Научная статья на тему 'Противодействие коррупции как фактор повышения эффективности предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в пенитенциарной системе'

Противодействие коррупции как фактор повышения эффективности предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в пенитенциарной системе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
92
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Противодействие коррупции как фактор повышения эффективности предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в пенитенциарной системе»

Киселев Алексей Васильевич, старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН;

Борисенко Ксения Александровна, преподаватель кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики юридического факультета Владимирского юридического института ФСИН

Противодействие коррупции как фактор повышения эффективности предупреждения преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств в пенитенциарной системе

Современный этап функционирования пенитенциарной системы государства характеризуется не только совершенствованием уголовно-исполнительной политики, но и оптимизацией механизма борьбы с противоправной деятельностью на территории учреждений, исполняющих наказание. Безусловно, принимаемые на сегодняшний момент меры дают определенные положительные результаты в обеспечении правопорядка, организации режима и осуществления надзора за осужденными, а также профилактики ряда преступлений.

Анализируя сведения о состоянии преступности среди осужденных, можно увидеть, что идет снижение уровня противоправных деяний в сфере незаконного оборота наркотических средств. Так, например, согласно Отчету о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях УИС за 2015—2016 годы, в 2015 году было зафиксировано 192 преступления по ст. 228 УК РФ, в 2016 году зафиксировано 146 преступлений, что на 23% меньше аналогичного периода прошлого года1. Данную тенденцию, по мнению авторов, можно определить, с одной стороны, как положительный результат высокоорганизованной комплексной деятельности всех субъектов выявления и сопровождения раскрытия данной группы преступлений; с другой стороны, имеются основания предполагать усложнение «качества» пенитенциарной преступности, сопряженной с повышением уровня криминального профессионализма, сопровождающейся сращиванием коррумпированности сотрудников и наркопреступности среди осужденных. Не случайно нами предполагается взаимообусловленность, детерминированная зависимость одной группы преступлений от другой.

Употребление наркотических средств осужденными в местах лишения свободы в первую очередь требует наличия определенного канала (способа) их поставки (доставки). В то же время субъектом данной цепи нередко выступает сотрудник исправительного учреждения, заинтересованный в получении денежных средств, материальных ценностей. Так, например, в июле 2016 года был признан виновным сотрудник ОИК-8 ГУФСИН России по Иркутской области в совершении ряда преступлений, связанных с превышением должностных полномочий и получением взятки по факту оказания посредничества в предоставлении и доставке осужденным запрещенных предметов, в том числе наркотических средств2.

Кроме того, легально-нормативное подкрепление указанного положения содержит в себе Указание Генпрокуратуры России, МВД России № 2 от 13 декабря 2016 года № 797/11 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», где в перечне № 23 относительно преступлений коррупционной направленности обозначены анализируемые авторами составы противоправных деяний3.

В рассматриваемых условиях борьба с коррупционной преступностью, связанная с незаконным оборотом наркотических средств, определяет не только постановку вопроса, но актуализирует под-

1 Отчет о состоянии преступности среди лиц, содержащихся в исправительных колониях, лечебных исправительных и лечебно-профилактических учреждениях УИС за 2015— 2016 гг. (Форма статистической отчетности 16-ИУ).

2 В г. Саянске осужден бывший работник объединения исправительных колоний № 8 // Официальный сайт ФСИН России. URL: http://фсин.рф/news/detail.php?ELEMENT_ID=264142&sphrase_id=99850

3 О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности: указание Генпрокуратуры России № 797/11, МВД России № 2 от 13 декабря 2016 г URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=209595&rnd=259927.229 7615933&dst=100007&fld=134#1

робное рассмотрение мер превентивного порядка. В этой связи согласимся с теорией факторного подхода, определяющего причины и условия реализации правовых норм и рекомендаций в целом и деятельности правоохранительной системы в частности. Выделение отдельных комплексных факторов, влияющих на ход, криминалистическое обеспечение и алгоритм раскрытия наркокоррупционных преступлений в УИС, позволит не только исследовать правоприменительную практику в области противодействия криминальному элементу, но и проанализировать внутреннее структурное содержание, взаимосвязи и взаимозависимости преступного события, и, как следствие, сформировать условия для повышения эффективности оперативно-профилактической работы в пенитенциарном ведомстве.

По нашему мнению, негативным базисом (условием) в этой связи выступает реальная возможность использования должностных полномочий пенитенциарным персоналом в целях осуществления противоправной деятельности. К примеру, сотрудники оперативных подразделений (в первую очередь исправительных учреждений, а не территориальных органов (управлений) ФСИН России) наделены широким диапазоном должностных возможностей по принятию различного рода решений, беспрепятственного общения с осужденными и т. д. В свою очередь, правовой нигилизм, терпимость к коррупционным проявлениям позволяют тем или иным образом содействовать проникновению запрещенных предметов на территорию исправительного учреждения. Так, например, 21 января 2015 года сотрудниками подразделения собственной безопасности ФСИН России совместно с другими правоохранительными органами по Красноярскому краю выявлен факт незаконного приобретения и хранения наркотических средств в крупном размере младшим инспектором отдела безопасности ИК-31 УФСИН России по Красноярскому краю1.

Сбыт наркотических средств сотрудниками осужденным чаще всего происходит в дневное (рабочее) время, когда контроль за исполнением уголовного наказания осуществляется теми же сотрудниками. В целях предотвращения подобных действий эффективным будет установление круглосуточного видеонаблюдения в помещениях отрядов, камерах, рабочих зонах.

Местом совершения преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств в исправительных учреждениях часто оказываются производственная зона, транспортные, железнодорожные, проходные контрольно-пропускного пункта. На указанных участках территории исправительного учреждения имеет место достаточно интенсивное и порой круглосуточное передвижение людей и транспортных средств, а, следовательно, персоналу учреждения достаточно сложно сохранить бдительность при выполнении своих обязанностей. Так, например, в августе 2016 года сотрудник ФКУ ИК-1 ГУФСИН России по Ростовской области пронес на режимную территорию во внутреннем кармане полевой форменной куртки наркотическое средство в крупном размере, в последующем намереваясь перепродать его осужденным2.

Что же касается коррупционной преступной цепочки «сотрудник — осужденный», факт передачи наркосодержащего средства может быть реализован и в служебном кабинете должностного лица.

Способ совершения преступления определяет его последствия с криминалистической точки зрения, под которыми, по мнению авторов, следует понимать описание оставляемых типичных следов и мест их вероятного обнаружения. Характерными следами, изымаемыми при совершении рассматриваемого вида преступлений, являются следы наркотических средств, факты телефонных переговоров и др.

Для результативного и качественного раскрытия и расследования преступлений в сфере незаконного оборота наркотических средств, совершаемых в уголовно-исполнительной системе, необходимо учитывать основные факторы, которые влияют на процесс раскрытия данной группы преступлений.

Анализ правоприменительной практики свидетельствует о большом количестве групп факторов (условий, обстоятельств), непосредственно или опосредованно влияющих на эффективность выявления и раскрытия преступлений рассматриваемой группы, среди которых можно выделить:

— организационно-правовые факторы;

— территориальные факторы;

— психолого-социальные факторы;

1 Официальный сайт ГУФСИН по Красноярскому краю. URL: http://www.24.фсин.рф/ysb/rabota_usb. php?month=6&year=2015

2 Тюремный портал России. URL: http://prisonlife.ru/control/4023-sotrudnik-ispravitelnoy-kolonii-1-h-trudovoy-rostovskoy-oblasti-obvinyaetsya-v-sbyte-narkotikov.html (дата обращения: 10.11.2016).

290

ISSN 2078-5356

Юридическая наука и практика

— факторы, связанные с общей оперативной обстановкой и деятельностью по борьбе с преступностью в регионе и пр.

В рамках исследования рассмотреть все группы факторов не представляется возможным, поэтому авторы убеждены, что предопределяющим и базисным была и остается организационно-правовая группа, к которой следует относить:

1) уровень развития уголовно-процессуального и ведомственного законодательства, обеспечительной функции права в борьбе с пенитенциарной преступностью;

2) режим функционирования исправительных учреждений и надзор за осужденными;

3) наличие уголовно-процессуальных функций у должностных лиц учреждений и органов УИС;

4) сочетание оперативно-разыскных и режимных мероприятий, реализуемых на территории исправительных учреждений;

5) закрытый характер учреждений, исполняющих наказания;

6) применение аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля на режимной территории;

7) кадровое, техническое, методическое обеспечение деятельности органов, задействованных в процессе выявления, раскрытия, расследования пенитенциарных преступлений;

8) вопросы организации координации и взаимодействия органов в сфере борьбы с коррупционной преступностью и пресечением каналов поставки наркосодержащих средств в УИС.

Таким образом, можно отметить, что на успешность процесса расследования в целом и производство отдельных следственных действий в частности оказывают огромное влияние несколько обозначенных групп факторов. Их учет является своеобразной системой координат, в рамках которых реализуется первоначальный этап расследования наркокоррупционных преступлений в УИС. Комплексность исследования указанных элементов представит возможность обеспечения системного характера борьбы с пенитенциарной преступностью.

Красовский Артем Валерьевич, старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Нижегородской академии МВД России

Некоторые проблемы противодействия незаконной игорной деятельности

В русском языке слово «противодействие» трактуется как «действие, препятствующее другому действию»1.

В правоохранительной деятельности под термином «противодействие» следует понимать осуществляемый должностными лицами компетентных органов процесс применения законных мер, направленных на противостояние криминальным проявлениям. Понимание детерминантов того или иного деликта, механизма его совершения взаимосвязано с процессом противодействия криминальным проявлениям. Ранее на примере коррупции в органах внутренних дел мы уже подчеркивали такую взаимосвязь2. В рамках настоящей статьи на основе имеющегося практического опыта предпринята попытка обозначить некоторые проблемы противодействия незаконной игорной деятельности, справедливо отнесенной И.М. Мацкевичем к одному из видов организованной экономической преступности3.

Законодатель всю область правонарушений в области незаконных азартных игр разграничил на административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о лотереях»4, и уголовное преступление, предусмотренное статьей 1712 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр»5. В рамках настоящей статьи не будем уде-

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. URL: http://dic.academic.ru

2 Красовский А.В. Виды коррупционных проявлений в органах внутренних дел и их детерминанты // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32). С. 251.

3 Мацкевич И.М. Организованная экономическая преступная деятельность. Криминология: вчера, сегодня, завтра. URL: http:// cyberleninka.ru/article/v/organizovannaya-ekonomicheskaya-prestupnaya-deyatelnost

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.05.2017).

5 Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.05.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.