JURISPRUDENCE
Научная статья ■УДК 343
https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-91-95 EDN: https://elibrary.ru/cckulq NIION: 2015-0066-5/23-813 MOSURED: 77/27-011-2023-05-012
Противодействие: международно-правовая регламентация преступлении в сфере спорта
Инна Александровна Крупник
Высшие курсы иностранных языков Министерства иностранных дел Российской Федерации, Москва, Россия
Аннотация. Статья посвящена научному исследованию особенностей влияния международно-правовой регламентации на предупреждение преступлений в сфере спорта. Автор анализирует международные стандарты, определяющие основные направления развития национального уголовного законодательства в этой сфере, акцентируя внимание на борьбе с коррупцией в сфере спорта и применением допинга, сложности в определении уголовной ответственности за правонарушения, связанные с использованием субстанций или методов, запрещенных в спорте.
Ключевые слова: преступления, связанные с нарушениями в сфере спорта, допинг, международная конвенция, спортивные мероприятия, коррупция
Для цитирования: Крупник И. А. Противодействие: международно-правовая регламентация преступлений в сфере спорта // Вестник экономической безопасности. 2023. № 5. С. 91-95. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-91-95. EDN: CCKULQ.
Original article
Counteraction: international legal regulation ofcrimes in the field ofsports
Inna A. Krupnik
Higher Foreign Language Courses of the Ministry ofForeign Affairs of the Russian Federation, Moscow, Russia
Abstract. The article is devoted to scientific study a features of the influence of international legal regulation on the prevention of crimes in the field of sports. The author analyzes international standards that determine the main directions of development of national criminal legislation in this area, focusing on the fight against corruption in sports and the use of doping, the difficulty in determining criminal liability for offenses related to the use of substances or methods prohibited in sports.
Keywords: crimes related to violations in the field of sports, doping, international convention, sporting events, corruption
For citation: Krupnik I. A. Counteraction: international legal regulation of crimes in the field of sports. Bulletin of economic security. 2023;(5):91-5. (InRuss.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2023-5-91-95. EDN: CCKULQ.
Важным аспектом противодействия преступлениям в сфере спорта является рассмотрение международных актов. Международные стандарты, как правило, определяют основные направления развития национального уголовного законодательства в той или иной сфере. В этой связи их изучение представляет особую актуальность. Заметим, что применительно к рассматриваемому вопросу международные стандарты формализованы в рамках международных документов. В современных исследованиях, связанных с правонарушениями в сфере спорта, как правило, обращается внимание на три вида деяний: деяния, посягающие на общественный порядок во время проведения спортивных мероприятий; корруп-
ционные деяния в сфере спорта и допинговые правонарушения [1, р. 47-57; 2, р. 116-130].
Выделение именно данных правонарушений объясняется тем, что именно они являются наиболее распространенными правонарушениями в сфере спорта. В этой связи международное сообщество в последние десятилетия по некоторым из этих вопросов разработало и приняло международные документы, определяющего основы международного сотрудничества в данной сфере. Начнем с международных стандартов противодействия деяниям, посягающим на общественный порядок во время проведения спортивных мероприятий. Первым документом между странами в данной сфере
© Крупник И. А., 2023
стала Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий, и, в частности, футбольных матчей (19 августа 1985 г.) [5].
Принятие такого документа было вызвано, прежде всего, необходимостью принятия скоординированных мер противодействия правонарушениям, связанным с общественным порядком во время проведения спортивных соревнований, которые к этому времени стали в значительной степени распространены. В частности, наибольшее число таких правонарушений было зафиксировано в Италии и Англии во время проведения футбольных матчей в 80-90 годах XX века. Например, имели место существенные столкновения между болельщиками, что приводило к срыву футбольных матчей [6].
В данной Конвенции определяются основные принципы международного сотрудничества, направленные на предотвращение деяний, связанных с нарушением общественного порядка во время проведения спортивных соревнований. В Конвенции содержится отсылка к необходимости принятия соответствующих правовых мер, которые направлены на противодействие нарушениям общественного порядка во время проведения спортивных соревнований, однако не предусмотрена уголовная ответственность за рассматриваемый вид деяний.
Вторым международным документом в данной области стала Конвенция Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и, в частности, футбольных матчей (принята 3 июля 2016 г.) [7]. В рассматриваемом документе на международном уровне впервые обращается внимание на правонарушения, связанные с нарушением общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий. Цель - согласовать действия международного сообщества в целях противодействия данному явлению.
Среди особенностей данного документа следует отметить, что в рамках него определяются виды правонарушений, связанных с нарушением общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий: запуск пиротехники; поведение и действия противоправного характера; высказывание своих враждебных убеждений и взглядов по отношению к спортсменам или болельщикам другой нации. Таким образом, фактически определяется круг деяний, за которые может быть установлена уголовная ответственность в национальном праве.
В Конвенции нет указания на обязанность установления какого-либо вида ответственности за рассматриваемые деяния в рамках национального уголовного законодательства. При этом в документе предусматривается возможность наделения национальных судебных органов правом привлекать к ответственности за правонарушения, связанные с нарушением общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий. Таким образом, нельзя говорить о наличии каких-либо обязательств со стороны законодательных органов госу-
дарств-участников Конвенции в аспекте установления ответственности за рассматриваемый вид правонарушений. Большинство норм, связанных с противодействием правонарушениям общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий, предусмотренных в рамках данной Конвенции, регулируют основы взаимодействия органов различных государств в области противодействия данным видам правонарушений.
В целом, рассматривая значение международных документов в аспекте противодействия правонарушениям, связанным с нарушением общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий, следует отметить, что в международных стандартах не устанавливается как международной ответственности за рассматриваемый вид правонарушений, так и не указывается на необходимость установления такой ответственности в рамках национального законодательства. Решение об установлении любого вида юридической ответственности принимается исключительно национальным законодателем, исходя из актуальности противодействия данной группе правонарушений для конкретного государства. При этом значение международных документов сводится к постановке проблемы борьбы с правонарушениями, связанными с нарушением общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий. Также в рамках международных документов обращается внимание на необходимость международного сотрудничества и принятия соответствующих законодательных мер на национальном уровне.
Помимо этого, в рамках международных стандартов в исследуемой сфере фактически определен круг деяний, которые относятся к правонарушениям, связанным с нарушением общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий: запуск пиротехники; поведение и действия противоправного характера; высказывание своих враждебных убеждений и взглядов по отношению к гражданам другой нации.
Еще одним важным аспектом в области охраны спортивных отношений является проблема противодействия коррупционным преступлениям в сфере спорта. Следует отметить, что специальных международных актов, связанных с противодействием коррупции в сфере спорта, не существует. Однако в рамках общих документов содержатся положения, имеющие прямое отношение к противодействию коррупционным преступлениям в сфере спорта. Прежде всего, такие положения содержатся в Конвенции ООН против коррупции (Принята резолюцией 58/4 Генеральной ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г.) [8]. Анализируя данный международный правовой акт применительно к вопросам противодействия коррупции в сфере спорта, отметим, что, несмотря на высокую актуальность противодействия коррупционным правонарушениям в сфере спорта, в рассматриваемой Конвенции не содержится специальных норм, связанных с данным видом правонарушений. Однако в рамках общих положений, связанных с установлением ответственности за такие деяния, в Конвенции пред-
JURISPRUDENCE
усмотрен целый ряд норм, применимых для коррупционных деяний в сфере спорта. В частности, в рамках данной Конвенции определяется круг коррупционных правонарушений, которые наиболее часто встречаются в спорте: подкуп иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций; злоупотребление служебным положением; злоупотребление влиянием [3]. Примером коррупционных правонарушений в сфере спорта является, так называемое «FIFAgate». Так, в 2015 г. в Цюрихе были задержаны высокопоставленные лица (главы ФИФА Позер Блаттер и УЕФА Мишель Платини) по подозрению в коррупции. Им вменялись махинации с электронными средствами коммуникации и вывод денег, полученных незаконным путем. Дело завершилось отстранением от футбола [9].
Важным аспектом применительно к определению международных стандартов ответственности за преступления коррупционной направленности, включая преступления в сфере спорта, является определение в Конвенции перечня лиц, которые могут подлежать уголовной ответственности за этот вид преступных деяний. В частности, это относится к определению понятий «иностранное публичное должностное лицо» и «должностное лицо публичной международной организации». В целом, следует заметить, что в рассматриваемой Конвенции определены общие стандарты противодействия преступлениям коррупционной направленности. Несмотря на то, что специального указания на ответственность за преступления в сфере спорта в документе не содержится, общие выработанные стандарты в данной сфере применимы, в том числе, по отношению к коррупционным деяниям, связанным со спортивными отношениями.
И еще один аспект, который находит отражение в международных стандартах противодействия преступления, является борьба с применением допинга и сложности в определении уголовной ответственности за правонарушения, связанные с использованием субстанций или методов, запрещенных в спорте. Как известно, первым международным документом по борьбе с допингом является Конвенция против применения допинга, подписанная 16 ноября 1989 года в Страсбурге [10]. В России же Конвенция начала действовать с 1 апреля 1991 года.
Страны-участники, согласно принципам Конвенции, имеют право инициировать принятие правил по борьбе с противозаконными действиями с допингом, а также установить контроль над этими действиями. Следует отметить, что в Соглашении на мировом уровне закрепляется ответственность посредством норм права за нарушения правил по борьбе с допингом. При этом не определены четкие положения относительно этой ответственности. Однако в Конвенции имеют значение декларативные начала по борьбе с допингом - отмечена потребность во взаимодействии на международном уровне, а также возможность предусмотреть уголовную
и иную ответственность за применение допинга в рамках правового поля одной страны. В 2002 году принят Дополнительный протокол [11] к Конвенции с целью расширения и закрепления положений Конвенции. Российская Федерация участником этого протокола не является.
Важное значение имеет Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте, принятая 19 октября 2005 года Генассамблеей ООН, которая направлена на борьбу с запрещенными средствами, веществами и методами в спорте посредством установления ответственности. Определены основы международного сотрудничества [12].
Закрепленные положения конвенции в рамках стратегии и программы деятельности ЮНЕСКО в области физического воспитания и спорта определяют ее цель - всячески способствовать борьбе с допингом в сорте, минимизируя его применение с последующим устранением. В Конвенции закреплено понятие «спортсмен», отвечающее целям допинг-контроля. Таким образом, спортсменом признается лицо, которое занимается спортом, участвует в национальных и международных соревнованиях в соответствии с требованиями национальной антидопинговой организации, при этом принимается странами-участниками. Также спортсменом может быть лицо, которое занимается спортом или участвует в соревнованиях более низкого уровня, чем указано выше. Согласно целям программ образования и подготовки понятие «спортсмен» рассматривается как лицо, которое занимается спортом и выступает под эгидой спортивной организации.
В конвенции закреплены и понятия, относящиеся к ответственности за использование допинга:
- методы, которые перечислены в Запрещенном списке данной Конвенции называются «запрещенными методами»;
- субстанция, внесенная в Запрещенный список и являющаяся таковой, называется «запрещенной субстанцией»;
- разрешение, которое выдается спортсмену, позволяющее применять запрещенные средства и методы при лечении заболевания, называется «разрешением на терапевтическое использование»;
- употребление, применение запрещенных средств и методов, пероральный прием, инъекции называется «использованием».
Стоит отметить, что в Конвенции затрагиваются такие важные вопросы, как взаимодействие государственных органов в борьбе с допингом. Сложность представляет определение конкретных случаев допинговыми преступлениями - отграничение неправомерного использования допинга в спорте от правомерного использования лекарственных средств, которые содержат запрещенные вещества.
Всемирный антидопинговый кодекс (принят в 2003 году) также является значимым документом [13]. По содержанию в плане общих понятий он схож с Кон-
венцией, однако в остальном есть некоторые различия. Так, закреплено определение и приведена классификация: «субстанции и методы, которые запрещены к использование веществ и методов, применение которых накладывает определенную ответственность. Например, есть такие вещества и методы, использование и применение которых запрещено как во время, так и вне соревнований. Это связано с тем, что некоторые методы и вещества влияют на физические способности спортсмена, усиливая их, а также позволяют скрыть употребление других субстанций и методов, запрещенных на период соревнований. Для каждого вида спорта определен свой перечень таких веществ и методов, который по инициативе ВАДА может быть расширен: «субстанции и методы могут быть включены либо в общую категорию Запрещенного списка (например, анаболические агенты, либо со ссылкой на конкретную субстанцию или метод (ст. 4.2.1 Кодекса)».
В этом документе в полном объеме обозначен предмет нарушений антидопинговых правил. Здесь четко прослеживается отграничение неправомерного использования допинга в спорте от правомерного использования лекарственных средств, содержащих запрещенные вещества. В международном плане Кодексом предопределена правовая ответственность за использование допинга. Важным моментом в решении данного вопроса является наложение спортивной санкции за нарушение антидопинговых правил в качестве установления дисквалификации, а также уточнение перечня нарушений антидопинговых правил. В частности, прямо указано, что ответственность может наступить за употребление, хранение, распространение или склонение спортсмена к употреблению запрещенных в спорте веществ, средств и методов; сокрытие или попытка сокрытия результатов допинг-контроля или манипуляции с ними; отказ от прохождения медицинского обследования с целью выявления допинговых субстанций в организме спортсмена; уклонение от вне соревновательного тестирования и сокрытие своего местоположения спортсменом.
Заслуживает внимания Конвенция Совета Европы против манипулирования спортивными соревнованиями (заключена в г. Маглингене 18 сентября 2014 г.), которую Россия подписала (Распоряжение Правительства РФ от 18.09.2014 г. № 302-рп), но пока не ратифицировала. Согласно Конвенции, манипулирование спортивными соревнованиями заключается в умышленном сговоре, определенных действиях или бездействии, которые смогут повлиять на ход и, следовательно, результат спортивного соревнования или конкурса путем предоставления преимущества себе или другим лицам. Цель Конвенции заключается в следующем: предупреждать манипулирование спортивными соревнованиями, в том числе выявлять и устранять причины манипулирования, минимизировать и ликвидировать их последствия, а также устанавливать сотрудничество сторон со спортивными организациями на международном уровне.
После расследований договорных матчей в странах Европы, ФИФА приходит к выводу, что для урегулирования таких вопросов следует создать такую систему нормативных правовых актов в каждой стране, которые накладывали бы уголовную ответственность на участников и координаторов таких матчей. Следует указать, что РФ предпринимает определенные меры по противодействию коррупции в спорте, в частности, внося изменения в уголовный закон. Однако, по мнению ученых, появление в Уголовном кодексе РФ такой нормы, как ст. 200.7 - «Подкуп арбитра (третейского судьи)», вызывает вполне обоснованные сомнения в меньшей степени в ее целесообразности, в большей - в работоспособности [4].
Устоявшаяся система особых норм по борьбе с правонарушениями в спорте, несмотря на то, что нормы прописаны в разных международных актах, цель преследуют одну - защитить сферы спорта от различных правонарушений и преступлений. Однако международные документы не дают четкого определения ответственности, которую может понести лицо, совершившее правонарушение в спорте. Здесь также не прописаны виды ответственности. Исключение составляет Конвенция против коррупции, в которой прямо указано на обязанность государств установить уголовную ответственность за ряд преступных деяний. Стоит отметить, что положения Конвенции, как международного правового документа, направлены не только на охрану спортивных отношений, но и противодействие коррупции в целом. Опять же все документы, направленные на борьбу с правонарушениями в спорте, а именно незаконное применение допинга, и правонарушениями, связанными с нарушением общественного порядка на спортивных мероприятиях, не дают четкого определения вида юридической ответственности, которую может понести лицо, совершившее правонарушение. Решаться такие вопросы должны на законодательном уровне определенной страны. В ряде случаев за такие деяния может быть предусмотрена уголовная ответственность и в некоторых странах такая практика уже существует.
Список источников
1. William J. Glover. Sports law handbook. New York, 2012.
2. Mccam M. The Oxford handbook of American Sports Law : London, 2014.
3. Крупник И. А. Меры противодействия преступлениям в сфере спорта в международном праве // Евразийский юридический журнал. 2022. № 1 (164). С. 302-303.
4. Гладких В. И. Уголовная ответственность арбитра (третейского судьи): объективная необходимость или еще одна мертворожденная норма? // Российский судья. 2021. №З.С. 34-40.
5. Европейская конвенция о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время
JURISPRUDENCE
спортивных мероприятий, и, в частности, футбольных матчей. URL: http://docs.cntd.ru/document/1903042 (дата обращения: 05.11.2022).
6. За что в 80-е годы Англию отстранили от евро-кубков. URL: https://sportliga.com/posts/za-chto-v-80-e-gody-angliyu-otstranili-ot-evrokubkov-2593 (дата обращения: 05.11.2022).
7. Конвенция Совета Европы по единому подходу к безопасности, защите и обслуживанию во время спортивных мероприятий, и в частности футбольных матчей. UR: http://docs.cntd.ru/document/420378571 (дата обращения: 05.09.2021).
8. Конвенция Организации объединенных наций против коррупции. URL: https://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 05.11.2022).
9. Скандал в ФИФА. URL: https: //www.sport-interfax.ru/story/158 (дата обращения: 05.11.2022).
10. Конвенция против применения допинга // Бюллетень международных договоров. 2000. № 2. С. 14-26.
11. Additional Protocol to the Anti-Doping Convention (официальный текст) URL: https://www.coe.int/en/web/ conventions/full-list/-/conventions/treaty/188 (дата обращения: 05.11.2022).
12. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте (официальный текст) URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/doping_in_sport. shtml (дата обращения: 05.09.2021).
13. Всемирный антидопинговый кодекс URL: https: // www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/ files/wada-2015-code-ru.pdf^ara обращения:05.11.2022).
Référencés
1. William J. Glover. Sports law handbook. New York, 2012.
2. Mccam M. The Oxford handbook of American Sports Law. London, 2014.
3. Krupnik I. A. Measures to counteract crimes in the field of sports in international law II Eurasian Law Journal. 2022. № 1 (164). P. 302-303.
4. Gladkikh V. I. Criminal liability of an arbitrator (arbitrator) : is it an objective necessity or another stillborn norm? //Russianjudge. 2021. № 3. P. 34-40.
5. European Convention on the Prevention of Violence and Hooligan Behavior of Spectators during Sporting Events, and, in particular, football matches. URL: http:// docs.cntd.ru/document/1903042 (accessed: 05.11.2022).
6. For which England was suspended from European competitions in the 80s. URL: https://sportliga.com/posts/za-chto-v-80-e-gody-angliyu-otstranili-ot-evrokubkov-2593 (accessed: 05.11.2022).
7. Council of Europe Convention on a Unified Approach to Safety, Protection and Maintenance during Sporting Events, and in particular Football Matches. UR: http://docs.cntd.ru/document/420378571 (accessed:
05.09.2021).
8. United Nations Convention against Corruption. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/ conventions/corruptionshtml (accessed: 05.11.2022).
9. The FIFA scandal. URL: https: //www.sport-interfax.ru/story/158 (accessed: 05.11.2022).
10. Convention against the use of doping II Bulletin of International Treaties. 2000. № 2. P. 14-26.
11. Additional Protocol to the Anti-Doping Convention (официальный текст) URL: https://www.coe.int/en/web/ conventions/full-list/-/conventions/treaty/188 (accessed:
05.11.2022).
12. International Convention against Doping in Sport (official text) URL: http://www.un.org/ru/documents/ declconv/conventions/dopinginsport.shtml (accessed: 05.09.2021).
13. World Anti-Doping Code URL: http://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/wada-2015-code-ru.pdf (accessed: 05.11.2022).
Информация об авторе
И. А. Крупник - слушатель Института повышения квалификации Высших курсов иностранных языков Министерства иностранных дел Российской Федерации.
Information about the author I. A. Krupnik - Student of the Institute for Advanced Training of the Higher Foreign Language Courses of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.
Статья поступила в редакцию 20.09.2023; одобрена после рецензирования 20.10.2023; принята к публикации 16.11.2023.
The article was submitted 20.09.2023; approved afterreviewing 20.10.2023; acceptedforpublication 16.11.2023.