Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
финансирование экстремистской деятельности / противодействие финансированию экстремизма / деятельность экстремистских организаций / легализации (отмывания) денежных средств / financing of extremist activities / countering the financing of extremism / activities of extremist organizations / money laundering

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сагайдак А. Ю., Рубан А. Д.

Изменения геополитической обстановки и возросший уровень преступности экстремистской направленности, являются причиной пристального внимания со стороны государственных и общественных институтов к проблеме снижения эффективности механизмов противодействия финансированию экстремизма. Количественные и качественные стороны, характеризующие специальные организованные формы экстремистской деятельности на современном этапе развития общества, отличаются негативными тенденциями, что подтверждается криминологическими показателями за последние годы. В статье представлены отдельные криминологические аспекты противодействия финансированию экстремистской деятельности, в частности — финансированию деятельности экстремистских организаций. Представлены криминологическая картина преступности, связанная с финансированием экстремистской деятельности, результаты анализа правоприменительной практики с установлением наиболее часто используемых способов финансирования экстремистской деятельности, система субъектов, осуществляющих противодействие финансированию экстремизма, и основные формы их взаимодействия в целях профилактики указанной криминальной деятельности, а также предикатных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVENTING THE FINANCING OF EXTREMIST ACTIVITIES: A CRIMINOLOGICAL PERSPECTIVE

Changes in the geopolitical situation and the increased level of extremist crimes are the reason for the close attention of state and public institutions to the problem of reducing the effectiveness of mechanisms for countering the financing of extremism. Quantitative and qualitative aspects characterizing special organized forms of extremist activity at the present stage of society development are characterized by negative trends, which is confirmed by criminological indicators in recent years. The article presents some criminological aspects of countering the financing of extremist activities, in particular — the financing of extremist organizations. It presents a criminological picture of crime associated with the financing of extremist activities, the results of the analysis of law enforcement practice with the identification of the most commonly used methods of financing extremist activities, the system of entities involved in countering the financing of extremism and the main forms of their interaction in order to prevent this criminal activity, as well as predicate offenses.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Научная статья УДК 343.9

DOI: 10.47475/2311-696X-2023-39-4-169-178

С. 169-178

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ФИНАНСИРОВАНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Альбина Юрьевна Сагайдак1, Алиса Дмитриевна Рубан2

1,2 Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург, Россия

1 a-sagaidakk@mail.ru

О https://orcid.org/0000-0002-5980-8771

2 a_lisa13.13@mail.ru

О https://orcid.org/0000-0002-9931-7926

Аннотация. Изменения геополитической обстановки и возросший уровень преступности экстремистской направленности, являются причиной пристального внимания со стороны государственных и общественных институтов к проблеме снижения эффективности механизмов противодействия финансированию экстремизма. Количественные и качественные стороны, характеризующие специальные организованные формы экстремистской деятельности на современном этапе развития общества, отличаются негативными тенденциями, что подтверждается криминологическими показателями за последние годы. В статье представлены отдельные криминологические аспекты противодействия финансированию экстремистской деятельности, в частности — финансированию деятельности экстремистских организаций. Представлены криминологическая картина преступности, связанная с финансированием экстремистской деятельности, результаты анализа правоприменительной практики с установлением наиболее часто используемых способов финансирования экстремистской деятельности, система субъектов, осуществляющих противодействие финансированию экстремизма, и основные формы их взаимодействия в целях профилактики указанной криминальной деятельности, а также предикатных преступлений.

Ключевые слова: финансирование экстремистской деятельности, противодействие финансированию экстремизма, деятельность экстремистских организаций, легализации (отмывания) денежных средств

Для цитирования: СагайдакА. Ю., РубанА. Д. Противодействие финансированию экстремистской деятельности: криминологический аспект // Правопорядок: история, теория, практика. 2023. №4 (39). С. 169-178. DOI: 10.47475/2311-696Х-2023-39-4-169-178

Research article

PREVENTING THE FINANCING OF EXTREMIST ACTIVITIES:

A CRIMINOLOGICAL PERSPECTIVE

Albina Yu. Sagajdak1, Alisa D. Ruban2

12Saint Petersburg University of the MIA of Russia, Saint Petersburg, Russia

1 a-sagaidakk@mail.ru

© https://orcid.org/0000-0002-5980-8771

2 a_lisa13.13@mail.ru

(g https://orcid.org/0000-0002-9931-7926

Abstract. Changes in the geopolitical situation and the increased level of extremist crimes are the reason for the close attention of state and public institutions to the problem of reducing the effectiveness of mechanisms for countering the financing of extremism. Quantitative and

© А. Ю. Сагайдак, А. Д. Рубан

qualitative aspects characterizing special organized forms of extremist activity at the present stage of society development are characterized by negative trends, which is confirmed by criminological indicators in recent years. The article presents some criminological aspects of countering the financing of extremist activities, in particular — the financing of extremist organizations. It presents a criminological picture of crime associated with the financing of extremist activities, the results of the analysis of law enforcement practice with the identification of the most commonly used methods of financing extremist activities, the system of entities involved in countering the financing of extremism and the main forms of their interaction in order to prevent this criminal activity, as well as predicate offenses.

Keywords: financing of extremist activities, countering the financing of extremism, activities of extremist organizations, money laundering

For citation: Sagajdak AYu, Ruban AD. Preventing the financing of extremist activities: a criminological perspective. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal and Order: History, Theory, Practice]. 2023;(4):169-178. DOI: 10.47475/2311-696X-2023-39-4-169-178 (In Russ.)

Введение

В современных условиях актуальность и злободневность темы противодействия различным проявлениям экстремизма подтверждаются не только повышенным вниманием к ней со стороны научной общественности, но и активизацией правотворческой деятельности по подготовке, принятию, изменению (совершенствованию) отмене нормативных правовых актов в области антиэкстремистской деятельности с учетом результатов правоприменительной практики. За последнее время в связи с нарастающими процессами глобализации экономики, с одной стороны, и с другой — происходящими геополитическими изменениями, трансформируются и источники финансирования противоправных явлений, в частности экстремизма.

Об актуальности рассматриваемой темы также свидетельствуют выступления руководителей структурных подразделений центрального аппарата МВД России, в ходе которых подчеркивается, что в последнее время наше общество все чаще сталкивается с новыми угрозами и вызовами, связанными с финансированием экстремистской деятельности, в том числе с использованием зарубежных финансовых институтов, при этом представители и, так называемые, кураторы запрещенных в Российской Федерации экстремистских организаций маскируют истинные цели проводимых финансовых операций1.

Активная правотворческая деятельность в сфере антиэкстремистского законодательства, а также поступательно вносимые дополнения в постановление Пленума Верховного

1 МВД РФ: зарубежные фининституты стали использовать для финансирования экстремизма // ТАСС : [сайт]. URL: https://tass.ru/obschestvo/16535759 (дата обращения: 10.10.2023).

суда РФ от 28 июня 2011 года № 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности»2 свидетельствуют о поиске наиболее оптимальных и эффективных средств и методов противодействия специальным организованным формам экстремистской деятельности, включая деятельность по ее финансированию.

Объектом исследования является деятельность определенных субъектов системы профилактики правонарушений по противодействию финансированию экстремистской деятельности.

Предметом исследования являются конкретные меры по противодействию финансированию экстремистской деятельности, а также меры по профилактике совершения предикатных преступлений.

Цель исследования — выработка научно-обоснованных предложений по разработке новых и адаптированию к современным реалиям уже имеющихся мер противодействия финансированию экстремистской деятельности.

Задачи исследования — представить отдельные элементы криминологической характеристики финансирования экстремистской деятельности, проанализировать статистические показатели преступности экстремистской направленности, рассмотреть основные направления деятельности по противодействию финансированию экстремистской деятельности и с учетом правоприменительной практики предложить иные меры для повышения эффективности деятельности субъектов по противодействию указанной

2 О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности : постановление Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2011 № 11 // СПС «Консультант Плюс» ; Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13 июня 1996 № 63-Ф3 // СПС «Консультант Плюс».

криминальной форме осуществления экстремистской деятельности.

Методология

и методика исследования

В основу методологии проведенного исследования легли общенаучные методы познания: анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, а также системный, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы и иные методы исследования, используемые в криминологии.

Теоретической основой проведенного исследования являются труды по вопросам уголовно-правового, криминологического противодействия различным формам экстремистской деятельности, таких авторов, как П. В.Агапов, Ю. М.Антонян, З. М. Бешуко-ва, В. А. Бурковская, С.У. Дикаев, А. И. Долгова, П. А. Кабанов, С. М. Кочои, А. П. Кузнецов, И. С. Макеева, В. В. Меркурьев, А. В. Павлинов, Р. М. Узденов, С. Н. Фридинский, А. Г. Хлебуш-кин и др.

Описание исследования

Представители научной общественности в своих трудах подчеркивают, что финансирование является одним из основных условий существования и развития таких негативных явлений как терроризм и экстремизм, поскольку без финансовой поддержки деятельности экстремистских организаций, оказываемой отдельными лицами (физическими и юридическими), не представляется возможным или крайне затруднительно достигать те цели, которые преследуют такие организации [1, с. 103].

Последовательное увеличение количества зарегистрированных преступлений экстремистской направленности и, наоборот, практически отсутствие в их общей массе зарегистрированных преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), свидетельствует о ряде факторов: присущий финансированию экстремистской деятельности высокий уровень латентности; наличие проблем, связанных с правильной квалификацией деяний (установлением объективных и субъективных признаков состава преступления); фрагментарное наличие в современном законодательстве эффективных инструментов противодействия финансированию экстремизма.

Высокая степень латентности финансирования экстремистской деятельности подтверждается официальными статистическими сведениями. Уголовная ответственность

за финансирование экстремистской деятельности была введена в УК РФ в 2014 г. Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 179-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»1. При этом, согласно официальным данным статистики Главного информационного аналитического центра МВД России (далее — ГИАЦ МВД России) в период 2014-2017 гг. было возбуждено только 9 уголовных дел по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 282.3 УК РФ Финансирование экстремистской деятельности (2014 г. — 1, 2015 г. — 1, 2016 г. —4, 2017 г. —3) [2, с. 57].

С 2018 г. по 2022 г. тенденция регистрации преступлений, предусмотренных ст. 282.3 УК РФ изменилась (таблица 1).

Представленные результаты анализа статистических данных позволяют проследить негативную тенденцию увеличивающегося числа зарегистрированных фактов финансирования экстремистской деятельности (в 2022 году прирост составил 200 % относительно показателей 2018 года).

Однако можно сделать вывод и о том, что возросшее количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 282.3 УК РФ, представленное в официальных формах статистического учета преступлений, связано с повышением уровня эффективности деятельности правоохранительных органов в сфере своевременного выявления, раскрытия, пресечения и предупреждения финансирования экстремистской деятельности.

Ниже проанализированы статистические сведения, представленные ГИАЦ МВД России, отражающие такие показатели, как количество расследованных преступлений, предусмотренных ст. 282.3 УК РФ, и количество выявленных лиц, их совершивших (таблица 2) [3].

В представленной таблице можно увидеть устойчивую динамику роста количества как расследованных преступлений, предусмотренных ст. 282.3 УК РФ, так и количества выявленных лиц. Однако зарегистрированное количество преступлений, предусматривающих ответственность за финансирование экстремизма, свидетельствует о высоком уровне латентности вследствие существующих сложностей при выявлении, пресечении каналов материального обеспечения экстремистских организаций и доказывании выявленных фактов. Данная проблема обусловлена, в первую

1 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 28.06.2014 № 179-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2014. № 26 (часть I). Ст. 3385.

Таблица 1 — Количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 282.3 УК РФ, на территории Российской в 2018-2022 гг. (региональный аспект)

[Table 1 — The number of registered crimes of these articles 282.3 of The Criminal Code of the Russian Federation, in the Russian Federation in 2018-2023]

Регион / год 2018 2019 2020 2021 2022

ЦФО 3 1 1 5 13

СЗФО - 1 1 2 3

СКФО - - 3 - -

ЮФО 1 2 3 8 6

ПФО 7 5 6 2 3

УрФО - - 1 1 1

СФО - 1 2 1 7

ДФО 1 2 4 4 3

РФ 12 12 21 23 36

Таблица 2 — Количество расследованных преступлений, предусмотренных ст. 282.3 УК РФ, и количество выявленных лиц их совершивших в 2018-2022 гг.

[Table 2 — Number of investigated crimes under Art. 282.3 of the Criminal Code of the Russian Federation and the number of identified perpetrators 2018-2022]

Количество / год 2018 2019 2020 2021 2022

Количество предварительно

расследованных преступлении, 6 6 19 13 27

предусмотренных ст. 282.3 УК РФ

Количество выявленных лиц,

совершивших преступления, 5 9 30 32 40

предусмотренные ст. 282.3 УК РФ

очередь, использованием новых форм и способов финансирования, связанных с цифровой трансформацией общества.

Для полноты криминологической характеристики рассматриваемого вида преступности, следует обратиться к сведениям, отражающим количество зарегистрированных преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 280, 280.1, 280.2, 280.3, 280.4, 282, 282.1, 282.2, 282.4 за период с 2018 по 2022 гг. (таблица 3) [3].

Из приведенных выше данных можно представить, насколько остро стоит проблема выявления и своевременной регистрации отдельно взятых преступлений экстремистской направленности. Ведь, несмотря на небольшой удельный вес рассматриваемых преступлений в общей массе всех зарегистрированных преступлений, в силу характера и степени общественный опасности совершение таких

преступлений продуцирует масштабные последствия — от материального ущерба от финансирования экстремистской деятельности до эскалации конфликтов межнационального, межэтнического, межконфессионального, регионального характера, а также создания реальной угрозы конституционному строю Российской Федерации.

Нормативное правовое регулирование отношений, связанных с противодействием финансированию экстремистской деятельности, осуществляется в соответствии с действующим законодательством различного уровня. Согласно национальному законодательству финансированием экстремистской деятельности следует признавать наряду с оказанием финансовых услуг предоставление или сбор не только денежных средств, но и материальных средств с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации,

Таблица 3 —Количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 280, 280.1, 280.2, 280.3, 280.4, 282, 282.1, 282.2, 282.4 УК РФ на территории Российской Федерации в 2018-2022 гг.

[Table 3 — The number of registered crimes of these articles 280, 280.1, 280.2, 280.3, 280.4, 282, 282.1, 282.2, 282.4

of The Criminal Code of the Russian Federation, in the Russian Federation in 2018-2022]

ст. 280 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению экстремистскои деятельности»

2018 2019 2020 2021 2022

Зарегистрировано (всего) 269 278 367 486 531

Количество предварительно 233 расследованных 214 308 435 483

Выявлено лиц, совершивших 204 преступления 204 193 265 377 370

ст. 280.1 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению деиствии, направленных на нарушение территориальнои целостности Россиискои Федерации»

2018 2019 2020 2021 2022

Зарегистрировано (всего) 13 9 17 0 0

Количество предварительно 7 расследованных 5 5 0 0

Выявлено лиц 7 4 6 0 0

ст. 280.2 УК РФ «Нарушение территориальнои целостности Россиискои Федерации

2018 2019 2020 2021 2022

Зарегистрировано (всего) - - - 0 0

Количество предварительно -расследованных - - 0 0

Выявлено лиц, совершивших преступления - - - 0 0

ст. 280.3 УК РФ «Публичные деиствия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Россиискои Федерации в целях защиты интересов Россиискои Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, исполнения государственными органами Россиискои Федерации своих полномочии, оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содеиствия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Россиискои Федерации

2018 2019 2020 2021 2022

Зарегистрировано (всего) - - - - 62

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Количество предварительно !6

расследованных - - - - 16

Выявлено лиц, совершивших 14

преступления - - - - 14

ст. 280.4 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению деятельности, направленнои против безопасности государства»

2018 2019 2020 2021 2022

Зарегистрировано (всего) - - - - 3

Количество предварительно - - - - 0

расследованных - - - - 0

Выявлено лиц, совершивших - - - - 0

преступления - - - - 0

Окончание таблицы 3 [End of Table 3]

ст. 282 УК РФ «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»

2018 2019 2020 2021 2022

Зарегистрировано (всего) 780 19 63 86 108

Количество предварительно расследованных 752 39 29 68 90

Выявлено лиц, совершивших преступления 678 40 34 64 94

ст. 282.1 УК РФ «Организация экстремистского сообщества

2018 2019 2020 2021 2022

Зарегистрировано (всего) 25 18 21 36 35

Количество предварительно расследованных 14 27 18 17 35

Выявлено лиц, совершивших преступления 30 46 30 27 61

ст. 282.2 УК РФ «Организация деятельности экстремистскои организации »

2018 2019 2020 2021 2022

Зарегистрировано (всего) 87 161 218 287 345

Количество предварительно расследованных 37 68 136 187 306

Выявлено лиц, совершивших преступления 65 117 185 298 410

ст. 282.4 УК РФ «Неоднократные пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организации, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами»

2018

2019

2020

2021

Зарегистрировано (всего)

Количество предварительно расследованных

Выявлено лиц, совершивших преступления

2022

9 2

подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации1.

1 О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности : постановление Пленума Верховного суда РФ от 28.06.2011 № 11 // СПС «Консультант Плюс» ; Уголовный кодекс Российской Федерации : от 13.06.1996 № 63-Ф3 // СПС «Консультант Плюс».

Например, по статье УК РФ, предусматривающей ответственность за финансирование экстремизма, могут быть квалифицированы такие деяния, как систематические отчисления или разовый взнос в «общую кассу», приобретение недвижимости или оплата стоимости ее аренды, предоставление денежных средств, предназначенных для подкупа должностных лиц и др. Предоставление не только денежных средств, но и материальных, например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи также следует признавать финансированием экстремистской деятельности, если эти средства предоставлены лицом

либо лицами, которые осознавали, что предоставляют такие средства для финансирования экстремистской деятельности.

Практика правоприменения по делам о финансировании экстремистской деятельности свидетельствует о наличии проблем квалификации, так в судебно-следственной практике возникают трудности при отграничении таких составов, как финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) и содействие террористической деятельности (ст. 205.1 УК РФ) [4, с. 27].

В своем исследовании Е. Ю. Валюкевич, К. С. Плаксина отмечают, что «результаты анализа материалов предварительных оперативных проверок, а также уголовных дел, возбужденных по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 282.3 УК РФ, позволяют сделать вывод о том, что финансирование экстремистской деятельности чаще совершают субъекты посредством предоставления и сбора средств для осуществления экстремистской деятельности» [5, с. 140]. В качестве такой «помощи» могут выступать различные средства связи и оборудование, разработка и ведение сайтов и социальных сетей экстремистской направленности в интернет-пространстве, а также изготовление и распространение печатной продукции. Такого рода поддержка для осуществления экстремистской деятельности требует значительных денежных затрат, в силу чего экстремистские организации изыскивают новые источники и способы получения финансирования. Необходимость совершенствования отечественного законодательства, отельных его норм, практики их применения в целях проведения эффективного и тщательного финансового контроля продиктована именно трансформацией способов, механизмов финансирования экстремизма.

Бесспорно, что основная задача — противодействие финансированию экстремизма — возложена на правоохранительные органы, в частности и в особенности на органы внутренних дел Российской Федерации. В целях эффективного противодействия финансированию экстремистской деятельности государственным органам необходимо предпринимать действенные меры, позволяющие своевременно «перекрывать» доступ экстремистским организациям к денежным потокам и иным финансовым активам.

При этом нельзя отрицатель тот факт, что финансирование, получаемое экстремистскими организациями, сопряжено с совершением иных преступлений. В особенности тесно связано с финансированием организаций террористической и экстремистской направленности

легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества [6, с. 99]. В Концепции развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма к одной из целей основной национальной системы1 отнесено снижение уровня террористической угрозы и экстремистских проявлений в обществе, а к основным задачам — совершенствование нормативно-правового регулирования и правоприменительной практики в сфере предупреждения экономической преступности, коррупции, терроризма и экстремизма и борьбы с ними2.

В рамках взаимодействия субъектов профилактики финансирования экстремизма следует отдельно рассмотреть роль Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфин-мониторинг), который обязан своевременно принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию экстремистской деятельности. Одним из основных нормативных правовых актов в сфере противодействия финансированию экстремизма является Федеральный закон от 07 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма3».

Вопросы взаимодействия Росфинмони-торинга с Министерством внутренних дел Российской Федерации урегулированы отдельными нормативными правовыми актами межведомственного характера (инструкция по взаимодействию МВД РФ с Росфинмони-торингом по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем4; соглашения между Федеральной

1 Национальная система противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

2 Концепция развития национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : утв. Президентом РФ 30.05.2018 // СПС «Консультант Плюс».

3 О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федеральный закон от 07 августа 2001 № 115-ФЗ // СПС «Консультант Плюс».

4 Об утверждении Инструкции по организации информационного взаимодействия в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств или иного имущества, полученных преступным путем : приказ Генпрокуратуры России № 511, Росфинмонито-ринга № 244, МВД России № 541, ФСБ России № 433, ФТС России № 1313, СК России № 80 от 21 августа 2018 // СПС «Консультант Плюс».

службой по финансовому мониторингу и Министерством внутренних дел Российской Федерации об информационном взаимодействии в электронном виде1 и др.).

Росфинмониторинг является ключевым органом финансового контроля, который проводит последовательную работу по совершенствованию механизмов, обеспечивающих финансовую безопасность государства. Основным инструментом работы Росфинмониторинга является финансовое расследование. Особые полномочия в целях противодействия финансированию экстремизма Росфинмониторинг реализует посредством сбора, обработки и анализа информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, которые подлежат контролю в силу обстоятельств, установленных законодательством Российской Федерации. Росфинмониторинг при наличии оснований, которые свидетельствуют о связи таких операций с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием экстремизма, направляет полученную информацию с необходимыми сопроводительными материалами в правоохранительные органы в соответствии с их компетенцией. Информационное взаимодействие между правоохранительными органами и Рос-финмониторингом в сфере противодействия легализации (отмыванию) денежных средств и иного имущества, полученных преступным путем, является одним из приоритетных направлений противодействия финансированию экстремистской деятельности.

Росфинмониторинг на постоянной основе осуществляет сотрудничество с подразделениями экономической безопасности и противодействия коррупции органов внутренних дел Российской Федерации (например, для установления имущества организаторов и руководителей экстремистских организаций, которое подлежит конфискации в установленном порядке).

К мерам, направленным на пресечение деятельности по финансированию экстремизма можно отнести следующие: заморозка активов лиц и организаций, включенных в «перечень террористов и экстремистов»2; приостановка

1 Межведомственные соглашения. URL: https:// fedsfm.ru/activity/interagency-agreements (дата обращения: 10.10.2023).

2 Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, других юридических лиц, а также физических лиц

: постановление Правительства РФ от 06 августа 2015 г. № 804 // СПС «Консультант Плюс».

финансовых операций на основании решения суда; заморозка активов лиц и организаций по Решению Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма; оперативная приостановка операций на срок до 35 суток; вынесение решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации; вынесение решения о запрете въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства. Росфинмониторинг является уполномоченным органом по формированию и ведению Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

На стадии возбуждения уголовных дел Росфинмониторинг предоставляет по запросу правоохранительных органов дополнительные выборки, схемы и аналитические документы, подготавливаемые с использованием информационно-технологических ресурсов Росфинмониторинга.

Основными направлениями взаимодействия субъектов профилактики по линии противодействия финансированию экстремистской деятельности можно назвать: анализ и обобщение наиболее часто встречающихся в практике способов финансирования экстремистской деятельности с целью незамедлительного выявления каналов и источников финансирования; проведение в установленном порядке проверок информации, представляющий оперативный интерес; систематическое проведение в установленном порядке профилактических и иных мероприятий для проверок юридических и физических лиц на предмет причастности их к финансированию экстремизма и (или) терроризма; информационное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, институтами гражданского общества.

Случаи финансирования экстремистской деятельности могут быть выявлены: а) посредством получения оперативной информации и результатов, проведенной аналитической разведки; б) с помощью проведения самостоятельной аналитических мероприятий в отношении тех лиц, которые ранее попадали в поле зрения компетентных органов в качестве лиц, причастных к такой деятельности; в) посредством сбора и анализа сведений о проведенном финансовом расследовании сотрудниками Росфинмониторинга.

Особую значимость указанные направления приобретают в связи с тем, что появляются новые способы финансирования экстремизма посредством использования криптовалюты

и программного обеспечения, представляющего собой децентрализованный цифровой реестр, который безопасным способом записывает данные о транзакциях на множество специализированных компьютеров в сети (блокчейн). Установлено, что при совершении преступлений экстремистской и террористической направленности в большинстве случаев используются открытые на сравнительно небольшой промежуток времени банковские счета, зарегистрированные на подставных лиц или с использованием процедур, не требующих идентификации владельцев счетов, что делает неэффективным их первоначальное блокирование путем получения судебного решения [2, с. 58].

Заключение

Как мы видим, необходимость поступательного обновления нормативно-правовой базы противодействия финансированию экстремизма, в том числе легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, является приоритетным направлением реализации государственной политики в сфере противодействия экстремистской деятельности. Одной из первоочередных задач в этой сфере является принятие государством определенных решений в области оптимизации институциональной структуры и достаточного ресурсного и нормативно-правового обеспечения национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что одним из эффективных инструментов реализации государственной политики в сфере противодействия финансированию экстремистской деятельности становится наделение правоохранительных органов и государственных органов, которые осуществляют контрольно-надзорные мероприятия за транзакциями денежных средств и иного имущества, полномочиями по принятию решения о временном приостановлении операций, связанных со списанием денежных средств с открытых в целях финансирования экстремистской (террористической) и иной противоправной деятельности, банковских счетов (вкладов). Дополнительно к вышесказанному можно отметить, что возможность своевременной регистрации противоправных деяний, сопряженных с финансированием экстремизма, зависит от эффективности соответствующего уголовно-правового регулирования ответственности за их совершение [7, с. 335].

Достижение положительных результатов проводимой антиэкстремистской политики по линии противодействия финансированию экстремистской деятельности возможно лишь в том случае, когда будут установлены как сами источники, так и каналы финансирования, что требует от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества своевременной и подконтрольной координации действий.

Список источников

1. Иванов П. И. Финансирование экстремистской деятельности (оперативно-розыскное реагирование) // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58). С. 101-108.

2. Грудачёв И. В. О повышении эффективности противодействия финансированию экстремистской деятельности // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021. Т. 11, №2. С. 55-67.

3. Сведения ГИАЦ МВД России. Сборник по России (1-16, 21 разделы) «Единый отчет о преступности» за январь-декабрь 2018-2022 гг.

4. Андреев А. В. О противодействии финансированию экстремистской деятельности и проблемах применения норм статьи 282.3 Уголовного кодекса Российской Федерации // Вестник КРУ МВД России. 2019. №4 (46). С. 26-29.

5. Валюкевич Е. Ю., Плаксина К. С. Противодействие финансированию экстремизма // Наука, общество, культура: проблемы и перспективы взаимодействия в современном мире : сборник статей VI Всероссийской научно-практической конференции (Петрозаводск, 06 января 2022 г.). Петрозаводск : Международный центр научного партнерства «Новая Наука». 2022. С. 139-143.

6. Векленко В. В., Акиев А. Р. Проблемы квалификации легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретённых преступным путём (ст. 174, 174.1 УК РФ) // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2022. №. 4. С. 98-105.

7. Богатырев А. З., Тлупова А. В., Мамбетова К. М. Финансирование экстремистской деятельности в Российской Федерации: пути противодействия // Образование и право. 2022. №4. С. 333-336.

ВКЛАД АВТОРОВ

Вклад авторов равноценный.

CONTRIBUTION OF AUTHORS

Contributions by the authors are equal.

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ

Конфликт интересов отсутствует.

CONFLICT OF INTEREST

There is no conflict of interest.

Дата поступления статьи / Received: 21.10.2023. Дата рецензирования статьи / Revised: 02.11.2023. Дата принятия статьи к публикации / Accepted: 05.12.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.