Научная статья на тему 'Противодействие коррупции в системе государственной граждан-ской службы в современной России'

Противодействие коррупции в системе государственной граждан-ской службы в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4984
941
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционная политика / противодействие коррупции / государственная гражданская служба / corruption / anti-corruption policy / corruption counteraction / public civil service

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Малик Игорь Валерьевич

В статье автором рассматриваются проблемы осуществления противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы в современном россий-ском обществе. Анализируются и оцениваются основные направления российской антикоррупционной политики в органах государственной власти. Выявлены эффек-тивные механизмы по предупреждению и противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы. Автором предпринята попытка актуализации повышения эффективности мер по борьбе с коррупцией на государственной граж-данской службе в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION IN THE STATE CIVIL SERVICE IN MODERN RUSSIA

In article the author considers problems of implementation of counteraction of cor-ruption in system of the public civil service in modern Russian society. The main directions of the Russian anti-corruption policy in public authorities are analyzed and estimated. Ef-fective mechanisms according to the prevention and counteraction of corruption in sys-tem of the public civil service are revealed. The author made an attempt of updating of increase of efficiency of measures for fight against corruption on the public civil service in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции в системе государственной граждан-ской службы в современной России»

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

УДК 328.185 DOI 10.12737/13617

Малик Игорь Валерьевич,

магистрант государственного и муниципального управления,

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Российская Федерация, г. Орел)

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В статье автором рассматриваются проблемы осуществления противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы в современном российском обществе. Анализируются и оцениваются основные направления российской антикоррупционной политики в органах государственной власти. Выявлены эффективные механизмы по предупреждению и противодействию коррупции в системе государственной гражданской службы. Автором предпринята попытка актуализации повышения эффективности мер по борьбе с коррупцией на государственной гражданской службе в современной России.

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, противодействие коррупции, государственная гражданская служба.

Malik I.V.,

undergraduate of the public and municipal administration, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Russian Federation, Orel)

ANTI-CORRUPTION IN THE STATE CIVIL SERVICE IN MODERN RUSSIA

In article the author considers problems of implementation of counteraction of corruption in system of the public civil service in modern Russian society. The main directions of the Russian anti-corruption policy in public authorities are analyzed and estimated. Effective mechanisms according to the prevention and counteraction of corruption in system of the public civil service are revealed. The author made an attempt of updating of increase of efficiency of measures for fight against corruption on the public civil service in modern Russia.

Keywords: corruption, anti-corruption policy, corruption counteraction, public civil service

Проблема противодействия

коррупции находится в центре внимания научного сообщества и широкой общественности, первых лиц

государства. Тема стала актуальной, подчас даже острой для политиков, представителей государственной власти, граждан нашего государства.

Следует отметить, что в послед-нее время вопросам противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации уделяется повышенное внимание. Необходимо понимать, что такое острое внимание со стороны как государства, так и всего обществ в це-

52

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

лом к проблеме коррупции происходит из-за существенного снижения эффективности государственного

управления. Исходя из этого, падают темпы экономического роста нашей страны, темпы роста благосостояния граждан Российской Федерации, увеличивается рост преступных деяний.

Коррупция - это сложное социально-политическое явление, детерминирующее политические, экономические и социальные основы современного российского общества и закл ю-чающееся в действиях чиновников, политических и общественных деятелей, принимающих в целях личного обогащения решения, наносящие существенный вред государству и обществу. После процедуры ратификации Российской Федерацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Концепции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию начинается новый этап масштабного формирования нормативно-правовой базы в данной сфере, а также разработки основополагающих стратегий противодействия коррупции в нашей стране.

На сегодняшний день важным является тот факт, что рост коррупции является труднопреодолимым барьером для дальнейшего развития нашего государства на мировой арене. Однако мы не можем допустить, «чтобы мнение западных политологов в отношении России по поводу того, что политическая сфера российской жизни оценивается преимущественно как деструктивная, было оправданным. Образ «империи зла» в той или иной степени распространяется не на конкретные идеологии или общественнополитические силы, определявшие характер развития страны, а на всю Россию как политическое пространство и субъект политики» [3].

Сегодня возникает острая

необходимость в эффективной интеграции нашей страны в сообщество цивилизованных государств.

Несмотря на усиленную работу государственного аппарата, гражданского общества и каждого человека отдельно в сфере противодействия коррупции, к сожалению, масштабы ее распространения в нашей стране продолжают динамично набирать обороты. Коррупция, пожалуй, один из основных факторов, тормозящий развитие нашего государства, стоящий особой преградой к развитию демократического общества. В связи с этим необходима четкая и последовательная работа в борьбе с этим явлением, разработка тактики и стратегии в данном направлении.

За последние годы коррупционная деятельность российских чиновников приобрела транснациональный характер. Надо отметить, что кадровая коррупция в системе государственной гражданской службы не только причиняет существенный вред нашему обществу, отдельным гражданам, падает авторитет представителей власти в глазах населения. Многие из них предпочитают отмывать полученные доходы через оффшорные банки или инвестировать в зарубежную недвижимость. В результате они еще чаще оказываются в поле зрения иностранных правоохранительных служб (по оценке экспертов, около 80 % элитной недвижимости в Лондоне приобретено российскими госслужащими) [2]. В этой связи Государственной Думой принят Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользовать-

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 53

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

ся иностранными финансовыми инструментами».

Усилия, принимаемые в двух-трех субъектах Российской Федерации, не являются достаточными для предотвращения коррупционных правонарушений. Возникает вопрос об активной роли участия в политической жизни страны как самого государства в целом, так и институтов гражданского общества. Если смотреть в более узком смысле, от каждого человека, гражданина Российской Федерации зависит будущее страны. Каждый должен иметь представление о правилах поведении с представителями государственной власти, не в коем случае не провоцировать коррупционную ситуацию.

Специфика российской коррупции в том, что она фактически институционализировалась в органах власти и местного самоуправления, делая их слабыми и неэффективными. «Целью подкупа и внедрения является решение не одной конкретной задачи, а получение сообщника преступной организации в структурах государственной власти и управления» [1]. Подрывая доверие к власти, ее авторитету, коррупция, в конечном счете, препятствует реализации общественных интересов, свободе личности, причиняет ущерб социальной, экономической, правовой политике и т.д.

Сегодня мы наблюдаем тот факт, что сложились устойчивые коррупционные сети, навязывающие нормы коррупционных отношений гражданам и корпорациям, взаимодействующим с соответствующими государственными структурами. Нельзя не отметить, что на фоне обострения соперничества ключевых акторов мировой политики наблюдается тенденция модификации функций межгосударственных союзов в современном глобальном мире, что влечет изменения системы международных коалиций и выводит проблему коррупции на меж-

дународный уровень. «Одними из проявлений постбиполяр ности стали принципиальные изменения системы международных коалиций на фоне нарастания конфликтогенности мирового сообщества» [3].

По экспертным оценкам, Россия опустилась со 127-го на 145-е место в мировом рейтинге коррупции, ежегодно публикуемом международной неправительственной организацией

Transparency International.

Причинами распространенности коррупции в системе государственной гражданской службы в Российской Федерации могут быть названы: сложность структуры органов власти, наличие множества бюрократических процедур, отсутствие внешнего и внутриорганизационного контроля над деятельностью аппарата органов государственной власти, включая учет и контроль над служебной деятельностью государственных служащих, недостаточно четкое распределение компетенции, дублирование и совмещение функциональных обязанностей, неоправданно высокое количество запретов, разрешительных процедур и отсутствие механизма и правовой основы защиты интересов граждан, вовлеченных в деятельность органов государственной власти.

Специфика коррупционных проявлений в системе государственной гражданской службы детерминирована экономическими, социальными, социально-политическими, политико-правовыми и социально-культурными факторами. Первый из них выражается в нестабильности рыночной экономики, составной частью которой остаются обширный теневой сектор и официально не учитываемые финансовые потоки. Социальный фактор выражается в дефрагментации структуры общества, что превращает гражданскую службу в

54

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

источник обогащения и средство обретения привилегированного социального статуса. Социально-политический и политико-правой факторы

заключаются в разрушении или мимикрии демократических институтов, способных выступать ограничителями коррупции в системе гражданской службы. Социокультурный фактор выражен в вековых традициях восприятия народом власти в качестве высшей, исключительной силы, не подлежащей общественному осуждению и контролю.

Мы приходим к пониманию, что основными направлениями политики в области противодействия коррупции на государственной гражданской службе в Российской Федерации могут выступать;

- создание механизма

взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции;

- принятие законодательных,

административных и иных мер, направленных на привлечение

государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;

- совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;

- введение антикоррупционных стандартов, т.е. установление единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области.

В данной связи к механизмам противодействия коррупции на государственной гражданской службе в российских условиях следует отнести:

антикоррупционный мониторинг, антикоррупционное образоание, воспитание и пропаганда, доступ граждан к информации о деятельности органов государственной власти и должностных лиц субъектов Российской Федерации, государственная поддержка общественных объединений, созданных в целях противодействия коррупции.

Политическая и социально-экономическая ситуация в Российской Федерации обусловливает необходимость применения программно-целевого метода при разработке и реализации антикоррупционных мероп-риятий в системе государственной гражданской службы. К его приоритетам могут относится:

1) концентрация сил и средств органов законодательной и исполнительной власти на наиболее важных направлениях антикоррупционной политики в системе гражданской службы;

2) четкое определение стра-тегии и

тактики при разработке и реализации антикоррупционной про-граммы

федерального уровня и регионов России;

3) мобилизация финансовых и организационных ресурсов, привлечение средств из нескольких источников финансирования, участие в реализации программы органов публичной власти различного уровня, а также институтов гражданского общества.

Не вызывает сомнения тот факт, что одной из основных функций гражданского общества, а также одним из ключевых механизмов противодействия коррупции является общественный контроль. Развитие системы общественного контроля является основным резервом реального повышения эффективности мер по борьбе с коррупцией. Активное вовлечение в этот процесс институтов гражданского общества и граждан на основе создания адекватной правовой

ВЕСТНИК ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ № 3 (18) 2015 г. 55

ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ

базы позволит изменить положение вещей и приведет к созданию интегрированной системы общественного контроля, включающей Общественную палату Российской Федерации, Общественные палаты субъектов Федерации, Общественные Советы муниципальных образований, Общественные Советы при федеральных и региональных органах исполнительной власти. Таким образом, «общественный антикоррупционный контроль является не только средством противодействия коррупции, но и мерой оценки демократичности» [5].

В заключение следует отметить, что для достижения положительных результатов в сфере противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы антикоррупционная политика современного государства должна включать целый комплекс мер как на пресечение коррупционных действий, так и на их профилактику. Необходимо также изучать лучшие мировые практики и внедрять их в наше законодательство. Конечно, это потребует много усилий, времени, но другого пути решения этой острой проблемы нет.

Одним из важнейших направлений осуществляемой сегодня в России административной реформы является совершенствование антикоррупционного законодательства в целом и административного антикоррупционного законодательства в частности, как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Библиография/ References:

1. Музалевская Е. А. Коррупция в системе государственной службы России: истоки и тенденции: Дис. ...канд. ист. наук. - М., 2006. - С. 177.

2. Сухаренко А. Н. Транснациональная коррупционная деятельность должностных лиц РФ: состояние и проблемы борьбы // Международное публичное и частное право. - 2009. -№3(48). - С. 37-38.

3. Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Модификация функций межгосударственных союзов в условиях нарастания конфликтогенности мировой политики// Среднерусский вестник общественных наук. - 2014. - №4(34). - С. 167-174.

4. Цыбаков Д.Л., Малик Е.Н. Оценки России в общественно - политической мысли Запада: исторический анализ// Образование и общество. - 2014. - Т. 6. -№ 89. - С. 1 -14.

5. Шедий М.В. Общественный антикоррупционный контроль как механизм противодействия коррупции// Среднерусский вестник обществен-ных наук. - 2014. - № 2. - С. 123-130.

1. Muzalevskaya E. A. Korrupciya v sis-teme gosudarstvennoj sluzhby Rossii: istoki i tendencii: Dis. ...kand. ist. nauk. - M., 2006. - P.. 177. (In Russ.)

2. Suharenko A. N. Transnacional'naya korrupcionnaya deyatel'nost' dolzhnostnyh lic RF: sostoyanie i problemy bor'by // Mezhdunarodnoe publichnoe i chastnoe pravo. - 2009. - №3 (48). - P.37-38. (In Russ.)

3. Cybakov D.L., Malik E.N. Modifikaciya funkcij mezhgosudarstvennyh soyuzov v usloviyah narastaniya konfliktogennosti mirovoj politiki // Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2014. - №4 (34). Page.167-174. (In Russ.)

4. Cybakov D.L., Malik E.N. Ocenki Rossii v obshchestvenno politicheskoj mysli zapa-da: istoricheskij analiz. // Obrazovanie i obshchestvo. - 2014. - T. 6. - №89. - P.1114. (In Russ.)

5. SHedij M.V. Obshchestvennyj an-tikorrupcionnyj kontrol' kak mekhanizm protivodejstviya korrupcii.// Srednerusskij vestnik obshchestvennyh nauk. - 2014. -№2. - P. 123-130. (In Russ.)

56

JOURNAL OF PUBLIC AND MUNICIPAL ADMINISTRATION № 3 (18) 2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.