1.10. Противодействие преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием сети «Интернет»
© Карчаева Камила Аварьевна
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г.Нальчик, КБР, Россия kamila. karchayeva@mail. ru
Аннотация
Проблема экстремизма на сегодняшний день рассматривается как одна из самых актуальных, ввиду того, что экстремизм несет угрозу общественной и национальной безопасности. Несмотря на деятельность правоохранительных органов в направлении предупреждения экстремистских течений, количество радикальных и террористических организаций продолжает расти. Во многом это объясняется тем, что в условиях глобализации многие преступления осуществляются при помощи сети «Интернет». Современные информационно-телекоммуникационные технологии, основанные на использовании ее ресурсов, стали удобным полем для совершения преступлений, в том числе и экстремистского характера. В свою очередь, для сотрудников правоохранительных органов идентификация преступника и пресечение такого рода преступлений становится все сложнее, ввиду того, что у сети «Интернет» отсутствует определенный собственник, она обладает широким охватом аудитории и позволяет влиять на массы.
Данные проблемы усугубляются и тем, что информация экстремистского содержания не просто размещается на страницах и сайтах, но и пересылается в виде личных сообщений. Особо опасен данный вид преступлений также для молодых людей, ведь несформированное сознание легко попадает под влияние опытных преступников-радикалов. Вербовка молодежи через «Интернет» сегодня самое популярное направление пропагандисткой деятельности экстремистских формирований.
Однако, несмотря на активизацию преступников, а также попытки иностранных государств осуществлять террористическую деятельность на территории России, на данный момент в Российской Федерации разработаны эффективные механизмы правового и организационного характера, которые позволяют оперативно реагировать на экстремистскую деятельность и своевременно ее пресекать, в том числе и в информационно -коммуникационных сетях.
Целью данной статьи является анализ преступлений экстремистской направленности, совершаемых с использованием сети «Интернет», а также разработка предложений по совершенствованию существующей стратегии противодействия такого рода преступлениям.
Ключевые слова: экстремизм, экстремистская деятельность, сеть «Интернет», борьба с экстремизмом, правоохранительные органы, террористическая деятельность, религиозный экстремизм, национальный экстремизм, политический экстремизм, противодействие преступлениям, совершаемым с использованием сети «Интернет».
Для цитирования: Карчаева К.А. Противодействие преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием сети «Интернет»// Пробелы в российском законодательстве. 2020. Т. XIII. №4. С. 061-066.
Combating crimes of extremist orientation committed with the use of the internet network
© Karchaeva Kamila Avariety
North Caucasus Institute for Advanced Studies (branch)
of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Nalchik, Russia [email protected]
Abstract
The problem of extremism today is considered as one of the most relevant, in view of the fact that extremism poses a threat to public and national security. Despite the activities of law enforcement agencies in the direction of preventing extremist movements, the number of radical and terrorist organizations continues to grow. This is mostly due to the fact that in the context of globalization, many crimes are committed using the Internet. Modern information and telecommunication technologies based on the use of its resources have become a convenient field for committing crimes, including extremist ones. In turn, for law enforcement authorities, the identification of the criminal and the suppression of such crimes is becoming increasingly difficult, due to the fact that the Internet does not have a specific owner, it has a wide audience and allows you to influence the masses.
These problems are compounded by the fact that information of extremist content is not only posted on profiles and sites, but also sent in the form of personal messages. This type of crime is especially dangerous for young people, because the unformed consciousness easily falls under the influence of experienced radical criminals. The recruitment of young people through the Internet is today the most popular direction in the propaganda activities of extremist groups.
However, despite the intensification of criminals, as well as attempts by foreign states to carry out terrorist activities on the territory of Russia, currently in the Russian Federation effective mechanisms of a legal and organizational nature have been developed that allow to quickly respond to extremist activity and stop it in a timely manner, also in information and communication networks.
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 61
ISSN 2310-7049 (online)
The purpose of this article is to analyze extremist crimes committed using the Internet, as well as develop proposals to improve the existing strategy to counter such crimes.
Keywords: extremism, extremist activity, the Internet network, the fight against extremism, law enforcement, terrorist activities, religious extremism, national extremism, political extremism, combating crimes committed using the Internet.
For citation: Karchaeva K.A. Ccountering extremist crimes committed using the internet // Gaps in Russian legislation. 2020. Vol. XIII. №4. Pp. 061-066. (in Russ.).
Введение
На современном этапе своего социально-экономического развития Российская Федерация занимает лидирующие позиции на мировой политической арене. Однако внутренние социально-экономические проблемы, агрессия со стороны зарубежных стран, выраженная в экономических санкциях в адрес России, а также возрастание террористической и экстремисткой активности по всему миру, оказывают угрозу национальной безопасности страны.
А главной проблемой, как на уровне нашей страны, так и на международном уровне, остается борьба с экстремизмом и терроризмом. Борьба с экстремизмом занимает центральное место в государственной политике Российской Федерации, а сам экстремизм оценивается как угроза номер один для жизнедеятельности и безопасности всего мирового сообщества.
Под экстремизмом понимают приверженность к крайним взглядам, методам и формам поведения. Среди основных видов экстремизма выделяют религиозный, национальный и политический. Рассматривая многочисленные экстремистские группировки, существующие на территории Российской Федерации, можно прийти к выводу о том, что, несомненно, в России преобладает религиозно-политический экстремизм. Это объясняется высоким уровнем национальных и культурных ценностей, традициями и обычаями населения, проживающего на территории страны, его ментальными и консервативными особенностями.
Под религиозным экстремизмом следует понимать разновидность экстремизма, в основе которого лежит крайняя форма приверженности определенной религиозной идеологии, выраженная в радикальных методах толкования некого вероучения, проявляется в противостоянии существующим религиозным традициям с целью их коренного изменения либо уничтожения.
Российская Федерация - многонациональное государство, с богатым историческим и культурным наследием. В соответствии с Конституцией Российской Федерации граждане России свободны в выборе веры исповедания.1
Религия во все времена определяла мировоззрение, культуру, взгляды на добро и зло, формировала нравственные столпы, обычаи и устои. Однако, вот уже несколько десятилетий проблема религиозного экстремизма в нашей стране стоит очень остро. Виной этому комплекс социально-экономических, политических, духовных и нравственных причин, с которыми столкнулась как наша страна, так и все мировое сообщество. Агрессия со стороны зарубежных стран, экономические санкции, безработица и инфляция, а также религиозная неграмотность и снижение чувства патриотиз-
1 "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ [дата обращения 19.03.2020]
ма у молодежи основные из них. А «экстремизм» как выражение протеста и противостояния действующему режиму и нормам поведения зарождается там, где обостряются внутренние противоречия.
Именно ввиду этого на территории страны стали формироваться течения и группировки, занимающиеся противоправной экстремистской деятельностью. Также радикальные установки проникают на территорию страны из зарубежных государств, которые за счет террористических актов и вербовки молодежи пытаются нанести удар по конституционному строю Российской Федерации.
Поэтому противодействие любым формам терроризма и экстремизма является главным направлением обеспечения государственной и общественной безопасности, которое заключается в усилении роли государства в качестве гаранта безопасности личности и прав собственности.2
Несмотря на активную деятельность правоохранительных органов и силовых структур в направлении противодействия экстремизму, данные организации продолжают свою противоправную деятельность. Во многом это объясняется тем, что в условиях глобализации многие преступления экстремистской направленности осуществляются при помощи сети «Интернет».
Проблему борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в сети «Интернет» сегодня рассматривают многие авторы и ученые, в том числе: З.Л. Шхагапсо-ев, Ю. В. Гаврилин, А.В. Шмонин, В. В. Стукалов, Бу-раева Л.А., Е. В. Запорожец, В.Э. Мозговой, Т.А. Ари-стархова, В.В. Карданов, И.Р. Бегишев, Д.П. Мельникова, и многие другие, что говорит об актуальности проблемы исследования и ее особой опасности для национальной безопасности в настоящее время.
Особенности проявления экстремизма в сети «Интернет»
Особая опасность использования Интернета в противоправных экстремистских целях объясняется следующим. Во-первых, широким охватом аудитории в сети, за счет чего участники экстремистских объединений могут оказывать влияние на сотни и тысячи людей по всему миру одновременно. Во- вторых - это широкое распространение сети «Интернет». Сегодня практически каждый человек имеет возможность выхода в мировое виртуальное пространство через персональный компьютер или личный телефон. В - третьих - доступность данных информационных платформ для малолетних и несовершеннолетних. Как известно, молодежь является самой нестабильной и уязвимой социальной группой. Молодых людей вербуют, настраивают против установленного политического режима, создают благоприятный образ радикальных
2 Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии нацио-
нальной безопасности Российской Федерации" // http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ [дата обращения
19.03.2020]
62 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
формирований и описывают свою деятельность, как «священную войну». Все это приводит к «взрыву» молодежного экстремизма, который во многом носит черты религиозного характера. За молодыми преступниками, как правило, стоят опытные бандиты либо террористические объединения, которые своей целью ставят нарушение общественного порядка, нанесение экономического урона государству, свержение власти, преследуют иные корыстные политические цели. В -четвертых, это высокая анонимность, защищенность и скрытность связи и обмена информации в сети Интернет.3 В - пятых - это скорость распространения информации в современных информационно-телекоммуникационных системах. Так же следует отметить относительную дешевизну информационных провокаций для террористов и экстремистов.
Таким образом, сеть «Интернет» становится удобным полем для совершения широкого спектра правонарушений и преступлений. Современные информационно-телекоммуникационные технологии, основанные на использовании ресурсов сети Интернет, позволяют осуществлять взаимодействие преступников в дистанционной форме без непосредственного контакта.
Дистанционный способ общения предполагает использование различных технологических возможностей современных коммуникационных сетей.
В целях вербовки опытные бандиты используют все доступные современные социальные сети и электронные платформы, например, «ВКонтакте», «Youtube», «Facebook», «Instagram», «Twitter». Широко используются все возможности данных социальных сетей: ссылки и пересылки информации, размещение фото- и видеоинформации, создание групп, переход на личные страницы и возможность написания личных сообщений. Кроме социальных сетей широко применяются и популярные мессенджеры - Viber, WhatsApp и Telegram. Безусловно, это создает сложность для правоохранительной системы в области отслеживания, взлома и блокирования сообщений, которые носят противоправный характер. Эксперты, отмечая высокую латентность преступлений экстремистского характера в сети Интернет, предполагают, что удается выявить и раскрыть только 30-35% из них.4 Известно, что электронные платформы и социальные сети в своих противоправных целях используют все экстремистские и террористические организации.
Следует отметить, что современный экстремизм и терроризм отличаются особой жестокостью, агрессивным и насильственным характером. Если раньше экстремистская деятельность была ограничена пространственными рамками города, края, республики или страны, то на сегодняшний день, благодаря использованию сети «Интернет», экстремизм перестает иметь географические рамки, тем самым становясь популярнее и охватывая все мировое виртуальное сообщество.
Все большую популярность набирают административные правонарушения и преступления, связанные с распространением экстремистских материалов
3 Стукалов В. В., Запорожец Е. В. Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет // Общество и право. 2016 № 4 (58) https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviya-ekstremizmu-v-seti-intemet-1 / [дата обращения 19.04.2020]
4 Стукалов В. В., Запорожец Е. В. Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет // Общество и право. 2016 № 4 (58) https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviya-ekstremizmu-v-seti-internet-1 / [дата обращения 19.04.2020]
(например, ст.20.29 КоАП РФ5, ст. 280 УК РФ). Следует отметить, что в соответствии с социологическими исследованиями, преступление, предусмотренное ст. 205.2 УК РФ6 (т.е. публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное определение терроризма или пропаганда терроризма) совершается несовершеннолетними людьми обоих полов. Как правило, осуществляется она именно посредством социальных сетей и мессенджеров. Анализ практики противодействия экстремизму показал, что значительная часть лиц, совершающих преступления экстремистской направленности, были вовлечены в них с использованием сети Интернет.7
События на Украине, борьба Российской Федерации с организацией «Исламское государство (ИГИЛ)», а также агрессия ряда зарубежных стран, выраженная в виде экономических санкций заставляют нас ожидать активизации экстремистских настроений в глобальных телекоммуникационных сетях в будущем.
Методика противодействия преступлениям экстремистской направленности, совершаемым с использованием сети «Интернет»
Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.
Обязательным условием здесь является совершенствование законодательной базы. Федеральный закон от 25. 07.2002 № 114- ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» говорит о том, что на территории Российской Федерации запрещается распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, производство, хранение или распространение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой ответственность.8
Статьей 13 Федерального закона от 25.07.2002 №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», пунктом 7 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 №1313, на Минюст России возложены функции по ве-
5 "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ [дата обращения 20.03.2020]
6 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/[дата обращения 19.03.2020]
7 Стукалов В. В., Запорожец Е. В. Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет // Общество и право. 2016 № 4 (58) https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviya-ekstremizmu-v-seti-internet-1 /[дата обращения 19.04.2020]
8 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/12127578// [дата обращения 23.03.2020]
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 63
ISSN 2310-7049 (online)
дению, опубликованию и размещению в сети «Интернет» федерального списка экстремистских материа-лов.9
Так же Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07. 2006 № 149-ФЗ регламентирует принципы правового регулирования отношений в сфере информационных технологий и защиты информации. В рамках данного нормативно-правового акта также регламентируются вопросы защиты информации, обязанности организатора распространения информации в сети «Интернет», государственное регулирование в сфере применения информационных технологий, а также ответственность за правонарушения в сфере информации и информационных технологий.
В целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.10
Большую работу в данном направлении проводят органы внутренних дел, в том числе в лице Главного управления по противодействию экстремизму МВД России, созданного Указом Президента РФ в 2008 году для осуществления вышеуказанных целей.
Пути совершенствования борьбы с экстремизмом в сети «Интернет», в первую очередь, необходимо начинать с совершенствования нормативно-правовой базы. Данные нормативно-правовые акты должны быть приняты всеми государствами, заинтересованными в искоренении экстремизма, и действовать на территории всех стран. На постсоветском пространстве сотрудничество по вопросам обеспечения региональной безопасности реализуется в рамках ОДКБ. В октябре 2016 года была утверждена Стратегия коллективной безопасности до 2025 года, а также принято Совместное заявление государств - членов ОДКБ о противодействии международному терроризму.11 Однако, на сегодняшний день в условиях глобализации этого недостаточно, необходимо консолидировать силы и средства всего мирового сообщества. Тем более учитывая тот факт, что большинство информации экстремистского содержания поступают в нашу страну из других государств.
Также необходимо разработать единую методику отнесения тех или иных данных к категории экстремистских. Так как отсутствие единого подхода производства лингвистических экспертиз приводит к тому, что исследуя одни и те же материалы, разные специали-
9 Федеральный список экстремистских материалов https://minjust.ru/ru/extremist-materials [дата обращения 06.05.2020]
10 Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/12127578// [дата обращения 23.03.2020]
11 Шхагапсоев З.Л., Бураева Л.А. Об актуальных вопросах международного сотрудничества в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма в интернет пространстве // Пробелы в
российском законодательстве. 2018. №5 file:///C:/Users/226/ Down-loads/ob-aktualn-h-voprosah-mejdunarodnogo-sotrudnichestva-v-protivodeystvii-proyavleniyam-ekstremizma-i-terrorizma-v-internet-prostranstve.pdf / [дата обращения 09.05.2020]
сты приходят к диаметрально противоположным вы-водам.12
Следующим этапом является оперативное блокирование страниц и сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию экстремистского характера. Кроме анализа самих публикаций необходимо осуществлять мониторинг комментариев к публикациям, ибо зачастую именно они содержат информацию более провокационного и содержательного характера. Мониторинг страниц и сайтов позволяет также получить информацию о лицах, занимающихся экстремистской деятельностью, это данные о его личности, семье, контактных лицах, географии, месте нахождения, сфере деятельности и т.д.
Чтобы качественно осуществлять данную деятельность и выявлять лиц, занимающихся экстремистской деятельностью в сети «Интернет», необходимо оснащение центров по борьбе с экстремизмом современной материально-технической базой, так как работа со стандартными техническими средствами заведомо является неэффективной.
Технические сотрудники специальных служб, занимающиеся мониторингом экстремистской деятельности, должны проходить постоянное обучение и повышение квалификации в соответствие с развитием технических и информационных средств и требованиями современности.
С целью эффективного и оперативного противодействия радикальной деятельности должно осуществляться взаимодействие между правоохранительной системой, органами государственного управления и институтами гражданского общества.
Отдельное внимание необходимо уделять молодежной политике, именно молодежь находится в зоне риска, как эмоционально неустойчивая и порой религиозно неграмотная часть населения. В рамках молодежной политики государства должна проводиться работа по привлечение несовершеннолетних к культурно-массовой и спортивной деятельности, по стимулированию развития и становлению юношеских досуговых учреждений. Действительность показывает эффективной работу студенческих отрядов, что позволяет использовать досуг молодых людей, занимать их общественно полезной деятельностью и при этом предусматривает возможность заработка для молодежи. В условиях глобализации и роста количества преступлений экстремистской направленности все учебные заведения страны во главу угла должны ставить воспитание у молодежи активной гражданской позиции и патриотизма.
Кроме этого, эффективным представляется применение мер административного воздействия на провайдеров, владельцев сайтов, блогов, администраторов социальных страниц в сети «Интернет».
Заключение
На сегодняшний день трудно переоценить вред от экстремизма и терроризма. Данная противоправная деятельность оказывает самое негативное влияние на социально-экономическую политику, демографию, так как от экстремизма страдает молодое поколение, и культуру. Экстремизм разрушает основы светского
12 Валеев А.Х. Проявление экстремизма в сети Интернет //Бизнес в законе.2011.№6 Ст.126 https://cyberleninka.rU/article/n/ borba-s-proyavleniem-ekstremizma-v-seti-intemet [дата обращения 09.05.2020]
64
Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020
общества, интеллектуальное и творческое богатство населения.
Борьба с экстремизмом и обеспечение безопасности страны не будут возможны без комплекса мер по повышению уровня жизни населения, мер, направленных на воспитание в обществе межконфессиональной толерантности и гражданско-патриотического воспитания молодежи.
В завершении исследования хотелось бы подчеркнуть, что обстановка на мировой политической арене,
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 / (дата обращения 19.03.2020).
2. Федеральный закон от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (ред. от 23.11.2015) //[Электронный ресурс]. URL:https://base .garant.ru/12127578// (дата обр. 23.03.2020).
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 01.04.2019) // [Электронный ресурс]. URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 110165/ (дата обращения 19.03.2020).
4. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/12148555/ (дата обр. 19.03.2020).
5. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации" // [Электронный ресурс]. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/ (дата обращения 19.03.2020).
6. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661 / (дата обращения 20.03.2020).
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ // [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 / (дата обращения 19.03.2020).
8. Стукалов В. В., Запорожец Е. В. Проблемы противодействия экстремизму в сети Интернет // Общество и право. 2016 № 4 (58). Ст.109 // [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodey-stviya-ekstremizmu-v-seti-internet-1 / (дата обращения 19.04.2020).
9. Гаврилин Ю. В. , А. В. Шмонин А.В. Использование информации, полученной из сети Интернет, в расследовании преступлений экстремистской направленности // Труды Академии управления МВД России. 2019. № 1 (49) [Электронный ресурс]. URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsii-poluchennoy-iz-seti-internet-v-rassledovanii-prestupleniy-ekstremistskoy-napravlennosti / (дата обращения 19.04.2020).
увеличение числа радикальных экстремистских формирований по всему миру, развитие и модернизация информационно-телекоммуникационных технологий позволяют нам сделать вывод, что уровень преступности, в том числе экстремисткой направленности, с использованием сети «Интернет» будет только расти. Ввиду этого необходимо использовать комплекс механизмов по противодействию экстремизму, консолидируя усилия правоохранительной системы и всех мировых держав.
References:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote December 12, 1993) (considering the amendments introduced by Laws of the Russian Federation about amendments to the Constitution of the Russian Federation from 30.12.2008 № 6-FKZ, from 30.12.2008 № 7-FKZ, from
05.02.2014 No. 2-FKZ, from 21.07.2014 No. 11-FCL) // [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_28399/ (accd 19.03.20).
2. Federal law of 25.07.2002 № 114-FZ "On countering extremist activities" (as amended on 23.11.2015) //[Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/ 12127578// (accessed 23.03.2020).
3. Federal law No. 3-FZ of 07.02.2011 " on the police "(ed. from 01.04.2019) // [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_11016 5/ (accessed 19.03.2020).
4. Federal law of 27.07.2006 N 149-FZ " on information, information technologies and information protection" // [Electronic resource]. URL: https://base.garant.ru/1214-8555/ (accessed 19.03.2020).
5. Decree of the President of the Russian Federation of
31.12.2015 N 683 "on the national security Strategy of the Russian Federation" // [Electronic resource]. URL: http ://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_19166 9/ (accessed 19.03.2020).
6. "The code of the Russian Federation about administrative offences" dated 30.12.2001 N 195-FZ (as amended on 01.03.2020) // [Electronic resource]. URL:http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661
/ (accessed 20.03.2020).
7. Criminal code of the Russian Federation of 13.06.1996 N 63-FZ // [Electronic resource]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699 / (accessed 19.03.2020).
8. Stukalov V. V., Zaporozhets E. V. Problems of countering extremism on the Internet // Society and the law. 2016 № 4 (58). St. 109 // [Electronic resource]. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-protivodeystviya-ekstremizmu-v-seti-internet-1 / (accessed 19.04.2020).
9. Gavrilin Yu. V., A.V. Shmonin A.V. Use of information obtained from the Internet in the investigation of extremist crimes // Proceedings of The Academy of management of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2019. № 1 (49) [Electronic resource]. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/ispolzovanie-informatsii-poluchennoy-iz-seti-internet-v-rassledovanii-prestupleniy-ekstremistskoy-napravlennosti / (accessed 19.04.2020).
ISSN 2072-3164 (print) Том XIII №4 2020 Пробелы в российском законодательстве 65
ISSN 2310-7049 (online)
10. Шхагапсоев З.Л., Бураева Л.А. Об актуальных вопросах международного сотрудничества в противодействии проявлениям экстремизма и терроризма в интернет пространстве // Пробелы в российском законодательстве. 2018. №5. Ст.252 // [Электронный ресурс]. URL: file:///C:/Users/226/Downloads/ob-aktualn-h-voprosah-mejdunarodnogo-sotrudnichestva-v-protivodeystvii-proyavleniyam-ekstremizma-i-terrorizma-v-internet-prostranstve.pdf / (дата обращения 09.05.2020).
11. Валеев А.Х. Проявление экстремизма в сети Интернет //Бизнес в законе.2011.№6 Ст.126 https://cyber-leninka.ru/article/n/borba-s-proyavleniem-ekstremizma-v-seti-internet [дата обращения 09.05.2020]
12. Федеральный список экстремистских материалов // [Электронный ресурс]. URL: https://minjust.ru/ru/ extremist-materials (дата обращения 06.05.2020).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Карчаева Камила Аварьевна, канд. экон. наук, младший лейтенант полиции, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России. E-mail: [email protected]
10. Shkhagapsoev Z. L., burayeva L. A. on topical issues of international cooperation in countering manifestations of extremism and terrorism in the Internet space // Gaps in Russian legislation. 2018. no. 5. St. 252 // [Electronic resource]. URL: file:///C:/Users/226/Downloads/ob-aktualn-h-voprosah-mejdunarodnogo-sotrudnichestva-v-protivodeystvii-proyavleniyam-ekstremizma-i-terrorizma-v-internet-prostranstve.pdf / (accessed 09.05.2020).
11. Valeev A. Kh. Manifestation of extremism on the Internet //Business in law. 2011. no. 6 St. 126 URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/borba-s-proyavleniem-ekstremizma-v-seti-internet [accessed 09.05.2020]
12. Federal list of extremist materials // [Electronic resource]. URL:https://minjust.ru/ru/extremist-materials (accessed 06.05.2020).
- 81,43%
ABOUT THE AUTHOR
Karchaeva Kamila Avarievna, PhD (Econ.), police Junior Lieutenant, Lecturer at Department of Law Enforcement North Caucasus Institute for Continuing Education (branch) Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs. E-mail: [email protected]
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста
66 Gaps in Russian legislation
Vol XIII №4 2020