УДК 341.1
Лозовский Денис Николаевич,
доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России Норец Алина Михайловна Адъюнкт кафедры уголовного процесса Краснодарского университета МВД России [email protected] D.N. Lozovsky,
Doctor of Law, Professor of a Chair of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia A.M. Norec
Аdjunct of the Department of Criminal Procedure of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia
Международное законодательство в борьбе с коррупцией и практика
его применения в России
International law in the fight against corruption and the practice of its
application in Russia
Аннотация. В статье проанализировано международное антикоррупционное законодательство, в том числе, практика его применения на территории России. Определены проблемы реализации данных норм и пути их устранения.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционное законодательство, Конвенция ООН
Abstract. ne article analyzes the international anti-corruption laws, including the practice of its application in Russia. Identified problems in the implementation of these norms and ways of their elimination.
Keywords: corruption, anti-corruption, anti-corruption legislation and the UN Convention
Коррупция в России стала массовым явлением на всех уровнях муниципального и государственного управления, как в частном бизнесе, так и в некоммерческих и общественных организациях, а также в повседневной жизни большей части россиян. В нашей стране коррупция уже давно является составной частью практик в экономике, политике, частной и общественной жизни, и поэтому она воспринимается как определенная норма взаимодействия и совокупность действующих способов решения самых разнообразных проблем в указанных сферах. Коррупцию можно представить как отклонение в поведении на уровне публичных высказываний как
должностных лиц различного уровня муниципального и государственного управления, так и частного бизнеса и общественной деятельности.
Мировой опыт демонстрирует то, что полностью избавиться от коррупции не удаётся ни одной стране мира, но возможно значительно снизить уровень коррупции. Во многих развитых и развивающихся странах мира ранее уровень коррупции можно было сравнить с нынешним российским, и в некоторых случаях этот уровень превышал его, но у этих стран получилось снизить уровень коррупции и придти к тому, чтобы коррупция как явление не становилась непреодолимым препятствием для развития экономики этих стран, их общества.
Российскому законодательству в целом, и, в частности, законодательству о противодействии коррупции необходимо развитие и совершенствование. В настоящее время существуют следующие основные международные нормативные правовые акты по вопросам борьбы с коррупцией:
1) Конвенция ООН, ратифицированная Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ, обязывает каждое подписавшее ее государство принимать такие законодательные и иные меры, которые могут потребоваться для того, чтобы квалифицировать в качестве уголовных преступлений в соответствии с ее внутренним правом обещание, предложение или предоставление каким-либо лицом, прямо или косвенно, какого-либо неправомерного преимущества любому из ее государственных должностных лиц для этого лица или любого иного лица с тем, чтобы оно совершило действия или воздержалось от их совершения при осуществлении своих функций, в том случае, когда это сделано преднамеренно;
2) Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г., ратифицирована Федеральным законом от 25.07.2006 № 125-ФЗ14, и является широкомасштабным документом, который направлен на координацию в области уголовной ответственности в отношении большого количества коррупционных деяний. Конвенция Совета Европы предусматривает дополнительные меры в уголовном законодательстве и совершенствование международного сотрудничества в преследовании преступлений, связанных с коррупцией. Выполнение конвенции контролирует «Группа государств против коррупции — ГРЕКО», которая осуществляет свою деятельность с 1 мая 1999 г. Конвенция Совета Европы имеет широкую сферу действия и дополняет существующие правовые документы. Она охватывает следующие формы коррупционной деятельности, как правило, рассматриваемой как конкретные типы коррупции:
- активный и пассивный подкуп национальных и иностранных государственных должностных лиц;
- активный и пассивный подкуп национальных и иностранных парламентариев и членов международных парламентских ассамблей;
- активный и пассивный подкуп в частном секторе;
- активный и пассивный подкуп сотрудников международных организаций;
- активный и пассивный подкуп национальных, иностранных и международных судей и должностных лиц международных судов;
- активное и пассивное использование служебного положения в корыстных целях;
- отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией;
- преступления, касающиеся операций со счетами (фактуры, бухгалтерские документы и т.д.), связанные с коррупционными преступлениями.
От государств требуется обеспечить эффективные и предупредительные санкции и меры, включая лишение свободы, которые могут приводить к выдаче. Юридические лица также несут ответственность за преступления, совершенные для извлечения выгоды, и подвергаются эффективным уголовным или не уголовным санкциям, включая и денежные штрафы.
Конвенция Совета Европы также включает положения, касающиеся содействия коррупции и подстрекательства, иммунитета, критериев по определению юрисдикции государств, ответственности юридических лиц, создания специализированных антикоррупционных органов, защиты лиц, сотрудничающих со следствием или с прокуратурой, сбора доказательств и конфискации доходов. В Конвенции Совета Европы предусматривается укрепление международного сотрудничества (взаимной помощи, выдачи и предоставления информации) в расследовании и наказании в связи с коррупционными преступлениями. После того как государства, которые еще не вступили в ГРЕКО, ратифицируют Конвенцию, они автоматически становятся членами ГРЕКО.
3) Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию [2] вступила в силу с 1 ноября 2011 г. после ее ратификации 14 государствами. 20 Руководящих принципов по борьбе с коррупцией были приняты 6 ноября 1997 года на 101-й сессии Совета Европы, Резолюция (97) 24 Комитета министров. В этом документе впервые было провозглашено, что коррупция стала международной проблемой, и в борьбе с этим злом нужна координация сил международного сообщества в обнаружении и пресечении коррупционных преступлений.
Россия присоединилась к группе в 2007 году, и в 2009 году ГРЕКО были предложены стране рекомендации, которые не являются обязательными к исполнению, но их значительным преимуществом является системность предлагаемых мер, которая повышает вероятность реального снижения уровня коррупции в стране при введении их в действие. Таких рекомендаций в докладе ГРЕКО от апреля 2009 года очень много, только основных - 26. Все эти рекомендации невозможно ввести в действие одновременно в силу сложности их реализации, рекомендации необходимо вводить системно, чтобы не давать возможности коррупционерам адаптироваться к введению новых норм противодействия коррупции. Так, из рекомендаций для нашей страны можно выделить комплекс антикоррупционных мер: обеспечение прозрачности для граждан и контролирующих органов деятельности всех органов власти, публичность детальных деклараций о доходах и расходах государственных и
муниципальных служащих, «сократить число категорий лиц, обладающих иммунитетом от уголовного преследования, до минимума, требуемого в демократическом обществе» а также «внести поправки в статью 104.1-3 Уголовного кодекса, с тем, чтобы обеспечить конфискацию доходов от коррупции в случае любых коррупционных преступлений в соответствии с Уголовным кодексом, а также других преступлений, которые могут быть связаны с коррупцией, и обеспечить эффективное изъятие в таких случаях. При этом для получения в дальнейшем возможностей оценок рисков и угроз введения новых антикоррупционных мер было бы желательно «разработать системы всеобъемлющего, объективного и непрерывного мониторинга практических результатов принимаемых антикоррупционных мер в различных соответствующих секторах, включая изменение уровня коррупции в этих секторах с течением времени. Следует обеспечить, чтобы гражданское общество имело возможность участвовать в таком мониторинге и выражать свое мнение относительно его результатов, что также было включено в состав рекомендаций организации ГРЕКО в 2009 году.
В августе 2012 года ГРЕКО опубликовал свой Оценочный доклад, содержащий 21 рекомендацию российским властям. В сентябре 2013 года Россией был предоставлен в ГРЕКО отчет о мерах, принятых для выполнения рекомендаций, но только к июню этого года ГРЕКО проанализировала проделанную Россией работу. Все законодательные изменения, которые были приняты после сентября 2013 года, группой не учитывались.
В области борьбы с коррупцией ГРЕКО выдала девять рекомендаций, из которых были полностью выполнены только две: это рекомендация о проведении анализа возможности злоупотребления возможностью специальной защиты на суде при деятельном раскаянии подсудимого и рекомендация о криминализации подкупа членов международных парламентских ассамблей, судей и чиновников международных судов [3].
Еще две рекомендации Россией выполнены частично. В ноябре 2013 года в стране было отменено положение, разрешающее возбуждать уголовные дела о коммерческом подкупе только по заявлению или при согласии пострадавшей организации, но не были учтены другие советы ГРЕКО по этой теме. Так же частично выполнена рекомендация об увеличении срока давности по возбужденному уголовному делу за совершение подкупа с двух до десяти лет. Срок увеличился до десяти лет для дел по подкупу в спорте или на коммерческих развлекательных конкурсах.
В этом году подготовлены и находятся на стадии согласования проекты законов Генпрокуратуры («О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности за коррупцию») и Минюста («О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией международных обязательств в области противодействия коррупции») которые предполагают увеличение сроков, но не до требуемых десяти лет, а до трех и шести лет соответственно.
Остальные рекомендации ГРЕКО не были выполнены или были выполнены частично. Так, не были исполнены рекомендации ГРЕКО
обеспечить криминализацию подкупа третейских судей, включить в законодательство такие понятия, как «предложение», «обещание», «требование» и «принятие предложения или обещания» взятки, так как поясняет председатель комитета Госдумы России по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая «в нашем законодательстве эти термины трактуются как «приготовление к преступлению» и «покушение» [4]. Так же не расширено законодательство о взяточничестве настолько, чтобы оно покрывало любое незаконное обогащение, в том числе получение нематериальной выгоды. Не исполнены попавшие в проект Генпрокуратуры рекомендации по расширению действия антикоррупционных законов на третьих лиц, в пользу которых могло быть совершено коррупционное правонарушение, и признание торговли влиянием уголовно наказуемым деянием.
Последние несколько лет в развитии российского законодательства противодействие коррупции является приоритетным, и фактически все секторы экономической и управленческой деятельности в России подлежат регулированию. Международные нормативные правовые акты по вопросам борьбы с коррупцией и советы международных организаций, которым является ГРЕКО, ценны для страны, но основной документ, которым руководствуется страна - это подписанный президентом России План противодействия коррупции.
ГРЕКО было учтено, что органы российской власти собираются предпринять все необходимые усилия для устранения недостатков, и сделан вывод о том что настоящий, достаточно низкий уровень выполнения рекомендаций не является «полностью неудовлетворительным» и отвела 18 месяцев (до 31 декабря 2015 года) властям на предоставление дополнительной информации.
Резюмируя вышеизложенное, отмечу, что международное сообщество стремится к объединению усилий в деле предупреждения и пресечения коррупции. Сейчас меры по предупреждению коррупции представлены в международных антикоррупционных программах: глобальная программа против коррупции ООН; Декларация ООН о борьбе с коррупцией и взяточничеством в международных коммерческих операциях; Конвенция ООН против коррупции и Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию и т.д.
Международное сотрудничество должно оказывать помощь государствам разрабатывать унифицированные административно-правовые средства для выполнения принятых на себя обязательств в сфере предупреждения и пресечения коррупции в системе государственной службы. Зарубежный опыт борьбы с коррупцией имеет большое значение и должен быть учтен в национальном законодательстве с учетом национальных особенностей.
Литература
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 г. Режим доступа: http://www.conventions.ru/view_base.php?id=382
2. Конвенция об гражданско-правовой ответственности за коррупцию. (СЕД № 174.) Совет Европы, Страсбург, 4 ноября 1999 г. Режим доступа: http://www. echr-base.ru/CED174.jsp
3. «Россия игнорирует большинство антикоррупционных рекомендаций Страсбурга» РБК. Режим доступа: http://top.rbc.ru/politics/24/11/2014/547324aacbb20fb3387cfd58 от 24.11.2014 года
4. «Рекомендации ГРЕКО не учитывают российских законов - Яровая» официальный сайт партии Единая Россия. Режим доступа: https://er.ru/news/125138/ от 24.11.2014 года/
5. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию. (СЕД № 173.) Совет Европы, Страсбург, 27 января 1999 года Открыта к подписанию стран членов и стран не членов, которые приняли участие в составлении и во вступлении других стран не членов и Европейского Совета. Дата вступления в силу: 1 июля 2002 года. Режим доступа: http://conventions.coe.int/Treaty/R US/Summaries/Html/173.htm
Literature:
1. The Convention of the United Nations against corruption. Adopted by the UN General Assembly on 31 October 2003, available at: http://www.conventions.ru/view base.php?id=382
2. Convention on civil liability for corruption. (ETS No. 174.) The Council of Europe, Strasbourg, 4 November 1999, available at: http://www.echr-base.ru/CED174.jsp
3. "Russia ignores most of the anti-corruption recommendations Strasbourg RBC. Mode of access: http://top.rbc.ru/politics/24/11/2014/547324aacbb20fb3387cfd58 from 24.11.2014 year
4. "GRECO recommendations do not take into account the Russian laws -Spring" official website of United Russia party. Mode of access: https://er.ru/news/125138/ from 24.11.2014 year/
5. The criminal law Convention on corruption. (ETS No. 173.) The Council of Europe, Strasbourg, 27 January 1999 Open for signature by the member States and non-member States that participated in the drafting and in the introduction of other non-member States and the European Council. Effective date: July 1, 2002. Mode of access: http://conventions.coe.int/Treaty/RUS/Summaries/Html/173.htm