DOI: 10.24412/2076-1503-2022-4-333-336 NIION: 2018-0076-4/22-635 MOSURED: 77/27-023-2022-4-834
БОГАТЫРЕВ Алим Забидович,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой конституционного и административного права Института права, экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова»,
е-mail: [email protected] SPIN-код: 8060-3963, AuthorID: 1048619
ТЛУПОВА Асият Владимировна,
кандидат юридических наук, преподаватель кафедры организации правоохранительной деятельности Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиал)
Краснодарского университета МВД России, е-mail: [email protected] SPIN-код: 3851-9713, AuthorID: 582015
МАМБЕТОВА Карина Михайловна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры конституционного и административного права Института права, экономики и финансов ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный университет
им. Х.М. Бербекова», е-mail: [email protected] SPIN-код: 8060-3963, AuthorID: 1048619
ФИНАНСИРОВАНИЕ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ПУТИ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Аннотация. Преступления экстремистской направленности выступают угрозой обществу, государству, которая с каждым годом возрастает. Деятельность по противодействию экстремизму должна быть направлена на различные сферы, включающие пресечение и профилактическую работу, которые, в свою очередь, предполагают применение широкого круга способов, средств и методов. Одним из приоритетных направлений в противодействии с противоправным деянием экстремистской направленности является борьба с финансированием экстремизма, уголовное преследование лиц, осуществляющих финансирование экстремистских преступлений. Финансирование подразумевает как и предоставление денежных средств, так и сбор последних или оказание финансовых услуг, работ для обеспечения деятельности сообществ и организаций экстремистского характера.
Ключевые слова: экстремизм, преступление, финансирование экстремистской деятельности, противодействие преступности, экстремистские сообщества и организации, состав преступления.
BOGATYREV Alim Zabidovich,
PhD in Law, Associate Professor, Head of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of Law, Economics and Finance of Berbekov Kabardino-Balkarian State University
TLUPOVA Asiyat Vladimirovna,
PhD in Law, Lecturer of the Department of Organization of Law Enforcement Activities of the North Caucasus Institute of Advanced Training (branch) of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
MAMBETOVA Karina Mikhailovna,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law of the Institute of Law, Economics and Finance
of Berbekov Kabardino-Balkarian State University
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
FINANCING OF EXTREMIIST ACTIVITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION: WAYS TO COUNTER
Annotation. Extremist crimes pose a great threat to society and the state, the scale of which tends to increase every year. Countering extremism should be carried out in various areas, suppression and preventive activities, which in turn include a wide sector of methods, methods and means. Of great importance in the fight against crimes of an extremist orientation is the counteraction to the financing of extremist activities, the criminal prosecution of persons involved in the financing of extremism. The financing of extremist activities involves not only the provision of funds, but also the collection of the latter or the provision of financial services to ensure the activities of extremist communities and organizations.
Key words: extremism, crime, financing of extremist activities, combating crime, extremist communities and organizations, corpus delicti.
Экстремистская деятельность и масштабы ее распространения с начала XXI в. представляют существенные проблемы для национальной безопасности и целостности многих современных стран. Экстремистская деятельность во многом связана с влиянием отдельных преступных идеологий, под влиянием которых в обществе создаются угрозы политической стабильности, национальной и расовой толерантности, религиозной свободе и др. Экстремистские преступления, пути борьбы с ними, в т.ч. противодействие финансированию экстремистских преступлений рассматривались рядом авторов [5; 6; 7; 8; 9], однако в рамках данного исследования представляется необходимым обратить внимание не на сам экстремизм во всех его проявлениях, а на действия, которые оказывают существенную поддержку распространению подобного противоправного поведения, а именно финансирование экстремизма. Особое значение для развития экстремистской деятельности и серьезного расширения масштабов данных противоправных деяний имеет ее непосредственное финансирование.
Важно отметить, что российское законодательство подробно определяет содержание экстремистской деятельностью (экстремизма), которыми согласно Федеральному закону «О противодействии экстремистской деятельности» является ряд действий, начиная от насильственного изменения основ конституционного строя и / или нарушения территориальной целостности Российской Федерации и нарушения прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии и заканчивая непосредственным участием в совершении экстремистских преступлений, в т.ч. и финансирование экстремистских сообществ и организаций. Таким образом, следует сделать вывод, что вышеназванное противоправное явление весьма масштабно и многоа-
спектно, в связи с чем, в настоящее время выделяют множество разновидностей экстремистской деятельности в зависимости от ее направленности, например, политический, религиозный, национальный экстремизм и др.
В правовой литературе достаточно часто высказываются мнения о том, что без соответствующей финансовой поддержки преступные сообщества не способны развиваться столь активными темпами, как это наблюдается в настоящее время [10]. В связи с чем, особую актуальность в настоящее время приобретает борьба с финансовой поддержкой экстремистских сообществ и организаций, что определено одним из основных направлений государственной политики в сфере противодействия экстремизму в Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 г. [3].
Основой функционирования антиэкстремистских механизмов выступает уголовное законодательство, нормативные положения которого предусматривают ответственность за конкретные преступления экстремистской направленности. С 2014 г. финансирование экстремистской деятельности выделено в отдельный состав преступлений (ст. 282.3 УК РФ), что представляется весьма оправданным, т.к. лица, которые их совершают, в большинстве случаев четко осознают уровень общественной опасности их поведения и имеют конкретную цель в виде финансовой поддержки соответствующих преступных организаций и их активного функционирования, как в масштабах конкретного государства, так и за его пределами.
Согласно ст. 282.3 УК РФ под финансированием экстремистской деятельности следует понимать предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг, заведомо предназначенных для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений экстремистской направленности либо для обеспечения деятельности экстремистского сообщества или экстремистской организации. Безусловно, в
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
данном контексте особое значение для развития экстремистской деятельности имеет ее непосредственная денежная поддержка (в наличной или безналичной форме), которая позволяет приобретать необходимые ресурсы для совершения преступлений. Однако важно отметить, что согласно материалам судебной практики, финансированием признается также предоставление или сбор материальных средств (например, предметов обмундирования, экипировки, средств связи) с осознанием того, что они предназначены для использования соответствующими организациями экстремистской направленности [4].
Важно отметить, что в настоящее время существует множество вариантов подобного финансового поддержания деятельности соответствующих экстремистских сообществ и организаций различными субъектами, основными из которых выступают следующие:
заинтересованные лица, проживающие на территории Российской Федерации, которые самостоятельно финансируют экстремистские сообщества и организации по причине поддержки их взглядов и методов решения существующих проблем;
заинтересованные лица, которые организовывают сбор средств или оказывают иные финансовые услуги с целью поддержания экстремистских сообществ или организаций;
заинтересованные лица, которые используют свое служебное положение с целью финансирования экстремистских сообществ или организаций;
заинтересованные лица, проживающие в зарубежных государствах, которые оказывают соответствующую финансовую помощь через третьих лиц.
Анализ судебной статистики демонстрирует ситуацию, когда по ст. 282.3 УК РФ квалифицируется ничтожно малое количество деяний, однако данная ситуация не свидетельствует об отсутствии фактов совершения анализируемых деяний, а скорее отражает высокую степень их латентности и наличие правоприменительных проблем, связанных с квалификацией соответствующего противоправного поведения.
Противодействие преступлениям экстремистской направленности во многом зависит от эффективности соответствующего уголовно-правового регулирования ответственности за их совершение. В настоящее время финансирование экстремистской деятельности рассматривается как совокупность различных деяний, каждое из которых может квалифицироваться отдельно, однако представляется необходимым отдельно выделить в качестве самостоятельного состава организацию финансирования экстремистской
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022
деятельности и дополнить ст. 282.3 УК РФ ч. 3, предусматривающей более строгое наказание ввиду характера и степени общественной опасности данного деяния. Организация финансирования экстремистской деятельности предполагает соответствующую осмысленную деятельность индивида, который совершает гораздо более сложные действия для привлечения финансовых или иных материальных средств для поддержки соответствующих преступных сообществ или их конкретных преступлений. В данном контексте не представляется необходимым выделять разовый или систематический формат указанной деятельности, т.к. само по себе функционирование в роли организатора в указанном контексте создает существенные угрозы для общественной безопасности и правопорядка.
Помимо этого, следует отметить, что штраф, назначаемый как за финансирование экстремистской деятельности в целом, так и при наличии квалифицирующих признаков в виде служебного положения субъекта преступления, является слишком мягким видом наказания за подобное деяние экстремистской направленности, в связи с чем, представляется необходимым его исключение. Совершенствование действующего уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за финансирование экстремистской деятельности, путем ужесточения санкций ст. 282.3 УК РФ представляется объективно обусловленным общественной опасностью данного поведения, т.к. никогда нельзя заранее просчитать масштаб реальных негативных последствий, которые могут наступить в результате использования денежных и иных средств, которые предоставлены соответствующим преступным организациям экстремистской направленности.
Так же в рамках совершенствования ответственности специальных субъектов за финансирование экстремистской деятельности, которыми по российскому законодательству являются лица, совершившие указанное преступление с использованием своего служебного положения, представляется необходимым особое внимание уделять приостановлению их трудового функционирования и увеличить сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 10 лет, т.к. в данном случае будут созданы более существенные риски для подобных личностей в части их профессионального развития.
Таким образом, приоритетным направлением уголовно-правового противодействия финансированию экстремистской деятельности в России выступает совершенствование ст. 282.3 УК РФ в части ужесточения ответственности за соответствующие деяния. Помимо этого, важное
значение для эффективного применения антиэкстремистских механизмов имеет дополнение указанной уголовно-правовой нормы отдельным составом преступления в виде организации финансирования экстремистской деятельности. Особенности уголовно-правового противодействия анализируемому преступному деянию проявляются в необходимости соответствия отраслевого законодательства реалиям противоправной практики, которая в настоящее время демонстрирует существенное разнообразие действий, направленных на организацию и осуществление финансовой поддержки экстремистской деятельности.
Список литературы:
[1] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. № 63-Ф3 (ред. 05.04.2021 № 59-ФЗ) // СЗ РФ от 17 июня 1996 г. - № 25. - Ст. 2954.
[2] Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Росс. газ. - 2002. - 30 июля.
[3] Указ Президента РФ от 29.09.2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. - 01.06.2020 г. - № 22. - Ст. 3475.
[4] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 № 11 (ред. от 20.09.2018) «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» // Бюллетень ВС РФ. - 2011. - № 8.
[5] Борисов С.В., Беляева Т.Н. Оптимизация деятельности прокуратуры и других правоохранительных органов по обеспечению конституционных прав человека и гражданина в сфере противодействия экстремизму // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - № 1 (49). - С. 28-34.
[6] Вилинский Г.О., Борисов С.В. Задачи и направления надзора за исполнением законов о противодействии финансированию экстремист-кой деятельности и терроризма // Вестник ЮУрГУ. Сер. «Право». - 2019. - Т. 19. - № 2. - С. 7-12.
[7] Иванов П.И. Оперативно-розыскное сопровождение противодействия финансированию экстремистской деятельности: основные проблемы и пути решения // Труды Академии управления МВД России. - 2019. - № 4 (52). - С. 82-89.
[8] Ильичёв И.Е. Экстремизм и терроризм: соотношение понятий, истоки и современность // Вестник Белгородского юридического института МВД России им. И.Д. Путилина. - 2020. - № 4. - С. 4-12.
[9] Румянцев Н.В., Нарусланов Э.Ф. Профилактика финансирования и иной противоправной
экстремисткой и террористической деятельности в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник экономической безопасности. - 2019. -№ 4. - С. 149-152.
[10] Щебляков Е.С. Финансирование экстремистской деятельности в контексте норм уголовного права Российской Федерации // Юридическая наука. - 2019. - № 9. - С. 62-66.
Spisok literatury:
[1] Ugolovnyj kodeks RF ot 13.06.1996 g. № 63-FZ (red. 05.04.2021 № 59-FZ) // SZ RF ot 17 iyunya 1996 g. - № 25. - St. 2954.
[2] Federal'nyj zakon ot 25 iyulya 2002 g. № 114-FZ «O protivodejstvii ekstremistskoj deya-tel'nosti» // Ross. gaz. - 2002. - 30 iyulya.
[3] Ukaz Prezidenta RF ot 29.09.2020 g. № 344 «Ob utverzhdenii Strategii protivodejstviya ekstrem-izmu v Rossijskoj Federacii do 2025 goda» // SZ RF.
- 01.06.2020 g. - № 22. - St. 3475.
[4] Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda RF ot 28.06.2011 № 11 (red. ot 20.09.2018) «O sudebnoj praktike po ugolovnym delam o prestupleni-yah ekstremistskoj napravlennosti» // Byulleten' VS RF. - 2011. - № 8.
[5] Borisov S.V., Belyaeva T.N. Optimizaciya deyatel'nosti prokuratury i drugih pravoohranitel'nyh organov po obespecheniyu konstitucionnyh prav cheloveka i grazhdanina v sfere protivodejstviya eks-tremizmu // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii.
- 2019. - № 1 (49). - S. 28-34.
[6] Vilinskij G.O., Borisov S.V. Zadachi i naprav-leniya nadzora za ispolneniem zakonov o protivodejstvii finansirovaniyu ekstremistkoj deyatel'nosti i ter-rorizma // Vestnik YuUrGU. Ser. «Pravo». - 2019. - T. 19. - № 2. - S. 7-12.
[7] Ivanov P.I. Operativno-rozysknoe soprovozh-denie protivodejstviya finansirovaniyu ekstremistskoj deyatel'nosti: osnovnye problemy i puti resheniya // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2019. - № 4 (52). - S. 82-89.
[8] Il'ichyov I.E. Ekstremizm i terrorizm: soot-noshenie ponyatij, istoki i sovremennost' // Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii im. I.D. Putilina. - 2020. - № 4. - S. 4-12.
[9] Rumyancev N.V., Naruslanov E.F. Profilak-tika finansirovaniya i inoj protivopravnoj ekstremistkoj i terroristicheskoj deyatel'nosti v uchrezhdeniyah ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Vestnik ekonomich-eskoj bezopasnosti. - 2019. - № 4. - S. 149-152.
[10] Shcheblyakov E.S. Finansirovanie ekstremistskoj deyatel'nosti v kontekste norm ugolovnogo prava Rossijskoj Federacii // Yuridicheskaya nauka. -2019. - № 9. - S. 62-66.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 4 • 2022