Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ОТМЫВАНИЮ ДОХОДОВ / ФАТФ / ЭГМОНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андросова Е. А.

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём. Автор рассматривает сущность легализации доходов, полученных преступным путем, а также международные системы борьбы с отмыванием доходов - ФАТФ и группы ЭГМОНТ. Суть легализации преступных доходов предполагает тщательное сокрытие преступной деятельности от правоохранительных и контролирующих органов. В статье проанализировано правовое регулирование ПОД/ФТ в Российской Федерации и даны некоторые рекомендации в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Андросова Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING THE LEGALIZATION OF REVENUES RECEIVED BY CRIMINAL WAYS

This article is devoted to the consideration of the problem of combating the laundering of proceeds from crime. The author considers the essence of money laundering, as well as international systems of combating money laundering - the FATF and the EGMONT group. The essence of money laundering presupposes careful concealment of crime act from law-enforcement and controlling bodies. The article analyzes the legal regulation of AML / CFT in the Russian Federation and gives some recommendations in this area.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ»

2. Никиткова, У. О. Земельное налогообложение в России / У. О. Никиткова // Налоги и налогообложение. - 2013. - № 2. С.34-35.

УДК 336

Андросова Е.А. студент магистрант 1 курса факультет Финансы и кредит, кафедры общественных финансов

Новосибирский государственный университет экономики и управления Россия, г. Новосибирск

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ

ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению проблемы противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путём. Автор рассматривает сущность легализации доходов, полученных преступным путем, а также международные системы борьбы с отмыванием доходов - ФАТФ и группы ЭГМОНТ. Суть легализации преступных доходов предполагает тщательное сокрытие преступной деятельности от правоохранительных и контролирующих органов. В статье проанализировано правовое регулирование ПОД/ФТ в Российской Федерации и даны некоторые рекомендации в данной области.

Ключевые слова: противодействие отмыванию доходов, легализация доходов, полученных преступным путем, ФАТФ, ЭГМОНТ.

УДК 336

Androsova E.A. student first year undergraduate Faculty of Finance and Credit, Department of Public Finance

Novosibirsk State University of Economics and Management, Novosibirsk

COUNTERING THE LEGALIZATION OF REVENUES RECEIVED

BY CRIMINAL WAYS

Annotation: This article is devoted to the consideration of the problem of combating the laundering of proceeds from crime. The author considers the essence of money laundering, as well as international systems of combating money laundering - the FATF and the EGMONT group. The essence of money laundering presupposes careful concealment of crime act from law-enforcement and controlling bodies. The article analyzes the legal regulation of AML / CFT in the Russian Federation and gives some recommendations in this area.

Key words: counteraction to money laundering, legalization of proceeds from crime, FATF, EGMONT.

В современном мире проблема легализации (отмывании) денег стала одной из основных глобальных проблем, в решении которых принимают участие многие ведущие страны мира. Одним из основных путей решения

этой проблемы является использование финансового мониторинга.

Процедура легализации (отмывания) денег характерна практически для всех форм организованной преступности, которая искажает процесс принятия экономических решений, подрывает финансовые учреждения, обостряет социальные проблемы и, что самое основное, способствует коррупции.

Недобросовестно полученную прибыль сегодня используют во многих целях, к примеру: для покрытия затрат связанных с преступлениями, для развития криминального бизнеса, для инвестиционных вложений в сфере деятельности преступных организаций, для инвестирования в легальную экономику. Очевидно вся та часть доходов, которая подлежит инвестированию в легальные отрасли экономики и размещению на международных финансовых рынках, нуждается в отмывании (легализации).

Проблема противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма сегодня актуальна как никогда, и возрастает в виде уменьшения доходов всех уровней бюджетной системы, увеличения расходов, необходимых для финансирования правоохранительного сектора, дефицита бюджета, сбалансированности государственной денежно- кредитной политики.

Легализация доходов, полученных преступным путем, представляет собой придание правомерного вида операциям с денежными средствами, полученными от незаконной / преступной деятельности. Процесс отмывания денежных средств проходит в три этапа:

-во-первых, в финансовой системе размещаются наличные денежные средства или их эквиваленты.

- во-вторых, денежные средства переводятся на другие счета (например, фьючерсные) с помощью ряда финансовых операций, цель которых - скрыть настоящее происхождение денежных средств (например, путем осуществления сделок с минимальным финансовым риском либо при отсутствии такового или путем перевода остатка денежных средств с одного счета на другие счета).

- в-третьих, денежные средства снова оказываются в экономике, при этом создается видимость их законного происхождения (например, путем закрытия фьючерсного счета и перевода остатка на банковский счет).[6, с.1]

С экономической позиции легализация беззаконных доходов создает опасность не только интересам отдельного предприятия, учреждения, организации, но и, учитывая масштаб этих правонарушений, интересам страны. Средства, приобретенные от торговли наркотиками и оружием, преступного игорного и наркобизнеса, контрабанды, хищений и другой нелегальной деятельности, преступники стремятся легализовать, придать им видимость законных.

Легализуемые средства выходят из финансового оборота страны, что приводит к деструкции налоговой, денежно-кредитной и бюджетной сфер, понижению эффективности макроэкономической политики, отрицательному

воздействию на развитие и эффективность рыночных механизмов, и, в конечном счете, приводит к подрыву экономической системы страны и системы международных финансовых отношений.

Отмывание денег связано с макроэкономическими последствиями, включая непредсказуемое изменение потребности в деньгах, повышение масштаба колебаний международных потоков капитала и курсов валют в следствии непредвиденных международных переводов валюты и т.п.

Если бы не было мошенничества, налоговых правонарушений, инсайдерских операций, наркобизнеса, коррупции или же вообще преступлений с целью извлечения прибылей, тогда не существовало бы отмывания денег. Узкая взаимосвязь между беззаконным действием, которое приводит к преступным доходам, и отмыванием данных доходов очень затрудняет отделение акта отмывания денег от изначального преступления, хотя по закону они рассматриваются как отдельные деяния. Легализация доходов считается обязательной частью любого правонарушения с целью получения выгоды, так как без отмывания денег правонарушение, по сущности, не «приносит выгоды». Когда первичное правонарушение представляет из себя что-то вроде наркобизнеса, все знают социальные издержки, которые считаются грандиозными и заметными. Но социальные и финансовые потери преступлений «белых воротничков», такие как хищения, уклонение от налогов, инсайдерские операции и банковское мошенничество, хотя и менее очевидные, также имеют все шансы быть очень значительными.

Существует большое количество теорий о появлении термина «отмывание доходов», но наиболее распространенная теория принадлежит преступнику Аль Капоне, который для придания правомерного характера денежным средствам, приобретенным от нелегального производства и реализации алкоголя, смешивал их с наличным оборотом американских прачечных. В российском законодательстве, в настоящее время, определение данного термина отмечено в законе №115-ФЗ. Сообразно данному закону, легализация(отмывание) доходов, приобретенных преступным путем, -придание правомерного вида владению, пользованию либо распоряжению денежными средствами или же другим имуществом, приобретенными в следствии совершения правонарушения. [1]

Для решения проблемы отмывания доходов, полученных преступным путем (ПОД/ФТ), в мировом сообществе были созданы две основные организации противодействия указанным процессам - ФАТФ и группа «Эгмонт». [7] ФАТФ была создана в 1989 г. на саммите по инициативе глав государств «Большой семёрки». Главная цель ФАТФ - исследование способов и каналов легализации доходов, приобретенных преступным путем, контроль за исполнением уже принятых мер по противодействию легализации и принятие новых мер по организации противодействия отмывания заработков. Отметим, что до 2002 г. Россия была включена в черный список ФАТФ. И только после приведения многих российских законодательных актов в соответствие с международными нормами и

принятию в 2002 г. Федерального закона №115-ФЗ, в июне 2003 г. Россия стала полноправным членом ФАТФ. [7]

Вхождение России в группу «Эгмонт», занимающуюся решением проблемы по отмыванию доходов, полученных от преступной деятельности, имеет большое значение для улучшения в России ПОД/ФТ, т. к. наша страна получила большие возможности для обмена информацией с иными членами этой организации. Помимо того, Россия сейчас может правомерно заключать соглашения о сотрудничестве по вопросам противодействия легализации преступных доходов.

Мы уже отметили, что основной закон, регулирующий ПОД/ФТ в РФ, - федеральный закон №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма».[1] Конкретно здесь находят своё отражение рекомендации ФАТФ. На основании закона №115-ФЗ к ключевым методам по противодействию отмыванию доходов, приобретенных беззаконным путем, относятся:

- организация и воплощение внутреннего контроля;

- обязательный контроль;

- идентификация клиентов кредитных и не кредитных организаций;

- блокирование (замораживание) безналичных денежных средств и имущества;

- другие методы.

На основании Федерального закона №115-ФЗ созданы другие положения и нормативы, способствующие реализации комплексного подхода в ПОД/ФТ.[1]. К ним можно отнести: №321-П «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом №115-ФЗ», №1486-У «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях», №445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля не кредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и другие положения [3, 4, 5, 6]. Таким образом, в РФ осуществляется интенсивный контроль по противодействию в легализации (отмывании) доходов, приобретенных преступных путём. Но все-таки существуют и некие недостатки.

Неспособность эффективно ликвидировать угрозы отмывания денег или финансирования терроризма может препятствовать доступу страны к глобальной экономической системе. К примеру, осуществление электронных переводов из государств, имеющих слабый режим борьбы с отмыванием денег, и в данные страны будет занимать больше времени, так как финансовые организации будут более пристально проверять такие операции.

Когда большие суммы беззаконных доходов поступают в финансовые организации или же покидают их, последствия этого могут ощущаться во всей финансовой системе. В следствии этого меры контроля, нацеленные против отмывания денег, могут рассматриваться как часть инструментария для предотвращения данных явлений и борьбы с ними. Эти меры будут содействовать укреплению доверия общественности в периоды экономических трудностей.

Эффективное использование средств борьбы против отмывания денег, в том числе информация о том, кому на самом деле принадлежат банковские счета и кто их контролирует, замораживание и конфискация преступных доходов при задержании и осуждении преступников, не позволяет преступникам извлекать выгоду из собственных преступлений за счет широкой общественности и экономики в целом.

В конечном счете, так как деяния, связанные с отмыванием денег, угрожают прочности экономики государств и считаются серьезным препятствием экономическому росту, реальная финансовая стабильность невыполнима без соответствующей финансовой целостности — другими словами отсутствия на финансовом рынке финансовых злоупотреблений, в том числе отмывания средств. Меры контроля, нацеленные против отмывания денег, в случае их эффективной реализации смягчают негативные результаты беззаконной финансовой деятельности и содействуют целостности и устойчивости на финансовых рынках.

Рекомендации ФАТФ ориентированы на решение широкого круга вопросов, в том числе вопросов регулирования услуг, предоставляемых финансовыми организациями, нефинансовыми предприятиями и лицами независимых профессий, трансграничного движения наличных средств, прозрачности работы юридических лиц, материального и процессуального уголовного законодательства, институционального потенциала, санкций, а также внутреннего и международного сотрудничества.

В плане профилактики данные меры включают требования установить, функционирует ли клиент от имени другого лица; понимания того, кто считается собственником юридических лиц, и кто их контролирует; проведения соответствующих проверок клиентов, деловых взаимоотношений либо операций, имеющих повышенную степень риска; проведения соответствующих проверок других клиентов и мер по обеспечению учета.

Что касается обеспечения применения, меры по борьбе с отмыванием денег позволяют официальным органам не только привлекать участников правонарушений к ответственности (предусматривая, как правило, более суровые санкции, когда первичные правонарушения смешиваются с отмыванием денег), но, что более важно, лишать их активов, которые были получены преступным образом. Это сокращает стимулы участвовать в правонарушениях с целью получения выгоды и затрудняет накопление преступными организациями опасного уровня богатства.

Успешные результаты противодействия отмыванию доходов, приобретенных преступным путём, может осуществляться исключительно в случае, если оно будет одновременно разворачиваться на 2-ух уровнях -государственном и международном. В отдельном государстве, без международного обмена информационными потоками, взаимодействия и участия в процессе борьбы с преступниками кредитных организаций успешная борьба с легализацией не возможна.

А значит, России нужно будет активизировать международное сотрудничество в данной области. Слияние транснациональной организованной преступности в террористической деятельности, активизировавшиеся под действием сложных процессов глобализации, потребует от международного сообщества объединения усилий для успешного противостояния связанным с этим вызовам и угрозам.

Наряду с уголовной ответственностью, важным условием считается присутствие комплекса мер противодействия не финансового характера, а именно прочих видов юридической ответственности за отмывание «грязных» денег либо имущества, и их активное использование.

Основным вопросом для Российской Федерации считается вопрос более широкого внедрения других видов ответственности, включая административную и финансовую как дополнение уголовной.

По нашему мнению, нужно наличие системы, которая предугадывала бы возможность внедрения мер финансового характера (штрафов, арестов, конфискации имущества и денежных средств), а также привлечение отличного от уголовного вида ответственности, например:

1. Пожизненное лишение права занимать определённую должность и заниматься определённым видом деятельности, как на территории РФ, так и за рубежом;

2. Принудительное установление работы на протяжении нескольких лет (в зависимости от тяжести правонарушения от 2 до 20 лет) по прожиточному минимуму и подписки о невыезде;

3. Установление в обязательном порядке показывать ежеквартальные отчёты о доходах и покупках;

4. Расширение использования электронных браслетов;

5. Установление в банковских и других организациях звуковых видеонаблюдений;

6. Ужесточение проверок транспортных перевозок на границе и др.

Борьба с отмыванием денег и финансирование терроризма являет из

себя технологии отмывания денег и финансирования терроризма, целью которых, по нашему мнению, считается содействие правительствам и прочим основным фигурам данной сферы в понимании природы существующих и потенциальных угроз и в реализации успешных стратегий по решению данных задач. Нужна эффективная реализация стратегий расследования и пресечения отмывания денег и финансирования терроризма, единый подход к разработке организациями, совершающими операции с

денежными средствами либо другим имуществом, включая профессиональных участников рынка, а также определение и внедрение эффективных превентивных мер.

Противодействие легализации преступных доходов должно включать в себя помимо прочего комплекс правовых и организационных мер. Одним из ключевых средств противодействия легализации преступных доходов является принятие согласно с международными эталонами нормативных правовых актов, обеспечивающих объективное и действенное регулирование финансового сектора экономики, защиту добросовестных предпринимателей от вторжения криминальных капиталов и воздействия недобросовестных чиновников.

Российскому законодателю надлежит прислушаться к воззрению ученых, практиков и внести ряд изменений в существующую уголовно-правовую норму. Только хорошо подготовленные специалисты сумеют противостоять действиям организованных преступлений. Уже сегодня мировой опыт подсказывает о необходимости расширения видов предпринимательской деятельности, на которые распространяются процедуры контроля за легализацией беззаконных доходов. Под контроль должны попасть аудиторские фирмы, адвокатские сообщества, консультанты по ведению бизнеса, юридические фирмы, специализирующиеся на регистрации организаций, как в Рф, так и за ее пределами.

В заключение хотелось бы отметить, что на международной арене Россия играет существенную роль при модернизации международной системы финансового мониторинга. Наша страна считается образцом создания успешной системы ПОД/ФТ за относительно короткий срок. Впрочем в российском законодательстве необходимо внести изменения, которые бы заполнили пробелы в регулировании ПОД/ФТ, отмеченные выше. Помимо того, нужно непрерывно сотрудничать с другими государствами для решения данной проблемы, т.к. преступные группировки постоянно находят новые инструменты для отмывания доходов, в следствии этого законодательство должно быть в состоянии своевременно обращать внимание на такие перемены.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"[Электронный ресурс] // URL: http ://www.consultHYPERLINK "http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 32834/"aHYPERLINK "http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 32834/"ntru/document/con s doc LAW 32834/ (дата обращения 12.12.2017)

2. Абаканова В.А. Экономическая составляющая легализации преступных доходов (экономико-правовые аспекты) // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». 2014 .№ 3

3. Асланян Л.С. Противодействие легализации доходов, полученных

преступным путем, и финансировании терроризма [Электронный ресурс] // URL: https : //www.scienceforum.ru/2014/pdf/6685.pdf (дата обращения 12.12.2017)

4. Зиниша О. С., Есипова Е.С. Реализация комплексного подхода к решению вопроса противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём // «Экономика и социум». 2016. №6(25)

5. Ш.М. Магомедов, М.В. Каратаев Современные модели отмывания преступных доходов и способы противодействия // Вестник российской академии естественных наук. 2017. № 1

6. Противодействие отмыванию денежных средств [Электронный ресурс] // URL: https : //static.xtrade.com/documents/international/ru/anti-money-laundering.pdf (дата обращения 15.12.2017)

7. Роль международных организаций в регулировании движения капитала [Электронный ресурс]. - URL: http://www.jourclub.ru/3/1037/2/ (дата обращения 20.12.2017)

УДК 33

Антипенко А.С. студент СКФУ

Россия, г. Ставрополь КОНТРОЛЛИНГ ЗАТРАТ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Аннотация. В этой статье автором рассматривается контроллинг затрат как фактор эффективности стратегического управления организацией. В статье рассматривается детально сущность контроллинга затрат, содержание сущность и атрибутику данного понятия, мнения различных авторов.

Ключевые слова: контроллинг, стратегическое управление, контроллинг затрат, стратегия, бизнес.

Antipenko A.S. Student SKFU Russia, Stavropol

COST CONTROLLING AS A FACTOR OF EFFECTIVENESS OF STRATEGIC MANAGEMENT OF ORGANIZATION

Annotation. In this article the author considers controlling of expenses as a factor of efficiency of strategic management of the organization. The article discusses in detail the essence of controlling costs, the content of the essence and attributes of the concept, the opinions of different authors.

Keywords: controlling, strategic management, controlling costs, strategy, business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.