиса отмечено снижение объемов финансирования субъектов террористической деятельности из-за рубежа со стороны общественных и религиозных организаций.

Негативное влияние на обстановку в сфере пресечения каналов финансирования террористических и экстремистских организаций оказывают следующие факторы:

• несовершенство российского и международного законодательства, не позволяющее отслеживать многоступенчатые схемы финансирования террористических и экстремистских структур, используемые международными террористическими организациями;

• отсутствие законодательного регулирования перемещения в пределах страны наличных денежных средств неизвестного происхождения;

• ограничения, содержащиеся в ст. 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», не позволяющие органам Федеральной службы безопасности РФ, ведущим проверку оперативной информации, до возбуждения уголовных дел знакомиться со сведениями, составляющими банковскую тайну [6]. Вместе с тем в соответствии с той же ст. 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» такое право имеют органы внутренних дел при осуществлении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений;

• сложность выявления государственными финансовыми контролирующими органами (Росфинмониторинг, ФНС России, Центробанк РФ) перемещений денежных средств внутри национальных общин (прежде всего кавказских и среднеазиатских) посредством использования ими теневой системы денеж-

- 59

ных переводов, основанных на взаиморасчетах между посредниками (т. н. «хавала»). Пробелы в законодательной базе не позволяют отслеживать подобные операции с денежными средствами, т. к. они не являются банковскими;

• использование «фирм-однодневок», по счетам которых перемещаются значительные суммы денежных средств. Многие фирмы, осуществляющие подобную деятельность, регистрируются на утерянные паспорта или документы умерших граждан;

• соблюдение мер конспирации лидерами террористических ячеек и их посредниками в ходе реализации финансовых схем (крайне ограниченный круг посвященных в детали и схемы поступления финансовых средств). Способы передачи денежных средств весьма

разнообразны — от использования курьеров и доверенных лиц до применения самых современных легальных методов перевода денег (платежные системы мобильной связи и сети Интернет, а также внебанковские переводы («Вестерн Юнион» и подобные им). Существуют также и достаточно сложные, многоступенчатые «офсетные системы» (закупаются партии товара в одной стране, перепродаются в другой, а выручка идет на финансирование экстремистской деятельности). Подобная схема была реализована в 2008 г. в Татарстане эмиссарами турецкой экстремистской секты «Нурджулар» в ходе поставки оборудования для птицефабрики в Набережных Челнах.

На сегодняшний день одной из главных задач в деле пресечения каналов финансирования терроризма остается обеспечение должного контроля за перемещением гражданами наличных денежных средств, что затруднительно с позиций действующего законодательства. Данное обстоятельство используется преступными группировками (как правило, выходцами с Кавказа), регулярно осуществляющими доставку из стран СНГ и Ближнего Востока на территорию Российской Федерации крупных сумм наличной валюты и рублей неустановленного происхождения, которые используются российскими кредитными организациями для проведения операций по обналичиванию денежных средств и могут направляться на финансирование террористической и экстремистской деятельности. К странам, откуда производится подобный ввоз денег, относятся: Киргизия, Азербайджан, Объединенные Арабские Эмираты. В качестве курьеров по перевозке денег выступают, как правило, граждане России — выходцы из Северо-Кавказского региона, а также Азербайджана и Киргизии.

60 -

В условиях повсеместного использования пособниками террористов наличных денег в качестве средства платежа одним из немногих действенных способов выявления каналов получения ими денежных средств, в том числе из-за рубежа, является организация надежного контроля за доходами и расходами физических лиц. В России такие механизмы, основанные на положениях ряда статей Налогового кодекса РФ (в первую очередь ст. 86.1, 86.2, 86.3), были действительны с 1 января 2000 г. до июля 2003 г., когда они утратили силу согласно Федеральному закону от 07.07.2003 № 104-ФЗ [5].

Кроме того, в случаях финансирования террористической деятельности сторонними лицами ряд объективных факторов не позволяет в полном объеме документировать признаки преступлений, предусмотренных ст. 205.1 Уголовного кодекса РФ («Содействие террористической деятельности и финансирование терроризма») [7]. Даже при наличии установленного факта передачи денег (объективная сторона состава преступления) перспектива привлечения лица, финансирующего бандгруппы и террористические ячейки, крайне затруднительна ввиду отсутствия доказательной базы субъективной стороны преступления (прямого умысла). Подобное возможно лишь в том случае, когда подозреваемый сам подтверждает, что осознал факт совершения действий, предусмотренных частью четвертой ст. 205.1, и желает этого. Однако практика доказывания по данным видам преступлений, а также угроза, которую в себе несет сам террористический акт как таковой, указывает на то, что субъективная сторона данного деяния должна характеризоваться как прямым, так и косвенным умыслом, когда подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного ст. 205.1 УК РФ, мог и должен был предвидеть, что оказываемая им помощь, в том числе и финансовая, шла на террористическую деятельность.

Таким образом, современный терроризм стал динамично развивающейся системой. Происходит постоянное развитие форм и методов осуществления террористической деятельности, установление связей и обмен опытом между террористическими группировками, в том числе с использованием сети Интернет. Усиливается негативное влияние терроризма на экономическую безопасность.

Особую значимость в борьбе с терроризмом приобретает разработка механизмов пресечения каналов его финансирования на основе системного подхода с позиции экономической безопасности. В целях совершенствования обозначенных

механизмов целесообразно провести комплекс

мероприятий:

• создать на базе МВД России межведомственную рабочую группу для выработки единого подхода по отработке конкретных фигурантов и коммерческих структур, прямо или опосредованно участвующих в финансировании экстремизма и терроризма, а также для организации совместных мероприятий в рамках отдельных планов;

• активизировать реализацию законодательных мер, направленных на сокращение объемов наличных расчетов в экономической деятельности, снижение наличной денежной массы, находящейся в обороте;

• проработать вопрос о приведении диспозиции ст. 205.1 УК РФ в соответствие с положениями ст. 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» и обязательствами Российской Федерации, принятыми при ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма;

• рассмотреть вопрос о совершенствовании механизма контроля за расходами физических лиц;

• разработать механизм правового регулирования осуществления финансовых расчетов с использованием сети Интернет, а также правового статуса на территории Российской Федерации платежных систем с использованием «электронных денег» с целью улучшения

механизма контроля за осуществлением безналичных расчетов в небанковской сфере.

Список литературы

1. Городецкий А. Е, Морукова А. А. Институты экономической безопасности в системе противодействия современному терроризму // Аудит и финансовый анализ. 2005. № 4.

2. Долгова А. И. Экономика, преступность, организованная преступность — диалектика развития // В книге «Криминальная экономика и организованная преступность». М., 2007.

3. Латов Ю. В. Экономический анализ терроризма: учеб. пособие. М.: Академия управления МВД России, 2007.

4. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ (ред. от 27.07.2010) // СЗ РФ. 2006. № 11. Ст. 1146.

5. О признании утратившими силу положений законодательных актов Российской Федерации в части налогового контроля за расходами физических лиц: Федеральный закон от 07.07.2003 № 104-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2873.

6. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 27.07.2010) // Ведомости СНД РСФСР. 1990. № 27. Ст. 357.

7. Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.10.2010) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

8. Хаминский Я. М. Международно-правовые меры противодействия финансированию терроризма (на примере ФАТФ) . М. , 2004.

ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.