Научная статья на тему 'ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНОСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ МЕРАМИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ'

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНОСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ МЕРАМИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
399
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КОРРУПЦИЯ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНОСТНОЙ И КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Безручко Евгений Валерьевич

В статье исследуются актуальные вопросы противодействия должностной преступности мерами криминологического характера в условиях современной реальности. В результате исследования автор приходит к выводу, что прослеживается несогласованность уголовно-правовых и криминологических мер борьбы с распространением коррупции как наиболее опасной формы должностной преступности. Автор аргументирует необходимость выработки комплекса криминологических мер, направленных на противодействие должностной преступности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COUNTERING OFFICIAL CRIME WITH MEASURES OF A CRIMINOLOGICAL CHARACTER IN THE CONDITIONS OF MODERN REALITY

The article examines topical issues of countering to white collar crime by measures of a criminological nature in the conditions of modern reality. As a result of the study, the author comes to the conclusion that there is an inconsistency in the criminal law and criminological measures to combat the spread of corruption as the most dangerous form of white collar crime. The author argues for the need to develop a complex of criminological measures aimed at countering to white collar crime.

Текст научной работы на тему «ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНОСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ МЕРАМИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 343.35 ББК 67.408

© 2021 г. Безручко Евгений Валерьевич,

заведующий кафедрой уголовного права и криминологии Ростовского филиала Санкт-Петербургской академии Следственного комитета Российской Федерации доктор юридических наук, доцент.

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ДОЛЖНОСТНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ МЕРАМИ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РЕАЛЬНОСТИ

В статье исследуются актуальные вопросы противодействия должностной преступности мерами криминологического характера в условиях современной реальности. В результате исследования автор приходит к выводу, что прослеживается несогласованность уголовно-правовых и криминологических мер борьбы с распространением коррупции как наиболее опасной формы должностной преступности. Автор аргументирует необходимость выработки комплекса криминологических мер, направленных на противодействие должностной преступности.

Ключевые слова: должностная преступность, должностные преступления, коррупция, коррупционные преступления, противодействие должностной и коррупционной преступности.

Bezruchko Evgeny Valerievich - Head of the Department of Criminal Law and Criminology, the Rostov Branch

of the St. Petersburg Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Doctor of Law,

Associate Professor.

COUNTERING OFFICIAL CRIME WITH MEASURES OF A CRIMINOLOGICAL CHARACTER

IN THE CONDITIONS OF MODERN REALITY

The article examines topical issues of countering to white collar crime by measures of a criminological nature in the conditions of modern reality. As a result of the study, the author comes to the conclusion that there is an inconsistency in the criminal law and criminological measures to combat the spread of corruption as the most dangerous form of white collar crime. The author argues for the need to develop a complex of criminolog-ical measures aimed at countering to white collar crime.

Keywords: white collar crime, malfeasance, corruption, corruption crimes, counteraction to white collar crime and corruption.

В Уголовном кодексе Российской Федерации имеется достаточно большое количество преступлений, субъектами которых могут выступать должностные лица. Помещая данные деяния в разные главы УК РФ, законодатель исходил из специфики объектов уголовно-правовой охраны таких посягательств. Глава 7 УК РСФСР 1960 г. [1] именовалась «Должностные преступления». При принятии УК РФ 1996 г. законодатель с учетом меняющихся политических и экономических тенденций обозначил в качестве отдельных объектов уголовно-правовой охраны интересы службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ), а также интересы государственной власти, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления (гл. 30 УК РФ).

Согласно официальным данным ГИАЦ МВД России, количество должностных преступлений коррупционной направленности, зарегистрированных в Российской Федерации в 2016 г., составило 32 924 преступления, в 2017 г. - 29 634 преступления, в 2018 г. -30 495 преступлений, в 2019 г. - 30 991 преступление, в 2020 г. - 30 813 преступлений, за январь-июнь 2021 г. зарегистрировано 22 441 преступление [2].

Однако в статистической отчетности МВД России и Генеральной прокуратуры Российской Федерации отсутствуют сведения об общем количестве преступлений, совершенных должностными лицами. С учетом того, что к категории должностных преступлений относятся многие виды коррупционных и иных проявлений, правоохранительные

органы осуществляют учет преступлений коррупционной и иной направленности.

Согласно Указанию Генпрокуратуры России № 738/11, МВД России №2 3 от 25.12.2020 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности», в целях обеспечения единого подхода и полноты отражения в формах федерального статистического наблюдения сведений о состоянии преступности в Российской Федерации введены в действие соответствующие перечни статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемые при формировании статистической отчетности.

Так, Перечень № 13 содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления, совершенные с использованием своего служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также преступления, которые могут способствовать их совершению, согласно диспозиции статей. Перечень № 23 содержит статьи УК РФ, предусматривающие преступления коррупционной направленности, определенные во исполнение п. 1.3 постановления Координационного совещания руководителей правоохранительных органов Российской Федерации от 06.10.2009 № 1 «О состоянии работы и первоочередных мерах по усилению борьбы с коррупцией в свете реализации Национального плана противодействия коррупции, утвержденного 31.07.2008 Президентом Российской Федерации». Ранее действовавший Перечень № 16 содержал статьи УК РФ, предусматривающие преступления, совершенные должностными лицами (организованной группой) с использованием своего служебного положения. Он применялся при формировании показателей ведомственной формы статистической отчетности № 1-ОП [3].

Отдельные авторы отмечают, что как в теории, так и на практике не существует единого мнения о том, какие преступления следует относить к коррупционным [4, с. 94-99]. Если сюда отнести все должностные или служебные преступления, то это будет неправильно даже потому, что понятие коррупции, обозначенное в Федеральном законе от 25.12.2008

№ 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции», слишком сужает круг проявлений коррупционных преступлений [5]. Определенным «барометром» измерения уровня должностных преступлений в целом и коррупции в частности считается такой общепризнанный показатель, как индекс восприятия коррупции. Несмотря на заверения некоторых политиков относительно того, что указанный критерий является необъективным, и место в нем России зарубежные эксперты оценивают весьма субъективно и под давлением определенных политических сил, уровень коррупции в российском обществе остается достаточно высоким.

В международном антикоррупционном рейтинге положение России незавидное - мы почему-то занимаем не самые лучшие места (в 2020 г.- 129 место) наравне с такими государствами, о которых мы зачастую ничего не знаем. И опять Россию сопровождают такие страны, как Кения, Габон, Мали, Того [6].

Создается впечатление, что меры, осуществляемые государством и его институтами по противодействию коррупции, не достигают преследуемых целей. Более того, они нередко являются явно непропорциональными возможностям и средствам их достижения. Эффективное же противодействие коррупционным правонарушениям и особенно преступлениям достигается путем своевременного их предупреждения с использованием всего арсенала средств и методов, включая правовые инструменты.

Следует привести еще информацию, которая иллюстрирует состояние и тенденции должностных и коррупционных преступлений в России. Феномен отечественной коррупции является в значительной степени результатом восприятия материалов средств массовой информации (далее - СМИ), поскольку отражение борьбы с коррупцией в СМИ стало маркером современной реальности. В целом состояние мер борьбы с должностными преступлениями является следствием влияния четырех факторов: эффективности выявления и расследования должностных преступлений, высокого уровня латентно-сти, степени общественной опасности и традиционности.

Анализ криминогенной обстановки на территории Российской Федерации за последние годы наглядно демонстрирует фактическое увеличение числа выявленных фактов

коррупционных преступлений, несмотря на высочайший уровень их латентности. И если на начальном этапе борьбы с должностными преступлениями (коррупцией) преобладало выявление виновных из триады врачи-учителя-сотрудники милиции (полиции), то в современной реальности высшее руководство государства требует от силовых структур фигур масштабного характера (члены правительства, губернаторы, судьи), показывая активно выявленных коррупционеров в СМИ, придавая таким уголовным делам большой общественный резонанс.

Никого почти уже не удивляет сопровождение видеоматериалами задержания лиц, совершивших должностные и коррупционные преступления. Однако задержание начальника ГИБДД Ставропольского края полковника полиции А. Сафонова с представленным Следственным комитетом России видеоматериалом с изображением золотых унитазов все же всколыхнуло общественность [7].

Не вселяет доверие граждан к государству в сфере борьбы с коррупцией сообщение в СМИ о том, что осужденный в августе 2020 г. к восьми годам лишения свободы и штрафу в размере 850 тысяч рублей экс-глава оперативно-розыскной части службы собственной безопасности ГУ МВД России по Ростовской области Николай Гермашев, известный как Коля Кувалда, провел в исправительной колонии в Нижнем Тагиле (ФКУ ИК-13 ГУФСИН России по Свердловской области) менее года (с 25 августа 2020 г. по 3 августа 2021 г.) и вышел на свободу [8].

Таким образом, население привыкает к коррупции и рассчитывает на то, что в случае привлечения самого виновного к уголовной ответственности, суд вынесет такой же лояльный приговор и мягкое наказание. В результате многократного повторения такой негативной практики, в том числе с учетом непрямого или явного одобрения представителями властных структур, общественных и политических деятелей, такие образцы и формы поведения, ранее считавшиеся ненормальными, безнравственными и противоречащими морали и даже принципам юриспруденции, становятся обыденностью.

Согласно данным экспертов, уровень ла-тентности коррупционной преступности очень высок. Вследствие этого люди редко сообщают о коррупции. Так, очередной опрос, проведенный центром Международно-

го антикоррупционного движения Transparency International в 2020 г., показал на серьезные опасения граждан делать это - так ответили 21 % опрошенных. Еще 35 % не видят в этом смысла, 17 % не верят в возможность что-либо доказать, а 14 % боятся признаться в своей вовлеченности в коррупционные практики. И только 13 % опрошенных россиян считают социально приемлемым сообщать о коррупции (для европейцев этот показатель почти в 3 раза выше - он составляет 45 %) [6].

Несмотря на достаточно высокий уровень латентности должностных преступлений, динамика их фактического роста налицо. На наш взгляд, это является не только наглядной демонстрацией существования в обществе этого негативного явления, но и степени выхода коррупции за пределы традиционных границ восприятия.

Должностные преступления и их центральное ядро - коррупция - базируются на прочном экономическом фундаменте, затрагивают интересы общества в целом, различных социальных групп и каждой конкретной личности, оказывая негативное влияние на весь спектр общественных отношений как внутри страны, так и за ее пределами.

Противодействие должностным преступлениям и коррупции может играть успешную роль лишь при параллельном и столь же решительном устранении экономических, политических, организационных и иных причин и условий, воспроизводящих коррупцию и должностные преступления в целом. В современной реальности прослеживается несогласованность уголовно-правовых и криминологических мер борьбы с распространением коррупции как наиболее опасной формы должностной преступности. В целях повышения эффективности противодействия должностным преступлениям необходимо повысить качество уголовного законодательства. Для повышения эффективности борьбы с рассматриваемыми деяниями необходим комплексный подход и надежная правовая основа. К тому же проблему борьбы со взятками и другими должностными преступлениями должны решать не только правоохранительные органы. В очищении органов государственной власти, власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления от коррумпированных чиновников должны быть заинтересованы не в последнюю очередь руководители регионов

и муниципальных образований. А они сами в первую очередь и становятся фигурантами громких уголовных дел. На сегодняшний день реальная инициатива перечисленных должностных лиц не прослеживается.

Нормы антикоррупционного законодательства работают выборочно, не хватает системного подхода, единообразной и понятной любому гражданину практики. На поверхности лежит вопрос - почему в Правительстве РФ, среди депутатов ГД РФ, судей и других высокопоставленных чиновников с высоким уровнем зарплаты, коррупция процветает? Для таких лиц, при их назначении на соответствующие должности должен применяться целый комплекс проверочных мероприятий, которые должны ответить на главный вопрос - склонен ли принимаемый на соответствующую службу к коррупционному поведению или нет? Методики уже известны. Так, все чаще стали использовать для соответствующих кандидатов на службу в МВД России, другие правоохранительные органы и сотрудников, претендующих на вышестоящие руководящие должности, полиграфы. Но почему эти меры используются только в правоохранительных органах?

В целях усиления мер борьбы с должностными преступлениями необходимо выработать систему гарантий смягчения наказания или даже освобождения от уголовной ответственности лиц, способствовавших изобличению взяточников, а также разработать и внедрить систему общественного контроля как за соблюдением действующего законодательства, так и деятельностью органов власти любого уровня с привлечением организаций общественного сектора. Новый импульс организации профилактической работы в сфере экономики придан в связи с началом реализации приоритетных национальных проектов, которые охватывают наиболее важные, социально значимые стороны общественной жизни и экономики страны. Здесь, безусловно, нужен не только контроль правоохранительных органов, но контроль со стороны общественности.

Однако, возглавляющий концерн «Роскос-мос» Дмитрий Рогозин заявил, что в России следовало бы восстановить наказание в виде смертной казни за коррупцию в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Как заметил Рогозин, люди, совершающие воровство и идущие на подкуп других должностных лиц,

фактически потворствуют агрессору, здесь речь идет не только о преступлениях, связанных с хищением государственных средств, они воруют у обороны, у безопасности страны [9]. Напомним, в 2019 г. было возбуждено несколько десятков уголовных дел о хищениях при строительстве космодрома Восточный, строительство которого должно закончиться в 2023 г. По 42 уголовным делам о растратах, мошенничествах и злоупотреблениях должностными полномочиями были вынесены приговоры в отношении 58 лиц, получивших до 11 с половиной лет лишения свободы.

Целесообразно также использовать для целей повышения эффективности борьбы с должностными злоупотреблениями и коррупцией передовой отечественный и зарубежный опыт. Сегодня следует говорить об отсутствии реальных механизмов сдерживания коррупции и недостатках мер по стимулированию антикоррупционного поведения. Ни один нормативный документ не предусматривает возможности поощрения гражданина и должностного лица в частности за его безупречное с точки зрения права и морали поведение и активную антикоррупционную деятельность.

Применительно к сотрудникам правоохранительных органов и ко всем другим государственным служащим следует указать, что необходимо на должный уровень поставить реализацию задач по антикоррупционному воспитанию, посредством которого у сотрудников должны формироваться навыки и умения антикоррупционного поведения, повышаться уровень законности и дисциплины в коллективах сотрудников, улучшаться морально-психологическое состояние личного состава, коллектива.

Одним из основных направлений борьбы с должностными преступлениями является формирование соответствующей антикоррупционной политики, которая, в свою очередь, должна включать в себя следующие меры:

1) организацию борьбы с должностными злоупотреблениями;

2) минимизацию факторов, детерминирующих совершение должностных преступлений;

3) устранение дисбаланса между запретами на должностные злоупотребления и мерами, препятствующими невыполнение госслужащими своих обязанностей;

4) рост выявления должностных преступлений и неотвратимость наказания за них;

5) влияние на мотивацию преступного поведения посредством установления ответственности за сокрытие коррупционных доходов, за заведомо неэффективное расходование бюджетных средств.

Переосмысление происходящих в России преобразований заставляет подходить к проблеме борьбы с должностными преступлениями и коррупцией с позиций нравственности. Необходимо создание для должностных лиц надежных социальных и правовых гарантий, стимулирование их безупречной и законной деятельности.

Ужесточение ответственности за злоупотребление властью и даже самые жесткие репрессивные меры к нерадивым служащим не смогут кардинально изменить ситуацию в сфере борьбы с должностными преступлениями. Чтобы исключить возможность различных злоупотреблений должностными лицами, необходим целый комплекс антикоррупционных мер, включающих в себя такие социальные льготы и гарантии для государственных служащих, которые могли бы реально поднять престиж государственной службы и исключить возможность потери такого статуса. Для этого потребуются дополнительные материальные ресурсы и средства.

Подводя итог, можно сделать определенные выводы и предложения, которые в целом имеют дискуссионный характер.

1. Меры противодействия и профилактики зачастую не приносят нужного эффекта, поскольку существующие в нашем обществе традиции использовать должностное и служебное положение в корыстных целях стали сильнее страха быть изобличенным и наказанным. Это происходит благодаря скрытой организованности должностных лиц и представителей власти при их взаимной поддержке при совершении преступлений, с одной стороны, и боязни граждан сообщать о преступлениях - с другой.

2. Профилактику должностных преступлений нужно начинать вести в средних образовательных школах уже в начальных классах, где ученикам необходимо не только преподавать право, но и воспитывать в них уважительное отношение к закону.

3. В российском обществе считается зазорным сообщить о готовящемся или совершенном преступлении, в том числе должностном. Это происходит по разным причинам: во-первых, из-за боязни мести преступников, т. к.

некоторые коррумпированные сотрудники правоохранительных органов за деньги выдают свидетелей и данные о них; во-вторых, из-за высокого уровня безработицы и низкой зарплаты работники не сообщают о правонарушениях или преступлениях работодателя, боясь быть уволенными; в-третьих, учащиеся в учебных заведениях за сообщение полиции о поборах преподавателей боятся быть отчисленными по надуманным причинам, т. к. преподаватели часто проявляют солидарность в отмщении. В подобной ситуации часто попадают врачи и их пациенты, которым не оказывается медицинская помощь, пока больной не заплатит. Разорвать этот порочный круг непросто, но необходимо. И начинать следует уже сегодня, в том числе с себя.

4. В действующее законодательство, связанное с противодействием коррупции, необходимо внести соответствующие изменения, касающиеся определения круга лиц, входящих в понятие «близкие лица», «близкие родственники», «семейные отношения», используемые при определении форм контроля за соответствием доходов и расходов лиц, чьи должности являются потенциально коррупционно опасными.

5. Давно на поверхности лежит вопрос о возвращении конфискации имущества в действующее уголовное законодательство не в виде иной меры уголовно-правового характера, а в качестве наказания за должностные преступления и преступления коррупционной направленности. При этом должна быть обеспечена неотвратимость наказания в виде конфискации имущества, обеспечена процедура и техническая возможность изъятия не только коррупционно полученных средств, но и средств, преобразованных из имущества, добытого преступным путем.

6. Предлагается внести в действующее законодательство положения, касающиеся государственной защиты лиц, способствующих и разоблачающих преступления коррупционной направленности, путем определения критериев правовой оценки и использования такой информации.

7. Предлагается внести в действующее законодательство положение, согласно которому следует увеличить количественный показатель, используемый при исчислении сроков давности, при решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности за совершение должностных преступлений и преступлений коррупционной направленности.

8. Предлагается внести в действующее законодательство положение, согласно которому наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение должностных преступлений и преступлений коррупционной направленности, должно назначаться бессрочно.

9. Предлагается внести в действующее законодательство положение, согласно которо-

Литература

1. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_2950/8f75811a396fb70c6 bcc70c5ae0122fc829a2d5a.

2. URL: https://^^/reports/item/25094008.

3. Указание Генпрокуратуры России № 738/11, МВД России № 3 от 25.12.2020 «О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности» // СПС «КонсультантПлюс».

4. Андреева Л.А. Коррупционное преступление: понятие и сущность // Вопросы современной юриспруденции: материалы XXVI международной заочной научно-практической конференции (03 июля 2013 г.). Новосибирск, 2013.

5. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.05.2021) «О противодействии коррупции» // СПС «Консультант-Плюс».

6. URL: https://www.transparency.org/en/cpi/ 2020/index/nzl#.

7. URL: https://rostov.tsargrad.tv/investigations/ do-zolotyh-unitazov-byli-ubijstva-o-chjom-uznal-putin-eshhjo-do-arestov-v-stavropolskom-gib-dd_386522.

8. URL: https://rostovgazeta.ru/news/incident/ 06-08-2021/derzhavshiy-v-strahe-rostovskiy-bi-znes-politseyskiy-po-klichke-kolya-kuvalda-vy-shel-po-udo.

9. URL: https://tvzvezda.ru/news/202188921-LeMDW.html.

му следует минимизировать общение граждан с лицами, занимающими потенциально коррупционные должности, путем использования возможностей цифровизации и электронных платформ, исключив физический контакт возможного взяткодателя и взяткополучателя.

10. Предлагается внести в действующее законодательство положение о совершенствовании механизмов проведения криминологической антикоррупционной экспертизы.

Bibliography

1. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_2950/8f75811a396fb70c6 bcc70c5ae0122fc829a2d5a.

2. URL: https: //mvd.rf/reports/item/25094008.

3. Instruction of the Prosecutor General's Office of Russia № 738/11, the Ministry of Internal Affairs of Russia № 3 dated 25.12.2020 «On the introduction of the lists of articles of the Criminal Code of the Russian Federation used in the formation of statistical reporting» // LRS «ConsultantPlus».

4. Andreeva L.A. Corruption crime: concept and essence // Questions of modern jurisprudence: materials of the XXVI international correspondence scientific and practical conference (03 July 2013). Novosibirsk, 2013.

5. Federal Law of December 25, 2008 № 273-FL (as amended on May 26, 2021) «On Combating Corruption» // LRS «ConsultantPlus».

6. Russia in the Corruption Perceptions Index -2020 [Electronic resource] // URL: https://www. transparency.org/en/cpi/2020/index/nzl#.

7. URL: https://rostov.tsargrad.tv/investigations/ do-zolotyh-unitazov-byli-ubijstva-o- chj om-uznal-putin-eshhjo-do-arestov-v-stavropolskom-gib-dd_386522.

8. URL: https://rostovgazeta.ru/news/incident/ 06-08-2021/derzhavshiy-v-strahe-rostovskiy-bi-znes-politseyskiy-po-klichke-kolya-kuvalda-vy-shel-po-udo.

9. URL: https://tvzvezda.ru/news/202188921-LeMDW.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.