5.2. БОРЬБА С ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫМ ЭКСТРЕМИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ
Шхагапсоев Заурби Лелович, доктор юрид. наук, профессор. Должность: начальник. Место работы: Северо-Кавказский институт (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected] Голяндин Николай Петрович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: профессор кафедры. Место работы: Северо-Кавказский институт (филиал) Краснодарского университета МВД России. Подразделение: кафедра специальных дисциплин. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье проведен анализ проявлений экстремисткой деятельности с псевдо - религиозной мотивацией на территории Северо-Кавказского федеративного округа. На основе генезиса рассматриваемого явления предложены меры по совершенствованию ныне функционирующей системы государственного противодействия псевдо - религиозному экстремизму.
Ключевые слова: преступление, экстремизм, терроризм, религия, псевдо - религиозная мотивация, незаконные вооруженные группы, СевероКавказский федеральный округ, профилактика, правоохранительные органы.
THE FIGHT AGAINST PSEUDO-RELIGIOUS EXTREMISM IN THE NORTH CAUCASUS
Shhagapsoev Zaurbi Lelovich, doctor of juridical Sciences, Professor. Position: head. Place of employment: North Caucasian Institute (branch) of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia. E-mail: [email protected] Golyandin Nikolai Petrovich, PhD in law, associate Professor. Position: professor in the Department. Place of employment-North Caucasian Institute (branch) of Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia. Division: Department of special disciplines. E-mail: [email protected]
Annotation: The article provides an analysis of the manifestations of extremist activity with a pseudo - religious motivation in the territory of the North Caucasus Federal district. On the basis of the Genesis of the phenomenon under consideration proposed measures to improve the current status of the state system for countering pseudo -religious extremism.
Keywords: crime, extremism, terrorism, religion, pseudo - religious motivation, illegal armed groups, North Caucasian Federal district, prevention, the law enforcement agencies.
Северо-Кавказский федеральный округ продолжает оставаться одним из основных центров формирования угроз безопасности Российской Федерации, где по данным ГИАЦ МВД России на протяжении пяти лет неизменно фиксируются около половины террористических актов и экстремистских проявлений от общего количества совершенных в стране.
Безусловно, статистические данные о зарегистрированных преступлениях не отражают всей объективной картины их распространенности в регионе и в стране. Значительное количество фактов насильственного причинения смерти первоначально регистрируется по общеуголовной статистике и только позже, во время предварительного следствия, выявляются мотивы экс-тремистско-террористического характера.
Таблица 1.
Обобщенные сведения о зарегистрированных преступлениях экстремистско-террористического _характера[9]._
6 мес. 2015 2014 2013 2012 2011 2010
По Российской Федерации 1493 2160 1557 1333 1244 1143
В том числе по СКФО 666 976 666 621 627 502
Удельный вес % 44,6 45,2 42,8 46,6 50,4 43,9
Однако при всей относительной объективности статистических данных, следует признать, что сегодня в регионе значительное влияние на оперативную обстановку оказывает деятельность экстремистских организаций с псевдорелигиозной мотивацией. Прикрываясь религиозными учениями их организаторы и участники, пытаются спровоцировать противостояние между последователями различных религиозных конфессий, внедрить в сознание населения, прежде всего, молодежи, псевдорелигиозные лозунги, направленные на насильственное изменение социально-политического и государственного устройства нашей России.
В ходе проводимых многолетних исследований в Северо-Кавказском регионе [3, с. 462-463; 14, с. 40-42; 15, с. 139-141], мы обратили внимание на существенные изменения, происшедшие в последние 2-3 года, как в содержании самого «религиозного экстремизма», так и в различных его формах проявления.
Следует уточнить, что мы согласны с мнением тех специалистов, которые считают, что законодательное закрепленный термин «религиозный экстремизм» [12, п. 40] не совсем правомерно, поскольку религия по своей сути не может нести агрессию, а если несет, то это уже не религия [4, с. 193-195; 6]. В то же время, экстремистские организации для реализации своих целей, активно эксплуатирует отдельные доктриналь-ные положения религий. Например, для действующих на территории Северо-Кавказского региона экстреми-стско-террористического бандподполья - использование исламских доктрин, а для праворадикальных экстремистских групп - достаточно широкий спектр псевдорелигиозных воззрений от язычества до современных сект разного толка. Поэтому, мы считаем, вполне обоснованным применение терминологии, определяющей рассматриваемое явление как «экстремистские проявления с использованием псевдорелигиозной мотивации» либо как «псевдорелигиозный экстремизм».
Комплексный анализ результатов правоохранительной деятельности силовых структур СКФО за последние пять лет позволяет нам выделить наиболее характерные эволюционные признаки экстремистских проявлений, совершаемых по псевдорелигиозным мотивам.
Псевдорелигиозный экстремизм в условиях СКФО из движения по легализации положений ислама (в первую очередь шариата) в правовую систему отдельных субъектов России трансформировался в криминально-политическое явление, которое при определенных условий продолжает оказывать значительное влияние на дестабилизацию социально-политической ситуации регионе и в стране в целом.
Псевдорелигиозный экстремизм в регионе приобрел организованный, четко спланированный и целенаправленный характер, его субъектами и выразителями
БОРЬБА С ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫМ Шхагапсоев З.Л.,
ЭКСТРЕМИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ Голяндин Н.П.
сегодня выступают эстремистско-террористические движения, по типу незаконных вооруженных формирований [2, с.114]. Практически все факты возбуждения уголовных дел в Российской Федерации (2014г. -419) по признакам ст. 208 УК РФ приходятся на СКФО (2014г. - 407) [9].
Вместе с тем, отмеченная активность организованных псевдорелигиозных экстремистских групп за счет увеличения в 2011- 2014 годах вооруженных нападений на сотрудников правоохранительных органов, авторитетных религиозных и светских деятелей, а также совершение отдельных террористических актов, скорее носит характер спонтанной мести за результативные действия силовых структур по ликвидации лидеров и активных участников экстремистского бандпод-полья и снижения их пропагандиско-вербовочной деятельности, нежели чем совершавшиеся масштабные акции, которые наблюдались ранее в субъектах Северного Кавказа в 2004 - 2009 г.г.
Учитывая возросшую эффективность государственной системы противодействия экстремизму, лидеры бандподполья внесли коррективы в свою тактику. Ранее вовлечение, последующая идеологическая обработка и использование людских ресурсов в экстремистской деятельности была основана на непосредственном личностном контакте вербовщика с вербуемым или руководителя с членами группировки [5 с. 146-148]. Сегодня сфера действий экстремистских группировок предполагает использование современных информационно-коммуникативных систем и информационных технологий для распространения экстремистских материалов, осуществления интернет - рекрутирования новых членов организаций, обмена информацией, относящейся к подготовке и проведению массовых противоправных акций, а также моментального обезличенного перевода финансовых ресурсов для организации деятельности подобных формирований.
В Северо-Кавказском регионе именно через информационно-коммуникационные системы активизировалась популяризации взглядов, а также распространение литературы, отражающей информационно-пропагандистские аспекты теоретических разработок авторитетных теософов ислама, лежащих в основе оправдания методов экстремистско-террористической деятельности, а также идеологии вербовки и подготовки боевиков на основе религиозной мотивацией. В 2014 году специализированными службами ГУ МВД России по СКФО в ходе мониторинга осуществлялся контроль над содержанием около 100 информационных ресурсов сети Интернет этнонационалисти-ческого и псевдорелигиозного характера, в том числе: 14 русскоязычных экстремистских интернет-сайтов, пропагандирующих радикальную псевдоисламскую идеологию и около 20 сайтов этнонационалистическо-го толка.
Наблюдаемые изменения в формах, целях и задачах деятельности экстремистских организаций, обусловлены появлением новой международной террористической организации «Исламское государство». Например, подавляющее большинство лидеров экс-тремистско-террористического бандподполья, действующего на территории Северного Кавказа, свою идею создания на территории региона «Имарат Кавказ» стали воспринимать уже не как самостоятельное государство, а как часть всемирного халифата, воплощением которого для мирового терроризма стало
«Исламское государство». В июне 2015 года в Интернете появилось аудиообращение, в котором члены экстремистского бандподполья Северного Кавказа присягнули лидеру самопровозглашенного «Исламского государства».
Правоохранительными органами чаще стали документироваться факты криминального финансирования незаконных вооруженных формирований путем обложение «закятом» (ежегодная милостыня, в размере 1/40 части имущества в пользу бедных, а также на распространение Ислама и истинных знаний о нём) бизнес-структур, функционирующих на территории самопровозглашенных «джамаатов», что свидетельствует о дефиците средств, которые ранее поступали от зарубежных террористических организаций.
Необходимо также признать наличие фактов конкурентной борьбы внутри религиозных объединений приводящей к конфронтации и использованию противозаконных методов в разрешения возникающих противоречий. Например, в июне 2015 года в г. Назрани во время пятничной молитвы в Центральной мечети Насыф-Кортского муниципального округа между прихожанами произошел конфликт, переросший в потасовку. Причиной драки стали разногласия между представителями разных течений в исламе — суфиями и салафитами. Муфтий Исса Хамхоев предложил не проводить обеденный намаз по пятницам, не считающийся обязательным. Верующие, поддерживающие противоположную точку зрения имама Хамзата Чумакова, не дали муфтию договорить и перешли от теологического спора к противозаконным действиям, которые были прекращены прибывшими сотрудниками полиции [8].
Помимо псевдо-мусульманских организаций, в регионе значительно распространена деятельность различных сектантских (южнокорейской «Миссия Благой Вести», неопятидесятнической конгрегации «Новое поколение») и неоязыческих («Родноверы») течений, а также маргинальных групп типа «Почитатели святости Михаила Горбачева» под ксенофобскими и националистическими лозунгами. На почве этих настроений укрепляются позиции правоэкстремистских группировок в молодежной среде, а также активизируется их деятельность по разжигание межконфессионального противостояния и проведению акций, подрывающих общечеловеческие ценности, моральные устои и основы взаимоуважительного существования на Кавказе представителей разных народов и конфессий.
Указанные изменения в деятельности псевдорелигиозных экстремистских группировок потребовали адекватной реакции по своевременному внесению изменений, в ныне функционирующую систему государственного противодействия рассматриваемому явлению.
Системный анализ состояния борьбы с экстремизмом в Северо-Кавказском федеральном органе показывает, что наиболее эффективное противодействие этому социальному явлению достигается в ходе комплексного применения: а) предупредительных мер, реализуемых на различных уровнях государственного управления во всех сферах общественной жизни; б) мер пресечения противоправного проявления экстремизма, используемых правоохранительными органами; в) действий по нейтрализация последствий проявлений псевдорелигиозного экстремизма.
Учитывая рамки статьи, мы вынуждены ограничиться выделением только тех мер, которые, как показало время, оказывают наиболее эффективное предупре-
дительное воздействие с учетом специфики СевероКавказского федерального округа. В частности к ним следует отнести усиление внимания деятельности межведомственных, муниципальных и общественных комиссий по вопросам предупреждения экстремизма, прежде всего, в область индивидуально-профилактической работы, не ослабляя при этом разработку и внедрения прогрессивных мер обще-профилактического воздействия на экзогенные и эндогенные детерминанты, порождающие экстремизм. Одним из многочисленных примеров является деятельность главы муниципального бюджетного учреждения г. Дербента (Республика Дагестан) Центра по профилактике экстремизма в Дагестане Севиль Наврузовой. Основное рабочее время она проводит в индивидуальных профилактических беседах по SKYPE с российскими гражданами, высказывающими свои намерения выехать для участия в военных действиях на стороне международной террористической организации Исламское государства [16].
Для обеспечения условий свободы вероисповедания, сохранения и развития духовно-нравственного потенциала многонационального народа Северного Кавказа приняты меры по расширению форм и сферы взаимодействия правоохранительных органов с представителями зарегистрированных религиозных организаций. По инициативе Центров «Э» МВД России по субъектам СКФО в течение двух лет были разработаны и подписаны «Соглашения о сотрудничестве» практически со всеми Духовными управлениями мусульман, епархиями и благочиниями Русской Православной Церкви и еврейскими религиозными организациями, функционирующими на территории оперативного обслуживания.
Совершенствование контрпропагандистской деятельности в молодежной среде при совместном участии сотрудников правоохранительных органов, авторитетных религиозных деятелей и активных представителей общественности. Здесь следует отметить, что данная деятельность напрямую сопряжена со смертельной опасностью. Только за период 2010-2014 г.г. членами бандподполья на территории Северного Кавказа были убиты 18 религиозных мусульманских лидеров и общественных деятелей, которые вели активную работу по разоблачению деятельности участников террористической организации «Имарат Кавказа». В числе погибших председатель Духовного управления мусульман Кабардино-Балкарии (г. Нальчик) Анаса Пшихачева, ректор Института теологии и международных отношений (г. Махачкала) Максуд Садиков, шейх Саида Афанди (Республика Дагестан), заместители муфтия Духовного управления мусульман Северной Осетии Ибрагим Дудадров и Расул Гамзатов и др.
Применение мер корректирующего воздействия на лиц, ранее судимых за совершение преступлений экс-тремистско-террористической направленности можно прокомментировать на примере созданных при Главах субъектов СКФО комиссий по оказанию содействия в адаптации лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность и их аналогов [13]. Через заседания таких комиссий прошли несколько сот членов незаконных вооруженных формирований и только единицы из них вернулся к противоправной деятельности [1].
В завершении следует согласиться с неоднократно высказанным мнение о необходимости переноса внимания от силовых мер пресечения в плоскость совершенствования правового механизма предупредитель-
ного воздействия, связанного с осуществлением контроля и надзора за соблюдением законодательства, регламентирующего деятельность религиозных и общественных объединений, политических партий, а также средств массовой информации [7, с. 6-7], что напрямую вытекает из положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Так как одним из основных направлений политики государства на долгосрочную перспективу в рассматриваемой правоохранительной сфере определено совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом и экстремизмом[12, п.п.36,38].
В данном контексте хотелось бы отметить, что отсутствие эффективного механизма контроля за деятельностью вновь создаваемых религиозных организаций и групп, процессами прозелитизма, миссионерской деятельности и религиозного обучения в среде коренного населения региона влечет за собой возрастающее влияние в ряде субъектов округа активной вербовочной работы представителей экстремистских организаций с псевдорелигиозной мотивацией прежде всего в молодежной среде.
Выходом из создавшегося положения, мы видим, во внесении изменений в Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [10] (далее ФЗ от 26.09.1997 № 125-ФЗ), суть которых сводится к ведению новелл, определяющих обязательную государственную регистрацию не только религиозных организаций, но и любых религиозных групп, осуществляющих миссионерскую и проповедническую деятельность на территории государства.
Безусловно, Федеральный закон от 13.07.2015 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» [11, п.3 ст. 1], внес более прогрессивные правила ре-гистрационно-уведомительного порядка создания религиозных организации и религиозных групп.
Однако упрощенный порядок уведомительной формы государственной регистрации вновь создаваемых религиозных групп, не входящих в религиозные организации, ставить в заранее невыгодные условия те из них, которые по своей сути являются основными проводниками религиозных догматов традиционных (христианских, мусульманских, иудейских, буддистских) для Российской Федерации конфессий.
Кроме того, по нашему мнению, расширение ст. 7 ФЗ от 26.09.1997 №125-ФЗ путем внесения новеллы о возможности вхождения в состав религиозных групп помимо граждан Российской Федерации «иных лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации», несколько преждевременным.
Наши предположения обусловлены практическими реалиями, с которыми повсеместно сталкиваются правоохранительные органы. Из изученных нами 17 случаев деятельности на территории Северного Кавказа религиозных групп, в задачи которых декларировалось изучение священных текстов и канонов различных религиозных конфессий, большинство (64,7%) было основанных на учениях зарубежных теологических школ или самопровозглашенных «учителей веры». В последующем, подавляющее большинство из них (81,8%) на деле оказались экстремистско-террористическими вербовочными центрами или деструктивными псевдо-религиозными организациями. Для законного прекращения деятельности подобных
БОРЬБА С ПСЕВДОРЕЛИГИОЗНЫМ Шхагапсоев З.Л.,
ЭКСТРЕМИЗМОМ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ Голяндин Н.П.
«религиозных групп», в том числе признании их через суд экстремистскими организациями, проходило достаточно продолжительное время, позволявшее псевдорелигиозным идеологам продолжать свою антигуманную и античеловеческую пропаганду.
Литература:
1. Газета "Коммерсантъ" от 02.07.2014. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2503684
2. Голяндин Н.П. Современные тенденции проявления организованной преступности в СевероКавказском федеральном округе // Безопасность Северо-Кавказского региона: прошлое, настоящее будущее. Сборник статей. Пятигорск: Издательство НИУ ВПО «ИнЭУ», 2015. С. 112-115.
3. Голяндин Н.П., Лапунова Ю.А. Направления противодействия оперативных аппаратов органов внутренних дел деятельности деструктивных религиозных организаций криминальной направленности // «Черные дыры» в Российском законодательстве. 2007. № 2. С. 462-463.
4. Катаргина И.В. Соотношение правовых дефиниций «экстремизм» и «терроризм» в современном Российском законодательстве // Пробелы в российском законодательстве. 2009. №1. С. 193-195.
5. Манукян А.Р. Молодежный религиозный экстремизм в современной России: пути его преодоления и профилактики (на примере Северо-Кавказского региона) // Бизнес в законе. 2014. № 1. С. 146-148.
6. Может ли экстремизм быть религиозным? // Независимая газета. 02.04.2003. URL: http://www.ng.ru/prob-lems/2003-04-02/4_true.html
7. Пролетенкова С.Е. Административно-правовое регулирование противодействия религиозному экстремизму в Российской Федерации : Автореф. дис... д-ра юрид. наук М.: ВНИИ МВД России, 2013. С. 5-7.
8. По данным ИА «Ростбалт». URL: http://www.rosbalt.ru/video/2015/06/05/1406009.html
9. По данным ГИАЦ МВД России: квартальная форма отчетности 282 - «Антитеррор» за 2010-2014 г.г.
10. Федеральный закон от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru - 21.04.2015.
11. Федеральный закон от 13.07.2015 № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 13.07.2015
12. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // ИПП ГАРАНТА. URL: http://base.garant.ru/195521/#ixzz3fGy1f2es
13. Указ Президента Республики Дагестан от 29 апреля 2013 г. № 140 «О комиссии при Главе Республики Дагестан по примирению и согласию». URL: http:// map.lawcs.ru/files/Respublika_Dagestan_ukaz_140_2013. doc
14. Шхагапсоев З. Л., Голяндин Н. П. Деструктивные религиозные организации и их криминальная опасность // Российский следователь. 2005. № 6. С. 40 - 42
15. Шхагапсоев З.Л., Тутуков А.Ю. Организация работы органов внутренних дел по предупреждению правонарушений со стороны молодежных объединений экстремисткой направленности. // Бизнес в законе. 2014. № 1. С. 139-141
16. URL: http://inosmi.ru/rus-
sia/20150406/227311849.htm l#ixzz3fSzioYSr