УДК 351; 338
АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Е.П. Иванов, М.А. Родин, Д.Б. Кравченко, Е.Е. Родина
Аннотация. В статье рассмотрены современные проблемы мер противодействия коррупции в России по материалам Республики Мордовия. Антикоррупционная деятельность необходима для целей эффективного управления экономической безопасностью и является деятельностью по созданию эффективной системы антикоррупционных мер.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, федеральные органы власти, государственное управление, государственная служба, муниципальное управление, муниципальная служба, коррупционные риски.
ANTI-CORRUPTION ACTIVITIES AS A FACTOR IN ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE REPUBLIC OF MORDOVIA
E.P. Ivanov, M.A. Rodin, D.B. Kravchenko, E.E. Rodina
Abstract. The article deals with modern problems of anti-corruption measures in Russia based on the materials of the Republic of Mordovia. Anti-corruption activities are necessary for the purposes of effective economic security management and are activities to create an effective system of anti-corruption measures.
Keywords: corruption, anti-corruption, federal authorities, public administration, public service, municipal administration, municipal service, corruption risks.
Проблема экономической безопасности приобретает все большую актуальность в современных реалиях в результате повышения роли геоэкономических и геополитических факторов, влияния санкций и контрсанкций, что вызывает необходимость достижения устойчивого развития национальной экономики страны. Устойчивое развитие экономики страны постоянно находится под воздействием с одной стороны международной изоляции, а с другой - неконтролируемой деятельностью зарубежных контрагентов, их деятельность в реальности не всегда направлена на обеспечение обоюдостороннего развития, но отчасти представляет собой характер недружественного проникновения.
Коррупция в современных условиях представляет собой не только криминальную проблему, но и раскрывается в других ипостасях, в том числе - как социально-экономическое явление. Коррупционные риски занимают важное место в спектре рисков экономической безопасности. В России коррупция имеет особое значение не только с экономических и правовых, но и с социальных позиций. Коррупционная составляющая экономической деятельности фактически признается российским обществом как данность, как стартовое условие для ведения бизнеса и взаимодействия между обществом, деловыми кругами и государством. Сильны представления, согласно которым коррупция не является разовым проявлением нарушения закона, а выступает неотъемлемой частью социально-экономической системы. Эта особая, системная роль коррупции, противодействие которой является неотъемлемой составляющей экономической безопасности [9].
Проблема коррупции сегодня наиболее актуальна, поскольку в условиях ухудшающегося экономического положения, наряду с другими внешними и внутренними факторами, она способна существенно увеличить вероятность обострения социальных противоречий и привести к дестабилизации общества.
Оценки специалистов показывают, что коррупция в России в годовом выражении, составляет примерно 1/3 от консолидированного бюджета страны. Эпидемией взяточничества «охвачены» значительная часть бизнесменов, поскольку бизнес без взяток в РФ, по их мнению, не имеет никаких перспектив развития. Проблема коррупции особенно актуальна не только для России, но и для всего мира, ведь на взятки уходит около 2 % от мирового ВВП. Остроту вопроса подтверждает и второе место коррупции в рейтинге общероссийских проблем, уступившей первую позицию лишь экономическому кризису, который объективно беспокоит большую часть всех россиян [8].
Международные рейтинги показывают, что уровень коррупции в России недопустимо высок. Коррупция в государственных структурах препятствует развитию государственного управления, влечет за собой огромные дополнительные затраты. В настоящее время, несмотря на все предпринятые меры со стороны государства, коррупция выступает как следствие избыточного администрирова-
ния. Коррупция является препятствием в проведении социальных реформ и повышении эффективности национальной экономики. Она стала причиной недоверия российского общества к государственным институтам [10].
Согласно исследованиям специалистов, совершенно очевидно, что коррупция существенно уменьшает объемы внутренних и внешних инвестиций, сокращает приток прямых инвестиций. Установлено также существование связи между коррупцией и эффективностью предприятий. По некоторым данным, в ряде стран влиятельные компании, которым удалось добиться принятия выгодных для них законов и других нормативно-правовых актов (указов президентов, постановлений правительств), создают значительные проблемы для остальных предприятий, прежде всего - в области увеличения их расходов.
Эксперты Мирового банка считают коррупцию главной экономической проблемой современности. По их данным 40 % предпринимателей во всем мире вынуждены давать взятки. Субъекты предпринимательской деятельности составляют одну из наибольших групп взяткодателей. Это обусловливается, во-первых, тем, что для многих предпринимателей этого круга решение вопросов незаконным способом представляется наиболее оптимальным с их экономической точки зрения. Во-вторых, предприниматели при наличии неправомернотрудоемко добытых денег, являются платежеспособными субъектами и имеют возможность оплатить услуги того либо иного чиновника (государственного служащего), посредника [7].
Экономический характер коррупции выражается в том, что она является порождением экономических отношений и непосредственно влияет на их развитие. К примеру, коррупция является важнейшим фактором экономического спада во многих странах ближнего и дальнего зарубежья, в частности таких, как Киргизия, Грузия, Украина и многих других государств, бывших в составе СССР, а также это явление негативно влияет на экономику Индонезии, Индии, Таиланда, Филиппин, Парагвая и других стран.
Основным инструментом, который направлен на пресечение коррупции, является законодательство о противодействии коррупции, которое устанавливается нормами конституционного и международного права. Одну из главных ролей в этом вопросе играет Конвенция
ООН об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. В Конвенции говорится о том, что коррупция угрожает верховенству закона, подрывает демократический строй и ущемляет права человека, лишает влияния принципов надлежащего государственного управления, социальной справедливости и равенства, сводит на нет всякую политическую и иную конкуренцию, тормозит экономический рост страны, дестабилизирует демократические институты и моральные устои общества.
Конвенция ООН от 27 января 1999 г. главным образом определяет объект воздействия коррупционного поведения. Конституция страны определяет статус сфер общественных отношений, основу конституционного строя и содержания прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, всем видам коррупционных правонарушений придается качество деяний с высокой степенью общественной опасности, что и должно отражаться во всех отраслях законодательства России (главным образом, конечно, в уголовном законодательстве).
Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. содержит конкретный и точный перечень уголовно наказуемых деяний. Основную роль в определении правовой основы антикоррупционной политики в национальном законодательстве играют нормативно-правовые акты. Главенствующую роль выполняет уголовное законодательство, так как в международных конвенциях речь в основном идет об уголовно-правовых методах борьбы с коррупцией как с особо опасным явлением. Именно уголовное антикоррупционное законодательство выполняет функции флагмана всей борьбы с правонарушениями коррупционной направленности.
В новом докладе, опубликованном 22 марта 2018 г., Группа государств против коррупции (ГРЕКО) говорит, что коррупция уже давно является серьезной распространенной проблемой в России. Признав некоторые важные законодательные и политические меры, ГРЕКО выявляет ряд недостатков и дает рекомендации для российских властей, такие как повышение транспарентности законодательного процесса и финансовых заявлений членов парламента (депутатов), а также внедрение этического кодекса для них. Неприкосновенность судей должна быть обеспечена и усилена с помощью более прозрачного процесса отбора, заявления, ограничения их
неприкосновенности. Больше открытости требуется также в привлечении прокуроров.
В отношении членов парламента ГРЕКО подчеркивает необходимость усиления прозрачности законодательного процесса, в частности путем проведения публичных консультаций по проектам законов, а также путем содействия аккредитации СМИ, освещающих работу парламента. ГРЕКО также призывает к принятию и публикации Кодекса этики для Государственной Думы и представителей Совета Федерации. Этот кодекс должен сосредоточиться на обеспечении неприкосновенности депутатов и, в частности, на предотвращении конфликта интересов, он должен быть дополнен практическими мерами для его реализации и применения. В докладе также подчеркивается, что депутатские декларации должны быть более прозрачными для обеспечения общественного контроля, а именно - сведения об источниках доходов не должны быть пропущены, и что это должно идти рука об руку с повышением контроля и применением адекватных санкций.
ГРЕКО отмечает, что судебная власть влияет на коррупционное поведение, а также выражает обеспокоенность в нескольких областях. Во-первых, проверки сведений, используемые для отбора, назначения и продвижения судей, должны основываться на объективных, общедоступных критериях для обеспечения их целостности. Кроме того, роль исполнительной власти в процесс назначения судей должна быть уменьшена таким образом, чтобы сохранить реальную, а не мнимую независимость судебной власти. Сроки полномочий мировых судей, в первой инстанции рассматривающих около 80 % всех судебных разбирательств, должны быть увеличены. ГРЕКО рекомендует вновь ввести в Кодекс судебной этики ранее удалены положения, касающиеся конфликтов интересов и линии разграничения между публичными и частными интересами, такие как личные отношения с участниками или близкими родственниками, заинтересованными в разбирательстве. В настоящее время широкую неприкосновенность судей следует ограничить деятельностью, связанной с отправлением правосудия («функциональный иммунитет») [10].
В настоящее время борьба с коррупцией объявлена в нашей страны одной из приоритетных задач деятельности всех ветвей государственной власти.
Нормативно-правовое регулирование включает в себя:
- указ Президента № 915 «О мерах по противодействию коррупции», в соответствии с которым создан Совет по противодействию коррупции;
- Федеральный закон № 273 «О противодействии коррупции», который определяет принципы, организационные основы борьбы с коррупцией, приоритетные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции в современной России;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
- Уголовный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»;
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
- Федеральный закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и в других законодательных актах и другие.
В Республике Мордовия в последние годы характеризуются активизацией мер по противодействию коррупции, совершенствованием нормотворческой и правоприменительной работы на республиканском, ведомственном и муниципальном уровнях. Проводится работа по совершенствованию общественных отношений в сфере противодействия коррупции и их изменению в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» и изданием в его исполнение указов Президента РФ [11].
На основе федеральных законодательных актов были изданы указы, распоряжения Главы Республики Мордовия, постановления и распоряжения Правительства Республики Мордовия, детализирующих отдельные направления в работе по противодействию коррупции.
Правительством республики Мордовия принято постановление «Об утверждении государственной программы Республики Мордовия "Противодействие коррупции в Республике Мордовия на 2014-2018 годы"» [11]. Данный нормативно-правовой акт:
1. Определял меры организационно-правового характера по повышению эффективности механизма противодействия коррупции.
2. Обеспечивал законодательное и иное нормативное правовое закрепление антикоррупционной деятельности.
3. Проводил антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов.
4. Проводил организацию антикоррупционного воспитания.
5. Формировал систему антикоррупционного образования, прежде всего, государственных гражданских служащих.
6. Организовал и проводил мониторинг коррупционной ситуации, коррупциогенных факторов и мер реализации антикоррупционной политики.
Принимаемые в Республике Мордовия меры по противодействию коррупции дали определенные позитивные результаты как в правоохранительной деятельности, так и в профилактических мерах по устранению условий, способствующих коррупционным проявлениям, однако ее уровень продолжает оставаться высоким. Состояние коррупции в последние годы пока не находит адекватного отражения в общественном сознании населения Мордовии. Несмотря на утверждения о том, что коррупция является распространенным социально-экономическим явлением, всего лишь каждый пятый житель республики сталкивался с ней в реальной жизни.
В Республике Мордовия на протяжении десяти лет (20072017 гг.) осуществлялось изучение регионального коррупционного поведения с помощью массовых социологических опросов. В 2017 г. было опрошено 384 чел. Результаты исследования показали, что в 2017 г. в коррупционных взаимоотношениях участвовал каждый пятый респондент (21,4), что показало, что уровень коррупционной активности населения по сравнению с предыдущим годом практически не меняется.
Кроме того, анализ состояния преступности на территории Республики Мордовия [13] за январь-декабрь 2018 г. показал, что увеличилось число зарегистрированных преступлений на 19,3 % -фактов мошенничества, на 104,5 % - преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, на 38,4 % - преступлений коррупционной направленности, на 12,7 % - преступлений экономической направленности.
По данным прокуратуры Республики Мордовия [14] за январь-апрель 2019 г. 55,7 % больше выявлено преступлений экономической
направленности (удельный вес 15,4 % от всех зарегистрированных), на 7,0 % - коррупционной направленности (удельный вес 4,1 %). На 87,9 % возросло количество преступлений, совершенных с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации, на 60 % - фактов неправомерного завладения транспортным средством (угонов), на 28,5 % - мошенничества.
Самыми распространенными преступлениями на территории республики являются преступления, совершенные в форме мошенничества - 388, или 13,3 %; в сфере экономической деятельности, связанных с незаконным образованием (создание, реорганизация) юридического лица и незаконным использованием документов для этих целей (ст. 173.1, 173.2 УК РФ) - 138, или 4,7 %.
Реализация мероприятий по предупреждению коррупционных правонарушений в Республике Мордовия осуществляется с учетом таких мер, как инициация программ органов государственной власти в сфере противодействии коррупции и их дальнейшая реализация, проведение антикоррупционного мониторинга и экспертизы, пропаганда недопустимости антикоррупционных деяний, а также государственная поддержка в финансировании деятельности общественных объединений, деяния которых направлены в поддержку противодействия коррупции.
В Республике Мордовия большое внимание уделяется антикоррупционному мониторингу деятельности органов местного самоуправления.
Тщательно проводят профилактику пресечения «бытовой» коррупции, а также коррупционных деяний в сфере землепользования в органах местного самоуправления (в силу наиболее коррумпированного сектора коррупционных проявлений органов власти). Земельно-имущественные отношения в деятельности органов местного самоуправления являются наиболее массово коррумпированными и характеризуются следующими факторами: в процесс инициации муниципальных нормативных актов в земельно-имущественной сфере уже заложены коррупциогенные факторы; нарушен порядок предоставления и определения вида разрешенного использования земельных участков; предоставление земельных участков производится с превышением служебных полномочий органов местного самоуправления; выполнение определенных ис-
полнительно-распорядительных действий осуществляется после дачи взятки; предоставление земельных участков не застраховано от личной заинтересованности муниципальных служащих; применяется практика служебных подлогов.
Значимую роль для антикоррупционной деятельности и профилактики играет сформированная обратная связь с населением и представителями разных сфер деятельности. Сегодня при желании можно сообщить о фактах недостойного поведения государственного служащего любого уровня власти в Республике Мордовия или о фактах коррупции, а именно - написать свое обращение в интернет-приемную либо позвонить в канцелярию Главы Республики и записаться на прием.
Основными мерами профилактики коррупционных проявлений в деятельности органов местного самоуправления, осуществляемыми органами государственной власти субъекта страны в рамках своей компетенции, выступают следующие: обеспечение соблюдения ограничений и запретов, установленных для лиц, замещающих муниципальные должности; внедрение в деятельность органов местного самоуправления антикоррупционных механизмов в рамках реализации законодательства о муниципальной службе и др. [12].
В целом необходимо отметить активное использование официальных интернет-порталов муниципальных образований в сети Интернет, предоставление необходимой информации о своей деятельности по решению вопросов местного значения. Развитие электронного формата предоставления государственных и муниципальных услуг, а также размещения заказов для государственных и муниципальных нужд позволяет снижать коррупционные правонарушения государственной и муниципальной власти. Стоить отметить, что для снижения коррупционных признаков в деятельности органов государственной власти необходимо перейти на полную реализацию государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры.
В Мордовии осуществляется ряд мер по пресечению и профилактике коррупции. Данные меры направлены на совершенствование антикоррупционной политики государства. Выделяют и специальные меры предупреждения коррупционных преступлений в республике, такие как:
- определение комплекса научных исследований антикоррупционной направленности, предлагающего оценку развития коррупционной деятельности в обществе;
- исполнение нормативно-правовых актов по противодействию коррупции, а также инициация новых актов;
- совершенствование эффективности деятельности судов, правоохранительных органов по предупреждению, пресечению коррупционных преступлений, наказанию виновных;
- эффективное взаимодействие между различными спецслужбами;
- ежемесячный доклад Президенту страны и информационные сообщения для СМИ о принимаемых мерах, направленных против коррупции как явления;
- развитие сотрудничества субъектов РФ в предупреждении коррупции;
- совершенствование мер по возмещению убытков в делах коррупционного характера.
Несмотря на весь спектр деятельности в сфере антикоррупционных действий, сегодняшнее общество лишено гражданской инициативы, ограничено в свободе и равноправии; в сферах экономики, культуры и образования граждане развиваются независимо от государственной власти. Поэтому вопросы совершенствования законодательной базы все еще остаются актуальными.
В современном обществе огромную роль играет СМИ, в том числе и в освещении коррупционных действий, одной из основных задач является проведение антикоррупционной пропаганды, формирование антикоррупционного общественного сознания нетерпимости по отношению к коррупционным противоправным действиям, обеспечение общественности достоверной, своевременной, полной информацией не только о конкретном правонарушении, но и об условиях, его породивших. При этом используемые методы должны иметь деликатный характер - с соблюдением нравственных и этических принципов, с ответственностью за клевету.
Кроме того, большую роль в борьбе с коррупцией должны играть общественные организации. Опираясь на сообщения граждан, поступающие по горячей линии, используя свои легальные возможности, они должны выявлять коррупционные нарушения и вместе со СМИ публиковать информационные разоблачения коррупцио-
неров, направлять выявленные факты в прокуратуру для проверки, а также доводить информацию до глав субъектов и Президента РФ. Формирование правового государства и построение гражданского общества в нашей стране напрямую зависят от успехов в борьбе с коррупционными проявлениями на уровне государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы.
В настоящее время необходимы масштабные усилия на федеральном, региональном и муниципальных уровнях. В качестве мер предлагается:
1. Реализация политических, организационных, правовых, экономических и идеологических мер с целью увеличения эффективности государственного управления.
2. Создание государственного федерального уполномоченного органа, ответственного за формирование антикоррупционной политики, её координацию и мониторинг.
3. Ликвидация всех законодательных пробелов, способствующих коррупции.
4. Изменение правосознания населения путем нивелирования факторов, способствующих деформационным процессам.
5. Осуществление мониторинга результативности применения законодательных инициатив в области противодействия коррупции, а также введение парламентской процедуры проверки законопроектов на коррупциогенность.
Предложенные меры будут способствовать противодействию коррупции и повышению эффективности борьбы с ней. У граждан России должны быть сформированы установки внутреннего неприятия коррупции как формы социального поведения в социуме
Библиографический список
1. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию: заключена в г. Страсбурге 27 января 1999 г. URL: URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_121544/ (дата обращения: 23.09.2020).
2. Конвенция ООН против коррупции: принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/corruption.shtml (дата обращения: 23.09.2020).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
5. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс». URL:http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82959/ (дата обращения: 23.09.2020).
6. Закон Республики Мордовия «О противодействии коррупции в Республике Мордовия» от 8 июня 2007 г. № 54-З. URL: http://docs.cntd.ru/ document/819004817 (дата обращения: 23.09.2020).
7. Быков В.Н., Волков С.Д., Белова О.Н., Пеленко О.В. Антикоррупционная деятельность как фактор экономической безопасности России. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/75547973 (дата обращения: 23.09.2020).
8. КупрещенкоН.П., ФилатоваИ.В. Проблема борьбы с коррупцией - ключевое направление обеспечения экономической безопасности страны в условиях нестабильности экономики // Экономические науки. 2016. № 4.
9. ПесоцкийА.А. Антикоррупционная деятельность в системе экономической безопасности страны и региона: исторический аспект // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 1 (108).
10. Симорот С.Ю., Дурапова И.С. Анализ антикоррупционной деятельности в Российской Федерации // Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы III Международной научно-практической конференции (Хабаровск, 30-31 октября 2018 г.). Хабаровск. 2018.
11. Смолин А.Г., Маскаева Т.В. Некоторые вопросы исследования коррупции в России и её особенности в Республике Мордовия // Актуальные проблемы уголовного права и процесса, уголовно-исполнительного права и криминалистики: материалы IV научно-практической конференции (Саранск, 28 октября 2016 г.). Саранск, 2016.
12. Храмова О.Е., Котляров С.Б., ЧичеровЕ.А. Меры по противодействию коррупции на федеральном и региональном уровне: на примере Республики Мордовия // Вопросы российского и международного права. 2018. Т. 8. № 12А.
13. URL: https://procrf.ru/news/706423-o-sostoyanii-prestupnosti-v.html (дата обращения: 23.09.2020).
14. URL: http://saransk.bezformata.com/listnews/prestupnosti-v-respublike-mordoviya-za/74845964/ (дата обращения: 23.09.2020).
Е.П. Иванов
Аспирант
Московский финансово-юридический университет МФЮА
М.А. Родин
Аспирант
Московский финансово-юридический университет МФЮА Д.Б. Кравченко
Кандидат экономических наук, доцент
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Е.Е. Родина
Кандидат экономических наук, доцент
Московский финансово-юридический университет МФЮА
E-mail: [email protected]