Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА'

КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
317
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА КОМПЛАЕНС-КОНТРОЛЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлин Никита Витальевич

Стремление компаний в получение быстрой огромной прибыли приводит к неосторожности в действиях и как следствие они вынуждены уже уделять внимание к управлению рисками. И если раньше все сводилось к консультативной форме управления рисками, то сейчас все в большей мере становится контрольной и определяется стандарт деятельности, а также осуществляется контроль надо исполнением политик, методик и процедур. Любое негативное происходящее событие в компании говорит о том, что процесс, надзор в том или ином секторе недостаточно хорошо работает или не выстроен на рабочем уровне. В итоге виноват не только тот, кто допустил негативное событие, а и тот, кто вовремя не отследил и не сделал действия, направленные на то, чтобы негативное событие не произошло. Это свидетельствуют о том, что процессы в компании не выстроены на должном уровне, чтобы предотвращать образование негативных происшествий. И в следствие, появляется необходимость думать о рисках, которые могут привести к финансовым потерям, а также рискам потери репутации в связи с несоблюдением юридических установок, законодательства и внутренних правил. В этой ситуации происходит необходимость предпринимать комплексные меры при разработке механизмов противодействия наступления негативных событий, которые способны сводить риски финансовых и репутационных потерь к минимуму. Поэтому появляется такой термин как «комплаенс». Международная ассоциация комплаенса (International Compliance Association) определяет комплаенс как обеспечение соответствия деятельности установленным требованиям и стандартам. То есть комплаенс в свою очередь это функция целью которой является управление комплаенс-риском и надзор за соответствием внутренним и внешним документам компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY ISSUES IN THE DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF ANTI-CORRUPTION COMPLIANCE POLICY AMONG MEDIUM AND LARGE BUSINESSES

The desire of companies to obtain quick huge profits leads to imprudence in actions and, as a result, they are forced to pay attention to risk management. And if earlier everything was reduced to a consultative form of risk management, now it is increasingly becoming a control and a standard of activity is being determined, as well as control over the implementation of policies, methods and procedures is carried out. Any negative event occurring in the company indicates that the process, supervision in a particular sector does not work well enough or is not built at the working level. As a result, not only the one who allowed the negative event is to blame, but also the one who did not track down in time and did not take actions aimed at preventing the negative event from happening. This indicates that the processes in the company are not built at the proper level to prevent the formation of negative incidents. As a result, it becomes necessary to think about the risks that can lead to financial losses, as well as the risks of loss of reputation due to non-compliance with legal guidelines, legislation and internal rules. In this situation, there is a need to take comprehensive measures when developing mechanisms to counter the onset of negative events that can reduce the risks of financial and reputational losses to a minimum. Therefore, such a term as "compliance" appears. The International Compliance Association defines compliance as ensuring the compliance of activities with established requirements and standards. That is, compliance, in turn, is a function whose purpose is to manage compliance risk and oversee compliance with the company's internal and external documents.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ВОПРОСЫ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ КОМПЛАЕНС-ПОЛИТИКИ СРЕДИ СУБЪЕКТОВ СРЕДНЕГО И КРУПНОГО БИЗНЕСА»

Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.today 2021, №6, Том 13 / 2021, No 6, Vol 13 https://esi.todav/issue-6-2021 .html URL статьи: https ://esj .todav/PDF/43ECVN621 .pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Михайлин, Н. В. Ключевые вопросы разработки и внедрения антикоррупционной комплаенс-политики среди субъектов среднего и крупного бизнеса / Н. В. Михайлин // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 6. — URL: https ://esj .today/PDF/43ECVN621 .pdf

Mikhaylin N.V. Key issues in the development and implementation of anti-corruption compliance policy among medium and large businesses. The Eurasian Scientific Journal, 13(6): 43ECVN621. Available at: https://esj.today/PDF/43ECVN621 .pdf. (In Russ., abstract in Eng.).

Михайлин Никита Витальевич

ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия

«Финансовый» факультет Магистрант 2 курса E-mail: [email protected]

Аннотация. Стремление компаний в получение быстрой огромной прибыли приводит к неосторожности в действиях и как следствие они вынуждены уже уделять внимание к управлению рисками. И если раньше все сводилось к консультативной форме управления рисками, то сейчас все в большей мере становится контрольной и определяется стандарт деятельности, а также осуществляется контроль надо исполнением политик, методик и процедур. Любое негативное происходящее событие в компании говорит о том, что процесс, надзор в том или ином секторе недостаточно хорошо работает или не выстроен на рабочем уровне. В итоге виноват не только тот, кто допустил негативное событие, а и тот, кто вовремя не отследил и не сделал действия, направленные на то, чтобы негативное событие не произошло. Это свидетельствуют о том, что процессы в компании не выстроены на должном уровне, чтобы предотвращать образование негативных происшествий. И в следствие, появляется необходимость думать о рисках, которые могут привести к финансовым потерям, а также рискам потери репутации в связи с несоблюдением юридических установок, законодательства и внутренних правил. В этой ситуации происходит необходимость предпринимать комплексные меры при разработке механизмов противодействия наступления негативных событий, которые способны сводить риски финансовых и репутационных потерь к минимуму. Поэтому появляется такой термин как «комплаенс». Международная ассоциация комплаенса (International Compliance Association) определяет комплаенс как обеспечение соответствия деятельности установленным требованиям и стандартам. То есть комплаенс в свою очередь это функция целью которой является управление комплаенс-риском и надзор за соответствием внутренним и внешним документам компании.

Ключевые слова: противодействие коррупции; антикоррупционное законодательство; система комплаенс-контроль; международные стандарты; риски

For citation:

УДК 314

Ключевые вопросы разработки и внедрения

антикоррупционной комплаенс-политики среди

среднего и крупного бизнеса

Введение

Актуальность работы состоит в возросшей необходимости для предприятий, в большей части среднего и крупного бизнеса, самостоятельно разрабатывать и внедрять антикоррупционные меры, в связи с законодательными требованиями и заинтересованностью самого бизнеса в борьбе с коррупцией. По мнению президента РСПП Александра Шохина, публичные компании, а за ними и не публичные стали все больше внимания уделять собственным механизмам контроля коррупционной деятельности, которые являются третьими по популярности средствами борьбы с коррупцией. Тем не менее, большинство предприятий испытывают нехватку методологического материала в этом вопросе.

Практическая значимость работы состоит в устранении данного пробела. Работа содержит конкретные меры борьбы с коррупции в системе угроз экономической безопасности предприятия.

Цель данной работы заключается в разработке системы антикоррупционного комплаенса в деятельности среднего и крупного бизнеса. Исходя из цели, можно сформулировать ряд задач, которые поставлены в работе.

В ходе написания работы использовалась отечественная и зарубежная учебная и периодическая литература, публикации в СМИ и исследования специализированных агентств, а также статистические материалы, бухгалтерская отчетность хозяйствующего субъекта и уже имеющиеся по нему авторские разработки.

Также были изучены другие авторские походы к определению коррупции (А.К. Добрынина [1], Р.А. Лаптева [2], Р.Э. Фейзуллаевой [3], Е.Н. Петрушко [4]) и механизмов противодействия коррупции, предложенными Трунцевским Ю.В.5, Ереминой Е.В. [5], Фалиным Г.И. [6], рекомендацией Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

1. Материалы и методы исследования

Существует ряд определений комплаенс-риска. Но более точное определение дает Базельский комитет по банковскому надзору. Он определяет комплаенс-риск как «риск применения юридических и нормативных санкций регулирующих органов, материальных и финансовых убытков или ущерба для репутации в результате несоблюдения законов, инструкций, правил, стандартов или кодексов поведения». При отсутствии управления риском можно нанести огромной ущерб деятельности своей компании. Она может понести огромные финансовые потери в виде финансовых взысканий или вообще приостановить деятельность в связи с нарушением законодательства. Помимо штрафов, компании так же могут быть выставлены претензии со стороны партнеров или контрагентов в связи с невыполнением своих обязательств по договорам, а также не соблюдению законодательства. В итоге это все может привести к потере репутации и прекращению финансирования акционера компании. То есть комплаенс является фундаментов в контроле функционирования компании по тем или иным правилам.

На практике существуют несколько стандартных политик, которые независимо от деятельности применяется в огромном количестве компании:

• Кодекс корпоративного поведения.

• Политика противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем.

• Политика принятия и дарения подарков.

• Политика сообщений о нарушениях этических стандартов.

• Политика, регулирующая конфликт интересов.

• Политика взаимодействия с регулирующими органами.

Так же существуют еще перечни политик для контроля возникающих рисков. И компания в зависимости от своей деятельности может создавать уникальные методики для комплаенс-контроля.

Комплаенс-контроль — это постоянный надзор над деятельностью компании и над соответствием внутренних и внешних политик, процедур и договор, а также законодательству. Каждый сотрудник компании обязан нести ответственность за соблюдение правил и норм, которые регулирует компания. То есть любой сотрудник является частью комплаенс-системы и несет за нее определенную ответственность.

В рамках задач исследования необходимо, во-первых, изучить основы антикоррупционного комплаенса и проанализировать действующую практику противодействия коррупции среди среднего и крупного бизнеса. Завершающей задачей является выявление недочетов в функционировании и управлении систему антикоррупционного комплаенс. Для ее решения необходимо проанализировать существующие методы борьбы с коррупцией и разработать систему.

Объект данного исследования — предприятия среднего и крупного бизнеса.

Предмет данного исследования — антикоррупционная система хозяйствующих субъектов.

В качестве основных методов исследования в работе использованы методы: сравнения, анализа и синтеза, структурного и функционального анализа. В дополнение к этому систематический подход также нашел применение.

2. Результаты и обсуждение

Противодействие коррупции в компании и в не ее имеет огромное значение для деятельности предприятия и носит значимый характер. в мировой практике существуют достаточно большое количество разных определений к понятию коррупция. Наиболее точно понятие коррупция описывается в Федеральном законе от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "О противодействии коррупции".1

Коррупция понимается как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеперечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица. 1

В общем, исходя из вышесказанного определения коррупция — это злоупотребление субъектом своим положением, властью и общественными ресурсами, которое он совершает из личной заинтересованности. Чаще всего коррупция используется по отношению к политической власти, следовательно, оказывает огромное влияние на репутацию власти в

1 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82959/ (дата обращения: 24.02.2017).

глазах общества. Значит человек обладающий в своей мере какой-либо властью или высоким служебным положением, в функции которого входит распределение ресурсов, которые ему не принадлежат, то этот человек находиться под влиянием возможности совершения коррупционных действий в последствие которые могут нанести ущерб нормально функционирующему аппарату.2

Существуют так же основные подходы к определению понятия коррупции со стороны институционального и неоклассического подходов. По мнению неоклассиков, люди ищут наиболее рациональный подход к реализации своей личной заинтересованности (Р. Вишни, С. Роуз-Аккерман, В. Танзи и др.). В данном случае коррупция воспринимается как некий незаконный налог на частный сектор, который взымают политики и чиновники, ведь именно они имеют огромное влияние на частный бизнес. Таким образом при данном подходе коррупция как механизм, который очень сложно и маловероятно устранить полностью. При необходимости даже формализовать административный аппарат это принесет огромные затраты со стороны государства, а значит в итоге и со стороны населения.3

В модели неоклассического подхода игнорируется в своей мере мораль и общественное давление. Но с точки зрения институционального подхода коррупция рассматривается не только со стороны личной выгоды, но и с наличием социальных составляющих. То есть люди могут, как и одобрением относиться к противоправным действиям, так и с неодобрением к таким действиям. В связи с этим общество обычно совершенно преувеличивает масштабность коррупции, а власть, наоборот, преуменьшает.4

Коррупция в частном секторе имеет важную роль в ее деятельности. В связи с этим появляется необходимость в понимание и регулирование коррупционных рисков. Коррупционный риск — это риск возможности появления коррупционных действий или ситуаций, наносимый определённый ущерб компании.

В сегодняшней реальности минимизации коррупционных рисков для большинства компаний занимает первое место среди комплаенс-мероприятий. И они разрабатывают внутри совей компании дополнительные регламенты и средства контроля для противодействия коррупции и мошенничества. 5

В связи с эти появляется необходимость в системе антикоррупционного комплаенса. Антикоррупционный комплаенс — это соответствие внутренним или внешним документам, а также законодательству, направленное на противодействие коррупционных действий [7]. В свою очередь система антикоррупционного комплаенса представляет собой постоянный мониторинг детальности предприятия на причастие ее к коррупционным действиям, а также оценка соблюдения антикоррупционной политики, стандартов и внутренних процедур. Не выстроенная четкая политика в отношение коррупционных действий компании может сильно навредить и принести как огромные финансовые потери, так и полностью разрушенную

2 Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2010. — С. 751.

3 Латов Ю. Коррупция: причины, экономические последствия и влияния на развитие общества — URL: http://www.elitarium.ru/korrupciia prichiny posledstvija vlijanie/ (дата обращения: 16.01.2017).

4 Авшалумова Р. Малому бизнесу выгодна коррупция / Р. Авшалумова // Ведомости. — 2014. — 15 августа. URL: http://www.vedomosti.ru/management/articles/2014/08/15/malomu-biznesu-vYgodna-korrupciva (дата обращения: 23.03.2016).

5 Трунцевский Ю.В. Международные стандарты антикоррупции в России и за рубежом: диалоги менеджеров в отношении стратегии повышения эффективности выявления коррупционных рисков и создания комплексной программы соблюдения системы внутреннего контроля / Ю.В. Трунцевский // Международное публичное и частное право, 2015. — № 5. — С. 44.

Страница 4 из 10

43ECVN621

репутацию. В связи с этим в компании нужно выстраивать систему антикоррупционного комплаенса на должном уровне, которая будет охватывать всю деятельность организации.

Для организации контроля за коррупционными рисками можно взять модель COSO (табл. 1).

Таблица 1

Модель COSO по управлению коррупционными рисками

Компонент процесса управления рисками Меры управления рисками

Контрольная среда Утвержденные политики и регламенты Установление ответственности Обмен информацией

Оценка рисков Матрица рисков в бизнес-процессах Самооценка конфликтов интересов Мониторинг законодательства и судебной практики

Средства контроля Выявление аффилированных лиц Мониторинг счетов сотрудников Согласование сделок и транзакций

Информация и коммуникация Горячая линия Трансляция Обучение и аттестация

Мониторинг Оценка качества работы процедур Адекватность процедур уровню риска Отчетность

Составлено автором6

На данный момент не существует еще общепринятого подхода к формированию системы антикоррупционного комплаенса. Существование некоторых подходов дает возможность сформировать необходимые этапы:

• оценка рисков, которые связаны с коррупцией;

• анализ и оценка существующих мер, процедур и бизнес процессов;

• разработка и внедрение новых антикоррупционных мер или усовершенствование действующих;

• мониторинг и оценка эффективности внедренных методов.

Каждый этап должен быть задокументирован и обоснован методологически.

Важно заметить, что в формировании антикоррупционной системы является играет большую роль разработка документальной стороны, например, одними из главных документов будут являться Антикоррупционная политика и Кодекс корпоративного поведения, так как данные документы составляют основу формирования контрольной среды и делают возможным сформировать негативное отношение к коррупционным действия и определяют управленческие полномочия, закрепляющие нормы, цели, правила и принципы деятельности [8].

На начальном этапе формирования системы антикоррупционного комплаенса производится оценка коррупционных рисков. Данная оценка проводится на регулярной основе как внутри организации, так и во внешней среде хозяйствующего субъекта и основывается на деятельности, в которой наиболее вероятно совершение коррупционных действий со стороны сотрудника.

На следующем этапе происходит анализ процессов, существующих в компании и их эффективного функционирования в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Если при выявлении обнаруживается отсутствие или

6 Управление рисками в организации // Официальный сайт ICC в России — URL: http ://www.iccwbo. ru/blo g/2019/upravlenie-riskami-v-organizatsii/ (дата обращения: 18.12.2021).

неэффективное управление коррупционными рисками, то происходит разработка и внедрение новых антикоррупционных, к примеру:

• меры по регулированию процессов дарения и получения подарков;

• меры по регулированию процессов, включающих в себя закупки и проведения тендеров при отборе контрагента;

• меры для возможности сотрудником отставить анонимное сообщение о противоправных коррупционных действиях;

• меры, направленные на систематическое обучение сотрудников организации.7

И завершающим этапом формирования системы антикоррупционного комплаенса является мониторинг данной разработанной системы, который осуществляется как в рамках внутреннего аудита, так и в рамках внешней независимой оценки [9]. Предметом оценки являются как процедуры и меры, так и внутренние документы организации.

Ввиду вышесказанного можно утверждать, что в настоящем времени есть все необходимые предпосылки для разработки и внедрения системы антикоррупционного комплаенса в деятельность компаний. И выступает необходимым условие успешного существования и развития бизнеса.

В последние годы в международном праве, национальном законодательстве в России происходит тенденция усиления борьбы с коррупцией. Мировое осознание данной проблемы создает необходимость в формирования законодательной базы регулирование коррупционной деятельности [10]. Создаются различные стандарты борьбы с коррупцией, вводятся законы противодействия коррупции, а также вводится уголовная ответственность за нарушения антикоррупционного законодательства.

Россия в области коррупции находится в неблагоприятном положении и как следствие вызвало необходимость в усилении мер противодействия в данной сфере. Согласно индексу восприятия коррупции 2019 года Россия занимает 131 место из 176 стран, набрав 29 баллов из 100 возможных наряду с Ираном, Казахстаном, Непалом и Украиной. В то же время среднее значение индекса для Восточной Европы и Средней Азии составляет 33, а средний глобальный балл — 43, что показывает низкую степень коррупционной защищенности российского

о

государства.8

К правовым основам антикоррупционного комплаенса в России относят, как иностранное законодательство, которое распространяется на весь мир, и международное законодательство, например конвенции, ратифицированные Россией, так и Российское законодательство, включающее в себя законы и подзаконные нормативные акты [11].

Для российского бизнеса в глобальном понимании важнейшими законами в сфере борьбы с коррупцией являются Закон США «О коррупции за рубежом» (БСРА) и Закон Великобритании «О взяточничестве» (иКВА).9

Более того, Россией ратифицированы Конвенция ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от

7 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ // КонсультантПлюс — URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 82959/ (дата обращения: 18.12.2021).

8 Индекс восприятия коррупции // Сайт Центра Антикоррупционных исследований и инициации. — URL: http://www.transparency.org/news/feature/corruption perceptions index 2019 (дата обращения: 18.12.2021).

9 США о коррупции за рубежом. Особенности и применение // Блог о compliance — FCPAЗакон — URL: http://www.complianceblog.ru/?p=63 (дата обращения: 18.12.2021).

17.12.1997, Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27.01.1999, Конвенция ООН против коррупции от 31.10.2003. В России регламентация вопросов о коррупции основывается на следующих нормативно-правовых актах:

1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

2. Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

3. Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

4. Федеральный закон от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам».

5. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (КоАП).

6. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

7. Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».

8. ИСО 19600 «Системы комплаенс-менеджмента — Руководящие указания» и другие нормативные акты.

Если взять вышеперечисленные правовые нормы, то можно сделать вывод, что законодательство Российской Федерации основано на широком подходе к пониманию коррупции, как в государственном, так и в частном секторе. В качестве важного замечания к нормативным актам, направленных против коррупции, можно отметить, что впервые появилось как стимулирование законодателем внедрения антикоррупционных процедур в статье 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в которой отразилось обязательность внедрения и разработки процедур по предотвращению коррупции, а также направленность ее на обеспечение добросовестной работы сотрудников организации и самой организации. Таким образом это являлось составной частью системы комплаенс-контроля.7

Дальнейшее свое развитие антикоррупционный комплаенс получил, когда в 2013 году Министерством труда Российской Федерации были предложены Методические рекомендации, в которых устанавливались основные принципы противодействия коррупции в хозяйствующих субъектах. Данные рекомендации были направлены на содействие исполнения обязательств, предусмотренной статьей 13.3 Федерального закона «О противодействие коррупции». Также в данных рекомендациях обозначены основные подходы к разработке и внедрению антикоррупционной политики. 10

В марте 2016 года были приняты методические рекомендации Росимущества, устанавливающие основные требования к организации системы комплаенс, которая включает в себя разработку и утверждение внутренних нормативных актов по предотвращению и противодействию коррупции. Также создание и внедрение антикоррупционной политики, политики корпоративной этике и требования к созданию Комплаенс-департамента и

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 // Министерство труда и социальной защиты РФ — URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/employment/26 (дата обращения: 18.12.2021).

назначение комплаенс-менеджера. Еще одним установленным требованием является проведение внутренних и внешних аудиторских проверок комплаенс системы и внутренний контроль по противодействию коррупционных действий.11

Из всего вышесказанного можно сказать, что законодательные акты по противодействию коррупции находятся на достаточно высоком уровне, а значит, есть все предпосылки для внедрения системы антикоррупционного комплаенса в деятельность хозяйствующих субъектов в российском бизнесе.

Таким образом, для успешного, бесперебойного и непрерывного ведения бизнеса система антикоррупционного комплаенса является необходимой частью деятельности и функционирования хозяйствующего субъекта, во избежание наступления негативных последствия для компании. Существуют определенные положительные моменты, при нормальном функционировании системы антикоррупционного комплаенса в стабильно развивающимся и успешно функционирующем хозяйствующем субъекте:

1. Минимизация потерь репутации компании.

2. Предотвращение финансовых потерь.

3. Мониторинг, помогающий заранее распознать и предупредить коррупционный риск.

4. Увеличение производительности сотрудников компании и ее конкурентоспособности.

5. Сохранение положительной репутации организации.12

Заключение

В ходе написания данной научной публикации был изучен подход к разработке антикоррупционного комплаенса. Определены и изучены основные подходы к понятию антикоррупционного комплаенса. Как уже было замечено, сложность подобного вопроса заключается в недостаточной освещенности проблемы в научных работах отечественных ученых.

Важность обуславливается тем, что быстрое стремление в развитие компании может привести к определенным рискам, которые своевременно должны регулироваться законодательством или иными нормативными документами. Так же в связи с принятием Федерального закона «о противодействие коррупции» и методических рекомендаций по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции для компаний стало обязательным наличие антикоррупционной политике в своей деятельности.

Был проведен финансово-хозяйственный анализ деятельности субъектом малого и среднего бизнеса, так же проведен анализ и оценка антикоррупционной деятельности компании. Проведенный анализ организационной структуры согласно шести уровням финансово-хозяйственной деятельности и четырех видов экономической безопасности показал

11 Приказ Росимущества от 02.03.2016 № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации управления рисками и внутреннего контроля в области предупреждения и противодействия коррупции» URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=652129#0 (дата обращения: 18.12.2021).

12 Что такое комплаенс // Cайт Национальной Ассоциации Комплаенса — URL: http://compliance.su/novosti/chto-takoekomplaens-voprosi-i-otveti (дата обращения: 18.12.2021).

многоуровневость хозяйствующего субъекта. Описание и анализ функционала каждого департамента помог разобраться в источниках и факторах рисков.

В процессе анализа было выявлено, что компании скоростном росте предприятий среднего и крупного бизнеса не стоит забывать о рисках финансовых потерь и рисках потерь репутации. Система антикоррупционной политики имеет очень важное значение для дальнейшего развития компании. Данная работа может использоваться в качестве методологических материалов при разработке механизмов противодействия коррупции на других предприятиях крупного и среднего бизнеса, а также исследование можно развивать в дальнейшем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Добрынина А.К., Буянский С.Г. Антикоррупционный комплаенс как необходимое условие развития российского бизнеса // Молодой ученый. — 2017. — № 14(148). — С. 350-353.

2. Лаптев Р.А., Харланова В.Н., Реутова Ю.И. Совершенствование деятельности по противодействию коррупции и профилактике правонарушений в таможенных органах Российской Федерации // Вестник Евразийской науки. — 2019 № 1. — URL: https://esj.today/PDF/35ECVN119.pdf.

3. Фейзуллаева, Р.Э. Противодействие коррупционным рискам взаимодействия с контрагентами в системе антикоррупционного комплаенс / Р.Э. Фейзуллаева, А.Г. Еделькина // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5. — URL: https://esj .today/PDF/24ECVN521.pdf.

4. Петрушко Е.Н., Москаленко О.А. Теоретические основы и анализ профилактики коррупционных правонарушений в таможенных органах Российской Федерации в 2019 году // Вестник Евразийской науки. — 2020 № 3. — URL: https://esj.today/PDF/35ECVN320.pdf.

5. Еремина Е.В. Символы российской государственности в сознании студенческой молодежи / Е.В. Еремина, С.И. Неделько, В.П. Воробьев // Социол. исслед. — 2019. — № 8. — С. 117-127. (дата обращения: 05.11.2021).

6. Фалин Г.И. Анализ рисков с помощью метода Монте-Карло // Управление риском. — 2017. — № 1. С. 157-162.

7. Фешина С.С., Коновалова О.В. Роль стандартизации риск-менеджмента в построении корпоративных систем управления в России // Экономика. Налоги. Право. — 2017. — № 6. С. 34-39.

8. Богатая И.Н., Ковалева В.И. Исследование особенностей бизнес-процесса «Продажи» в коммерческих организациях и основных тенденций развития его внутреннего контроля и аудита // Вестник Евразийской науки. — 2021 № 2. — URL: https://esj.today/PDF/13ECVN221.pdf.

9. Синявский Н.Г. Снижение неопределенности путем анализа структуры системы // Финансовая аналитика: проблемы и решения, 2019. — № 2. С. 128-149.

10. Буянский С.Г., Саломасова Е.Р. Оценка и прогноз развития экономической преступности / International scientific review. — 2015. — № 1(2). — С. 36-41.

11. Камнев И., Жулина И. Методы обоснования ставки дисконтирования // Проблемы учета и финансов. — 2012. — № 2(6). — С. 30-36.

Mikhaylin Nikita Vitalievich

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

E-mail: [email protected]

Key issues in the development and implementation of anti-corruption compliance policy among medium and large businesses

Abstract. The desire of companies to obtain quick huge profits leads to imprudence in actions and, as a result, they are forced to pay attention to risk management. And if earlier everything was reduced to a consultative form of risk management, now it is increasingly becoming a control and a standard of activity is being determined, as well as control over the implementation of policies, methods and procedures is carried out. Any negative event occurring in the company indicates that the process, supervision in a particular sector does not work well enough or is not built at the working level. As a result, not only the one who allowed the negative event is to blame, but also the one who did not track down in time and did not take actions aimed at preventing the negative event from happening. This indicates that the processes in the company are not built at the proper level to prevent the formation of negative incidents. As a result, it becomes necessary to think about the risks that can lead to financial losses, as well as the risks of loss of reputation due to non-compliance with legal guidelines, legislation and internal rules. In this situation, there is a need to take comprehensive measures when developing mechanisms to counter the onset of negative events that can reduce the risks of financial and reputational losses to a minimum. Therefore, such a term as "compliance" appears. The International Compliance Association defines compliance as ensuring the compliance of activities with established requirements and standards. That is, compliance, in turn, is a function whose purpose is to manage compliance risk and oversee compliance with the company's internal and external documents.

Keywords: anti-corruption; anti-corruption legislation; compliance control system; international standards; risks

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.