Научная статья на тему 'АНТИДОПИНГОВЫЙ ЗАКОН РОДЧЕНКОВА: КАКОЕ БУДУЩЕЕ ЖДЁТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПОРТ'

АНТИДОПИНГОВЫЙ ЗАКОН РОДЧЕНКОВА: КАКОЕ БУДУЩЕЕ ЖДЁТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПОРТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АНТИДОПИНГОВЫЙ ЗАКОН РОДЧЕНКОВА / ДОПИНГОВОЕ МОШЕННИЧЕСТВО / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ЭКСТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ / ВАДА / ВСЕМИРНЫЙ АНТИДОПИНГОВЫЙ КОДЕКС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Орлов Александр Александрович

В статье анализируются наиболее актуальные особенности применения Антидопингового закона Родченкова, главное предназначение которого состоит в обеспечении защиты экономических интересов США в области спорта. В дополнение к этому автор излагает позиции ключевых представителей международного спортивного сообщества - Всемирного антидопингового агентства и Международного олимпийского комитета - относительно данного законодательного акта и перспектив его применения на практике. Основное внимание уделено вопросам, касающимся предпосылок и целей принятия Антидопингового закона Родченкова, круга спортивных соревнований, на которые распространяется его действие, субъектов закреплённого им правонарушения, а также лиц, могущих быть признанными потерпевшими от допингового мошенничества. Установлено наличие определённой взаимосвязи между терминологическим аппаратом рассматриваемого закона м терминологическим аппаратом Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте (главным образом через такие термины, как «запрещённое вещество» и «запрещённый метод»). Кроме того, автором исследована проблема экстерриториального применения Антидопингового закона Родченкова и его соотношения с зарубежными законами, регулирующими сходные отношения, и Всемирным антидопинговым кодексом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RODCHENKOV ANTI-DOPING ACT: WHAT IS THE FUTURE OF INTERNATIONAL SPORTS?

The article analyzes the most relevant features of the Rodchenkov Anti-Doping Act’s application, the main purpose of which is to protect the U. S. economic interests in the field of sports. In addition, the author outlines the views of key representatives of the international sports community - the World Anti-Doping Agency and the International Olympic Committee - on the legislative act concerned and the prospects for its application in practice. The main attention is paid to the issues concerning the background and objectives of this legislative act, the range of sports competitions, which are within the scope of it, as well as the scope of the subjects of the criminal offense and persons who can be considered victims of doping fraud. The presence of a certain coherence between the terminological apparatus of the act concerned and the terminological apparatus of the International Convention against Doping in Sport was determined mainly through such terms as “prohibited substance” and “prohibited method”. In addition, the author explored the problem of extraterritorial application of the Rodchenkov Anti-Doping Act and its correlation with foreign acts governing similar relations, and the World Anti-Doping Code.

Текст научной работы на тему «АНТИДОПИНГОВЫЙ ЗАКОН РОДЧЕНКОВА: КАКОЕ БУДУЩЕЕ ЖДЁТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ СПОРТ»

Антидопинговый закон Родченкова: какое будущее ждёт международный спорт

Орлов Александр Александрович,

кандидат юридических наук, кафедра спортивного права (юриспруденция), Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) E-mail: [email protected]

В статье анализируются наиболее актуальные особенности применения Антидопингового закона Родченкова, главное предназначение которого состоит в обеспечении защиты экономических интересов США в области спорта. В дополнение к этому автор излагает позиции ключевых представителей международного спортивного сообщества - Всемирного антидопингового агентства и Международного олимпийского комитета - относительно данного законодательного акта и перспектив его применения на практике. Основное внимание уделено вопросам, касающимся предпосылок и целей принятия Антидопингового закона Родченкова, круга спортивных соревнований, на которые распространяется его действие, субъектов закреплённого им правонарушения, а также лиц, могущих быть признанными потерпевшими от допингового мошенничества. Установлено наличие определённой взаимосвязи между терминологическим аппаратом рассматриваемого закона м терминологическим аппаратом Международной конвенции о борьбе с допингом в спорте (главным образом через такие термины, как «запрещённое вещество» и «запрещённый метод»). Кроме того, автором исследована проблема экстерриториального применения Антидопингового закона Родченкова и его соотношения с зарубежными законами, регулирующими сходные отношения, и Всемирным антидопинговым кодексом.

Ключевые слова: Антидопинговый закон Родченкова, допинговое мошенничество, уголовная ответственность, экстерриториальная юрисдикция, ВАДА, Всемирный антидопинговый кодекс.

S2

см см о см

03

Одним из наиболее заметных международных событий 2020 г. стало принятие Антидопингового закона Родченкова [1] (далее - «Закон», «Закон Родченкова»). Данный акт, призванный обеспечить соблюдение прав США на международной арене, может положить начало глобальным изменениям не только в области международного права, но и международной политики в сфере спорта.

Проект законодательного акта H.R.835 был внесён на рассмотрение 116 созыва Конгресса США 29 января 2019 г., 22 октября 2019 г. принят Палатой представителей, 16 ноября 2020 г. единогласно принят Сенатом. 4 декабря 2020 г. законопроект был подписан Президентом, после чего он окончательно приобрёл статус закона [5].

Согласно преамбуле Закон Родченкова преследует нижеследующие цели:

1) введение уголовных санкций в отношении лиц, связанных с мошенническими допинговыми схемами в сфере международного спорта;

2) обеспечение гражданско-правового возмещения потерпевшим от таких мошеннических схем;

3) установление требования об обмене информацией по борьбе с допингом между отдельными органами власти США (Министерством юстиции, Министерством национальной безопасности и Управлением по контролю за качеством пищевых продуктов и медикаментов) и антидопинговой организацией США (далее - «USADA»);

4) иные цели.

В силу ст. 3 Закон распространяется на любое лицо, не являющееся спортсменом, которое сознательно осуществляет, пытается осуществить или действует в сговоре по реализации преступной схемы с целью повлиять на международное спортивное соревнование, используя запрещённый метод или запрещённое вещество.

Таким образом, спортсмены исключены из сферы действия Закона, распространяющегося только на лиц, которых можно считать ближайшим окружением спортсмена в его спортивной деятельности, или лиц, которые могут на него влиять. При этом Закон не поясняет, кто относится к категории «любое лицо, не являющееся спортсменом» для целей данного акта. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте [2] содержит определение понятия «вспомогательный персонал спортсмена», охватывающего тренера, инструктора, менеджера, агента, члена штата команды, должностное лицо, медицинский или парамедицинский персонал, работающий со спортсменами или занимающийся лечением спортсменов. Таким образом, перечень субъектов, потенциально подпадаю-

щих под действие Закона, достаточно широк: это как лица, признаваемые в качестве ближайшего окружения спортсмена (тренер, агент и т.п.), так и должностные лица - чиновники, функционеры спортивных федераций.

Понимание отдельных терминов по смыслу Закона (например, «запрещённый метод», «запрещённое вещество» и т.д.) согласуется с их определением в Международной конвенции о борьбе с допингом.

Необходимость принятия Закона объяснялась тем, что федеральное законодательство США предусматривает уголовную ответственность за коммерческий подкуп, взяточничество, коррупцию (как внутри государства, так и за его пределами), отмывание доходов и иные преступления, которые прямо не посягают на отношения в области спорта, но могут быть связаны с этой сферой. В связи с отсутствием на федеральном уровне акта, предусматривающего ответственность за заранее спланированные допинговые нарушения, возникла необходимость восполнить этот пробел путём введения надлежащих уголовных наказаний и частно-правовых средств защиты [4].

Формулировка преамбулы свидетельствует о направленности Закона не на защиту здоровья спортсменов или предотвращение единичных допинговых правонарушений (с этим могут справиться и антидопинговые организации), а на борьбу с допинговыми мошенническими схемами, сговорами, манипуляциями с пробами, длительными по времени злоупотреблениями и т.п., которые имеют место на международном уровне.

Для понимания предназначения Закона представляется необходимым обозначить тех субъектов спорта, которым схемами допингового мошенничества на крупных международных соревнованиях причиняется вред, в порядке их последовательности:

- «чистые» спортсмены, в том числе американские, лишаемые заслуженного вознаграждения и экономических поощрений;

- спонсоры, в том числе американские, «чистых» спортсменов, финансово вложившиеся в них для участия в соревнованиях и лишившиеся того поощрения, которое они получили бы, если спортсмены не были бы лишены призовых мест вследствие мошенничества;

- спонсоры спортивных федераций в результате понижения ценности того продукта, для рекламы которого они возмездно приобрели права у организатора соревнований;

- средства массовой информации, приобретшие права для трансляции и освещения мероприятий;

- зрители, заплатившие за просмотр соревнования и ожидавшие, что состоится честное состязание;

- спортивные организации (например, спортивные федерации и клубы);

- спорт в целом, поскольку ставятся под сомнение его этические ценности.

Таким образом, как видно из приведённых выше положений, основной акцент сделан на защите экономических отношений, связанных со спортом.

Для того чтобы американские власти могли инициировать уголовное преследование нарушителей антидопинговых правил, необходимо, чтобы спортивные состязания в совокупности удовлетворяли следующим требованиям:

1) международный характер, предполагающий, что в соревнованиях принимают участие один или более спортсменов из США и три или более спортсменов из других стран;

2) подчинение антидопинговым правилам Всемирного антидопингового агентства (далее - «ВА-ДА», «Агентство»);

3) наличие коммерческой связи с США: финансовую поддержку или спонсорство в какой-либо форме оказывает компания, ведущая предпринимательскую деятельность в США, или права на трансляцию возмездно приобретены для показа в США;

4) получение победителем и призёрами вознаграждения или иного поощрения.

Международным спортивным сообществом Закон Родченкова был оценён по-разному. На стадии рассмотрения законопроекта положительное мнение выразил Международный олимпийский комитет (далее - «МОК»), подчеркнув правильность установления ответственности лиц, обычно окружающих спортсмена, и отметив, что спортсмены несут ответственность в соответствии со Всемирным антидопинговым кодексом (далее - «Кодекс»), в то время как в отношении иных лиц, близких спортсмену, жёсткая ответственность не предусмотрена [7]. Тем не менее МОК поднял вопрос о статусе американских профессиональных лиг, которые являются частными коммерческими организациями и, обладая таким статусом, не подпадают под регулирование международных спортивных федераций в соответствующих видах спорта. С учётом того, что такие лиги не заключали соглашения с ВАДА и не подписывали Кодекс, на них не распространяется действие правил ВАДА и, следовательно, Закона Родченкова. Являясь коммерческими организациями, они не заинтересованы в строгих антидопинговых правилах (как правила ВАДА). В связи с необходимостью сохранения доходной части профессиональных спортивных лиг США ответственность за допинг в них значительно мягче, чем ответственность, установленная в рамках соревнований, которые проводятся под эгидой международных спортивных федераций, а значит, и под регулированием Кодекса [3].

По данному вопросу USADA отметило отсутствие необходимости включения американских профессиональных спортивных лиг и спортивных лиг высших учебных заведений в сферу действия Закона, поскольку, во-первых, они уже и так подвергаются уголовному преследованию по действующему праву [8], в том числе за участие в допинговых схемах, во-вторых, Закон Родченкова приме-

5 -о

сз

<

ним к международным спортивным состязаниям, а не к внутренним.

Несмотря на поддержку государств, предпринимающих на законодательном уровне меры для борьбы с допингом, ВАДА также указало негативные стороны Закона [11]. По мнению Агентства, в связи с тем, что ни одно государство до настоящего времени не установило уголовную ответственность за совершённые за пределами его территории допинговые правонарушения, принятие закона с экстерриториальным действием может разрушить общемировую систему борьбы с допингом. В результате подобной практики в различных государствах появятся совпадающие законы по одному вопросу, что приведёт к подрыву авторитета Агентства и разработанной им системы регулирования, включая Кодекс. Это может негативно отразиться на гармонизации правил по борьбе с допингом во всём мире. В ответ на данное заявление представители USADA пояснили, что Закон не противоречит правилам ВАДА, не изменяет их ключевые положения, а наделяет американские власти полномочиями по уголовному преследованию нарушителей правил ВАДА, которые, в свою очередь, не предусматривают уголовную ответственность за их нарушение.

Кроме того, ВАДА полагало, что введение в действие Закона Родченкова может повлечь принятие другими государствами схожих актов с экстерриториальным характером действия и установление уголовных наказаний, которые во многих случаях могут иметь политический или дискриминационный подтекст в отношении отдельных стран [12].

Позиция ВАДА обусловлена тем, что наиболее спорным аспектом Закона Родченкова является экстерриториальный характер его действия. Экстерриториальность применения не является новым явлением для американского права: такой характер носят многие акты, например Закон о противодействии организованной коррупции за рубежом [9]. Предполагается, что уголовное преследование может осуществляться в отношении лиц, совершивших преступления за пределами США, если такие преступления существенно затрагивают интересы США. Указание на то, что допинговые нарушения должны оказывать негативное влияние на интересы США, содержится непосредственно в Законе. Применительно к российскому праву можно провести параллель с ч. 3 ст. 12 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - «УК РФ»), которая предусматривает в качестве исключительного случая распространение действия кодекса на иностранного гражданина, совершившего преступление за пределами Российской Федерации, если преступление направлено против интересов России либо российских граждан и эти лица не были осуждены в иностранном государстве.

В завершение следует отметить, что Закон наи— более существенно затрагивает российские инте-S2 ресы и угрожает суверенитету многих государств, й в том числе России. Так, статьи 230.1 и 230.2 УК еЗ РФ устанавливают уголовную ответственность ¡в тренера, специалиста по спортивной медицине ли-

бо иного специалиста в области физической культуры за склонение спортсмена к использованию и использование в отношении него запрещённых веществ или методов. Приведённые нормы полностью соответствуют политике ВАДА, предостерегавшего от установления уголовной ответственности спортсменов за допинг, но положительно воспринимавшего уголовную ответственность лиц из ближайшего окружения спортсмена, снабжающих спортсмена запрещёнными веществами. Уголовная ответственность за употребление допинга спортсменом установлена для вспомогательного персонала спортсмена во многих государствах [10].

Таким образом, происходит совпадение уголовных законов разных государств по субъектному составу и совершаемым деяниям. Применение норм уголовного права иностранного государства к аналогичным отношениям, которые уже урегулированы правом другого государства, нарушает суверенитет государства, осуществляющего правовое регулирование и имеющего абсолютный приоритет на применение норм материального права на своей территории [6, с. 118]. При этом для введения экстерриториальных норм уголовного права необходимо приемлемое обоснование такой необходимости [6, с. 118-119], отсутствующее в Законе Родченкова. Так, непонятно, в силу чего публичное право США должно признаваться более эффективным, чем право иных государств в случае совершения допингового нарушения на их территории.

Также Закон Родченкова противоречит политике ВАДА. С одной стороны, Кодекс не предусматривает уголовную ответственность за допинговые нарушения, с другой стороны, наличие ещё одного акта в этой сфере, не ограниченного, как и Кодекс, по действию в пространстве, ущемляет позицию ВАДА в борьбе с допингом как единственной международной организации, уполномоченной на то Международной конвенцией о борьбе с допингом. Это означает, что, например, в случае нарушения антидопинговых правил на каком-либо крупном международном соревновании расследование вправе будут проводить одновременно два субъекта: антидопинговая организация, руководствующаяся Кодексом и принятым в его развитие Международным стандартом по тестированию и расследованиям, и субъекты публичного права США (например, Министерство национальной безопасности), действующие согласованно с USADA. Если процедура проведения расследования антидопинговыми организациями со всеми вытекающими правами и обязанностями участников подробно изложена в названном международном стандарте и открыта для ознакомления, то расследование допингового мошенничества правоохранительными органами США может носить закрытый характер.

Литература

1. Антидопинговый закон Родченкова // Конгресс США: офиц. сайт. URL: https://www.congress. gov/116/plaws/publ206/PLAW-116publ206.pdf.

2. Международная конвенция о борьбе с допингом в спорте // Организация Объединённых Наций: офиц. сайт. URL: https://www.un.org/ru/doc-uments/decl_conv/conventions/doping_in_sport. shtml

3. Шамонаев О. Большие деньги делают спорт чище? Почему в Штатах профи плевать на ВА-ДА. URL: https://www.sport-express.ru/doping/ reviews/pochemu-amerikanskie-professionalnye-ligi-ne-podpadayut-pod-yurisdikciyu-vada-1684347/.

4. Congressional Record on the Rodchenkov AntiDoping Act of 2019 // Конгресс США: офиц. сайт. URL: https://www.congress.gov/congressional-record/2019/10/22/house-section/article/H8339-2/.

5. Enactment of a Law // Конгресс США: офиц. сайт. URL: https://www.congress.gov/help/learn-about-the-legislative-process/enactment-of-a-law.

6. Hallevy. G. A Modern Treatise on the Principle of Legality in Criminal Law. Springer: 2010.

7. IOC Statement on the Rodchenkov Act // Международный олимпийский комитет: офиц. сайт. URL: https://www.olympic.org/news/ioc-state-ment-on-the-rodchenkov-act.

8. IOC and WADA question why U.S. sport exempt from Rodchenkov Act. URL: https://www.reuters. com/article/us-sport-doping/doping-ioc-and-wada-question-why-u-s-sport-exempt-from-rodchenkov-act-idUSKBN27X2O6.

9. Loonam, J. P., Reardon C. Extraterritoriality: The US Perspective (обзор от 03.01.2020 г.). URL: https://globalinvestigationsreview.com/guide/the-practitioners-guide-global-investigations/2020/ar-ticle/extraterritoriality-the-us-perspective.

10. Murphy, J. Where in the world is doping a crime? (doping in sports pt. 6). URL: https://www.aph. gov.au/About_Parliament/Parliamentary_Depart-ments/Parliamentary_Library/FlagPost/2013/April/ Where_in_the_world_is_doping_a_crime_dop-ing_in_sports_pt_6.

11. WADA statement on U.S. Senate's passing of the Rodchenkov Anti-Doping Act // Всемирное антидопинговое агентство: офиц. сайт. URL: https:// www.wada-ama.org/en/media/news/2020-11/ wada-statement-on-us-senates-passing-of-the-rodchenkov-anti-doping-act.

12. WADA calls on US Senate to consider widely held concerns about Rodchenkov Act // Всемирное антидопинговое агентство: офиц. сайт. URL: https://www.wada-ama.org/en/me-dia/news/2020-03/wada-calls-on-us-senate-to-consider-widely-held-concerns-about-rodchenkov-act.

RODCHENKOV ANTI-DOPING ACT: WHAT IS THE FUTURE OF INTERNATIONAL SPORTS?

Orlov A.A.

Kutafin Moscow State Law University (MSAL),

The article analyzes the most relevant features of the Rodchenkov Anti-Doping Act's application, the main purpose of which is to protect the U. S. economic interests in the field of sports. In addition, the author outlines the views of key representatives of the international sports community - the World Anti-Doping Agency and the International Olympic Committee - on the legislative act concerned and the prospects for its application in practice. The main attention is paid to the issues concerning the background and objectives of this legislative act, the range of sports competitions, which are within the scope of it, as well as the scope of the subjects of the criminal offense and persons who can be considered victims of doping fraud. The presence of a certain coherence between the terminological apparatus of the act concerned and the terminological apparatus of the International Convention against Doping in Sport was determined mainly through such terms as "prohibited substance" and "prohibited method". In addition, the author explored the problem of extraterritorial application of the Rodchenkov Anti-Doping Act and its correlation with foreign acts governing similar relations, and the World Anti-Doping Code.

Keywords: Rodchenkov Anti-Doping Act, doping fraud, criminal liability, extraterritorial jurisdiction, WADA, World Anti-Doping Code.

References

1. Rodchenkov Anti-Doping Act of 2019 // U.S. Congress: the official website. URL: https://www.congress.gov/116/plaws/ publ206/PLAW-116publ206.pdf.

2. International Convention against Doping in Sport // UNESCO: the official website. URL: https://unesdoc.unesco.org/ ark:/48223/pf0000142594.

3. Shamonaev O. Does big money make sports cleaner? Why the pros in the States do not care about WADA. URL: https:// www.sport-express.ru/doping/reviews/pochemu-amerikanskie-professionalnye-ligi-ne-podpadayut-pod-yurisdikciyu-vada-1684347/.

4. Congressional Record on the Rodchenkov Anti-Doping Act of 2019 // U.S. Congress: the official website. URL: https://www. congress.gov/congressional-record/2019/10/22/house-section/ article/H8339-2/.

5. Enactment of a Law // U.S. Congress: the official website. URL: https://www.congress.gov/help/learn-about-the-legislative-process/enactment-of-a-law.

6. Hallevy. G. A Modern Treatise on the Principle of Legality in Criminal Law. Springer: 2010.

7. IOC Statement on the Rodchenkov Act // IOC: the official website. URL: https://www.olympic.org/news/ioc-statement-on-the-rodchenkov-act.

8. IOC and WADA question why U.S. sport exempt from Rodchenkov Act. URL: https://www.reuters.com/article/us-sport-doping/ doping-ioc-and-wada-question-why-u-s-sport-exempt-from-rodchenkov-act-idUSKBN27X2O6.

9. Loonam, J. P., Reardon C. Extraterritoriality: The US Perspective (the review dated as 03.01.2020). URL: https://globalin-vestigationsreview.com/guide/the-practitioners-guide-global-investigations/2020/article/extraterritoriality-the-us-perspective.

10. Murphy, J. Where in the world is doping a crime? (doping in sports pt. 6). URL: https://www.aph.gov.au/About_Parliament/ Parliamentary_Departments/Parliamentary_Library/Flag-Post/2013/April/Where_in_the_world_is_doping_a_crime_dop-ing_in_sports_pt_6.

11. WADA statement on U.S. Senate's passing of the Rodchenkov Anti-Doping Act // WADA: the official website. URL: https://www. wada-ama.org/en/media/news/2020-11/wada-statement-on-us-senates-passing-of-the-rodchenkov-anti-doping-act.

12. WADA calls on US Senate to consider widely held concerns about Rodchenkov Act // WADA: the official website. URL: https://www.wada-ama.org/en/media/news/2020-03/wada-calls-on-us-senate-to-consider-widely-held-concerns-about-rodchenkov-act.

5

"O

C3

<

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.