Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
394
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИОННОГО ХАРАКТЕРА / СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алонцева Дина Викторовна, Ламанов Евгений Николаевич, Лаврищева Ольга Анатольевна, Хрущев Евгений Геннадьевич

Введение. В ст.26 Всеобщей Декларации прав человека закреплено право каждого человека на образование от реализации которого зависит экономическое развитие и социальное благополучие государств. Образование влияет на основные показатели развития современных обществ: экономический рост, уровень демографии, систему здравоохранения, сохранение духовно-нравственных традиций и ценностей т. д. Коррупция системы образования влияет не только на качество образования, но и на уровень правосознания граждан, формируя идеологический вакуум в оценке образовательных ценностей. В настоящее время борьба с коррупцией в сфере образования осуществляется традиционными административно-правовыми методами общего характера, и это дает свои результаты. Цель исследования состоит в комплексном анализе коррупции как социально-правового явления в системе российского образования с разработкой конкретных предложений и рекомендаций антикоррупционной направленности для повышения качества образования. Материалы и методы. В данной статье используются общенаучные и специальные методы исследования. Основным методом познания избирается всеобщий диалектический метод, в рамках которого применяются общелогические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстракция). В социальном эксперимент приняло участие 520 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Респондентам предлагалось ответить на вопросы практико-ориентированного характера, посвященные разным аспектам действий коррупционной направленности. Результаты исследования. Проведенное исследование позволяет констатировать, что образовательная система подвержена действиям коррупционного характера (20%), уровень коррумпированности в системе высшего образования значительно выше (36%) по сравнению с другими видами профессионального и общего образования, в частных образовательных учреждениях (58%) уровень коррупционных проявлений выше, чем в государственных, в связи с чем необходима разработка системы мер, направленных на противодействие негативным факторам, связанными с коррупционными проявлениями. Заключение. Проведенное исследование способствует созданию эффективных организационно-правовых механизмов антикоррупционной безопасности в сфере образования и увеличения конкурентоспособности образовательных услуг, включающих в себя: совершенствование законодательства в сфере образования; ужесточение наказания за взятничество в образовательной сфере; проведение профилактических мероприятий направленных на предупреждение коррупционных действий в образовательной среде; реорганизацию системы управления образованием; реализацию целого комплекса мероприятий пропагандистского характера, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания; преодоление правового нигилизма сфере российского антикоррупционного законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Алонцева Дина Викторовна, Ламанов Евгений Николаевич, Лаврищева Ольга Анатольевна, Хрущев Евгений Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBATING CORRUPTION IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT AS A CONDITION FOR IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

Introduction. Article 26 of the Universal Declaration of Human Rights enshrines the right of every person to education, on the realization of which the economic development and social well-being of States depend. Education influences the main indicators of the development of modern societies: economic growth, the level of demography, the health care system, the preservation of spiritual and moral traditions and values, etc. Corruption of the education system affects not only the quality of education, but also the level of legal awareness of citizens, forming an ideological vacuum in the assessment of educational values. Currently, the fight against corruption in the field of education is carried out by traditional administrative and legal methods of a general nature, and this gives its results. The purpose of the study is a comprehensive analysis of corruption as a socio-legal phenomenon in the Russian education system with the development of specific anti-corruption proposals and recommendations to improve the quality of education. Materials and methods. General scientific and special research methods are used to achieve the goal set in this article. The main method of cognition is the universal dialectical method, within which general logical techniques are used (analysis, synthesis, induction, deduction, comparison, analogy, abstraction). The system, structural-functional, statistical, concrete-sociological, comparative-legal methods, as well as the method of formal-logical interpretation are actively used. The study of the problem was carried out through a social experiment during which 520 people (60% of them men and 40% women) aged 18 to 35 years took part (58% of the respondents have higher education, 24% have secondary vocational education and 18% are students). Respondents were asked to answer practice-oriented questions on various aspects of corruption-oriented actions. The results of the study. The conducted research allows us to state that the educational system is subject to actions of a corrupt nature (20%), the level of corruption in the higher education system is significantly higher (36%) compared to other types of professional and general education, in private educational institutions (58%) the level of corruption is higher than in public, in connection with which it is necessary to develop a system of measures aimed at countering the negative factors associated with corruption manifestations. Scientific novelty. The results obtained allow us to substantiate the role of anti-corruption measures as one of the conditions for improving the quality of educational services and the formation of a competent image of educational institutions. Conclusion. The conducted research contributes to the creation of effective organizational and legal mechanisms for anti-corruption security in the field of education and increasing the competitiveness of educational services, including: improvement of legislation in the field of education; tougher penalties for bribery in the educational sphere; carrying out preventive measures aimed at preventing corruption in the educational environment; reorganization of the education management system; the implementation of a whole range of propaganda measures aimed at the formation of an anti-corruption worldview and legal awareness; overcoming legal nihilism in the sphere of Russian anti-corruption legislation.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Дата поступления: 03.12.2022 Дата публикации: 30.04.2023

Д. В. Алонцева, Е. Н. Ламанов, О. А. Лаврищева, Е. Г. Хрущев

Противодействие коррупции в образовательной среде как условие повышения качества образования

Введение. В ст.26 Всеобщей Декларации прав человека закреплено право каждого человека на образование от реализации которого зависит экономическое развитие и социальное благополучие государств. Образование влияет на основные показатели развития современных обществ: экономический рост, уровень демографии, систему здравоохранения, сохранение духовно-нравственных традиций и ценностей т. д.

Коррупция системы образования влияет не только на качество образования, но и на уровень правосознания граждан, формируя идеологический вакуум в оценке образовательных ценностей. В настоящее время борьба с коррупцией в сфере образования осуществляется традиционными административно-правовыми методами общего характера, и это дает свои результаты.

Цель исследования состоит в комплексном анализе коррупции как социально-правового явления в системе российского образования с разработкой конкретных предложений и рекомендаций антикоррупционной направленности для повышения качества образования.

Материалы и методы. В данной статье используются общенаучные и специальные методы исследования. Основным методом познания избирается всеобщий диалектический метод, в рамках которого применяются общелогические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстракция).

В социальном эксперимент приняло участие 520 человек в возрасте от 18 до 35 лет. Респондентам предлагалось ответить на вопросы практико-ориентированного характера, посвященные разным аспектам действий коррупционной направленности.

Результаты исследования. Проведенное исследование позволяет констатировать, что образовательная система подвержена действиям коррупционного характера (20%), уровень коррумпированности в системе высшего образования значительно выше (36%) по сравнению с другими видами профессионального и общего образования, в частных образовательных учреждениях (58%) уровень коррупционных проявлений выше, чем в государственных, в связи с чем необходима разработка системы мер, направленных на противодействие негативным факторам, связанными с коррупционными проявлениями.

Заключение. Проведенное исследование способствует созданию эффективных организационно-правовых механизмов антикоррупционной безопасности в сфере образования и увеличения конкурентоспособности образовательных услуг, включающих в себя: совершенствование законодательства в сфере образования; ужесточение наказания за взятничество в образовательной сфере; проведение профилактических мероприятий направленных на предупреждение коррупционных действий в образовательной среде; реорганизацию системы управления образованием; реализацию целого комплекса мероприятий пропагандистского характера, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания; преодоление правового нигилизма сфере российского антикоррупционного законодательства.

Ключевые слова: образовательная среда, действия коррупционного характера, система российского законодательства, противодействие коррупции

Ссылка для цитирования:

Алонцева Д. В., Ламанов Е. Н., Лаврищева О. А., Хрущев Е. Г. Противодействие коррупции в образовательной среде как условие повышения качества образования // Перспективы науки и образования. 2023. № 2 (62). С. 732-748. сЫ: 10.32744^е.2023.2.43

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-02/ Accepted: 3 December 2022 Published: 30 April 2023

D. V. Alontseva, E. N. Lamanov, O. A. Lavrishcheva, E. G. Khrushchev

Combating corruption in the educational environment as a condition for improving the quality of education

Introduction. Article 26 of the Universal Declaration of Human Rights enshrines the right of every person to education, on the realization of which the economic development and social well-being of States depend. Education influences the main indicators of the development of modern societies: economic growth, the level of demography, the health care system, the preservation of spiritual and moral traditions and values, etc.

Corruption of the education system affects not only the quality of education, but also the level of legal awareness of citizens, forming an ideological vacuum in the assessment of educational values. Currently, the fight against corruption in the field of education is carried out by traditional administrative and legal methods of a general nature, and this gives its results.

The purpose of the study is a comprehensive analysis of corruption as a socio-legal phenomenon in the Russian education system with the development of specific anti-corruption proposals and recommendations to improve the quality of education.

Materials and methods. General scientific and special research methods are used to achieve the goal set in this article. The main method of cognition is the universal dialectical method, within which general logical techniques are used (analysis, synthesis, induction, deduction, comparison, analogy, abstraction). The system, structural-functional, statistical, concrete-sociological, comparative-legal methods, as well as the method of formal-logical interpretation are actively used.

The study of the problem was carried out through a social experiment during which 520 people (60% of them men and 40% women) aged 18 to 35 years took part (58% of the respondents have higher education, 24% have secondary vocational education and 18% are students). Respondents were asked to answer practice-oriented questions on various aspects of corruption-oriented actions.

The results of the study. The conducted research allows us to state that the educational system is subject to actions of a corrupt nature (20%), the level of corruption in the higher education system is significantly higher (36%) compared to other types of professional and general education, in private educational institutions (58%) the level of corruption is higher than in public, in connection with which it is necessary to develop a system of measures aimed at countering the negative factors associated with corruption manifestations.

Scientific novelty. The results obtained allow us to substantiate the role of anti-corruption measures as one of the conditions for improving the quality of educational services and the formation of a competent image of educational institutions.

Conclusion. The conducted research contributes to the creation of effective organizational and legal mechanisms for anti-corruption security in the field of education and increasing the competitiveness of educational services, including: improvement of legislation in the field of education; tougher penalties for bribery in the educational sphere; carrying out preventive measures aimed at preventing corruption in the educational environment; reorganization of the education management system; the implementation of a whole range of propaganda measures aimed at the formation of an anti-corruption worldview and legal awareness; overcoming legal nihilism in the sphere of Russian anti-corruption legislation.

Keywords: educational environment, actions of a corrupt nature, the system of Russian legislation, anti-corruption

For Reference:

Alontseva, D. V., Lamanov, E. N., Lavrishcheva, O. A., & Khrushchev, E. G. (2023). Combating corruption in the educational environment as a condition for improving the quality of education. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 62 (2), 732-748. doi: 10.32744/pse.2023.2.43

_Введение

Зарубежные ученые подходят к проблеме противодействия коррупции с позиции обеспечения высокого стандарта законодательства либо конкретно о коррупции, либо включение антикоррупционных положений в отраслевые законы.

Ст. 83 Договора о функционировании Европейского Союза определяет «коррупцию как "европреступление" - особо тяжкое преступление трансграничного характера» [5].

Международное законодательство в сфере противодействия коррупции включается в Европе ряд норм, в том числе:

1. Конвенцию 1997 г. о борьбе с коррупцией с участием должностных лиц ЕС или должностных лиц стран ECRU.

2. Рамочное решение Совета 2003 г. о борьбе с коррупцией в частном секторе, криминализирующее как активный, так и пассивный взяточничество.

3. Решение Совета 2008/852/ПВД от 2008 г. о сети контактных пунктов по борьбе с коррупцией.

Анализ указанных норм говорит о разработке определенных стандартов для государств-участников указанных международно-правовых норм по выработке единого механизма противодействия проявлениям коррупционного характера. В частности, на основании Рамочного решения Совета 2003 г. о борьбе с коррупцией в частном секторе, коррупция определяется как активное, так и пассивное взяточничество [6].

Система российского права к проблеме противодействия коррупции подходит с позиции законодательной регламентации действий коррупционной направленности. По нашему мнению, действия коррупционного характера пагубно отражаются на государственном развитии, вызывая недоверие к органам государственной власти, должностным лицам.

Чтобы понять, чем вызвана подобная ситуация необходимо обратиться к правовой сущности понятия «коррупция». Система российского права содержит исследуемое нами понятие, раскрывая его содержание с разных позиций. В частности, в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» законодательно раскрывает понятие коррупции с позиции злоупотребления право в определённых целях (получение выгоды) [2]. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» действия коррупционного характера отнесены к угрозам национальной безопасности [3].

Коррумпированность образовательной системы особенно опасна, поскольку направлена на деформацию основ российской государственности и тех ценностей, которые заложены в Основном законе государства. Образовательная сфера направлена на развитие личности, гражданина правового государства и демократического общества, коррумпированность образовательной среды влияет на качество и доверие к образовательному процессу, формируя низкий уровень правосознания и правовой культуры граждан.

Цель исследования состоит в комплексном анализе коррупции как социально-правового явления в системе российского образования с разработкой конкретных предложений и рекомендаций антикоррупционной направленности для повышения качества и уровня образования в нашей стране.

На основании поставленной цели задачами исследования являются: во-первых, исследование российского законодательства, регулирующего вопросы противодействия коррупции;

во-вторых, изучение доктринальных позиций как российских, так и зарубежных ученых по вопросам коррупционных проявлений образовательной среде;

в-третьих, проведение социологического исследования, направленного на осознание масштабности латентной коррупции в нашей стране;

в-четвертых, анализ и обобщение судебной практики на предмет получения статистических данных в сфере противодействия коррупции;

в-пятых, на основании полученных теоретических и эмпирических данных разработка мер по повышению антикоррупционной безопасности в сфере образования.

_Материалы и методы

Для реализации поставленных в данной статье целей и задач используются общенаучные и специальные методы исследования. Основным методом познания избирается всеобщий диалектический метод, в рамках которого применяются общелогические приемы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, аналогия, абстракция). Совокупность перечисленных методов будет адаптирована применительно к специфике изучаемого предмета - коррупции в образовательной среде. Кроме того, активно используются системный, структурно-функциональный, статистический, конкретно-социологический, сравнительно-правовой методы, а также метод формально-логического толкования, которые позволяют представить результаты исследования в полном масштабе и сформировать значимые выводы.

Действия коррупционного характера обладают латентным характером, выступая системными явлениями на разных уровнях образовательной системы, препятствуя в полной мере реализации конституционно-правовой нормы «право каждого на образование». Обобщенного анализа количества деяний, имеющих коррупционную составляющую, реально показывающую истинные масштабы коррупции мы не нашли, в этой связи посчитали необходимым провести эксперимент, включающий в себя получение данных путем проведения социологического исследования, сформулировав перечень вопросов, ответы на которые позволят нам сформулировать экспериментальные данные, на основании которых мы сможет разработать конкретные предложения по повышению качества образования путем разработки мер по противодействию коррупции в образовательной среде. Кроме того, анализ общественного мнения мы соотнесем с правоприменительной практикой, касающейся привлечения к ответственности за деяния коррупционной направленности.

Объектом проводимого исследования являются образовательные правоотношения, возникающие при реализации конституционного права каждого гражданина на образование.

В социальном эксперименте приняли участие 520 человек (из них 60 % мужчин и 40 % женщин) в возрасте от 18 до 35 лет. При этом, 58% процентов, опрошенных имеют высшее образование, 24 % - среднее профессиональное образование и 18 % - обучающиеся.

Списки вопросов интервью с представителями целевой группы (граждане, участвующие в образовательных правоотношениях в возрасте от 18 до 35 лет)

1. Какая по Вашему мнению самая коррумпированная сфера общественных отношений.

2. В какой в системе общего или профессионального образования выше уровень коррумпированности.

3. Как Вы считаете зависит ли коррупционные действия от организационно-правовой формы образовательного учреждения.

4. Какие по Вашему мнению наиболее коррумпированные направления подготовки (специальности).

5. Какие факторы провоцируют действия коррупционного характера в образовательной системе.

6. Какие меры способны противодействовать коррупции в образовательной среде.

_Обзор источников

Проблема противодействия коррупции в образовательной среде как условие повышения качества образования, по нашему мнению, достаточно актуальна в настоящее время, поскольку механизм повышение качества образования находится на стадии развития, а действия коррупционного характера в образовательной системе являются деформационным фактором не только для образовательной среды, но и для всего аппарата государства. В этой связи полагаем, что рассмотрение обозначенной проблемы исследования следует проводить комплексно, проанализировав нормы национального и международного права в сфере противодействия коррупции, а также изучив доктринальные позиции российских и зарубежных ученых относительно противодействия коррупции как системному фактору, имеющему как практическое воплощение, так обыденное, связанное с низким уровнем правовой культуры граждан и отсутствием правовой грамотности системы российского права.

Теоретико-правовую основу исследования составляет анализ взглядов ученых, посвященных проблемам изучения действий коррупционной направленности.

Европейскими учеными в прошлом году было проведено комплексное исследование восприятия качества, справедливости и коррупции в образовании в странах Европе. Проблема, над которой работали западные исследователи направлена на установление причинно-следственной связи между коррупцией в системе образования и качеством образовательных услуг в целях установления качества жизни представителей стран Европы. Исследование обозначенной проблемы происходило с разных точек зрения. В частности, по мнению T. Bol, H.G. Van de Werfhorst существует прямая связь между образовательной системой и трудоустройством выпускников, зависимость профессиональной направленности образовательного учреждения и запросов рынка труда, эти факторы порождают разработку некого компромисса между распределением на рынке труда и равенством среди образовательных учреждений [14].

Как полагают M. R. Busemeyer, P. Lergetporer, L. Woessmann на развитие качественного образования влияют политические факторы, в том числе государственные преобразования в области образования [15]. J. P. Heisig, B. Elbers и H. Solga считают получение образования семейным укладом, проводя взаимосвязь между образованием родителей и детей, обращая внимание на уровень экономического развития конкретного государства, социального положения и возможностей граждан [18]. Аналогичной позиции придерживается F.T. Pfeffer, выстраивая взаимосвязь между социальными воз-

можностями семьи, семейными приоритетами и доступностью образования, делая вывод о том, что образовательные возможности в большей степени присущи семьям, где родители имеют образовательные достижения (уровни образования, средне профессиональное или высшее) [22].

Информирование общества о качестве предоставляемых образовательных услуг влияет на развитие системы образования по мнению Levy O. Pizmony и P. Bjorklund [23].

Влияние государственных инвестиций на образование отмечают M.R. Busemeyer, P. Lergetporer, L. Woessmann [16], полагая, что от степени государственных инвестиций в образовательный процесс зависит развитие образовательной системы, качество оказываемых услуг и коррумпированность представителей образования. Как отмечают R. Jacobson и A. Saultz эффективность государственного управления влияет на качество образования и развитие образовательной среды путем применения государственных механизмов, а также применение системы общественного надзора [25].

Исследование, проведенное B. Spruyt, F.V. Droogenbroeck, L. Kavadias, на соотношение качества, справедливости и коррупции в образовательной системе, показало взаимозависимость трех обозначенных элементов, а именно высокое восприятие качества и справедливости образования и низкий уровень восприимчивости коррупции в образовании [25]. Ученые установили взаимосвязь между наличием образования и уровнем восприятия коррупционных деяний, чем выше уровень образования, тем выше уровень правосознания и возможность противодействия коррупции.

Таким образом, зарубежные ученые при исследовании различных коррупционных проявлений в образовании отмечают различные взаимоисключающие позиции.

Российские ученые рассматривают коррумпированность в образовательной среде с разных позиций, в том числе через отдельные административные процедуры в образовании. В частности, Д.А. Повных предлагает перечень административных процедур в качестве средства противодействия коррумпированности в системе образования, в котором «выявляются роль и значение административных процедур как средства противодействия коррупции в образовании Российской Федерации, а также предложены практические рекомендации по применению мер административной ответственности за совершение коррупционных правонарушений в области образования» [11].

Административно-надзорные мероприятия противодействия коррупции в системе образования обоснованы Е.А. Борисовой, которая полагает, «очевидная неэффективность антикоррупционных действий в сфере образования, проявляющаяся в низком качественном уровне подготовки кадров, не позволяющем обеспечить современные потребности общества, в снижении привлекательности российского образования на международной арене, обнаруживает в современной образовательной практике противоречие между, с одной стороны - наличием в системе образования такого антисоциального явления как коррупция, с другой - недостаточным уровнем развития механизмов, форм и методов социального контроля этой девиации» [10].

Проведя системный анализ доктринальных позиций в отношении проблемы коррумпированности образовательной системы полагаем отметить. Противодействие коррупции должно носить системный характер, включающий в себя мониторинг, анализ причин и условий, порождающих действия коррупционной направленности. По нашему мнению, они связаны с нестабильной социально-экономической ситуацией, порождающей причины, провоцирующие подобные действия, а именно, невысокий уровень заработной платы педагогов, отсутствие соответствующего уровня правосознания, формальная процедура аттестации педагогических работ-

ников, низкий контроль за их деятельностью со стороны администрации образовательных учреждений.

Среди различных коррумпированных сфер общественной жизни коррупция в российском образовании заняла устойчивую позицию и в настоящее время приближается к критической отметке, так как практически все уровни российской системы образования (от яслей до диссертационных советов) подвержены коррупции. Это обусловлено тем, что коррупционные проявления в системе современного российского образования постоянно трансформируются, приобретают новые формы и виды, возникают новые схемы, что вызывает особую озабоченность со стороны гражданского общества.

Одной из наиболее распространенных форм коррупционных преступлений экономического характера в сфере образования является «дача и получение взятки». Анализ норм Уголовного кодекса Российской Федерации свидетельствует, что взяточничество - это двусторонний процесс, в котором каждая из сторон преследует свои корыстные цели. В связи с этим представителям правоохранительной системы достаточно сложно привлечь винновых лиц к ответственности за данный вид преступлений. При этом необходимо подчеркнуть, что многие статьи российского антикоррупционного законодательства носят неконкретный декларативный характер; в ряде статей содержатся отсылочные нормы; а в отдельных статьях заложена законодательная казуистика. Все это создает благоприятные условия для распространения взяточничества в России.

Кроме того, в ч. 5. ст. 291 Уголовного кодекса Российской Федерации содержится особое примечание: «лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления» [3]. Наличие данной нормы фактически освобождает от ответственности одну из сторон данного вида преступления и создает у нее ощущение безнаказанности и вседозволенности. Это может провоцировать ее к новым видам преступлений в данной сфере.

Коррупционные проявления в образовательной среде снижают качество образования, способствуют формированию ложного мировоззрения, направленного на искажение нравственно-идеологических устоев российского общества. Коррупция в образовании, начиная с яслей, откладывает негативный отпечаток и на правосознание детей, дезориентирует их в будущем (у ребенка складывается неверное представление об общественном устройстве). Это все создает у него фундамент для дальнейших коррупционных проявлений в различных сферах жизнедеятельности общества. Тем самым, как ни парадоксально бы это звучало, предотвратить распространение коррупции в российском обществе можно только через образование.

Анализ российской и зарубежной доктрины, рассматривающей проблемы коррумпированности образовательной системы, позволяет сделать промежуточные выводы:

• отсутствие единого механизма предупреждения противодействия коррупции в образовательной системе порождает ее системное возникновение;

• недостаточный социально-правовой контроль действий коррупционного характера;

• обобщая позиции ученых относительно механизма противодействия коррупции стоит сказать о необходимости разработки единой государственной стратегии с закреплением понятия «коррупция в сфере образования», определив субъектный состав деяний данной направленности.

По нашему мнению, системе российского законодательства не хватает организационно-правовых процедур, противодействующих коррупции в системе образования, что проявляется в причинно-следственной связи:

во-первых, системностью данного негативного явления, имеющего латентный характер;

во-вторых, постоянной трансформацией причин, форм и видов коррупции в образовательной сфере;

в-третьих, междисциплинарным характером коррупции как системно-правового явления;

в-четвертых, в связи с постоянной трансформацией российского общества отсутствует эффективный организационно-правовой механизм ее предупреждения в различных сферах, в том числе и в образовании.

_Результаты исследования

При ответе на первый вопрос мнения респондентов оказались относительно одинаковыми, за небольшим исключением относительно той или иной сферы общественных отношений, а именно: 27% из числа опрошенных лиц полагают, что самой коррумпированной является сфера управления, на втором месте 23% - система здравоохранения, на третьем месте - 20% образовательная система, на четвёртом месте - 16% правоохранительная сфера и на пятом месте -14% система правосудия.

■ государственная и муниципальная

служба

■ система здравоохранения

■ образовательная система

■ правоохранительная сфера

■ система правосудия

Диаграмма 1 Самая коррумпированная сфера общественных отношений (%)

При ответе на второй вопрос стоит отметить, что система коррумпированности, по мнению респондентов, в системе образования достаточно неоднородная и складывается следующим образом: 36% - уровень коррупции в системе высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура), 18% - в системе подготовки кадров высшей квалификации, 14% - уровень коррупции в системе начального и основного общего образования, 12% - в среде дошкольного образования, 11% в системе среднего профессионального образования, и 9% в среднем общем образовании.

Ответ на третий вопрос раздели мнение респондентов на две группы, по мнению первой - 58% составляет уровень коррумпированности в среде частных образовательных учреждений, в отличие от второй группы респондентов, по мнению которых в бюджетных учреждениях уровень действий коррупционного характера составляет 42%.

дошкольное образование

начальное и осноЕное общее образование

среднее общее образование

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

среднее профессиональное образование

Еысшее образование [бакалавриат, специалитет, магистратура)

высшее образование [подготовка кадров Еысшей квалификации)

Диаграмма 2 Уровень коррумпированности в системе общего и профессионального образования (%)

б ю джетн ы е (му н и ци г ал ьны е) учреждения образования

частные (коммерческие) образовательные учреждения

Диаграмма 3 Зависимость коррупционных действия от организационно-правовой

формы образовательного учреждения (%)

При ответе на четвёртый вопрос относительно уровня коррумпированности направлений подготовки (специальностей), по мнению 10 % опрошенных - это все направления подготовки (специальности), далее направления подготовки (специальности) распределились следующим образом: 20% - медицинские специальности; 18% - технические и технологические направления подготовки; 15% - направления подготовки, связанные с сельским хозяйством; 12% - экономика и право; 11% - физическая культура и спорт; 8% педагогические направления подготовки и 6% сфера архитектуры и художественного искусства.

Ответы на пятый вопрос относительно факторов, порождающих действия коррупционного характера в образовательной системе, складываются следующим образом: 50% опрошенных считают невысокий уровень зарплаты педагогических работников; 21% незнание законодательства о противодействии коррупции; 12% связали действия

коррупционного характера с выполнением педагогическими работниками показателей, выходящих за рамки преподавательской деятельности; 10% - указали на потерю представителями педагогической системы этических и моральных принципов работы.

■ все направления подготовки (специатьноста)

■ педагогическиенаправления подготовки вне зависимости от направленности (профиля)

■ экономические и правсЕыеьаправления подготовки

■ архитектурные и художественные i-апрааления подготовки

■ направления подготовки, связанные с сельским хозяйством

■ медицинские специальности

■ направления физической культуры и спорта

■ технические и технологические направления подготовки

Диаграмма 4 Наиболее коррумпированные направления подготовки

(специальности) (%)

■ Невысокийуровеньзарплаты педагогических работников

■ Незнание законодательства о противодействии коррупции

■ Выполнение педагогическими работниками показателей, выходящихза рамки преподавательской деятельности

■ По~еряэтических и моральных принципов работы

Диаграмма 5 Фактора, порождающие действия коррупционного характера

в образовательной системе (%)

Относительно ответов на шестой вопрос, мнение респондентов распределилось следующим образом: 28% опрошенных выступили за ужесточение наказания за совершения действия коррупционного характера; 33% посчитали, что увеличение доходов педагогических работников за счет повышения зарплаты поможет противодействовать коррупции в образовательной среде; за профилактическую работу высказались 15%; 24% полагают, что распространение судебной практики по делам коррупционного характера может стать эффективным элементом в механизме противодействия коррупции в образовательной среде.

■ ужесточение наказаниям совершения действия коррупционного характера

■ увеличение до ходов педагогических работниковза счет повышения зарплаты

■ профилактическая работа

■ распространение судебной практики по действиям, коррупционного характера

Диаграмма 6 Какие меры способны противодействовать коррупции

в образовательной среде.

Полученные в ходе экспериментальные данные позволяют сделать следующие выводы:

• коррупция, по мнению опрошенных респондентов, представляет собой системное явление, проявление которого встречается в разных общественных сферах, в том числе и в образовании;

• опрошенные респонденты, согласно анализу полученных данных, сталкивались с коррупционными действиями в различных их проявлениях на всех уровнях образования;

• респондентами было отмечено, что в образовательных учреждениях сталкивались с ситуациями вымогательства со стороны сотрудников учебных заведений за сдачу отчетности или написания выпускной квалификационной работы, были ситуации, завуалированных формы взяток, в частности, покупка учебно-методических материалов, дорогие подарки к праздникам, платные индивидуальные занятия в форме репетиторства;

• по разным направлениям подготовки (специальностям) наблюдается злоупотребление правами, по наиболее востребованным уровень коррумпированности более высокий, чем по менее популярным среди обучающихся;

• среди причин коррупции респонденты назвали невысокий уровень зарплаты педагогических работников, незнание законодательства о противодействии коррупции, выполнение педагогическими работниками показателей, выходящих за рамки преподавательской деятельности, потеря этических и моральных принципов в работе;

• к числу мер способных противодействовать коррупции в образовательной среде респонденты назвали: ужесточение наказания за совершения действий коррупционного характера, увеличение доходов педагогических работников за счет повышения зарплаты, профилактическая работа, распространение судебной практики по делам коррупционного характера.

Выявленные проблемы имеют причинно-следственную связь с несовершенством имеющихся методик администрирования образовательных процессов и всей системы образования в целом, в частности, отсутствие на уровне образовательных учреждений специальных контролирующих органов.

Исходя из полученных данных, анализа действующего законодательства, российской и зарубежной научной мысли в рамках настоящего исследования нами будет проведен анализ проблем противодействия коррупции в образовательной среде как условие повышения качества образования, разработаны рекомендации для предотвращения совершения действий коррупционного характера.

_Обсуждение результатов

Как показали результаты проведенного исследования, действия коррупционного характера многоаспектны и имеют свое проявление в разных сферах общественных отношений, в том числе и в образовательной среде. Законодательная регламентация коррупции и мер противодействия ей показывает не только актуальность проведенного нами исследования, но и его значимость в разработке механизма противодействия коррупционным проявлениям.

Хочется отметить продуктивный подход зарубежных ученых к исследованию проблемы противодействия коррупции в системе образования. Проанализировав позиции таких ученых как O. Huss и О. Keudel [19], M. Kirya [20], P. Muriel [21], полагаем целесообразным выделить их основные тезисы, направленные на формирование ориентиров противодействия коррупционным проявлениям в сфере образования, а именно:

• во-первых, коррупция в образовательной среде угрожает благополучию общества, подрывает социальное доверие и усугубляет неравенство, тем самым подрывая общественное развитие, формирование образованных, компетентных и этичных людей;

• во-вторых, коррупция в среде образовании влияет на разработку направлений политики и планирования управления образовательными учреждениями, а также на статус педагогических работников;

• в-третьих, коррупция способствует привлечению в систему образования неквалифицированных кадров, обладающих низким уровнем знаний и компетенций;

• в-четвертых, недостаточная проработка и оценка коррупционных рисков приводит к латентности коррупционных проявлений;

• в-пятых, необходимо внедрять в образовательные программы систему ценностей основанных на принципах добросовестности и антикоррупционности образования, прорабатывать долгосрочные стратегии противодействия коррупции.

Со своей точки зрения хотим отметить, что коррупция в сфере образования - это фактор не просто тормозящий образовательную систему, а деформирующий роль образования в развитии личности, формирующий личность без духовно-нравственных и этических ценностей. Воспитание образованных граждан, обладающих правовой культурой и правосознанием, знающих и уважающих закон, права человека и справедливость, вот задача современной образовательной системы.

_Выводы

Подводя итог проведенного исследования, в целях повышения качества системы российского образования, выделим следующие направления противодействия коррупции в образовательной среде:

1. Усовершенствование законодательных норм, регулирующих образовательные правоотношения. Необходима систематизация антикоррупционного законодательства, которое на протяжении последних лет получило развитие: федеральные законы, Указы Президента, Постановления Правительства, акты Министерства науки и высшего образования регулируют общие вопросы противодействия коррупции, при этом более узкая часть отношений остается неурегулированной. Так, например, в российском законодательстве нет до сих пор официального определения «коррупция образовательной сферы». Помимо этого, между внедрением в законодательство различных правовых конструкций антикоррупционной направленности проходит необоснованно много времени, что дает коррупции возможность «пустить корни». На основании этого предлагаем в ближайшее время кодифицировать законодательство в сфере борьбы с коррупцией и уточнить отдельные правовые категории.

2. Ужесточение наказания за действия коррупционного характера в образовательной сфере. На наш взгляд, наиболее эффективным является внедрение в практику «образцового наказания» - увольнение одного провинившегося сотрудника с целью «устрашения» остальных.

3. Проведение профилактических мероприятий, предупреждающих коррупционные действия в образовательной среде. В настоящее время наше государство, как правило, на законодательном уровне больше уделяет внимание вопросам регулирования отношений, которые возникают после совершения незаконных действий в сфере образования. На наш взгляд, наиболее эффективной будет реализация комплекса взаимосвязанных действий профилактического характера в данной сфере. Так, например, на основе действующего законодательства в рамках антикоррупционной политики разрабатываются программы по борьбе с коррупцией в образовательной сфере. Здесь, на наш взгляд, важна преемственность программ. Действия, предусмотренные каждой из них, не должны носить разовый характер.

4. Совершенствование системы управления образованием. В настоящее время остается открытым вопрос об отсутствии эффективного и всестороннего контроля над соблюдением вузами федерального законодательства. Обеспечение соответствия вузовской подготовки нормативным стандартам возможно только путем активного внедрения контрольно-надзорной функции. Для решения данного вопроса, на наш взгляд, необходимо создать современную эффективную систему управления - территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в субъектах РФ, на которые будет возложен ряд новых дополнительных задач:

• выработка критериев «индекса уровня коррумпированности в образовании» и постоянное их измерение на региональном уровне, что позволит проводить сравнительный анализ между различными субъектами РФ, образовательными учреждениями и принимать своевременные решения соответствующими государственными структурами на различных уровнях;

• формирование и реализация системы, действующей по принципу «локальной гласности» с целью информирования населения о действиях наиболее «выдающихся представителей» коррупционной деятельности в образовательной среде.

5. Реализация мероприятий пропагандистского характера, направленных на формирование антикоррупционного мировоззрения:

• поощрение в создании и деятельности общественных организаций некоммерческого характера, регламентирующих случаи, изучающих методологию коррупции в российском образовании, а также обобщающих практику реализации антикоррупционных мер и доведение их до населения;

• информирование общества при помощи СМИ о ходе реализации различных антикоррупционных программ в образовании.

6. Формирование антикоррупционного правосознания граждан путем проведения информационно-просветительских мероприятий, направленные на распознание действий коррупционного характера и противодействия им.

Теоретико-правовое значение данной работы видится в том, что полученные авторами результаты проведенного исследования могут служить методологической и теоретической базой для дальнейших научно-практических разработок в этой области. Положения работы дают возможность выявить наиболее эффективные современные меры антикоррупционной направленности в образовательной среде, позволяющие существенно снизить уровень коррупции в Российской Федерации в данной сфере.

Проведенное исследование имеет практико-ориентированный характер, поскольку сделанные в работе выводы и предложенные рекомендации могут быть полезны при разработке направлений повышения качества образования, в том числе и путем противодействия коррупции. Кроме того, они могут быть внедрены в образовательный процесс в разных формах (лекции, семинары, ликбезы), а также при формировании методических рекомендаций по данной проблематике.

Отдельные положения данного исследования могут быть использованы в практической деятельности государственных должностных лиц, осуществляющих профилактику коррупционных правонарушений.

_Благодарности

Авторы выражают благодарность ректору Елецкого государственного университета им. И.А. Бунина Щербатых Сергею Викторовичу за финансовую поддержку настоящего исследования».

ЛИТЕРАТУРА_

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // СПС «Гарант», 2022.

2. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант», 2022.

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (с изменениями и дополнениями) // СПС «Гарант», 2022.

4. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СПС «Гарант», 2022.

5. Право Европейского Союза. Право ЕС: Учредительные договоры, диссертации, книги, акты и другая информация. Договор о функционировании Европейского Союза (новая редакция). Доступ к электронному ресурсу: https://eulaw.ru/treaties/tfeu/ (accessed 10 February 2022)

6. Рамочное решение Совета 2003/568/ПВД от 22 июля 2003 г. о борьбе с коррупцией в частном секторе. Доступ к электронному ресурсу: https://eur-lex.europa.eu/eli/dec_framw/2003/568/oj (accessed 10 February 2022)

7. Борисова Е.А. Коррупция в системе высшего образования: перспективы социального контроля: региональный аспект: автореф. дис. ... канд. социол. наук: 22.00.08. Москва, 2013. 29 с.

8. Дамм И.А. Коррупция в сфере образования: понятие, характерные черты, формы и виды // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. №4 (40).

9. Меньшенина Н.Н. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, технологии, противодействие: монография / Т. Е. Бейдина, С. Б. Быстрянцев, Н. Л. Захаров, Л.В. Мась, Н.Н. Меньшенина, А. Г. Наронская, М. В. Пантелеева, О. В. Погулич, С.С. Соколова, Н. В. Устинова, А. В. Чечулин / под общ. ред. проф. Н. Н. Меньшениной; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. 202 с.

10. Омаров А.А. Коррупция в сфере образования // Юридический вестник Дагестанского государственного университета. 2014. №1.

11. Повный Д.А. Административные процедуры как средство противодействия коррупции в образовании Российской Федерации: автореферат дис. ... кандидата юридических наук: 12.00.14. Челябинск, 2011. 3 с.

12. Противодействие коррупции: новые вызовы: монография / С.Б. Иванов, Т.Я. Хабриева, Ю.А. Чиханчин [и др.]; отв. ред. Т.Я. Хабриева. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации: Инфра-М, 2016. 384 с.

13. Шульга В.И. Уголовная ответственность за коррупцию в вузе // Территория новых возможностей. 2015. № 4 (31).

14. Bol, Т., & van de Werfhorst, H. G. (2013). Educational systems and the trade-off between labour market allocation and equality of educational opportunities. Comparative Educational Review, 57(2), 285-308. DOI: 10.1086/669122

15. Busemeyer, M. R., Lergetporer, P., & Woessmann, L. (2018). Public opinion and the political economy of educational reforms: A survey. European Journal of Political Economy, 53, 161-185. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2017.08.002

16. Cárdenas S. Corruption in Education: A Review of the Literature Available at: https://www.researchgate.net/ publication/264275109_Corruption_in_Education_A_Review_of_the_Literature (accessed 10 February 2022)

17. Heisig, J. P., Elbers, B., & Solga, H. Cross-national differences in social background effects on educational attainment and achievement: Absolute vs. relative inequalities and the role of education systems. Compare: A Journal of Comparative and International Education, 2019, 50(2), 165-184. DOI: 10.1080/03057925.2019.1677455

18. Huss, Oksana and Oleksandra Keudel. Open government in education: Clarifying concepts and mapping initiatives. Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization and International Institute for Educational Planning. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373142/PDF/373142eng.pdf.multi (accessed 10 February 2022)

19. Kirya M. Education sector corruption: How to assess it and ways to address it. Available at: https://medium. com/u4-anti-corruption-resource-centre/education-sector-corruption-how-to-assess-it-and-ways-to-address-it-7a849cb56ba2 (accessed 10 February 2022)

20. Muriel P. Corruption and Education. Education Policy Series. Paris: International Academy of Education. Available at: https://www.iaoed.org/downloads/WEB_11_corruption%20and%20education_final_.pdf (accessed 10 February 2022)

21. Pfeffer, F. T. (2008). Persistent inequality in educational attainment and its institutional context. European Sociological Review, 24(5), 543-565. DOI: 10.1093/esr/jcn026

22. Pizmony Levy, O., & Bjorklund, P. (2018). International assessments of student achievement and public confidence in education: Evidence from a cross-national study. Oxford Review of Education, 44(2), 239-257. DOI: 10.1080/03054985.2017.1389714

23. Radovic-Markovic M. Corruption in Education: A Major. Available at: //www.worldacademy.org/content/ corruption-education-major-issue (accessed 10 February 2022)

24. Spruyt B., Droogenbroeck F.V., Kavadias L. The perceived quality, fairness of and corruption in education in Europe // Published online: 04 Nov 2022 DOI: 10.1080/03054985.2022.2136152

25. Spruyt, B. (2015). Talent, effort or social background? An empirical assessment of popular explanations for educational outcomes. European Societies, 17(1), 94-114. DOI: 10.1080/14616696.2014.977323

26. Spruyt, B., Van Droogenbroeck, F., & Kavadias, D. (2015). Educational tracking and sense of futility: A matter of stigma consciousness? Oxford Review of Education, 41(6), 747-765. DOI: 10.1080/03054985.2015.1117971

27. Spruyt, B., Van Droogenbroeck, F., Van Den Borre, L., Emery, L., Keppens, G., & Siongers, J. Teachers' perceived societal appreciation: PISA outcomes predict whether teachers feel valued in society. International Journal of Educational Research, 109, 101833. DOI: 10.1016/j.ijer.2021.101833

28. Trines S. Understanding the Causes and Social Costs of Academic Corruption. Available at: https://wenr.wes. org/2017/12/understanding-the-causes-and-social-costs-of-academic-corruption (accessed 10 February 2022)

REFERENCES

1. Constitution of the Russian Federation, adopted by popular vote on 12.12.1993 with amendments approved in the course of nationwide voting on 01.07.2020. SPC "Garant", 2022. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Federal Law No. 273-FZ of December 25, 2008 "On Combating Corruption" (with amendments and additions). SPS "Garant", 2022. (in Russ.)

3. Criminal Code of the Russian Federation No. 63-FZ of 13.06.1996 (with amendments and additions). SPS "Garant", 2022. (in Russ.)

4. Decree of the President of the Russian Federation No. 400 of 02.07.2021 "On the National Security Strategy of the Russian Federation". "Garant", 2022. (in Russ.)

5. The law of the European Union. EU law: Constituent agreements, dissertations, books, acts and other information. Treaty on the Functioning of the European Union (new edition). Available at: https://eulaw.ru/treaties/tfeu/ (accessed 10 February 2022). (in Russ.)

6. Council Framework Decision 2003/568/PVD of July 22, 2003 on combating corruption in the private sector. Available at: https://eur-lex.europa.eu/eli/dec_framw/2003/568/oj (accessed 10 February 2022)

7. Borisova E.A. Corruption in the system of higher education: prospects of social control: regional aspect: Abstract Diss. Cand. Social Sci., Moscow, 2013. 29 p. (in Russ.)

8. Damm I.A. Corruption in education: the concept, characteristics, forms and types. Actual problems of economics and law, 2016, no. 4 (40). (in Russ.)

9. Menshenina N.N. Corruption in the Russian Federation: genesis, forms, technologies, counteraction: monograph / T.E. Beidina, S.B. Bystryantsev, N.L. Zakharov, L.V. Mas, N.N. Menshenina, A.G. Naronskaya, M.V. Panteleeva, O.V. Pogulich, S.S. Sokolova, N.V. Ustinova, A.V. Chechulin / under the general editorship of prof. N.N. Menshenina; Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Yekaterinburg, UFU Publishing House, 2014. 202 p. (in Russ.)

10. Omarov A.A. Corruption in the field of education. Legal Bulletin of Dagestan State University, 2014, no. 1. (in Russ.)

11. Povny D.A. Administrative procedures as a means of countering corruption in the education of the Russian Federation: Abstract Diss. Cand. Legal Sci., Chelyabinsk, 2011. 3 p. (in Russ.)

12. Anti-corruption: new challenges: monograph / S.B. Ivanov, T.Ya. Khabrieva, Yu.A. Chikhanchin [et al.]; ed. by T.Ya. Khabrieva. Moscow, Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation. Moscow, Infra-M Publ., 2016. 384 p. (in Russ.)

13. Shulga V.I. Criminal responsibility for corruption in the university. Territory of new opportunities, 2015, no. 4 (31). (in Russ.)

14. Bol T., & van de Werfhorst H. G. Educational systems and the trade-off between labour market allocation and equality of educational opportunities. Comparative Educational Review, 2013, vol. 57, no. 2, pp. 285-308. DOI: 10.1086/669122.

15. Busemeyer M. R., Lergetporer P., & Woessmann L. Public opinion and the political economy of educational reforms: A survey. European Journal of Political Economy, 2018, vol. 53, pp. 161-185. DOI: 10.1016/j.ejpoleco.2017.08.002.

16. Cárdenas S. Corruption in Education: A Review of the Literature Available at: https://www.researchgate.net/ publication/264275109_Corruption_in_Education_A_Review_of_the_Literature (accessed 10 February 2022).

17. Heisig J. P., Elbers B., & Solga H. Cross-national differences in social background effects on educational attainment and achievement: Absolute vs. relative inequalities and the role of education systems. Compare: A Journal of Comparative and International Education, 2019, vol. 50, no. 2, pp. 165-184. DOI: 10.1080/03057925.2019.1677455.

18. Huss O., Keudel O. Open government in education: Clarifying concepts and mapping initiatives. Paris: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization and International Institute for Educational Planning. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000373142/PDF/373142eng.pdf.multi (accessed 10 February 2022).

19. Kirya M. Education sector corruption: How to assess it and ways to address it. Available at: https://medium. com/u4-anti-corruption-resource-centre/education-sector-corruption-how-to-assess-it-and-ways-to-address-it-7a849cb56ba2 (accessed 10 February 2022).

20. Muriel P. Corruption and Education. Education Policy Series. Paris: International Academy of Education. Available at: https://www.iaoed.org/downloads/WEB_11_corruption%20and%20education_final_.pdf (accessed 10 February 2022).

21. Pfeffer F. T. Persistent inequality in educational attainment and its institutional context. European Sociological Review, 2008, vol. 24, no. 5, pp. 543-565. DOI: 10.1093/esr/jcn026.

22. Pizmony Levy O., & Bjorklund P. International assessments of student achievement and public confidence in education: Evidence from a cross-national study. Oxford Review of Education, 2018, vol. 44, no. 2, pp. 239-257. DOI: 10.1080/03054985.2017.1389714.

23. Radovic-Markovic M. Corruption in Education: A Major. Available at: https://www.worldacademy.org/content/ corruption-education-major-issue (accessed 10 February 2022)

24. Spruyt B., Droogenbroeck F.V., Kavadias L. The perceived quality, fairness of and corruption in education in Europe.

DOI: 10.1080/03054985.2022.2136152.

25. Spruyt B. Talent, effort or social background? An empirical assessment of popular explanations for educational outcomes. European Societies, 2015, vol. 17, no. 1, pp. 94-114. DOI: 10.1080/14616696.2014.977323.

26. Spruyt B., Van Droogenbroeck F., & Kavadias D. Educational tracking and sense of futility: A matter of stigma consciousness? Oxford Review ofEducation, 2015, vol. 41, no. 6, pp. 747-765. DOI: 10.1080/03054985.2015.1117971.

27. Spruyt B., Van Droogenbroeck F., Van Den Borre L., Emery L., Keppens G., & Siongers J. Teachers' perceived societal appreciation: PISA outcomes predict whether teachers feel valued in society. International Journal of Educational Research, 2021, vol. 109, 101833. DOI: 10.1016/j.ijer.2021.101833.

28. Trines S. Understanding the Causes and Social Costs of Academic Corruption. Available at: https://wenr.wes. org/2017/12/understanding-the-causes-and-social-costs-of-academic-corruption (accessed 10 February 2022).

Информация об авторах Алонцева Дина Викторовна

(Российская Федерация, г. Елец) Доцент, доктор юридических наук, профессор кафедры юриспруденции им. В.Г. Ермакова ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2486-9248 Scopus Author ID: 57188756184

Ламанов Евгений Николаевич

(Российская Федерация, г. Курск) Доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6222-8057

Лаврищева Ольга Анатольевна

(Российская Федерация, г. Елец) Доцент, кандидат юридических наук, доцент кафедры юриспруденции им. В.Г. Ермакова ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4012-5505. Scopus Author ID: 57188762775 ResearcherID: C-3605-2018

Хрущев Евгений Геннадьевич

(Российская Федерация, г. Курск) Преподаватель кафедры теории и истории

государства и права ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2486-9248 Scopus Author ID: 57188756184 ReseacherID: C-5459-2018

Information about the authors

Dina V. Alontseva

(Russian Federation, Yelets) Associate Professor, Dr. Sci. (Law), Professor in the V.G. Ermakov Department of Law Bunin Yelets State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2486-9248 Scopus Author ID: 57188756184

Evgeny N. Lamanov

(Russian Federation, Kursk) Associate Professor, Cand. Sci. (Law), Associate Professor of the Department of Theory and History of State and Law

Southwest State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0002-6222-8057

Olga A. Lavrishcheva

(Russian Federation, Yelets) Associate Professor, Cand. Sci. (Law), Associate Professor in the V.G. Ermakov Department of Law Bunin Yelets State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-4012-5505. Scopus Author ID: 57188762775 ResearcherID: C-3605-2018

Evgeny G. Khrushchev

(Russian Federation, Kursk) Lecturer at the Department of Theory and History of State and Law Southwest State University E-mail: [email protected] ORCID ID: 0000-0003-2486-9248 Scopus Author ID: 57188756184 ReseacherID: C-5459-2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.