Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esj.todav 2021, №5, Том 13 / 2021, No 5, Vol 13 https://esi.today/issue-5-2021.html URL статьи: https://esj.today/PDF/61ECVN521.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Михайлин, Н. В. Роль комплаенс-функции в системе экономической безопасности предприятия / Н. В. Михайлин // Вестник евразийской науки. — 2021. — Т. 13. — № 5. — URL: https://esj.today/PDF/61ECVN521 .pdf
For citation:
Mikhaylin N.V. The role of the compliance function in the system of economic security of the enterprise. The Eurasian Scientific Journal, 13(5): 61ECVN521. Available at: https://esj.today/PDF/61ECVN521.pdf. (In Russ., abstract in Eng.).
Михайлин Никита Витальевич
ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Москва, Россия
Факультет «Экономики и бизнеса» Магистрант E-mail: [email protected]
Аннотация. Изменение мировых тенденций ведения бизнеса и большое количество вызовов, перед которыми стоят отечественные организации, не смогли обойти стороной Правительство Российской Федерации. Мировой опыт корпоративного управления показывает, что невозможно обеспечить приток иностранных инвестиций и успешное развитие компаний без эффективной системы управления. Такая система помогает определить цели компании и методы их достижения, а также постоянно контролировать деятельность компании. Высококачественное корпоративное управление обеспечивает доступ к рынкам капитала и снижает его стоимость, дает инвесторам уверенность в том, что предоставляемый ими капитал, увеличит капитализацию компании и не будет присваиваться руководителями корпораций, советом директоров или контролирующими акционерами; что инвесторы будут заинтересованы в увеличении прибыли компании на справедливых и равных условиях. Надлежащее корпоративное управление в сочетании с эффективными механизмами контроля и правоприменения может повысить уровень доверия не только иностранных, но и российских инвесторов, укрепить правильную работу финансовых рынков и, в конечном итоге, стимулировать более стабильные источники финансирования. Внедрение международных стандартов корпоративного управления, которые заслуживают доверия и понятны для любых инвесторов, способствует повышению его качества в российских компаниях. В то же время в российской практике развитие системы комплаенс осложняется отсутствием единой терминологии и нормативного регулирования, особенно для предприятий реального сектора экономики; частыми случаями формального подхода к реализации комплаенс-функции; недостаточно высоким квалификационным уровнем комплаенс-менеджеров. В этой связи исследование практических аспектов разработки действенной системы комплаенс и её интеграции в систему корпоративного управления, систему обеспечения экономической безопасности организации представляется актуальной проблемой, что и определило выбор темы настоящей работы.
Ключевые слова: система комплаенс-контроль; международные стандарты; система управления соответствием; международное законодательство
Страница 1 из 12
УДК 314
Роль комплаенс-функции в системе
61ECVN521
Введение
Комплаенс является управленческой функцией, направленной на ведение бизнеса в соответствии с действующим законодательством, правилами, кодексами и стандартами, установленными компетентными властями, профессиональными ассоциациями и внутренними документами финансового учреждения. Как направление деятельности комплаенс нацелен на достижение такого уровня отношений между организации, его клиентами, контрагентами, партнерами и работниками, когда эти отношения характеризуются справедливостью, взаимным доверием и сотрудничеством, намерением не допустить конфликт интересов, а также соблюдать нормы применимого законодательства и положений внутренних нормативных и распорядительных документов организации.
Комплаенс контроль как эффективный инструмент минимизации комплаенс-рисков уверенно выходит на ключевые позиции в управлении современными организациями, причем не только финансовыми институтами, но и компаниями реального сектора экономики. В свете нарастающего давления со стороны регуляторов и многочисленных уголовных расследований с каждым годом увеличивается и ценность для бизнеса комплаенс-функции. На сегодняшний день на отечественном рынке уже сложилось четкое понимание того, что комплаенс — это неотъемлемый элемент системы корпоративного управления, и, что польза от его внедрения несоизмеримо больше рисков, связанных с его отсутствием. Система комплаенс — это реальный механизм управления коррупционными рисками в любой организации, независимо от специфики ее деятельности.
Актуальность работы состоит в том, что она посвящена проблеме внедрения функции комплаенс среди отечественных предприятий, что порождает появление корпоративного мошенничества. Одним из наиболее распространенных видов корпоративного мошенничества по версии «Ассоциации дипломированных экспертов по мошенничеству», является корпоративная коррупция. Высокая вероятность возникновения риска взяточничества и коррупции среди Российских компаний и уверенность в высокой коррумпированности руководства отечественных предприятий, приводят к снижению инвестиционной привлекательности среди иностранных инвесторов.
Цель работы — рассмотрение корпоративной системы комплаенс как элемента системы экономической безопасности отечественных предприятий.
Теоретической базой исследования выступали концептуальные положения и выводы, содержащиеся в работах отечественных ученых по проблемам противодействия коррупции, обеспечения экономической безопасности предприятия, организации системы комплаенс и реализации комплаенс-функции, управления комплаенс-риском таких как: С.Г. Буянского1, В.И. Авдийского [1], М.М. Алешина [2], М.Ю. Аносова [3], Б.С. Батаевой [4], М.О. Габриеляна
Методологической основой исследования стал диалектико-материалистический подход к анализу общественных явлений. В работе были использованы общенаучный, сравнительно-правовой, системно-функциональный, статистический и другие методы исследования.
Нормативно-правовую основу исследования составили документы российское законодательство, регулирующего антикоррупционную деятельность; систему
1 Буянский С.Г. Корпоративное управление, комплаенс и риск-менеджмент: учебное пособие / Буянский С.Г., Трунцевский Ю.В. — Москва: Русайнс, 2020. — 342 с.
Страница 2 из 12
[5].
61ECVN521
противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма; организацию корпоративного управления.
Информационной базой исследования материалы печати и интернет, а также годовые отчеты, социальные отчеты, финансовая отчетность и внутренние документы отечественных предприятий.
Материалы и методы исследования
При выходе на международный рынок капитала наличие корпоративной системы комплаенс рассматривается позитивно как международными регуляторами и инвестиционными банками, так и институциональными инвесторами, зарубежными контрагентами и партнерами, для которых действующая система комплаенс является фактором, повышающим уровень инвестиционной привлекательности и надежности организации.
Помимо уже перечисленных факторов положительного влияния системы комплаенс на деятельность организации, необходимо отметить и её значительную роль в укреплении экономической безопасности организации, в том числе, её правовой, финансовой, информационной, кадровой, силовой и других составляющих.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
• рассмотреть понятие комплаенс-функции и её нормативное обеспечение;
• определить роль комплаенс-функции в системе экономической безопасности предприятия;
• охарактеризовать показатели оценки эффективности корпоративной системы комплаенс;
• проанализировать организацию комплаенс-контроля отечественных предприятий;
• разработать рекомендации по развитию корпоративной системы комплаенс отечественных предприятий как элемента системы экономической безопасности предприятия.
Объектом исследования является система комплаенс как элемент системы обеспечения экономической безопасности предприятия.
Предмет исследования — реализация комплаенс-функции среди отечественных предприятий.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования рекомендаций, содержащихся в работе, при разработке корпоративной системы комплаенс как элемента системы обеспечения экономической безопасности российского предприятия — субъекта реального сектора экономики.
Результаты и обсуждение
Появление в условиях рыночной экономики значительного числа предприятий разнообразных организационно-правовых форм, базирующихся на различных формах собственности; проявление всевозможных способов конкурентной борьбы; несовершенство законодательной базы; низкая эффективность государственной поддержки для развития
бизнеса, особенного малого бизнеса; высокий уровень коррупции; растущие потребности информационного общества и научно-технического прогресса, внедрения инноваций во все процессы функционирования предприятия — эти и многие другие причины поставили хозяйствующие субъекты в условия, когда они вынуждены уделять значительное внимание вопросам обеспечения своей экономической безопасности.
Экономическая безопасность предприятия — это «состояние защищенности его экономических интересов от внешних и внутренних угроз, реализацию миссии, целей ее создания, максимизацию получаемой прибыли и устойчивость ее развития».2
Поскольку существующее состояние предприятия формируется в процессе его финансово-хозяйственной деятельности и определяется множеством факторов внешней и внутренней среды, то под устойчивостью следует понимать стабильную финансово-хозяйственную деятельность, способность предприятия противостоять негативному воздействию условий внешней и внутренней среды.
Экономическая безопасность заключается в том, что предприятие «как хозяйствующий субъект, за счет эффективного использования корпоративных ресурсов, стремится достичь такого состояния, при котором с одной стороны, предприняты все необходимые действия для предотвращения, ослабления или защиты от существующих опасностей и угроз или других непредвиденных обстоятельств, а, с другой стороны, обеспечивается решение задач эффективного ведения бизнеса в условиях конкуренции и хозяйственного риска».3
Для измерения количественного и оценки качественного состояния экономической безопасности предприятия вводится понятие уровня экономической безопасности. Уровень экономической безопасности — это «оценка состояния использования корпоративных ресурсов по функциональным составляющим экономической безопасности организации». 4 В свою очередь, «функциональные составляющие — это совокупность основных направлений экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию. В целях достижения наиболее высокого уровня экономической безопасности организация должна следить за обеспечением максимальной безопасности её основных функциональных составляющих».
Выделение функциональных составляющих экономической безопасности и их последующих анализ позволят дать общую оценку уровня экономической безопасности предприятия, уровень экономической безопасности предприятия определяется следующими функциональными составляющими: финансовой; кадровой; технико-технологической; экологической; информационной; силовой и политико-правовой.
Финансовая безопасность предприятия «определяется как состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов организации, выраженное в наилучших значениях финансовых показателей прибыльности и рентабельности бизнеса, качества управления и использования основных и оборотных средств, структуры его капитала».5 Процесс обеспечения финансовой составляющей экономической безопасности организации необходимо рассматривать как процесс предотвращения всесторонних ущербов от негативных
2 Брусов П.Н. Современные корпоративные финансы / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова и др. — М.: Кнорус, 2017. — С. 219.
3 Карзаева Н.Н. Основы экономической безопасности / Н.Н. Карзаева. — М.: Инфра-М, 2017. — С. 38.
4 Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность / В.Ш. Уразгалиев. — М.: Юрайт, 2016. — С. 44.
5 Пименов Н.А. Управление финансовыми рисками в системе экономической безопасности / Н.А. Пименнов. — М.: Юрайт, 2013. — С. 81.
воздействий на экономическую безопасность организации по различным аспектам ее финансово-хозяйственной деятельности.
Суть кадровой безопасности заключается в «обеспечении экономической безопасности предприятия за счет снижения рисков и угроз, связанных с недоброкачественной работой персонала, его интеллектуальным потенциалом и трудовыми отношениями в целом».6
Технико-технологическая составляющая экономической безопасности «предполагает создание и использование такой технической базы, оборудования и основных средств производства и таких технологий и бизнес-процессов, которые усиливают конкурентоспособность предприятия».7
Экологическая составляющая экономической безопасности подразумевает стремление предприятия к оптимизации своих финансовых затрат в таких пределах, «чтобы при минимальных затратах на обеспечение соблюдения экологических норм по техническим процессам на предприятии и выпускаемой им продукции минимизировать свои потери от административных санкций за загрязнение окружающей среды и потери рынков стран с более жесткими нормами экологического законодательства, чем те, которым соответствует выпускаемая предприятием продукция».8
Информационная безопасность основана, в первую очередь, на защите собственной информации, главным образом, конфиденциальной информации, а также на осуществлении деловой разведки, проведении информационно-аналитических разработок по внешним и внутренним субъектам, влияющим на деятельность предприятия (в том числе, на все составляющие его экономической безопасности).
Силовая безопасность направлена на обеспечение физической безопасности руководителей и персонала предприятия; обеспечение сохранности имущества; силовую поддержку всех других составляющих экономической безопасности; обеспечение благоприятствования внешней среды бизнеса.
Суть правовой составляющей экономической безопасности предприятия заключается в эффективном и всестороннем правовом обеспечении его деятельности, четком соблюдении организацией и её сотрудниками всех правовых норм действующего законодательства при оптимизации затрат корпоративных ресурсов на достижение этих целей.
Все составляющие экономической безопасности характеризуют данную категорию с самых различных сторон — важнейших для деятельности предприятия. Они выступают отдельными, но взаимосвязанными компонентами экономической безопасности. Изменение или возникновение угроз для одного компонента может привести к аналогичной ситуации и с другими компонентами.
Состояние перечисленных составляющих (компонентов) экономической безопасности предприятия являются отражением рискового характера предпринимательской деятельности, осуществляемой в условиях неопределенности внешней среды.
Рисковый характер бизнеса связан с возникновением угроз, возможных опасностей, которые предприятие может либо преодолеть и получить желаемый эффект, либо потерпеть крах и получить убытки. То есть угрозы экономической безопасности предприятия возникают
6 Экономическая безопасность / под. Ред. Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулининой — М.: Юрайт, 2016. — С. 54.
7 Экономическая безопасность / под. Ред. Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулининой. — М.: Юрайт, 2016. — С. 59.
8 Экономическая безопасность / под. Ред. Л.П. Гончаренко, Ф.В. Акулининой. — М.: Юрайт, 2016. — С. 62.
Страница 5 из 12
61ECVN521
как следствие особенностей его деятельности, связанной с риском. В данном контексте понятия «риск», «угроза», «опасность» употребляются как синонимы.
Предприниматель должен заранее учитывать угрозы экономической безопасности своей деятельности, основываясь при этом на идентификации, анализе и оценке источников и факторов риска, под «фактором риска в бизнесе подразумевают причину, движущую силу, способную породить опасность (угрозу) или привести к ущербу, убытку». 9 Источники опасности по сфере своего зарождения, возникновения имеют естественно-природное, техногенное и социальное происхождение.
Для того, чтобы разработать концепцию экономической безопасности предприятия и организовать систему её обеспечения необходимо идентифицировать факторы риска, основные угрозы, а затем разработать способы их предотвращения или снижения влияния на бизнес.
Существует значительное количество факторов риска, угроз и других деструктивных обстоятельств, которые могут повлиять на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия. По сути, угрозы экономической безопасности организации создают препятствия на пути реализации экономических интересов хозяйствующего субъекта. При этом, в зависимости от состояния макросреды и внутренней среды предприятия значимость тех или иных факторов может измениться.
Для каждой из рассмотренных составляющих экономической безопасности предприятия существуют различные источники и факторы угроз. Одним из критериев их идентификации является среда формирования — внешняя или внутренняя [6].
Для правовой безопасности также существуют внешние и внутренние угрозы.
Внутренние угрозы могут быть связаны с наличием следующих фактов в деятельности организации:
• отсутствием необходимой внутренней юридической документации (например, необходимых внутренних регламентов, правил, положений и проч.);
• несоответствием внутренней юридической документации действующему законодательству (несвоевременное внесение изменений, непостоянный мониторинг законодательства и проч.);
• низким качеством внутренней юридической документации (например, слабая проработка договорных отношений с контрагентами, персоналом);
• низкой квалификацией сотрудников юридической службы (незнание и/или непонимание правовых норм, непонимание необходимости комплексной юридической экспертизы любых планируемых и осуществляемых действий, неэффективное представительство в судебных инстанциях и т. д.);
• низким качеством менеджмента (слабое юридическое планирование обеспечения поддержки бизнеса, отсутствием или низкий уровень стратегии по улучшению правовой среды и т. д.);
• нарушением (непреднамеренным или злонамеренным) норм российского законодательства, в том числе, участием в противоправных действиях, коррупционных/мошеннических схемах и т. д.).
9 Четыркин Е.М. Финансовые риски. Научно-практическое пособие / Е.М. Четыркин. — М.: Дело, РАНХиГС, 2015. — С. 47.
Внешние угрозы также могут быть различного характера. Они могут быть объективными, то есть, главным образом, связанными с изменениями в действующем законодательстве. Причем, речь идёт о внезапных изменениях, к которым предприятие не готово [7]. Или таким изменениям, в результате которых предприятие вынуждено следовать нормам, которые ему затруднительно (в силу различных) причин выполнить, которые влекут за собой существенные и непосильные финансовые расходы, затрудняют реализацию отдельных направлений бизнеса и т. д. Данные виды угроз снижают правовую безопасность предприятия, но являются законными, объективными. В то же время предприятие может быть подвержено угрозам извне, носящим субъективный характер, связанных с противоправным давлением определенных структур (людей), ведущим к нарушениям законодательства.
В результате воздействия внешних и внутренних угроз правовой безопасности предприятие рискует своим имуществом, своей деловой репутацией, а, зачастую, самим своим существованием.
Возвращаясь к комплаенс-функции, необходимо подчеркнуть, что её основная цель — управление комплаенс-рисками и поддержание адекватной комплаенс-культуры на предприятии.
Существуют несколько определений комплаенс-риска. При этом одно из наиболее точных определений дано в Рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору. Под комплаенс-риском понимается «риск применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения организацией законов, инструкций, правил, стандартов саморегулируемых организаций или кодексов поведения».10
Если на предприятии не реализуются действия, связанные с управлением комплаенс-риском, а именно, его выявлением и идентификацией, анализом и оценкой, мониторингом, разработкой методов регулирования/снижения/предотвращения и др., то она рискует получить убытки. Это могут быть штрафные санкции, наложенные регулирующими органами, и даже полная потеря бизнеса из-за приостановления операций или аннулирования лицензии по причинам нарушения законодательства. Также предприятию могут быть начислены штрафы/пени, или предъявлены претензии со стороны контрагентов и клиентов по причине невыполнения условий договоров или нарушения законодательства. Последствия таких действий могут выражаться в потере деловой репутации, прекращении финансирования акционеров (участников) [8].
Если сравнить угрозы и последствия их возникновения для правовой составляющей экономической безопасности предприятия и последствия воздействия комплаенс-риска, то становится очевидным, что они тесно связаны между собой.
Эта связь схематично отображена на рисунке 1.
Как показано на рисунке 1, комплаенс направлен на соблюдение антикоррупционных законов, инструкций, правил, стандартов СРО, кодексов поведения (деловой этики), а также на предотвращения рисков применения санкций (юридических — уголовного и административного наказания и регулирующих органов), существенного финансового убытка, потери репутации. Другими словами, комплаенс направлен на нивелирование внешних и внутренних угроз правовой безопасности, точнее, значительной части таких угроз.
10 О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору: Письмо Банка России от 02.11.2007 г. № 173-Т.
Страница 7 из 12
61ECVN521
Рисунок 1. Влияние комплаенс-функции на обеспечение правовой безопасности предприятия (разработано автором [6])
Комплаенс-функция регулирует соответствие законам, стандартам, нормам и правилам, обеспечивая контроль в следующих областях права, пересекающихся с аналогичными сферами деятельности предприятия:
«соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке;
обеспечение соблюдения норм корпоративного поведения;
противодействие мошенничеству и коррупции;
управление конфликтами интересов;
соблюдение требований международных санкций и санкций иностранных государств;
противодействие инсайду и манипулированию на РЦБ» [9].
Как следует из перечисленных направлений комплаенс-контроля, они в значительной степени способствуют повышению уровня защиты экономических интересов предприятия от внешних и внутренних угроз, реализации миссии и достижению целей. Следовательно, при реализации комплаенс-функции затрагиваются ключевые аспекты управления экономической безопасностью предприятия [10].
Таким образом, комплаенс-функция тесно связана, играет немаловажную роль в обеспечении экономической безопасности предприятия. На первый взгляд, может показаться, что речь идет только о правовой безопасности, так как комплаенс, в первую очередь, связан с правовым регулированием. Однако влияние и роль комплаенс-функции гораздо шире. Это объясняется тем, что наступившие события комплаенс-риска и их последствия оказывают влияние и на другие компоненты экономической безопасности:
Вестник Евразийской науки 2021, №5, Том 13 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2021, No 5, Vol 13 https://esi.today
• финансовую (получение существенного финансового убытка, выплата пеней штрафов и др.);
• информационную (нарушение стандартов, норм защиты информации);
• силовую (теоретическая возможность силового противостояния для выполнения комплаенс-функции);
• кадровую (некомпетентность юридического персонала; нарушение персоналом правовых норм и др.).
Процессы обеспечения экономической безопасности — всех её составляющих — взаимосвязаны между собой [11]. Поэтому их необходимо рассматривать как систему, то есть «совокупность взаимосвязанных мероприятий управленческого, экономического и правового характера, осуществляемых руководством (владельцем бизнеса) в целях защиты финансовых интересов организации от реальных или потенциальных угроз (действий физических или юридических лиц), которые могут привести к потерям (утратам) основных ресурсов». В свою очередь система комплаенс — это тоже совокупность взаимосвязанных мероприятий управленческого, экономического и правового характера, но направленных уже на реализацию комплаенс-функции. С учетом содержания комплаенс-функции, очевидно, что система комплаенс, функционирующая на предприятии должна стать одним из элементов единой системы экономической безопасности [12].
Итак, каждое предприятие стремится к максимально надежной защите своих экономических интересов от различного рода угроз с тем, чтобы эффективно реализовать направления своего бизнеса и успешно развиваться или, другими словами, обеспечить свою экономическую безопасность [13]. Уровень экономической безопасности определяется по совокупности оценок различных компонентов (составляющих) экономической безопасности — финансовой, кадровой, технико-технологической, экологической, силовой, информационной и правовой.
Исследование сущности комплаенс-риска и направлений комплаенс-контроля показало, что они играют большую роль в обеспечении экономической безопасности предприятия. Последствия комплаенс-риска в виде юридических санкций, санкций регулирующих органов, получения большого финансового убытка, потери репутации снижают уровень правовой безопасности предприятия, а также негативно влияют на финансовую, кадровую, силовую, информационную составляющие и, следовательно, в целом экономическую безопасность предприятия [14].
В этой связи действующая на предприятии система комплаенс должна быть интегрирована в единую систему обеспечения экономической безопасности предприятия. Это послужит более эффективному осуществлению комплаенс-функции и повышению уровня экономической безопасности предприятия.
Заключение
Комплаенс-функция представляет собой непрерывную и специфическую деятельность по предупреждению и выявлению случаев и фактов несоответствия законам и требованиям, нормативным правовым актам, рыночным стандартам и внутренним документам организации, в том числе, касающихся выстраивания системы корпоративного управления».
Система нормативно-правового регулирования комплаенс включает международно-правовые акты, федеральные законы и подзаконные акты, специализированное
законодательство и подзаконные акты; акты саморегулируемых организаций и локальные нормативные акты (документы) организаций.
В процессе реализации комплаенс-функции осуществляются классические управленческие действия, связанные с планированием, организацией, регулированием, стимулированием и контролем. Формы реализации комплаенс-функции зависят от типа организационной структуры и организационно-правовой формы, отраслевой принадлежности, места регистрации и юрисдикции организации, а также наличия видов деятельности, предполагающих обязательное регулирование.
Исследование сущности комплаенс-риска и направлений комплаенс-контроля показало, что они играют большую роль в обеспечении экономической безопасности предприятия. Последствия комплаенс-риска в виде юридических санкций, санкций регулирующих органов, получения большого финансового убытка, потери репутации снижают уровень правовой безопасности предприятия, а также негативно влияют на финансовую, кадровую, силовую, информационную составляющие и, следовательно, в целом экономическую безопасность предприятия.
В этой связи действующая на предприятии система комплаенс должна быть интегрирована в единую систему обеспечения экономической безопасности предприятия. Это послужит более эффективному осуществлению комплаенс-функции и повышению уровня экономической безопасности предприятия.
Основой построения корпоративной системы комплаенс являются система корпоративного управления, организованная в соответствии с российским законодательством и учетом передовой международной практики, а также организационная структура Компании, построенная на основе процессного подхода к управлению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Авдийский В.И., Безденежных В.М., Синявский Н.Г. Современные научные подходы к разработке систем минимизации рисков в деятельности хозяйствующих субъектов. Монография. М.: Научный консультант. 2019. 256 с.
2. Алешин М.М., Алешина Е. И. Комплаенс как инструмент повышения стоимости корпорации // интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». 2018. Том 8, № 5. с. 1-8.
3. Аносов М.Ю. Новые тенденции управления рисками: комплаенс как средство улучшения взаимодействия бизнеса и контролеров // «ЭЖ-Юрист». 2019. № 36 (1087). С. 5-12.
4. Батаева Б.С. Роль фондовых рынков в совершенствовании корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности. Известия Уральского государственного экономического университета. 2015. № 1(45). С. 28-33.
5. Габриелян М.О. Международные и российские стандарты риск-менеджмента // Вестник ГУУ. 2017. № 10. с. 167-171.
6. Бородин А.Г. Комплаенс: проблема минимизации нефинансовых рисков в корпоративном управлении // Вестник университета. 2015. № 10. с. 157-162.
7. Гранкин М.Б., Жигас М.Г. Комплаенс-культура, как важнейший элемент системы управления регуляторным риском // Baikal Research Journal. 2016. № 7(3), С. 513.
8. Ивашина М.М., Нацыпаева Е.А., Попова Л.Ф. Риск-ориентированный подход как направление совершенствования системы менеджмента качества промышленных предприятий // Экономический журнал. 2018. № 2(50). С. 26-38.
9. Булыга Р.П. Оценка комплаенс-рисков / Р.П. Булыка, Л.М. Куприянова // Экономика. Бизнес. Банки. — 2015. — № 3(12). — С. 36.
10. Коновалова О.В., Фешина С.С. Роль стандартизации риск-менеджмента в построении корпоративных систем управления в России // Экономика. Налоги. Право. 2017. № 6. С. 54-61.
11. Крупышев Д. Управление комплаенс-рисками в российском банке. Конкурентные преимущества системного подхода / Legal Insight. 2018. № 5. с. 510.
12. Малкина В.И. Корпоративные комплаенс-стандарты: быть или не быть? // Отечественная юриспруденция. 2018. № 4(29). с. 13-15.
13. Оноприенко О.С. Почему предприниматели готовы отдавать 4 млн в год за работу комплаенс-специалиста? // Адвокатская газета. 2019. Ст. 3. с. 5-9.
14. Трунцевский Ю.В. Оценка издержек по соблюдению стандартов и правил регулирования (комплаенса) хозяйствующими субъектами // Журнал российского права. 2017. № 4(244). С. 45-54.
Mikhaylin Nikita Vitalievich
Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
The role of the compliance function in the system of economic security of the enterprise
Abstract. The change in global business trends and the large number of challenges facing domestic organizations could not be ignored by the Government of the Russian Federation. The global experience of corporate governance shows that it is impossible to ensure the inflow of foreign investment and the successful development of companies without an effective management system. Such a system helps to determine the company's goals and methods of achieving them, as well as constantly monitor the company's activities. High-quality corporate governance provides access to capital markets and lowers its cost, gives investors' confidence that the capital they provide will increase the company's capitalization and will not be appropriated by corporate executives, the board of directors or controlling shareholders; that investor will be interested in increasing the company's profits on fair and equal terms. Good corporate governance, coupled with effective oversight and enforcement mechanisms, can increase the level of confidence of not only foreign but also Russian investors, strengthen the correct functioning of financial markets and, ultimately, stimulate more stable sources of funding. The introduction of international standards of corporate governance, which are trustworthy and understandable for any investor, helps to improve its quality in Russian companies. At the same time, in Russian practice, the development of the compliance system is complicated by the lack of a unified terminology and regulatory regulation, especially for enterprises in the real sector of the economy; frequent cases of a formal approach to the implementation of the compliance function; insufficiently high qualification level of compliance managers. In this regard, the study of the practical aspects of the development of an effective compliance system and its integration into the corporate governance system, the system for ensuring the economic security of the organization seems to be an urgent problem, which determined the choice of the topic of this work.
Keywords: compliance control system; international standards; compliance management system; international legislation