Научная статья на тему 'Противодействие распространению экстремистской идеологии с учетом отечественного и зарубежного опыта'

Противодействие распространению экстремистской идеологии с учетом отечественного и зарубежного опыта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
423
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / РАДИКАЛИЗМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ИНТЕРНЕТ / РЕЛИГИЯ / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Голяндин Николай Петрович, Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

На основе анализа отечественного и зарубежного опыта, выделены основные направления противодействия распространения экстремистской идеологии с учетом современных тенденций и развития информационных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Голяндин Николай Петрович, Машекуашева Маргарита Хасанбиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERACTION TO THE SPREAD OF EXTREMIST IDEOLOGY, TAKING INTO ACCOUNT DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Based on the analysis of domestic and foreign experience, the main areas of opposition to the spread of extremist ideology are highlighted, taking into account modern trends and the development of information technology.

Текст научной работы на тему «Противодействие распространению экстремистской идеологии с учетом отечественного и зарубежного опыта»

7.6. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ С УЧЕТОМ ОТЕЧЕСТВЕННОГО И ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА

Голяндин Николай Петрович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: профессор. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо - Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра специальных дисциплин. Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, канд. психол. наук, профессор РАЕ. Должность: старший преподаватель. Место работы: Краснодарский университет МВД России. Филиал: Северо - Кавказский институт повышения квалификации. Подразделение: кафедра государственных и гражданско-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация: На основе анализа отечественного и зарубежного опыта, выделены основные направления противодействия распространения экстремистской идеологии с учетом современных тенденций и развития информационных технологий.

Ключевые слова: экстремизм, терроризм, радикализм противодействие, правоохранительные органы, интернет, религия, профилактика.

COUNTERACTION TO THE SPREAD OF EXTREMIST IDEOLOGY, TAKING INTO ACCOUNT DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Golyandin Nikolay Petrovich, PhD at law, associate professor. Position: professor. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: Special disciplines chair. Mashekuasheva Margarita Khasanbievna, PhD in Psychology, Professor RAE. Position: Senior Lecturer. Place of employment: Krasnodar University of MIA Russia. Branch: North Caucasus Institute for Advanced Studies. Department: state and civil law disciplines chair. E-mail: [email protected]

Annotation: Based on the analysis of domestic and foreign experience, the main areas of opposition to the spread of extremist ideology are highlighted, taking into account modern trends and the development of information technology.

Keywords: extremism, terrorism, radicalism, opposition, law enforcement, the Internet, religion, prevention.

Северный Кавказ остается одним из наиболее напряженных регионов формирования угроз безопасности Российской Федерации. Даже при всей относительности статистической информации, следует признать, что сегодня в регионе значительное влияние на оперативную обстановку продолжают оказывать экстремистские организации с псевдорелигиозной мотивацией. Используя вырванные из контекста религиозных учений доктрины, их организаторы и участники, пытаются спровоцировать противостояние между последователями традиционно исповедуемых в регионе религий, внедрить в сознание населения, прежде всего, молодежи, лозунги, призывающие к изменению социально-политического и государственного устройства Российской Федерации.

Для действующих на территории Северо-Кавказского региона экстремистско-террористического бандподпо-лья характерно использование исламских доктрин, а для праворадикальных экстремистских групп - доста-

точно широкий спектр призывов о возвращении к языческим корням до принятия ультра современных воззрений радикальных сект.

В ходе проводимых многолетних исследований в Северо-Кавказском регионе [2, 12], мы обратили внимание на происшедшие в последние пять лет существенные изменения в содержании, характере и в различных формах проявления экстремисткой деятельности.

Так, псевдорелигиозный экстремизм в условиях СКФО из движения по легализации отдельных положений религиозных канонов в социальную сферу (например, заключение религиозных браков, разрешение житейских проблем в приходах, оказание помощи нуждающимся, проведение миссионерской работы и т.п.) трансформировался в криминально-политическое явление, которое при поддержке со стороны международных террористических организаций продолжает оказывать существенное влияние на дестабилизацию социально-политической ситуации регионе и в стране в целом.

Псевдорелигиозный экстремизм в регионе приобрел организованный, четко спланированный и целенаправленный характер, его субъектами и выразителями сегодня выступают экстремистско-террористические движения, по типу незаконных вооруженных формирований. Более 80% фактов возбуждения в 2016 г. уголовных дел в Российской Федерации по признакам ст. 208 УК РФ приходятся на СКФО [7].

Вместе с тем, отмеченная активность организованных псевдорелигиозных экстремистских групп за счет увеличения в 2012- 2016 годах вооруженных нападений на сотрудников правоохранительных органов, авторитетных религиозных и светских деятелей, а также совершение отдельных террористических актов, скорее носит характер спонтанной мести за результативные действия силовых структур по ликвидации лидеров и активных участников экстремистского бандпод-полья и снижения их пропагандистско-вербовочной деятельности, нежели чем совершавшиеся масштабные акции, которые наблюдались ранее в субъектах Северного Кавказа в 2005- 2010 гг.

Учитывая возросшую эффективность государственной системы противодействия экстремизму, лидеры бандподполья внесли коррективы в свою тактику. Если ранее вовлечение, последующая идеологическая обработка и использование людских ресурсов в экстремистской деятельности была основана на непосредственном личностном контакте вербовщика с вербуемым или руководителя с членами группировки [1]. То, сегодня сфера действий экстремистских группировок предполагает использование современных информационно-коммуникативных систем и информационных технологий для распространения экстремистских материалов, осуществления интернет - рекрутирования новых членов организаций, обмена информацией, относящейся к подготовке и проведению массовых противоправных акций, а также моментального обезличенного перевода финансовых ресурсов для организации деятельности подобных формирований.

Примером этому служит наличие у всех 26 запрещенных на территории Российской Федерации террористических организация своих медеа-ресурсов (медиа-агентства, медиа-центры, медиа-фонды и т.п.), ведущих свою деятельность на различных языках мира. В 2015 году террористическая организация Исламское государство (далее по тексту ИГ-ДАИШ) создала информационный сайт «Халифат. Исламское государ-

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Голяндин Н.П. Машекуашева М.Х.

ство», вещающий только для русскоязычной аудитории. А для операционной системы Андроид, используемой в основном в смартфонах и мобильных устройствах разработано и внедрено специальное приложение под наименованием «The Dawn of Glad Tidings» (Рассвет радостных надежд) с целью размножения и массовой рассылки сообщений от имени пользователей устройств в интересах ИГ-ДАИШ [5,9].

По данным специализированных служб ГУ МВД России по СКФО в ходе информационно-технического мониторинга осуществляется контроль над содержанием более 100 информационных ресурсов сети Интернет этно-националистического и псевдорелигиозного характера. В их числе: около 20 русскоязычных экстремистских интернет-сайтов, пропагандирующих радикальную псевдоисламскую идеологию и более 30 сайтов - материалы этно-националистического толка.

Помимо псевдорелигиозных организаций, в регионе значительно распространилась деятельность различных сектантских (южнокорейской «Миссия Благой Вести», неопятидесятнической конгрегации «Новое поколение») и неоязыческих («Родноверы») течений, а также маргинальных групп типа «Почитатели святости Михаила Горбачева» под ксенофобскими и националистическими лозунгами. На почве этих настроений укрепляются позиции правоэкстремистских группировок в молодежной среде, а также активизируется их деятельность по разжигание межконфессионального противостояния и проведению акций, подрывающих общечеловеческие ценности, моральные устои и основы взаимоуважительного существования на Кавказе представителей разных народов и религий.

Указанные изменения в деятельности псевдорелигиозных экстремистских группировок требуют адекватной реакции на внесение изменений в ныне функционирующую систему государственного противодействия рассматриваемому явлению.

Системный анализ состояния борьбы с экстремизмом в Северо-Кавказском федеральном органе показывает, что наиболее эффективное противодействие этому социальному явлению достигается в ходе комплексного применения: а) предупредительных мер, реализуемых на различных уровнях государственного управления во всех сферах общественной жизни; б) мер пресечения противоправного проявления экстремизма, используемых правоохранительными органами; в) действий по нейтрализации последствий проявлений псевдорелигиозного экстремизма.

Учитывая ограниченные рамки статьи, мы вынуждены остановиться на тех моментах, которые, как показало время, оказывают наиболее эффективное предупредительное воздействие с учетом специфики Северо-Кавказского федерального округа. В частности к ним следует отнести усиление внимания деятельности межведомственных, муниципальных и общественных комиссий по вопросам предупреждения экстремизма, прежде всего, в область индивидуально-профилактической работы, не ослабляя при этом разработку и внедрения прогрессивных мер общепрофилактического воздействия на экзогенные и эндогенные детерминанты, порождающие экстремизм. Одним из таких направлений является принятие мер по расширению форм и сферы взаимодействия правоохранительных органов с представителями зарегистрированных религиозных организаций.

Для обеспечения условий свободы вероисповедания, сохранения и развития духовно-нравственного

потенциала многонационального народа Северного Кавказа по инициативе Центров «Э» МВД России по субъектам СКФО разработаны и подписаны «Соглашения о сотрудничестве» практически со всеми Духовными управлениями мусульман, епархиями (благо-чиниями) Русской Православной Церкви и еврейскими религиозными организациями, функционирующими на территории оперативного обслуживания.

Совершенствование контрпропагандистской деятельности в молодежной среде при совместном участии сотрудников правоохранительных органов, авторитетных религиозных деятелей и активных представителей общественности. Здесь следует отметить, что данная деятельность напрямую сопряжена со смертельной опасностью. Только за период 2011-2016 г.г. членами бандподполья на территории Северного Кавказа были убиты более 20 религиозных мусульманских лидеров и общественных деятелей, которые вели активную работу по разоблачению деятельности участников террористических организаций «Имарат Кавказа» и ИГ-ДАИШ. В числе погибших председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии (г. Нальчик) Анаса Пшихачева, ректор Института теологии и международных отношений (г. Махачкала) Максуд Садиков, шейх Саида Афанди (Республика Дагестан), заместители муфтия Духовного управления мусульман Северной Осетии Ибрагим Дудадров и Ра-сул Гамзатов и др.

Применение мер корректирующего воздействия на лиц, ранее судимых за совершение преступлений экс-тремистско-террористической направленности можно прокомментировать на примере созданных при Главах субъектов СКФО комиссий по оказанию содействия в адаптации лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность и их аналогов [8,11]. Через заседания таких комиссий прошли сотни членов незаконных вооруженных формирований, а также лиц, выезжавших за пределы Российской Федерации с целью участия в деятельности ИГ-ДАИШ.

При этом мы солидарны с мнением специалистов, которые неоднократно высказывались о необходимости переноса внимания от силовых мер пресечения в плоскость совершенствования правового механизма предупредительного воздействия, связанного с осуществлением контроля и надзора за соблюдением законодательства, регламентирующего деятельность религиозных и общественных объединений, политических партий, а также средств массовой информации [6, с. 7], что напрямую вытекает из положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [10].

В связи с этим достаточно перспективными являются методики информационного противодействия экстремизму, разработанные и используемые в зарубежных странах.

Например, Бюро расследований штата Джорджии (Georgia Bureau of Intelligence, GBI) в октябре 2012 г. опубликовало свои стратегические наработки по организации присутствия сотрудников специальных служб в социальных сетях. Согласно им, сотрудникам Бюро предоставлено право применения различных тактических приемов использования своего статуса в сети: открытого, непревлечения внимания (зашифрованный) и тайного (негласного) присутствие. Офицеры и аналитики могут также действовать на различных уровнях в случае визуального наблюдения и сбора информации из социальных сетей. Первый уровень - очевид-

ный, или открытый, статус - имеет место тогда, когда сотрудник не скрывает свою принадлежность к ведомству и рассматривает открытые источники информации. Например, наблюдающему можно увидеть открытую страницу в Facebook, профиль в LinkedIn или страницу в Twitter, чтобы выяснить необходимую информацию.

На втором уровне - статусе непривлечения внимания - отличительные черты правоохранительного учреждения не явные, потому что усилия по сбору информации могут быть затруднены, если будет обнаружено, какое ведомство интересуется информацией. Например, аналитик из разведслужбы, который работает по делу о сексуальной эксплуатации детей, может захотеть ознакомиться с блогом или страницей в Facebook. Отдельные лица могут располагать механизмами контроля и отслеживать адреса интернет-протоколов (IP), поэтому аналитику потребуется механизм, при помощи которого можно избежать правоохранительного IP- адреса. Политика ведомства должна гарантировать надзорное одобрение и контроль над такими действиями.

Последний уровень - тайный - имеет место тогда, когда усилия сотрудника правоохранительного ведомства требуют, чтобы его личность была неизвестна. Например, у сотрудника есть секретный профиль или вымышленное имя, чтобы взаимодействовать с лицом, которое покупает и продает фотографии с детской порнографией. Поскольку этот уровень предполагает значительное взаимодействие сотрудника правоохранительной службы и подозреваемого, политика ведомства должна определять, кто может выполнять эту роль, а также устанавливать надзорные полномочия, необходимые для того, чтобы одобрить использование такого уровня. Кроме того, сотруднику следует учитывать действия, принимаемые на местном и федеральном уровне и на уровне штата, чтобы избежать дублирования или вмешательства других правоохранительных структур, расследующих то же дело. Уверенность в надежности источника.

Политика Бюро расследований штата Джорджии (GBI) требует наличия письменного запроса для использования механизмов контроля за соцсетями. Такой запрос показывает цель, временные рамки, тип механизма контроля, перечень вебсайтов для мониторинга, будет ли и как долго сохраняться полученная информация. [4]

Аналогичные подразделения по защите от виртуальных угроз, обеспечивающие мониторинг и анализ деятельности сайтов, пропагандирующих радикальные и экстремистские идеи, созданы в Федеративной Республики Германии, Великобритании и других европейских странах.

В целях защиты национальной безопасности и общественных интересов в интернет-пространстве правоохранительными органами Китайской Народной Республике разработана и внедрена весьма эффективная система комплексных мер под общим наименованием «Великий брандмауэр Китая» (Great Firewall of China). Основная идея функционирования системы основана на фильтрации получаемой и передаваемой информации по сети Интернет с помощью правовых, регламентных, программных и аппаратных средств. Обеспечивают реализацию этого направления борьбы с экстремизмом и терроризмом специализированные подразделения интернет-полиции, которым помимо выявления противоправного контента предоставлена техническая возможность блокировки сайтов распро-

страняющих любую информацию, запрещенную национальным законодательством. С 2009 года на все компьютеры предусмотрена обязательная установка интернет-фильтров, препятствующих доступу к запрещенным или использующих сомнительную информацию сайтам. При этом в законодательстве Китая предусмотрены достаточно строгие меры ответственности за распространение и использование экстремистских материалов как в отношении владельцев сайтов и провайдеров, так и самих пользователей глобальной информационной сети [3].

В Израиле наряду с развитием государственных правоохранительных органов, ведущих борьбу с экстремизмом и терроризмом в сети Интернет, особое внимание уделяется привлечению к этому виду правоохранительной деятельности общественных организаций. Их основное назначение видится в проведении постоянной разъяснительной работы в среде интернет пользователей. Например, общественная организация под названием Международный институт по противодействию терроризму (International Institute for Counter-Terrorism) позиционирует себя как некоммерческая организация ведущая научно-исследовательскую, консультативную и пропагандистскую деятельность о недопустимости пособничества террористам, а также об угрозе «гражданской халатности» - нежелании населения беспокоится о своей безопасности и безопасности окружающих [3].

Следует отметить, что в российском сегменте Интернета аналогично стали создаваться и активно функционируют более десятка сайтов, ориентированных на контрпропагандистскую работу по неприятию экстремистско-террористической идеологии и формированию в российском обществе нравственно-ценностных приоритетов. В их числе «Национальный портал противодействия терроризму»

(http://www.antiterror.ru.), портал «Наука и образование против террора» (http://scienceport.ru.), сайт «Кавказ-антитеррор» (http://kavkaz-antiterror.ru) и другие.

Вместе с тем, проведенный нами анализ деятельности оперативных подразделений МВД России в борьбе с экстремизмом и терроризмом свидетельствует о значительным отставанием на современном этапе методического, тактического, материального и кадрового обеспечения правоохранительных органов в сфере информационного противодействия с рассматриваемыми явлениями. Но если материально-техническое обеспечения правоохранительных органов в развитии информатизации мало зависит от степени изучения данной проблемы, то состояние методического и кадрового обеспечения имеет прямую зависимость от результатов научных исследований и разработок в сфере информационных технологий.

Данное положение определяет высокую актуальность и необходимость научных исследований, направленных на решение практических проблем правоохранительных органов, а современные инновационные реалии обусловливают необходимость комплексного подхода к информационному противодействию в сети Интернет, который бы предусматривал:

функционирование в системе правоохранительных органов специализированных структур постоянного мониторинга социальных сетей и своевременному принятию нормативно-технических мер по пресечению пропаганды политического и религиозного экстремизма, а также планируемых акциях участников радикальных, экстремистских и террористических групп;

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ИДЕОЛОГИИ

Голяндин Н.П. Машекуашева М.Х.

обеспечение высокой профессиональной подготовки сотрудников таких специализированных подразделений с привлечением к образовательному процессу специалистов в сфере психологии, теологии (ученых, священнослужителей, религиозных деятелей и т.п.), медиа-пространства (блогеров, Интернет-

провайдеров, программистов и т.п.), а также должностных лиц органов исполнительной, законодательной и судебной власти;

объединение усилий общественных, негосударственных, некоммерческих, религиозных, научных интернет сообществ по созданию агитационно-пропагандистского продукта противодействия идеологии экстремизма и терроризма с последующим его размещением на различных информационных ресурсах Интернета, а также организации эффективного правового воспитания пользователей Интернета;

изучение и внедрение в правовое пространство национального законодательства положительного опыта зарубежных стран в борьбе с кибертерроризмом и информационным экстремизмом, а также создание условий для действенного сотрудничества и формирование правового механизма по обеспечению взаимодействию правоохранительных органов различных государств.

Соответственно, необходимо наращивать усилия по профилактике именно предупреждению террористических проявлений[13].

Список литературы:

1. Голяндин Н.П. Изменения в формах проявления экстремистско-террористической деятельности в субъектах СКФО / Современные тенденции развитии науки и технологий. 2016, № 10-8. С. 41-45

2. Голяндин Н.П., Лапунова Ю.А. Направления противодействия оперативных аппаратов органов внутренних дел деятельности деструктивных религиозных организаций криминальной направленности // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007. № 2. С. 462-463.

3. Завьялов С. Зарубежный опыт в области борьбы с пропагандой терроризма в интернете / Зарубежное военное обозрение. 2014. №4. С. 34-39

4. Официальный сайт Бюро расследований штата Джорджии (Georgia Bureau of Intelligence, GBI .) URL: https://gbi.georgia.gov

5. Платов В. Информационные ресурсы ИГИЛ. URL: http://poNtinforiri.su/poNtika/29729-inforiTiadonnye-resursy-igil.html

6. Пролетенкова С.Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации : Автореф. дис... д-ра юрид. наук М.: ВНИИ МВД России, 2013. С. 5-7.

7. По данным ГИАЦ МВД России: квартальная форма отчетности 282 - «Антитеррор» за 2016 г.

8. Положение o Комиссии при Главе Республики Ингушетия по оказанию содействия в адаптации к решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Республики Ингушетия. URL: http://www.sovbez06.ru/o-komissii-po-adaptatsii-k-mirnoy-zhizni/

9. Сундиев И.Ю., Смирнов А. А., Костин В. Н. Новое качество террористической пропаганды: медиаимпе-рия ИГИЛ. // Сайт С.П. Курдюмова. - 02.11.2014. -URL: http://spkurdyumov.ru/biology/novoe-kachestvo-terroristicheskoj-propagandy-mediaimperiya-igil

10. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // ИПП ГАРАНТА. URL: http://base.garant.ru/195521/#ixzz3fGy1f2es

11. Указ Президента Республики Дагестан от 29 апреля 2013 г. № 140 «О комиссии при Главе Республики Дагестан по примирению и согласию». URL: http:// map.lawcs.ru/files/Respublika_Dagestan_ukaz_140_2013. doc

12. Шхагапсоев З. Л., Голяндин Н. П. Деструктивные религиозные организации и их криминальная опасность // Российский следователь. 2005. № 6. С. 40 -42.

13. Машекуашева М.Х., Кармоков М.С. Терроризм как основной субъект воздействия органов внутренних дел // ИСОМ. 2016. №5-1.

Рецензия

на научную статью «Противодействие распространению экстремистской идеологии с учетом отечественного и зарубежного опыта» доцента кафедры СД Голяндина Николая Петровича и старшего преподавателя кафедры ГПД Машекуашевой Маргариты Ха-санбиевны

Авторы в представленной статье на основе анализа отечественного и зарубежного опыта, выделяют основные направления противодействия распространения экстремистской идеологии с учетом современных тенденций и развития информационных технологий.

Справедливо отмечено, что Северный Кавказ остается одним из наиболее напряженных регионов формирования угроз безопасности Российской Федерации. Даже при всей относительности статистической информации, следует признать, что сегодня в регионе значительное влияние на оперативную обстановку продолжают оказывать экстремистские организации с псевдорелигиозной мотивацией. Используя вырванные из контекста религиозных учений доктрины, их организаторы и участники, пытаются спровоцировать противостояние между последователями традиционно исповедуемых в регионе религий, внедрить в сознание населения, прежде всего, молодежи, лозунги, призывающие к изменению социально-политического и государственного устройства Российской Федерации.

Вместе с тем, приводится анализ деятельности оперативных подразделений МВД России в борьбе с экстремизмом и терроризмом свидетельствует о значительным отставанием на современном этапе методического, тактического, материального и кадрового обеспечения правоохранительных органов в сфере информационного противодействия с рассматриваемыми явлениями.

Представленные положения определяют высокую актуальность и необходимость научных исследований, направленных на решение практических проблем правоохранительных органов, а современные инновационные реалии обусловливают необходимость комплексного подхода к информационному противодействию в сети Интернет, который бы предусматривал:

- функционирование в системе правоохранительных органов специализированных структур постоянного мониторинга социальных сетей и своевременному принятию нормативно-технических мер по пресечению пропаганды политического и религиозного экстремизма, а также планируемых акциях участников радикальных, экстремистских и террористических групп;

- обеспечение высокой профессиональной подготовки сотрудников таких специализированных подразделений с привлечением к образовательному процессу специалистов в сфере психологии, теологии (ученых, священнослужителей, религиозных деятелей и т.п.), медиа-пространства (блогеров, Интернет-провайдеров, программистов и т.п.), а также должностных лиц органов исполнительной, законодательной и судебной власти;

- объединение усилий общественных, негосударственных, некоммерческих, религиозных, научных интернет сообществ по созданию агитационно-пропагандистского продукта противодействия идеологии экстремизма и терроризма с последующим его размещением на различных информационных ресурсах Интернета, а также организации эффективного правового воспитания пользователей Интернета;

- изучение и внедрение в правовое пространство национального законодательства положительного опыта зарубежных стран в борьбе с кибертеррориз-мом и информационным экстремизмом, а также создание условий для действенного сотрудничества и формирование правового механизма по обеспечению взаимодействию правоохранительных органов различных государств.

Соответственно, необходимо наращивать усилия по профилактике именно предупреждению террористических проявлений.

Рецензент:

начальник кафедры ОПД кандидат юридических наук полковник полиции А.Ю.Тутуков

Статья прошла проверку системой «Антилпагиат»;

Оригинальность текста - 84,97%

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.