Научная статья на тему 'Противодействие осуществлению закона: постановка проблемы'

Противодействие осуществлению закона: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
закон / действие закона / противодействие осуществлению закона / злоупотребление правом / препятствия реализации прав и свобод / цель противодействия закону / инструменты противодействия осуществлению закона / law / counter-acting to the implementation of the law / abuse of right / the obstacles of implementation of rights and freedoms / the purpose of counter-law instruments against the implementation of the law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухова Надежда Ивановна

Введение: правовая действительность имеет не только качественные положительные явления, но и отрицательные, от силы их проявления зависит ее функционирование в целом и системы правового регулирования в частности. Так, действие закона — путь регламентации общественных отношений. Однако, несмотря на всю простоту принципа, в реальной жизни действие закона может усложняться в силу, например, осуществляемого противодействия его реализации. Цель: состоит в развитии знания о системе правового регулирования, о действии закона и о возникающих в этом процессе явлениях, затрудняющих реализацию требований закона. Методологическая основа: в качестве инструментов исследования главную роль играют методы: анализа, синтеза, формально-юридический, абстрагирования, сравнительно-правовой, функциональный. Их потенциал позволил автору сформулировать и предложить теоретическую конструкцию противодействия осуществлению закона. Результаты: автору удалось установить противодействие, осуществляемое не посредством закона негативным социальным явлениям, а направленное против самого закона имеющее правомерную и противоправную формы. Выводы: предложено определение противодействия осуществлению закона, охарактеризованы его черты и установлены дальнейшие направления его исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сухова Надежда Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING THE IMPLEMENTATION OF THE LAW: SETTING THE PROBLEM

Background: legal reality as its indicators has not only positive phenomena, but also negative ones, the intensity of which depends on its functioning in General and the system of legal regulation in particular. Thus, the operation of the law is a way of regulating public relations. However, it may become more complicated or difficult due, in particular, to the ongoing opposition to its implementation. Objective: to develop knowledge about the system of legal regulation in General, and about the operation of the law in particular as well as about the phenomena arising in this process that make it difficult to implement the requirements of the law. Methodology: the main role in the process of the research is played by the following methods: analysis, synthesis, formal-legal, abstraction, comparative-legal, functional. Their potential allowed the author to formulate and propose a theoretical construction of counteraction to the implementation of the law. Results: the author of the research established that counteraction carried out not by means of the law is negative social phenomena, and it is directed against the law itself, counteraction has legal and illegal forms. Conclusions: the definition of counteraction to the implementation of the law is proposed, its features are characterized and the further directions of its research are established.

Текст научной работы на тему «Противодействие осуществлению закона: постановка проблемы»

DOI 10.24411/2227-7315-2020-10067 УДК 340

Н.И. Сухова

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ЗАКОНА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Введение: правовая действительность имеет не только качественные положительные явления, но и отрицательные, от силы их проявления зависит ее функционирование в целом и системы правового регулирования в частности. Так, действие закона — путь регламентации общественных отношений. Однако, несмотря на всю простоту принципа, в реальной жизни действие закона может усложняться в силу, например, осуществляемого противодействия его реализации. Цель: состоит в развитии знания о системе правового регулирования, о действии закона и о возникающих в этом процессе явлениях, затрудняющих реализацию требований закона. Методологическая основа: в качестве инструментов исследования главную роль играют методы: анализа, синтеза, формально-юридический, абстрагирования, сравнительно-правовой, функциональный. Их потенциал позволил автору сформулировать и предложить теоретическую конструкцию противодействия осуществлению закона. Результаты: автору удалось установить противодействие, осуществляемое не посредством закона негативным социальным явлениям, а направленное против самого закона имеющее правомерную и противоправную формы. Выводы: предложено определение противодействия осуществлению закона, охарактеризованы его черты и установлены дальнейшие направления его исследования.

Ключевые слова: закон, действие закона, противодействие осуществлению закона, злоупотребление правом, препятствия реализации прав и свобод, цель противодействия закону, инструменты противодействия осуществлению закона.

N.I. Sukhova

COUNTERING THE IMPLEMENTATION OF THE LAW: SETTING THE PROBLEM

Background: legal reality as its indicators has not only positive phenomena, but also negative ones, the intensity of which depends on its functioning in General and the system of legal regulation in particular. Thus, the operation of the law is a way of regulating public relations. However, it may become more complicated or difficult due, in particular, to the ongoing opposition to its implementation. Objective: to develop knowledge about the system of legal regulation in General, and about the operation of the law in particular as well as about the phenomena arising in this process that make it difficult to implement the requirements of the law. Methodology: the main role in the process of the research is played by the following methods: analysis, synthesis, formal-legal, abstraction, comparative-legal, functional. Their potential allowed the author to formulate and propose a theoretical construction of counteraction to the implementation of the law. Results: the author of the research established that counteraction carried out not by means of the law is negative social phenomena, and

© Сухова Надежда Ивановна, 2020

Кандидат юридических наук, доцент кафедры теории государства и права (Саратовская государственная юридическая академия); е-mail: sukhova777@yandex.ru © Sukhova Nadezhda Ivanovna, 2020

Сandidate of law, Associate professor, Theory of state and law department (Saratov State Law Academy) 49

it is directed against the law itself, counteraction has legal and illegal forms. Conclusions: the definition of counteraction to the implementation of the law is proposed, its features are characterized and the further directions of its research are established.

Key-words: law, counter-acting to the implementation of the law, abuse of right, the obstacles of implementation of rights and freedoms, the purpose of counter-law instruments against the implementation of the law.

В юриспруденции понятие «противодействие» присутствует повсеместно, что обусловлено самой сущностью и предназначением права как средством подавления негативного действия и противопоставления ему социально полезного и необходимого. В этом случае само право представляет собой системную конструкцию силы противодействия, облеченную в официально-властную и обязательную форму.

Именно в таком смысле понятие «противодействие» находит свое применение в ряде нормативных правовых актов, а также официальных документах долгосрочного характера1. Анализ указанного массива нормативных и иных публичных источников показывает, что не во всех них содержится легальная дефиниция рассматриваемого понятия, предполагается, видимо, что вполне достаточно устоявшегося в литературном языке его понимания. Там же, где присутствует легальная дефиниция, противодействие понимается как активная деятельность субъектов, содержанием которой являются некие мероприятия, направленные против социально вредных явлений. Причем акцент делается именно на характеристики мер какого-либо противодействия. Так, противодействие терроризму заключается в осуществлении мер по трем основным направлениям: профилактика терроризма, борьба с ним и его предупреждение, минимизация и ликвидация последствий терроризма.

Мероприятия по защите, составляющие противодействие, указываются практически во всех актах, даже в тех, в которых допускается его отождествление с другими понятиями, что вряд ли допустимо, хотя бы потому, что в литературном

¡1 1 См., например: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии

| коррупции» (в ред. от 30 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008.

№ 52, ч. 1, ст. 6228; 2018. № 45, ст. 6837; Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ ° «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и

| финансированию терроризма» (в ред. от 23 апреля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Фе-

| дерации. 2001. № 33, ч. 1, ст. 3418; 2018. № 18, ст. 2560; Федеральный закон от 27 июля 2010 г. ч: № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и 8 манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос-

сийской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. § 2010. № 31, ст. 4193; 2018. № 32, ч. 1, ст. 5103; Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ ° «О противодействии терроризму» (в ред. от 18 апреля 2018 г.) // Собр. законодательства Рос.

§ Федерации. 2006. № 11, ст. 1146; 2018. № 17, ст. 2431; Федеральный закон от 25 июля 2002 г. ^ № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (в ред. от 23 ноября 2015 г.) // 1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. № 30, ст. 3031; 2015. № 48, ч. 1, ст. 6680; Фе-£ деральный закон от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 24, ст. 3394; Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 31, ст. 3802; 2018. № 53, ч. 1, ст. 8488; Указ Президента РФ от 23 января 2015 г. № 31 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту промышленной продукции» (в ред. от 13 ноября 2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 4, ст. 643; 2018. № 47, ст. 7248; Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года: утв. Президентом РФ от 50 28 ноября 2014 г. № Пр-2753. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

языке это разные по своему содержанию языковые единицы. Например, целями мер воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств является защита интересов и безопасности Российской Федерации, ее суверенитета и территориальной целостности, прав и свобод ее граждан против действий иностранных государств, в т.ч. выражающихся во введении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц, в совершении других действий, представляющих угрозу территориальной целостности Российской Федерации или направленных на экономическую и политическую дестабилизацию Российской Федерации2. Содержанием этих мер выступают прекращение или приостановление международного сотрудничества резидентов РФ с недружественными иностранными государствами и организациями; запрет или ограничение на ввоз на территорию Российской Федерации продукции и (или) сырья из недружественных стран, а также на вывоз продукции и сырья в указанные страны; запрет или ограничение на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд отдельных видов юридических лиц организациями, находящимися под юрисдикцией недружественных иностранных государств; запрет или ограничение на участие указанных субъектов в организации от имени Российской Федерации продажи федерального имущества и (или) осуществлению функций продавца федерального имущества; иные меры в соответствие с решением Президента РФ.

Избегая подробной технико-юридической оценки текста указанных актов, отметим, что содержание деятельности по противодействию составляют ме- ш роприятия по установлению особого правового режима в отношении перечис- и ленных аспектов деятельности субъектов различных правоотношений, в т.ч. а недружественных государств, путем использования правовых ограничений. о

-Т» в

В этих случаях закон выступает средством предотвращения негативных про- о цессов и минимизации их последствий, наносящих вред обществу, государству, о

с

гражданам. В этом проявляются функции и назначение закона: не только уста- а новить правильную модель правового регулирования необходимых социальных в

е

коммуникаций, но и вытеснить деконструктивные явления. о

Объем применения понятия «противодействие» в нормативном материале, сде- ю

Т5

лавшем его правовым феноменом, вызвали проведение научных исследований, в | которых делается попытка обобщения всех его вариантов и форм, сформулиро- к

вать единое определение, указать на признаки, провести видовую дифференциа- а

к

цию. В науке сложилось следующее представление о правовом противодействии, е

которое обусловлено особенностями его формально-юридического использова- ии

ния: «правовое противодействие — это правомерные и неправомерные деяния №

различных субъектов, проявляющиеся в различных формах, с использованием 1

соответствующих методов и средств, которые дозволены, обязательны, запреще- )

ны либо ограничены правовыми предписаниями» [1, с. 94]. Соответственно этой 0 дефиниции предлагаются признаки правового противодействия [1, с. 93-94].

Приведенные выше примеры использования понятия «противодействие» открывают его позитивную сторону, поскольку приведенные варианты связаны

2 См.: Федеральный закон от 4 июня 2018 г. № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2018. № 24, ст. 3394.

с осуществлением социально-полезной деятельности, направленной на защиту порядка, безопасности, нравственности и т.д.

Однако содержание нормативных правовых актов и практика правовой регламентации общественных связей указывает на использование понятия «противодействие» в ином варианте и значении. Так, конструкции «введение в заблуждение», «обман», «противодействие расследованию преступления», «злоупотребление правом» и др. выражают направление деятельности определенных субъектов против закона как выражения и олицетворения нормативности. В этом состоит вторая, негативная сторона использования рассматриваемого понятия. Она представляет интерес в рамках данной рукописи и выражается понятием «противодействие реализации закона». При этом формы «противодействие реализации закона», «противодействие осуществлению закона», «противодействие закону» используются как тождественные.

Понятие «противодействие реализации закона» в совокупности всех присутствующих знаковых форм в юриспруденции встречается редко, вряд ли его можно признать вполне устоявшимся. Однако считаем, что существует целый ряд процессов, сопровождающих создание закона, его реализацию, обеспечение на подзаконном уровне, толкование и претворение его требований конкретными субъектами, особенности формирования соответствующей юридической практики, дающих основания говорить об этом явлении в правовом регулировании общественных отношений.

Можно констатировать, что работа над созданием закона и деятельность по его реализации подвергаются структурной, функциональной и формально-8 юридической индивидуализации, обеспечиваемой возрастающим числом со? циальных переменных: гендерных, массово-психологических, географических, 3. климатических, технико-виртуальных [2, с. 19]. В этих условиях закон перестает ! быть некой абстрактной формой, демонстрирующей высокое обобщение и ото-I рванной от социальной практики. Наблюдается значительное «размягчение»

1 закона через механизмы правоприменения и социальной практики, которая

го

| наряду с юридической, фактически становится, как и закон, важнейшим фак-

| тором правового регулирования [2, с. 19].

| В таких условиях реализация закона и его эффективность зависят от много-

:

2 численных факторов, создающих вокруг своеобразную инфраструктуру право° вых средств и социальных регуляторов. Считаем, когда закон, по разным при-£ чинам содержательного и технико-юридического характера, не может учитывать | и выражать необходимую индивидуализацию отношений, возникают ситуации

0 противодействия ему, приобретающие противоправную и правомерную формы,

1 выражающиеся в противоправном и правомерном неисполнении закона.

° «Противодействие закона» — понятие возникшее не на пустом месте. Уже

го

право и наука Древнего Рима знали феномены в правовой сфере, связанные с 1 недобросовестным осуществлением, прежде всего, гражданских прав. «Если | кому-то запрещено совершать что-либо от своего имени, то он не должен делать этого через подставное лицо. И поэтому, если декурион под именем другого, подставного, лица возделывает государственные имения, которые декурионам согласно законам запрещено брать в аренду, то они у него отбираются как незаконно используемые» [3, с. 415].

Конструкции подобных институтов и явлений отражены и в современном

52

российском частном и публичном праве. Так, в цивилистике широко известны

конструкции обхода закона, злоупотребления правом, притворных сделок и т.д., в административном — превышения полномочий, ненадлежащего исполнения обязанностей, незаконного приказ и т.д., в налоговом — правомерного ухода от налогообложения; в уголовно-процессуальном — правомерного затягивания расследования, противодействия проводимому расследованию и т.п.

Кроме того, в научных кругах проводятся исследования посвященные изучению причин и факторов, порождающих затруднения в реализации требования и положений закона, близкие поставленной нами проблеме. Например, на базе Сибирского федерального университета прошли два научных мероприятия, посвященные вопросам существующих в праве и правоприменительной практике препятствий в реализации прав и законных интересов [4]. В рамках их проведения сформулировано и представлено понятие юридических препятствий, предложены критерии классификации, сделан отраслевой анализ препятствий в праве и правоприменительной практике. Не со всеми результатами указанного исследования мы склонны соглашаться, однако, некоторые выводы находим полезными в изучении противодействия реализации закона.

В частности, в качестве препятствий реализации прав и интересов (а в итоге реализации закона) называются как средства-действия, так и средства-нормы, как наличествующие факторы, так и отсутствующие (пробел в праве, отсутствие юридического факта в сложном составе) [5, с. 39-41]; как составляющие элементы правонарушений, так и вполне законные средства, демонстрирующие демократизм права и его достижения [6]. В этом и ином находят подтверждение важные для наших рассуждений моменты.

Предложенная гипотеза противодействия закону позволяет развивать мысль е о нем и рассматривать его с точки зрения его составных элементов. Так, пола- и гаем, что противодействие осуществлению закона — явление деятельностного а характера. Как любая деятельность, рассматриваемое нами противодействие о включает предмет, субъектов, цель, средства. Предметом противодействия реа- к лизации закона, исходя из формулировки, выступает акт высшей юридической о

с

силы. Однако мы не видим жестких оснований ограничиваться только законом | и считаем предметом противодействия реализации закона право по двум основ- в

е

ным причинам: в силу единства формы и содержания права; в силу признания о закона приоритетной, основной и важнейшей формой права. ю

Т5

Субъектами противодействия осуществлению закона являются конечно же, |

его адресаты, участники общественных отношений, в рамках которых и реали- к

зуется закон. Ограничиваться же только ими считаем недопустимым, поскольку а

это необъективно отражает правовую действительность. Учитывая, что действие |

закона — процесс, состоящий из нескольких этапов, участниками на каждом из ии

них выступают различные субъекты, вследствие чего противодействие может №

стать содержанием их деятельности. Речь идет обо всех лицах, формирующих 1

юридическую практику: правотворческие субъекты, лица, осуществляющие )

интерпретационную деятельность, правоприменители. 0

Сложно понять и представить, что субъекты правотворческой деятельности могут каким-то образом создавать затруднения действия закону, противодействовать ему. Тем не менее, как бы это странно ни звучало, от них в первую очередь зависит эффективность законодательного акта. От того, насколько последний адекватен сложившимся отношениям, выражает баланс интересов общества,

государства и личности, выполнен с соблюдением правил юридической техники, 53

обеспечен финансовыми, организационными средствами, объективно и верно определен порядок его реализации органами исполнительной власти, зависит вероятность и возможность возникновения ситуации противодействия не только со стороны других лиц, но и свидетельствует о противодействии в деятельности самих правотворческих субъектов. Мы полагаем, что присутствие в законе дефектов формы и содержания, которые не всегда появляются в силу причин объективного характера, может позиционироваться как вариант противодействия реализации закона.

Подробно останавливаться на аргументации противодействия со стороны правотворческих и иных субъектов юридической практики в этой части работы не имеет смысла, поскольку она найдет отражение в последующих разделах. Вместе с тем подчеркнем, что пробелы (в т.ч. факт отсутствия нормативного средства, возникающий в результате умолчания) и коллизии в праве, неправильный выбор способа правового регулирования, неоправданное сужение сферы применения дозволительных средств регламентации — все это условия и поводы появления и проявления противодействия реализации закона со стороны правотворческих субъектов.

Цель противодействия реализации закона сложная и зависит от того, что именно в данный конкретный момент желает получить субъект противодействия: создать для себя выгодные (упрощенные) условия исполнения закона или не исполнять его вовсе, исключив действие закона в сфере требующих правовой регламентации отношений. Какой бы вариант развития событий не определил для себя субъект противодействия, осуществление его ведет к нейтрализации силы действия закона, его регулятивной силы.

Инструментарий противодействия реализации закона, ведущего к его нейтрализации, весьма богат и представлен правомерными и неправомерными средствами. Однако особенности правомерных средств связаны с тем, что некоторые из них есть особенности содержания самого закона (например, отсутствие механизма его реализации), некоторые имеют временный характер, поэтому, пока не будет принят акт применения права (например, решения суда о признании действий злоупотреблением правом), путь использования цепочки правомерных средств может приводить к нейтрализации закона. Что же касается противоправных средств объективации этого явления, то они позиционируются не иначе как противоправные деяния — правонарушения.

Изложенное выше позволяет смоделировать конструкцию противодействия осуществлению закона и представить ее в следующем виде: это «осуществляемая в активной или пассивной форме деятельность субъектов по реализации интересов, находящихся в правовой сфере и зависящих от предусмотренных законом правовых средств, процедур, форм, связанная с созданием наиболее благоприятных условий посредством препятствий осуществлению целей и положений закона либо с облегчением выполнения его требований, но вопреки смыслу и целям закона, принципам правового регулирования» [7, с. 42].

Представленный взгляд автора на противодействие осуществлению закона и его место в процессе правового регулирования следует закончить сформулированными характерными чертами этого явления:

а) полагаем, что противодействие осуществлению закона генетически связано с процессом действия акта высшей юридической силы, оно появляется вслед

принятому закону, который по разным причинам испытывает затруднения в своей реализации;

б) субъектами рассматриваемого противодействия выступают не только субъекты правоотношений, в рамках которых и реализуется закон, но и иные участники юридической практики, например, правотворческие субъекты, правоприменители;

в) целями противодействия осуществлению закона выступает снижение его регулятивной силы или создание для заинтересованных лиц облегченный условий выполнения закона, т.е. нейтрализация закона;

г) средствами противодействия осуществлению закона могут быть как действия, так и институциональные инструменты или их отсутствие в содержании закона;

д) формы противодействия могут быть представлены как в активном и пассивном варианте, так и в правомерном и противоправном деяниях.

Представленная конструкция противодействия реализации закона — авторский взгляд на формирующуюся вокруг закона инфраструктуру, которая обеспечивает его осуществление и эффективность, при этом часто выступая противодействующей по отношению к действию закона силой. Заметим, что она (сила) присутствует в разной мере, в отношении разных законов. Однако она должна быть прогнозируема, ее потенциал должен быть оценен, чтобы минимизировать ее воздействие.

Библиографический список

1. Головкин Р.Б., Краснов А.М. Понятие правового противодействия // Вестник Владимирского юридического института. 2011. № 1 (18). С. 85-94.

2. Синюков В.Н. Законодательство в России: проблемы социальной интеграции // Lex russica. 2018. № 10. С. 18-29.

3. Дигесты Юстиниана. М.: Статут, 2005. 564 с.

4. Юридические препятствия в реализации и защите прав и законных интересов: сборник научных трудов. Красноярск: Центр информации, 2015. 342 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Малько А.В. Препятствия как фактор снижения эффективности правового воздействия // Юридические препятствия в реализации и защите прав и законных интересов: сборник научных трудов. Красноярск: Центр информации, 2015. С. 33-46.

6. Владыкина ТА. «Особое мнение» как юридическое препятствие для вынесения коллегией присяжных заседателей ясного и непротиворечивого вердикта // Юридические препятствия в реализации и защите прав и законных интересов: сб. науч. тр. Красноярск: Центр информации, 2015. С. 131-134.

7. Сухова Н.И. Противодействие реализации закона — элемент правовой культуры: pro et contra // Правовая культура. 2019. № 2 (37). С. 38-46.

References

1. Golovkin R. B, Krasnov A.M. The Concept of Legal Counteraction // Bulletin of the Vladimir law Institute. 2011. No. 1 (18). P. 85-94.

2. Sinyukov V.N. Legislation in Russia: Problems of Social Integration // Lex russica. 2018. No. 10. P. 18-29.

3. Digests of Justinian. Moscow: Statute, 2005. 564 p.

4. Legal Obstacles in the Implementation and Protection of Rights and Legitimate Interests: collection of scientific articles. Krasnoyarsk: information Center, 2015. 342 p.

5. MalkoA.V. Obstacles as a Factor of Reducing the Effectiveness of Legal Influence // Legal Obstacles in the Implementation and Protection of Rights and Legitimate Interests: collection of scientific articles. Krasnoyarsk: information Center, 2015. P. 33-46.

6. Vladykina T.A. "Dissenting Opinion" as a Legal Obstacle for Making a Clear and Consistent Verdict by a Panel of Jurors // Legal Obstacles in the Implementation and Protection of Rights and Legitimate Interests: collection of scientific articles. Krasnoyarsk: information center, 2015. P. 131-134.

7. Sukhova N.I. Counteraction to the Implementation of the Law - an Element of Legal Culture: Pro et Contra // Legal culture. 2019. No. 2(37). P. 38-46.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.