Научная статья на тему 'НОВАЦИИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЮ СПОРТИВНОГО ДОПИНГА'

НОВАЦИИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЮ СПОРТИВНОГО ДОПИНГА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ДОПИНГ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / СПОРТ / СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ / СПОРТИВНАЯ МЕДИЦИНА / SPORTS DOPING / ADMINISTRATIVE LAW / SPORTS / COMPARATIVE LAW / SPORTS MEDICINE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Закупень Татьяна Васильевна

Статья посвящена обзору и обобщению зарубежного опыта последних лет в сфере борьбы с употреблением допинга в спорте. Исследованы новые законы и обсуждаемые законопроекты в ряде зарубежных государств 20172019 гг. Также исследован новый акт Всемирного антидопингового агентства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS OF REGULATION ABROAD IN THE FIELD OF COUNTERING THE USE OF SPORTS DOPING

The article is devoted to the review and generalization of the foreign experience of recent years in the field of combating the use of doping in sports. New laws and bills under discussion in a number of foreign countries 2017-2019 were investigated. Also investigated a new act of the World Anti-Doping Agency.

Текст научной работы на тему «НОВАЦИИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЮ СПОРТИВНОГО ДОПИНГА»

НОВАЦИИ НОРМАТИВНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗА РУБЕЖОМ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРИМЕНЕНИЮ СПОРТИВНОГО ДОПИНГА

ЗАКУПЕНЬ Татьяна Васильевна,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры правового обеспечения рыночной экономики Института государственной службы и управления РАНХиГС. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: Статья посвящена обзору и обобщению зарубежного опыта последних лет в сфере борьбы с употреблением допинга в спорте. Исследованы новые законы и обсуждаемые законопроекты в ряде зарубежных государств 20172019 гг. Также исследован новый акт Всемирного антидопингового агентства.

Abstract: The article is devoted to the review and generalization of the foreign experience of recent years in the field of combating the use of doping in sports. New laws and bills under discussion in a number of foreign countries 2017-2019 were investigated. Also investigated a new act of the World Anti-Doping Agency.

Ключевые слова: спортивный допинг, административное право, спорт, сравнительное правоведение, спортивная медицина.

Keywords: sports doping, administrative law, sports, comparative law, sports medicine.

Всё больше и больше ведущие к коллапсу, всё более усугубляемые современные (связанные с допингом) проблемы российского спорта1 требуют незамедлительного поиска каких-то кардинальных средств, с одной стороны, исцеления объективно присущих российскому спорту «недугов» и, с другой, защиты от идеологически мотивированных кампаний третирова-ния. Для этого совершенно необходимо разобраться в тенденциях изменения зарубежного законодательства в сфере противодействия допингу в спорте.

Рассмотрим некоторые недавние изменения, которые были внесены в национальное законодательство таких стран, как Австралия, США, ЮАР, Франция, Марокко, либо находятся на рассмотрении, обладая при этом значимым научным интересом, а также новеллы в нормативном регулировании данного вопроса Всемирным антидопинговым агентством.

Среди проектов нормативно-правовых актов отметим следующие.

Законопроект Австралии от 05.04.2019 «О внесении изменений в Закон об Австралийском спортивном антидопинговом агентстве (Sport Integrity Australia)»2 предполагает, в числе прочего, внесение значительного количества изменений в Закон Австралии №6 от 2006 г. «Об Австралийском спортивном антидопинговом агентстве»3 включая реорганизацию ASADA в «Sport Integrity Australia». Законопроект Австралии от 05.04.2019 предполагает, что функцией Sport Integrity Australia будет поддержка исполнительного директора в выполнении его функций, преду-

1 Дегтярев М.В., Карамалак Г.И., Баландина А.А., Григорьев М.С. Западная практика допинга и дискриминация российского спорта. - М.: Международный фонд помощи ветеранам и инвалидам спорта IFAVIS, 2018. - 152 с. Гибридная (юридическая, организационная, информационная) война против российского спорта. Юридический анализ документов ВАДА и МОК против российского спорта 20152017 гг.: Сборник / Консорциум специалистов по спортивному праву. - М.: Буки Веди, 2018. - 401 с. Юридический анализ докладов ВАДА против российского спорта 2015-2016 гг.: Сб. / Консорциум специалистов по спортивному праву. - М.: Буки Веди, 2016. - 230 с. Государственное управление в сфере спорта: Учебник для магистров / Кафедра спортивного права МГЮА. - М.: Буки Веди, 2017. - 485 с.

Законопроект Австралии от 05.04.2019 «О внесении изменений в Закон об Австралийском спортивном антидопинговом агентстве (Sport Integrity Australia)» [Australian Sports Anti-Doping Authority Amendment (Sport Integrity Australia) Bill 2019] // <https://www.legislation.gov.au/Details/C2019B00069>.

3 Закон Австралии № 6 от 2006 г. «Об Австралийском спортивном антидопинговом агентстве» [Australian Sports Anti- Doping Authority Act № 6, 2006] // <https://www.legislation.gov.au/Details/C2018C00309>.

смотренных законом. Законопроект Австралии от 05.04.2019 также расширяет функции исполнительного директора (и, следовательно, всего органа), заменяя формулировку «[...] различные функции, включая функции, связанные с национальной программой по борьбе с допингом и другими вопросами допинга и безопасности в спорте» на «[...] различные функции, включая функции, связанные с вопросами касательно целостности спорта, включая угрозы целостности спорта» (п.19 Перечня 1 Законопроекта Австралии от 05.04.2019). Эти новые функции, связанные с целостностью спорта, перечислены в п. 23 Перечня 1 Законопроекта Австралии от 05.04.2019. Пункт 15 Перечня 2 Законопроекта Австралии от 05.04.2019 вносит изменения в Закон Австралии №119 от 1988 г. «О неприкосновенности частной жизни»4, устана-вив, что Sport Integrity Australia является исполнительным органом в целях этого закона. Целью Закона Австралии № 68 от 19.09.2019 «О национальном спортивном трибунале»5 является «[...] учреждение Национального спортивного трибунала для обеспечения действенного, эффективного, независимого, прозрачного и специализированного трибунала для беспристрастного разбирательства и разрешения спортивных споров» (п. (1) ст. 3). Согласно ст. 11 Закона Австралии №68 от 19.09.2019, Национальный спортивный трибунал состоит из трех департаментов, в числе которых Антидопинговый департамент (п. (a) ст. 11). Текст ч. 3 (во вводной части) ст. 21 Закона Австралии № 68 от 19.09.2019 разъяснял, что Антидопинговый департамент принимает обращения в Национальный спортивный трибунал относительно определенных споров, связанных с антидопинговыми правилами спортивных организаций.

Следующий на очереди - проект Федерального закона США № H.R. 835 от 2019 г. «Закон Родченкова о противодействии допингу»6 (принят Конгрессом США 22.10.2019, находится

4 Закон Австралии № 119 от 1988 г. «О неприкосновенности частной жизни» [Privacy Act No. 119, 1988] // <https://www.legislation.gov.au/Details/C2020C00025>.

Закон Австралии № 68 от 19.09.2019 «О национальном спортивном трибунале» [National Sports Tribunal Act No. 68, 2019] // <https://www.legislation.gov.au/Details/C2019A00068>.

6 Проект Федерального закона США № H.R. 835 от 2019 г. «Закон Родченкова о противодействии допингу» [H.R.835 - Rodchenkov Anti-Doping Act of 2019] // <https://www.congress.gov/bill/116th-congress/house-bill/835/text>.

на рассмотрении Сената США с 23.10.2019). Целью Проекта Федерального закона США №Н^.835 от 2019 г., согласно его преамбуле, является: «Наложение уголовных санкций на определенных лиц, причастных к международным сговорам о мошенничестве с применением допинга, предоставление реституции жертвам этих сговоров, и истребование обмена информацией с Антидопинговым агентством США в поддержку его борьбы с допингом и для иных целей». Пункт (а) параграфа 3 проекта Федерального закона США № Н^. 835 от 2019 г.: «[...] Закон запрещает любому лицу, не являющемуся спортсменом, умышленно приводить в исполнение, совершать попытку привести в исполнение или вступать в сговор с другим лицом с целью приведения в исполнение схемы получения выгоды с помощью применения запрещенных веществ или запрещенных методов на любом крупном международном спортивном соревновании». Пункт (а) параграфа 4 проекта Федерального закона США № Н^. 835 от 2019 г.: «(1) Уголовное наказание. Лицо, совершающее нарушение согласно параграфу 3, приговаривается к лишению свободы на срок не более 10 лет и/или к штрафу в размере $250000, если лицо является физическим, или в размере $1000000, если виновное лицо является любым лицом, отличным от физического».

Статья 6 Законопроекта ЮАР от 2019 г. «О внесении изменений в Закон о Южноафриканском институте спорта без допинга 2020»1 предусматривала, помимо всего прочего, дополнение Закона ЮАР № 14 от 23.05.1997 «О Южноафриканском институте спорта без допинга»2 статьями и 11Е, дающих Институту полномочия осуществлять допинг-контроль соответственно в школах и на любительских мероприятиях.

Указ Президента Франции № 2018-1178 от 19.12.2018 «О мерах, связанных с областью права, необходимой для совершенствования переноса принципов Всемирного антидопингового кодекса во внутригосударственное право» (ред. 21.12.2018)3 внёс ряд изменений в Спортивный кодекс Франции в вопросах, связанных с противодействием допингу.

Упомянем и Закон Марокко №97-12 от 19.10.2017 «О противодействии допингу в спорте»4, целью которого, согласно статье 1, является «[...] предотвращение и борьба против при-

1 Законопроект ЮАР от 2019 г. «О внесении изменений в Закон о Южноафриканском институте спорта без допинга 2020» [South African Institute for Drug-Free Sport Amendment Bill, 2020] // <https://www.srsa.gov.za/sites/default/files/SAIDS%20AMENDMENT%20BILL.191020 15.doc%20final%20final%20documents%20240620_2_0.pdf>.

2 Закон ЮАР № 14 от 1997 г. «О Южноафриканском институте спорта без допинга» [South African Institute for Drug-Free Sport Act No. 14 of 1997] // <http://www.saflii.org/za/legis/num_act/saifds464/>.

3 Указ Президента Франции № 2018-1178 от 19.12.2018 «О мерах, связанных с областью права, необходимой для совершенствования переноса принципов Всемирного антидопингового кодекса во внутригосударственное право» (ред. 21.12.2018) [Ordonnance n° 2018-1178 du 19 décembre 2018 relative aux mesures relevant du domaine de la loi nécessaires pour parfaire la transposition en droit interne des principes du code mondial antidopage] // <https://www.legifrance.gouv.fr>.

4 Закон Марокко № 97-12 от 19.10.2017 «О противодействии допингу в спорте» [Loi № 97-12 relative à la lutte contre le dopage dans le sport] //

<http://adala.justice.gov.ma/production/legislation/fr/Nouveautes/lutte%20contre%20le

%20dopage.pdf>.

менения допинга в спорте, сохранение здоровья спортсменов и запрет деятельности, губительной для этических и нравственных ценностей в спорте».

Общая направленность всех этих мер была связана с реализацией понимания, что репрессивные меры должны быть уравновешены определенными гарантиями защиты спорта, спортсменов.

Однако особый интерес для наших целей представляет утвержденный в ноябре 2019 года Всемирным антидопинговым агентством (ВАДА) Регламент «Об антидопинговых правах спортсменов» (Athletes' Anti-Doping Rights Act)5, ранее рассматривавшийся под названием «Антидопинговая хартия прав спортсменов»6 (хотя в новом названии есть слово «закон» («Act»), однако данный документ не является по своей природе правовым актом, несмотря на то что имеет определенную ограниченную нормативную силу).

В Преамбуле к данному документу отмечалось, что жизненно важным для успеха спорта, свободного от допинга, является содействие защите соответствующих прав спортсменов, а также осведомленности спортсменов о таковых, равно как и о возможности их надлежащей реализации. Регламент «Об антидопинговых правах спортсменов» по сути не устанавливает какие-либо дополнительные права сверх тех, которые напрямую или косвенно предусматриваются Всемирным антидопинговым кодексом и Международными стандартами, тексты которых имеют преимущественную юридическую силу по отношению к данному документу и подлежат применению в случае противоречия им данного акта. Данный документ состоит из двух частей: первая закрепляет те права спортсменов, которые гарантируются иными документами ВАДА, второй же частью предусмотрены некоторые дополнительные рекомендуемые права. Антидопинговые права спортсменов, предусмотренные данным актом, можно разделить на две основные категории: права спортсменов на участие в спорте, свободном от применения допинга, а также на функционирование честной, справедливой и беспристрастной антидопинговой системы; права спортсменов в связи с тестированием и расследованием случаев применения допинга, обработкой результатов, а также разрешением споров, касающихся применения допинга в спорте. Так, в соответствии с пунктом 1.0 Регламента «Об антидопинговых правах спортсменов», спортсмены имеют право на равные возможности для занятия спортом на самом высоком уровне на тренировках и в рамках соревнований - без участия спортсменов, принимающих допинг, а также иных лиц или организаций,

5 Athletes' Anti-Doping Rights Act // <https://www.wada-ama.org/en/resources/anti-doping-community/athletes-anti-doping-rights-act>; <https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resourcestfilesathletes_antidopmg_rights_actpdf>

6 Anti-Doping Charter of Athlete Rights // <https://www.wada-ama.org/en/resources/anti-doping-community/anti-doping-charter-of-athlete-rights-draft-16-may-2019>; <https://www.wada-ama.org/sites/default/files/resources/files/item_6_3_attach_1_anti-dopingcharterathleterights_3rddraft_final_3.pdf>.

которые нарушают антидопинговые правила и требования. Пункт 2.0 данного акта предусматривает право на справедливые и честные программы тестирования, реализуемые в соответствии с международными стандартами.

Также к предусмотренным Регламентом ВАДА «Об антидопинговых правах спортсменов» правам, касающимся надлежащего функционирования антидопинговой системы в целом, можно отнести следующие: право на то, чтобы антидопинговая организация, юрисдикция которой распространяется на спортсмена, несла ответственность за несоблюдение Всемирного антидопингового кодекса (пункт 5.0); право на сообщение о несоответствиях Кодексу (пункт 5.0 данного документа); право на доступ к конфиденциальному или анонимному механизму для сообщения о нарушениях антидопинговых правил (пункт 6.0); право не подвергаться угрозам, запугиваниям или преследованию за такое сообщение (пункт 6.0). В соответствии с пунктом 7.0, спортсмены имеют право на соответствующее антидопинговое обучение и получение соответствующей информации.

Представляет также интерес предусмотренное пунктом 9.0 Регламента ВАДА «Об антидопинговых правах спортсменов» право на возмещение вреда, причиненного другим спортсменом или иным лицом в результате нарушения антидопинговых правил, в соответствии с применимым национальным законодательством. Призовые средства, полученные антидопинговой организацией от спортсмена, нарушившего антидопинговые требования, распределяются между теми спортсменами, которые имели бы на них право, если бы нарушитель не принимал участия в соревновании. Однако представляется, что данный механизм требует дальнейшей концептуальной проработки, поскольку исход спортивного мероприятия непредсказуем, и на него влияет сразу множество факторов, чтобы при таких обстоятельствах однозначно можно было говорить о причинно-следственной связи между применением допинга и причинении вреда другим спортсменам.

К правам спортсменов, гарантируемым в связи с тестированием и расследованием случаев применения допинга, обработкой результатов, а также разрешением споров, касающихся применения допинга в спорте, отнесем следующие. Пункт 3.0 Регламента ВАДА «Об антидопинговых правах спортсменов» предусматривает права спортсменов, связанные с защитой их здоровья, устанавливая право на свободу от любого давления, ставящего под угрозу их эмоциональное или физическое здоровье, посредством применения допинга, а также право на получение разрешения на терапевтическое использование. Пункт 4.0 данного Регламента ВАДА содержит комплексное право на правосудие, которое включает в себя: право быть заслушанным; право на справедливое разбирательство в разумные сроки беспристрастным независимым и справедливым органом; право на

получение своевременного обоснованного мотивированного решения такого органа; право на справедливое, оперативное, беспристрастное и независимое разбирательство в рамках апелляции; право быть представленным адвокатом за свой счет. Пункт 8.0 рассматриваемого документа устанавливает право спортсменов на справедливое, законное и безопасное использование персональных данных, включая право на получение информации об их обработке, доступ к их копиям и право на запрос на удаление таких данных после того, как это более не является необходимым для достижения антидопинговых целей. Отдельно предусмотрены права спортсменов, не достигших шестнадцатилетнего (или восемнадцатилетнего, в зависимости от обстоятельств) возраста, либо признанных недееспособными. В соответствии с пунктом 10.0 указанного Регламента ВАДА, права таких лиц подлежат дополнительной защите в силу их возраста или недееспособности, в том числе, при оценке степени их вины, и при этом не может быть запрошено обязательное публичное обнародование информации.

Отдельно предусмотрены права, касающиеся процесса сбора проб, к которым пунктом 11.0 данного документа отнесены, в частности, следующие, в основном, связанные с правом на получение определенной необходимой информации: право посмотреть удостоверение лица, ответственного за проведение допинг-контроля, а также на получение информации об органе, под контролем которого происходит процесс сбора проб; право запрашивать дополнительную информацию о процессе сбора проб; право на получение информации о типе собираемых образцов и условиях, которые необходимо соблюдать; право быть сопровождаемым представителем; право быть информированным о своих правах и обязанностях; право документировать любые опасения, связанные с процессом сбора проб; право на получение копии записей процесса сбора проб. Согласно пункту 12.0, спортсмен имеет право запрашивать анализ пробы «Б» в случае, если анализ пробы «А» приводит к неблагоприятным аналитическим результатам. Часть 2 указанного Регламента ВАДА касается рекомендованных прав спортсменов и включает в себя такие права, как: право на систему противодействия допингу, свободную от коррупции или иных форм манипуляций, связанных с допингом, которые могут оказать влияние на результат соревнований или на тренировках; право участвовать в процессе принятия решений об изменении антидопинговых правил; право участвовать в управлении соответствующими антидопинговыми организациями; право на получение юридической помощи при рассмотрении дел, касающихся применения допинга.

Принятие документа такого рода стало важной вехой на пути к надлежащей защите прав спортсменов в рамках функционирования системы противодействия допингу, позволив систематизировать действующие нормы в данной области. Спортсмен в рамках данной системы занимает уязвимое положение,

что обусловливает необходимость совершенствования регулирования в данной области. Как отмечает Мэтью Хард, последствия обвинения в употреблении допинга существенны, поскольку это может привести к общественному осуждению, потере спонсоров, помимо предусматриваемых ВАДА санкций. Кроме того, для спортсменов в некоторых видах спорта дисквалификация на долгий срок может стать по факту эквивалентной пожизненной (Hard M. Caught in the net: athletes' rights and the World Antidoping Agency // Southern California Interdisciplinary Law Journal. - 2010. - Vol. 19. - P. 533-564. - P. 535). Тем не менее, названный акт касается только тех прав, которые уже так или иначе гарантируются или закрепляются иными документами Всемирного антидопингового агентства, оставляя открытым вопрос о надлежащей защите иных прав спортсменов в контексте противодействия применению допинга, например, права на приватность.

Библиография:

1. Гибридная (юридическая, организационная, информационная) война против российского спорта. Юридический анализ документов ВАДА и МОК против российского спорта 2015-2017 гг.: Сборник. - М.: Буки Веди, 2018. - 401 с.

2. Государственное управление в сфере спорта: Учебник для магистров / Предисл.: Д.И. Рогачев / Кафедра спортивного права Института современного прикладного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2017. - 485 с.

3. Дегтярев М.В., Карамалак Г.И., Баландина А.А., Григорьев М.С. Западная практика допинга и дискриминация российского спорта. - М.: Международный фонд помощи ветеранам и инвалидам спорта IFAVIS, 2018. - 152 с.

4. Юридический анализ докладов ВАДА против российского спорта 2015-2016 гг.: Сб. / Консорциум специалистов по спортивному праву. - М.: Буки Веди, 2016. - 230 с.

5. Hard M. Caught in the net: athletes' rights and the World Antidoping Agency // Southern California Interdisciplinary Law Journal. - 2010. - Vol. 19. - P. 533-564.

Таким образом, в настоящее время на мировом и национальных уровнях активно происходят процессы концепту-ально-парадигмального переосмысления и усовершенствования правовых и иных нормативных подходов к регулированию противодействия применения спортивного допинга. Говоря о новациях в нормативном и нормативно-правовом регулировании противодействия применению спортивного допинга, можно отметить следующие заслуживающие внимания тенденции: обеспечение защиты прав спортсменов в антидопинговом процессе; обеспечение надлежащей защиты здоровья спортсменов; совершенствование механизмов информирования о случаях применения допинга. И эти вопросы подлежат обязательному учету при совершенствовании российского законодательства, прежде всего - в части, касающейся детализированного признания, гарантирования, обеспечения, охраны и защиты прав спортсменов в антидопинговом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.