Научная статья на тему 'ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
197
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПНОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марченко Александр Александрович

Статья посвящена преступности в сфере муниципальной деятельности. В работе аргументируется актуальность данной проблемы. В статье рассмотрен вопрос о преступности в сфере муниципальной деятельности. Представлены криминологические особенности должностных преступлений. Проанализированы официальные статистические данные о совершенных коррупционных преступлениях в указанной сфере за последние пять лет. Делаются выводы о необходимости принятия мер по предотвращению коррупционных преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIME IN THE SPHERE OF MUNICIPAL ACTIVITY

The article is devoted to crime in the sphere of municipal activity. The paper argues the relevance of this problem. The article deals with the issue of crime in the field of municipal activity. Criminological features of official crimes are presented. The official statistical data on corruption crimes committed in this area over the past five years have been analyzed. Conclusions are drawn about the need to take measures to prevent corruption crimes.

Текст научной работы на тему «ПРЕСТУПНОСТЬ В СФЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Преступность в сфере муниципальной деятельности Crime in the sphere of municipal activity

Марченко Александр Александрович

слушатель

Академии управления МВД России, Москва, Россия mister. andrei-k@yandex. ru

Marchenko Alexander Alexandrovich

listener

Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia,

Moscow, Russia mister.andrei-k@yandex. ru

Аннотация.

Статья посвящена преступности в сфере муниципальной деятельности. В работе аргументируется актуальность данной проблемы. В статье рассмотрен вопрос о преступности в сфере муниципальной деятельности. Представлены криминологические особенности должностных преступлений. Проанализированы официальные статистические данные о совершенных коррупционных преступлениях в указанной сфере за последние пять лет. Делаются выводы о необходимости принятия мер по предотвращению коррупционных преступлений.

Annotation.

The article is devoted to crime in the sphere of municipal activity. The paper argues the relevance of this problem. The article deals with the issue of crime in the field of municipal activity. Criminological features of official crimes are presented. The official statistical data on corruption crimes committed in this area over the past five years have been analyzed. Conclusions are drawn about the need to take measures to prevent corruption crimes.

Ключевые слова: преступность, муниципальная деятельность, коррупционные преступления.

Key words: crime, municipal activity, corruption crimes.

В соответствии с Указом Президента РФ от 31 декабря 2015 года № 683, национальная безопасность Российской Федерации включает в себя устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации [1]. В текущее время в России имеются определенные затруднения в социально-экономическом развитии. При этом уровень коррупционной преступности, создает негативные условия для устойчивого социально -экономического развития Российской Федерации.

На расширенном заседании коллегии МВД России, 3 марта 2021 года, в своем выступлении Президент Российской Федерации В.В. Путин указал, что среди одних из приоритетных задач МВД России является -дальнейшая декриминализация экономики и противодействие коррупции, необходимо активнее выявлять и пресекать факты хищений бюджетных средств.

Несмотря на относительно небольшой уровень регистрируемых преступлений, должностная преступность в сфере муниципальной деятельности представляет повышенную общественную опасность.

Существенный вред, данной преступности проявляется в подрыве авторитета муниципальной власти, в создании отрицательного имиджа должностных лиц и, конечно, в снижении уровня доверия населения государству. Преступные деяния укрепляют теневую и криминальную экономику, создают условия для развития организованной преступности.

Преступность в сфере муниципальной деятельности является частью социальной реальности, которую можно представить кратким описанием: «власть-преступность-власть-преступность». Влияние преступности на публичную власть реализовывается посредством политических процессов.

Потенциал властных полномочий для многих ассоциируется с возможностями, которые можно

использовать в различных сферах жизнедеятельности и не обязательно в правовом поле. Что в свою очередь является определенным двигателем для стремления идти во власть и муниципальная сфера не является исключением. При этом злоупотребления в том числе и в муниципальной власти обусловлены природой большинства людей. К сожалению, должностная преступность и публичная власть связанны друг с другом. В связи с чем, государство должно свести на нет влияние преступности в публичной власти или постараться как можно больше снизить это негативное влияние.

Мы знаем, что муниципальная власть это одна из разновидности публичной власти, связанной с реализацией функций местного самоуправления. Если спроецировать власть федеральную и муниципальную, то мы получим в результате разные уровни ее реализации. Государственная власть исполняется на федеральном и региональном уровнях, а муниципальная власть - городских, сельских поселениях и на других территориях муниципальных образований. Самостоятельный характер муниципальной власти выражается в наличии собственных предметов ведения местного самоуправления и полномочий, которыми обладают органы местной власти.

Муниципальная власть за свою деятельность несет ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими, а также юридическими лицами. Органы местного самоуправления самостоятельно разрешают отнесенные к их компетенции вопросы жизни и деятельности местных сообществ, в результате чего федеральные и региональные органы могут сконцентрироваться на ответственных для них вопросах общего руководства, координации и контроля.

Следовательно, в случае причинения вреда авторитету органов муниципальной власти страдает государственное управление как в определенной сфере (отдельной отрасли), так и в целом как система управления.

Потеря авторитета органов муниципальной власти естественно в результате отражается в недоверии населения по отношению к публичному управлению.

Должностная преступность представляет собой совокупность совершаемых должностными лицами преступлений (а также и лиц, их совершивших) против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. При этом у граждан подрывается уверенность в защищенности своих прав и законных интересов.

Криминологической особенностью должностных преступлений является их значительное многообразие.

В первую очередь это преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Ниже рассмотрим количественный анализ следующих видов преступлений: превышение должностных полномочий (ч. 1, 2, п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ); присвоение или растрата ч. 3,4 ст.160 УК РФ; мошенничество (ч. 3-7 ст.159 УК РФ); присвоение или растрата (ч. 3,4 ст.160 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ); служебный подлог (ст. 292 УК РФ); получение взятки (ст. 290 УК РФ); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) и др.

Рисунок 1. Статистические данные о зарегистрированных преступлениях коррупционной направленности

Исходя из представленных данных мы видим, что в общей массе преступлений коррупционной направленности по наибольшему количеству выделяются преступления «взяточничество», «мошенничество», «присвоение или растрата» и «служебный подлог». При этом мы видим, что на протяжении с 2016 года по 2020 год, количество преступлений «взяточничество» увеличивается (с 9984 в 2016 году, до 14548 в 2020 году), что в свою очередь вызывает обеспокоенность. Такой вид преступления как «мошенничество», также с 2016 по 2018 год имел тенденцию к увеличению числа (с 6356 в 2016 году, до 7591 в 2018 году), а в 2019 -2020 гг. отмечается незначительным снижением до 7335 и 7315 преступлений соответственно. Также видно значительное снижение числа регистрируемых преступлений таких как «присвоение и растрата», с 4176 преступлений в 2016 году, до 2706 в 2020 году и «служебный подлог с 2960 преступлений в 2016 году до 1934 в 2020 году». Остальные виды преступлений, представленные на рисунке не имеют ярко выраженных колебаний.

За превышение должностных полномочий наказание может быть назначено от штрафа в 80 тыс. руб. и до лишения свободы на срок от трех до десяти лет; за злоупотребление должностными полномочиями наказание может быть назначено от штрафа до 80 тыс. руб. и до лишения свободы на срок до десяти лет; за присвоение или растрату наказание может быть назначено от штрафа в 100 тыс. руб. и до лишения свободы на срок от трех до десяти лет; за мошенничество наказание может быть назначено от штрафа в 100 тыс. руб. и до лишения свободы на срок до десяти лет; за незаконное участие в предпринимательской деятельности наказание может быть назначено от штрафа до 300 тыс. руб. и до лишения свободы на срок до двух лет; за служебный подлог наказание может быть назначено от штрафа в 80 тыс. руб. и до лишения свободы на срок до четырех лет; за получение взятки наказание может быть назначено от штрафа до 1 млн. руб. и до лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Рассмотрим анализ преступлений коррупционной направленности в общей структуре преступлений.

2500000 2000000 1500000 1000000 500000 0

3 -2058476 -1991532 -2024337 -2044221

р

1

32924

1

29634 30495

1

30

30

1

1

2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

■ Уд.вес.

■ Количество преступлений коррупционной направленности

■ Количество преступлений всего

Рисунок 2. Динамика регистрируемой коррупционной преступности в общем массиве преступлений.

На протяжении с 2016 года по 2018 год, количество зарегистрированных преступлений коррупционной направленности имело тенденцию к снижению, как в количественном выражении, так и в удельном весе по отношении к общему количеству преступлений. Далее в 2019 в количественном выражении произошло увеличение на 496 преступлений, а в 2020 году тенденция к снижению проявилась вновь с 30991 до 30813 преступлений. При этом удельный вес коррупционных преступлений в 2018 и 2019 оставался на уровне 1,531, и в 2020 году снизился до 1,507.

Если рассматривать результатах работы правоохранительных (правоприменительных) органов по борьбе с преступлениями коррупционной направленности, то большая часть преступлений коррупционной направленности регистрируется органами внутренних дел, далее идут органы федеральной службы безопасности, а за ними следует следственные органы Следственного комитета РФ.

30000

25000

20000

15000

10000

25544

23403 "619 23684

22772

1063

5000 868 888 929

3380

4310

2391

693

Следственными органами Органами внутренних дел Следственного комитета РФ

Органами ФСБ

2016 -2017 2018 2019 -2020

0

Рисунок 3. Результаты работы правоохранительных органов в борьбе с преступностью коррупционной

направленности

Преступность в муниципальной власти связана с реализацией должностных полномочий в противоправных, корыстных целях. И в ряде случаев можно не только услышать, но и знать о «прайсе» таких незаконных действий (услуг). Криминологический анализ должностных преступлений позволяет рассматривать совершение некоторых из них как синхронное проявление коррупционной преступности.

Результаты должностных преступлений имеют как материальное выражение в виде реального экономического ущерба государству и обществу или размера (суммы) взятки, так и в виде расходов, связанных с формированием антикоррупционного поведения как чиновников, так и населения государства посредством пропаганды антикоррупционного поведения.

Сведения о причиненном преступлениями коррупционной направленности материальном ущербе и его возмещении выглядит следующим образом.

Вопросы студенческой науки

Выпуск №11 (63), ноябрь 2021

78435963

80000000 70000000 60000000 50000000 40000000 30000000 20000000 10000000 0

65732155

55093604

39621733

58 364 109

Размер причиненного материального ущерба (тыс.

руб0

10755936

4 194 225 -4043069 4094705

2518898 27

2742278

3 926 256

Добровольно возмещен материальный ущерб (тыс.руб.)

1174232 2761594

1488068

Изъято

имущества,денег,ценностей на сумму (тыс. руб.)

12016 г. "2017 г. "2018 г. "2019 г. "2020 г.

Рисунок 4. Сведения о причиненном преступлениями коррупционной направленности материального ущерба и

его возмещения (в тыс. руб.).

Представленные данные свидетельствуют, что материальный ущерб, причиненный преступлениями коррупционной направленности в 2018-2020 гг относительно 2017 года значительно выше (рост составил от 28% до 40%). Стоит отметить, что за последние пять лет, причиненный ущерб в 2016 году был наибольшим и составил 78,4 млрд. руб. При этом анализ показывает, что не возмещенным остается от 79% (52,2 млрд. руб.) до 93% (73,2 млрд. руб.) причиненного преступлениями ущерба (в 2016 г. - 93%, 2017 г. - 87%, 2018 г. - 79%, 2019 г. - 90%, 2020 г. - 86%).

Должностные лица органов муниципальной власти являются наёмными работниками (служащими) не имеющими права распоряжаться в своих интересах результатом своей служебной деятельности. Должностную преступность в органах муниципальной власти можно условно разделить на две группы. В первой должностное лицо выступает в роли продавца, предлагающего за вознаграждение передать покупателю те или иные услуги, входящие в круг обязанностей (полномочий) по должности. Во втором случае должностное лицо стремится завладеть бюджетными средствами, как самостоятельно, так и с привлечением третьих лиц.

Согласно статистических данных количество лиц, занимающих должности в органах местного самоуправления, в отношении которых, осуществлялось уголовное преследование коррупционной направленности на протяжении с 2017 года по 2020 год имеет тенденцию к снижению. При этом если говорить относительно 2020 года в сравнении с 2017 годом, то количество лиц органах местного самоуправления, в отношении которых, осуществлялось уголовное преследование коррупционной направленности снизилось с 873 до 700 (-19,8%).

Конечно, если говорить о профилактических мерах, то в первой очереди будет находится повышение контроля со стороны как контрольно -надзорных органов за деятельностью должностных лиц органов муниципальной власти, так и институтов гражданского общества. Учитывая возросшую роль средств массовых коммуникаций и информационных технологий, вторым следует внедрение предоставления большего количества государственных и муниципальных услуг в электронном виде посредством сайта «Госуслуг», с целью исключения контактов чиновников с гражданами. При этом надо учитывать, что в России в большей степени

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. Также надо понимать, что одним из наиболее эффективных способов противостояния коррупции являются лишение коррупционных действий экономического смысла и многократное усиление рисков для потенциальных правонарушителей [2]. Также примером может служить опыт антикоррупционные меры в Сингапуре, где с целью снижения коррумпированности в государстве начиная 1990-х годов была выстроена система вертикальных мер, которые, в частности, выражались в жесткой регламентации деятельности чиновников, в радикальном упрощении бюрократических процедур, а также в строгом надзоре по соблюдению этических норм [3].

В Российской Федерации в этих целях применяются нормативные правовые и иные акты в сфере противодействия коррупции, одними из основных являются:

- Федеральные законы Российской Федерации "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 № 273-ФЗ, устанавливающий основные принципы противодействия коррупции, организационные и правовые основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», от 03.12.2012 № 230-Ф3 «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»; от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;

- Далее следуют Указы Президента Российской Федерации от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.», от 13.02.2020 № 117 «Об утверждении состава Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции и состава президиума этого Совета», от 21.02.2014 № 104 «О члене Межгосударственного совета по противодействию коррупции»;

- И в заключение — это Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

В целом данную правовую отрасль регулируют одиннадцать федеральных законов, двадцать шесть Указов Президента Российской Федерации, восемь Постановлений Правительства Российской Федерации и другие иные акты.

Вместе с тем, разработка мер по противодействию коррупции, должна прежде всего строится на устранении её коренных причин.

Список используемой литературы:

1. Некоторые вопросы Стратегии национальной безопасности 2015 как правовой Основы обеспечения национальной безопасности России, журнал № 8 / 2016 Вестник Московского университета МВД России.

2. Цирин А. М., Севальнев В. В. Порядок осуществления контроля за расходами отдельных категорий лиц: проблемы и пути решения // Журнал российского права. 2019. № 7. С. 152—161.

3. Сиротин А. Лечение заразной жадности: Борьба с коррупцией в Сингапуре. Антикоррупционная инфор- мационная база сайта «Суда нет». Электронный ресурс. URL: http://center.sudanet.ru/?tag=сингапур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.