Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

4048
631
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Цифровая наука
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / МЕХАНИЗМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гладких Валерия Николаевна

Актуальность темы исследования состоит в том, что коррупция создает реальную угрозу национальной безопасности страны, наносит ущерб стабильности и безопасности общества, подрывает принципы благого государственного и муниципального управления, угрожает стабильности государственных институтов. Коррупция является системной проблемой, ее существование отрицает и препятствует прозрачности государственного и муниципального управления, предсказуемости инвестиционного климата и экономического развития, что приводит к неизбежным экономическим и социальным потерям и определяет необходимость принятия мер, направленных на противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления. Проблема исследования состоит в том, что существующие в настоящее время механизмы противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления разработаны не в полной мере, требуют своего совершенствования и дополнения. В статье рассмотрены понятие и сущность коррупции, противодействия коррупции, исследованы распространенность коррупционных нарушений, причины существования коррупции и проблемы в области противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления. Разработаны меры противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления, состоящие из комплекса мероприятий юридического, социально-экономического и воспитательного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING CORRUPTION IN THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

The relevance of the research topic is that corruption creates a real threat to the national security of the country, damages the stability and security of society, undermines the principles of good state and municipal governance, and threatens the stability of state institutions. Corruption is a systemic problem, its existence denies and hinders the transparency of state and municipal administration, the predictability of the investment climate and economic development, which leads to inevitable economic and social losses and determines the need to take measures aimed at combating corruption in the system of state and municipal administration. The problem of the study is that the existing mechanisms for combating corruption in the system of state and municipal administration are not fully developed, and they need to be improved and supplemented. The article deals with the concept and essence of corruption, anti-corruption, the prevalence of corruption violations, the reasons for the existence of corruption and problems in the field of anti-corruption in the system of state and municipal administration. Anti-corruption measures have been developed in the system of state and municipal administration, consisting of a set of legal, socio-economic and educational measures

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 343.35

Гладких Валерия Николаевна Gladkikh Valeriia Nikolaevna

Студент

Сибирский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия) Siberian Institute of Management - a branch of The Russian Presidential

Academy of national economy and public

administration.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

COMBATING CORRUPTION IN THE SYSTEM OF STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION

Аннотация, актуальность темы исследования состоит в том, что коррупция создает реальную угрозу национальной безопасности страны, наносит ущерб стабильности и безопасности общества, подрывает принципы благого государственного и муниципального управления, угрожает стабильности государственных институтов. Коррупция является системной проблемой, ее существование отрицает и препятствует прозрачности государственного и муниципального управления, предсказуемости инвестиционного климата и экономического развития, что приводит к неизбежным экономическим и социальным потерям и определяет необходимость принятия мер, направленных на противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления.

Проблема исследования состоит в том, что существующие в настоящее время механизмы противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления разработаны не в полной мере, требуют своего совершенствования и дополнения.

В статье рассмотрены понятие и сущность коррупции, противодействия коррупции, исследованы распространенность коррупционных нарушений, причины существования коррупции и проблемы в области противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления. Разработаны меры противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления, состоящие из комплекса мероприятий юридического, социально-экономического и воспитательного характера.

Abstract, the relevance of the research topic is that corruption creates a real threat to the national security of the country, damages the stability and security of society, undermines the principles of good state and municipal governance, and threatens the stability of state institutions. Corruption is a systemic problem, its existence denies and hinders the transparency of state and municipal administration, the predictability of the investment climate and economic development, which leads to inevitable economic and social losses and determines the need to take measures aimed at combating corruption in the system of state and municipal administration.

The problem of the study is that the existing mechanisms for combating corruption in the system of state and municipal administration are not fully developed, and they need to be improved and supplemented.

The article deals with the concept and essence of corruption, anti-corruption, the prevalence of corruption violations, the reasons for the existence of corruption and problems in the field of anticorruption in the system of state and municipal administration. Anti-corruption measures have been developed in the system of state and municipal administration, consisting of a set of legal, socioeconomic and educational measures.

Ключевые слова, коррупция, государственное и муниципальное управление, государственная служба, муниципальная служба, противодействие коррупции, антикоррупционная политика, механизмы предотвращения коррупции, коррупционные правонарушения.

Keywords: corruption, state and municipal administration, public service, municipal service, anti-corruption, anti-corruption policy, mechanisms for preventing corruption, corruption offenses.

Все граждане нуждаются в качественном предоставлении услуг со стороны государственного сектора: от электричества, транспорта, полиции и безопасности до больниц и школ. Государственный сектор предоставляет коммунальные услуги, управляет национальными ресурсами, регулирует частный сектор, собирает налоги, распределяет пенсии и другие пособия. Однако эффективное предоставление услуг и грамотное финансовое управление зависят от учреждений, которые придерживаются принципов добросовестности, прозрачности и подотчетности, широкого участия и оперативности реагирования.

Коррупция представляет собой сложный социально-политический и правовой феномен, сопровождающий государство на протяжении практически всего его развития. Этимологически ее не случайно определяют, как «разрушение», «разложение», «испорченность», что указывает на сущность данного феномена [6, с. 57].

Коррупция является одним из серьезных препятствий для эффективного развития государства и представляет огромную социальную угрозу. Оставшись без внимания, культура государственного и муниципального управления деградирует, меньше ресурсов направляется на жизненно важные услуги, такие как здравоохранение и образование, экономическое развитие страны сдерживается.

Коррупция представляет значительную угрозу для национальной безопасности страны из-за ее негативного воздействия и разрушительного характера на социальную среду, экономическое развитие и международный имидж Российской Федерации. Все формы коррупционной деятельности, особенно злоупотребление властью в личных или групповых интересах, нарушают нормальное функционирование государства, эффективность его перераспределительных механизмов, ухудшают качество государственных услуг, нарушают принципы социальной справедливости и ограничивают права граждан. Высокая степень общественной терпимости к коррупции способствует ее распространению на всех уровнях управления.

Цель исследования состоит в разработке мероприятий, направленных на противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть понятие и сущность коррупции, противодействия коррупции;

- исследовать распространенность коррупционных нарушений в системе государственного и муниципального управления;

- исследовать причины существования коррупции в системе государственного и муниципального управления;

- исследовать проблемы, существующие в области противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе;

- исследовать базовые меры противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления;

- разработать мероприятия, направленные на противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления.

Методами исследования выступают: анализ, синтез, индукция, дедукция, статистический метод, обобщение, систематизация.

На законодательном уровне понятие коррупции определено в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции», в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Также в ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 №273-Ф3 «О противодействии коррупции» определено, что противодействие коррупции представляет собой деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Коррупция приводит к краже, растрате и нецелевому использованию ограниченных ресурсов, подрывает институты управления, приводит к росту напряженности в обществе. Коррупция подрывает доверие к демократии в части в ее способности обеспечивать оптимальную модель функционирования общества, способствует криминализации окружающей среды в стране, тем самым повышая уровень преступности, укрепляет позиции «теневой» экономики, демотивирует государственное и муниципальное управление в попытках эффективно работать на благо социального процветания общества [1, с. 242].

По данным статистики, в 2020 году Следственным комитетом Российской Федерации было возбуждено почти 16 тыс. уголовных дел по коррупционным преступлениям (на 4% больше, чем в 2019 году). Увеличилось до 5925 число дел о коррупции, направленных в суд, было окончено производство 66 уголовных дел о работе организованных групп и 6 дел в отношении преступных сообществ

[7].

В 2020 году государству от преступлений коррупционной направленности было выплачено более 2,5 млрд. руб. Кроме того, было арестовано активов более чем на 8 млрд. руб., 35 млрд. руб. было возмещено потерпевшим от коррупционных преступлений, было выявлено и арестовано имущество обвиняемых на 38 млрд. руб. [7]

Среди основных причин существования коррупции в системе государственного и муниципального управления можно выделить следующие [3, с. 82]:

- низкая эффективность и надежность внедрения систем контроля за исполнением мер пресечения и предупреждения коррупции (низкий размер санкций и отсутствие ощутимых последствий, что делает риск коррупционных нарушений приемлемым);

- сложные процедуры регистрации и лицензирования в различных областях управления;

- плохой отбор, недостаточная квалификация и подготовка государственных и муниципальных служащих, нечеткие правила о карьерном росте и т. д.

Можно выделить ряд проблем, существующих в области противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе:

- возможность сокрытия коррупционного преступления государственными и муниципальными служащими, непосредственно участвующими в деятельности по борьбе с коррупцией, которая появляется у них в связи с их служебным положением, знанием различных «лазеек» для незамеченного получения взяток и других нематериальных услуг, за выполнение своих должностных обязанностей, а также наличие возможности избежать наказания за совершенное противоправное деяние;

- отсутствие инициативы со стороны граждан и институтов гражданского общества в борьбе с коррупцией среди государственных и муниципальных служащих и органов власти.

В качестве проблемы противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления можно выделить еще один факт: органы власти зачастую сами противятся какому-либо вмешательству институтов гражданского общества и граждан в процесс принятия решений на государственном уровне и уровне субъекта Российской Федерации, что говорит

о том, что открытость органов власти - это лишь формально закрепленный принцип, который на практике соблюдается довольно-таки редко.

Коррупционная составляющая управления зачастую связана с осуществлением государственных закупок. Традиционные схемы коррупционных нарушений связаны с манипулированием критериями оценки заявителей в рамках государственных закупок, монополизацией определенных видов деятельности ограниченным числом компаний, ротацией подрядчиков, конфликтом интересов при составлении оценочной комиссии.

Коррупция в системе государственного и муниципального управления способствует [2, с. 49]:

- разрушительному воздействию на государственную систему и демократические основы функционирования общества. Коррупция деформирует основные принципы функционирования правового государства (верховенство закона, необратимость наказания за совершенное преступление и т. д.), а также механизмы их реализации. Возникает среда, воспроизводство которой в долгосрочной перспективе постоянно наносит ущерб потенциалу общества функционировать и развиваться в соответствии с моральными ценностями и нормами, составляющими основу прогресса, достигнутого развитыми демократиями. Коррупция подрывает доверие граждан к институтам власти в их способности гарантировать гражданам основные права и свободы (равенство перед законом, равные условия для ведения бизнеса, право на защиту и т. д.). Коррупция выступает разрушающим фактором для устойчивости правительства как на местном, так и на национальном уровне;

- умалению престижа страны перед международными институтами. Коррупция наносит значительный ущерб национальной безопасности страны;

- утрате национального суверенитета. С точки зрения национальной безопасности существенным является тот факт, что своим коррупционным поведением государственные и муниципальные служащие создают уязвимую социальную среду, которая является благоприятной основой для создания

позиций, на которые оказывают влияние иностранные службы, экономические и другие субъекты, с помощью которых можно влиять на процесс принятия управленческих политических решений, важных для страны, в направлении, не соответствующем ее национальным интересам.

- проведению экономически необоснованных диспозитивных сделок с муниципальной собственностью;

- использованию контрольных или разрешительных органов в личных интересах, включая выдачу разрешений на строительство, изменение статуса сельскохозяйственных земель и координацию проектов. Участники коррупционных отношений обычно находятся на более низком уровне в официальной иерархии, и они могут действовать по своей инициативе при сотрудничестве или воле вышестоящих лиц. Необоснованная задержка, когда дело доходит до принятия решения о выдаче разрешения, обычно является признаком просьбы о взятке;

- криминализации окружающей среды в стране, что способствует росту уровня преступности.

На сегодняшний день существует и применяется целый ряд базовых мер противодействия коррупции, которые следует разделить на внешние и субъективные (внутренние) превентивные меры, а также внешние мотивационные меры для устранения коррупции в системе государственного и муниципального управления.

К внешним превентивным мерам относятся [4, с. 392]:

- совершенствование антикоррупционного законодательства;

- повышение эффективности правоохранительных органов;

- оптимизация системы наказания для пресечения преступлений и минимизации ущерба;

- усиление контроля за принятием управленческих решений и государственной собственностью.

К субъективным превентивным мерам относятся [4, с. 393]:

- жесткий кадровой отбор кандидатов на государственную службу;

- разработка морально-этических установок к поведению государственных и муниципальных служащих;

- совершенствование материального обеспечения государственных служащих, с нивелированием негативных жизненных обстоятельств по принципу «чем больше ответственность, тем выше материальное содержание».

Внешние мотивационные меры предполагают [4, с. 394]:

- снижение соблазна злоупотребления государственными и муниципальными служащими посредством разделения прав по управлению (принятию решений) и исполнением на практике;

- установление общественно-политического контроля за действиями государственной и муниципальной службы по аналогии;

- установление общественно-политического контроля за доходами государственных и муниципальных служащих.

Данные меры определяют различные механизмы (инструменты) противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы Российской Федерации: правовые, морально-этические, социальные, экономические и т. д.

В настоящее время необходима разработка и реализация эффективных и действенных антикоррупционных мероприятий, направленных на противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления. Борьба с коррупцией требует решительных усилий по преодолению корыстных интересов в системе государственной и муниципальной службы.

Согласно статистике, за 2020 год в Российской Федерации по коррупционным составам было осуждено почти 5,3 тыс. чел., из них больше половины (2,8 тыс.) - за получение и дачу крупных взяток. Анализ состояния коррупционной преступности за 2020 год свидетельствует о росте выявленных фактов получения и дачи взятки, а также о снижении мелкого взяточничества. Всего в 2020 году было зарегистрировано 30991 преступлений коррупционной

направленности (на 1,6% больше, чем в 2019 году), осуществлялось уголовное преследование по коррупционным статьям Уголовного кодекса Российской Федерации в отношении 15773 лиц (в 2010 году - 15908 лиц) [7].

На основании этого определяется необходимость создания градации коррупции по остроте и наносимому ею вреду. По такой же шкале необходимо выстраивать поощрения и наказания, планировать дальнейшие антикоррупционные шаги, определять их законодательно. Вершиной в данной шкале должна выступать именно коррупция в системе государственной и муниципальной службы, где служащие действительно обладают властными полномочиями и имеют возможность распоряжаться имуществом государства. Именно нанесение морального и материального вреда коррупционными действиями государственных и муниципальных служащих государству является особо тяжким преступлением, а причинение вреда государству в любом случае наносит вред всему обществу как в материальном, так и в моральном плане [5, с. 92].

В целях противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления предлагается реализовать следующие мероприятия:

- провести дальнейшее реформирование государственной и муниципальной службы и усовершенствовать систему и структуру органов власти, оптимизировать и конкретизировать их полномочия;

- провести информационно-разъяснительную работу с населением, направленную на донесение до общества идеи о недопустимости коррупции и необходимости сообщать о ней при любых обстоятельствах;

- стимулировать участие общественности в борьбе с коррупцией и взаимодействие правоохранительных органов и гражданского общества;

- повысить качество предоставления государственных и муниципальных услуг, упростить бюрократические процедуры;

- внедрить антикоррупционные программы в деятельность органов власти;

- повысить стандарты добросовестности должностных лиц;

- разработать новую антикоррупционную стратегию на основе анализа результатов оценки уровня коррупции в Российской Федерации;

- развивать правовые механизмы противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления.

Эффективное противодействие коррупции достижимо за счет реализации комплексных мер, направленных на укрепление системы управления, регулирование закупок, рост административного потенциала, развитие правовых механизмов. Кроме того, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления и местного самоуправления должно проводиться за счет вовлечения граждан в процесс достижения целей местного самоуправления. Должны быть созданы устойчивые установки и активная гражданская позиция в обществе для снижения толерантности к коррупции, за счет использования возможностей образовательной политики и информационных кампаний.

Правовые методы борьбы с коррупцией должны начинаться с совершенствования законодательства. Законодательное обеспечение борьбы с коррупцией является одним из важнейших условий успешной борьбы с этим явлением. В связи с этим на законодательном уровне необходимо проводить постоянный поиск баланса правового регулирования наиболее эффективных мер борьбы с этой коррозией общественных, государственных и управленческих отношений. Развитая многоуровневая, многомерная и систематизированная нормативная база может гарантировать основные пути борьбы с коррупцией, поэтому для обеспечения надлежащего функционирования антикоррупционной системы необходимо устранить недостатки законодательства в рассматриваемой сфере и улучшить взаимодействие всех субъектов данной системы, что будет способствовать более эффективной работе и повышению доверия общественности к работе антикоррупционных органов.

Таким образом, было рассмотрены понятие и сущность коррупции, противодействия коррупции, исследована распространенность коррупционных нарушений в системе государственного и муниципального управления,

исследованы причины существования коррупции в системе государственного и муниципального управления, а также проблемы, существующие в области противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе. Кроме этого, исследованы базовые меры противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления, а также разработаны мероприятия, направленные на противодействие коррупции в системе государственного и муниципального управления.

На основании всего вышеизложенного можно заключить, что на современном этапе коррупция приобрела масштабы целого социального явления, которое разлагает систему государственного и муниципального управления. Проникновение коррупции во все сферы государственного и муниципального управления выступает основной из причин, тормозящих работу системы государственной и муниципальной службы в Российской Федерации. Коррупция не только подвергается риску суверенитет и безопасность государства, она подрывает сами устои человеческой цивилизации, нарушает нормальное развитие всех сфер жизни людей, снижает их нравственность и материальное благосостояние. Коррупция в сфере государственного и муниципального управления выступает самым опасным видом коррупции, подрывающим авторитет органов власти в глазах всего населения.

Любые изменения, происходящие в государстве и обществе, не могут давать быстрых результатов, соответственно, для решения проблемы противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления в будущем необходимо оперативное принятие мер по совершенствованию государственной антикоррупционной политики в настоящее время.

Борьба с коррупцией представляет собой многомерное явление, включающее в себя политические, правовые, экономические и социокультурные аспекты. Решение государственных стратегических антикоррупционных задач в Российской Федерации обуславливает необходимый уровень обеспечения

национальной безопасности страны, а также создание условий для защиты конституционных прав граждан. В системе государственного и муниципального управления необходимость искоренения коррупции выходит на первый план, так как коррупционные нарушения находят свое отражение во всех областях деятельности государственных и муниципальных служащих и органов власти.

Для эффективного противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления необходимо постоянное проведение комплекса мероприятий юридического, социально-экономического, воспитательного характера. Антикоррупционная борьба требует системной стратегии и комплексного подхода, включающих систему взаимосвязанных механизмов и совокупность нормативных правовых оснований, воздействующих на все сферы общественной жизни. Первостепенными должны выступать механизмы, включающие в себя систему административно-правовых мер, направленных на борьбу с коррупцией на государственной и муниципальной службе, поскольку коррупция в большей степени связана с получением выгоды именно за счет спекуляции своим должностным положением чиновниками, имеющими, в силу своих полномочий, возможность распоряжаться административными и финансовыми ресурсами.

Для повышения эффективности противодействия коррупции в системе государственной и муниципальной службы в ходе исследования был предложен целый комплекс мер, среди которых: реформирование государственной и муниципальной службы, усовершенствование системы и структуры органов власти, оптимизация и конкретизация их полномочий, проведение информационно-разъяснительной работы с населением о недопустимости коррупции, стимулирование участия общественности в борьбе с коррупцией и взаимодействия правоохранительных органов и гражданского общества, повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, упрощение бюрократических процедур, внедрение антикоррупционных программ в деятельность органов власти. Также было предложено повысить

стандарты добросовестности должностных лиц, разработать новую антикоррупционную стратегию, а также развивать правовые механизмы противодействия коррупции в системе государственного и муниципального управления.

Реализация предложенных мероприятий позволит противодействовать коррупции в системе государственного и муниципального управления. Оперативное и комплексное внесений изменений в государственную политику, направленную на противодействие коррупции в государственном и муниципальном управлении, в сознание и мировоззрение граждан, самих государственных и муниципальных служащих, позволит достигнуть положительных результатов в данной сфере уже в ближайшей перспективе. Необходимо подчеркнуть, что только комплексные, консолидированные действия органов власти и всего общества в целом могут привести к успеху в работе, направленной на всемирное укрепление правопорядка и борьбу с коррупцией в системе государственного и муниципального управления.

Библиографический список:

1. Васильева В. М. Государственная политика и управление : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2017. 441 с.

2. Захаров Н. И. Государственное и муниципальное управление : учебник. М. : ИНФРА-М, 2016. 158 с.

3. Липски С. А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба. М. : Русайнс, 2018. 112 с.

4. Наумов С. Ю. Государственное и муниципальное управление : учебное пособие. М. : Дашков и Ко, 2016. 556 а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Нисневич Ю. А. Политика и коррупция : коррупция как фактор мирового политического процесса. М. : Юрайт, 2017. 240 с.

6. Румянцева Е. Е. Противодействие коррупции : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. М. : Юрайт, 2017. 267 с.

7. Следственный комитет Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL : https://sledcom.ru/, свободный (дата обращения: 10.05.2021).

Bibliographic list

1. Vasilyeva V. M. State policy and management: textbook and practice for undergraduate and graduate studies. Moscow: Yurayt, 2017. 441 p.

2. Zakharov N. I. State and municipal management: textbook. Moscow: INFRA-M, 2016. 158 p.

3. Lipsky S. A. State (municipal) management and public service. Moscow: Rusains, 2018. 112 p.

4. Naumov S. Yu. State and municipal management: textbook. Moscow: Dashkov & Co., 2016. 556 p.

5. Nisnevich Yu. A. Politics and corruption: corruption as a factor of the world political process. Moscow: Yurayt, 2017. 240 p.

6. Rumyantseva E. E. Anti-corruption: textbook and practice for undergraduate and graduate studies. Moscow: Yurayt, 2017. 267 p.

7. Investigative Committee of the Russian Federation [Electronic resource]. URL: https://sledcom.ru/, free (accessed: 10.05.2021).

V. N. Gladkikh

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.