В. П. Кириленко V. P. Kirilenko
В. В. Фирсов V. V. Firsov
Международно-правовое противодействие коррупции на современном этапе
International Legal Action Against Corruption at the Modern Stage
Кириленко Виктор Петрович Kirilenko Viktor Petrovich
Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management — branch
филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) of the Russian Presidential Academy of National
Заведующий кафедрой международного Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)
и гуманитарного права Head of the Chair of International and Humanitarian
Доктор юридических наук, профессор, заслуженный Law
юрист Российской Федерации Doctor of Science (Jurisprudence), Professor
[email protected] Honored Lawyer of Russia
Фирсов Виталий Викторович Firsov Vitaly Viktorovich
Северо-Западный институт управления — North-West Institute of Management — branch
филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) of the Russian Presidential Academy of National
Доцент кафедры гуманитарного и международного Economy and Public Administration (Saint-Petersburg)
права Associate Professor of the Chair of International and
Кандидат юридических наук, доцент Humanitarian Law
[email protected] PhD in Jurisprudence, Associate Professor
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
коррупция, национальная безопасность, международно-правовые средства по борьбе с коррупцией, саммит «G-20» 2012 г., профилактика коррупции
KEY WORDS
corruption, national security, international legal anti-corruption instruments, summit G-20 2012, prevention of corruption
РЕФЕРАТ
Статья посвящена проблемам международно-правового сотрудничества государств по противодействию коррупции, угрожающей международной и национальной безопасности, демократии и соблюдению прав человека. В статье раскрываются антикоррупционные меры по профилактике подкупа государственных и муниципальных служащих.
ABSTRACT
The article is devoted to problems of international cooperation in prevention of corruption, which threatens to international and national security, democracy, and compliance to human rights. The article reveals a set of preventive anticorruption measures against bribery of municipal and federal employees.
Проблема международно-правового противодействия коррупции требует особого внимания со стороны всего мирового сообщества и является одним из важных направлений политики каждого государства, уважающего права и свободы граждан и защищающего эти права правовыми средствами.
Общеизвестно, что коррупция — это чрезвычайно опасное явление, угрожающее верховенству закона, демократии и правам человека в любом государстве.
Коррупция не только угрожает международной и национальной безопасности, но и порождает негативные последствия для государства в виде социального не-
равенства граждан, вызывает недоверие населения к государственной власти и ее институтам, прежде всего из-за высокого уровня коррупции в государственных органах различных стран [1-8; 11; 13].
По справедливому замечанию Президента Российской Федерации В. В. Путина, выступавшего 5 марта 2013 г. на коллегии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, безопасность людей, защита их прав, подавление криминальных угроз для экономики, очищение власти от коррупции — это важнейшие условия развития нашей страны. Главное сейчас — борьба с коррупцией, ведь она подрывает государственные основы России. «У нас по сути переходная экономика, политическая система еще в состоянии становления». И нет ничего необычного, что в этих условиях «появляется очень много лазеек для коррупции и использования в неблаговидных целях служебного положения», причем людьми, находящимися на самом разном уровне государственной лестницы, считает В. В. Путин. «От того, насколько эффективно все мы ведем работу по этим направлениям, в значительной степени зависит доверие граждан к государственным структурам вообще, что проецируется на стабильность государства, его эффективность»1.
Ни одно государство мира не застраховано от ущерба, который наносит коррупция. По данным международной неправительственной организации Transparency International (TI) за декабрь 2012 г.2 [10], исследовавшей уровень коррупции по всему миру и распределившей все государства по степени распространенности коррупции среди чиновников и политиков, к наименее коррумпированным странам отнесены Новая Зеландия, Дания и Финляндия. Они разделили между собой первые три места. Япония и Германия занимают 14-е место, США — 24-е, Из-
1 См. официальный сайт Президента Российской Федерации.
2 См. интернет-сайт Центра антикорруп-
ционных исследований и инициатив Transparency International (http://www/.transparency. org.ru/).
раиль — 36-е, Грузия — 51-е. Россия о заняла 133-е место (в 2011 г. — 143-е, ^ в 2010 г. — 154-е). В рейтинге коррупции ^ в 2012 г. Россия поровнялась с Казах- ^ станом, Гондурасом, Ираном, Гайаной g и Коморскими островами. А хуже всего L-обстоят дела с коррупцией в Сомали, о Афганистане и Северной Корее, которые о занимают конец списка (174-е место). <
Результаты улучшения рейтинга Рос- ^ сии в борьбе с коррупцией только за х последний год (133-е место в 2012 г. 2 против 143-го места в 2011 г.) свиде- н-тельствуют о начале крупномасштабных ^ действий всех органов власти в России щ по борьбе с коррупцией, являются отражением тех действий, которые были совершены властью в последние годы. Это, в частности, внедрение контроля за доходами и расходами чиновников, внедрение конкурентных методов на распространение госзаказа и др.
Необходимо также отметить, что в настоящее время продолжает оставаться в мире крайне высоким и уровень коррупции в международном военно-промышленном секторе, где, по подсчетам экспертов, коррупция ежегодно обходится миру в 20 млрд долл.
Из исследованных экспертами Центра антикоррупционных исследований Transparency International 82 стран мира самый низкий уровень коррупции в военно-промышленном секторе был отмечен только в Германии и Австралии. Россия, согласно экспертным оценкам, отнесена к группе стран с высоким коррупционным риском. Наша страна разделила место с Руандой, Танзанией и Пакистаном. В эту группу вошли также Китай, Эфиопия, Грузия, Гана, Иордания, Казахстан, Турция, Белоруссия и Республика Бангладеш. В девяти странах, среди которых Египет, Сирия, Конго, Ливия, Йемен, Ангола и Камерун, полностью отсутствуют механизмы контроля военных расходов3.
Между тем снизить коррупцию вообще и в особенности в военно-промышленном секторе, где уровень коррупции
3 См. официальный сайт Президента Российской Федерации.
о чрезвычайно высок, можно только сде-^ лав его прозрачным и более открытым ^ для общественного контроля, прежде ^ всего парламентского. Крайне необ-^ ходимо максимально расширить участие институтов гражданского общества о в борьбе с коррупцией на всех уровнях. о Особенно актуальным этот вопрос < стоит в России, где за последнее время с прогремело несколько коррупционных х скандалов, связанных с многомиллиард-2 ными хищениями в Министерстве обо-н- роны в структуре ОАО «Оборонсервис». ^ А ведь Россия является одним из круп-1= нейших экспортеров вооружений мира. По объемам военного экспорта наша страна уступает лишь США. В 2012 г. объем российского военного экспорта превысил 14 млрд долл., что является рекордным уровнем в мире. Российские вооружения и военная техника поставляются в 88 стран мира, из которых 57 являются регулярными покупателями. Чтобы понизить коррупционную составляющую в военно-промышленном комплексе России, необходимы дополнительные меры для резкой активизации деятельности всех правоохранительных органов в этом направлении, чтобы исключить возможность проникновения организованной преступности и тем самым снизить там уровень коррупции.
Проблема борьбы с коррупцией в военно-промышленном комплексе в настоящее время приобрела особую важность не только для России, где власть взялась серьезно бороться с коррупцией и всесторонне контролировать расходы на «оборонку», но и для всех стран мира.
Противодействие коррупции носит международный характер. Об этом свидетельствуют принятые международно-правовые акты, в том числе:
1) Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г., участники — 175 государств, в том числе Россия, ратифицирована Россией в 2004 г.;
2) Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (далее — Конвенция ООН против коррупции), участники — 165 государств, в том числе
Россия, ратифицирована Россией в 2006 г., за исключением ст. 20 Конвенции;
3) Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. ETS № 173, участники — 53 государства, в том числе Россия, ратифицирована Россией в 2006 г.
Ст. 10 Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности предусматривает установление государствами — участниками Конвенции уголовной и иной ответственности юридических лиц за деяния, в том числе коррупционные, признаваемые преступными в соответствии с Конвенцией. В отличие от некоторых государств (Финляндии, Дании, Бельгии, Литвы, Молдовы и др.) Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. не предусматривает уголовной ответственности юридических лиц. Однако нашим законодательством предусмотрены иные виды ответственности юридических лиц, в частности административная ответственность юридических лиц предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. (ст. 19.28 КоАП РФ).
Конвенция ООН «Об уголовной ответственности за коррупцию» содержит специальную статью, посвященную санкциям и мерам за коррупционные преступления (ст. 19). Установлена обязанность государств — участников Конвенции с учетом тяжести уголовных правонарушений предусматривать в отношении этих уголовных правонарушений эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции и меры, включая, если правонарушения совершены физическими лицами, наказания, предусматривающие лишение свободы, которые могут повлечь за собой выдачу. В Конвенции также указано, что каждая сторона принимает такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы наделить себя правом конфисковывать или иным образом изымать орудия совершения и доходы от уголовных правонарушений, признанных в качестве таковых в соот-
ветствии с настоящей Конвенцией, или имущество, стоимость которого эквивалентна таким доходам.
Таким образом, государства — участники Конвенции обязаны:
• во-первых, в национальном законодательстве предусматривать эффективные, соразмерные и сдерживающие санкции и меры;
• во-вторых, эти меры должны включать и наказание в виде лишения свободы;
• в-третьих, в случае совершения коррупционного преступления необходимо в полной мере использовать такую меру, как конфискация орудий преступления и полученных в результате его совершения доходов.
В итоговой декларации лидеров «Группы двадцати», на саммите «0-20», проходившем в мексиканском городе Лос-Кабосе 18-19 июня 2012 г., была вновь подтверждена приверженность участников саммита ратификации и осуществлению в полном объеме Конвенции ООН против коррупции, а также расширению добровольного сотрудничества в ее борьбе с коррупцией. Были одобрены принципы Антикоррупционной рабочей группы «Группы двадцати», запрещающие коррумпированным чиновникам и тем, кто вовлекает их в коррупцию, въезжать в страны «Группы двадцати». Кроме того, в целях предупреждения, выявления и надлежащего разрешения конфликтов интересов были одобрены и принципы Антикоррупционной рабочей группы, регулирующие функционирование систем раскрытия финансовой информации и информации об активах соответствующих чиновников.
Лидеры «Группы двадцати» обязались применять на практике законодательство в области борьбы с коррупцией и преследовать по закону не только лиц, принимающих взятки и подстрекающих к этому, но и тех, кто взятки предлагает, в соответствии с законодательством стран «Группы двадцати». В целях облегчения международного сотрудничества между странами как входящими, так и не входящими в состав «Группы двадцати» в сфере расследования дел,
связанных с коррупцией, и преследо- о вания виновных «лидеры двадцатки» g обязались опубликовать руководящие ^ указания по оказанию взаимной правовой помощи, разработанные странами g «Группы двадцати», а также информа- L-цию о процедурах отслеживания акти- о вов в странах «Группы двадцати». Было о вновь подтверждено взятое странами < «Группы двадцати» обязательство не ^ предоставлять убежище доходам, полу- х ченным в результате коррупции, а также 2 содействовать возвращению и реститу- н-ции похищенных активов1, 2. ^
Важное значение для межгосудар- ° ственного сотрудничества по борьбе с коррупцией имеет и международная организация — Группа государств против коррупции (ГРЕКО) (Group of States Against Corruption, GRECO), созданная Советом Европы в 1999 г.3. В настоящее время в нее входят 48 государств (47 государств Европы и Соединенные Штаты Америки). Россия ратифицировала конвенцию о присоединении к ГРЕКО в 2007 г., однако в отличие от ряда государств (Франции, Финляндии, Великобритании, Дании и др.) не воспользовалась правом оговорок, что создало определенные сложности для России в выполнении рекомендаций ГРЕКО. В 2009 г., по решению Президента Российской Федерации, взаимодействие с ГРЕКО было возложено на Генеральную прокуратуру Российской Федерации4, 5.
1 См. официальные документы Саммита G-20, Лос-Кабос, 2012 г.
2 См. интернет-сайт Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International (http://www/.transparency.org.ru/).
3 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 282 от 26 августа 2009 г. «Об организации работы по реализации рекомендаций Группы государств против коррупции».
4 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации № 209 от 15 мая 2010 г. «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации национальной стратегии противодействия коррупции».
5 См. официальный сайт Президента Российской Федерации.
о Главная особенность этой междуна-
^ родной организации (ГРЕКО) состоит
^ в организации содействия странам Ев-^ ропы в деле борьбы с коррупцией. Эта
^ организация устанавливает антикоррупционные стандарты к деятельности го-
о сударства и контролирует соответствие
со
о национальных антикоррупционных мер < этим стандартам [9]. Из 26 междуна-с родных рекомендаций по борьбе с кор-х рупцией Россия выполнила только треть. 2 И хотя многие из 26 рекомендаций в той н- или иной степени нашли свое отражение ^ в антикоррупционном законодательстве, с принятом за последнее время в России, но, по мнению экспертов группы стран против коррупции «Греко», неудовлетворительно была оценена работа по выполнению пяти пунктов, по вопросам введения уголовной ответственности юридических лиц, ликвидации возможности, при котором за одно и то же коррупционное преступление можно получить наказание как по уголовному, так и по административному кодексам, а также создание административного суда для обжалования действий чиновников, расширения перечня коррупционных статей, по которым может быть применена конфискация имущества. И хотя не со всеми этими рекомендациями можно согласиться [Там же], на наш взгляд, введение уголовной ответственности юридических лиц в России (как это предусмотрено в уголовном законодательстве Финляндии, Дании, Бельгии, Португалии и др.) крайне необходимо. Об этом свидетельствует и практика правоохранительных органов, где при расследовании уголовных дел о коррупции все чаще выявляется причастность высших должностных лиц различных фирм, корпораций или «финансовых пирамид» в целом к коррупционным преступлениям. Для установления уголовной ответственности юридических лиц за коррупционные преступления, конечно, нуждается в соответствующем изменении и действующее законодательство Российской Федерации.
Необходимо также и введение конфискации имущества в отношении всех лиц, совершающих любые коррупционные
преступления, и установление принципа, в соответствии с которым на виновное в коррупционном преступлении лицо возлагается бремя доказывания законности происхождения его имущества.
Представляется крайне важным и введение в уголовном законодательстве Российской Федерации понятия конфискации «in rem», в соответствии с которым по решению суда у осужденного лица изымается все имущество, если оно явно не соответствует законным источникам дохода этого лица и имеются обоснованные подозрения, что оно нажито за счет коррупции. Тем более что этот правовой институт «возложения обязанности на обвиняемого в преступлении доказывания законности происхождения имущества и доходов» впервые на международном уровне был принят в 1988 г., в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 г. (Конвенция была ратифицирована Россией в 1990 г.).
Необходимо отметить, что борьба с коррупцией на межгосударственном уровне затруднена целым рядом факторов объективного и субъективного характера.
Так, к объективным можно отнести крайне высокую латентность распространенной коррупции, необходимость высокого уровня подготовки работников правоохранительных органов, способных выявлять и расследовать дела подобной категории, и др. К субъективным — терпимое отношение (в целом) общественного мнения, особенно в России, к данному явлению. Россия, как известно, высоким уровнем законо-послушания чиновников никогда не отличалась. И эти исторические традиции очень сильны.
Международно-правовые средства борьбы с коррупцией являются одной из основных составляющих системы экономической безопасности государства.
На современном этапе развития страны масштабы коррупции таковы, что она представляет реальную угрозу не только правам человека, но и всей государственности, эффективному международному
сотрудничеству. Темпы распространения коррупции в России превратили ее в один из наиболее опасных факторов дестабилизации социально-политической ситуации в стране. Коррупция приобрела системный характер и оказывает разрушительное воздействие на функционирование государственных институтов [3].
Раскрывая современные международно-правовые средства противодействия коррупции, необходимо отметить, что позитивным шагом российского законодателя, направленным на борьбу с коррупцией, является принятие Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции». Были приняты и такие важные нормативные акты, направленные на эффективную борьбу с коррупцией, как Указы Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» и от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»1 [Там же].
Однако в целом, несмотря на принятые меры, каких-либо кардинальных результатов по борьбе с коррупцией на данном направлении пока не достигнуто.
Многие антикоррупционные меры, предусмотренные различными нормативными актами, в полной мере не реализованы, а выполненные мероприятия практического эффекта к настоящему времени не дали. Предпринимаемые правоохранительными органами усилия по борьбе с коррупцией не способны в полной мере устранить главные причины коррупции, так как основные факторы, порождающие коррупцию, находятся в области функционирования государственного и хозяйственно-экономического механизмов, а также в социальной и культурной сферах.
1 См. официальный сайт Президента Российской Федерации.
Коррупция, являясь неизбежным след- о ствием избыточного администрирования ^ со стороны государства, по-прежнему ^ серьезно затрудняет нормальное функ- ^ ционирование всех общественных ин- ^ ститутов, препятствует проведению социальных преобразований и повышению о эффективности национальной экономики. о Ведь наиболее пораженными коррупцией < являются структуры власти и управления, ^ связанные с рассмотрением и решением х вопросов финансирования, кредитования, 2 осуществления банковских операций, н-приватизации, лицензирования и квотиро- ^ вания, импорта и экспорта, распределе- щ ния фондов, создания и регистрации малых предприятий, по вопросам земельной реформы. Сама же государственная коррупция существует постольку, поскольку существует возможность чиновника распоряжаться не принадлежащими ему ресурсами путем принятия или непринятия тех или иных решений. Государственный служащий обязан принимать решения, исходя из целей, установленных правом (Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами), и общественно одобряемых моральных норм.
Коррупция начинается тогда, когда эти цели подменяются корыстными интересами должностного лица, воплощенными в конкретных действиях.
Профилактика подкупа государственных и муниципальных служащих — одно из наиболее сложных направлений предупреждения коррупции, — на наш взгляд, должна проходить по следующим направлениям.
1. Формирование общественного мнения и подготовка единой концепции о критериях честности в сфере государственной службы, которые могут стать основой общенациональной борьбы с коррупцией.
2. Эффективной превентивной мерой против коррупции и злоупотреблений является детальная регламентация в нормативных документах служебной деятельности чиновника. Перечень запрещенных вариантов поведения государственных и муниципальных слу-
о жащих должен быть известен каждому ^ гражданину.
^ 3. Реализация на деле, а не на словах ^ принципа равенства граждан перед законом. Актуальными остаются такие способы борьбы с коррупцией, о как тщательный подбор кадров, кон-
со
о курсные испытания при выдвижении < на руководящую должность, участие коллектива в этом процессе. Эти мех роприятия играют значительную роль
в процессе борьбы с коррупцией. н- 4. Программа правовых средств по ^ противодействию коррупции должна также содержать перечень гарантий, повышающих престиж государственной службы и ее надежность в глазах общества. Одновременно с увеличением денежного содержания и введением крепкой системы социальных гарантий необходимо избавляться от устаревшей системы ведомственных льгот, связанных с бытом чиновников.
5. Усиление роли законов в действиях чиновников неизбежно способствует ограничению коррупции. Для этого крайне необходимо принятие самых неотложных мер по:
• установлению жесткого порядка взаимодействия чиновников и граждан, при котором гражданам известны в полном объеме права и обязанности чиновников;
• ужесточению контроля над всеми государственными служащими.
6. Повышение престижа государственной службы, где крайне позитивную роль должны сказать средства массовой информации.
7. Пути снижения уровня коррупции до состояния подконтрольности государству и обществу следует видеть в:
• упорядочении экономической деятельности и отношений собственности;
• резком ограничении сферы запретительства и чиновничьего усмотрения в экономике и других областях повседневной жизни;
• создании соответствующих правовых и организационно-управленческих механизмов, эффективно работающей судебной системы, способной реально защищать права и интересы граждан;
• обеспечении неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения.
Литература
1. Антикоррупционные документы и инструменты: международный и национальный опыт борьбы с коррупцией. М., 2004. 331 с.
2. Дамаскин О. В. Коррупция: состояние, причины, противодействие. М.: ИД «Триумфальная арка», 2009. 304 с.
3. Кириленко В. П., Дронов Р. В. Коррупция и государство. «Черная дыра» экономики России. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2012. 480 с.
4. Кириленко В. П., Дронов Р. В. Коррупция и ее связь с теневой экономикой // Управленческое консультирование. 2012. № 3. С. 28-36.
5. Кирпичников А. И. Российская коррупция. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. 439 с.
6. Константинов А. Коррумпированная Россия. М.: ОЛМА Медиа Групп; ОЛМА-ПРЕСС, 2006. 640 с.
7. Максимов С. В. Коррупция. Закон. Ответственность. М.: ЗАО «ЮрИнфоР», 2008. 255 с.
8. Многоликая коррупция: Выявление уязвимых мест на уровне секторов экономики и государственного управления / Под ред. Э. Кампоса, С. Прадхана / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишерз, 2010. 551 с.
9. Нарышкин С. Е., Хабриева Т. Я. Механизм оценки антикоррупционных стандартов Греко (сравнительно-правовое исследование) // Журнал российского права. М., 2011. № 9. С. 5-12.
10. Панфилова Е. Аналитический обзор Центра антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл — Россия» за 2012 г.
11. Попов В. И. Противодействие организованной преступности, коррупции и терроризму в России и за рубежом. 2-е изд-е. М.: Изд-во СГУ, 2008. 584 с.
12. Проява С. М. Экономизация коррупции. Механизм противодействия. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. 159 с.
13. Роуз-Аккерман С. Коррупция и государство. Причины, следствия, реформы / Пер. с англ. о
О. А. Алякринского. М.: Логос, 2003. 356 с. ™
о
References >
1. Anti-corruption documents and tools: international and national experience of corruption coun- 2 teraction. M., 2004. 331 p. g
2. Damaskin O. V. Corruption: condition, reasons, counteraction. M.: A triumphal arch, 2009. m 304 р. g
3. Kirilenko V. P., Dronov R. V. Corruption and state. «Black hole» of economy of Russia. SPb.: < Publishing house of Polytechnic University, 2012. 451 p. i=
4. Kirilenko V. P., Dronov R. V. Corruption and its correlation to shadow economy // Administrative x consultation. 2012. N 3. P. 28-36. 2
5. KirpichnikovA. I. Russian corruption. SPb.: Legal Center Press publishing house, 2004. 439 р. ¡E
6. Konstantinov A. The corrupted Russia. M.: OLMA Media Group; OLMA-PRESS, 2006. 640 р. |
7. Maksimov S. V. Corruption. Law. Responsibility. M.: JSC Yurinfor, 2008. 255 p.
8. Many-sided corruption: Identification of weak spots at the level of sectors of economy and public c administration / Under the editorship of E. Campos, S. Pradhan / Translation from English. M.: Alpina Publishers, 2010. 551 р.
9. Naryshkin S. E., Habriyeva T. Ya. The mechanism of an assessment of anticorruption standards of Greco (comparative and legal research) // The Journal of the Russian Law. M., 2011. N 9. P. 5-12.
10. Panfilova E. Analytical review of the Center of anti-corruption researches and initiatives / Transparency International — Russia for 2012.
11.Popov V. I. Counteraction organized crime, corruption and to terrorism in Russia and abroad. 2nd edition. M.: SGU publishing house, 2008. 584 р.
12. Proyava S. M. Economization of corruption. Counteraction mechanism: monograph. M.: YuNITI-DANA; Legislation and Law, 2008. 159 с.
13. Rose-Ackerman S. Corruption and government. The reasons, consequences, reforms / Translation from English O. A. Alyakrinsky. M.: Logos, 2003. 356 р.