Научная статья на тему 'Некоторые проблемы противодействия незаконной игорной деятельности'

Некоторые проблемы противодействия незаконной игорной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
535
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Красовский Артем Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые проблемы противодействия незаконной игорной деятельности»

— факторы, связанные с общей оперативной обстановкой и деятельностью по борьбе с преступностью в регионе и пр.

В рамках исследования рассмотреть все группы факторов не представляется возможным, поэтому авторы убеждены, что предопределяющим и базисным была и остается организационно-правовая группа, к которой следует относить:

1) уровень развития уголовно-процессуального и ведомственного законодательства, обеспечительной функции права в борьбе с пенитенциарной преступностью;

2) режим функционирования исправительных учреждений и надзор за осужденными;

3) наличие уголовно-процессуальных функций у должностных лиц учреждений и органов УИС;

4) сочетание оперативно-разыскных и режимных мероприятий, реализуемых на территории исправительных учреждений;

5) закрытый характер учреждений, исполняющих наказания;

6) применение аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля на режимной территории;

7) кадровое, техническое, методическое обеспечение деятельности органов, задействованных в процессе выявления, раскрытия, расследования пенитенциарных преступлений;

8) вопросы организации координации и взаимодействия органов в сфере борьбы с коррупционной преступностью и пресечением каналов поставки наркосодержащих средств в УИС.

Таким образом, можно отметить, что на успешность процесса расследования в целом и производство отдельных следственных действий в частности оказывают огромное влияние несколько обозначенных групп факторов. Их учет является своеобразной системой координат, в рамках которых реализуется первоначальный этап расследования наркокоррупционных преступлений в УИС. Комплексность исследования указанных элементов представит возможность обеспечения системного характера борьбы с пенитенциарной преступностью.

Красовский Артем Валерьевич, старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Нижегородской академии МВД России

Некоторые проблемы противодействия незаконной игорной деятельности

В русском языке слово «противодействие» трактуется как «действие, препятствующее другому действию»1.

В правоохранительной деятельности под термином «противодействие» следует понимать осуществляемый должностными лицами компетентных органов процесс применения законных мер, направленных на противостояние криминальным проявлениям. Понимание детерминантов того или иного деликта, механизма его совершения взаимосвязано с процессом противодействия криминальным проявлениям. Ранее на примере коррупции в органах внутренних дел мы уже подчеркивали такую взаимосвязь2. В рамках настоящей статьи на основе имеющегося практического опыта предпринята попытка обозначить некоторые проблемы противодействия незаконной игорной деятельности, справедливо отнесенной И.М. Мацкевичем к одному из видов организованной экономической преступности3.

Законодатель всю область правонарушений в области незаконных азартных игр разграничил на административное правонарушение, предусмотренное статьей 14.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о лотереях»4, и уголовное преступление, предусмотренное статьей 1712 УК РФ «Незаконные организация и проведение азартных игр»5. В рамках настоящей статьи не будем уде-

1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. URL: http://dic.academic.ru

2 Красовский А.В. Виды коррупционных проявлений в органах внутренних дел и их детерминанты // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2015. № 4 (32). С. 251.

3 Мацкевич И.М. Организованная экономическая преступная деятельность. Криминология: вчера, сегодня, завтра. URL: http:// cyberleninka.ru/article/v/organizovannaya-ekonomicheskaya-prestupnaya-deyatelnost

4 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федеральный закон от 30 декабря 2001 г № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.05.2017).

5 Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.05.2017).

лять внимание антиобщественной деятельности, а остановимся более подробно на общественно опасной форме рассматриваемого криминального проявления.

Широкому распространению незаконного обогащения за счет проведения азартных игр способствует сходство с законной коммерческой деятельностью. Иллюзию отсутствия вреда каким-либо субъектам достаточно аргументированно развеял И.Н. Мосечкин, обозначив перечень так называемых «потерпевших»:

— физические лица, к которым следует относить потребителей услуг незаконных игорных заведений, работников нелегальных казино, а также собственников и работников легальных игорных заведений;

— организации в сфере игорного бизнеса, действующие исключительно на законной основе;

— государство1.

Криминальный игорный бизнес является частью теневой экономики и не требует уплаты каких-либо налогов или сборов. Вложенные в криминальный игорный бизнес средства достаточно быстро окупаются и приносят сверхприбыль. Получение криминальных дивидендов от вложений в так называемый «грех зеленого сукна» основывается на человеческой зависимости, которую можно сравнить с алкогольной или наркотической. Лудомания, или игорная зависимость, заставляет человека тратить все больше денежных средств в надежде на выигрыш, однако в итоге выигрывают только организаторы такого бизнеса.

На основе сделанной нами краткой характеристики подпольной игорной деятельности обозначим некоторые проблемы противодействия данному криминальному проявлению.

1. Незаконный игорный бизнес сопровождается участием должностных лиц органов власти. При этом такое участие может быть выражено как в пассивной, так и в активной форме. Наглядным примером пассивной формы является бездействие государственного, муниципального служащего или сотрудника правоохранительных органов, осведомленного о функционировании подпольного игорного заведения. Активная форма предполагает корыстную, либо иную личную заинтересованность специального субъекта в функционировании подпольного казино, то есть борьба с незаконным игорным бизнесом тесно связана с противодействием коррупции.

2. Несовершенство правового института ответственности виновных лиц. Ввиду отсутствия законодательного запрета не привлекаются к какой-либо ответственности ни потребители услуг криминальных казино, ни собственники объектов недвижимого имущества, в которых сотрудниками правоохранительных органов выявляются преступления рассматриваемой категории. Такая легитимность действий указанных участников подпольной игорной индустрии вызывает глубокие сомнения.

3. Отсутствие механизма расчета ущерба, причиненного противоправной деятельностью. В настоящее время такая задача решается, как правило, путем проведения оперативно-разыскных мероприятий. Очевидно, что не всегда представляется возможным добыть необходимые для решения данной проблемы результаты.

Для формулирования предложений по решению обозначенных нами проблем противодействия незаконному игорному бизнесу обратимся к мнению других исследователей. Так, И.Н. Соловьев предложил разработать новые законодательные инструменты противодействия подпольной игорной индустрии2. По мнению И.Н. Мосечкина, назрела необходимость создания института уголовной ответственности за содержание игорного притона3. Мы разделяем мнение указанных авторов, подчеркивающих важность внесения изменений и дополнений на законодательном уровне, но считаем, что они должны быть ориентированы не только на обеспечение расследования данного вида преступлений, но и направлены на снижение числа совершения таких преступлений.

Полагаем, что сказанное позволяет сформулировать следующие предложения по принятию законодательных мер, направленных на повышение эффективности противодействия незаконной игорной индустрии.

1 Мосечкин И.Н. К вопросу об определении жертв организации и проведения азартных игр // СПС «Консуль-тантПлюс» (дата обращения: 16.05.2017).

2 Соловьев И.Н. Игорный бизнес: нужны новые законодательные инструменты // Российское агентство правовой и судебной информации. URL: http://rapsinews.ru/legislation_publication/20121213/265762180.html (дата обращения: 19.05.2017).

3 Мосечкин И.Н. Необходимость установления уголовной ответственности за содержание игорного притона // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 16.05.2017).

292

ISSN 2078-5356

Юридическая наука и практика

1. Считаем, что назрела необходимость криминализировать действия лиц, пользующихся услугами подпольных казино и собственников помещений, в которых располагаются такие заведения. Представляется, что создание института как административной, так и уголовной ответственности для указанной категории лиц сведет к минимуму существующую популярность данного криминального явления. Одновременно с этим в рамках создания предлагаемых институтов необходима проработка соответствующих видов уголовных либо административных наказаний, среди которых, на наш взгляд, должны доминировать значительные денежные штрафы.

2. В системе мер противодействия нелегальным игорным заведениям на законодательном уровне разработать и внедрить в практику эффективный механизм расчета причиненного ущерба от деятельности подпольных казино. Считаем, что в решении данной проблемы может быть использован опыт расчета ущерба от несанкционированных подключений к сетям газораспределения1.

3. Появление и функционирование подпольного игорного заведения следует рассматривать через призму недобросовестного исполнения своих функциональных обязанностей ответственными должностными лицами органов власти, и соответственно по результатам объективных проверочных действий виновные должны привлекаться к уголовной, административной или дисциплинарной ответственности.

В качестве заключения хотим отметить, что сформулированные нами предложения будут способствовать выявлению и раскрытию преступлений, иметь существенное значение в процессе оздоровления экономики нашей страны, а также противодействия коррупции.

Телицын Николай Александрович, преподаватель кафедры профессиональной деятельности сотрудников подразделений экономической безопасности Нижегородской академии МВД России;

Газиев Абдурашид Магомедшапиевич, курсант 2 курса факультета подготовки специалистов по расследованию экономических преступлений Нижегородской академии МВД России

Несовершенство законодательства как фактор роста противоправных посягательств

в сфере государственных закупок

О важности повышения степени эффективности государственных и муниципальных закупок свидетельствует то, что с их помощью реализуются не только задачи государственного и муниципального управления государством, но и вопросы, касающиеся организации хозяйственной и социальной жизни общества. Ежегодно, несмотря на тяжелое финансовое положение страны, санкции и низкие цены на энергоносители, все более и более увеличивается государственное финансирование буквально всех сфер жизнедеятельности общества и государства. Так, например, в 2016 году по сравнению с 2015 годом объем финансирования увеличился с 29,496 трлн рублей до 32,124 трлн рублей2. К сферам, подлежащим государственному финансированию, можно отнести и жилищно-коммунальное хозяйство (около 500 млрд рублей бюджетных денежных средств ежегодно)3, и дороги (в 2016 г. выделено около 350 млрд рублей бюджетных денежных средств, в т. ч. 64 млрд рублей на строительство Керченского моста)4, и сферу здравоохранения (в 2016 г. выделено около 2,8 трлн рублей бюджетных средств и средств государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования)5, культуры и спорта. Кроме того, это и закупка продуктов питания для детских садов, школ, больниц, домов престарелых. Также строительство

1 Об утверждении методических рекомендаций расчета ущерба от несанкционированных подключений к сетям газораспределения и газопотребления и несанкционированных вмешательств в работу приборов учета газа: приказ Министерства энергетики РФ от 18 декабря 2015 г № 975. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/ prime/doc/71223190/#ixzz4k47KNSHG

2 URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html (дата обращения: 17.06.2017).

3 URL: https://rns.online/economy/Putin-finansirovanie-sferi-ZHKH-v-obeme-500-mlrd-rublei-nepodemno-dlya-byudzheta-2016-01-25/ (дата обращения: 16.06.2017).

4 URL: https://www.vedomosti.ru/realty/articles/2016/01/22/625033-stroitelstvo-dorog-menshe-deneg (дата обращения: 13.06.2017).

5 URL: https://www.eg-online.ru/news/301626/ (дата обращения 19.06.2017).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.