Научная статья на тему 'АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ'

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
281
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ СЛУЖБА / КОРРУПЦИОННЫЕ РИСКИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Е.П., Родин М.А., Кравченко Д.Б., Родина Е.Е.

В статье рассмотрены современные проблемы мер противодействия коррупции в России по материалам Республики Мордовия. Антикоррупционная деятельность необходима для целей эффективного управления экономической безопасностью и является деятельностью по созданию эффективной системы антикоррупционных мер

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Иванов Е.П., Родин М.А., Кравченко Д.Б., Родина Е.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES AS A FACTOR IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

The article deals with modern problems of anti-corruption measures in Russia based on the materials of the Republic of Mordovia. Anti-corruption activities are necessary for the purposes of effective economic security management and are activities to create an effective system of anti-corruption measures.

Текст научной работы на тему «АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ»

УДК 351; 338

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Е.П. Иванов, М.А. Родин, Д.Б. Кравченко, Е.Е. Родина

Аннотация. В статье рассмотрены современные проблемы мер противодействия коррупции в России по материалам Республики Мордовия. Антикоррупционная деятельность необходима для целей эффективного управления экономической безопасностью и является деятельностью по созданию эффективной системы антикоррупционных мер.

Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, федеральные органы власти, государственное управление, государственная служба, муниципальное управление, муниципальная служба, коррупционные риски.

ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES AS A FACTOR IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA

E.P. Ivanov, M.A. Rodin, D.B. Kravchenko, E.E. Rodina

Abstract. The article deals with modern problems of anti-corruption measures in Russia based on the materials of the Republic of Mordovia. Anti-corruption activities are necessary for the purposes of effective economic security management and are activities to create an effective system of anti-corruption measures.

Keywords: corruption, anti-corruption, federal authorities, public administration, public service, municipal administration, municipal service, corruption risks.

Проблема экономической безопасности приобретает все большую актуальность в современных реалиях в результате повышения роли геоэкономических и геополитических факторов, влияния санкций и контрсанкций, что вызывает необходимость достижения устойчивого развития национальной экономики страны. Устойчивое развитие экономики страны постоянно находится под воздействием с одной стороны международной изоляции, а с другой - неконтролируемой деятельностью зарубежных контрагентов, их деятельность в реальности не всегда направлена на обеспечение обоюдостороннего развития, но отчасти представляет собой характер недружественного проникновения.

Коррупция в современных условиях представляет собой не только криминальную проблему, но и раскрывается в других ипостасях, в том числе - как социально-экономическое явление. Коррупционные риски занимают важное место в спектре рисков экономической безопасности. В России коррупция имеет особое значение не только с экономических и правовых, но и с социальных позиций. Коррупционная составляющая экономической деятельности фактически признается российским обществом как данность, как стартовое условие для ведения бизнеса и взаимодействия между обществом, деловыми кругами и государством. Сильны представления, согласно которым коррупция не является разовым проявлением нарушения закона, а выступает неотъемлемой частью социально-экономической системы. Эта особая, системная роль коррупции, противодействие которой является неотъемлемой составляющей экономической безопасности [9].

Проблема коррупции сегодня наиболее актуальна, поскольку в условиях ухудшающегося экономического положения, наряду с другими внешними и внутренними факторами, она способна существенно увеличить вероятность обострения социальных противоречий и привести к дестабилизации общества.

Оценки специалистов показывают, что коррупция в России в годовом выражении, составляет примерно 1/3 от консолидированного бюджета страны. Эпидемией взяточничества «охвачены» значительная часть бизнесменов, поскольку бизнес без взяток в РФ, по их мнению, не имеет никаких перспектив развития. Проблема коррупции особенно актуальна не только для России, но и для всего мира, ведь на взятки уходит около 2 % от мирового ВВП. Остроту вопроса подтверждает и второе место коррупции в рейтинге общероссийских проблем, уступившей первую позицию лишь экономическому кризису, который объективно беспокоит большую часть всех россиян [8].

Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты. В настоящее время, несмотря на все предпринятые меры со стороны государства, коррупция выступает как следствие избыточного администрирова-

ния. Коррупция является препятствием в проведении социальных реформ и повышении эффективности национальной экономики. Она стала причиной недоверия российского общества к государственным институтам [10].

Согласно исследованиям специалистов, совершенно очевидно, что коррупция существенно уменьшает объемы внутренних и внешних инвестиций, сокращает приток прямых инвестиций. Установлено также существование связи между коррупцией и эффективностью предприятий. По некоторым данным, в ряде стран влиятельные компании, которым удалось добиться принятия выгодных для них законов и других нормативно-правовых актов (указов президентов, постановлений правительств), создают значительные проблемы для остальных предприятий, прежде всего - в области увеличения их расходов.

Эксперты Мирового банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. По их данным 40 % предпринимателей во всем мире вынуждены давать взятки. Субъекты предпринимательской деятельности составляют одну из наибольших групп взяткодателей. Это обусловливается, во-первых, тем, что для многих предпринимателей этого круга решение вопросов незаконным способом представляется наиболее оптимальным с их экономической точки зрения. Во-вторых, предприниматели при наличии неправомернотрудоемко добытых денег, являются платежеспособными субъектами и имеют возможность оплатить услуги того либо иного чиновника (государственного служащего), посредника [7].

Экономический характер коррупции выражается в том, что она является порождением экономических отношений и непосредственно влияет на их развитие. К примеру, коррупция является важнейшим фактором экономического спада во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, в частности таких, как Киргизия, Грузия, Украина и многих других государств, бывших в составе СССР, а также это явление негативно влияет на экономику Индонезии, Индии, Таиланда, Филиппин, Парагвая и других стран.

Основным инструментом, который направлен на пресечение коррупции, является законодательство о противодействии коррупции, которое устанавливается нормами конституционного и международного права. Одну из главных ролей в этом вопросе играет Конвенция

ООН об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. В Конвенции говорится о том, что коррупция угрожает верховенству закона, подрывает демократический строй и ущемляет права человека, лишает влияния принципов надлежащего государственного управления, социальной справедливости и равенства, сводит на нет всякую политическую и иную конкуренцию, тормозит экономический рост страны, дестабилизирует демократические институты и моральные устои общества.

Конвенция ООН от 27 января 1999 г. главным образом определяет объект воздействия коррупционного поведения. Конституция страны определяет статус сфер общественных отношений, основу конституционного строя и содержания прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, всем видам коррупционных правонарушений придается качество деяний с высокой степенью общественной опасности, что и должно отражаться во всех отраслях законодательства России (главным образом, конечно, в уголовном законодательстве).

Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. содержит конкретный и точный перечень уголовно наказуемых деяний. Основную роль в определении правовой основы антикоррупционной политики в национальном законодательстве играют нормативно-правовые акты. Главенствующую роль выполняет уголовное законодательство, так как в международных конвенциях речь в основном идет об уголовно-правовых методах борьбы с коррупцией как с особо опасным явлением. Именно уголовное антикоррупционное законодательство выполняет функции флагмана всей борьбы с правонарушениями коррупционной направленности.

В новом докладе, опубликованном 22 марта 2018 г., Группа государств против коррупции (ГРЕКО) говорит, что коррупция уже давно является серьезной распространенной проблемой в России. Признав некоторые важные законодательные и политические меры, ГРЕКО выявляет ряд недостатков и дает рекомендации для российских властей, такие как повышение транспарентности законодательного процесса и финансовых заявлений членов парламента (депутатов), а также внедрение этического кодекса для них. Неприкосновенность судей должна быть обеспечена и усилена с помощью более прозрачного процесса отбора, заявления, ограничения их

неприкосновенности. Больше открытости требуется также в привлечении прокуроров.

В отношении членов парламента ГРЕКО подчеркивает необходимость усиления прозрачности законодательного процесса, в частности путем проведения публичных консультаций по проектам законов, а также путем содействия аккредитации СМИ, освещающих работу парламента. ГРЕКО также призывает к принятию и публикации Кодекса этики для Государственной Думы и представителей Совета Федерации. Этот кодекс должен сосредоточиться на обеспечении неприкосновенности депутатов и, в частности, на предотвращении конфликта интересов, он должен быть дополнен практическими мерами для его реализации и применения. В докладе также подчеркивается, что депутатские декларации должны быть более прозрачными для обеспечения общественного контроля, а именно - сведения об источниках доходов не должны быть пропущены, и что это должно идти рука об руку с повышением контроля и применением адекватных санкций.

ГРЕКО отмечает, что судебная власть влияет на коррупционное поведение, а также выражает обеспокоенность в нескольких областях. Во-первых, проверки сведений, используемые для отбора, назначения и продвижения судей, должны основываться на объективных, общедоступных критериях для обеспечения их целостности. Кроме того, роль исполнительной власти в процесс назначения судей должна быть уменьшена таким образом, чтобы сохранить реальную, а не мнимую независимость судебной власти. Сроки полномочий мировых судей, в первой инстанции рассматривающих около 80 % всех судебных разбирательств, должны быть увеличены. ГРЕКО рекомендует вновь ввести в Кодекс судебной этики ранее удалены положения, касающиеся конфликтов интересов и линии разграничения между публичными и частными интересами, такие как личные отношения с участниками или близкими родственниками, заинтересованными в разбирательстве. В настоящее время широкую неприкосновенность судей следует ограничить деятельностью, связанной с отправлением правосудия («функциональный иммунитет») [10].

В настоящее время борьба с коррупцией объявлена в нашей страны одной из приоритетных задач деятельности всех ветвей государственной власти.

Нормативно-правовое регулирование включает в себя:

- указ Президента № 915 «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым создан Совет по противодействию коррупции;

- Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции», который определяет принципы, организационные основы борьбы с коррупцией, приоритетные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в современной России;

- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

- Уголовный кодекс Российской Федерации;

- Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и в других законодательных актах и другие.

В Республике Мордовия в последние годы характеризуются активизацией мер по противодействию коррупции, совершенствованием нормотворческой и правоприменительной работы на республиканском, ведомственном и муниципальном уровнях. Проводится работа по совершенствованию общественных отношений в сфере противодействия коррупции и их изменению в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и изданием в его исполнение указов Президента РФ [11].

На основе федеральных законодательных актов были изданы указы, распоряжения Главы Республики Мордовия, постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия, детализирующих отдельные направления в работе по противодействию коррупции.

Правительством республики Мордовия принято постановление «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Противодействие коррупции в Республике Мордовия на 2014-2018 годы"» [11]. Данный нормативно-правовой акт:

1. Определял меры организационно-правового характера по повышению эффективности механизма противодействия коррупции.

2. Обеспечивал законодательное и иное нормативное правовое закрепление антикоррупционной деятельности.

3. Проводил антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов.

4. Проводил организацию антикоррупционного воспитания.

5. Формировал систему антикоррупционного образования, прежде всего, государственных гражданских служащих.

6. Организовал и проводил мониторинг коррупционной ситуации, коррупциогенных факторов и мер реализации антикоррупционной политики.

Принимаемые в Республике Мордовия меры по противодействию коррупции дали определенные позитивные результаты как в правоохранительной деятельности, так и в профилактических мерах по устранению условий, способствующих коррупционным проявлениям, однако ее уровень продолжает оставаться высоким. Состояние коррупции в последние годы пока не находит адекватного отражения в общественном сознании населения Мордовии. Несмотря на утверждения о том, что коррупция является распространенным социально-экономическим явлением, всего лишь каждый пятый житель республики сталкивался с ней в реальной жизни.

В Республике Мордовия на протяжении десяти лет (20072017 гг.) осуществлялось изучение регионального коррупционного поведения с помощью массовых социологических опросов. В 2017 г. было опрошено 384 чел. Результаты исследования показали, что в 2017 г. в коррупционных взаимоотношениях участвовал каждый пятый респондент (21,4), что показало, что уровень коррупционной активности населения по сравнению с предыдущим годом практически не меняется.

Кроме того, анализ состояния преступности на территории Республики Мордовия [13] за январь-декабрь 2018 г. показал, что увеличилось число зарегистрированных преступлений на 19,3 % -фактов мошенничества, на 104,5 % - преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, на 38,4 % - преступлений коррупционной направленности, на 12,7 % - преступлений экономической направленности.

По данным прокуратуры Республики Мордовия [14] за январь-апрель 2019 г. 55,7 % больше выявлено преступлений экономической

направленности (удельный вес 15,4 % от всех зарегистрированных), на 7,0 % - коррупционной направленности (удельный вес 4,1 %). На 87,9 % возросло количество преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, на 60 % - фактов неправомерного завладения транспортным средством (угонов), на 28,5 % - мошенничества.

Самыми распространенными преступлениями на территории республики являются преступления, совершенные в форме мошенничества - 388, или 13,3 %; в сфере экономической деятельности, связанных с незаконным образованием (создание, реорганизация) юридического лица и незаконным использованием документов для этих целей (ст. 173.1, 173.2 УК РФ) - 138, или 4,7 %.

Реализация мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений в Республике Мордовия осуществляется с учетом таких мер, как инициация программ органов государственной власти в сфере противодействии коррупции и их дальнейшая реализация, проведение антикоррупционного мониторинга и экспертизы, пропаганда недопустимости антикоррупционных деяний, а также государственная поддержка в финансировании деятельности общественных объединений, деяния которых направлены в поддержку противодействия коррупции.

В Республике Мордовия большое внимание уделяется антикоррупционному мониторингу деятельности органов местного самоуправления.

Тщательно проводят профилактику пресечения «бытовой» коррупции, а также коррупционных деяний в сфере землепользования в органах местного самоуправления (в силу наиболее коррумпированного сектора коррупционных проявлений органов власти). Земельно-имущественные отношения в деятельности органов местного самоуправления являются наиболее массово коррумпированными и характеризуются следующими факторами: в процесс инициации муниципальных нормативных актов в земельно-имущественной сфере уже заложены коррупциогенные факторы; нарушен порядок предоставления и определения вида разрешенного использования земельных участков; предоставление земельных участков производится с превышением служебных полномочий органов местного самоуправления; выполнение определенных ис-

полнительно-распорядительных действий осуществляется после дачи взятки; предоставление земельных участков не застраховано от личной заинтересованности муниципальных служащих; применяется практика служебных подлогов.

Значимую роль для антикоррупционной деятельности и профилактики играет сформированная обратная связь с населением и представителями разных сфер деятельности. Сегодня при желании можно сообщить о фактах недостойного поведения государственного служащего любого уровня власти в Республике Мордовия или о фактах коррупции, а именно - написать свое обращение в интернет-приемную либо позвонить в канцелярию Главы Республики и записаться на прием.

Основными мерами профилактики коррупционных проявлений в деятельности органов местного самоуправления, осуществляемыми органами государственной власти субъекта страны в рамках своей компетенции, выступают следующие: обеспечение соблюдения ограничений и запретов, установленных для лиц, замещающих муниципальные должности; внедрение в деятельность органов местного самоуправления антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о муниципальной службе и др. [12].

В целом необходимо отметить активное использование официальных интернет-порталов муниципальных образований в сети Интернет, предоставление необходимой информации о своей деятельности по решению вопросов местного значения. Развитие электронного формата предоставления государственных и муниципальных услуг, а также размещения заказов для государственных и муниципальных нужд позволяет снижать коррупционные правонарушения государственной и муниципальной власти. Стоить отметить, что для снижения коррупционных признаков в деятельности органов государственной власти необходимо перейти на полную реализацию государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры.

В Мордовии осуществляется ряд мер по пресечению и профилактике коррупции. Данные меры направлены на совершенствование антикоррупционной политики государства. Выделяют и специальные меры предупреждения коррупционных преступлений в республике, такие как:

- определение комплекса научных исследований антикоррупционной направленности, предлагающего оценку развития коррупционной деятельности в обществе;

- исполнение нормативно-правовых актов по противодействию коррупции, а также инициация новых актов;

- совершенствование эффективности деятельности судов, правоохранительных органов по предупреждению, пресечению коррупционных преступлений, наказанию виновных;

- эффективное взаимодействие между различными спецслужбами;

- ежемесячный доклад Президенту страны и информационные сообщения для СМИ о принимаемых мерах, направленных против коррупции как явления;

- развитие сотрудничества субъектов РФ в предупреждении коррупции;

- совершенствование мер по возмещению убытков в делах коррупционного характера.

Несмотря на весь спектр деятельности в сфере антикоррупционных действий, сегодняшнее общество лишено гражданской инициативы, ограничено в свободе и равноправии; в сферах экономики, культуры и образования граждане развиваются независимо от государственной власти. Поэтому вопросы совершенствования законодательной базы все еще остаются актуальными.

В современном обществе огромную роль играет СМИ, в том числе и в освещении коррупционных действий, одной из основных задач является проведение антикоррупционной пропаганды, формирование антикоррупционного общественного сознания нетерпимости по отношению к коррупционным противоправным действиям, обеспечение общественности достоверной, своевременной, полной информацией не только о конкретном правонарушении, но и об условиях, его породивших. При этом используемые методы должны иметь деликатный характер - с соблюдением нравственных и этических принципов, с ответственностью за клевету.

Кроме того, большую роль в борьбе с коррупцией должны играть общественные организации. Опираясь на сообщения граждан, поступающие по горячей линии, используя свои легальные возможности, они должны выявлять коррупционные нарушения и вместе со СМИ публиковать информационные разоблачения коррупцио-

неров, направлять выявленные факты в прокуратуру для проверки, а также доводить информацию до глав субъектов и Президента РФ. Формирование правового государства и построение гражданского общества в нашей стране напрямую зависят от успехов в борьбе с коррупционными проявлениями на уровне государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы.

В настоящее время необходимы масштабные усилия на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. В качестве мер предлагается:

1. Реализация политических, организационных, правовых, экономических и идеологических мер с целью увеличения эффективности государственного управления.

2. Создание государственного федерального уполномоченного органа, ответственного за формирование антикоррупционной политики, её координацию и мониторинг.

3. Ликвидация всех законодательных пробелов, способствующих коррупции.

4. Изменение правосознания населения путем нивелирования факторов, способствующих деформационным процессам.

5. Осуществление мониторинга результативности применения законодательных инициатив в области противодействия коррупции, а также введение парламентской процедуры проверки законопроектов на коррупциогенность.

Предложенные меры будут способствовать противодействию коррупции и повышению эффективности борьбы с ней. У граждан России должны быть сформированы установки внутреннего неприятия коррупции как формы социального поведения в социуме

Библиографический список

1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию: заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г. URL: URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121544/ (дата обращения: 23.09.2020).

2. Конвенция ООН против коррупции: принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 23.09.2020).

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.

5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 23.09.2020).

6. Закон Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия» от 8 июня 2007 г. № 54-З. URL: http://docs.cntd.ru/ document/819004817 (дата обращения: 23.09.2020).

7. Быков В.Н., Волков С.Д., Белова О.Н., Пеленко О.В. Антикоррупционная деятельность как фактор экономической безопасности России. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/75547973 (дата обращения: 23.09.2020).

8. КупрещенкоН.П., ФилатоваИ.В. Проблема борьбы с коррупцией - ключевое направление обеспечения экономической безопасности страны в условиях нестабильности экономики // Экономические науки. 2016. № 4.

9. ПесоцкийА.А. Антикоррупционная деятельность в системе экономической безопасности страны и региона: исторический аспект // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 1 (108).

10. Симорот С.Ю., Дурапова И.С. Анализ антикоррупционной деятельности в Российской Федерации // Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы III Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 30-31 октября 2018 г.). Хабаровск. 2018.

11. Смолин А.Г., Маскаева Т.В. Некоторые вопросы исследования коррупции в России и её особенности в Республике Мордовия // Актуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно-исполнительного права и криминалистики: материалы IV научно-практической конференции (Саранск, 28 октября 2016 г.). Саранск, 2016.

12. Храмова О.Е., Котляров С.Б., ЧичеровЕ.А. Меры по противодействию коррупции на федеральном и региональном уровне: на примере Республики Мордовия // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 12А.

13. URL: https://procrf.ru/news/706423-o-sostoyanii-prestupnosti-v.html (дата обращения: 23.09.2020).

14. URL: http://saransk.bezformata.com/listnews/prestupnosti-v-respublike-mordoviya-za/74845964/ (дата обращения: 23.09.2020).

Е.П. Иванов

Аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА

М.А. Родин

Аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА Д.Б. Кравченко

Кандидат экономических наук, доцент

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Е.Е. Родина

Кандидат экономических наук, доцент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Московский финансово-юридический университет МФЮА

E-mail: Rodina.E@mfua.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.