Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ РИСКАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРАГЕНТАМИ В СИСТЕМЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНС'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ РИСКАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРАГЕНТАМИ В СИСТЕМЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
441
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛАЕНС / КОНТРАГЕНТЫ / КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМПЛАЕНС / ИСТОЧНИКИ / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фейзуллаева Рейхан Эскендеровна, Еделькина Анастасия Геннадьевна

В статье рассматриваются риски взаимодействия с контрагентами в системе антикоррупционного комплаенс и способы их минимизации на территории Российской Федерации. Ввиду все большего распространения антикоррупционных комплаенс систем, роста финансовых и других затрат на их разработку и внедрение становится необходимым выбор способа оценки эффективности антикоррупционных систем. Особенно это очень важно во время взаимодействия с контрагентами. Успешная работа любой компании почти всегда полностью зависит от ее отношения к коррупции и к разным ее проявлениям. Нарушение закона о противодействии коррупции может привести к серьезным последствиям не только для сотрудников, но и в целом организации. Вопрос, связанный с формированием и проведением эффективной системы антикоррупционного комплекса в отношениях с контрагентами в коммерческих организациях, является актуальным и по сей день. Одной из основных задач такой системы заключается в преждевременном установлении и минимизации рисков коррупционной направленности со стороны контрагентов, а также в досрочном выявлении причин и условий для их возникновения. Цель работы - изучить и оценить риски взаимодействия с контрагентами в системе антикоррупционного комплаенс, их источники, последствия от реализации и способы их минимизации. Организации, ведущие свою деятельность в других странах, уже давно проводят такую процедуру на том основании, что это позволяет обезопасить организацию или смягчить некоторые последствия в случае несоблюдения требований закона или договора со стороны контрагента. Отечественные организации пока заинтересованы только внедрением таких систем в свою деятельность, продуктивность системы пока слабо привлекает к себе внимание. Обнаружено, что на данный момент имеющиеся методики проверяют наличие процедур по основным элементам комплаенс-систем. В данной работе авторы подразумевают данные процедуры с точки зрения соответствия целям антикоррупционного комплаенс, но раскрытие некоторых элементов может значительно отличаться. Связи с этим организации имеют полное право выбрать ту степень детализации, которую они считают для себя наиболее актуальной и достоверной. В статье даны предложения по предупреждению и минимизации коррупционных рисков, способствующие увеличению эффективности антикоррупционного комплаенс в работе с контрагентами. Область применения результатов исследования связана с последующим формированием предложений и рекомендаций по разработке комплаенс системы по направленности борьбы с коррупцией для организаций, которые осуществляют свою деятельность в России и не только.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING CORRUPTION RISKS OF INTERACTION WITH COUNTERPARTIES IN THE ANTI-CORRUPTION COMPLIANCE SYSTEM

The article examines the risks of interaction with counterparties in the anti-corruption compliance system and ways to minimize them on the territory of the Russian Federation. Because of the increasing spread of anti-corruption compliance systems, the growth of financial and other costs for their development and implementation, it becomes necessary to choose a method for assessing the effectiveness of anti-corruption systems. This is especially important when interacting with counterparties. The successful operation of any company almost always depends entirely on its attitude towards corruption and its various manifestations. Violation of the anti-corruption law can lead to serious consequences not only for employees but also for the organization as a whole. The issue related to the formation and implementation of an effective system of the anti-corruption complex about counterparties in commercial organizations is relevant to this day. One of the main tasks of such a system is the early identification and minimization of corruption risks on the part of counterparties, as well as early identification of the causes and conditions for their occurrence. The purpose of the work is to study and assess the risks of interaction with counterparties in the anti-corruption compliance system, their sources, consequences from implementation and ways to minimize them. Organizations operating in other countries have long been carrying out such a procedure because it makes it possible to secure the organization or mitigate some of the consequences in the event of non-compliance with the requirements of the law or contract on the part of the counterparty. Domestic organizations are so far interested only in the introduction of such systems into their activities, the productivity of the system is still poorly attracting attention. It was found that at the moment the available methods check the availability of procedures for the main elements of compliance systems. In this paper, the authors imply these procedures in terms of compliance with the objectives of anti-corruption compliance, but the disclosure of some elements may differ significantly. In this connection, organizations have every right to choose the level of detail that they consider being the most relevant and reliable for themselves. The article provides suggestions for the prevention and minimization of corruption risks, contributing to an increase in the effectiveness of anti-corruption compliance in working with counterparties. The field of application of the research results is associated with the subsequent formation of proposals and recommendations for the development of a compliance system in the direction of the fight against corruption for organizations that operate in Russia and not only.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИОННЫМ РИСКАМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С КОНТРАГЕНТАМИ В СИСТЕМЕ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНС»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №5, Том 13 / 2021, No 5, Vol 13 https://esj.todav/issue-5-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/24ECVN521.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Фейзуллаева, Р. Э. Противодействие коррупционным рискам взаимодействия с контрагентами в системе антикоррупционного комплаенс / Р. Э. Фейзуллаева, А. Г. Еделькина // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5. — URL: https://esj.today/PDF/24ECVN521.pdf

For citation:

Feyzullaeva R.E., Edelkina A.G. Countering corruption risks of interaction with counterparties in the anti-corruption compliance system. The Eurasian Scientific Journal, 13(5): 24ECVN521. Available at: https://esj.today/PDF/24ECVN521 .pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Фейзуллаева Рейхан Эскендеровна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Магистрант E-mail: [email protected]

Еделькина Анастасия Геннадьевна

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Магистрант E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id= 1107647

Противодействие коррупционным рискам взаимодействия с контрагентами в системе антикоррупционного комплаенс

Аннотация. В статье рассматриваются риски взаимодействия с контрагентами в системе антикоррупционного комплаенс и способы их минимизации на территории Российской Федерации. Ввиду все большего распространения антикоррупционных комплаенс систем, роста финансовых и других затрат на их разработку и внедрение становится необходимым выбор способа оценки эффективности антикоррупционных систем. Особенно это очень важно во время взаимодействия с контрагентами. Успешная работа любой компании почти всегда полностью зависит от ее отношения к коррупции и к разным ее проявлениям. Нарушение закона о противодействии коррупции может привести к серьезным последствиям не только для сотрудников, но и в целом организации. Вопрос, связанный с формированием и проведением эффективной системы антикоррупционного комплекса в отношениях с контрагентами в коммерческих организациях, является актуальным и по сей день. Одной из основных задач такой системы заключается в преждевременном установлении и минимизации рисков коррупционной направленности со стороны контрагентов, а также в досрочном выявлении причин и условий для их возникновения.

Цель работы — изучить и оценить риски взаимодействия с контрагентами в системе антикоррупционного комплаенс, их источники, последствия от реализации и способы их минимизации. Организации, ведущие свою деятельность в других странах, уже давно проводят такую процедуру на том основании, что это позволяет обезопасить организацию или смягчить некоторые последствия в случае несоблюдения требований закона или договора со стороны контрагента. Отечественные организации пока заинтересованы только внедрением таких систем в свою деятельность, продуктивность системы пока слабо привлекает к себе внимание. Обнаружено, что на данный момент имеющиеся методики проверяют наличие процедур по

основным элементам комплаенс-систем. В данной работе авторы подразумевают данные процедуры с точки зрения соответствия целям антикоррупционного комплаенс, но раскрытие некоторых элементов может значительно отличаться. Связи с этим организации имеют полное право выбрать ту степень детализации, которую они считают для себя наиболее актуальной и достоверной. В статье даны предложения по предупреждению и минимизации коррупционных рисков, способствующие увеличению эффективности антикоррупционного комплаенс в работе с контрагентами. Область применения результатов исследования связана с последующим формированием предложений и рекомендаций по разработке комплаенс системы по направленности борьбы с коррупцией для организаций, которые осуществляют свою деятельность в России и не только.

Ключевые слова: комплаенс; контрагенты; коррупция; антикоррупционный комплаенс; источники; коррупционные риски

Введение

При создании и выстраивании в организации системы антикоррупционного комплаенс следует знать и учитывать, что коррупционные риски могут возникать не только внутри самой организации, но и за ее пределами. Одним из важных влияний внешней среды на организацию можно выделить взаимодействие организации с различными контрагентами. К контрагентам можно отнести деловые партнеры, поставщики, лица, привлекаемые для выполнения тех или иных работ, оказания услуг, клиенты, организации, участвующие в слиянии или поглощении, и иные лица.

Новые или уже существующие деловые отношения с контрагентами могут стать причиной возрастания коррупционных рисков для бизнеса. Если эти риски своевременно и продуктивно не обнаружить и не предпринимать меры по их устранению или уменьшению, в дальнейшем они могут привести к крупным потерям, падению репутации на рынке, привлечению к ответственности перед законом и так далее.

Согласно исследованиям Делойт в 2017 году две трети компаний столкнулись с финансовыми и коррупционными рисками, связанными с благонадежностью контрагентов (66,7 %). А опрос, проведенный компанией в 2020 году, показал, что среди топ-3 самых актуальных комплаенс-рисков выделяют: "работу с недобросовестными контрагентами", "конфликт интересов" и "подверженность коррупции".1

В связи со всем сказанным выше можно сделать вывод, что актуальность исследования обусловлена распространением антикоррупционного комплаенс среди компаний, ростом издержек на его совершенствование, увеличением случаев возникновения коррупционных нарушений при работе с контрагентами, а также высокой степенью угроз и последствий данных нарушений.

Цели и задачи исследования:

• изучить нормативную базу и существующие методы по предупреждению коррупции в работе с контрагентами в системе комплаенс;

• идентифицировать возможные риски, их причины и последствия при взаимодействии с контрагентами в системе антикоррупционного комплаенс;

1 Тенденции развития комплаенс в России и СНГ // Делойт в СНГ. — 2021. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/finance/russian/articles/compliance-development-trends-in-russia-and-cis.pdf (дата обращения: 28.09.2021).

• предложить меры предотвращения и минимизации рисков при взаимодействии с контрагентами, обеспечиваемые системой антикоррупционного комплаенс.

Методы и материалы

База исследований в сфере антикоррупционного комплаенс в основной своей части формируется из открытых источников данных, представленных информационными ресурсами органами власти, а также опубликованными трудами авторских коллективов и профильных специалистов. Важно отметить, что в рамках настоящей статьи особое внимание уделялось именно антикоррупционному комплаенс и стандарты взаимодействия с контрагентами как наиболее точно соответствующим цели исследования.

В качестве ключевых методов исследования использовались отдельные инструменты анализа, обобщения и синтеза. Табличная формы представления данных использованы для лучшего восприятия важной информации.

Антикоррупционный комплаенс и дью-дилидженс при оценке коррупционных рисков взаимодействия с контрагентами

В организации комплаенс-программы неразрывно связаны с системой борьбы с коррупцией. Со стороны действующего законодательства коррупция представляет собой нарушения административного и уголовного характера. Вместе с тем сама комплаенс-программа включает в себя помимо антикоррупционных мер и иные аспекты.

Программы по комплаенс являются тесно связанными с системой по противодействию коррупционной деятельности любых организаций вне зависимости от их деятельности. Относительно текущей системы законодательства коррупция выступает в качестве уголовного и административного нарушения. В то же время относительно своего содержания комплаенс-программа охватывает более широкие аспекты незаконной и недобросовестной деятельности нежели антикоррупционные меры как таковые.

Под комплаенсом специалисты подразумевают не только методики по предотвращению коррупции, но и формирование и установки базиса и условий, связанных с ведением прозрачного и честного бизнеса.

Примерно за 10 месяцев 2020 года были совершены примерно 27 000 преступлений коррупционной направленности. Эта цифра на 1,9 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. В Генпрокуратуре объяснили ростом качества выявляемости таких преступлений, ужесточением законодательства в стране и сильно антикоррупционной пропагандой в СМИ и не только [1].

В ходе проведенного исследования с применением методов анализа, сравнения были изучены положения антикоррупционного законодательства по рассматриваемому вопросу, в частности, Федеральный закон "О противодействии коррупции" № 273-ФЗ, утвержденные Министерством труда и социальной защиты "Меры по предупреждению коррупции в организациях", отчеты по исследованиям, проводимым международными компаниями, публикации экспертов по рассматриваемому вопросу.2

2 Меры по предупреждению коррупции в организациях от 01.10.2019 // СПС КонсультантПлюс.

"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.08.2021) // СПС КонсультантПлюс.

Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) // СПС КонсультантПлюс.

В компаниях антикоррупционный комплаенс представляет собой функцию выявления и контроля соответствующих законодательных и нормативных требований, а также рекомендаций передовой практики, и внедрения необходимых мероприятий, систем и методов контроля таким образом, который позволит обеспечить соблюдение антикоррупционной системы. Далее в таблице 1 представлено как должно производиться разделение обязанностей между комплаенс и высшим руководством для того, чтобы данная система работала максимально эффективно на всех уровнях деятельности организации.

Таблица 1

Схема разделений обязанностей между комплаенс и высшим руководством в организации

Комплаенс-менеджер Руководство

Выработка политики в области комплаенс Утверждение и внедрение политики в области комплаенс

Организация и непосредственное участие в мероприятиях по комплаенс Обеспечение распространения и проникновения культуры комплаенс в инфраструктуру компании

Взаимодействие с надзорными органами Утверждение основных направлений развития комплаенс в компании

Предоставление консультаций и организация обучения по вопросам комплаенс Оценка результатов работы службы комплаенс

Разработка нормативной инфраструктуры фирмы Оценка деятельности подразделения комплаенс-менеджмента на предмет адекватности и целесообразности

Составлено авторами

Наличие в компании структуры комплаенс и его должное функционирование позволяют предотвращать и минимизировать риски деятельности, способствуют достижению стратегических целей, повышения качества продуктов и услуг, а также развитию компании в целом. Ниже в таблице 2 представлены преимущества наличия функции комплаенс в компаниях.

Таблица 2

Преимущества комплаенс в организации

Наличия комплаенс Отсутствие комплаенс

Устранение/минимизации рисков финансовых убытков и предотвращение банкротства компании Увеличение возможного получения финансовых убытков (в т. ч. санкций)

Организация системы по предотвращению рисков коррупции, мошенничества, разглашения инсайдерской информации, нарушения прав человека на рабочем месте и т. п. Вероятность возникновения нарушений со стороны компании и ее сотрудников в процессе осуществления деятельности

Уменьшение вероятности потери деловой репутации Увеличение вероятности потери деловой репутации

Повышение инвестиционной привлекательности, показателей деятельности, конкурентоспособности Снижение привлекательности и конкурентоспособности

Составлено авторами

В соответствии с выше представленными данными в целях выявления и реализации мер по устранению или минимизации коррупционных рисков работы с контрагентами авторы статьи организациям рекомендуют внедрить процедуры, которые в научной литературе получила название дью-дилидженс (от англ. due diligence). Целью дью-дилидженса является установление того, что контрагент в своей деятельности придерживается общепринятые этические стандарты ведения бизнеса и проявляют свое негативное отношение к любым коррупционным проявлениям [2].

В последнее время процедура дью-дилидженс стремительно развивается в России. Это обусловлено требованиями не только финансовых институтов, которые стремятся в справедливой оценке стоимости предприятий, но и желанием собственников компаний к минимизации всех возможных видов риска при заключении различных сделок, в том числе и

M&A. Инициаторами такой процедуры могут являться как иностранные лица, так и российские организации [3].

Как правило, специалисты и практики выделяют три основных вида дью-дилидженс: коммерческий, финансовый и юридический. Данные сферы являются наиболее крупными, но возможно применение и других видов проверок, которые смогут наиболее точно подойти под специфику деятельности.

Коммерческий вид дью-дилидженс подразумевает проведение анализа текущего состояния и места компании на рынке и выделение ключевых отраслевых аспектов этой компании [4].

Рассматриваются следующие вопросы при проведении коммерческого дью-дилидженса: рыночная сегментация; рыночное положение; состояние отрасли; политика ценообразования компании; доходность и прибыльность бизнеса.

Следующий вид дью-дилидженс — финансовый. Он включает в себя анализ и оценку нескольких аспектов бизнеса: основных проблем предприятия; факторов лежащие в основе прибыльности бизнеса; основных финансовых рисков и финансовых показателей [5].

Данный вид включает в себя изучение следующих вопросов: анализ активов, обязательств, денежных потоков; проведение финансовых прогнозов; анализ капитальных затрат, рабочего капитала; исследование системы управления; исследование организационной структуры; исследование системы налогообложения компании.

Юридический дью-дилидженс — это процесс проверки соответствия деятельности компании и ее документов юридическим нормам и правилам. В этом виде также могут быть выявлены юридические риски контрагента [6].

В результате будет получена следующая важная информация:

• содержание и сроки предоставления информации и консультаций для сотрудников и/или их представителей;

• полная оценка возможных юридических рисков, связанных с корпоративным статусом, активами, контрактами, ценными бумагами и т. д.

Как уже говорилось ранее, коррупционные проявления представляют собой животрепещущую проблему, с которой сталкиваются компании при сотрудничестве с другими организациями. В ходе изучения нормативной документации, регламентов и стандартов в области противодействия коррупции было выделено и сформулировано следующее понятие коррупционного риска при взаимодействии с контрагентами.

Коррупционные риски взаимодействия с контрагентами — это вероятность наступления негативного события, в котором контрагент и организация могут быть замешаны в коррупционной деятельности.

Помимо ранее представленных трех основных видов важным моментом при проверке контрагентов в точки зрения предотвращения коррупционных рисков является [7]:

• проверка деловой репутации;

• деловые отношения и не только контрагента с должностными лицами, в том числе и с иностранными должностными лицами;

• принятые контрагентом меры по предупреждению и устранению нарушений коррупционной направленности.

Так как проведение вышеперечисленных мероприятия должно основываться на объективной информации о контрагенте, то целесообразным и разумным будет рассмотреть основные виды источников необходимой информации.

Таблица 3

Основные источники сбора и анализа информации о контрагенте

Вид Основные группы

Контрагент/партнер Запрос необходимой информации и документов

Сеть Интернет Поисковые системы Яндекс, Google, отраслевые порталы, электронные СМИ, сайты отзывов

Метод "Тайный покупатель" Звонок в компанию с мнимой целью приобретения товара или услуги и сбор необходимой информации о его работе

Российские открытые базы данных Сервисы ФНС Сайт Росстата (финансовая (бухгалтерская) отчётность) Сайт Казначейства (госконтракты) Сайт электронного правосудия (арбитражная и судебная практика) Сайт ЕФРСБ (банкротство) Сайт Интерфакс-ЦРКИ (эмитенты) Сайт ФАС (недобросовестные поставщики) Сайт Генпрокуратуры (плановые проверки) Реестр МСП (оценка среднесписочной численности и доходов по категории предприятия) Таможенные базы данных (Сведения о внешнеэкономической деятельности) Реестры Торгово-промышленной палаты РФ Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) Обновляемые адресно-телефонные базы данных Адреса массовой регистрации Базы данных ФССП (исполнительные производства) Бюро кредитных историй (БКИ) («Эквифакс», НБКИ, ОКБ, «Русский стандарт») «Чёрные списки» недобросовестных компаний Маркетинговые и отраслевые исследования Специализированные форумы и платформы специалистов по экономической и информационной безопасности

Российские специализированные ИПС (требуется плата за пользование) СПАРК-Интерфакс, СКБ Контур-Фокус, Прима-Информ, Кронос-Информ, Глобас, БИР Аналитик, СБИС

Иностранные открытые и специализированные БД и ИПС LexisNexis, Dun & Bradstreet, Thomson Reuters

Составлено авторами

Стандартный перечень данных, необходимой для проведения тщательной проверки благонадежности контрагента, включает в себя следующие документы: устава организации; свидетельства о регистрации; свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

бухгалтерская отчетность, необходимые для деятельности лицензии; банковские реквизиты и т. д.3

В настоящее время налоговые органы и другие организации имеющие на рынке базы данных имеют в своем распоряжении всем необходимым для самостоятельной проведении оценки рисков и выявлению неблагонадежных компаний [8].

Для сбора информации о контрагентах могут использоваться источники, представленные в таблице 3.

Помимо того, что компания может сама осуществлять проверку потенциальных контрагентов, есть еще один вариант. Существуют фирмы, которые проводят независимую поиск и оценку деятельности контрагентов и составляют подробный отчёт почти о всех интересующих данных для заказчика. Если компания планирует заключить с новым партнером контракт на большой срок и по нему предполагается движение больших сумм, лучше компании воспользоваться услугами данных фирм и провести дополнительную проверку [9].

Результаты исследования

По итогам проведенной оценке у компании формируется понимание того, какие коррупционные риски могут возникнуть при взаимодействии с данным контрагентом. Так, фактами, свидетельствующими о возможных коррупционных рисках, могут быть [10]:

• несоответствия официальных данных контрагента;

• взаимодействие партнера с сомнительными контрагентами;

• финансовая (бухгалтерская) отчетность контрагента содержит недостоверные сведения, о чем может свидетельствовать отрицательное мнение или мнение с оговоркой в аудиторском заключении;

• отсутствие системы предупреждения коррупционных проявлений, в т. ч. антикоррупционного комплаенс;

• включение в договор условий и операций, не характерных для обычной практики компании;

• работники компании являются родственниками руководителей или имеют с ними иные связи;

• компания на рынке имеет низкий рейтинг по источникам разных СМИ и отдельных организаций;

• контрагент выступал много раз в качестве ответчика в суде и т. д.

Одним из элементов антикоррупционного комплаенс является применением компаний мер, минимизирующих идентифицированные риски. При проведении исследования согласно нормативно правовой документации, научных трудов российских и зарубежных ученых были выявлены основные коррупционные риски, возникающие при взаимодействии с контрагентами [11]. На основе данной информации были составлены факторы их возникновения, последствия от их реализации и меры по предотвращению или их минимизации, представленные в таблице 4.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Проверка контрагентов: ОНЛАЙН-опыт // Директор по безопасности URL: http://www.s-director.ru/ (дата обращения 02.10.2021).

Страница 7 из 12

24ECVN521

Таблица 4

Реестр коррупционных рисков взаимодействия с контрагентами

№ п/п Факторы риска Риск Последствия Меры предотвращения и минимизации

1 Отсутствие регламента и практики правил и порядка согласования договоров и иных соглашений. Согласование проектов договоров, предоставляющих необоснованные преимущества отдельным субъектам, в обмен на полученное от заинтересованных лиц вознаграждение или другой выгоды. 1. Финансовые потери. 2. Принятие неправильных стратегических решений. 3. Недостижение стратегических целей. 1. Нормативное регулирование порядка согласования договоров (соглашений). 2. Исключение необходимости личного взаимодействия (общения) работников предприятия с представителями контрагентов. 3. Организации системы визирования проектов и договоров ответственными лицами. 4. Включение в договоры с деловыми партнерами антикоррупционной оговорки. 5. Разъяснение работникам предприятия: - обязанности незамедлительно сообщить руководству о склонении его к совершению коррупционного правонарушения; - ответственности за совершение коррупционных правонарушений. 6. Формирование негативного отношения к поведению должностных лиц, работников, которое может восприниматься окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. 7. Предъявление высоких квалификационных требований к кандидатам при приеме на работе.

2 1. Отсутствие контроля за деятельностью сотрудников. 2. Отсутствие четко выраженного негативного отношения к коррупции. Подкуп, дача вознаграждения или выгод для целей побуждению принятия решения контрагентом заключения договора. 1. Потеря репутации со стороны контрагентов и общества. 2. Финансовые потери. Аналогично пункту 1.

3 1. Отсутствие контроля за деятельностью сотрудников. 2. Отсутствие четко выраженного негативного отношения к коррупции. Предоставление закрытой информации контрагентам за вознаграждение или другую выгоду. 1. Потеря репутации со стороны контрагентов. 2. Финансовые потери. 3.Вовлечение компании в судебные разбирательства. Аналогично пункту 1.

4 Отсутствие периодического декларирования сотрудников. Конфликт интересов: наличие у лица личной заинтересованности лица в сотрудничестве с контрагентом. 1. Финансовые потери. 2. Вовлечение компании в судебные разбирательства. 3. Принятие неправильных стратегических решений. 4. Недостижение стратегических целей. 5. Потеря репутации со стороны контрагентов и общества. 1 .Наличие политики конфликта интересов и контролирующих данный вопрос сотрудников и подразделений. 2. Регулярное информирование и консультирование сотрудников и контрагентов о необходимости предотвращения и урегулирования конфликта интересов. 3. Декларирование работников при приеме на работу, переводе на другую должность или другое подразделение. 4. Предъявление высоких квалификационных требований к кандидатам при приеме на работе.

Страница 8 из 12

№ п/п Факторы риска Риск Последствия Меры предотвращения и минимизации

5 1. Отсутствие контроля за деятельностью сотрудников. 2. Отсутствие четко выраженного негативного отношения к коррупции. Совершение контрагентом незаконных деяний в обмен на вознаграждение или другую выгоду. 1. Потеря репутации со стороны контрагентов. 2. Финансовые потери. 3. Вовлечение компании в судебные разбирательства. Аналогично пункту 1.

6 1. Уникальность продукции на рынке. 2. Слабый контроль со стороны государства. Контрагент является монополистом на рынке. 1. Финансовые потери. 2. Вовлечение компании в судебные разбирательства. 3. Уход с рынка. 1. Наличие правил урегулирования деятельности компаний монополистов. 2. Нормативное регулирование порядка согласования договоров (соглашений). 3. Мониторинг рынка.

7 Отсутствие контроля за деятельностью сотрудников. Приемка: - некачественных товаров/товаров не в полном объеме; - услуг/работ предоставленных / выполненных не в полном объеме / ненадлежащим образом. 1. Финансовые потери. 2. Вовлечение компании в судебные разбирательства. 1. Установление требований к контролю выполнения работ, оказания услуг, включая привлечение к контролю внешних экспертных организаций. 2. Ограничение возможности сотрудникам, участвующим в контроле и приемке товаров, выполненных работ, оказанных услуг получать какие-либо выгоды от подрядчиков/поставщиков.

8 Отсутствие контроля за деятельностью сотрудников. Использование своих служебных полномочий при работе с контрагентами в целях удовлетворения материальных потребностей либо иной личной заинтересованности. 1. Финансовые потери. 2. Принятие неправильных стратегических решений. 3. Потеря репутации со стороны контрагентов и общества. 1. Перераспределение функций между структурными подразделениями. 2. Аналогично пункту 1.

9 1. Отсутствие контроля за деятельностью сотрудников. 2. Отсутствие четко выраженного негативного отношения к коррупции. Контрагент сотрудничает с сомнительными организациями. 1. Потеря репутации со стороны контрагентов. 2. Финансовые потери. 3. Вовлечение компании в судебные разбирательства. 1. Нормативное регулирование порядка согласования договоров (соглашений). 2. Мониторинг рынка. 3. Формирование негативного отношения к поведению должностных лиц, работников, которое может восприниматься окружающими как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. 4. Предъявление высоких квалификационных требований к кандидатам при приеме на работе. 5. Включение в договоры с деловыми партнерами антикоррупционной оговорки.

Составлено авторами

Страница 9 из 12

Заключение

Таким образом, антикоррупционный комплаенс, безусловно, является важным механизмом защиты компаний от коррупционных преступлений и других правонарушений, совершаемых как внутри организации, так и в рамках отношений с контрагентами.

В данной статье были сформулированы определения "коррупционного риска взаимодействия с контрагентами". Также авторами были рассмотрены основные коррупционные риски и их характеристики, в том числе факторы возникновения и тяжесть последствий для организации. Кроме того, были предложены основные меры по предупреждению и минимизации реализации коррупционных рисков в рамках антикоррупционного комплаенс с контрагентами.

На основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что в зависимости от размеров организации, ее деятельности на рынке и приоритетности выполнения проверки контрагентов, возможен произвести выбор различных направлений проверки. Сюда же можно и стоит отнести и дью-дилидженс. В качестве источников необходимой информации могут выступать различные источники. Как правило они делятся на открытые и профильные. Также эти источники можно классифицировать по стоимостному фактору: бесплатные и требующие определенной платы (за подписку на ресурс или за полноценное проведение проверки компании-контрагента). Грамотный выбор и оценка эти источников позволит произвести проверку контрагентов максимально эффективно и качественно и минимизировать различные риски, в том числе относящиеся и к области антикоррупционного комплаенс.

Что касается самих рисков коррупции во взаимоотношениях с контрагентов, то они сводятся к тому, что основным сигналом к их наличию может служить отсутствие антикоррупционного комплаенс или документов о наличии системы по ее борьбе. Также свидетельством о возможной коррупционной деятельности могут служить и другие факторы: репутация, финансовое положение, судебные дела и так далее. Все это может дать компании возможность опознать недобросовестного контрагента и как можно данные риски с ним минимизировать на разных ее уровнях (на правовом уровне и не только).

Вместе с тем не стоит забывать, что антикоррупционный комплаенс требует постоянного совершенства и внедрения инноваций, чтобы предприятия оставались способными противостоять применению новых схем коррупционных нарушений не только во взаимоотношениях с партнерами и контрагентами, но и в иных областях деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Тац, Д.М. Антикоррупционный комплаенс: понятие, сущность и система формирования / Д.М. Тац. — Текст: электронный // Юридическая наука. — 2021. — № 6.

2. Якубова, А.А. Основные направления дью-дилидженс и источники необходимой информации для их проведения / А.А. Якубова. — Текст: электронный // Скиф. — 2019. — № 4(32).

3. Мурников, И.В., Соловьюк, Д.В., Кузьмина, О.В., Федоренко, И.В. Проблемы при проведении проверки потенциального контрагента // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2019.

4. Москалева, А.А. Особенности осуществления проверки контрагентов в разрезе формирования источников базы / А.А. Москвалева. — Текст: электронный // Бюллетень науки и практики. — 2019. — Т. 5, № 3. — С. 339-344.

5. Корсаков, М.Н. Due Diligence: понятие, проблемы и перспективы развития в России / М.Н. Корсаков, И.В. Музолев. — Текст: электронный // Вестник Таганрогского института управления и экономики. — 2018. — № 2. — С. 8-11.

6. Хутиев, А.М. Анализ системы взаимоотношений с контрагентами в современной экономике // Хроноэкономика. 2020. № 3(24).

7. Кочевцева, А.К. Комплаенс в России: факторы успешного внедрения / А.К. Кочевцева. — Текст: электронный // Academy. — 2021. — № 5(68).

8. Федотова, М.А. Усовершенствование механизма обеспечения экономической безопасности и противодействия коррупции в договорной работе с контрагентами / М.А. Федотова. — Текст: электронный // Вестник Томского государственного университета. Экономика. — 2017. — № 37. — С. 43-51. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28766231 (дата обращения 02.10.2021).

9. Одоева, О.И., Гомбоева, А.Н., Постникова, Л.В. Повышение эффективности системы внутреннего контроля расчетов с контрагентами в организации // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. 2020. № 4.

10. Килюшина, М.А. Подходы к оценке эффективности антикоррупционных комплаенс системы // The Scientific Heritage. 2020. № 56-6.

11. Попондопуло, В.Ф., Петров, Д.А. Комплаенс как правовой инструмент минимизации рисков и профилактики правонарушений // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. 2020. № 1.

Feyzullaeva Reyhan Eskenderovna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Edelkina Anastasia Gennadievna

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected] RSCI: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=1107647

Countering corruption risks of interaction with counterparties in the anti-corruption compliance system

Abstract. The article examines the risks of interaction with counterparties in the anticorruption compliance system and ways to minimize them on the territory of the Russian Federation. Because of the increasing spread of anti-corruption compliance systems, the growth of financial and other costs for their development and implementation, it becomes necessary to choose a method for assessing the effectiveness of anti-corruption systems. This is especially important when interacting with counterparties. The successful operation of any company almost always depends entirely on its attitude towards corruption and its various manifestations. Violation of the anti-corruption law can lead to serious consequences not only for employees but also for the organization as a whole. The issue related to the formation and implementation of an effective system of the anti-corruption complex about counterparties in commercial organizations is relevant to this day. One of the main tasks of such a system is the early identification and minimization of corruption risks on the part of counterparties, as well as early identification of the causes and conditions for their occurrence.

The purpose of the work is to study and assess the risks of interaction with counterparties in the anti-corruption compliance system, their sources, consequences from implementation and ways to minimize them. Organizations operating in other countries have long been carrying out such a procedure because it makes it possible to secure the organization or mitigate some of the consequences in the event of non-compliance with the requirements of the law or contract on the part of the counterparty. Domestic organizations are so far interested only in the introduction of such systems into their activities, the productivity of the system is still poorly attracting attention. It was found that at the moment the available methods check the availability of procedures for the main elements of compliance systems. In this paper, the authors imply these procedures in terms of compliance with the objectives of anti-corruption compliance, but the disclosure of some elements may differ significantly. In this connection, organizations have every right to choose the level of detail that they consider being the most relevant and reliable for themselves. The article provides suggestions for the prevention and minimization of corruption risks, contributing to an increase in the effectiveness of anti-corruption compliance in working with counterparties. The field of application of the research results is associated with the subsequent formation of proposals and recommendations for the development of a compliance system in the direction of the fight against corruption for organizations that operate in Russia and not only.

Keywords: compliance; counterparties; corruption; anti-corruption compliance; sources; corruption risks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.