Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОПЫТ РОССИИ И ФРАНЦИИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОПЫТ РОССИИ И ФРАНЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
231
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
преступление / несовершеннолетний / антиобщественная деятельность / государственная политика.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каражелясков Б.А., Юнусов М.Ф.

В статье проводится анализ государственной политики, проводимой в сфере противодействия преступности несовершеннолетних в России и Франции. Также автором затрагиваются вопросы предупреждения случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность как условия для охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Признается, что государство, обладая авторитетом, властными механизмами, выступает в качестве активатора общественной жизни, ее направляющей силой. На основе обозначенных обстоятельств автор приходит к выводу о том, что современное государство способно обеспечить эффективное идеологическое сопровождение процесса охраны, защиты прав и законных интересов лиц, не достигших возраста совершеннолетия. Обращение к зарубежному опыту в правовой регламентации рассматриваемых отношений позволяет выделить «сильные» стороны используемого законодателем подхода (на примере Франции). Преимущества зарубежного законодателя в регулировании вопроса о противодействии преступности несовершеннолетних, профилактики вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, могут быть в дальнейшем использованы отечественным законодателем при определении направлений проводимой государственной политики в сфере противодействия преступности несовершеннолетних, профилактики вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Каражелясков Б.А., Юнусов М.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ: ОПЫТ РОССИИ И ФРАНЦИИ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2022-5-374-378 NIION: 2018-0076-5/22-716 MOSURED: 77/27-023-2022-5-915

КАРАЖЕЛЯСКОВ Богдан Александрович,

магистрант,

Дальневосточный федеральный университет, Российская Федерация, Владивосток, e-mail: lawyerush@gmail.com

ЮНУСОВ Микаил Фузули оглы,

магистрант,

Дальневосточный федеральный университет, Российская Федерация, Владивосток, e-mail: mikail.yunusov.1999@mail.ru

Научный руководитель: КОРОТКИХ Наталья Николаевна,

доктор юридических наук, профессор, Дальневосточный федеральный университет, Юридическая школа, кафедра уголовного права и криминологии, e-mail: korotkikh.nn@dvfu.ru

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ПРЕСТУПНОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ:

ОПЫТ РОССИИ И ФРАНЦИИ

Аннотация. В статье проводится анализ государственной политики, проводимой в сфере противодействия преступности несовершеннолетних в России и Франции. Также автором затрагиваются вопросы предупреждения случаев вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность как условия для охраны и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Признается, что государство, обладая авторитетом, властными механизмами, выступает в качестве активатора общественной жизни, ее направляющей силой. На основе обозначенных обстоятельств автор приходит к выводу о том, что современное государство способно обеспечить эффективное идеологическое сопровождение процесса охраны, защиты прав и законных интересов лиц, не достигших возраста совершеннолетия. Обращение к зарубежному опыту в правовой регламентации рассматриваемых отношений позволяет выделить «сильные» стороны используемого законодателем подхода (на примере Франции). Преимущества зарубежного законодателя в регулировании вопроса о противодействии преступности несовершеннолетних, профилактики вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность, могут быть в дальнейшем использованы отечественным законодателем при определении направлений проводимой государственной политики в сфере противодействия преступности несовершеннолетних, профилактики вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность.

Ключевые слова: преступление, несовершеннолетний, антиобщественная деятельность, государственная политика.

Bogdan A. KARAZHELYASKOV,

Student,Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation;

Mikail F.O. YUNUSOV,

Student,Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russian Federation;

Academic Supervisor: Natalya Nikolaevna KOROTK1KH,

Doctor of Law, Professor, Far Eastern Federal University, School of Law, Department of Criminal Law and Criminology

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

COUNTERING JUVENILE DELINQUENCY: THE EXPERIENCE OF RUSSIA AND FRANCE

Annotation. The article analyzes the state policy pursued in the field of combating juvenile delinquency in Russia and France. The author also touches upon the issues of preventing cases of involvement of minors in criminal and other antisocial activities as a condition for the protection and protection of the rights and legitimate interests of minors. It is recognized that the state, having authority, power mechanisms, acts as an activator of public life, its guiding force. Based on the indicated circumstances, the author comes to the conclusion that the modern state is able to provide effective ideological support for the process of protection, protection of the rights and legitimate interests of persons under the age of majority. Appeal to foreign experience in the legal regulation of the relations under consideration allows us to highlight the «strengths» of the approach used by the legislator (on the example of France). The advantages of a foreign legislator in regulating the issue of combating juvenile delinquency, preventing the involvement of minors in criminal and other antisocial activities, can be further used by the domestic legislator in determining the directions of the state policy in the field of combating juvenile delinquency, preventing the involvement of minors in criminal and other antisocial activities.

Key words: crime, minor, antisocial activity, state policy.

Актуальность проводимого исследования заключается в том, что в настоящее время свое значение приобрели вопросы разработки, последующего внедрения эффективных превентивных мер, обеспечивающих достойные и благоприятные условия для всестороннего и полного развития личности. В рамках исследования вопроса о противодействии преступности в целом отдельное внимание должно быть уделено изучению направлений, особенностей предупреждения и пресечения преступности несовершеннолетних. При оценке эффективности указанной деятельности проведем сравнительный анализ между опытом России и Франции. Выбор данных государств как объектов сравнения обусловлен тем, что рассматриваемые государства уделяют особое внимание установлению сотрудничества в решении общих вопросов (не исключением следует признать и сферу противодействия преступности несовершеннолетних). Так, 2021 год был проведен под лозунгом: «Перекрестный год межрегионального сотрудничества России и Франции».

Повышенный интерес вопрос о противодействии, профилактике преступности несовершеннолетних вызывает в связи с тем, что несовершеннолетние - это будущее нашего государства. В зависимости от развития указанных субъектов определяется дальнейшее благополучие государства, общества, возможность их развития.

Разработка эффективной законодательной модели по противодействию преступности несовершеннолетних, защите их прав, законных интересов невозможна без учета подходов зарубежных государств к разрешению аналогичных вопросов. В качестве примера обратимся к исследованию опыта России и Франции в рассматриваемой части.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

Статистика свидетельствует о том, что ежегодно в России несовершеннолетние участвуют в совершении значительного числа преступлений. Так, в 2021 году несовершеннолетними было совершено более 10 тысяч преступлений. При этом отмечается, что указанный показатель по сравнению с предыдущим годом снизился на 16% [Краткая характеристика..., www].Вместе с тем, несмотря на наметившиеся положительные тенденции, следует признать уровень преступности несовершеннолетних существенным.

Нестабильная социально-политическая, экономическая ситуация в стране приводит к формированию новых эталонов поведения. Противоправное, асоциальное поведение рассматривается определенной частью подростков в качестве престижного занятия. Усугубляет ситуацию то обстоятельство, что взрослые оказывают активное содействие в вовлечении несовершеннолетних в преступную и антиобщественную деятельность. Ранее лица, совершившие преступление, иное асоциальное и аморальное деяние, рассматривались в качестве представителей маргинальных слоев общества. На сегодняшний день указанные лица признаются в качестве отдельной социальной группы, имеющей собственные интересы, взгляды, идеи.

Широкое распространение рассматриваемых стереотипов и ориентаций указывает на наличие предпосылок для развития российской преступности. В таких условиях перед государством стоит задача по разработке и внедрению эффективных мер, направленных на профилактику, противодействие преступности несовершеннолетних.

Под преступностью несовершеннолетних следует рассматривать негативное явление, складывающееся в обществе при установлении при-

чинно-следственных связей либо при проведении прогноза дальнейшего развития государства, общества [Тонков, 2017, 128]. Цель государственной политики, проводимой в сфере противодействия преступности несовершеннолетних, в том числе и по вопросу вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, сводится к созданию и обеспечению такого уровня по противодействию подростковой преступности, при котором негативные последствия, дестабилизирующее влияние данного явления были бы устранены полностью либо максимально возможно минимизированы, исключены [Тонков, 2017, 128].

При установлении общественной опасности преступности несовершеннолетних следует исходить из определения угрозы прогрессирующего развития негативных явлений, тенденций в обществе.

Проводимая в России государственная политика в сфере противодействия преступности несовершеннолетних направлена на создание условий по неукоснительному соблюдению, обеспечению основополагающего права несовершеннолетнего на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья, защиту прав и свобод.

Основные направления проводимой государственной политики в сфере противодействия преступности несовершеннолетних сводятся к следующему:

- адекватное реагирование на каждый факт совершенного несовершеннолетним преступления, иного антиобщественного действия;

- исключение обвинительного уклона, строгой уголовной репрессии, с одной стороны, и неоправданного либерализма, безнаказанности - с другой;

- оптимальное законодательство, обеспечивающее разумную, реальную исполнимость государственного принуждения, и не имеющее избыточных уголовно-правовых запретов;

- установление эффективного контроля за действиями, осуществляемыми в рамках уголовного преследования и др. [Тонков, 2017, 130]

Особое внимание государство уделяет профилактическим мерам, применяемым в рамках противодействия преступности несовершеннолетних. Среди таких мер:

- борьба с беспризорностью и безнадзорностью, урегулирование возникающих социальных проблем на ранних стадиях их развития;

- создание материально-технической базы для поддержания, развития досуга несовершеннолетних;

- проведение широкой пропаганды правовых знаний;

- оказание психологической помощи подросткам и т.п. [Тонков, 2017, 131]

Интересной представляется практика Франции в области защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Проведению политики в рассматриваемой сфере послужила разработка организационно-правовой системы, используемой при защите и обеспечении прав и законных интересов несовершеннолетних.

Рассматриваемая система отличается своим содержанием. Совокупность законодательных актов, посвященных вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, в качестве своей первоочередной задачи определяет возложение на родителей несовершеннолетнего обязанности по принятию необходимых мер.

В соответствии с нормами гражданского законодательства Франции родителям ребенка предоставляются права по защите интересов ребенка в части обеспечения безопасности, здоровья, обеспечения морально-нравственного воспитания. Здесь же законодатель указывает на обязанность родителей следить за ребенком, защищать его, а также заниматься воспитанием ребенка [Меркулов, 2021, 57].

Законодатель, как видим, исходит из возложения на родителей ребенка обязанности по созданию благоприятных, безопасных условий для жизни, развития несовершеннолетнего. При этом особо оговаривается, что передача обозначенных исключительных прав на третьих лиц запрещается. Также устанавливается запрет и на отказ от исполнения родителями возложенных на них родительских обязанностей.

При разработке государственной политики в рассматриваемой сфере законодатель Франции исходил их учета того факта, что несовершеннолетние, обладая неокрепшим сознанием, умом, не могут отказаться от предложения попробовать спиртные напитки, наркотические вещества и т.п. «Усугубляется» ситуация в тех случаях, когда такие предложения поступают от родителей. В этом случае несовершеннолетними признается, что употребление алкогольных напитков, курение, потребление наркотических средств - обыденные, допустимые вещи.

Политика Франции в рассматриваемой сфере позволяет сделать вывод о том, что государство заинтересовано и обеспокоено принятием правовых, организационных мер, направленных на противодействие преступному, антиобщественному поведению несовершеннолетних.

Основная цель проводимой во Франции политики сводится к профилактике в рамках «организационной защиты» и защиты прав, интересов ребенка в рамках «правовой» защиты. Содержание организационной защиты предполагает осознание семьями возникших трудностей в рассматриваемой сфере, дачу согласия на оказа-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

ние помощи со стороны субъектов превенции, иных уполномоченных субъектов.

Вторая составляющая проводимой государственной политики направлена на выявление случаев, указывающих на наличие опасности по отношению к ребенку, его правам, интересам. Сюда же относятся и случаи совершения несовершеннолетними преступных, иных аморальных и антиобщественных действий [Меркулов, 2021, 58].

Таким образом, можно признать, что во Франции вопросы превенции преступности, противоправного поведения несовершеннолетних выступают в качестве одного из направлений проводимой государственной политики. Особое внимание при этом уделяется установлению уголовной ответственности взрослых за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность.

Вопросы установления уголовной ответственности за совершение преступлений против несовершеннолетних продолжительное время находятся в центре внимания законодателей большинства зарубежных государств. Предпосылки формирования указанного подхода берут свое начало еще в средневековом праве. Вместе с тем, следует отметить, что в уголовном законодательстве, принятом во времена существования феодальных государств, отдельно не выделялись преступления против несовершеннолетних.

Следует отметить, что первые шаги на пути установления уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение преступления или иных антиобщественных действий были сделаны законодателями большинства зарубежных государств только в Х1Х-ХХ вв. Данная тенденция в настоящее время получила свое признание и широкое распространение.

Во исполнение ст. 17 Конвенции ООН о правах ребенка (1989 г.)[Конвенция о правах ребенка, www], устанавливающей право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред здоровью, духовному развитию ребенка законодателями устанавливается уголовная ответственность за совершение рассматриваемой категории общественно опасных деяний.

Свое отражение в нормах действовавших правовых актов большинства зарубежных государств находили следующие гарантии защиты и обеспечения прав несовершеннолетних:

1) обеспечение права на наследование;

2) установление возраста, по достижении которого несовершеннолетние могли вступить в законный брак;

3) возраст, по достижении которого несовершеннолетние могли быть привлечены к уголовной ответственности за совершенные преступления[-Гармышев, 2016, 98].

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

В настоящее время охрана прав и законных интересов несовершеннолетних приобретает особое место в правовых системах зарубежных государств. Исходя из этого, разрабатываются и принимаются нормативно-правовые акты, регламентирующие указанные отношения. Не исключением из данного правила является сфера уголовного права, где устанавливается ответственность за совершение преступлений, посягающих на права и интересы несовершеннолетних.

В отдельной главе сосредоточены преступления против прав и интересов несовершеннолетних по УК Франции (глава VII «О посягательствах на несовершеннолетних и на семью»[Уго-ловный кодекс Франции, www]). К числу преступлений, направленных на вовлечение несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность, по уголовному законодательству Франции можно отнести, например, прямое подстрекательство несовершеннолетнего к употреблению наркотических средств, алкогольных напитков, попрошайничеству, систематическому совершению преступлений или проступков (ст. ст. 227-18-227-21).

Таким образом, законодательство Франции уже на ранних этапах пытается криминализировать потенциально опасные формы, а также прослеживается системность по подвидам отдельных преступных деяний, и, полагаем, данный факт следует учесть российскому законодателю.

Проведенный сравнительно-правовой анализ направлений проводимой государственной политики в сфере профилактики, противодействия преступности несовершеннолетних на примере России и Франции позволяет сделать вывод о едином стремлении законодателей решить проблему защиты несовершеннолетнего от негативного влияния на него взрослых лиц, предупредить случаи вовлечения несовершеннолетних в занятие преступной либо иной антиобщественной деятельностью. Усиление гарантий безопасности детства требует установления единых стандартов в области уголовно-правовой защиты несовер-шеннолетних.Вместе с тем, следует признать, что при наличии широких возможностей к решению исследуемого вопроса, современное государство игнорирует возможность их применения на практике. Так, не разрабатываются инновационные механизмы, которые позволили бы эффективно решать возложенные на государство задачи. В свою очередь, применение таких механизмов позволило бы полно анализировать структуру, содержание выполняемой уполномоченными субъектами задач, устанавливать контроль за деятельностью указанных субъектов, результатами их деятельности. Кроме того, своего использования не находят и «традиционные» способы

решения рассматриваемого проблемного вопроса. В частности, необходимо указать на важную роль семьи в данной сфере. Семья должна выступать в качестве регулятора жизни подростка, а также поддерживающей силы, силы, оказывающей влияние на формирование позитивной системы оценок и ценностей подростка.

Список литературы:

[1] Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989). URL: https://base.garant.ru/2540422/ (дата обращения: 14.04.2022).

[2] Уголовный кодекс Франции 1992 г. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000912817 (дата обращения: 14.04.2022).

[3] Краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации за 2021 год. URL: https://мвд.рф/reports/item/27024130/ (дата обращения: 14.04.2022).

[4] Гармышев Я.В. Особенности уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий в законодательстве зарубежных стран // ГлаголЪ правосудия. 2016. №1 (11). С. 96-104.

[5] Меркулов Р.И. Зарубежный опыт предупреждения и профилактики правонарушений среди несовершеннолетних // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2021. №2-2. С. 56-59.

[6] Тонков Е.Е. Проблемы противодействия преступности несовершеннолетних в современной России // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2017. №17 (266). С. 128-134.

Spisok literatury:

[1] Konvenciya o pravah rebenka (odobrena General'noj Assambleej OON 20.11.1989). URL: https://base.garant.ru/2540422/ (data obrashcheniya: 14.04.2022).

[2] Ugolovnyj kodeks Francii 1992 g. URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000912817 (data obrashcheniya: 14.04.2022).

[3] Kratkaya harakteristika sostoyaniya prestupnosti v Rossijskoj Federaciiza 2021 god. URL: https://mvd.rf/reports/item/27024130/ (data obrashcheniya: 14.04.2022).

[4] Garmyshev YA.V. Osobennosti ugolovnoj otvetstvennosti za vovlechenie nesovershennoletnih v sovershenie antiobshchestvennyh dejstvij v zakonodatel'stve zarubezhnyh stran // Glagol» pravosudiya. 2016. №1 (11). S. 96-104.

[5] Merkulov R.I. Zarubezhnyj opyt preduprezhdeniya i profilaktiki pravonarushenij sredi nesovershennoletnih // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2021. №2-2. S. 56-59.

[6] Tonkov E.E. Problemy protivodejstviya prestupnosti nesovershennoletnih v sovremennoj Rossii // NOMOTHETIKA: Filosofiya. Sociologiya. Pravo. 2017. №17 (266). S. 128-134.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.