УДК 340
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАТИВНО НАКАЗУЕМОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ
В ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
(часть 2)
© 2017 М. А. Яворский
Аннотация. В статье раскрываются теоретические аспекты административно наказуемого экстремизма, представлен развернутый комментарий к ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Автором отмечается, что указанные правонарушения составляют основу всех экстремистских правонарушений, совершаемых в том числе и в учреждениях уголовно-исполнительной системы России.
Ключевые слова: противодействие экстремизму, пенитенциарные учреждения, экстремистские материалы, административная ответственность.
COUNTERACTION TO ADMINISTRATIVELY PUNISHABLE EXTREMISM IN THE PENAL SYSTEM OF RUSSIA: THE THEORETICAL ASPECTS
(part 2)
© 2017 M. Yavorsky
Summary. In part 2 of the article the theoretical aspects of the administratively punishable extremism is revealed, a detailed comment to Art. 20.29 of the Code of Administrative Offences is given. The author notes that these violations are the basis of all extremist crimes committed in penal institutions of Russia as well.
Keywords: counteraction to extremism, penal instittutions, extremist materials, administrative responsibility.
В настоящее время распространение экстремистских материалов в пенитенциарной системе России представляет собой значительную проблему, в решении которой главная роль должна отводиться самим учреждениям, исполняющим наказание в виде лишения свободы и обеспечивающим изоляцию правонарушителей от общества.
Результаты анализа деятельности учреждений и органов ФСИН России по противодействию экстремизму за 2013-2014 гг., осуществленного Генеральной прокуратурой Российской Федерации, общедоступные материалы судебной практики за 2015-2016 гг. свидетельствуют о беспрецедентном росте числа выявленных фактов административно наказуемого экстремизма в следственных изоляторах (СИЗО) и исправительных учреждениях (ИУ) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (УИС России), ответственность за которые предусмотрена ст. 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) - «Производство и распространение материалов экстремистского характера»:
«Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а равно их производство либо хранение в целях массового распространения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей или
ЮРИАИЧЕСКИЕ НАУКИ
административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства» .
Указанная норма была введена в гл. 20 кодекса Федеральным законом № 211-ФЗ 24 июля 2007 г. в связи с совершенствованием государственного управления в сфере противодействия экстремизму и вступила в действие с 12 августа 2007 г.2 С тех пор ст. 20.29 остается практически без изменений, за исключением ужесточения ответственности в мае 2015 г. в сторону увеличения штрафа для юридических лиц3.
Рассмотрим состав (совокупность признаков) административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере противодействия экстремистской деятельности: общественный порядок и общественная безопасность.
Объективную сторону правонарушения составляют действия, направленные на производство и массовое (доступное широкой массе людей) распространение материалов, внесенных в опубликованный список экстремистских материалов (ФСЭМ). Ст. 13 Закона «О противодействии экстремистской деятельности» на территории Российской Федерации запрещаются распространение экстремистских материалов, а также их производство или хранение в целях распространения.
Распространение заключается в продаже, доставке, раздаче, рассылке, трансляции и иных действиях, направленных на популяризацию экстремистских материалов. Под массовым распространением экстремистских материалов следует понимать деятельность, направленную на ознакомление с экстремистскими материалами неограниченного круга лиц, в том числе через компьютерные сети либо иные электронные издания. Массовое распространение экстремистских материалов должно быть рассчитано на неопределенный круг потребителей. Не является массовым распространением передача экстремистских материалов определенному субъекту для ознакомления без цели последующего массового распространения.
Приведем пример. В 2014 г. в ИУ № 4 УФСИН России по Республике Мордовия осужденный Р. в условиях исправительного учреждения предпринимал попытки по склонению традиционных мусульман к радикальному течению ислама «салафизму» путем распространения среди осужденных колонии литературы, внесенной Министерством юстиции Российской Федерации в список экстремистской и запрещенной к использованию на территории Российской Федерации. Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия привлек осужденного Р. по ст. 20.29 КоАП РФ (распространение экстремистских материалов) к административной ответственности в виде штрафа.
Под производством экстремистских материалов понимается изготовление, выработка, создание экстремистской продукции. К информационным материалам относятся: печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные материалы. Экстремистскими являются: документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, а также любые публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы. Материалы признаются экстремистскими судебными
1 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) // Информационно-правовой портал «Гарант».
2 Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ (с изм. и доп.) // Информационно-правовой портал «Гарант».
3 Федеральный закон «О внесении изменений в ст. 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 2 мая 2015 г. № 116-ФЗ (последняя редакция) // Информационно-правовой портал «Гарант».
органами по месту их обнаружения, распространения или нахождения организации, осуществившей производство таких материалов, на основании заявления прокурора или при производстве по соответствующему делу об административном правонарушении, гражданскому или уголовному делу.
Федеральный орган государственной регистрации на основании решения суда о признании информационных материалов экстремистскими в течение тридцати дней вносит их в список (ФСЭМ), который размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации, подлежит опубликованию в средствах массовой информации в установленном порядке.
Субъективная сторона правонарушения характеризуется прямым умыслом: лицо осознает противоправность своих действий, предвидит, что в результате их совершения будет нарушен общественный порядок и общественная безопасность, и желает наступления негативных последствий.
Пленум Верховного суда Российской Федерации представил рекомендации по разграничению отдельных преступлений и административных правонарушений экстремистской направленности в правоприменительной практике. Так, отграничение преступления экстремистской направленности, предусмотренного ст. 282 УК РФ, от сходного состава административного правонарушения, закрепленного ст. 20.29 КоАП РФ, должно проводиться по субъективным признакам соответствующих составов:
1) вышеуказанное преступление экстремистской направленности совершается только с прямым умыслом;
2) целью его совершения является возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе.
Таким образом, рекомендуется при рассмотрении вопроса о том, является ли массовое распространение экстремистских материалов преступлением или административным правонарушением, исходить из направленности умысла лица, распространяющего
4
указанные материалы .
Приведем пример. В январе 2017 г. Следственным управлением СК России по Калужской области было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти и вражды) в отношении осужденного С., который, отбывая наказание в ИК № 5 УФСИН России по Калужской области, в составе группы лиц осуществлял пропаганду в среде осужденных идеологии нацизма, в том числе используя возможности сети Интернет.
В последнее время в связи с расширением сферы действия запретов, установленных уголовным законодательством России, на практике нередко возникает вопрос о разграничении преступлений, ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 282.2 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации»), от экстремистского правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 20.29 КоАП РФ. Аргументированной и взвешенной точкой зрения на данный вопрос является мнение А. Г. Хлебушкина, который указывает на то, что если распространение материалов экстремистской организации, включенных в ФСЭМ, осуществлялось с умыслом на склонение, вербовку или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации, то такие действия необходимо квалифицировать по ч. 1.1 ст. 282.2. УК РФ - «Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистской организации»5.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, могут быть как физические лица (граждане и должностные лица),
4 Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28 июня 2011 г. № 11 г. // Российская газета: Федер. вып. - 2011. - № 5518(142).
5 См.: Хлебушкин А. Г. Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере охраны основ конституционного строя: дис. ... д-ра юрид. наук. - СПб., 2016. - С. 465.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
осуществляющие массовое распространение (производство и хранение в целях массового распространения) экстремистских материалов, включенных в ФСЭМ, так и организации (юридические лица).
Приведем примеры. В ФКУ ИК № 1 УФСИН России по Республике Мордовия осужденный допустил хранение в целях массового распространения экстремистской литературы, внесенной в опубликованный список экстремистских материалов, путем рекомендации для прочтения вышеуказанных материалов другим осужденным исправительного учреждения.
В январе 2015 г. прокуратура Свердловской области возбудила дело об административном правонарушении по ст. 20.29 КоАП (массовое распространение экстремистских материалов) в отношении начальника отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ ИК-2 ГУФСИН России по Свердловской области.
По постановлению прокурора ФКУ ИК № 10 УФСИН России по Ульяновской области как юридическое лицо было привлечено к административной ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ и оштрафована на 100 тыс. р. В ходе проверки, проведенной прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, было установлено, что в мечети, расположенной на территории исправительного учреждения, находилась литература, внесенная с федеральный список экстремистских материалов.
Протокол об административном правонарушении должен соответствовать требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и быть составлен только уполномоченным должностным лицом. В противном случае он может быть признан недопустимым доказательством, а производство по административному делу будет прекращено.
Повышенная социальная опасность административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, обусловливает альтернативную административную юрисдикцию: дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
В завершение сформулируем общие выводы, касающиеся характеристики юридического состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ.
1. Деяния, составляющие состав правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, представляют собой административно наказуемую форму экстремистской деятельности.
2. Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, являются общественный порядок и общественная безопасность.
3. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, выражается в противоправных действиях, недвусмысленно указанных в законе, которые в наиболее общем и упрощенном виде могут быть представлены как «распространение экстремизма».
4. Ст. 20.29 не имеет специального субъектного состава, к ответственности могут быть привлечены граждане (достигшие шестнадцатилетнего возраста), должностные и юридические лица. Чаще всего субъектами правонарушения выступают физические лица.
5. С субъективной стороны совершение правонарушения, предусмотренного ст. 20.29 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ, возбуждаются прокурором (ч. 1 ст. 28.4). Протоколы об административных правонарушениях также вправе составлять должностные лица полиции (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).
7. Сотрудники УИС России не наделены правами по составлению протоколов о правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ.
8. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.29 КоАП РФ, рассматриваются только судьями районных судов.
9. Отечественное административное законодательство выступает в качестве важнейшего средства противодействия экстремизму.
Необходимо отметить, что многочисленные факты распространения литературы и других материалов экстремистской направленности выявлены в последнее время в СИЗО и ИУ практически во всех территориальных органах УИС России, исполняющих наказание в виде лишения свободы и обеспечивающих изоляцию от общества, привели к дополнению антиэкстремистских подзаконных актов, издаваемых органами исполнительной власти. Так, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. № 295, был установлен запрет на получение, приобретение, хранение и распространение осужденными изданий, пропагандирующих войну, разжигание национальной и религиозной вражды, культ насилия или жестокости. Этим же приказом в перечень вещей и предметов, запрещенных к обороту в среде осужденных к лишению свободы, включена литература и документы, а также информация на любых носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности6.
Закрепление и совершенствование теоретических знаний о формах проявления экстремистской деятельности, формирование умений и навыков их предупреждения, выявления и документирования, на современном этапе развития УИС России должны стать неотъемлемой частью профессиональной подготовки сотрудника исправительного учреждения.
При организации работы по профилактике проявлений экстремизма в учреждениях УИС России, обеспечивающих изоляцию от общества, необходимо уметь ориентироваться в текущем своде правил, определяющих основные принципы и порядок привлечения к административной ответственности, знать признаки, позволяющие отграничить экстремистское административное правонарушение от преступления.
Необходимые знания помогут правильно квалифицировать правонарушения экстремистского характера, принимать законные решения по делам об административных правонарушениях, обеспечить соблюдение правопорядка и законности в рассматриваемой сфере государственного управления.
Библиографический список
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 12.01.2017).
Постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности» от 28 июня 2011 г. № 11 // Российская газета. Федеральный выпуск, 2011. - № 5518(142).
Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 16 декабря 2016 г. № 295 [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.01.2017).
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму» от 24 июля 2007 г. № 211-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 12.01.2017).
Федеральный закон «О внесении изменений в ст. ст. 13.15 и 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» от 2 мая 2015 г. № 116-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс] // Информационно-правовой портал «Гарант» (дата обращения: 12.01.2017).
Хлебушкин, А. Г. Уголовно-правовая политика Российской Федерации в сфере охраны основ конституционного строя: дис. ... д-ра юрид. наук / А. Г. Хлебушкин. - СПб., 2016. - 480 с.
6 Приказ Министерства юстиции Российской Федерации «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» от 16 декабря 2016 г. № 295 [Электронный ресурс] // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. - Режим доступа: publication.pravo.gov.ru (дата обращения: 21.01.2017).