УДК 343.85
Е.П. Шляхтин
Р.Ф. Степаненко
противодействие деятельности экстремистских организаций и сообществ: актуальные проблемы теории и практики
counteraction to the activities of extremist organizations AND communities: ACTuAL problems of THEoRy AND practice
В статье рассматриваются общетеоретические и практические проблемы противодействия преступности экстремистской и террористической направленности. Актуальность исследования подтверждается эмпирическими данными, теоретическими положениями, а также анализом действующего законодательства. Авторы приходят к выводу о необходимости проведения фундаментальных и системных исследований феноменов экстремизма и терроризма, совершенствовании нормативных правовых актов и превентивной деятельности правоохранительных органов, в совокупности способствующих выявлению и минимизации причин и условий данных видов преступности.
Ключевые слова: экстремизм, терроризм, превенция, оперативно-розыскная деятельность, марги-нальность, преступная организация, преступное сообщество.
The paper considers general theoretical and practical problems of countering criminality of extremist and terrorist orientation. The relevance of the study is confirmed by empirical data, theoretical provisions, as well as analysis of the current legislation. The authors come to the conclusion that it is necessary to conduct fundamental and systematic studies of the phenomena of extremism and terrorism, the improvement of normative legal acts and the preventive activity of law enforcement bodies, which together contribute to the identification and minimization of the causes and conditions of these types of crime.
Key words: extremism, terrorism, prevention, search activities, marginality, criminal organization, criminal association.
Выступая на расширенном заседании коллегии МВД России 9 марта 2017 года, Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил, что ключевой задачей органов внутренних дел остается борьба с экстремизмом. Он потребовал самым жестким образом пресекать деятельность экстремистских организаций, оперативно реа-
гировать на любые экстремистские проявления, от кого бы они ни исходили, а также мгновенно реагировать на любые сигналы о готовящихся акциях экстремистов, проводить соответствующие профилактические мероприятия и действия, особенно в молодежной среде1.
Радикализм, экстремизм, терроризм - терми-
Степаненко Равия Фаритовна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Казанского (Приволжского) государственного университета; заведующая кафедрой теории и истории государства и права УВО «Университет управления «ТИСБИ» (г. Казань)
Шляхтин Евгений Павлович, начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности Казанского юридического института МВД России тел. (843) 277-78-00 © Степаненко Р.Ф., 2017 © Шляхтин Е.П., 2017
Статья получена: 12.04.2017. Статья принята к публикации: 19.05.2017. Статья опубликована онлайн: 20.06.2017.
1 URL : // http://kremlin.ru/events/president/news/54014 (дата обращения : 17.03.2017).
ны, которые в последние годы все чаще используются в нашей лексике и ассоциируются с такими понятиями, как насилие, жестокость, агрессия, ненависть. «Экстремизм» (от лат. ех^етш - крайний) означает противоправную деятельность юридических и физических лиц, основанную на приверженности крайним взглядам и сопровождающуюся неприятием инакомыслия и нетерпимостью к носителям иных взглядов, направленную на умаление и отрицание основ государственного строя, принципов и общепризнанных норм международного права, общества и государства. Юридическое содержание понятия экстремистской деятельности (экстремизма) в российском законодательстве раскрывается в Федеральном законе РФ от 25 июля 2002 г. № 114- ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»2.
Российская Федерация является крупнейшим полиэтничным государством, функционирующим на федеративной основе, в котором проживают представители более 180 этнических общностей (народов), обладающих уникальными особенностями традиционной соционормативной, духовной и материальной культуры, сыгравших особую историческую роль в формировании российской государственности. Тем не менее за два с небольшим десятилетия в российском государстве сформировался комплекс политических, социально-экономических, этнических, религиозных и иных проблем, многие из которых обусловлены как отсутствием целенаправленной и системной идеологической работы в реформируемой с 90-х годов ХХ века России, так и новыми вызовами, имеющими глобальный характер (деятельность международных террористических организаций, неуправляемые потоки нелегальной миграции, сложности с интеграцией и адаптацией участников миграционных потоков в политическом, экономическом и социокультурном пространстве в государствах-реципиентах и др.). На этом фоне в отдельных российских регионах также возникают процессы обострения национально-религиозных и межэтнических отношений, которые иногда приобретают характер противостояния, интенсифицируемые деятельностью различных организаций и сообществ экстремистской направленности.
Мы выражаем согласие с мнением И.М. Усма-нова, что на территории Российской Федерации действуют представители более 150 радикальных экстремистских группировок [1, С. 95; 2, С. 11], члены которых пропагандируют культ национализма, расового и религиозного превосходства, воплощают свою «идеологию» на практике
путем криминального насилия. Характерной их особенностью является слияние с общеуголовной преступностью. Идеологи экстремизма в расчете на возникновение значительного общественного резонанса пытаются вовлечь в противоправные насильственные акции молодежь, в частности, студенчество и участников молодежных неформальных групп. Как следствие развития такого явления, все большую остроту и актуальность для многих российских городов приобретают проблемы, связанные с участившимися фактами проявления молодежного экстремизма, усилением националистических и профашистских настроений.
Общее количество преступлений экстремистской направленности за 2006-2016 гг. в Российской Федерации составило свыше восьми тысяч (8328). Их динамика характеризуется следующими показателями: в 2006 г. число таких преступлений возросло до 263, в 2007 г. - до 356, в 2010 г. - до 656, в 2011 г. - до 622, в 2012 г. - до 696, в 2013 г. - до 896, в 2014 г. - до 1024 (+14,3%), в 2015 г. - до 1308 (+27,7%), а за 2016 г. составило 1499 случаев, или на 9,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года [5]. Указанные данные свидетельствуют, с одной стороны, о тенденциях роста преступлений, являющихся различными проявлениями экстремизма, но с другой - об эффективно организованной совместной работе всех правоохранительных структур в координации их деятельности с органами государственной власти.
Аналогичные результаты по итогам 2016 года в Республике Татарстан выглядят следующим образом: выявлено 38 преступлений экстремистской направленности и 45 - террористического характера. Вынесены приговоры по 26 ранее возбужденным делам. К уголовной ответственности привлечены 28 человек. В 2016 году правоохранительными органами Татарстана предотвращен террористический акт на Казанском авиационном заводе. Благодаря слаженным действиям МВД по Республике Татарстан совместно с ФСБ нанесен удар по деятельности запрещенной в РФ международной террористической организации «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами», в отношении тридцати ее участников возбуждены 13 уголовных дел, в том числе в отношении участницы женской ячейки в Альметьевске и группы уроженцев Татарстана, проживающих в Швеции и пропагандирующих радикальные действия. Осуждены семь татар-станцев, которые воевали на стороне террористов в Сирии, еще один объявлен в розыск. Всего же по данным фактам возбуждено 26 уголовных дел. Предотвращено шесть массовых драк между футбольными фантами (ультрас) - 137 человек при-
2 Федеральный закон РФ «О противодействии экстремистской деятельности» : от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ : с изм. и доп. URL : http://www.consultant.ru (дата обращения : 06.04.2017).
влечены к административной ответственности3.
Рассматриваемая проблема изучается современной юридической наукой на общеправовом (правовая философия, правовая социология, правовая политология, экономико-правовые и психолого-правовые концепции и др.), межотраслевом (синтез теории права и государства и криминологии, международного и уголовного права, конституционного, административного и других отраслей), отраслевом (уголовное, уголовно-процессуальное право, оперативно-розыскная деятельность и т.д.) уровнях в различных интерпретационных схемах и подходах.
Алгоритм современных концепций и теорий топологически многообразен и представлен, начиная с изучения и анализа локального и регионального законодательства до международно-правовых договоров и нормативных правовых актов, с рассмотрения, например, миграционного законодательства до резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Масштабность проблем национализма, ксенофобии, экстремизма, терроризма охватывает, к сожалению, значительные сферы метапространства (международный уровень), мегапространства (территории отдельных государства), региональных (территории субъектов) и локальных образований (административно-территориальные единицы).
Познание общей теорией права феноменов экстремизма и терроризма представляется нам весьма актуальным и целесообразным как с научной, так и практической точек зрения. Выявление особенностей и закономерностей возникновения таких предельно деструктивных общественно-опасных явлений, изучение их каузальной природы и многое другое, принципиально важно для эволюции государственности и функционирующих в ней систем законности и правопорядка.
В частности, общеправовая теория маргиналь-ности, помимо отмеченных сфер объектно-предметных областей исследований, останавливает свое внимание на содержательном анализе российского и международного законодательства в части их роли в превенции маргинальной преступности и ее радикальных направлений. Нами отмечается, что проблема социально-правовой маргинальности, прямо и опосредованно находящаяся в сфере законодательного регулирования, обращает на себя пристальное внимание, прежде всего, субъектов правотворчества в области международного права. Еще в 90-х годах прошлого ХХ столетия в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 15 декабря 1990 г. № 45/12
маргинальность рассматривалась как негативное социально-опасное явление, характеризующееся наличием в современных государствах значительного числа «рискогенных» групп переселенцев, мигрантов, беженцев, несовершеннолетних, воспитывающихся в неблагополучных семьях, лиц, злоупотребляющих спиртными напитками и наркотическими средствами, и др. с устойчивыми стереотипами нежелательного неправового поведения. Данная резолюция призывает обратить внимание на проблемы маргинальности государственные органы, институты правосудия и правоохранительные системы, средства массовой информации и ученых, разрабатывающих программы и политику предупреждения правонарушения в формате совместной деятельности Организации Объединенных Наций [3, С. 78].
Изучение социально-психологических характеристик личности, находящейся в пограничном, отчужденном положении от соционормативного пространства приводит к формулированию научных положений о последствиях негативного воздействия феномена маргинальности, на качество правовых отношений, выражающихся в:
1) сублимации, т.е. возможности преобразования, смены негативной поведенческой мотивационной сферы на позитивное правомерное поведение;
2) эскапизме - «забвении» либо «уходе» от проблем через использование искусственных возбудителей (алкоголь, наркотики, иные транквилизаторы); 3) фрустрации, т.е. пребывании в состоянии безысходности, отчаяния, неверия и аномии, в особенности в структуре акцентуированной или аддиктивной личности, в совокупности, ведущих к агрессии, в том числе аутоагрессии; 4) протест-ныхреакциях, т.е. совершении правонарушений, в том числе преступлений, создании конфликтных ситуаций противоправного и общественно опасного характера (бунт, мятеж по отношению к причинам сложившегося маргинального положения или обстоятельств, совершение таких противоправных деяний, как акты экстремистской или террористической направленности [4, С. 44], что непременно должно учитываться сотрудниками правоохранительных структур). Безусловно, данная сфера правовых исследований представляется наиболее значимой с точки зрения реализации прогностической функции права, призванной обнаруживать, разъяснять и транслировать в социокультурное, в т.ч. нормативное (законодательное) пространство важность своевременного выявления и предупреждения преступной деятельности экстремист-
3 Статистические данные взяты из экспресс-информации ГИАЦ МВД РФ «Отчет о преступлениях террористического характера, экстремистской направленности и связанных с террористической деятельностью» за период с 2006 по 2016 гг. URL : https://10.5.0.16/csi/ (дата обращения : 06.04.2017).
ской и террористической направленности.
Совершенствование административного и уголовного законодательства вкупе с системой мер политического, экономического, социокультурного и другого характера предполагает осуществление прогностики и превенции правонарушений, а уж затем, в случае недостаточной эффективности или несвоевременности этих мер, ужесточение наказаний за совершаемые преступления. Недавно подписанные Президентом России поправки к закону, ужесточающие наказание за преступления, связанные с экстремистской деятельностью, на практике демонстрируют недостаточную эффективность профилактической деятельности всей совокупности задействованных в этой работе субъектов.
Для решения данных проблем в первую очередь требуются прозрачные материальные и процессуальные механизмы согласованной работы всех научных государственных и общественных институтов. Для реализации системного (комплексного) подхода в реформировании законодательства, во-первых, необходимы детальные и глубокие доктринальные основы совершенствования системы нормативных правовых актов, устанавливающие взаимодействие между собой субъектов превенции для достижения цели минимизации преступлений экстремистской направленности. Во-вторых, необходима координация деятельности оперативных подразделений территориальных и иных органов МВД России и ФСБ России, а также Следственного комитета Российской Федерации по всему спектру мер, направленных на предупреждение и пресечение общественно опасных деяний инициаторов, организаторов, исполнителей и «вербовщиков» религиозного экстремизма. Результаты изучения следственно-судебной практики показали, что наибольшую опасность для безопасности Российской Федерации представляет формирование «идейной основы» национализма, ксенофобии, радикализма в составе экстремистских и террористических организаций и объединений, нацеленных как на административно-территориальные изменения в отдельных регионах, так и на нарушение территориальной целостности российского государства. Большая часть террористических актов и преступлений экстремистской направленности совершается не преступниками-одиночками, а представителями достаточно крупных криминальных организаций, сложившихся в подходящих для этого социально-политических, экономических и социокультурных условиях, которые опираются на собственную идеологическую и ресурсную базы. Дальнейшее изучение свидетельствует о том, что лица, совершающие преступления экстремист-
ской направленности, прекрасно осведомлены о возможных последствиях своей противоправной деятельности и, как правило, желают их скорейшего наступления. С их стороны предпринимаются меры по активному противодействию как усилиям правоохранительных органов выявить и задокументировать в установленном порядке их противоправную деятельность, так и в дальнейшем по препятствованию уголовному расследованию и судебному процессу. Ими используются все возможные пробелы и коллизии российского законодательства, а также осуществляются попытки воздействия на России как государство и ее правоохранительные структуры через разнообразные международные правозащитные и иные общественные объединения (организации).
Вышесказанное подтверждает необходимость системного подхода к решению обозначенных проблем, в том числе с применением оперативно-розыскных сил, средств и методов, что обусловливает необходимость всестороннего исследования вопросов, связанных не только с совершенствованием организации и тактики оперативно-розыскной деятельности в этом направлении, но и одновременно совершенствованием российского законодательства, регулирующего правоотношения в сфере противодействия экстремизму-терроризму. Несмотря на наличие значительного числа научных и учебно-методических работ по рассматриваемой тематике, в российских правоохранительных органах отсутствует необходимое число методических материалов, связанных с проблемой выявления и оперативно-розыскного документирования преступлений, совершаемых участниками экстремистских организаций и объединений, в том числе связанных с их организацией и деятельностью, что говорит о потребности дальнейших исследований в данной сфере. К другой проблеме российского законодательства следует отнести то, что, с одной стороны, есть теоретическое одобрение проведения оперативно-розыскных мероприятий (например, оперативное внедрение), а с другой - условия по их практическому применению трудновыполнимы.
В данном смысле своевременное принятие решений со стороны российского государства, его законодательных и правоохранительных органов позволит разрешить некоторые серьезнейшие проблемные задачи работы оперативных подразделений субъектов оперативно-розыскной деятельности и будет способствовать активизации комплексного противодействия проявлениям экстремизма-терроризма в т.ч. с использованием конфиденциального содействия граждан.
Для повышения эффективности работы по предупреждению и противодействию соверше-
ния преступлений экстремистского характера (на различных уровнях) необходимо, на наш взгляд, решить ряд следующих практических задач:
1. Используя возможности оперативных подразделений органов внутренних дел, необходимо принимать меры к своевременному выявлению и устранению причин и условий проникновения идей экстремизма на территорию РФ.
2. Оперативно-розыскная деятельность должна быть направлена на повышение эффективности скоординированных антитеррористических мер по пресечению вербовки новых адептов в ряды экстремистских, террористических организаций. В связи с этим необходимо организовать взаимообмен оперативно-значимой информацией в отношении лиц, проходящих обучение в зарубежных и российских религиозных образовательных учреждениях.
3. С целью повышения профессиональной компетенции сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел, связанной с противодействием разнообразным экстремистским проявлениям, разработать специальный образовательный курс, раскрывающий сущность псевдорелигиозных учений, тактику выявления и документирования деятельности экстремистских организаций и сообществ. В связи с этим необходимо подготовить соответствующие данной тематике учебные и учебно-методические материалы, авторами которых выступили бы авторитетные ученые и опытные практики оперативно-розыскной деятельности.
4. Требуется изучение целесообразности внесения некоторых изменений в российское уголовное законодательство по вопросу освобождения от правовой ответственности лиц, внедренных по заданию правоохранительных органов (субъектов оперативно-розыскной деятельности) в состав организованных преступных формирований (преступных организаций), в частности, экстремистских и террористических, в случае совершения ими противоправных действий, связанных с обеспечением выполнения задания сотрудников
оперативно-розыскных органов.
5. Следует дополнить часть 3 статьи 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ следующим предложением: «... 6) лица, внедренные в организованные преступные группы, штатные негласные сотрудники органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и лица, оказывающие им содействие на конфиденциальной основе.», далее по тексту. Такое предложение продиктовано тем, что встречаются попытки неправомерного доступа к информации о персональных данных лиц, которые оказывают конфиденциальное содействие оперативным подразделениям государственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а необходимость получения подобных сведений обосновывается интересами следствия и иными соображениями. При этом с их стороны отмечается, что предусмотренные частью 2 статьи 12, частью 3 статьи 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»4, гарантии сохранения в тайне сведений о лицах, оказывающих содействие органам, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, на конфиденциальной основе, не могут являться основанием к отказу5.
Предлагаемые дополнения в законодательные акты отражают, прежде всего, методы совершенствования оперативной работы и не могут решить проблему минимизации и борьбы с экстремизмом полностью. Приблизиться к ее решению можно только с помощью решений определенных проблем политического, социально-экономического и иного характера. Успех противодействия экстремизму и терроризму может быть достигнут только в случае совместного, заинтересованного участия всех ветвей государственной власти, органов самоуправления, образовательных учреждений, правоохранительных структур, представителей средств массовой информации, религиозных деятелей различных конфессий, а также всего гражданского общества и населения в целом.
список литературы
1. Усманов И. М. Проявления современного экстремизма на примере Республики Татарстан // Право и безопасность. 2012. №3-4 (43). С. 95.
2. Шляхтин Е. П. К вопросу о выявлении и документировании деятельности экстремистских сообществ и экстремистских организаций // Стратегии противодействия вызовам преступности в России на современном этапе : материалы XIX Международной научно-практической конференции Краснодарский университет МВД России. Краснодар : Краснодарский университет МВД России, 2016.
3. Степаненко Р. Ф. Институциональное содержание общеправовой теории маргинальности : монография / под ред. О.Ю. Рыбакова. Казань. 2015. С. 7,8.
4. Степаненко Р. Ф. Социально-психологические и юридические механизмы детерминации правовой маргинальности // Государство и право. 2016. № 5.
4 Об оперативно-розыскной деятельности : Федеральный закон РФ от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ : с изм. и доп. Доступ из СПС Консультант Плюс. URL : https://www.consultant.ru (дата обращения : 01.05.2017).
5 См. Постановление судьи Нижегородского областного суда Д.В. Шиленкова по делу №0-147/14 от 28.11.2014 г. (листы дела 3).