Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНС В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНС В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СООТВЕТСТВИЕМ / КОМПЛАЕНС-СЛУЖБА / БАНК РОССИИ / ЦИФРОВОЙ БУМ / ЭВОЛЮЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепсая Владимир Владимирович

Противодействие коррупции в последние годы приобрело поистине глобальный масштаб. Принятие нормативного руководства, подчеркивающего важность эффективных антикоррупционных программ, а также размеры штрафов, уплаченных теми компаниями, которые не смогли обеспечить их наличие, привлекли к данной сфере существенное внимание средств массовой информации. Значимость антикоррупционного комплаенс-контроля обусловлена целью предотвращения преступных действий и смягчения возможной ответственности (начиная от штрафов и санкций вплоть до лишения свободы) в случаях правонарушений, а также для управления такими вещами, как моральный климат организации, удовлетворенность клиентов, внимание средств массовой информации и, возможно, самым значимым риском - потерей деловой репутации. Это, в свою очередь, привело к повышенному вниманию со стороны руководства, членов совета директоров и инвесторов в силу оказываемого воздействия коррупционных рисков на стоимость акций, репутацию компании и моральный дух сотрудников. Поэтому данным процессом необходимо управлять в организации на каждодневной основе. Постепенно неотъемлемой частью управления организацией за последние двадцать лет стали нормы комплаенса. История развития комплаенса в России началась с появления на российском рынке дочерних компаний западных финансовых структур, неотъемлемой частью деятельности которых была грамотно сформированная комплаенс-система. Необходимым условием взаимодействия с ними выступало соответствие российских компаний зарубежным нормам и стандартам, что послужило толчком к развитию комплаенса в России. Громкие коррупционные скандалы, связанные с неспособностью организацией соблюдать законодательство, нормативные акты, кодексы делового поведения и этические нормы усилили понимание этих важных аспектов. Клиенты и сотрудники, инвесторы и акционеры по всему миру сегодня предъявляют более высокие требования к прозрачности и соблюдению этических норм компаниями, с которыми они взаимодействуют. Организация грамотного комплаенс-контроля является эффективной мерой борьбы с коррупцией внутри каждой компании, надежно защищая ее интересы. Таким образом автор обращает внимание на необходимость грамотного внедрения антикоррупционного комплаенс и его использования в условиях трансформации российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE ANTI-CORRUPTION COMPLIANCE SYSTEM IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN ECONOMY

The history of the development of compliance in Russia began with the appearance on the Russian market of subsidiaries of Western financial structures, an integral part of whose activities was a well-formed compliance system. A necessary condition for interaction with them was the compliance of Russian companies with foreign norms and standards, which served as an impetus for the development of compliance in Russia. Bank of Russia Ordinance No. 603-U “On the procedure for exercising internal control over the compliance of activities in financial markets with legislation on financial markets in credit institutions” dated 1999 for the first time introduced the concept of compliance control at the legislative level, highlighting it as an integral part of the internal control of a credit institution. In February 2004, this Ordinance was no longer valid and the Regulation of the Central Bank of the Russian Federation dated December 16, 2003 No. 242-P “On the organization of internal control in credit institutions and banking groups” is currently in force. This Regulation recognizes the need to introduce a system of internal control bodies in banks, determines the composition of this system, in which, along with the internal audit service, the internal control service (compliance service) is indicated as a responsible employee (or structural unit). The further development of compliance in Russia is connected with its expansion beyond financial and credit organizations and its spread in various sectors of the economy. Moreover, there has gradually been a separation of certain types of compliance associated with a particular area of activity, where there is legislative or industry regulation. In modern Russian practice, anti-corruption compliance is of particular importance and attention on the part of the legislator.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ АНТИКОРРУПЦИОННОГО КОМПЛАЕНС В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2021, №6, Том 13 / 2021, No 6, Vol 13 https://esi.todav/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://esj .todav/PDF/71ECVN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Лепсая, В. В. Особенности развития системы антикоррупционного комплаенс в условиях трансформации Российской экономики / В. В. Лепсая // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 6. — URL: https ://esj.today/PDF/71ECVN621 .pdf

For citation:

Lepsaya V.V. Features of the development of the anti-corruption compliance system in the conditions of transformation of the Russian economy. The Eurasian Scientific Journal, 13(6): 71ECVN621. Available at: https://esj.today/PDF/71ECVN621 .pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

УДК 314

Лепсая Владимир Владимирович

ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

Факультет «Учета и аудита» Бакалавр E-mail: v.lepsaya@gmail.ru

Особенности развития системы антикоррупционного комплаенс в условиях трансформации Российской экономики

Аннотация. Противодействие коррупции в последние годы приобрело поистине глобальный масштаб. Принятие нормативного руководства, подчеркивающего важность эффективных антикоррупционных программ, а также размеры штрафов, уплаченных теми компаниями, которые не смогли обеспечить их наличие, привлекли к данной сфере существенное внимание средств массовой информации. Значимость антикоррупционного комплаенс-контроля обусловлена целью предотвращения преступных действий и смягчения возможной ответственности (начиная от штрафов и санкций вплоть до лишения свободы) в случаях правонарушений, а также для управления такими вещами, как моральный климат организации, удовлетворенность клиентов, внимание средств массовой информации и, возможно, самым значимым риском — потерей деловой репутации. Это, в свою очередь, привело к повышенному вниманию со стороны руководства, членов совета директоров и инвесторов в силу оказываемого воздействия коррупционных рисков на стоимость акций, репутацию компании и моральный дух сотрудников. Поэтому данным процессом необходимо управлять в организации на каждодневной основе.

Постепенно неотъемлемой частью управления организацией за последние двадцать лет стали нормы комплаенса. История развития комплаенса в России началась с появления на российском рынке дочерних компаний западных финансовых структур, неотъемлемой частью деятельности которых была грамотно сформированная комплаенс-система. Необходимым условием взаимодействия с ними выступало соответствие российских компаний зарубежным нормам и стандартам, что послужило толчком к развитию комплаенса в России. Громкие коррупционные скандалы, связанные с неспособностью организацией соблюдать законодательство, нормативные акты, кодексы делового поведения и этические нормы усилили понимание этих важных аспектов. Клиенты и сотрудники, инвесторы и акционеры по всему миру сегодня предъявляют более высокие требования к прозрачности и соблюдению этических норм компаниями, с которыми они взаимодействуют. Организация грамотного комплаенс-контроля является эффективной мерой борьбы с коррупцией внутри каждой компании,

надежно защищая ее интересы. Таким образом автор обращает внимание на необходимость грамотного внедрения антикоррупционного комплаенс и его использования в условиях трансформации российской экономики.

Ключевые слова: внутренний контроль; система управления соответствием; комплаенс-служба; банк России; цифровой бум; эволюция законодательного регулирования; цифровая экономика

В последние годы как в международном, так и в национальном праве наметилась четко выраженная тенденция усиления борьбы с коррупцией. Осознание данной тенденции проявляется в стремлении регуляторов к созданию общих глобальных стандартов противодействия коррупции, увеличении количества нормативно-правовых актов в данной области, ужесточении ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства.

Таким образом, в современных условиях особую актуальность для хозяйствующих субъектов приобретает проблема поиска и применения эффективных инструментов противодействия коррупции, одним из которых выступает система антикоррупционного комплаенса.

Разработка данной системы является особенно востребованна для хозяйствующих субъеков, ведухих свою экономическую деятельность на территории Российской Федерации, показатель индекса противодействия коррупции которой, по результатам исследования PwC, составляет лишь 53 %, что демонстрирует явную недостаточность применямых в отрасли антикоррупционных мер1.

Также стоит отметить крайнюю малоизученность российскими исследователям проблемы антикоррупционного комплаенса и его разработки, что свидетельствует о научной новизне данного вопроса.

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты, внедряющие функцию комплаенс, а предметом — разработка системы антикоррупционного комплаенса в деятельности хозяйствующего субъекта.

Цель работы заключается в исследовании особенностей развития системы антикоррупционного комплаенс с условиях российской экономики.

Определение методологических основ механизма предупреждения угроз корпоративного мошенничества осуществляется в рамках обеспечения системы комплаенс-контроля в организации, что является необходимым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Определение методологических основ механизма противодействия корпоративному мошенничеству осуществляется в рамках обеспечения системы комплаенс-контроля в организации, что является необходимым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Комплаенс-контроль, по мнению Лебедева И.А., представляет собой обеспечение соответствия требованием законодательства, а

1 Исследование по вопросам соблюдения требований антикоррупционного законодательства в России, 2016 // PwC. — URL: https://www.pwc.ru/ru/forensic-services/assets/compliance-index-survey-2016-rus.pdf (дата обращеиня: 09.02.2022).

Страница 2 из 18

Введение

Материалы и методы исследования

71ECVN621

также иным применяемым нормам и правилам, к которым относятся нормативные документы регулирующих органов и СРО, кодексы поведения, обычая делового оборота и т. д.2

При внедрении необходимо рассмотреть теоретические аспекты системы антикоррупционного комплаенса хозяйствующего субъекта.

• Провести анализ и оценку комплекса антикоррупционных мер, применяемых в условиях экономической турбулентности в России.

• Определить векторы и критерии развития системы антикоррупционного комплаенса в России.

При подготовки статьи была использована отечественная и иностранная научная периодическая литература, а также материалы статистических сборников, практические материалы хозяйствующего субъекта.

Методологической основой исследования стал диалектико-материалистический подход к анализу общественных явлений. В работе были использованы общенаучный, сравнительно-правовой, системно-функциональный и другие методы исследования.

При написании статьи были использованы материалы авторов, рассматривающих вопросы развития системы антикоррупционного комплаенс в России, а именно: Н.В. Михайлин [1], Р.Э. Фейзуллаева [2], Р.А. Лаптев [3], В.Э. Керимов [4], Н.Ф. Князюк [5] и другие.

Результаты и обсуждение

В работах российских ученых комплаенс выступает процессом, в котором организация контролирует свое поведение, страхуя тем самым себя от противоправной деятельности. При этом имеются в виду процессы, с помощью которых компания пытается застраховаться от неправомерных (определенных как законодательно, так и внутренним уставом компании)

" 3

действий подчиненных и других наделенных полномочиями лиц3.

Собственное определение комплаенсу дает Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013: «Комплаенс — обеспечение соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации»4.

В данной работе за основу был принят международный подход, отраженный в международном стандарте ISO 19600:2014, который определяет комплаенс как удовлетворение организацией внутренних комплаенс-обязательств, которая компания принимает на себя в

2 Выступление Лебедева И.А., партнера KPMG, на Международной научно-практической конференции «Октябрьские дебаты 2018» на тему «Риски, безопасность и контроль: взгляд в будущее» URL: http://debaty.club/sites/default/files/od2018/od2018 04 lebedev.pdf (дата обращения: 09.02.2022).

3 Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент: учебное пособие / С.Г. Буянский, Ю.В. Трунцевский. М.: Русайнс, 2018. 344 с.

4 Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 15 4292/ (дата обращения: 09.02.2022).

соответствии с внутренними документами, и внешних комплаенс-требований, которые определяются действующим законодательством5.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день не существует единого, общепринятого подхода к определению комплаенса ввиду новизны данного вопроса. Более того, комплаенс может трактоваться как способность, процесс или как отношения по поводу соответствия деятельности компании действующему законодательству, что подчеркивает многоаспектность проблемы.

Под антикоррупционным комплаенсом автором понимается удовлетворение компанией внутренних антикоррупционных требований, определенных в Антикоррупционной политике, Кодексе корпоративного поведения и других внутренних документах, и внешних требований в области профилактики и противодействия коррупции, зафиксированных в нормах действующего законодательства. Соответственно, система антикоррупционного комплаенса — совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных элементов, направленных на минимизацию коррупционных правонарушений и включающих обеспечение «тона сверху», создание комплаенс-подразделения, анализ коррупционных рисков, разработку и внедрение политик и процедур, каналов оповещения о совершении правонарушения, проведение обучения сотрудников, оценку эффективности системы [6].

Первоначально, необходимо определить правовые основы антикоррупционного комплаенса в России. К ним можно отнести отдельные нормативно-правовые акты иностранного законодательства, имеющие экстерриториальный характер, международное законодательство и законодательство Российской Федерации, касающееся вопросов регулирования коррупционных правонарушений [7].

Основополагающими транснациональными законами в области противодействия коррупции являются Закон США «О коррупционных практиках за рубежом» (FCPA — Foreign Corrupt Practices Act) и Закон Великобритании «О борьбе со взяточничеством» (UKBA — United Kingdom Bribery Act) [8].

Данные законы важны, в том числе, и для российских компаний ввиду их экстерриториального характера. В частности, их следует учитывать компаниям, имеющим определенную юридическую связь с Великобританией или США, например, учрежденным или зарегистрированным в этих государствах, или частично осуществляющим свою деятельность на территории данных государств6.

Более того, Россией ратифицированы Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 17.12.1997, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003.

В Российском законодательстве существует большое количество нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы о коррупции.

5 ISO 19600:2014 Compliance management systems — Guidelines // ISO. — URL: https://www.iso.Org/obp/ui/#iso:std:iso:19600:ed-1:v1:en (дата обращения: 09.02.2022).

6 Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 8.11.2013 // Министерство труда и социальной защиты РФ. — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26 (дата обращения: 09.02.2022).

Страница 4 из 18

71ECVN621

Представляется целесообразным особое внимание уделить Федеральному закону «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-Ф3, поскольку он является основополагающим нормативным правовым актом в сфере борьбы с коррупцией в России7.

Таким образом, на сегодняшний день антикоррупционный комплаенс получил необходимую правовую базу в международном и российском законодательстве, что способствует его практическому внедрению в хозяйствующих субъектах.

Система антикоррупционного комплаенса направлена на долгосрочный успех организации на каждом ее уровне: для работников компании внедрение антикоррупционного комплаенса означает формирование понятных и разумных «правил игры» и позволяет им понимать и осознавать неправомерность коррупционных деяний и последствия, которые эти деяния могут повлечь за собой [8].

Роль антикоррупционного комплаенса в бизнес-подразделениях реализуется через выявление и минимизацию антикоррупционных рисков в бизнес-процессах путем создания адекватной системы контроля, включая предупредительные и направленные на выявление совершенных нарушений процедуры и обучающие программы.

Для топ-менеджмента антикоррупционный комплаенс повышает уверенность в принятии эффективных решений по операциям, содержащим антикоррупционные риски, а для инвесторов — увеличивает степень инвестиционной привлекательности компании и является гарантией защиты репутации компании [9].

В последнее время можно наблюдать четко выраженную тенденцию усиления борьбы с коррупцией как в международном, так и в национальном законодательстве государств. Осознание данной тенденции с глобальной точки зрения объясняется активизацией законодательной деятельности многих международных организаций. Главной целью которых является установление общих стандартов по борьбе с коррупцией посредством обеспечения соблюдения антикоррупционных законов, введения уголовной ответственности за коррупционные преступления и предупреждения нарушения антикоррупционного законодательства на национальном уровне.

Необходимость усиления борьбы с коррупцией в Российской Федерации вызвано наличием неблагоприятной ситуации в данной области. Согласно индексу восприятия коррупции 2020 года 135-е место из 180 занимает Россия, набрав 29 баллов из 100 возможных вместе с Доминиканской Республикой, Гондурасом, Кыргызстаном, Лаосом, Мексикой, Папуа-Новой Гвинеей и Парагваем8. В то же время среднее значение индекса для Западной Европы составляет 66, в Восточной Европе и Центральной Азии — 34 балла, а средний глобальный балл — 43, что наглядно показывает низкую степень коррупционной защищенности российского государства и его компаний, и необходимость развития антикоррупционного комплаенса.

Антикоррупционный комплаенс — это «действия по обеспечению соответствия деятельности организации требованиям, налагаемым на нее российским и зарубежным законодательством, иными обязательными для исполнения регулирующими документами, а

7 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ // КонсультантПлюс. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82959/ (дата обращения: 09.02.2022).

8 Индекс восприятия коррупции 2020 // Трансперенси Интернешнл Россия URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/rossiya-v-indekse-vospriyatiya-korruptsii-2020-posadki-ne-pomogli.html (дата обращения: 09.02.2022).

Страница 5 из 18

71ECVN621

также создание в организации механизмов анализа, выявления и оценки рисков в коррупционно опасных сфер деятельности и обеспечение комплексной защиты организации»9.

В качестве цели «полная ликвидация коррупции не стоит, но шаги могу быть предприняты, чтобы ограничить свое влияние и снизить причиненный ею вред»10.

Поэтому антикоррупционный комплаенс как управленческий процесс в компании включает в себя3:

• определение применимых правовых норм;

• оценка коррупционных рисков;

• создание локальных правовых и этических норм, цель которых состоит в предотвращении вовлечения компании и ее сотрудников в совершение коррупционных преступлений, а также в управлении рисками и обеспечении соблюдения указанных правовых и этических норм.

Внедрение системы комплаенс направлено на создание в компании эффективных механизмов по установлению и анализу указанных выше рисков, особенно связанных с коррупционно опасными аспектами деятельности и обеспечением комплексной защиты от угроз11.

Для понимания сущности и важности развития антикоррупционного комплаенса необходимо определить правовые основы антикоррупционного комплаенса в России. К главным из них можно отнести международное законодательство, а именно: конвенции, ратифицированные Россией, и законодательство Российской Федерации, которое включает в себя законы и подзаконные нормативные акты.

В сфере противодействия коррупции основными транснациональными законами являются Закон США «О коррупции за рубежом» (БСРА) и Закон Великобритании «О взяточничестве» (иКВА). Вместе с тем, Россией ратифицированы Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и Конвенция ООН против коррупции12.

С момента присоединения к международным антикоррупционным конвенциям в России было принято некоторое количество значимых нормативных актов в области противодействия коррупции, что позволило сформировать соответствующую правовую базу. В России на данный момент регламентация вопросов о коррупции базируется на следующих основных

13

нормативно-правовых актах13:

9 Комплаенс-программа организации: практич. пособие / В.А. Черепанова. 3-е изд., испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. 288 с.

10 Александрова И.А. Современная уголовная политика по обеспечению экономической безопасности и противодействию коррупции: дис. д-р. юрид. наук: 12.00.08. Нижний Новгород, 2017. 60 с.

11 Дубов Д.А., Астраханцева И.А. Предпосылки и история возникновения комплаенс-контроля в России // Сборник научных трудов вузов России «Проблемы экономики, финансов и управления производством». 2015. № 36. С. 19-22.

12 Федорова А.В. Коррупционные риски: эффективные стратегии управления // Противодействие коррупции: государственная политика и гражданское общество. 2015.

13 Комплаенс в России: мифы и реальность. Лебедев И.А. / иКЬ: http://www.debaty.club/sites/default/files/od2018/od2018 04 lebedev.pdf (дата обращения: 06.02.2022).

1. Федеральный закон от 25 декабря 2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции».

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

3. Федеральный закон от 17 июля 2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

4. Федеральный закон от 03 декабря 2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (КоАП).

6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13 июня 1996 № 63-ФЗ.

7. Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

8. ИСО 19600 «Системы комплаенс-менеджмента — Руководящие указания».

9. ИСО 37001 «Системы менеджмента борьбы со взяточничеством» и другие нормативные акты.

В ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» коррупция определяется

14

как14:

a) «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»;

b) «совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица».

Согласно определению некоммерческой организации «Transparency International» в широком смысле коррупция трактуется как злоупотребление вверенными полномочиями в целях извлечения личной выгоды8.

Стоит отметить, что в стимулировании внедрения компаниями антикоррупционных мер роль законодателя впервые отразилась в статье 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в которой закреплена обязанность компаний разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, что включает в себя разработку и внедрение стандартов и процедур, которые направлены на обеспечение добросовестной работы компании, именно это и является составной частью комплаенса.

14 Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская

газета.

Вестник Евразийской науки 2021, №6, Том 13 ISSN 2588-0101

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Eurasian Scientific Journal 2021, No 6, Vol 13 https://esj.today

Дальнейшее развитие антикоррупционный комплаенс получил в 2013 году, когда Методические рекомендации Министерства труда РФ установили принципы противодействия коррупции в хозяйствующем субъекте15:

• политика компании соответствует действующему законодательству;

• личный пример руководства;

• вовлеченность каждого сотрудника компании (информированность об антикоррупционных мерах, которые применяются компанией, и активное участие сотрудников в их осуществлении);

• соответствие антикоррупционных процедур коррупционному риску;

• эффективность процедур по предупреждению и противодействию коррупции;

• неотвратимость наказания за факт коррупции;

• открытость бизнеса для партнеров и государства;

• непрерывный контроль за соблюдением в компании мер и положений локальных нормативных актов в области противодействия коррупции.

Также в данных методических рекомендациях отмечены важнейшие аспекты антикоррупционной политики в хозяйствующих субъектах, в том числе подходы к разработке и исполнению антикоррупционной политики, оценки рисков коррупции и перечислены формы взаимодействия компаний с правоохранительными органами.

Позднее были приняты в марте 2016 года Методические рекомендации Росимущества, устанавливающие базисные требования к организации комплаенс-системы16:

• разработка и утверждение внутренних нормативных документов по предупреждению и противодействию коррупции;

• создание Комплаенс-департамента и назначение комплаенс-менеджера;

• разработка, утверждение и реализация плана мероприятий по предупреждению и противодействию коррупции;

• проведение внутренних и внешних проверок эффективности комплаенс-системы и внутренних контролей в области предотвращения и противодействия коррупции.

Также компании «Большой четверки» (KPMG, Deloitte, EY, PWC) устанавливают собственные рекомендации в плане функций данного направления:

• консультирование руководства компании в области применения антикоррупционного законодательства;

• разработка и внедрение внутренней политики и процедур;

• обучение сотрудников;

15 "Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ)" от 8 ноября 2013 г. // Российская газета.

16 Приказ Росимущества "Об утверждении методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции" от 02.03.2016 № 80 // Российская газета.

проведение внутренних расследований по итогам выявленных нарушений; принятие мер в отношении выявленных нарушений; оценка бизнес-рисков;

проведение периодических проверок на предмет соответствия внутренней политики компании и антикоррупционному законодательству;

обработка информации, поступающей на «горячую линию»;

проверка контрагентов;

непрерывный мониторинг операций компании на предмет соответствия внутренней политике и антикоррупционному законодательству.

Таким образом, можно утверждать, что достаточно развитой является правовая основа противодействия коррупции для внедрения в российских компаниях системы внутреннего антикоррупционного комплаенса. Вместе с тем, в современных условиях на сегодняшний день наличие данной системы является базисом для ведения успешной деятельности, что связано не только с отрицательными последствиями ее отсутствия, но и с положительными. Компания получает при создании, внедрении и успешном функционировании системы антикоррупционного комплаенса, такие преимущества, как снижение коррупционных рисков, предупреждение и снижение финансовых убытков, предотвращение банкротства и санкций, повышение эффективности деятельности, увеличение конкурентоспособности и капитализации, сохранение и развитие деловой репутации.

Основываясь на вышеперечисленных основных принципах противодействия коррупции в организации (методические рекомендации Министерства труда РФ) выстраивается общая система противодействия коррупции, а комплаенс выступает отдельной частью системы управления противодействием. Общепринятый подход к организации антикоррупционного комплаенс-контроля до сих пор не разработан, однако каждая компания вправе построить собственную систему антикоррупционного комплаенса, но существуют некоторые общие этапы, которых необходимо придерживаться при организации данной системы9:

1. Ответственное подразделение. За осуществлением функции антикоррупционного комплаенса в небольшой компании отвечают юридический или финансовый отделы, однако в более крупных компаниях образуется в качестве самостоятельного подразделения комплаенс-служба. Функционал ответственных сотрудников непосредственно зависит от размера и сферы деятельности компании.

Так, комплаенс-функции в небольшой компании может выполнять один сотрудник (например, комплаенс-менеджер). В крупной корпорации иногда создается несколько профильных групп, каждая из которых отвечает за определенную комплаенс — функцию (финансовый мониторинг, предотвращение конфликта интересов, урегулирование вопроса подарков и др.).

В должностных инструкциях ответственных сотрудников необходимо указать конкретные обязанности:

• разъяснение сотрудникам компании вопросов, которые связаны с предотвращением рисков коррупции;

• проведение тренингов по противодействию коррупции;

• контроль заключаемых договоров касательно соблюдения антикоррупционной политики компании;

• взаимодействие с высшим руководством касательно разработки и внедрения мер по противодействию коррупции и т. д.

2. Разработка и внедрение антикоррупционной политики. Данный локальный нормативный акт является базисным инструментом управления отношениями, которые связаны с противодействием коррупции в компании. Перечень типовых направлений приведен в таблице 1.

Таблица 1

Примерное содержание антикоррупционной политики компании

№ Направление Содержание

1 Политика в отношении премий Размер вознаграждения, условия получения премии, обстоятельства, которые могут служить основанием для отказа в выплате премии и т. д.

2 Политика в отношении подарков Определение подарка, его допустимый размер, перечень сотрудников, которым запрещено получать подарки, условия получения подарков сотрудниками и дарения корпоративных подарков от имени организации и т. д.

3 Политика по разрешению конфликтов интересов Определение сфер, в которых может возникнуть конфликт интересов, примеры и способы устранения выявленного конфликта интересов и т. д.

4 Политика в отношении благотворительной помощи Порядка оказания благотворительной помощи, виды допустимого содействия, документальное оформление пожертвований, размер помощи и т. д.

5 Политика по проверке контрагентов Определение факторов риска, составление типовой анкеты для контрагентов, определение порядка взаимодействия с партнерами и т. д.

Составлено автором на основе10

3. Выявление наиболее рисковых процессов для бизнеса. Необходимо выделить для каждого бизнес-процесса компании «критические точки», а после в каждой из точек описать возможные коррупционные нарушения. Такое описание должно включать в себя следующее:

• характеристика выгоды или преимущества, которое может быть получено компанией или ее отдельными сотрудниками при совершении коррупционного правонарушения;

• определение «ключевых» должностных лиц компании, без которых невозможно совершение коррупционного правонарушения;

• возможные формы осуществления коррупционных платежей.

Основываясь на данном анализе, компании необходимо составить общую «карту коррупционных рисков». При оценке коррупционных рисков также следует учитывать природу, разнообразие, сложность, масштаб, объем и размер деятельности компании.

4. Обучение сотрудников. Чаще всего в различных компаниях тематические тренинги для сотрудников касаются только теоретических знаний (юридическая ответственность за нарушение антикоррупционных норм, разъяснение положений локальных нормативных актов и т. д.).

5. Комплаенс-аудит и оценка результатов проведенной работы. Эффективность реализации антикоррупционной политики оценивается с помощью внутреннего и/или внешнего аудита. Перед внутренним аудитом главной целью является проверка антикоррупционной политики компании, надежности и достоверности финансовой отчетности, обеспечение соответствия деятельности компании требованиям закона и внутренних локальных нормативных актов. А у внешнего аудита главной целью является анализ соответствия системы комплаенс-контроля в компании требованиям национальных и международных регуляторов, российским и зарубежным практикам. Для данных целей привлекаются эксперты, не являющиеся сотрудниками компании. В итоге внешний эксперт

71ECVN621

обязан предоставить заключение об эффективности деятельности в сфере борьбы с коррупцией, осуществляемой компанией, и рекомендации по повышению качества работы комплаенс-службы.

Таким образом, на конечном этапе составляются отчетные материалы о проведенной работе, указываются достигнутые результаты, определяются способы совершенствования проводимых антикоррупционных мер. Итоговая полученная информация доводится до сведения высшего руководства компании.

Автором выделяются основные элементы, наличие которых в корпоративной системе антикоррупционного комплаенс-контроля позволяет судить об успешности такой системы9:

1. Наличие комплаенс-стандартов и комплаенс-процедур. Эффективная антикоррупционная комплаенс система в компании должна включать в себя следующие минимально необходимые политики и процедуры:

1) кодекс делового поведения;

2) антикоррупционная политика (правила обращения с подарками и приглашениями, расходы на дарение и представительские расходы, конфликты интересов, участие в благотворительной, спонсорской и политической деятельности, проверка деловых партнеров и третьих лиц, взаимодействие с государственными служащими, взаимодействие с сотрудниками, взаимодействие с контрагентами, посредниками и иными лицами, ведение бухгалтерских книг и записей, положение о «горячей линии»).

Разрабатывать антикоррупционную политику необходимо с привлечением всех заинтересованных подразделений (например, финансового, юридического отдела, отдела по работе с персоналом и др.) с помощью коллективных обсуждений и совещаний по поводу проекта будущего документа будут достигнуты более эффективные результаты.

2. «Тон сверху». Данная рекомендация означает, что антикоррупционный комплаенс в компании — это работа не только и не столько комплаенс-менеджера, сколько топ-менеджмента компании.

Комплаенс-менеджер является лишь помощником, проводником в сфере комплаенса, не он отвечает за комплаенс в компании — за него отвечает топ-менеджмент. Генеральный директор, финансовый директор и совет директоров компании находятся постоянно в курсе содержания и реализации комплаенс программы в компании:

1) осуществляют контроль за реализацией и эффективностью комплаенс программы в компании;

2) имеется специальный сотрудник (сотрудники), который на ежедневной основе осуществляет реализацию этической и комплаенс программы. Данный сотрудник (сотрудники) регулярно отчитывается (например, на заседании совета директоров) об эффективности комплаенс программы;

3) для выполнения своих функций такой сотрудник (сотрудники) наделяется соответствующими полномочиями, ресурсами и прямым доступом к первым лицам компании.

Для того чтобы и топ-менеджмент, и сам комплаенс-менеджер смогли оценить, насколько в их компании реализуется принцип «тон сверху», имеет смысл задать себе следующие вопросы:

Достаточно ли ясно отражено то, как топ-менеджмент вовлечен в комплаенс процессы?

Как совет директоров стратегически наблюдает за комплаенс процессами?

Какие способы получения информации используются топ-менеджментом и советом директоров для эффективной оценки комплаенс программы?

Каким образом топ-менеджмент активно защищает корпоративные ценности?

Имеется ли у комплаенс-менеджера достаточно ресурсов и полномочий для полноценного внедрения комплаенс программы?

Ответы на данные вопросы помогут четче сформулировать понимание этих процессов как для самого себя, так и для топ-менеджмента.

3. Проверка ключевых сотрудников перед наймом на работу и выявление нарушений. Данный элемент заключается в том, что компания должна предпринимать разумные усилия для недопущения наделения существенными полномочиями и назначения на ключевые должности в компании работников (настоящих или потенциальных), о которых компания знает или должна была знать по результатам проверки, что они были вовлечены в незаконную или иную деятельность, противоречащую принципам комплаенса компании. Конечно, лучший способ избавиться от нежелательного сотрудника — просто его не нанимать, поэтому основной риск для компании заключается в не выявлении или несвоевременном выявлении таких сотрудников либо на этапе приема на работу, либо в последующем, что повышает опасность коррупционной составляющей в деятельности компании. Вопросы, которыми необходимо периодически задаваться, включают в себя следующие:

• Проводит ли компания репутационную проверку ключевых сотрудников, как уже нанятых, так и предполагаемых к найму?

• Проводит ли компания проверку всех сотрудников?

• Есть ли у компании механизм определения существенности нарушения?

• Готовы ли специальные подразделения провести расследование вовремя, тщательно и профессионально?

• Каковы в компании механизмы адекватной реакции на нарушения деловой этики?

• Проводит ли компания анализ причин неудач в работе комплаенс системы?

4. Тренинги и коммуникация по стандартам и процедурам. Данная рекомендация является одним из важнейших для эффективной системы антикоррупционного комплаенса. Просто наличие определенного количества политик и процедур в компании не даст решительно никакого эффекта. С ними необходимо ознакомить всех сотрудников компании, начиная с генерального директора, и не только ознакомить, но и путем регулярного обучения прививать и закреплять у них те требования, которые в этих документах излагаются. Однако обучение необходимо проводить не только в форме теории, а также в игровой форме с помощью рассмотрения реальных кейсов, проведения индивидуальных и коллективных мастер-классов и т. д.

При этом имеет смысл дифференцировать содержание таких тренингов в зависимости от должности, занимаемой человеком, ведь очевидно, что у менеджера по продажам и, например, электрика компании совершенно разные сферы деятельности и обязанности,

следовательно, их деятельность несет в себе различную степень риска для компании с точки зрения коррупции. Необходимо иметь ответы на следующие вопросы:

• Проводит ли компания оценку рисков для определения подходящей программы обучения персонала?

• Разъясняет ли компания сотрудникам последствия выявленных фактов коррупции?

• Коммуницируются ли ценности и стандарты компании с поставщиками и другими бизнес-партнерами?

• Есть ли у компании механизм информирования сотрудниками и третьими лицами о нарушениях и сомнениях?

• Каким образом компания проводит обучение персонала?

• Как часто проводится обучение?

• Есть ли у компании средства оценки эффективности проводимых тренингов?

5. Мониторинг, аудит и оценка эффективности программы комплаенса. Компании периодически должны проводить оценку эффективности своих программ по комплаенсу с точки зрения своевременного выявления нарушений. При этом «горячая линия» или телефон доверия являются одним из инструментов такой оценки. Перечень вопросов для оценки включает в себя следующие вопросы:

• Есть ли у компании механизм обратной связи для персонала, обеспечивающий анонимность и конфиденциальность?

• Являются ли существующие политики и процедуры актуальными для комплаенс программы?

• Есть ли у компании политики и процедуры для стимулирования персонала сообщать о нарушениях?

• Есть ли у компании средства оценки эффективности программы комплаенса?

• Могут ли сотрудники в результате обучения и тренингов решать этические и правовые дилеммы?

Телефон доверия — один из наиболее эффективных способов для менеджмента узнавать о совершаемом мошенничестве или иных нарушениях в компании. Он позволяет сотрудникам и третьим лицам не только сообщать о своих подозрениях, но и получать разъяснения по тому или иному вопросу, связанному с применением локальных нормативных актов по комплаенсу. Необходимо отметить, что компании, у которых отсутствует или не работает телефон доверия, находятся в очень рискованном положении. Сообщения сотрудников являются наиболее распространенным способом узнать о происходящих хищениях и ином неэтичном поведении.

Для телефона доверия существует несколько непреложных правил. Он должен быть доступен для любого абонента в любой стране, где компания ведет бизнес, и на нескольких языках. Соединение с оператором должно обеспечиваться 24 часа в сутки, семь дней в неделю. При этом желательно все-таки для целей приема сообщений нанять стороннюю организацию, нежели делать это с помощью внутренних ресурсов. Этим достигается прозрачность и, что более важно, конфиденциальность и анонимность. Конфиденциальность и анонимность являются наиболее важными составляющими любого телефона доверия. Конфиденциальность означает, что информация, полученная от информатора, передается только тем, кому она

предназначена, анонимность — то, что личность позвонившего по его желанию также сохраняется в тайне.

6. Оценка эффективности. Оценить эффективность программы комплаенса можно следующими способами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• регулярно пересматривать корпоративные политики и процедуры с целью их актуализации и приведения в соответствие с изменениями в местном и международном законодательстве;

• идентифицировать и критически оценивать инструменты и данные, используемые компанией для оценки эффективности комплаенс системы;

• убедиться в том, что каждый сотрудник прошел необходимое обучение и, что более важно, понимает суть предмета, особенно в части использования телефона доверия;

• периодически обращаться к внешним консультантам, заслуживающим доверия, с целью проведения (ежегодного) комплаенс аудита.

Удивительно, насколько мало внимания уделяется такому элементу, как мониторинг антикоррупционной программы. Ведь комплаенс — это всегда непрекращающийся процесс, а начало любого комплаенс проекта — оценка рисков. Даже когда дело касается мониторинга, следует начинать с рисков: установить, где компания подвергается наибольшим рискам, какие способы контроля нужны для минимизации этих рисков, как и когда должны проводиться финансовый и комплаенс аудиты.

Для мониторинга используется два инструмента — анкета и комплаенс аудит. Анкеты могут заполняться менеджерами компании и использоваться для измерения уровня риска. На основании данной информации соответствующие риски могут быть учтены внутри компании. Комплаенс аудиты более затратны по ресурсам, но показывают более четкую картину эффективности программы комплаенса.

Некоторые компании практикуют бесконечные аудиты бизнес-подразделений как средство повысить комплаенс культуру. Комплаенс аудиты должны проводиться командой, состоящей из комплаенс-менеджера, внутреннего аудитора и юриста. При подготовке к аудиту команда должна собрать необходимую финансовую и комплаенс информацию, относящуюся к объекту проверки. Комплаенс аудит должен быть сосредоточен на анализе антикоррупционных политик и процедур, системе бухучета, кассовых операциях и деятельности посредников — третьих лиц.

Анализ применения антикоррупционных политик и процедур важен как базовый измеритель эффективности. Аудит может выявить области, в которых бизнес не следует политикам и процедурам. Также может стать очевидным, что необходимы те или иные изменения в программе. Финансовый анализ начинается с анализа проводок, в том числе субсчетов, в которых часто скрывается дача взяток (например, подарки, поездки, маркетинг, развлечения, взносы на благотворительность, вознаграждения консультантам, комиссии агентам и т. п.). Частью финансового анализа является анализ кассовых операций компании, который начинается с составления реестра посредников и консультантов. Проведение интервью с ключевыми сотрудниками является важной частью комплаенс аудита. Основное внимание стоит уделить степени знакомства интервьюируемого с комплаенс программой и применимыми процедурами, а также степени следования этим процедурам в своей деятельности. Объектом аудита также являются документальные свидетельства прохождения сотрудниками тренингов и то, насколько они (результаты) аккуратно архивируются.

И наконец, комплаенс аудит, как и любой другой аудит, должен закончиться отчетом, отражающим сильные и слабые стороны комплаенс программы, а также содержать примеры выявленных нарушений и рекомендации по их устранению.

7. Обеспечение работоспособности системы. Этическая и комплаенс программа компании должна внедряться единообразно посредством стимулирования деятельности в соответствии с программой, наличия дисциплинарной ответственности за нарушения и неспособность предпринять разумные шаги для предотвращения или обнаружения нарушений. Перечень вопросов для самоконтроля включает в себя следующие вопросы:

• Заявляет ли компания о своих успехах в области комплаенса и этики так же громко, как «наказывает» провинившихся?

• Предусматривает ли система оценки и вознаграждения персонала награды за этическое поведение?

8. Выявление и борьба с нарушениями по принципу «неэтичному поведению — достойный ответ». Вопросы, на которые необходимо ответить:

• Есть ли у компании механизмы мониторинга и оценки комплаенс программы, а также ее совершенствования?

• Есть ли у компании механизмы отслеживания изменений в бизнес-процессах, организационной структуре?

Включает ли компания коммуникацию коммуникационные процессы?

по комплаенсу в другие свои

• Имеется ли у компании комплаенс архив, с помощью которого она может продемонстрировать свои стандарты в случае нарушения?

• Определен ли человек (должность), ответственный за сообщение о нарушении «на самый верх»?

Данные основные элементы требуют более детальной проработки с учетом специфики деятельности компании, однако с их помощью руководство может сделать антикоррупционный комплаенс более эффективным.

На основе проведенного исследования нормативно-правовых актов и предъявляемых требований можно утверждать о необходимости создания системы антикоррупционного комплаенса в организации в хозяйствующих субъектах, ведущих свою деятельность на территории Российской Федерации, которая состоит из следующих основополагающих компонентов:

"Тон сверху"

Оценка эффективности системы

Проведение

обучения сотрудников

Создание комплаенс-подразделения

Анализ коррупционных рисков

Разработка политик и процедур

Рисунок 1. Основные элементы антикоррупционного комплаенса (составлено автором6)

При создании подразделения комплаенса важно учитывать особенности организационной структуры предприятия и обеспечить подотчетность подразделения таким образом, чтобы оно имело полномочия для реализации антикоррупционных мероприятий в отношении любых работников, в том числе занимающих руководящие должности в организации [10].

Помимо этого, целесообразно обеспечить прямой доступ подразделения комплаенса к высшему руководству, полную доступность для бизнеса с целью поощрения ранних и частых консультаций по мере возникновения проблем.

Также важно, чтобы подразделение комплаенса и подразделение аудита были независимы друг от друга, что должно гарантировать независимость проверки деятельности подразделения комплаенс при проведении оценки эффективности комплаенс-системы.

Ввиду этого, представляется целесообразным обеспечить подотчетность подразделения комплаенса в хозяйствующем субъекте руководящему составу.

Важным фактором эффективной работы комплаенс-подразделения является его взаимодействие с другими подразделениями компании по вопросам разработки и совершенствования мероприятий, направленных на предупреждение и противодействие коррупции. Данное взаимодействие может выступать в форме информационного обмена при проведении оценки коррупционных рисков или обсуждения реализации и эффективности мер по борьбе с коррупцией [11]. В любом случае, необходимо разработать качественную модель взаимодействия подразделения комплаенса со всеми другими подразделениями, особенно это касается подразделений, чья деятельность характеризуется повышенным коррупционным риском, а именно: бухгалтерии, дирекции закупок, дирекции по работе с персоналом.

Также необходимо обеспечить взаимодействие подразделения комплаенса с государственными надзорными органами в целях профилактики и противодействия коррупционных правонарушений посредством содействия при проведении расследований коррупционных правонарушений, при проведении проверок деятельности компании по вопросу соответствия законодательству в области профилактики и противодействия коррупции.

К тому же, важной особенностью некоторых нормативных актов является освобождение компаний от ответственности или снижение штрафных санкций за совершенные её сотрудниками нарушения в случае, если в компании внедрена и эффективно функционирует комплаенс-система3.

Таким образом, становится очевидным, что система антикоррупционного комплаенса позволяет не только минимизировать коррупционные риски и потери, в случае их реализации, но и получить дополнительную прибыль от увеличения инвестиционной привлекательности компании, улучшения ее репутации и, как следствие, роста капитализации на рынке.

На современном этапе развития экономики поистине глобальный масштаб приобрели коррупционные риски, давление которых испытывает каждая компания. Данные риски могут привести к сокрушительным последствиям для компаний, что является роковым фактом, принуждая перспективных игроков уходить с рынка. Это, в свою очередь, привело к повышенному вниманию со стороны руководства, членов совета директоров и инвесторов в силу оказываемого воздействия коррупционных рисков на деятельность компании, поэтому так важно выстроить эффективный контроль по заданному направлению.

Заключение

Антикоррупционный комплаенс-контроль позволит минимизировать коррупционные риски, способствуя успешному развитию компании в условиях современной экономики. Рекомендуется выстроить грамотный антикоррупционный комплаенс-контроль, который сможет эффективно бороться с коррупцией внутри компании и надежно защищать ее интересы.

Автором показаны теоретические основы сущности антикоррупционного комплаенс-контроля. Предложены различные подходы к определению антикоррупционного комплаенс-контроля, как со стороны нормативно-правовых актов, так и с точки зрения экспертов. Проанализированы основные элементы антикоррупционного комплаенс-контроля и его организация в компании в целом.

Автором показаны особенности развития системы антикоррупционного комплаенс в условиях трансформации Российской экономики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Михайлин Н.В. Ключевые вопросы разработки и внедрения антикоррупционной комплаенс-политики среди субъектов среднего и крупного бизнеса // Вестник Евразийской науки. — 2021 № 6. — URL: https://esj.today/PDF/43ECVN621.pdf.

2. Фейзуллаева Р.Э., Еделькина А.Г. Противодействие коррупционным рискам взаимодействия с контрагентами в системе антикоррупционного комплаенс // Вестник Евразийской науки. — 2021 № 5. — URL: https://esj.today/PDF/24ECVN521.pdf.

3. Лаптев Р.А., Харланова В.Н., Реутова Ю.И. Совершенствование деятельности по противодействию коррупции и профилактике правонарушений в таможенных органах Российской Федерации // Вестник Евразийской науки. — 2019 № 1. — URL: https://esj.today/PDF/35ECVN119.pdf.

4. Керимов В.Э. Организация управления рисками на основе системы «комплаенс-контроля» // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. — С. 42-46.

5. Князюк Н.Ф., Невмержицкий П.И. Управление рисками соответствия (compliance risks), 2017. — 674 с.

6. Корнилова, В.Ю. Тенденции и перспективы развития российской экономики: сб. науч. тр. / под ред. С.С. Демцуры, В.Н. Тишиной; Юж.-Урал. гос. ун-т, Междунар. фак.; ЮУрГУ Челябинск: Издательский Центр ЮУрГУ, 2014. — С. 61-65.

7. Крюков, Р.В. Банковское дело и кредитование / Р.В. Крюков. — М.: А-Приор, 2016. — 236 с.

8. Кудайбергенова С.К., Амангелди Г.Б. Анализ управления рентабельностью коммерческого банка // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 39-43.

9. Магафурова, Н.Г. Анализ устойчивости различных банковских систем в условиях финансовых кризисов // Научно-аналитический экономический журнал — № 6. — 2016. — С. 13-15.

10. Неженцева А.А., Совершенствование методики управления и оценки кредитного риска в условиях финансового кризиса // Современные научные исследования: гипотезы, концепции, технологии: сб. ст. участников Всерос. заоч. науч.-практ. конф. г. Челябинск: Издат. центр ЮУрГУ, — 2018. — С. 78-81.

Lepsaya Vladimir Vladimirovich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: v.lepsaya@gmail.ru

Features of the development of the anti-corruption compliance system in the conditions of transformation of the Russian economy

Abstract. The history of the development of compliance in Russia began with the appearance on the Russian market of subsidiaries of Western financial structures, an integral part of whose activities was a well-formed compliance system. A necessary condition for interaction with them was the compliance of Russian companies with foreign norms and standards, which served as an impetus for the development of compliance in Russia. Bank of Russia Ordinance No. 603-U "On the procedure for exercising internal control over the compliance of activities in financial markets with legislation on financial markets in credit institutions" dated 1999 for the first time introduced the concept of compliance control at the legislative level, highlighting it as an integral part of the internal control of a credit institution. In February 2004, this Ordinance was no longer valid and the Regulation of the Central Bank of the Russian Federation dated December 16, 2003 No. 242-P "On the organization of internal control in credit institutions and banking groups" is currently in force. This Regulation recognizes the need to introduce a system of internal control bodies in banks, determines the composition of this system, in which, along with the internal audit service, the internal control service (compliance service) is indicated as a responsible employee (or structural unit). The further development of compliance in Russia is connected with its expansion beyond financial and credit organizations and its spread in various sectors of the economy. Moreover, there has gradually been a separation of certain types of compliance associated with a particular area of activity, where there is legislative or industry regulation. In modern Russian practice, anti-corruption compliance is of particular importance and attention on the part of the legislator.

Keywords: internal control; compliance management system; compliance service; Bank of Russia; digital boom; evolution of legislative regulation; digital economy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.