Научная статья на тему 'О причинах и уровнях противодействия коррупции в сфере образования'

О причинах и уровнях противодействия коррупции в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1432
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
коррупция / образование / причины коррупции в образовании / антикоррупционное законодательство / уровень коррупции в образовании. / corruption / education / causes of corruption in education / anti-corruption legislation / level of corruption in education.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Олюнина А. В., Резер Т. М.

Цель работы: проанализировать причины возникновения коррупции, как негативного общественного явления и исследовать уровень коррупции в сфере образования по данным Всероссийского центра исследования общественного мнения. Методы исследования: при выявлении основных причин возникновения коррупции в сфере образования использован метод анализа, который позволил провести анализ и обобщение научных исследований, посвящённых исследованию коррупционных проявлений в сфере образования. Результаты: выявлены основные причины коррупции в сфере образования – несовершенство правовой базы, способ увеличения дохода; влияние культурных различий. Выводы: разработать и внедрить в систему образования типовой кодекс поведения в образовательном процессе, качественный подбор педагогических кадров, формирование у учеников неприятия к коррупции и коррупционным проявлениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the causes and levels of anti-corruption in education

Purpose: to analyze the causes of corruption as a negative public phenomenon and to investigate the level of corruption in the field of education according to the all-Russian center for public opinion research. Research methods: when identifying the main causes of corruption in education, we used an analysis method that allowed us to analyze and generalize research on the study of corruption in education. Results: the main causes of corruption in education are identified – imperfection of the legal framework, a way to increase income, and the impact of cultural differences. Conclusions: to develop and implement a model code of conduct in the educational process in the educational system, quality selection of teaching staff, the formation of students ' aversion to corruption and corruption manifestations.

Текст научной работы на тему «О причинах и уровнях противодействия коррупции в сфере образования»

О причинах и уровнях противодействия коррупции в

сфере образования

Олюнина А.В.,

arinaolyunina@gmail. com

Резер Т.М.,

t. m. rezer@urfu. ru

Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина (г. Екатеринбург, Россия)

УДК 351.72

Аннотация. Цель работы: проанализировать причины возникновения коррупции, как негативного общественного явления и исследовать уровень коррупции в сфере образования по данным Всероссийского центра исследования общественного мнения. Методы исследования: при выявлении основных причин возникновения коррупции в сфере образования использован метод анализа, который позволил провести анализ и обобщение научных исследований, посвящённых исследованию коррупционных проявлений в сфере образования. Результаты: выявлены основные причины коррупции в сфере образования - несовершенство правовой базы, способ увеличения дохода; влияние культурных различий. Выводы: разработать и внедрить в систему образования типовой кодекс поведения в образовательном процессе, качественный подбор педагогических кадров, формирование у учеников неприятия к коррупции и коррупционным проявлениям.

Ключевые слова: коррупция, образование, причины коррупции в образовании, антикоррупционное

законодательство, уровень коррупции в образовании.

On the causes and levels of anti-corruption in education

Olyunina A.V.,

arinaolyunina@gmail. com

Rezer T.M.,

t. m. rezer@urfu. ru

Ural Federal University named after the First President of Russia B. N. Yeltsin (Yekaterinburg, Russia)

UDC 351.72

Annotation. Purpose: to analyze the causes of corruption as a negative public phenomenon and to investigate the level of corruption in the field of education according to the all-Russian center for public opinion research. Research methods: when identifying the main causes of corruption in education, we used an analysis method that allowed us to analyze and generalize research on the study of corruption in education. Results: the main causes of corruption in education are identified - imperfection of the legal framework, a way to increase income, and the impact of cultural differences. Conclusions: to develop and implement a model code of conduct in the educational process in the educational system, quality selection of teaching staff, the formation of students ' aversion to corruption and corruption manifestations.

Keywords: corruption, education, causes of corruption in education, anti-corruption legislation, level of corruption in education.

молодежной науки

https://doi.org/10.35599/forummn/01.01.11

orum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ Введение

В России, начиная с 2008 года, реализуются антикоррупционная стратегия и Национальные планы противодействия коррупции. Борьба с коррупцией - общегосударственная задача, поэтому Национальные планы противодействия коррупции утверждаются указами президента Российской Федерации. Проведенный анализ названных правовых актов показывает, что в России создана система противодействия коррупционным правонарушениям. Подтверждением этому служат намеченные мероприятия в Национальных планах противодействия коррупции, в выполнение которых вовлечены все структуры государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная. Системный подход и вовлечение в деятельность по противодействию коррупции органов государственного управления федерального и регионального уровней, а также органов местного самоуправления позволяют говорить о проведении целенаправленной государственной политики. Однако, даже ограничив до минимума коррупционные проявления, полного уничтожения коррупции не добилось ни одно современное государство. С чем это связано? К сожалению, антикоррупционная модель поведения на сегодняшний день пока не стала социальной нормой в повседневной жизнедеятельности человека. Противостояние коррупции -дело всего российского общества, поэтому противодействие коррупции рассмотрено на примере самого большого социального института — системы образования.

В течение нескольких лет Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) проводит семинары для преподавателей вузов страны, государственных и муниципальных служащих на тему «Методика мониторинга и антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов». Преподаватели РАНХиГС и слушатели курсов отмечают важность усиления действующего законодательства, а также необходимость разработки методики, направленной на снижение коррупциогенности всего массива российских нормативных правовых актов. Уральские преподаватели также повышают свою квалификацию на этих семинарах, выступают с сообщениями, делятся опытом с коллегами.

Нормативную базу противодействия составляют положения Конституции РФ, действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство, Федеральные законы № 73-ФЗ от 31 мая 2001 г. «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральный закон № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» и иные нормативные правовые акты, ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок использования специальных знаний, а также международные правовые документы по борьбе с коррупцией, ратифицированные Государственной думой Российской Федерации

Коррупция имеет глубокие исторические корни возникновения и затрагивает все сферы человеческой деятельности. Сам термин «коррупция» происходит от латинского «согготреге», что дословно обозначает «растлевать, портить, повреждать». Следует отметить, что «коррупция» довольно сложное и неоднозначно трактуемое понятие.

Коррупция, как многоаспектное понятие, раскрывает социальное явление, которое развивается во времени и меняется в зависимости от традиций и социальных условий конкретной страны. Исходя из этого понимания сущности и содержания понятия коррупции, во многом зависит и от того, какой уровень коррупции «приемлем» для общества, а также от методов и средств её реального противодействия проявлениям коррупции.

Цель настоящего исследования заключается в проведении анализа теоретических источников и эмпирических данных в определении причин возникновения коррупции в социальной сфере. Мы поставили две задачи:

1. проанализировать из научных источников причины возникновения коррупции, как негативного общественного явления;

2. исследовать уровень коррупции в сфере образования по данным Всероссийского центра исследования общественного мнения.

Для определения причин и уровня возникновения коррупции в сфере образования были использованы метод анализа научных исследований ученых, чьи труды посвящены анализу коррупционных проявлений в социальной сфере и статистические данные Всероссийского центра исследования общественного мнения по вопросам коррупции в сфере образования.

Проблеме противодействия коррупции и выявления причин, влияющих на возникновение коррупционных правонарушений, в научных исследованиях уделяется особое внимание, так как это напрямую связно с национальной безопасностью. Нас заинтересовали несколько научных исследований в этой сфере.

Например, исследование С. Н. Шишкарёва на тему «Правовой порядок Российской Федерации в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовое исследование». В данной работе автор провел анализ коррупции в категориальном обосновании ее социально-правовой природы и сущности. Категория сущности коррупции выражается в её общей закономерности противодействия, которая обусловлена правовой связью между коррупционными взаимоотношениями и интересами конкретной личности, общества и государства. Категория социально-правовой природы коррупции выражает ее формы проявления в разных социальных контекстах, и заключается в ее обусловленности исторически сложившейся системы общественных отношений, где право - система нормативной регуляции является опосредованной формой связи государства и общества, а его эффективность определена степенью адекватности корреляции системы нормативно-правовой регуляции и общественных отношений.

Автор, дает следующее определение сущности коррупции как категории социально-правовой природы, которая выражает историческую обусловленность данного феномена системой урегулированных правом общественных отношений, где правовое противодействие коррупции отражает уровень осознания обществом ее общественной опасности; позволяет преодолеть как предельно общий, так и узкий подходы к определению понятия коррупции, доминирование которых может

негативно влиять на оценку данного явления, законотворческую практику,

определение цели и задач государственно-правового регулирования противодействия коррупции в государстве [6].

Далее М. А. Грибков в своей научной работе «Государственное управление процессами противодействия коррупции» проводит комплексное исследование существующих процессов противодействия коррупции. Основными инструментами государственного управления процессами противодействия коррупции, по мнению автора, являются такие программные документы, как национальный план и национальная стратегия противодействия коррупции. Указанные документы определяют направление государственной антикоррупционной политики и регламентируют процессы противодействия коррупции на федеральном уровне государственного управления. В ходе исследования автор приходит к выводу о том, что коррупция настолько многолика, что все существующие классификации не отражают в полной мере её сущность и предлагает классифицировать её по предметному признаку, исходя из которого, коррупция делится на материальную и нематериальную. С учетом модернизации системы государственного управления по совершенствованию антикоррупционных мер в современных российских условиях автор предлагает следующие мероприятия:

- провести доскональный анализ существующего антикоррупционного законодательства на предмет его актуальности;

- внедрить различные инновационные технологии для создания прозрачности системы государственного управления;

- изучить успешный зарубежный опыт противодействия коррупции;

- ужесточить меры наказания за совершение коррупционных деяний [2].

На наш взгляд, фундаментальным трудом в этом научном направлении можно смело считать монографию С. В. Плохова «Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере». Автор доказывает, что социальной коррупции характерна латентность и широкая распространенность. Очевидно, что коррупция в социальной сфере выступает разновидностью «бытовой», где сумма взяток меньше, но количественные показатели настолько колоссальны, что по «теневому обороту» такая коррупция выходит на первое место [3].

По мнению С. В. Плохова, коррупции в социальной сфере присуща проблема тонкой грани между благодарностью и коррупционной составляющей (взяткой). Необходимо отметить, что особая роль в противодействии коррупции в социальной сфере отводится этическим и моральным нормам, которые регулируют взаимоотношения в социальной сфере (образование, здравоохранение). Из-за искажения этических и моральных норм феномен коррупции в массовом сознании получает все большее оправдание и одобрение и считается неким шагом для решения возникающих у населения проблем. Автор в своей работе приходит к закономерному выводу, что возникновению и развитию коррупции в социальной сфере способствует комплекс условий:

1. социально-экономических - низкий уровень заработной платы, недостаточная оснащенность социальных учреждений;

2. правовых - отсутствие какой-либо возможности привлечения к уголовной ответственности в связи с пробелами в законодательстве;

3. политических - отсутствие политической воли;

4. психологических - обусловлены особенностями мотивации личности.

Поэтому мы согласны с автором, что причины и условия следует учитывать при организации противодействия коррупции

Вопросам коррупции в системе высшего образования посвящено научное исследование Е. А. Борисовой «Коррупция в системе высшего образования», где автор доказывает несовершенство системы контроля в системе высшего образования и указывает, что в современном законодательстве РФ существует ряд пробелов, которые влияют на возникновение коррупции в системе высшего образования.

Такими пробелами автор считает:

- необоснованность назначения независимых экспертов при разработке и принятии нормативных правовых актов, в том числе при конкуренции нескольких заключений (обязательной и независимой экспертиз);

- несовершенство правовой базы в сфере конкретизации субъектов правонарушений согласно нормам Уголовного кодекса РФ;

- наличие коррупциогенных факторов в нормативных правовых актах.

В исследовании для выявления пробелов в законодательстве выделяются основные компоненты феномена коррупции, исходя из специфики данной сферы, к ним относятся:

- историческая обусловленность и современная прагматичность,

- несовершенство существующего антикоррупционного законодательства и пробелы в правовом регулировании сферы образования и др.

В ходе своего исследования Е. А. Борисова приходит к выводу о том, что действенными мерами для минимизации коррупции в системе высшего образования будут являться такие мероприятия, как:

- воспитание правового и гражданского сознания населения;

- законодательное закрепление принципов, организационных и правовых основ осуществления общественного контроля;

- формирование навыков поведения в демократическом, правовом обществе, в том числе навыков антикоррупционного поведения;

- использование СМИ с привлечением экспертов, исследователей, общественных организаций для разработки, постоянного применения и использования индексов уровня коррумпированности в образовании, позволяющих сравнивать между собой регионы, образовательные учреждения, решения ветвей власти и деятельность конкретных их представителей [1].

Основная часть

Вопросом противодействия коррупции в сфере образования уделяется большое внимание на протяжении последних 20 лет. Каждый год проводится большое количество различных анкет и опросов, благодаря которым даются рекомендации по противодействию коррупции в сфере образования. Согласно одному масштабному опросу, который проводил Всероссийский центр исследования общественного мнения (ВЦИОМ), был сделан вывод, что каждый второй россиянин считает, что в первую очередь для поступления в высшие учебные заведения нужны деньги.

Мониторинг российской системы образования, который регулярно проводят эксперты Государственного университета - Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ), неоднократно показывал, что в среднем по России взятки регулярно берут около 10 % преподавателей, при этом дать взятку готовы более 20 % родителей. Проблема в том, что достоверных данных об объемах «черного нала» в образовании нет. По сведениям Департамента по борьбе с экономическими преступлениями МВД России, причина отсутствия этих цифр довольно ясна, так как выявление этого вида преступления крайне затрудняет его латентность: информацию о взятках скрывают не только принимающие, но и сдающие экзамены «из-за боязни, что их не зачислят или отчислят из вуза». При этом оперативники не сомневаются, что «более половины преступлений, совершенных в системе образования, связаны именно со взятками, причем не только полученными при вступительных или выпускных экзаменах, но также и на промежуточных аттестациях обучающихся либо на защитах диссертаций». Важно отметить, что на форуме сайта www.postupim.ru завели отдельную рубрику «Сижу на ЕГЭ. Помогите». Конечно, не безвозмездно. Чтобы получить доступ на подобные сайты, необходимо отправить SMS, стоимость такой услуги составляет не ниже 100 руб.

Другим ярким примером проявления коррупции в сфере образования служат данные полученные в ходе работы «горячей линии», организованной Общественной палатой РФ, во время проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Главной задачей «горячей линии» было выявить нарушения, которые происходят во время проведения школьных экзаменов. Только за первый день работы «горячей линии» было принято более 2 тысяч звонков от граждан России. Как выяснилось в ходе работы «горячей линии», главная проблема в образовательной сфере - это по-прежнему коррупция. Большая часть позвонивших на «горячую линию» школьников и их родителей рассказали о том, что у них вымогают деньги. Многие даже называли расценки за успешную сдачу ЕГЭ. Как оказалось, самые «ходовые» предметы - это русский язык и математика. Например, в среднем в России стоимость ЕГЭ по математике составляет примерно 150 тысяч рублей, причем сдача русского языка дешевле - примерно 100 тысяч рублей. По заявлению позвонивших на «горячую линию», это еще приемлемая цена, бывает и значительно дороже. Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что выпускники в курсе прейскуранта на экзамены и, к большому сожалению, для многих это норма. Существующее положение подтверждает и то, что часть позвонивших по телефону «горячей линии»

интересовались, почем можно купить ЕГЭ по тем или иным предметам и искренне недоумевали, что эти услуги вообще не законны.

Для того чтобы разобраться в причинах возникновения коррупции в сфере образования и определить факторы способствуют развитию коррупционных преступлений в образовательной среде обратимся к исследованию ВЦИОМ, проведенному в 2015 году.

Данное исследование показало нам, что лишь 9 % респондентов считают, что сфера образования поражена коррупцией, так как лидирующее место в списке возглавили полиция и Госавтоинспекция. Для того, чтобы выделить причины возникновения коррупции в сфере образования нужно рассмотреть наиболее распространённые ситуации, которые могут случиться с каждым в повседневной жизни.

Примером первой причины возникновения коррупции в сфере образования является откровенно незаконные акты мошенничества или подкупа. Эта причина возникла при введении системы ЕГЭ, которая превратилась в один из главных коррупционных механизмов в образовании. Стоит заметить и тот факт, что на протяжении последних 5 лет, вопросу организации ЕГЭ уделяется большое внимание. Для того, чтобы сократить возможность совершения коррупционных преступлений каждый год внедряются все новые механизмы контроля за ходом проведения ЕГЭ на всей территории России.

Второй причиной возникновения коррупции в сфере образования, и наиболее актуальной в современных реалиях жизни это коррупция как способ увеличения дохода. Существует большое количество ситуаций, когда преподаватели требуют от учеников плату за частные уроки, участие в различных курсах, семинарах и круглых столах, при этом все методические материалы, необходимые для посещения платных занятий, приобретаются за счет родителей. В большинстве развитых стран данная ситуация рассматривается как коррупция. Зачастую такое поведение оценивается в современных условиях менее жестко, потому что зарплата учителей крайне низкая или вовсе задерживается в течение нескольких месяцев. В подобных жизненных условиях у человека не остается выбора, поэтому данная практика негласного попустительства приводит к ухудшению качества образования.

Третьей причиной возникновения коррупции в сфере образования является влияние культурных различий (например, процесс дарения). В то время как подарки невысокой стоимости часто удовлетворяют культурные ожидания, данная практика иногда перерастает в мелкое вымогательство. Порой небольшой презент является обычным делом. Например, букет цветов, коробка конфет или бутылка коньяка в знак уважения или благодарности за помощь. По данным исследования ВЦИОМ, 61 % респондентов полагает, что с подарков и небольших денежных сумм в конвертах в России и начинается коррупция.

Заключение

Большое количество авторов сделали вывод о том, что коррупция затрагивает все сферы человеческой деятельности, поэтому сфера образования не является исключением.

Для минимизации коррупционных проявлений в сфере образования нужно рассматривать целый комплекс мер, которые будут способствовать минимизации данного явления в образовательной среде. Прежде всего, изучение уже выявленных причин, поможет создать устойчивый комплекс мер, благодаря которым возможно будет избежать новых случаев коррупционных действий. Для этого необходимо порекомендовать учебным заведениям всех уровней образования на своей базе разработать и внедрить в профессиональную деятельность специальный кодекс поведения должностных лиц. Педагоги должны понимать и знать, какие действия могут быть истолкованы как коррупционные. Данные кодексы помогут разграничить действия педагогов и обезопасить их действия во время трудовой деятельности.

Следующим и, наверное, важным механизмом противодействия коррупции в сфере образования является качественный подбор педагогических кадров и, прежде всего, руководства учебных заведений. Потому что высшее руководство учебных заведений должно служить примером для подчиненных лиц, так как приверженность руководства к честной работе является важной составляющей минимизации коррупционной деятельности. Следует также внедрять антикоррупционное образование, которое основывается на прозрачности процесса обучения, изучении юридических, и этических аспектов коррупции. Потому что в ходе учебного процесса необходимо формировать у учеников неприятие к коррупции, коррупционным проявлениям, а также объяснять, что за совершение данных действий следует наказание. Подобные практики уже созданы и успешно реализуются в Польше, Литве и Австрии [4,5].

Еще одним шагом на пути противодействия коррупции в сфере образования является наличие свободной прессы и СМИ, главной задачей которых будет являться разоблачение сомнительных практик и привлечение к этому явлению граждан, которые хотят добиться честности в системе образования. Для реализации данной практики учебные заведения должны создать прозрачные процедуры в образовательном процессе и обеспечить функционирование механизма выявления коррупционных действий на всех уровнях образования.

Библиографический список

1. Борисова Е. А. Коррупция в системе высшего образования: автореф. на соискание ученой степени канд. соц. наук: 22.00.08 - социология управления М., 2013. 24 с.

2. Грибков М.А. Государственное управление процессами противодействия коррупции: атореф. на соискание ученой степени канд. экон. наук: 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством (менеджмент) М., 2012. 26 с.

3. Плохов С. В. Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере: криминологический анализ коррупции в областях здравоохранения и образования: монография. М.: Юрлитинформ, 2015. 261 с.

4. Противодействие коррупции в сфере образования: учеб. пособие / Т. М. Резер, И. В. Верстунина. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2015. 115 с.

5. Противодействие коррупции в социальной сфере / Т. М. Резер. Екатеринбург: УрФУ, 2018. 144 с.

6. Шишкарёв С. Н. Правовой порядок Российской Федерации в сфере противодействия коррупции: теоретико-правовое исследование: автореф. на соискание ученой степени докт. юрид. наук: 12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. М., 2010. 53 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.