Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ХИЩЕНИЯМ ЛОМА МЕТАЛЛА ПРИ ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ХИЩЕНИЯМ ЛОМА МЕТАЛЛА ПРИ ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / ЛОМ МЕТАЛЛА / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРЕСТУПНИКИ / КРАЖА МЕТАЛЛА / ОХРАНА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свистильников А.Б., Челядинов Д.В.

Статья посвящена вопросам противодействия хищениям лома черного и цветного металла, перевозимого на переплавку железнодорожным транспортом. Кражи грузов на железнодорожном транспорте являются одним из наиболее сложных и трудно раскрываемых видов преступлений. Причиной тому служит большая площадь территории нашей страны и значительное количество перевозимых по железной дороге грузов, именно поэтому железнодорожный транспорт привлекает внимание преступников. Для частичного разрешения изложенных проблем в этой сфере авторами было проведено исследование, по результатам которого подготовлена данная практико-ориентированная статья. В ней подробно исследуются различные факты краж лома металла в период его транспортировки железнодорожным транспортом из г. Москвы в г. Старый Оскол. Проводится детальный анализ следования груза по всем станциям, где осуществляется его контроль и взвешивание. Рассматриваются вопросы, касающиеся технических характеристик используемых весовых устройств, а также погрешности при взвешивании вагонов в статическом и динамическом состоянии. Исследуются криминогенные территории и перегоны, на которых совершаются кражи иного имущества из железнодорожных вагонов. На основе проведенного анализа выдвигаются возможные версии по совершаемым преступлениям и предлагаются мероприятия, направленные на предупреждение краж в этих местах. Также в статье детально исследованы вопросы приемки грузов как представителями железнодорожного транспорта, так и представителями хозяйствующего субъекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Свистильников А.Б., Челядинов Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANTI-THEFT OF METAL SCRAP DURING ITS TRANSPORTATION BY RAILWAY

The article is devoted to the issues of the anti-theft of ferrous and non-ferrous metal scrap transported for remelting by rail (hereinafter referred to as railway transport). Theft of goods on railway transport, as a direction of police activity, is one of the most difficult types of law enforcement activities of the internal affairs bodies. The reason for this is the large area of the territory of our country and a significant amount of goods transported by rail. That is why railway transport attracts criminals. To partially resolve the problems outlined in this area, the authors conducted a study, based on the results of which this practice-oriented article was prepared. It examines in detail various facts of the theft of scrap metal during its transportation from Moscow to Stary Oskol. A detailed analysis of the movement of cargo at all stations is carried out, where it is controlled and weighed. The issues concerning the technical characteristics of the used weighing devices, as well as the error in weighing cars in a static and dynamic state, are considered. Investigated are criminogenic areas and railroad tracks where criminals steal other property from railway cars. On the basis of the analysis carried out, possible versions of the crimes committed and measures aimed at preventing thefts in these places are put forward. Also, the article examines in detail the issues of acceptance of goods both by representatives of railway transport and by representatives of an economic entity.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ХИЩЕНИЯМ ЛОМА МЕТАЛЛА ПРИ ЕГО ТРАНСПОРТИРОВКЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ»



11 I ] г II 1М1 1Н А 1 в Л И щ Г1 I

01 РАТ 1 ■ 1 Q| Н 0- РО Q|| СКНА

противодействие хищениям лома металла

при его транспортировке железнодорожным

транспортом

anti-theft of metal scrap during its transportation by railway

УДК 343

А.Б. СВИСТИЛЬНИКОВ,

кандидат юридических наук, доцент (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) 920272711@mail.ru

Д.В. ЧЕЛЯДИНОВ,

кандидат технических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) dmit.chelyadinow2013@yandex.ru

ALEXANDER B. SVISTILNIKOV,

Candidate of Law, Associate Professor (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

DMITRY V. CHELYADINOV,

Candidate of Technical Sciences (Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Belgorod, Russia)

Аннотация: статья посвящена вопросам противодействия хищениям лома черного и цветного металла, перевозимого на переплавку железнодорожным транспортом.

Кражи грузов на железнодорожном транспорте являются одним из наиболее сложных и трудно раскрываемых видов преступлений. Причиной тому служит большая площадь территории нашей страны и значительное количество перевозимых по железной дороге грузов, именно поэтому железнодорожный транспорт привлекает внимание преступников.

Для частичного разрешения изложенных проблем в этой сфере авторами было проведено исследование, по результатам которого подготовлена данная практико-ориентированная статья.

В ней подробно исследуются различные факты краж лома металла в период его транспортировки железнодорожным транспортом из г. Москвы в г. Старый Оскол. Проводится детальный анализ следования груза по всем станциям, где осуществляется его контроль и взвешивание. Рассматриваются вопросы, касающиеся технических характеристик используемых весовых устройств, а также погрешности при взвешивании вагонов в статическом и динамическом состоянии.

Исследуются криминогенные территории и перегоны, на которых совершаются кражи иного имущества из железнодорожных вагонов. На основе проведенного анализа выдвигаются возможные версии по совершаемым преступлениям и предлагаются мероприятия, направленные на предупреждение краж в этих местах.

Также в статье детально исследованы вопросы приемки грузов как представителями железнодорожного транспорта, так и представителями хозяйствующего субъекта.

Ключевые слова: полиция, лом металла, железнодорожный транспорт, преступники, кража металла, охрана.

Для цитирования: Свистильников А.Б., Челядинов Д.В. Противодействие хищениям лома металла при его транспортировке железнодорожным транспортом // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. 2022. № 2. С. 54-58.

Abstract: the article is devoted to the issues of the anti-theft of ferrous and non-ferrous metal scrap transported for remelting by rail (hereinafter referred to as railway transport).

Theft of goods on railway transport, as a direction of police activity, is one of the most difficult types of law enforcement activities of the internal affairs bodies. The reason for this is the large area of the territory of our country and a significant amount of goods transported by rail. That is why railway transport attracts criminals.

To partially resolve the problems outlined in this area, the authors conducted a study, based on the results of which this practice-oriented article was prepared.

It examines in detail various facts of the theft of scrap metal during its transportation from Moscow to Stary Oskol. A detailed analysis of the movement of cargo at all stations is carried out, where it is controlled and weighed. The issues concerning the technical characteristics of the used weighing devices, as well as the error in weighing cars in a static and dynamic state, are considered.

Investigated are criminogenic areas and railroad tracks where criminals steal other property from railway cars. On the basis of the analysis carried out, possible versions of the crimes committed and measures aimed at preventing thefts in these places are put forward.

Also, the article examines in detail the issues of acceptance of goods both by representatives of railway transport and by representatives of an economic entity.

Keywords: police, scrap metal, railway transport, criminals, theft of metal, security.

For citation: Svistilnikov A.B., Chelyadinov D.V. Anti-theft of metal scrap during its transportation by railway // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. 2022. № 2. P. 54-58.

Анализ состояния преступности в России за 2021 г. показывает, что больше половины всех зарегистрированных преступлений (55,3%) составляют хищения чужого имущества. Из них 733,1 тыс. совершены путем кражи1. Не наступило кардинальных изменений с данным видом преступлений и в первом квартале 2022 года.

Аналогичная тенденция прослеживается в статистических сведениях по преступлениям, совершаемым на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры. За 2021 год там совершено 12060 краж, из которых - 6309 были раскрыты, а 5123 остались нераскрытыми. Тем не менее транспортной полицией выявлено 7104 лица, совершивших данные преступления.

Особую озабоченность и тревогу вызывают кражи грузов на транспорте, которых за 2021 г. совершено 1552. Из них раскрыто 1107 преступлений, а 496 краж остались нераскрытыми. Усилиями сотрудников транспортной полиции в 2021 году выявлено и привлечено к уголовной ответственности 1149 лиц2.

Предлагаемая статья подготовлена по материалам анализа уголовных дел о кражах лома металла при его транспортировке железнодорожным транспортом3, а также по оперативно-служебным материалам территориальных органов

1 Состояние преступности в России за январь - декабрь 2021 года / ГИАЦ МВД России. - Москва, 2022.

2 Состояние преступности в России за январь - декабрь 2021 года / ГИАЦ МвД России. - Москва, 2022. С. 52.

3 Уголовные дела № 11701140027000421,

11701140027000483, возбужденные в 2017 г.; уголовное дело

№ 12001140027000136, возбужденное 13.02.2020, и др.

внутренних дел4 и научным публикациям отдельных исследователей [2, 5; 6; 7; 8]. Основной ее целью является изложение различных аспектов деятельности сотрудников полиции, работников железнодорожного транспорта, а также лиц, совершающих кражи лома металла при его транспортировке по железной дороге [4, с. 113-117].

Известно, что по общей протяженности железных дорог Россия занимает третье место в мире, уступая США и Китаю, и второе место - по протяженности электрифицированных железных дорог. Экологичность и дешевизна перевозок железнодорожным транспортом привлекает в этой связи внимание хозяйствующих субъектов при выборе ими способов транспортировки лома черного металла.

Услугами железнодорожного транспорта пользуется и Оскольский электрометаллургический комбинат5, в технологическом цикле которого используется лом черных металлов, поставляемый преимущественно железнодорожным транспортом из г. Москвы. Отправителем груза чаще всего является ООО «Вторметпроект», а отгрузка осуществляется с железнодорожных станций «Перово» и «Гривно».

Лом черных металлов, как правило, перевозится в стандартных полувагонах без охраны. Исследование показало, что нормативные правовые акты ОАО «РЖД» не обязывают охранять грузы данной категории в пути следования. Прибывающие полувагоны с ломом черных металлов подаются на станцию «Металлургическая»

4 Аналитические материалы подразделения уголовного розыска отдела полиции № 1 УМВД России по г. Старому Осколу за 2017-2020 гг.

5 Далее - ОАО «ОЭМК».

ОАО «ОЭМК», где производится первое динамическое взвешивание вагона. Для понимания принципа действия вагонного весового оборудования, используемого для взвешивания, мы обратились к теоретическим аспектам данного вопроса и установили, что современные технологии позволяют взвешивать вагоны в динамике (т.е. взвешивание вагонов производится только в движении на скорости не более 10-15 км/ч) и в статическом состоянии (с полной остановкой вагона на весах, с расцепкой вагонов либо без таковой).

Статическое состояние обеспечивает наиболее точные показатели взвешивания, однако более прогрессивным способом считается взвешивание в движении, поскольку при достаточно высокой точности взвешивания предоставляет возможность перевозчику значительно увеличить объем взвешенного грузопотока за определенный промежуток времени6.

Отметим, что станция «Металлургическая» является технологической и в структуру ОАО «РЖД» не входит. По прибытии вагона на территорию ОАО «ОЭМК» производится его взвешивание на статических весах, и в случае обнаружения недостачи лома металла заявление представителя ООО «Вторметпроект» направляется в отдел полиции № 1 УМВД России по г. Старому Осколу, регистрируется в установленном порядке, и если факт кражи подтверждается, возбуждается уголовное дело. Раскрытие данных видов преступлений представляет значительную сложность, о чем в своих публикациях не раз писали исследователи и сотрудники транспортной полиции [2, с. 91-93; 5, с. 89-92].

Анализ материалов уголовных дел и результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий позволил сотрудникам полиции сделать предположение о том, что кражи металла могли совершаться в пути следования грузовых поездов, а также при длительных стоянках подвижного состава на станциях либо маневровых работах.

В этой связи на первоначальном этапе были выдвинуты две версии:

- кража лома металла могла быть совершена при погрузке на железнодорожных станциях «Перово» или «Гривно», находящихся в г. Москве;

- кража лома металла могла быть совершена на остановках или в пути следования из г. Москвы в г. Старый Оскол.

Созданная следственно-оперативная группа приступила к их отработке. Было установлено, что станциями отправления являются «Перово» и «Гривно». Поезда следуют по Московской и

6 Вагонные весы для взвешивания в движении [Электронный ресурс]. - URL: https://kilogramus.ru/vzveshivanie-v-promyshlennosti/vagonnye-vesy-dlya-vzveshivaniya-v-dvizhenii.html

Юго-Восточной железной дороге, имея длительные стоянки на станциях «Рыбное», «Кочетовка», «Улусарка».

Обследование участка отгрузки лома ООО «Вторметпроект» «Перово», проведенное сотрудниками полиции, показало, что территория станции не огорожена, взвешивание отправляемого с грузом полувагона проводится на одноименной железнодорожной станции с использованием весов марки ВТВ-Д с погрешностью в 1% от общей массы полувагона, причем взвешивание производится не в статике, а в динамике при движении вагона с маневровым тепловозом. Таким образом, погрешность взвешивания массы вагона от номенклатурной может составлять от 700-800 кг до 1500-2000 кг, т.е. данные по массе лома, отгружаемого с производственного участка «Перово», можно считать условно необъективными. Кроме того, в документах указывается не фактическая масса пустого вагона, а заявленная производителем либо организацией, проводившей его капитальный ремонт. Реальный вес зачастую не соответствует этим цифрам, поскольку происходит естественная коррозия его рамы, корпуса, изнашиваются (истираются об рельсы) колесные пары и т.д.

На станции «Гривно» ситуация диаметрально противоположная. Взвешивание вагонов осуществляется в статике и без груза. В документах указывается его фактическая масса. Территория станции огорожена по периметру, и хищение металла исключается. Полученные данные исключили первую версию о том, что кража могла произойти на станциях отправления, однако реальный вес отгружаемого металла не всегда мог быть объективен.

Далее сотрудники полиции приступили к проверке версии о том, что кражи могли быть совершены в пути следования вагонов.

Обследование станции «Рыбное» показало, что вагоны с грузом могут прибывать и по альтернативному перегону «Бекасово» - «Рыбное», на котором имеются системы АСКО-ПВ (автоматизированная система коммерческого осмотра поездов и вагонов) и РТВ-Д (рельсово-транс-портное взвешивание динамическое), которые позволяют осуществлять фотографирование в трех проекциях и получать информацию о весе проходящего вагона. Погрешность взвешивания системы РТВ-Д зависит от скорости движения проходящих через весы вагонов. В диапазоне от 20 до 40 км/ч погрешность составит 2%, а при скорости от 40 до 60 км/ч уже 5%. При общей массе загруженного стандартного полувагона около 70 тонн погрешность взвешивания может колебаться от 1400 до 3500 кг.

Проверка версии о возможности хищения металла на станции «Рыбное», в силу объективных причин, не нашла своего подтверждения.

Дальнейшая проверка станций «Кочетовка» (г. Мичуринск Тамбовской области), «Улусарка» (с. Улусарка Задонского района Липецкой области) и др., находящихся на маршруте транспортировки лома металла железнодорожным транспортом, позволила выявить причины и условия, способствующие совершению вышеизложенных преступлений, а также разработать некоторые аспекты, направленные на их предупреждение.

1. Основными причинами совершения данных преступлений являются:

- экономические причины: низкая заработная плата у работников либо отсутствие рабочих мест для трудоустройства мужчин по их специальностям в отдельных населенных пунктах по пути следования вагонов7;

- отсутствие желания переучиваться (у отдельных граждан) либо вообще трудиться и зарабатывать средства для жизни законным способом;

- негативное влияние криминальной среды, пропагандирующей криминальную субкультуру и возможность безбедного существования на средства, добытые преступным путем.

2. Основными условиями совершения видов краж являются:

- отсутствие охраны груза в пути его следования, а также во время стоянки вагонов на отдельных станциях;

- отказ от установки защитной металлической сетки, закрывающей сверху транспортируемый в открытом полувагоне груз (хозяйствующие субъекты экономят на этом денежные средства);

- неправильная укладка лома металла в полувагоне (зачастую сверху лежат крупногабаритные фрагменты лома весом 50-100 килограмм. Такие фрагменты более привлекательны для хищения);

- отсутствие на отдельных станциях рельсовых весов для взвешивания вагонов и оборудования для их круглосуточной фотосъемки в трех проекциях;

- нежелание хозяйствующих субъектов приобретать оборудование для прессовки металла в более крупные (неподъемные без использования кранового оборудования) фракции;

- наличие удобных подъездов к железнодорожному пути, а также лесополос либо лесно-

7 Аналитические материалы дел оперативного учета по нераскрытым кражам отдела полиции № 1 УМВД России по г. Старому Осколу за 2017-2020 гг.

го массива, позволяющих скрывать тайники из сброшенного с проходящих вагонов металла;

- значительные искривления железнодорожного пути (на отдельных участках дороги, например, на подъездах к станции «Роговое»), из-за чего грузовые поезда вынужденно снижают скорость до 15-20 км/ч. Это позволяет преступникам проникать в движущийся состав и разъединять воздушную тормозную магистраль. Данные действия влекут принудительную остановку поезда, а преступники в это время сбрасывают с вагона лом металла;

- наличие у преступников информации о номенклатуре и времени перевозимых грузов (в преступных схемах по хищению лома черного металла зачастую задействованы дежурные по станциям, составители поездов, осмотрщики вагонов и т.п.).

В завершение нашей статьи отметим, что для предупреждения краж перевозимого железнодорожным транспортом лома черного металла необходимо решить следующие вопросы:

- осуществлять укладку мелкофракционного лома в верхней части полувагона либо осуществлять прессование мелкогабаритного груза в крупногабаритные фракции весом более одной тонны;

- обеспечить использование металлической сетки для закрытия в полувагоне перевозимого лома металла с закреплением ее на груз электросваркой;

- обратиться к хозяйствующим субъектам с ходатайством об установке на железнодорожных станциях оборудования, позволяющего осуществлять в круглосуточном режиме фото- или видеофиксацию (в трех проекциях) проходящих вагонов, а на отдельных станциях, где ведутся погрузочно-разгрузочные работы, - рельсовых весов для взвешивания вагонов;

- совместно с ОАО «РЖД» и иными заинтересованными хозяйствующими субъектами рассмотреть вопрос об ограждении по периметру территории железнодорожных станций;

- с целью исключения возможности информирования преступников о номенклатуре и времени перевозимых грузов силами оперативных подразделений транспортной и территориальной полиции обеспечить оперативным прикрытием объекты транспортной инфраструктуры и прилегающие к ним населенные пункты.

Представляется, что изложенные в статье рекомендации будут востребованы в правоохранительной деятельности оперативных подразделений транспортной и территориальной полиции и позволят снизить уровень и динамику рассматриваемых преступлений.

2022'2

КРИМИНАЛИСТИКА,

Литература

1. Родичев М.Л. Проект Европола «Сапп»: новые возможности получения оперативной информации из-за рубежа // Актуальные проблемы теории и практики оперативно-розыскной деятельности: сборник материалов. - Санкт-Петербург, 2019. С. 242-245.

2. Деревянко К.И. Специфика краж на железнодорожном транспорте (на примере Кузбасского УВДТ) // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 355. - С. 91-93.

3. Горбатов А.С. Вопросы совершенствования законодательства об ответственности за хищение черных и цветных металлов // Инновационная наука: прошлое, настоящее, будущее: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2016. С. 41-43.

4. Свистильников А.Б., Дьяков Н.В. Первоначальный этап раскрытия краж грузов как алгоритм деятельности транспортной полиции по обеспечению сохранности и безопасности грузов, перевозимых железнодорожным транспортом // Вестник НЦ БЖД. -2018. - № 2 (36). - С. 113-117.

5. Михуля И.В. Предмет современной железнодорожной кражи // Закон и право. - 2009. - № 4. - С. 89-92.

6. Предупреждение хищений цветных и редкоземельных металлов: учебное пособие / В.Д. Ларичев [и др.]. - Москва, 2007. - 143 с.

7. Сапожников Г.А. Предупреждение краж черных и цветных металлов органами внутренних дел // Российский следователь. - 2007. - № 22. - С. 23-25.

8. Сапожников Г.А. Проблемы совершенствования уголовного законодательства об ответственности за кражи черных и цветных металлов // Российский следователь. - 2009. - № 10. - С. 10-12.

References

1. Rodichev M.L. Proekt Evropola "Carin": novye vozmozhnosti polucheniya operativnoi informatsii iz-za rubezha // Aktual'nye problemy teorii i praktiki operativno-rozysknoi deyatel'nosti: sbornik materialov. - Sankt-Peterburg, 2019. S. 242-245.

2. Derevyanko K.I. Spetsifika krazh na zheleznodorozhnom transporte (na primere Kuzbasskogo UVDT) // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2012. - № 355. - S. 91-93.

3. Gorbatov A.S. Voprosy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za khishchenie chernykh i tsvetnykh metallov // Innovatsionnaya nauka: proshloe, nastoyashchee, budushchee: sbornik statei Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. - Ufa, 2016. S. 41-43.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Svistil'nikov A.B., D'yakov N.V. Pervonachal'nyi etap raskrytiya krazh gruzov kak algoritm deyatel'nosti transportnoi politsii po obespecheniyu sokhrannosti i bezopasnosti gruzov, perevozimykh zheleznodorozhnym transportom // Vestnik NTs BZhD. -2018. - № 2 (36). - S. 113-117.

5. Mikhulya I.V. Predmet sovremennoi zheleznodorozhnoi krazhi // Zakon i pravo. - 2009. - № 4. - S. 89-92.

6. Preduprezhdenie khishchenii tsvetnykh i redkozemel'nykh metallov: uchebnoe posobie / V.D. Larichev [i dr.]. - Moskva, 2007. - 143 s.

7. Sapozhnikov G.A. Preduprezhdenie krazh chernykh i tsvetnykh metallov organami vnutrennikh del // Rossiiskii sledovatel'. -2007. - № 22. - S. 23-25.

8. Sapozhnikov G.A. Problemy sovershenstvovaniya ugolovnogo zakonodatel'stva ob otvetstvennosti za krazhi chernykh i tsvetnykh metallov // Rossiiskii sledovatel'. - 2009. - № 10. - S. 10-12.

(статья сдана в редакцию 11.02.2022)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.