УДК 343.34
О совершенствовании правовых мер борьбы с новыми угрозами терроризма
Косарев Максим Николаевич, доцент кафедры уголовного права Уральского юридического института МВД России, кандидат юридических наук, доцент
e-mail: kmn8@mail.ru
В статье определяются тенденции терроризма как одной из глобальных угроз для государственной и общественной безопасности. Анализируется применение информационных технологий как фактора развития современного терроризма. Проводится систематизация имеющихся нормативных актов в области обеспечения информационной безопасности и противодействия терроризму. Предлагается авторская позиция по совершенствованию уголовного законодательства в сфере борьбы с террористическими актами, направленными на объекты критической информационной инфраструктуры.
Ключевые слова: безопасность; угроза; стратегия национальной безопасности; доктрина информационной безопасности; терроризм; противодействие терроризму; преступление; объект критической информационной инфраструктуры.
On the improvement of legal measures to combat new threats of terrorism
Kosarev Maksim Nikolaevich,
Associate professor of the Department of Criminal Law of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Gandidate of Law, Associate professor
The article defines the trends of terrorism as one of the global threats to state and public security. The application of information technologies as a factor in the development of modern terrorism is analyzed. Systematization of existing normative acts in the field of ensuring information security and countering terrorism is being carried out. The author's position is proposed to improve criminal legislation in the sphere of combating terrorist acts aimed at critical information infrastructure facilities.
Key words: security; threat; the national security strategy; doctrine of information security; terrorism; counter-terrorism; crime; critical information infrastructure object.
Терроризм как одна из опаснейших угроз безопасности в современном мире представляет собой постоянно изменяющееся и качественно совершенствующееся социально-негативное явление. Поэтому, отмечая стремительное развитие и проникновение современных информационных технологий, которые способствуют удовлетворению всевозможных потребностей общества и появлению новых отношений, можем сделать вывод об объективно усиливающемся их влиянии на повсеместное глобальное воспроизводство идеологии и практики терроризма.
В настоящее время тенденции терроризма характеризуются следующим:
1) увеличением количества стран, в которых совершаются террористические акты;
2) трансграничным масштабом распространения терроризма;
3) возрастанием интенсивности проявлений терроризма;
4) появлением новых форм и методов осуществления террористической деятельности;
5) ростом количества пострадавших, а также увеличением причиняемого материального и организационного ущерба;
6) активным использованием в террористической деятельности современных достижений науки и техники, в том числе и общедоступных предметов, веществ, материалов, что удешевляет проведение терактов и воспроизводит их;
7) повышением уровня финансирования и материально-технического состояния террористических организаций, которые способны вести активное противостояние вооруженным силам государств;
8) проникновением в иные криминальные виды деятельности (незаконный оборот наркотиков, оружия, взрывчатых, радиоактивных веществ, торговля людьми, культурно-историческими ценностями и т. д.);
9) созданием квазигосударственных террористических образований (на контролируемой территории выстраивается система властных, идеологических, правовых, экономических, социальных и иных институтов);
10) поиском и получением доступа к оружию массового поражения и иным общеопасным средствам (ядерные материалы, радиоактивные, химические, биологические и иные опасные вещества);
11) расширением целей террористического воздействия (здания, строения, сооружения, иные объекты, места массового пребывания людей, критическая информационная инфраструктура и др.);
12) увеличением скорости устрашающего воздействия на общество.
Хотелось бы отметить, что фактором, который инициирует глобальное разрастание терроризма, выступает использование информационных технологий в террористических целях. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации определяет, что различные террористические и экстремистские организации широко используют механизмы информационного воздействия на индивидуальное, групповое и общественное сознание в целях нагнетания межнациональной и социальной напряженности, разжигания этнической и религиозной ненависти либо вражды, пропаганды экстремистской идеологии, а также привлечения к террористической деятельности новых сторонников. Такими организациями в противоправных целях активно создаются средства деструктивного воздействия на объекты критической информационной инфраструктуры1.
Эти технологии позволяют глобально, скоротечно, массово, дистанционно, анонимно и безопасно осуществлять распространение и поддержание идеологии терроризма, поиск и рекрутирование новых сторонников, финансирование, координацию, планирование и реализация преступлений террористической направленности. Так, в мире насчитывается более 3,5 миллиардов пользователей Интернета2, что создает огромную устойчивую аудиторию субъектов как для устрашения, так и для распространения оправдательного мировоззрения на терроризм.
Доклад целевой группы Организации Объединенных Наций (ООН) по осуществлению контртеррористических мероприятий «Использование Интернета в террористических целях»3 выделяет следующие методы, с
1 Указ Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. № 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru.
2 Международный союз электросвязи публикует данные по ИКТ за 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.itu.int/ net/pressoffice/press_releases/2016/pdf/30-ru.pdf.
3 Использование интернета в террористических целях / Организация Объединенных Наций. Нью-Йорк, 2013. С. 3-12.
помощью которых Интернет используется в террористических целях:
1) пропаганда (вербовка, подстрекательство, радикализация);
2) финансирование;
3) подготовка террористов;
4) планирование (секретная связь в процессе подготовки, общедоступная информация);
5) исполнение;
6) кибератаки.
Термин «кибератака» обычно означает преднамеренное использование компьютерных сетей в качестве средства для нанесения удара. Такие атаки, как правило, имеют целью нарушить нормальное функционирование таких объектов нападения, как компьютерные системы, серверы или базовая инфраструктура, с помощью «хакинга», изощренных способов создания стойких угроз, компьютерных вирусов, вредоносных программ, «флудинга» или других средств несанкционированного либо злонамеренного доступа. Кибератаки могут иметь характерные черты террористического акта, в частности, их главной мотивировкой является стремление посеять страх, чтобы содействовать достижению политических или социальных целей4.
Так, в документах ООН фиксируется неправомерное использование информационно-коммуникационных технологий террористами и говорится, что, хотя действие многих аккаунтов ИГИЛ5 в социальных сетях было приостановлено, группировка принимает активные ответные меры для того, чтобы удержать контроль над своими социально-медийными средствами пропаганды. На сегодняшний день ИГИЛ, возможно, не располагает необходимым техническим потенциалом для кибератак против важнейших объектов инфраструктуры. Однако опасность того, что ИГИЛ может приобрести необходимые для нападения инструменты через «темный Интернет», существует и становится все более реальной. Предметом особого интереса для ИГИЛ и сочувствующих ей лиц являются данные (особенно конфиденциальные личные данные) сотрудников правоохранительных органов. Так называемая «киберармия халифата» и другие хакерские группы, которые в настоящее время, как представляется, лишь сочувствуют ИГИЛ, могут быть завербованы ИГИЛ в целях повышения оперативной эффективности группировки6.
Активная деятельность ИГИЛ в онлайновом режиме привела к беспрецедентному росту числа иностранных боевиков-террористов, направляющихся в Ирак, Сирийскую Арабскую Республику и Ливию и выезжающих из этих стран, в то время как из-за несогласованности законодательной базы государств-членов
4 Там же. С. 11-12.
5 Организация признана террористической и запрещена на территории Российской Федерации.
6 Доклад Генерального секретаря об угрозе для международного мира и безопасности, которую создает ИГИЛ (ДАИШ), и о масштабах усилий ООН по оказанию поддержки государствам-членам в борьбе с этой угрозой 31 мая 2016 г. [Электронный ресурс]. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/ UND0C/GEN/N16/150/28/PDF/N1615028.pdf?0penElement
и отсутствия международного определения террористических материалов правительства испытывают практические проблемы, когда они пытаются собирать и распространять цифровую информацию и фактические данные для проведения расследований и судебного преследования1.
При этом, описывая проблему распространения сообщений через «темный Интернет» или с использованием программ шифрования текстов, эксперты ООН признают, что государства-члены, возможно, в значительной степени утратили свое технологическое преимущество над террористическими группами, которым они обладали ранее2.
Осознавая опасность угрозы терроризма, международное сообщество и государства формируют рекомендации и реализуют политику по противодействию указанному явлению всеми имеющимися у них средствами (политические, правовые, экономические, информационные, образовательные, организационные, технологические, психологические и т. д.).
Важная роль в противодействии терроризму отведена правовым инструментам, среди которых особое значение с точки зрения строгости воздействия имеют нормы уголовного законодательства. По мнению М. Д. Шаргородского, «появление новых технических средств, научные открытия, обнаружение новых сил природы всегда, наряду с чувством удовлетворения, вызывали в обществе в прошлом тревогу и опасения и создавали необходимость правового регулирования возникающих новых отношений... Право в современном обществе не может и не должно отставать от научного и технического прогресса»3.
Таким образом, подобно регулированию правил функционирования промышленности, транспорта, энергетики, государства в публичных интересах начинают обращаться к регулированию использования информационно-коммуникационных технологий. Так, например, в России был принят Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-Ф34, предусматривающий с
1 См.: Доклад Генерального секретаря об угрозе для международного мира и безопасности, которую создает ИГИЛ (ДАИШ), и о масштабах усилий Организации Объединенных Наций по оказанию поддержки государствам-членам в борьбе с этой угрозой 2 февраля 2017 г. [Электронный ресурс]. URL: https:// documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN /N17/024/65/PDF/ N1702465.pdf?OpenElement.
2 См.: Восемнадцатый доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, представленный во исполнение резолюции 2253 (2015) по ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/2016/ 629&referer=/ english/&Lang=R.
3 Шаргородский М. Д. Избранные работы по уголовному праву. Санкт-Петербург, 2003. С. 385.
4 Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон ''О противодействии
терроризму" и отдельные законодательные акты Российской
Федерации в части установления дополнительных мер про-
тиводействия терроризму и обеспечения общественной безопасности // ИС «КонсультантПлюс».
1 июля 2018 г. обязанность хранить на территории РФ текстовые сообщения пользователей сети Интернет, голосовую информацию, изображения, звуки, видео-, иные электронные сообщения пользователей сети Интернет до шести месяцев с момента окончания их приема, передачи, доставки и (или) обработки. Подобный подход в обеспечении информационной безопасности и борьбы с терроризмом был использован в Великобритании при принятии Акта о полномочиях следствия (Investigatory Powers Act 20165), который также предусматривает возможность хранения данных об интернет активности пользователей сети Интернет.
В России осознание рисков терроризма, возникающих в связи с проникновением информационных технологий в современную жизнь, закреплено в документах стратегического планирования. Так, Стратегия национальной безопасности РФ одним из источников угроз государственной и общественной безопасности называет деятельность террористических и экстремистских организаций, направленную в своем разнообразии и на нарушение безопасности и устойчивости функционирования критической информационной инфраструктуры РФ6.
В рамках реализации политики обеспечения информационной безопасности в России был принят Федеральный закон от 26 июля 2017 г. №187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации», который регулирует отношения в области обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры страны в целях ее устойчивого функционирования при проведении в отношении ее компьютерных атак. Так, в указанном законе под объектом критической информационной инфраструктуры понимаются информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления субъектов критической информационной инфраструктуры.
Увеличение скорости процессов, миниатюризация, усложнение технологических систем, повсеместная цифрофизация их, возникновение новых форм преступной деятельности наряду с распространением информационных знаний среди широкого круга лиц позволяет говорить о такой новой угрозе терроризма, как воздействие на критическую информационную инфраструктуру. Уголовное законодательство России не является статичным инструментом регулирования общественных отношений, оно должно оперативно и эффективно реагировать на изменения общественных отношений и имеет своей задачей предупреждение преступлений.
В связи с этим проанализировав текст Уголовного кодекса РФ7 и выявив отсутствие криминализации
5 См.: Investigatory Powers Act 2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2016/25/pdfs/ukpga_ 20160025_en.pdf.
6 Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности РФ» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL:http://www.pravo.gov.ru.
7 Далее - УК РФ.
деятельности, связанной с посягательствами на критическую информационную инфраструктуру, следует констатировать, что с учетом погружения общественных процессов в информационную среду атака на объекты информационной инфраструктуры по своему разрушительному потенциалу не уступает опасности применения оружия массового поражения, что, в свою очередь, требует от государства своевременного реагирования на такую угрозу. Таким образом, по нашему мнению, стоит дополнить п. «а» ч. 3 ст. 205 УК РФ в части совершения террористического акта в виде посягательства на объект критической информационной инфраструктуры и изложить его следующим образом «3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они:
а) сопряжены с посягательством на объект использования атомной энергии, критической информационной инфраструктуры (курсив наш. - М. К.) либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения, либо ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ...».
В завершение следует отметить, что в современном мире на основе меняющейся реальности требуется активная работа, направленная на выявление новых угроз терроризма и выработку мер, направленных их предотвращение.
Библиографический список
1. Международный союз электросвязи публикует данные по ИКТ за 2016 г. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.itu.int/net/pressoffice/press_releases /2016/ pdf/30-ru.pdf.
2. Использование интернета в террористических целях // Организация Объединенных Наций. - Нью-Йорк, 2013.
3. Доклад Генерального секретаря об угрозе для международного мира и безопасности, которую создает ИГИЛ (ДАИШ), и о масштабах усилий ООН по оказанию поддержки государствам-членам в борьбе с этой угрозой 31 мая 2016 г. [Электронный ресурс]. -URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N16/150/28/PDF/N1615028.pdf?0pen Element.
4. Доклад Генерального секретаря об угрозе для международного мира и безопасности, которую создает ИГИЛ (ДАИШ), и о масштабах усилий Организации Объединенных Наций по оказанию поддержки государствам-членам в борьбе с этой угрозой 2 февраля 2017 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://documents-dd s- ny. u n .o rg/doc/U N DOC/G E N /N17/024/65/PDF/ N1702465.pdf?0penElement.
5. Восемнадцатый доклад Группы по аналитической поддержке и наблюдению за санкциями, представленный во исполнение резолюции 2253 (2015) по ИГИЛ (ДАИШ), «Аль-Каиде» и связанным с ними лицам, группам, предприятиям и организациям [Электронный ресурс]. - URL: http://www.un.org/en/ga/search/view_doc. asp?symbol=S/2016/ 629&referer=/english/&Lang=R.
6. Шаргородский М. Д. Избранные работы по уголовному праву / М. Д. Шаргородский. - Санкт-Петербург, 2003.
Bibliograficheskij spisok
1. Mezhdunarodnyj soyuz ehlektrosvyazi publikuet dannye po IKT za 2016 g. [EHlektronnyj resurs]. - URL: http://www.itu.int/net/pressoffice/press_releases /2016/ pdf/30-ru.pdf.
2. Ispol'zovanie interneta v terroristicheskih celyah // Organizaciya Ob»edinennyh Nacij. - N'yu-Jork, 2013.
3. Doklad General'nogo sekretarya ob ugroze dlya mezhdunarodnogo mira i bezopasnosti, kotoruyu sozdaet IGIL (DAISH), i o masshtabah usilij OON po okazaniyu podderzhki gosudarstvam-chlenam v bor'be s ehtoj ugrozoj 31 maya 2016 g. [EHlektronnyj resurs]. - URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/ N16/150/28/PDF/N1615028.pdf?Open Element.
4. Doklad General'nogo sekretarya ob ugroze dlya mezhdunarodnogo mira i bezopasnosti, kotoruyu sozdaet IGIL (DAISH), i o masshtabah usilij Organizacii Ob»edinennyh Nacij po okazaniyu podderzhki gosudarstvam-chlenam v bor'be s ehtoj ugrozoj 2 fevralya 2017 g. [EHlektronnyj resurs]. - URL: https://documents-dd s- ny.u n .o rg/doc/U N DOC/G E N /N17/024/65/PDF/ N1702465.pdf?OpenElement.
5. Vosemnadcatyj doklad Gruppy po analiticheskoj podderzhke i nablyudeniyu za sankciyami, predstavlennyj vo ispolnenie rezolyucii 2253 (2015) po IGIL (DAISH), «Al'-Kaide»i svyazannyms nimi licam, gruppam, predpriyatiyam i organizaciyam [EHlektronnyj resurs]. - URL: http://www. un.org/en/ga/search/view_doc.asp?symbol=S/2016/ 629&referer=/english/&Lang=R.
6. SHargorodskij M. D. Izbrannye raboty po ugolovnomu pravu / M. D. SHargorodskij. - Sankt-Peterburg, 2003.