Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
668
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / КОДЕКС ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ПРАВОПОРЯДКА / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 25 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА № 273-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ" / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ АНТИКОРРУПЦИОННЫЙ КОМИТЕТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бутков Александр Владимирович

Рассматриваются особенности коррупционной преступности в России, дается определение коррупционного преступления, проводится анализ научных источников по этой проблеме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITIES OF CORRUPTION CRIME IN RUSSIA

Specificities of corruption crime in Russia are viewed, the definition of corruption crime is given, the analysis of scientific sources of this problem is presented.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ»

АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ БУТКОВ,

кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника ФГКУ «ВНИИ МВД России» по работе с личным составом -

начальник отдела по работе с личным составом

ОСОБЕННОСТИ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ

Рассматриваются особенности коррупционной преступности в России, дается определение коррупционного преступления, проводится анализ научных источников по этой проблеме.

Ключевые слова: коррупционная преступность, коррупционные деяния, Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, Федеральный закон от 25 декабря 2008 г № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Национальный план противодействия коррупции, Национальный антикоррупционный комитет.

A.V. Butkov, PhD (Law), Assistant Professor, HR Department Head, Deputy Head, Russia MI FPOI National Research Institute; e-mail: info@vnii-mvd.ru, tel.: 8 (495) 667-17-18.

Specificities of corruption crime in Russia.

Specificities of corruption crime in Russia are viewed, the definition of corruption crime is given, the analysis of scientific sources of this problem is presented.

Key words: corruption crime, acts of corruption, Code of the Behavior for Officials related to Maintaining Law-and-Order, Federal Law on Corruption Counteraction, December 25, 2008, № 273-FZ, National AntiCorruption Plan, National Anti-Corruption Committee.

да H и О X

и <

с

о

0Q И РЭ

В отечественной юриспруденции термин «коррупционная преступность» используется достаточно давно. Особое внимание к данному виду преступной деятельности в российской правоприменительной практике обращено в последние 6-8 лет, и особенно в связи с принятием высшим руководством страны в 2008 г ряда политических решений, направленных на усиление борьбы с коррупцией1.

Вместе с тем, следует отметить, что до настоящего времени легального (нормативного) определения коррупционной преступности или коррупционного преступления не содержится ни в одном нормативном правовом акте. Нет и исчерпывающего перечня преступлений, выделенных в категорию коррупционных.

Анализ научных источников на этот счет показывает, что их авторы трактуют понятие коррупционной преступности достаточно произвольно, в связи с чем варьируется и перечень преступных деяний, включаемых ими в рассматриваемую научную категорию.

Поиском удобного для применения в практической деятельности ив то же время емкого определения коррупционной преступности в различные годы занимались такие авторы, как: В.В Астанин, О.Р. Абрамовская, Ю.М. Антонян, Б.В. Волженкин, Л.Д. Гаухман, А.И. Долгова, А.И. Гуров, Н.Ф. Кузнецова, В.В. Лунеев, П.Ю. Гуцев,

М.С. Качелин, Д.И. Колчеманов, О.А. Кузнецова, А.М. Ломов, И.А. Мамедов, Д.А. Повный, М.М. Поляков, Д.А. Пономарев, В.В. Сыроватко, Л.Г. Устьев, А.А. Чистов и др.

Вполне соответствующим указанным критериям представляется определение Б.В. Вол-женкина, в рамках которого коррупционная преступность воспринимается автором в качестве преступлений «лиц, официально привлеченных к управлению (государственные и муниципальные служащие и иные лица, уполномоченные на выполнение государственных функций), использующих различным образом имеющиеся у них по статусу возможности для незаконного извлечения личной выгоды»2.

Следует отметить, что к числу коррупционных преступлений автор относит «мошенничество, присвоение и растрату, совершаемые с использованием служебного положения, злоупотребление должностными полномочиями, незаконное участие в предпринимательской деятельности, получение взятки, служебный подлог, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, ограничение конкуренции и ряд других преступлений, совершаемых государственными служащими или служащими органов местного самоуправления с использованием своего служебного положения (в широком смысле этого слова) в корыстных, иных личных или групповых целях»3.

U И

т s s о

X

о ы

сь

s э

с

^

а а О

Другие авторы, такие как И.М. Гальперин4, А.С. Никифоров5, Н.А. Егорова6, предложили несколько иные перечни деяний, попадающих в разряд коррупционных. Вместе с тем, все они, несмотря на определенную долю самостоятельности, обладали обязательным характерным для подобного рода правонарушений признаком использования служебного положения в личных целях.

Таким образом, сложившееся в российской юридической науке понимание коррупционной преступности вполне соответствует международной трактовке данного термина. Например, в ст. 7 Кодекса поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятого резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г, указано, что понятие коррупционного правонарушения должно определяться в соответствии с национальным правом: «оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие»7. Из смысла представленного текста статьи понятно, что международное право не выделяет каких-либо точных перечней коррупционных правонарушений, но подразумевает, что такие правонарушения заключают в себе продажность должностных лиц и муниципальных служащих, возможность их подкупа с целью оказания влияния на их служебное поведение.

Несмотря на указанное выше сходство нормативных и теоретических подходов к определению феномена коррупционной преступности в России и в мире, тенденции развития общественно-политических, экономических и социальных правоотношений в нашей стране в последние два десятилетия позволяют утверждать, что коррупционной преступности в России присущ целый ряд криминологических и социально-политических особенностей, в значительной степени снижающих эффективность мер противодействия ей.

Прежде всего, такую негативную роль играет высокая степень пораженности управленческой вертикали указанным явлением, его значительное распространение в стране.

Широкое распространение коррупции в России фиксируется как международным, так и отечественным экспертным сообществом. В международном рейтинге восприятия коррупции, по экспертной оценке неправительственной организации Transparency International (TI), Россия за последние годы (2005-2010) стабильно занимала одно из последних мест в мире (157 из 180) сре-

ди развивающихся и развитых стран, а ущерб от коррупции ежегодно составлял не менее 7 трлн рублей, или 6-7% внутреннего валового продукта, опережая темпы развития экономики. В 2013 г указанная организация опубликовала очередной ежегодный рейтинг индекса восприятия коррупции, в котором Россия заняла 127-е из 177 мест наряду с Азербайджаном, Гамбией, Ливаном, Никарагуа, Пакистаном и др.

К моменту принятия в 2008 г базового в рассматриваемой сфере Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» действующий на тот момент Президент РФ Д.А. Медведев оценивал наличие коррупции в стране следующим образом: «коррупция превратилась в системную проблему, и этой системной проблеме мы обязаны противопоставить системный ответ»8, кроме того, коррупция была названа «врагом № 1»9 и внушала больше опасения, чем проблемы обеспечения национальной безопасности, борьбы с терроризмом и экстремизмом, сложности экономического и социального развития страны.

Следует отметить, что, несмотря на серьезную активизацию борьбы с коррупцией, применение комплексного подхода на данном направлении, за прошедшие 6 лет функционирования государственной системы противодействия данному явлению ситуация с коррупционной составляющей в стране еще далека от победного разрешения. Согласно данным независимого годового доклада «Коррупция в России»10, подготовленного сотрудниками антикоррупционной общественной приемной «Чистые руки», за период с 14 января 2013 г. по 31 августа 2014 г. в общественную приемную поступили и были обработаны специалистами 9925 обращений по поводу фактов коррупции в органах власти различного уровня. При этом указанный доклад содержит сводные статистические сведения об уровне коррупции в регионах согласно полученным жалобам. С сожалением следует отметить некоторые показатели: Москва - 34,2%, Московская область - 17,3%, средний показатель по большинству регионов - 12,6%. Среди органов государственной власти наиболее подвержены данному явлению: суды - 28,5%; полиция - 20,4%; прокуратура -17,4%; следственный комитет - 15,7%.

Безусловно, подробный научный анализ эффективности внедряемых антикоррупционных мер позволяет говорить о том, что применяемые здесь усилия еще можно и нужно наращивать, есть правоохранительные механизмы, которые задействованы слабо или даже вообще не задействованы. Однако совершенно очевиден тот факт,

что высочайшую степень пораженности российского общества коррупционным сознанием, которое формировалось десятилетиями, особенно в период 1990-2000-х годов, невозможно преодолеть в краткие сроки, особенно в отдельных регионах страны, чаще дотационных, где в 90-х годах прошлого века практически велась война за доступ к коррупционным схемам, а коррупция чиновников стала не только образом их жизни, но и демонстрацией коррупционных достижений.

Второй особенностью коррупции в России является то, что при, казалось бы, очевидных проблемах, связанных с широким ее распространением в государстве, преступления коррупционной направленности характеризуются высоким уровнем латентности и относятся к числу сложно прогнозируемых, редко выявляемых и еще реже доказываемых на стадии предварительного расследования и суда преступных деяний. В частности, некоторые авторы утверждают, что в современной России «регистрируется несколько процентов или доли процента реально совершенных преступлений коррупционной направленности»11.

Такие же цифры указывает Г.С. Гончаренко, который утверждает, что «касаемо коррупционной преступности ученые едины в своих научных исследованиях и выводах о 1-2% выявляемости этого вида противоправной деятельности при росте в структуре этого вида тяжких преступлений, доля которых за последние 2-3 года приближается к 30%»12.

Если даже предположить определенную, но, скорее всего, небольшую погрешность в научных оценках соотношения латентной и реально зарегистрированной коррупционной преступности, данные официальной статистики подобных преступлений не позволяют сомневаться в том, что на сегодняшний день реальный ее уровень в России ужасающий.

Так, даже по официальным данным, которые, по мнению многих специалистов, занижаются, Росстат фиксировал, например, по взяточничеству следующие цифры: в 1990 г. - 2,7 тыс., в 2005 г. - 9,8 тыс., в 2009 г. - 13,1 тыс., в 2010 г. -12 тыс., в 2011 г - 11,0 тыс., в 2012 г. - 10,6 тыс.13 Таким образом, за последние 20 лет налицо увеличение уровня коррупции (только связанной со взяточничеством) в 4-5 раз.

При этом различные специалисты предлагают варианты оценки фактической стоимости коррупции в стране, которая зачастую существенно разнится. По официальным данным Росстата, например, в 2012 г. коррупция была на уровне 3,5-7% ВВП14. Некоторые другие специалисты утверждали при этом, что реальная коррупция до-

стигала 25% ВВП15. По оценкам Всемирного банка, этот показатель составил 48% ВВП16.

Представители оппозиции В. Милов, Б. Немцов, В. Рыжков и О. Шорина утверждают, что подобное состояние дел связано во многом с тем, что «в настоящее время большинство госзакупок, госконтрактов и других услуг, оказываемых правительству или государственным предприятиям, связаны со взятками и „откатами"». Поэтому неудивительно, что расходы на общественные проекты в России (например, ремонт и строительство дорог и трубопроводов, строительство зданий и т.д.) значительно выше, чем в любой другой европейской стране. Все население России вынуждено нести издержки, связанные с коррупцией. К примеру, существует мнение, что стремительный рост тарифов на ЖКХ, значительно опережающий темпы инфляции, является прямым результатом колоссальных объемов коррупции на федеральном уровне»17.

Представляется, что сложности выявляемости правонарушений коррупционной направленности обусловливаются следующими основными обстоятельствами: 1) объективно управленческой деятельности, в рамках которой реализуются коррупционные схемы, присуща конфиденциальность;

2) в результате «элитной» коррупции, как правило, не бывает непосредственных потерпевших (кроме государства), а в результате «бытовой» коррупции потерпевшее лицо заинтересовано в результатах коррупционной сделки, кроме того, такие правонарушения чаще всего совершаются без свидетелей, заинтересованных в их обнародовании;

3) коррупционеры основательно конспирируют свою деятельность; 4) лица, для которых коррупция стала своего рода бизнесом, как правило, имеют связи в правоохранительных органах и судах, способствующие их безнаказанности.

Кроме того, как указывает Р.В. Кутернина, в результате взаимного переплетения интересов, а также многолетнего сотрудничества при исполнении должностных обязанностей «лица из правящих кругов, совершившие противоправное деяние, чаще избегают реальной уголовной ответственности, чем простые граждане»18.

Третья криминологическая особенность коррупционной преступности заключает в себе тот факт, что данное понятие носит обобщающий характер и объединяет значительное количество проявлений преступной деятельности, посягающих в различной мере на порядок управления. Следует заметить, что за противоправные деяния коррупционной направленности предусмотрена как уголовная, так и административная ответственность, а их описание содержится в главах

да Н и О X

и <

с

о

09 И РЭ

и и т X

о

X

о ы

сь

X

э

X

^

а а О

Уголовного кодекса Российской Федерации и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках УК РФ в основном они сосредоточены в главе «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», кроме того, в главах, описывающих преступления в сфере экономики, некоторые преступления против конституционных прав граждан, против правосудия, против военной службы и др.

В рамках КоАП РФ правонарушения коррупционной направленности также не систематизированы в каком-либо конкретном разделе и встречаются практически во всех главах. Большинство подобных составов административных правонарушений содержатся в главах: 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности», 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», 19 «Административные правонарушения против порядка управления».

На практике доказано, что сложность противодействия коррупционным проявлениям заключается не только в наличии значительного количества составов уголовных и административных правонарушений подобного рода, но и в огромном разнообразии форм и методов их совершения. В целом можно говорить о том, что преступная деятельность на этом направлении постоянно совершенствуется, зачастую значительно опережая правоохранительную. Кроме того, международная практика свидетельствует, что ужесточение ответственности за коррупцию неминуемо приводит к подорожанию коррупционных услуг и усложнению коррупционных схем. Как правило, чиновники при усилении контроля и ответственности за факты коррупционной деятельности стараются максимально обезопасить себя от возможного наказания и не связываются с откровенно противозаконными схемами получения прибыли. В последние годы, ознаменованные усилением антикоррупционной правоохранительной деятельности, ГУЭБиПК МВД России отмечает изменение оснований получения взятки. «Если раньше чиновники брали взятки, чтобы закрыть глаза на нарушения закона или за противозаконные действия, то сейчас взятки чаще берутся за исполнение прямых обязанностей, ускорение сроков выполнения тех или иных действий, предоставление дополнительных льгот и преимуществ»19.

Отдельные вопросы возникают в настоящее время к современной правоприменительной судебной практике по доказанным делам коррупционной направленности, которая порождает

мнение о безнаказанности правонарушителей по таким категориям дел. По словам председателя Верховного Суда РФ В. Лебедева, «65% осужденных по коррупционным делам получают лишь условное наказание. С практической точки зрения это означает, что они избежали наказания»20.

После 2009 г. подобные тенденции продолжились. Вот, например, типичные для многих регионов результаты обобщения судебной практики по делам коррупционной направленности Кировского областного суда: «В 2013 г. судами Кировской области рассмотрено 172 уголовных дела в отношении 178 лиц о преступлениях коррупционной направленности, из них в отношении 171 лица вынесены обвинительные приговоры, 2 лица оправданы, в отношении 6 лиц уголовные дела производством прекращены... По делам коррупционной направленности в качестве основного наказания назначено: 17 лицам - реальное лишение свободы, 20 лицам - лишение свободы условно, 134 лицам - штраф»21.

Ситуацию с судебным сегментом антикоррупционной составляющей в России существенно затрудняет тот факт, что, по мнению специалистов, сами суды занимают одно из лидирующих мест в коррупционных схемах. «Граждане жалуются на то, что коррупция в судах носит массовый характер, и ссылаются на невозможность защиты своих прав в судебной системе... Средний размер взяток по судебной системе, согласно информации из жалоб, составляет порядка 600 000 рублей по гражданским делам и дополнительный процент, если рассматривается крупный спор, и до 1 500 000 рублей в среднем - по уголовным делам. При этом необходимо отметить, что речь идет не об оправдательном приговоре, так как оправдательный приговор вызывает много вопросов, а о мягком приговоре, точнее, о приговоре с мягким наказанием, порой освобождающим от ответственности. Специалисты отмечают, что с 14 января 2013 г. по 31 августа 2014 г. количество обращений по поводу коррупции в судах составило 28,5%. Для сравнения: в 2010 г. жалобы на коррупцию в судах составляли 34,6%»22.

Несмотря на то, что коррупционная преступность не связана напрямую с посягательствами на жизнь, здоровье, личную неприкосновенность и иные важные для личности ценности, следует согласиться с мнением криминологов о том, что ее сопровождает высокая степень общественной опасности.

Так, например, совершенно очевидно, что высокий уровень коррупции в стране является показателем незрелости гражданского общества и общественных демократических институтов, не-

достаточного уровня развития правовой культуры и правосознания и у рядовых граждан, и у лиц, обладающих властными полномочиями. Как верно заметил В.Н. Кудрявцев, чиновники при этом начинают использовать коррупцию в качестве «...механизма политической борьбы, расправы над политическими оппонентами с помощью фальсификации уголовных дел, распространения заведомо ложной информации, в том числе обвинений в якобы участии оппонентов в коррупционных схемах и т.д., через систему политической конкуренции криминал выдвигает своих кандидатов на выборы...»23.

Высокая степень общественной опасности коррупционных преступлений в России выражается еще и в том, что в результате их совершения существенно нарушается нормальная, т.е. соответствующая определенным нормативным актам деятельность государственных и местных органов власти; подрывается авторитет и иные интересы публичной власти; зачастую причиняется значительный материальный ущерб; ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом - интересы всего общества и государства.

Реальным подтверждением последовательного развития научно-практического подхода к фактам коррупции как к общественно опасным деяниям явилось принятие Федерального закона от 4 мая 2011 г № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и КоАП РФ в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции»24, который укрепил механизм уголовно-правового и административно-правового противодействия правонарушениям коррупционной направленности.

Исходя из смысла данного Закона в Российской Федерации признается общественно опасным уже сам факт получения лицом денег, ценностей, иного имущества и т.п. за совершение конкретных уголовно или административно наказуемых коррупционных действий.

При этом следует отметить неодинаковость степени общественной опасности для различных коррупционных преступлений и иных правонарушений. Логика к их разграничению соответствует, на наш взгляд, логике построения Уголовного кодекса РФ и КоАП РФ, т.е. включению состава правонарушения в соответствующий кодифицированный нормативный правовой акт, его главу, раздел и т.д. Кроме того, прослеживается принцип наличия более суровой санкции статьи в тех случаях, где общественная опасность коррупционного правонарушения, по мнению законодателя, выше.

Существенное значение имеет выявление степени общественной опасности коррупционных правонарушений при индивидуализации ответственности. Так, Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»25 обратил внимание судов «на необходимость исполнять требования закона о строго индивидуальном подходе к назначению наказания лицам, совершившим коррупционные преступления с использованием своего служебного положения, учитывая при оценке степени общественной опасности содеянного содержание мотивов и целей, значимость обязанностей, которые были нарушены, продолжительность преступных действий (бездействия), характер и тяжесть причиненного вреда, другие фактические обстоятельства и данные о личности виновного».

Тесным образом с высокой степенью общественной опасности коррупции связана ее способность детерминировать другие виды правонарушений, что является неотъемлемой чертой российской социально-политической среды. В связи с этим, как правило, прослеживается целая цепочка противоправной активности, действующая по принципу снежного кома. Так, коррупционные дисциплинарные проступки и административные правонарушения зачастую приводят к совершению преступлений коррупционной направленности, а коррупционная преступность, в свою очередь, способствует росту и значительному распространению многих других видов преступности, является одним из основных факторов преступности в сферах экономической и таможенной деятельности, налогообложения, экологии, организованной преступности и др.

Рассмотрение особенностей коррупционной преступности в России, безусловно, ни в коей мере не может быть ограничено представленным в статье перечнем обстоятельств. Более того, следует заключить, что в каждой стране, столкнувшейся с рассматриваемым феноменом, коррупция обладает отличными от других особенностями становления и развития, которые имеют массу всевозможных вариаций. Вместе с тем, осознание их необходимо для планирования и выработки конкретных мер противодействия данному явлению, прогнозирования их эффективности и сложностей реализации. Представляется, что перечисленные нами особенности в настоящее время в наибольшей степени влияют на то, что все предпринимаемые за последние 6 лет меры реализуются с огромным трудом и промежуточ-

на Н и О X

и <

с

о

09 И РЭ

и

И

т X

о

X

о ы

сь

X

э

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^

а а О

ной потерей эффективности. А это означает, что необходимо дальнейшее научное исследование обозначенных тенденций.

J3

Ь и о х

и <

с

о

09 Ы на

и ы т S

О X

о ы го

oq S

э

с

^

а а О Ы

1 Имеются в виду утверждение Национального плана противодействия коррупции, создание Национального антикоррупционного комитета, принятие Федерального закона от

25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и др.

2 Волженкин Б.В. Корыстные злоупотребления по службе (хищения, взяточничество, злоупотребление служебным положением: уголовно-правовая характеристика и проблемы квалификации: Дис. ... д-ра юрид. наук в форме научного доклада, выполняющего также функции автореферата. - М., 1991. С. 12.

3 Волженкин Б.В. Коррупция и уголовный закон // Правоведение. 1991. № 6. С. 64.

4 Гальперин И.М. Организованная преступность, коррупция и уголовный закон // Социалистическая законность. 1989. № 4. С. 34.

5 Никифоров А.С. Контроль над преступностью в России // Государство и право. 1994. № 5. С. 79.

6 Егорова Н.А. Уголовно-правовые формы борьбы с коррупцией в новых экономических условиях: Дис. ... канд. юрид. наук. - Саратов, 1996. С. 37.

7 Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка. Ст. 7. Принят резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. URL: http://www.un.org/ ru/documents/decl_conv/conventions/code_of_conduct.shtml

8 Маслов О.Ю., Прудник А.В. Краткая история борьбы с коррупцией в Российской Федерации 1991-2010. URL: http:// www.polit.nnov.ru/2010/04/18/rosHistoryKorr/

9 Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=law; n=81294

10 Антикоррупционная общественная приемная «Чистые руки». Независимый годовой доклад «Коррупция в России» за период 14 января 2013 г. - 31 августа 2014 г. URL: http:// corrupcia.net/aboutnews/item-1346.html (дата обращения: 01.10.2014).

11 Криминология / Под общ. ред. А.И. Долговой. - М.: Норма; Инфра-М, 2010. С. 112; Теоретические основы исследова-

ния и анализа латентной преступности / Под ред. С.М. Инша-кова. - М., 2011. С. 5.

12 Гончаренко Г.С. Предпосылки коррупции и коррупционной преступности // Российская юстиция. 2013. № 9.

13 Федеральная служба государственной статистики. Российский статистический ежегодник. - М., 2005, 2009, 2010, 2011, 2012. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/publications/catalog/

14 По данным информационного агентства Интерфакс. URL: http://interfax.ru/txt.asp?id=242603&sec=1476&sw=%F0% E0%E7%EC%E5%F0+%F2%E5%ED%E5%E2%EE%E9+%FD%EA %EE%ED%EE%EC%E8%EA%E8&bd=22&bm=4&by=2012&ed=2 2&em=5&ey=2012&secid=0&mp=2&p=1

15 Путин. Коррупция: Независимый экспертный доклад / Милов В., Немцов Б., Рыжков В., Шорина О. URL: http://www. putin-itogi.ru/f/Putin-i-korruptsiya-doklad.pdf

16 URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/580475/

17 Путин. Коррупция: Независимый экспертный доклад / Милов В., Немцов Б., Рыжков В., Шорина О. URL: http://www. putin-itogi.ru/f/Putin-i-korruptsiya-doklad.pdf

18 URL: http://www.newsland.ru/news/detail/id/580475/

19 Кутернина Р.В. Коррупция в органах государственной власти и обстоятельства, способствующие криминальности правящей элиты // Коррупция как глобальная проблема современности. URL: http://www.crime.vl.ru (дата обращения: 06.10.2014).

20 По данным информационного агентства РИА-НОВОСТИ. URL: http://ria.ru/economy/20110201/329132334.html

21 Выступление председателя Верховного Суда РФ В. Лебедева на совещании председателей судов субъектов Российской Федерации 27 января 2009 г. // Коммерсантъ. 2009. 28 окт.

22 Кировский областной суд. Справка о результатах обобщения практики рассмотрения судами Кировской области уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности за 2013 г. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base= SOJ; n=875332

23 Антикоррупционная общественная приемная «Чистые руки». Коррупция в России за период 14 января 2013 г. - 31 августа 2014 г.: Независимый годовой доклад. URL: http://corrupcia. net/aboutnews/item-1346.html (дата обращения: 01.10.2014).

24 Кудрявцев В.Н. Социальные причины организованной преступности и коррупции // Чиновник. 2000. № 1 (7).

25 СПС КонсультантПлюс.

26 СПС КонсультантПлюс.

v

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.