Научная статья на тему 'Противодействие террористической и экстремистской идеологии в средствах массовой информации и в сетях связи общего пользования'

Противодействие террористической и экстремистской идеологии в средствах массовой информации и в сетях связи общего пользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
271
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКИХ МАТЕРИАЛОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / БЛОКИРОВКА САЙТОВ / СОДЕРЖАЩИХ ЭКСТРЕМИСТСКИЕ МАТЕРИАЛЫ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРОПАГАНДЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ / ПРЕСЕЧЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ЗАПРЕЩЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ / EXTREMIST MATERIALS / DISTRIBUTION OF EXTREMIST MATERIALS ON THE INTERNET / BLOCKING SITES CONTAINING EXTREMIST MATERIALS / COUNTERING PROPAGANDA OF TERRORIST ACTIVITIES IN SOCIAL NETWORKS / PREVENTING THE EXISTENCE OF INTERNET RESOURCES OF PROHIBITED ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов С.Н., Шерхов Р.Р.

В статье рассматриваются вопросы организации работы правоохранительных органов по борьбе с распространением идеологических основ терроризма и экстремизма, основой которого является распространение экстремистских идей в сети Интернет и различных социальных группах. Авторами на основании анализа нормативных актов, регламентирующих общественные отношения в данной сфере, а также изучения опыта работы оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, в чьи задачи входит борьба с экстремизмом и терроризмом были разработаны практические рекомендации, которые в доступной форме отражают порядок деятельности по ограничению доступа (блокировке) сайтов, содержащих экстремистские материалы. Полученные положительные отзывы с центрального аппарата и многих территориальных органов уголовно-исполнительной системы позволили прийти к выводу о практической значимости данной разработки, а также к желанию поделиться ее основными положениями с широкой научной аудиторией и правоохранительными органами, которые по роду своей профессиональной деятельности соприкасаются с проблемами противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING TERRORISM AND EXTREMIST IDEOLOGY IN THE MEDIA AND IN THE PUBLIC COMMUNICATION NETWORKS

The article deals with the issues of organizing the work of law enforcement agencies to combat the spread of the ideological foundations of terrorism and extremism, which is based on the spread of extremist ideas on the Internet and various social groups. The authors have developed practical recommendations based on the analysis of normative acts regulating public relations in this area, as well as studying the experience of operational units of the criminal Executive system, whose tasks include fighting extremism and terrorism. these recommendations reflect in an accessible form the procedure for restricting access (blocking) sites containing extremist materials. Positive feedback was received from the Central office and a number of territorial bodies criminally-Executive system has allowed to conclude about the practical significance of this development and the desire to share its principles with broad scientific audience, as well as law enforcement authorities, who, in their professional activities come into contact with the problems of combating terrorist crimes and extremist.

Текст научной работы на тему «Противодействие террористической и экстремистской идеологии в средствах массовой информации и в сетях связи общего пользования»

УДК 343.341.1

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ И ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И В СЕТЯХ СВЯЗИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ

Смирнов С.Н., Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань, Российская Федерация, Smirnov_Sergey77@mail.ru

Шерхов Р.Р., Академия Федеральной службы исполнения наказаний России, г. Рязань, Российская Федерация, sherhov007@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы организации работы правоохранительных органов по борьбе с распространением идеологических основ терроризма и экстремизма, основой которого является распространение экстремистских идей в сети Интернет и различных социальных группах.

Авторами на основании анализа нормативных актов, регламентирующих общественные отношения в данной сфере, а также изучения опыта работы оперативных подразделений уголовно-исполнительной системы, в чьи задачи входит борьба с экстремизмом и терроризмом были разработаны практические рекомендации, которые в доступной форме отражают порядок деятельности по ограничению доступа (блокировке) сайтов, содержащих экстремистские материалы. Полученные положительные отзывы с центрального аппарата и многих территориальных органов уголовно-исполнительной системы позволили прийти к выводу о практической значимости данной разработки, а также к желанию поделиться ее основными положениями с широкой научной аудиторией и правоохранительными органами, которые по роду своей профессиональной деятельности соприкасаются с проблемами противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности.

Ключевые слова: экстремистские материалы, распространение экстремистских материалов в сети Интернет, блокировка сайтов, содержащих экстремистские материалы, противодействие пропаганде террористической деятельности в социальных сетях, пресечение существования интернет-ресурсов запрещенных организаций.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-33-1-140-144 UDC 343.341.1

COUNTERING TERRORISM AND EXTREMIST IDEOLOGY IN THE MEDIA AND IN THE PUBLIC

COMMUNICATION NETWORKS

Smirnov S.N., Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russian Federation,

Smirnov_Sergey77@mail.ru

Sherkhov R.R., Academy of the Federal penitentiary service of Russia, Ryazan, Russian Federation,

sherhov007@mail.ru

The article deals with the issues of organizing the work of law enforcement agencies to combat the spread of the ideological foundations of terrorism and extremism, which is based on the spread of extremist ideas on the Internet and various social groups.

The authors have developed practical recommendations based on the analysis of normative acts regulating public relations in this area, as well as studying the experience of operational units of the criminal Executive system, whose tasks include fighting extremism and terrorism. these recommendations reflect in an accessible form the procedure for restricting access (blocking) sites containing extremist materials. Positive feedback was received from the Central office and a number of territorial bodies criminally-Executive system has allowed to conclude about the practical significance of this development and the desire to share its principles with broad scientific audience, as well as law enforcement authorities, who, in their professional activities come into contact with the problems of combating terrorist crimes and extremist.

Key words: extremist materials, distribution of extremist materials on the Internet, blocking sites containing extremist materials, countering propaganda of terrorist activities in social networks, preventing the existence of Internet resources of prohibited organizations.

DOI: 10.21779/2224-0241-2020-33-1-140-144

В настоящее время Интернет является самым эффективным инструментом распространения информации, а также одним из способов манипулирования сознанием людей и влияния на общественное мнение. Специфика глобальной сети как виртуального мира для деятельности экстремистов [1, с. 128] обеспечивает такие преимущества, как простота доступа, независимость от географического расположения, неограниченная потенциальная аудитория, высокая скорость передачи информации, трудность в осуществлении контроля со стороны правоохранительных органов и др. Справедливо замечено, что «важной особенностью ки-берпространства следует считать и то, что нелегко определить точное месторасположение преступника, а также место совершения того или иного противоправного деяния» [2, с. 61]. Учитывая это, члены террористических и экстремистских организаций используют возможности Интернет в продвижении своей идеологии, привлечении сторонников и пособников, играющих важную роль в ресурсной поддержке террористов, осуществляют пропаганду радикальных мировоззрений. Для этого иногда создаются целые специальные подразделения, как это было сделано сепаратистским идеологом М. Удуговым в виде «Информационного агентства «Кавказ-центр»», которое открыло одноименный сайт в сети Интернет [3, с. 106].

Экстремистские материалы могут быть размещены в виде текстов, фотографий, звуко- и видеозаписей, файлов, содержащих какие-то из этих компонентов. С такими материалами можно столкнуться в Интернете в результате их целенаправленного поиска, а также они могут поступить на электронную почту в виде спама. Террористическая деятельность в Интернете может заключаться, в том числе, и в виде совершения хакерских атак на инфраструктурные объекты государств [4, с. 71].

Выпуск материалов, пропагандирующих, например, террористическую деятельность МТО «ИГИЛ», осуществляют следующие медиаресурсы: «Амак», «Аль-Фуркан», «Аль-Хайат», «Фурат», «Фуркан», «Аль-Итисам», «Аджнад», «Химма» и др. Каждый выпуск пропагандистских материалов размещен в сети Интернет в различных форматах (pdf, word, ibooks и т. д.), позволяющих их просмотр, копирование и сохранение на любых операционных системах средств мобильной связи. Дополнительно указанными медиаресурсами организовано размещение посредством файлообменных «хостингов» (GoogleDocs, YandexDisk,

Wordpress.com и т.д.) подготовленных материалов с целью расширения возможной аудитории.

Экстремистские идеи нередко выявляются и в социальных сетях, в которых проявляются высокий уровень интерактивности их пользователей, скорость обмена контентом и общения.

Несмотря на то, что некоторые социальные сети активно взаимодействуют с правоохранительными органами в плане удаления экстремистских

источников информации, публикуемые материалы в ходе проведения соответствующих экспертиз не признаются таковыми. Нередко об их существовании правоохранительным структурам не известно.

Если установить экстремистскую направленность в случае сообществ, где звучат прямые призывы к свержению действующей власти, достаточно просто и сомнений в выводах экспертизы практически нет, то в случае пропаганды религиозного экстремизма все гораздо сложнее, так как пропаганда ведется в существующих группах, посвященных вопросам религии. Дополнительные сложности создает также тесная связь религиозного фундаментализма и религии, в рамках которой действует данное течение.

В качестве примера можно привести ваххабизм: ваххабистская литература является незаконной и изымается, однако на появление литературы, фото- и видеоматериалов в социальных сетях правоохранительные органы часто просто не успевают реагировать, не получая вовремя информацию о наличии данных материалов в Сети [5].

В настоящее время социальные сети часто действуют в симбиозе с традиционными СМИ, играя роль распределителя готового контента. Помимо распределительной функции, социальные сети нередко исполняют роль информагентства, предоставляя СМИ информацию, на основании которой и создается готовый новостной и аналитический контент. В качестве примера можно привести частое появление роликов с видеохостинга Youtube.com в новостных и аналитических передачах центральных телеканалов. Причем, как правильно замечено, журналисты зачастую, желая получить сенсационный материал, пренебрегают не только правилами журналистской этики, но и общечеловеческой моралью, когда к какой-либо кризисной ситуации относятся как к очередному информационному поводу, не придавая значения тому, как в последующем выданная в эфир информация, скажется на восприятии гражданами тех или иных процессов [6, с. 31].

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещается использование сети связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности, на основании чего уполномоченными государственными органами осуществляются меры по ограничению доступа либо блокировке соответствующих интернет-ресурсов.

Стоит отметить, что в настоящее время существует два способа пресечения деятельности таких ресурсов - судебный и досудебный.

Первый способ связан с признанием судами Российской Федерации материалов экстремистскими (в том числе информационных ресурсов в сети Интернет), включением организаций либо в перечень террористических, запрещенных в Российской Федерации, либо в перечень некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято

вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным вышеобозначенным нормативным правовым актом. Данные методы достаточно затратные по времени и применяются в основном для пресечения деятельности непосредственно организаций (ст. 13) либо являются результатом реализации материалов оперативно-розыскной деятельности, где дополнительно необходимо заключение эксперта на предмет наличия в указанных материалах призывов к осуществлению экстремистской деятельности.

Второй способ - досудебная блокировка, которая, в свою очередь, подразделяется на два вида. Первый - это досудебная блокировка посредством возможностей Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее - Роскомсвязьнад-зор) по представлению Генеральной Прокуратуры Российской Федерации. Второй - непосредственно через Роскомсвязьнадзор.

Роскомсвязьнадзор - уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий во внесудебном порядке ограничение доступа к информации в сети Интернет в порядке и на основании ст. 15.1 и 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Основанием для ограничения доступа, определенным этими нормами, наряду со многими относится также информация с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности или участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Роскомсвязьнадзор организует ограничение доступа к такой информации на основании требования Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя.

Во исполнение ст. 15.1-1 и 15.3 данного нормативного акта и в целях обеспечения единого порядка реализации полномочий при его применении приказом Генеральной прокуратуры РФ от 26 августа 2019 г. № 596 утверждена Инструкция о порядке рассмотрения уведомлений

о распространяемой с нарушением закона информации в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет.

Инструкция устанавливает порядок рассмотрения уведомлений о распространении в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, информации, выражающей в неприличной форме, которая оскорбляет человеческое достоинство и общественную нравственность, явное неуважение к обществу, государству, официальным государственным символам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации или органам, осуществляющим государственную власть в Российской Федерации, а также ин-

формации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности (выделено нами - авт.), участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан, имуществу, угрозу массового нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо угрозу создания помех функционированию или прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, информационных материалов иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой признана нежелательной на территории Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», сведений, позволяющих получить доступ к указанным информации или материалам.

В целях реализации ограничения доступа к ресурсам, размещающим информацию с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности или участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка, необходимо подготовить и направить в адрес прокуратуры субъектов Российской Федерации (от правоохранительных органов субъектов РФ) либо Генеральной прокуратуры (от Федеральных органов исполнительной власти) информационное письмо, в котором излагается:

- наименование интернет-ресурса (пример - УоиШЬе);

- название ресурса (пример - Славянский союз в России);

- адрес нахождения в сети Интернет (пример -https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret);

- информационные материалы, подтверждающие осуществление противоправной деятельности в части размещения призывов, подготовленных с использованием «скриншотов», а также включающие подробную описательную часть.

В случае подтверждения направленной информации указанные ресурсы будут подвергнуты процедуре блокировки, а в адрес инициатора направлен ответ.

Данный способ применяется для быстрого реагирования на призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности или участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Необходимо отметить, что эти действия должны иметь свое отражение и подтверждение в направляемых материалах.

Кроме вышеуказанного способа досудебной блокировки деятельности интернет-ресурсов, используется непосредственное направление материалов в Роскомсвязьнадзор, либо в его подразделения в субъектах Российской Федерации.

В соответствии с п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Следовательно, те ресурсы, на которых размещены материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов, а также в рамках которых осуществляется пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иной атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, подлежат досудебной блокировке.

В ходе изучения ресурса необходимо проверить наличие его в едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (на официальном сайте Роскомсвязьнад-зора). После этого зафиксировать информацию, направленную на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, призывы к насильственным действиям, а также информацию, за распространение которой предусмотрена административная ответственность, указав при

этом статьи Уголовного кодекса РФ либо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и затем направить материалы в подразделения Роскомсвязьнадзора.

Помимо этого, в юридических источниках обсуждается возможность внесудебного (административного) порядка включения информации экстремистского и террористического толка в федеральный список экстремистских материалов, что будет способствовать более оперативному реагированию на пропаганду экстремизма с сети Интернет [7, с. 139].

В завершение хотелось бы отметить, что борьба с террористическими и экстремистскими проявлениями является не только государственной, но и общемировой проблемой [8, с. 84], в связи с чем все правоохранительные органы должны быть заинтересованы в ее результативности. Рассмотренные меры противодействия экстремизму и терроризму способны подорвать их идеологическую платформу, сократить радикализацию населения, повлечь дерадикализацию воинствующей молодежи [9, с. 103; 10, с. 107], сократить факты вовлечения людей в преступные бандформирования и т.д. Не зря в отдельных правоохранительных структурах (например, уголовно-исполнительной системе) показатели по обнаружению и блокировке интернет-ресурсов входят в статистическую отчетность и учитываются наравне с другими.

Как показала практика, трудность в реализации подобных мероприятий заключалась в отсутствии четкого алгоритма действий, основанного на нормативных актах, который, насколько это было возможно, разработан и представлен на страницах данной статьи. Авторам видится, что изложенная методика блокировки интернет-ресурсов, будет не бесполезна всем заинтересованным государственным органам.

Литература

1. Магомедов Ш.Б., Асильдаров А. Ч. Научные проблемы противодействия идеологии терроризма // Юридический вестник ДГУ. Т. 19. 2016. № 3. С. 127-132.

2. Алиева М.Н. Кибертерроризм как внутригосударственная и международная проблема // Юридический вестник ДГУ. Т. 22. 2017. № 2. С. 60-65.

3. Абдулатипов А.М. Понятие информационного терроризма // Юридический вестник ДГУ. Т. 30. 2019. № 2. С. 105-111.

4. Ибрагимов Л.Х. Интернет-терроризм как феномен современных политических коммуникаций // Информационные войны. 2016. № 2 (38). С. 71-75.

5. Гладышев В. Социальные сети как инструмент для пропаганды экстремизма // Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет. г. Ростов-на-Дону. URL: http://nac.gov.ru/publikacii/stati-knigi-broshyury/gladyshev-v-socialnye-seti-kak-instrument-dlya.html (дата обращения: 13.11.2019).

6. Габиева С.М. К вопросу о противодействии терроризму в средствах массовой информации // Юридический вестник ДГУ. Т. 2. 2017. № 2. С. 30-34.

7. Абдулатипов А.М., Магомедов Б.Ш. К вопросу о привлечении граждан в террористическую деятельность (на примере Республики Дагестан) // Юридический вестник ДГУ. Т. 26. 2018. № 2. С. 134-139.

8. Гусейнов К.М. Социальные основы экстремизма и терроризма в Республике Дагестане // Юридический вестник ДГУ. Т. 13. 2015. № 1. С. 84-88.

9. Асильдаров А. Ч. Проблемы противодействия идеологии этнорелигиозного терроризма // Юридический вестник ДГУ. Т. 18. 2016. № 2. С. 100-105.

10. Акутаев Р.М. Некоторые факторы, способствующие экстремистским проявлениям в молодежной среде // Юридический вестник ДГУ. Т. 25. 2018. № 1. С. 105-107.

References

1. Magomedov Sh.B., Asil'darov A.Ch. Nauchnyye problemy protivodeystviya ideologii terrorizma // Yu-ridicheskiy vestnik DGU. T. 19. 2016. № 3. S. 127-132.

2. Aliyeva M.N. Kiberterrorizm kak vnutrigosudarstvennaya i mezhdunarodnaya problema // Yuridi-cheskiy vestnik DGU. T. 22. 2017. № 2. S. 60-65.

3. Abdulatipov A.M. Ponyatiye informatsionnogo terrorizma // Yuridicheskiy vestnik DGU. T. 30. 2019. № 2. S. 105-111.

4. Ibragimov L.Kh. Internet-terrorizm kak fenomen sovremennykh politicheskikh kommunikatsiy // In-formatsionnyye voyny. 2016. № 2 (38). S. 71-75.

5. Gladyshev V. Sotsial'nyye seti kak instrument dlya propagandy ekstremizma // Natsional'nyy tsentr informatsionnogo protivodeystviya terrorizmu i ekstremizmu v obrazovatel'noy srede i seti Internet. g. Rostov-na-Donu. URL: http://nac.gov.ru/publikacii/stati-knigi-broshyury/gladyshev-v-socialnye-seti-kak-instrument-dlya.html (data obrashcheniya: 13.11.2019).

6. Gabiyeva S.M. K voprosu o protivodeystvii terrorizmu v sredstvakh massovoy informatsii // Yuridicheskiy vestnik DGU. T. 2. 2017. № 2. S. 30-34.

7. Abdulatipov A.M., Magomedov B.Sh. K voprosu o privlechenii grazhdan v terroristicheskuyu deyatel'nost' (na primere Respubliki Dagestan) // Yuridicheskiy vestnik DGU. T. 26. 2018. № 2. S. 134-139.

8. Guseynov K.M. Sotsial'nyye osnovy ekstremizma i terrorizma v Respublike Dagestane // Yuridicheskiy vestnik DGU. T. 13. 2015. № 1. S. 84-88.

9. Asil'darov A.Ch. Problemy protivodeystviya ideologii etnoreligioznogo terrorizma // Yuridicheskiy vestnik DGU. T. 18. 2016. № 2. S. 100-105.

10. Akutayev R.M. Nekotoryye faktory, sposobstvuyushchiye ekstremistskim proyavleniyam v molodezhnoy srede // Yuridicheskiy vestnik DGU. T. 25. 2018. № 1. S. 105-107.

Поступила в редакцию 20 января 2020 г.

Received 20 January, 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.